Безвозмездная передача объектов государственной собственности. Безвозмездная передача имущества: образец договора

Имущественная ссуда по — другому называется безвозмездным пользованием и в быту встречается часто. Многие хоть раз в жизни брали на время у друзей нужные в данный момент предметы, которые покупать нет смысла. Когда вещь стоит недорого, оформлять на бумаге сделку нет нужды. Другое дело, если речь идет о недвижимости или автомобиле – в этом случае разумно будет закрепить порядок взаимоотношений сторон письменно и сделать это нужно правильно.

Договор безвозмездной передачи имущества по ГК РФ

Договор ссуды – правовая договоренность, в которой оговариваются правила предоставления собственником другому лицу — получателю собственности даром. Регламентируется он главой 36 ГК РФ и ему присущи следующие обязательные черты:

  • Плата за предоставляемое имущество не взимается;
  • Ссудополучатель не обязан совершать ответные шаги;
  • Сделка носит временный или бессрочный характер;
  • Ссудополучатель не имеет права передавать права пользования другому лицу.

По своей сути он похож на договор аренды и займа, поэтому важно знать их основные отличия:

  • Согласно главе 34 ГК аренда. Кроме того, арендатор должен производить только текущий ремонт, в то время как получатель берет на себя обязательства и по текущему, и по капитальному ремонту. Исключение может быть, если в соглашении предусмотрено иной вариант.
  • Глава 32 ГК гласит, что при предоставлении в безвозмездное пользование происходит смена собственника, то есть временной период четко не очерчен, при этом возврату подлежит тот же объект владения.
  • Займ регламентируется главой 42 ГК. В нем прописано, взамен заемщик может вернуть деньги либо недвижимость.

Обязательная информация, которую нужно указать следующая:

  • Данные ссудодателя и ссудополучателя;
  • Сведения о предоставляемом в дар объекте;
  • Цель осуществления действия;
  • Обязанности и ответственность участников сделки;
  • Оценка стоимости и документальное подтверждение объекта;
  • Затраты ссудополучателем на ремонт и содержание;
  • Дополнительные условия;
  • Подписи.

Это соглашение может быть составлено с разной целью, между сторонами различного вида, соответственно образцы будут различаться. Подскажет, как именно составить соглашение в конкретном случае юрист. Найдите профессионала в вашем регионе. Список претендентов:

Договор безвозмездной передачи имущества между юридическими лицами – образец

В бизнесе часто бывает, что предоставление товара без оплаты осуществляется с участием юридических лиц. При этом согласно ст. 575 ГК РФ дарение собственности между юридическими лицами запрещено законом. Передача даров в этом случае возможна, но это могут быть подарки стоимостью не более 3 тысяч рублей.

Если одной из сторон является юридическое лицо, а другой физическое, договор бесплатной передачи собственности может быть заключен без ограничений в стоимости. Образец договора ссуды между участниками, одним из которых является организация, должