Объекты и субъекты муниципальной собственности. Субъекты муниципальной собственности

1. Понятие. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Отделение муниципальной собственности от государственной впервые было закреплено в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР". В настоящее время муниципальная собственность признается отдельной формой собственности и защищается государством наравне с иными формами собственности в Конституции РФ (п. 2 ст. 8, ст. 130), ГК РФ (п.1 ст. 212), Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон) и в иных актах.

Муниципальная собственность создается для решения вопросов местного значения – вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абз. 10 ст. 2 Закона). Право муниципальной собственности - право лиц, населяющих определённую территорию, решать вопросы местного значения путём владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом.

2. Субъекты права муниципальной собственности. Их состав и принципы формирования определены напрямую в ст. 131 Конституции РФ: местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п. 1 ст. 215 ГК и ст. 10 Закона субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения).

Городское поселение - это город (кроме городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) или поселок. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов). Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Внутригородская территория города федерального значения – это часть территории города федерального значения (например, муниципальное образование Преображенское в г. Москве).

Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований. Органы местного самоуправления, которые от имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, определяются населением, проживающим на их территории, самостоятельно (местные советы, собрания народных представителей, думы, администрации, префектуры и др.). Единой системы органов самоуправления в стране не существует.



Структура органов местного самоуправления состоит из представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа), контрольного органа муниципального образования, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (ч. 1 ст. 34 Закона).

Правовой статус представительных органов местного самоуправления неодинаков, поскольку одни являются юридическими лицами, а другие – нет. Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казёнными учреждениями и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ст. 41 Закона).

Муниципальное образование может участвовать в гражданском обороте опосредованно и непосредственно. В первом случае создаются муниципальные унитарные предприятия и учреждения, которые наделяются имуществом от собственника (муниципального образования). При непосредственном участии от имени муниципального образования в гражданских правоотношениях выступают органы местного самоуправления. Такие органы, как правило, наделяются правами юридического лица в организационно-правовой форме учреждений. Если они не наделяются правами юридического лица, то определяется другой муниципальный орган, который является юридическим лицом, и, следовательно, может выступать в гражданском обороте от своего имени.

В литературе для участия в гражданском обороте публичных образований предлагается использовать конструкцию юридического лица публичного права (или публичного юридического лица), которая применяется в праве зарубежных стран. К юридическим лицам публичного права предлагают относить государственные органы (министерства, ведомства и др.), органы местного самоуправления, наделённые правами юридического лица для выполнения возложенных на них публичных функций. Однако государство не является юридическим лицом публичного права, оно считается особым субъектом права наряду с гражданами и юридическими лицами. Применение же к нему, к его правам и обязанностям, при участии в гражданском обороте правил о юридических лицах – не более чем приём законодательной техники.

Понятие юридического лица, имеющееся в ГК РФ, является цивилистическим. Особенности тех или иных разновидностей юридических лиц, выполняющих публичные функции в гражданском обороте (государственных корпораций, некоторых государственных органов), закреплены в специальных законах.

3. Объекты. В муниципальной собственности находится имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49 Закона). Объекты, находящиеся только в муниципальной собственности, перечислены в Постановлении ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1. Муниципальным образованиям на праве собственности могут принадлежать любые земельные участки, водные объекты безотносительно к их функциональной принадлежности. Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК):

· имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

· муниципальная казна соответствующего муниципального образования.

Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Муниципальные образования, являясь собственниками этого имущества, в значительной степени лишены возможности напрямую осуществлять принадлежащие им правомочия владения, пользования и распоряжения. За них эти правомочия осуществляют соответствующие предприятия и учреждения.Органы местного самоуправления как собственники имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Казна муниципального образования включает:

· средства местного бюджета;

· иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Местный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств (доходы и расходы), предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет.

Иное имущество, составляющее казну муниципального образования, - это акции открытых акционерных обществ, земельные участки, водные объекты, здания, строения, сооружения, не закрепленные за конкретными муниципальными организациями. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

Муниципальная собственность имеет целевой характер. Поэтому Закон содержит перечень объектов муниципального имущества (ст. 50). Это имущество, предназначенное для: 1) решения вопросов местного значения (например, на содержание дорог, жилищно-коммунального хозяйства); 2) осуществления отдельных полномочий, переданных органам местного самоуправления от государства или других органов местного самоуправления; 3) обеспечения деятельности муниципальных органов, предприятий и учреждений, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; 4) решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. Таким образом, Закон определил исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. По справедливому замечанию Гаджиева Г.А. данный подход противоречит конституционному принципу равенства всех форм собственности, так как ставит частную собственность в доминирующее положение по отношению публичной.

4. Основания возникновения муниципальной собственностиможно разделить на две группы: специальные и общегражданские .

Специальными основаниями возникновения, присущими только муниципальной собственности, являются: отчисления от федеральных и региональных налогов; финансовые средства, переданные органами государственной власти для реализации отдельных государственных полномочий; поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК РФ); изъятие земельного участка для муниципальных нужд (ч. 1 ст. 279 ГК РФ); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ч. 1 ст. 239 ГК РФ), а также перераспределение публичного имущества на основании актов законодательства РФ и субъектов РФ. В отношении последнего основания законодательство противоречиво.

Согласно ч. 11 ст. 154 Закона от 22 августа 2004 г. относящееся к федеральной собственности имущество, которое может находиться в ведении субъектов РФ или муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в их собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. Возможность передачи федерального имущества в одностороннем порядке предусматривается и в п. 2 вышеуказанного Постановления ВС РФ N 3020-1, согласно которому объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Судебная практика также складывается таким образом, что при отсутствии согласия органа местного самоуправления суд обязывает его принять определенные объекты в муниципальную собственность. Это касается, прежде всего, социально значимых объектов (детские сады, школы, больницы, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения), а также жилищный фонд социального использования. Именно они оказались в крайне затруднительном материальном положении, когда были переданы в собственность муниципальных образований. Такие учреждения обычно не приносят никакой прибыли и требуют больших расходов. У муниципальных образований, как правило, нет достаточных средств для их содержания, а возложить полностью эти расходы на пользователей данных учреждений не представляется возможным.

В более сложной ситуации оказались собственники приватизированного жилья. В большинстве многоквартирных домов необходимо производство капитальных ремонтов. Само­стоятельно решить эту проблему домовладельцы не в состоянии, поскольку требуются существенные вложения. Государству, прежде чем переложить обязанность по со­держанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах на плечи собственников, необходимо было привести его в надлежащее состояние. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления «могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов». Однако это остается только правом, не обязательным для исполнения.

Указанная проблема решена Конституционным Судом РФ в Определении от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П, согласно которому при безвозмездной передаче в муниципальную собственность федерального имущества необходимо учитывать «волеизъявление» (то есть согласие – примечание автора)органа местного самоуправления на такую передачу(абзац 4 п.3). Недопустимо принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную и наоборот (то есть из муниципальной в федеральную) в одностороннем порядке, игнорируя согласие органов местного самоуправления на такую передачу.

Особенность муниципальной собственности в России в том, что она не может существовать без государственной собственности, постоянно нуждается в государственном финансировании. В Федеральном законе от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрено выделение бюджетных инвестиций на содержание школ, детских садов и некоторых других учреждений. Получается, что данные учреждения находятся в собственности муниципалитетов, но финансируются, в том числе, и из федерального бюджета.

Общегражданскими основаниями возникновения муниципальной собственности являются: прибыль, полученная муниципальными предприятиями и учреждениями; имущество, приобретённое по сделкам, в том числе поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и иные основания. Способы, присущие только публично-правовым образованиям: поступления от приватизации имущества; местные налоги и штрафы; плата, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; и другие способы.

Общегражданские основания приобретения права собственности муниципальными образованиями имеют специфику. Она проявляется при приобретении права собственности на основе договора, в частности, купли-продажи. Данный способ тщательно регламентирован специальными положениями законодательства: параграф 4 гл. 30 ГК РФ "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд", БК РФ, законы "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О приватизации государственного и муниципального имущества". Право собственности по договору у муниципальных образований возникает на основе государственных и муниципальных контрактов на поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, за исключением вложений в уставные капиталы юридических лиц - открытых акционерных обществ, а также совместных с другими лицами вложений в строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности.

5. Осуществление права муниципальной собственности. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 51 Закона). Подобное право также закреплено в ст. 215 ГК РФ. Муниципальные образования вправе издавать нормативные акты по вопросам, входящим в их компетенцию, например, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона).

Представительный орган муниципального образования (собрание депутатов) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а сделки от имени муниципального образования совершает глава местной администрации и другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, то есть выдерживается принцип разделения исполнительно-распорядительной и нормотворческой деятельности.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Под иными сделками можно понимать сдачу муниципального имущества в аренду, передачу в хозяйственное ведение и оперативное управление, приватизацию и т.п.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности. По вопросам, не входящим в их компетенцию, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм собственности в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, но не могут ограничивать их хозяйственную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. Они также самостоятельно распоряжаютсясредствами местных бюджетов, сумма превышения доходов над расходами у них не изымается.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования - субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"*(224)).

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований*(226).

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "д" ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. "в" и "г" ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении - государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

3.Содержание права государственной и муниципальной собственности.

По мнению С.М. Корнеева, управление не образует самостоятельного правомочия, а представляет собой синтез распоряжения и пользования, а владение включает в себя учет имущества, установление правил его хранения и осуществление государственного контроля за его использованием.

На разносторонний характер содержания права собственности указывал и В.П. Мозолин, предложивший новый вариант концепции разделенной государственной собственности. С его точки зрения «юридические правомочия собственника… подходят лишь для раскрытия содержания права хозрасчетной собственности (т. е. прав предприятия - И.А.). В отношении же права общегосударственной собственности они не всегда применимы. Основным правомочием в этом случае служит правомочие административно-организационного характера, направленное на обеспечение эффективного использования государственной собственности в интересах социалистического общества». Им охватываются «действия по созданию благоприятных условий хозяйствования... и осуществлению контроля».

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Практика строительства органов местного самоуправления идет по пути разграничения правомочий собственности от правомочия по управлению и даже «распоряжению» объектами муниципальной собственности. Права собственности подавляющее большинство уставов муниципальных образований закрепляет за муниципальными образованиями, а вот полномочия по управлению и распоряжению предоставляются главам администрации, администрациям муниципальных образований, их структурным подразделениям.

Публичный характер субъективного права муниципальной собственности предопределяет его субъектную неопределенность. Муниципальное образование в гражданском обороте составляет некий «идеальный субъект», никогда не появляющийся перед своим контрагентом «лично».

Реализация субъективного права муниципальной собственности таким образом возможна только теми способами, которые дают нам образ субъекта этого права. Критериями, позволяющими определить присутствие такого «образа» в отношениях гражданского оборота, выступают имя и интерес.

От имени и в интересах муниципального образования действуют органы местного самоуправления (представительные и исполнительные), реализуя правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Однако реализация этих правомочий осуществляется ими не обязательно и не главным образом в гражданско-правовых формах, каковыми служат разнообразные сделки, но в специфических формах управления и контроля. Эти способы принято называть непосредственным осуществлением права муниципальной собственности.

Непосредственная хозяйственная деятельность - производство и реализация товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг - не дело государства либо органов местного самоуправления. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение дохода или иной выгоды. Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-I запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

К непосредственным способам осуществления права муниципальной собственности относятся формы прямой демократии. В случаях, предусмотренных законом и уставами муниципальных образований, правомочия собственника осуществляется населением непосредственно.

Определила население муниципального образования , которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью . Это принципиальное положение получило дальнейшее развитие в ГК РФ: субъектами права муниципальной собственности объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. Таким образом, субъектами муниципальной собственности являются различные муниципальные (публично-правовые) образования в целом, а не их органы управления . Кроме того, подтверждена принципиальная установка на четкое разграничение государственной и муниципальной собственности.

От имени соответствующего муниципального образования – собственника – его правомочия и в соответствии со своей компетенцией управление муниципальной собственностью могут осуществлять те или иные его органы, а также по их специальному поручению и от их имени – юридические лица и граждане , что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Органы муниципального образования могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. Частью этого имущества – денежными средствами – они будут отвечать по своим обязательствам . При осуществлении ими правомочий собственника – муниципального образования – они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета , составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

Муниципальное имущество делится на две части:

  1. имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение;
  2. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет свои особенности – прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

Особенности участия в гражданском обороте муниципального образования:

  1. к муниципальным образованиям не могут применяться правила, регламентирующие создание и ликвидацию юридического лица ;
  2. в состав имущества муниципального образования, которым оно отвечает по своим обязательствам, не включается имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности;
  3. обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных

2.1. Субъекты владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

Понятия «владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью» и «управление муниципальной собственностью» нельзя рассматривать как однопорядковые. Первый термин по своему содержанию более емкий и глубокий, чем второй. Можно управлять муниципальной собственностью, не владея этой собственностью. Однако собственник может не только владеть и пользоваться, но одновременно самостоятельно управлять своей собственностью.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью. Как видим, в основном российском законе вопрос о субъектах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью остается открытым. В нем лишь идет о субъектах управления муниципальной собственностью (п.1ст.132).

Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет положение статьи 215 ГК РФ. В пункте 2 статьи 29 подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население от имени муниципального образования непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вышеприведенное уточнение опущено. Законодатель в пункте 1 статьи 51 определил, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми органов местного самоуправления.

Муниципальная собственность как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью. Местная управленческая элита в лице депутатского корпуса и муниципального чиновничества получила правовую основу для бесконтрольного пользования и распоряжения муниципального имущества. Муниципальная собственность из общественного достояния, т.е. достояния местных сообществ, фактически превратилась в собственность муниципальной корпоративной управленческой элиты. Она будет распоряжаться муниципальной собственностью как своей, с учетом своих собственных интересов и интересов определенных групп и отдельных личностей в местных сообществах.



2.2. Субъекты управления муниципальной собственностью

Федеральное законодательство позволяет выделить две группы управления муниципальной собственностью.

В первой группе в качестве основных субъектов управления муниципальной собственностью выступают органы местного самоуправления. При этом подчеркивается их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью (пункт 1 статье 132 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование. Им предоставлено право отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Вторую группу субъектов управления муниципальной собственностью составляют физические или юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления иных муниципальных образований, которым органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование.

В этой группе особое место занимают муниципальные организации в виде муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Их учредителями являются органы местного самоуправления, которые закрепляют имущество, находящееся в муниципальной собственности, во владение, пользование и распоряжение за муниципальными унитарными предприятиями на правах хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями - в оперативное управление.

Речь также идет об участии органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Уровни управления муниципальной собственностью . Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью представляет собой сложную систему отношений между ее субъектами. В ней можно выделить несколько уровней.

Первый уровень. Субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью выступает непосредственно само местное сообщество. На этом уровне определяются отношения между местным сообществом и органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления.

Вместе с тем в федеральное законодательство не предусматривает непосредственного участия местных сообществ, населения муниципальных образований в управлении муниципальной собственностью.

Второй уровень – это отношения, которые складываются в процессе управления муниципальной собственностью:

Между органами местного самоуправления (представительными органами и исполнительно-распорядительными органами);

Между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления (между представительным органом и главой муниципального образования, между местной администрацией и главой муниципального образования и т.п.).

Третий уровень – это отношения, возникающие между собственником в лице органов местного самоуправления и теми организациями, физическими лицами, которым передано в управление муниципальное имущество.

Четвертый уровень характеризует отношения, которые складываются и развиваются между структурными органами и подразделениями местной администрации в процессе управления муниципальной собственностью.

Управление муниципальной собственностью должно носить открытый характер. Органы местного самоуправления обязаны через средства массовой информации ежегодно информировать местные сообщества об эффективности использования муниципальным имуществом, об итогах проведения всех крупных операций с муниципальной недвижимостью и планах ее использования на последующий период.

3. Понятие «муниципальное хозяйство» в общественных науках

В теории и практике муниципального управления наряду с категорией «муниципальное хозяйство» используется и другие понятия, такие как: «коммунальное хозяйство», «местное (территориальное) хозяйство», «городское хозяйство». Поэтому, прежде чем раскрыть сущность и содержание категории «муниципальное хозяйство», необходимо, хотя бы в самой кратком виде дать характеристику других вышеназванных нами терминов.

О сущности понятия «коммунальное хозяйство». Данный термин в Российской Федерации в официальной и научной терминологии используется в нескольких значениях.

Коммунальное хозяйство – это отрасль экономики (народного хозяйства), обеспечивающая на местном уровне удовлетворение потребностей жителей в обслуживании жилья, в общественном пассажирском транспорте, в благоустройстве территории и т.п. В массовом сознании коммунальное хозяйство отождествляется с чистотой улиц, дворов и площадей; с наличием в домах, учреждениях тепла, воды и т.д.

Коммунальное хозяйство в странах с развитыми муниципальными организациями местного самоуправления рассматривается как однозначное понятию «муниципальное хозяйство».

Определение категории местное (территориальное) хозяйство. Хозяйство всегда «привязано» к конкретной территории. На местном уровне – это территории городского или сельского поселения, иного территориального образования.

Одни исследователи (Т.Т.Авдеева, Ю.В.Филиппов и др.) под местным хозяйством понимают взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, местного правительства. В его основе лежит общность социальных и экономических интересов, исторически сложившееся единое экономическое, культурное и информационное пространство со специфической комбинацией факторов производства достаточных для осуществления хозяйственной деятельности. Она обеспечивает нормальные для местного сообщества занятость и доходы, и соответствующий ему уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах» (1).

Местное хозяйство формируется на основе взаимодействия различных форм собственности:

Государственной (федеральная и собственность субъекта Российской Федерации);

Муниципальной собственности;

Комплексной (в т.ч. кооперативная собственность);

Собственности общественных организаций;

Личной собственности населения (домохозяйства);

Смешанные формы собственности.

По мнению других специалистов (А.Г.Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С. Савченко и др.), местное хозяйство - это хозяйственная деятельность, которая связана с преобразованием материальной среды, среды обитания. В качестве субъектов этой деятельности выступают домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций.

Цель местного хозяйства состоит в жизнеобеспечении населения, социальное благосостояние местного сообщества. (2).

О сущности понятии «городское хозяйство». Один из основоположников российской муниципальной науки Л.А.Велихов выделял три подхода при рассмотрении термина «городское хозяйство».

Согласно первому подходу, городское хозяйство есть совокупность частных хозяйств в городе, второго подхода - это сумма наличного оборудования и учреждений, обслуживающих городское благоустройство, третьего подхода - деятельность города в лице его городских публичных органов, которая направлена на удовлетворение известных коллективных потребностей городского населения. (3)

В современной муниципальной науке понятия «городское хозяйство» и «муниципальное хозяйство» не рассматриваются как однопорядковые. Первое можно трактовать еще как местное (территориальное) хозяйство, составным элементом которого является муниципальное хозяйство.

Определение категории «муниципальное хозяйство». Среди исследователей не сложилось какого-то единого взгляда в определении категории «муниципальное хозяйство». Можно выделить несколько основных точек зрения, которые сформировались среди исследователей.

Первый подход. По мнению ряда специалистов в области муниципальной науки понятие «муниципальное хозяйство» можно рассматривать как деятельность органов муниципального (городского) или местного самоуправления, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения (местного сообщества).

Второй подход. Под муниципальным хозяйством понимается совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных потребностей его населения образования и являющихся объектами управления со стороны органов местного самоуправления в определенных законом формах.

При этом в понятие «муниципальное хозяйство» включаются хозяйственные субъекты как муниципальной, так и других форм собственности, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования (4).

Согласно третьему подходу , категории «муниципальное хозяйство» и «местное хозяйство» рассматриваются как синонимы.

Можно предложить следующее определение искомого понятия: Муниципальное хозяйство – это совокупность муниципальных и иных организаций, использующих муниципальную собственность (а также переданную государственную собственность) в целях удовлетворения общественных потребностей местного сообщества .

Вместе с тем муниципальное хозяйство является категорией экономической науки. Она выражает экономические отношения между органом местного самоуправления как органом власти и субъектом хозяйственных отношений, между субъектами хозяйственной или иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности (5).

4. Характеристика муниципального хозяйства (особенности, виды, структура, ресурсы)

Особенности муниципального хозяйства. Местное самоуправление характеризуется двойственностью своей природы, что, в свою очередь, определяет особенности муниципального хозяйства.

С точки зрения ведения хозяйственной деятельности муниципальное хозяйство в значительной степени носит черты частного хозяйства. Это обусловлено его положением, которое муниципальное хозяйство занимает в условиях рынка, как самостоятельного и равноправного субъекта хозяйственной деятельности. Ему предоставлено законом право самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей.

Вместе с тем использование всех этих ресурсов органами местного самоуправления должно осуществляться только для выполнения общественных функций. Подчеркнем, формы распределения результатов хозяйственной деятельности являются общественными по своей природе . Общественный характер муниципального хозяйства заключается в том, что местное сообщество одновременно выступает заказчиком услуг , оказываемых органами местного самоуправления по поручению его членов, и является коллективным собственником муниципального имущества.

Обратим внимание еще на одну особенность муниципального хозяйства. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей соответствующих материальных и финансовых средств. Эти органы одновременно выступают в качестве субъектов управления муниципальным хозяйством.

Структура муниципального хозяйства. Выделим следующие элементы муниципального хозяйства:

Совокупность муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности, местные финансы;

Иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов местного сообщества;

Органы местного самоуправления - органы управления муниципальным хозяйством.

Роль каждого из элементов муниципального хозяйства обусловлена теми задачами, которые они призваны осуществлять в обеспечении условий жизнедеятельности местного сообщества, в удовлетворении коллективных потребностей его членов.

Виды муниципального хозяйства . В зависимости от роли, которую играют в решении вопросов местного значения те или иные элементы муниципального хозяйства, определяется вид муниципального хозяйства.

В коммунальной модели муниципального хозяйства члены местных сообществ сами оплачивают представляемые муниципальные услуги. Затраты, связанные с финансированием общественных услуг, осуществляются ими в форме уплаты налогов. Органы местного самоуправления накапливают финансовые ресурсы на общественные нужды. Вместе с тем данная модель муниципального хозяйства не предусматривает самостоятельной хозяйственной деятельности муниципалитета, который не обладает муниципальным имуществом, приносящего доход в местный бюджет. Эта модель организации муниципального хозяйства характерна для стран с довольно устойчивой экономической и социальной стабильностью. Недостаток ресурсов по исполнению возложенных на них полномочий, как правило, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства предусматривает участие органов местного самоуправления:

В проведении конкурсов на муниципальные заказы на предоставляемые общественные услуги;

В использовании экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости);

В предоставлении отдельных услуг, как правило, в социальной сфере, на базе муниципальной (коммунальной) собственности.

Кроме налогов, которые собираются с населения, с производителя продукции и услуг в границах территории, имеется возможность использования муниципальной собственности для получения рентных платежей. Словом, органы местного самоуправления имеют ограниченные возможности в управлении муниципальной собственностью.

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства возлагает на органы местного самоуправления основное бремя по решению вопросов местного значения и обеспечению жизнедеятельности местных сообществ. Источниками доходов являются налоги и рентные платежи, доходы от деятельности муниципальных предприятий. Словом, муниципалитеты должны стать полномочным самостоятельным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Вряд ли одна из трех вышеназванных нами видов муниципального хозяйства функционирует в чистом виде. Существование той или иной модели обуславливается рядом факторов. Основными из них являются:

Отношения, которые складываются между государством и местным самоуправлением в части предоставления объема компетенции муниципальной организации местного самоуправления;

Наличием основных ресурсов территории и соответствие их полномочиям органов местного самоуправления;

Способность муниципальной организации местного самоуправления выполнять возложенную на нее местным сообществом цель и задачи;

Потенциальные возможности местного сообщества (материальные, финансовые, образовательные, культурные и т.п.).

Экономические ресурсы муниципального хозяйства включают в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы. В состав этих ресурсов входят муниципальное движимое и недвижимое имущество, местные природные ресурсы, земля, финансовые ресурсы органов местного самоуправления, имущество и финансы других хозяйствующих организаций, которые могут быть использованы для оказания муниципальных общественных услуг.

Литература

1. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учеб. – М.: Дело, 2000.- С.58.

2. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / А.Г.Гладышев, В.Н.Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н.Иванова, В.И.Патрушева; Академия социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2002. – С.236.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.- С.102.103.

4. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. – М.: «Дело», 1997.- С.12,13.

5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Объекты муниципальной собственности можно классифицировать:

1) по характеру ¾ на недвижимое (здания, сооружения, земельные участки, коммуникации) и движимое (оборотные средства муниципальных предприятий и учреждений, доходы от муниципальной собственности, поступления от местных налогов и сборов ) имущество;

2) по назначению ¾ на объекты производственного (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные и т. п.) и непроизводственного (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, культура и т. п.) назначения.

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

1) жилой фонд;

2) нежилой фонд (административные здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры, стадионы, бассейны и т. п.);

3) объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству: сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;

4) транспортные системы: дорожная сеть в пределах городской черты, предприятия городского пассажирского транспорта;

5) земельные участки, в том числе зеленые зоны в пределах городской черты (сады, парки, скверы).

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью» и на этом основании выступают в качестве второстепенных субъектов права муниципальной собственности. К таким субъектам можно отнести:

§ главу муниципального образования ;

§ представительный орган муниципального образования ;

§ структурные органы и подразделения местной администрации ;

§ орган управления муниципальным хозяйством;

§ муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

§ другие организации с правом управления муниципальной собственностью.



Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, ¾ население непосредственно.

20.3. Муниципальная и другие типы собственности:
сравнительная характеристика

Основной субъект владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью ¾ местное сообщество , т. е. население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта ¾ общества. В то же время в качестве дополнительных субъектов отношений муниципальной собственности выступают органы, причастные к управлению ею. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что муниципальная собственность в большей степени близка к государственной: ведь собственником последней также выступает в первую очередь общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определенной степени «пересекаются»), а для управления государственной собственностью создаются специальные органы, которые ¾ как и в случае с муниципальной собственностью ¾ также являются дополнительными субъектами соответствующих отношений.

Объектами муниципальной собственности, как показано выше, являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество , т. е. в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. Муниципальная собственность по своей природе обладает двумя важнейшими особенностями.

1. Муниципальная собственность имеет социальную направленность. В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые особенно важны для жизнеобеспечения определенного населенного пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно отнести, например, городские парки и памятники культуры. Таким образом, во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности (спортивные, образовательные и др.) социально ориентированы.

2. Муниципальная собственность выполняет функции экономической основы местного самоуправления . Например, муниципальные предприятия в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими предприятиями . Имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую деятельность этих органов.

Таким образом, по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь также в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

Проведенный выше анализ показывает, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности . Сущность первичного собственника в обоих случаях сходна: население соответствующей территории. Характер объектов государственной и муниципальной собственности также близок: среди основных функций этих объектов ¾ стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения. К особенностям и государственной, и муниципальной собственности относятся ее общественный характер (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления ею.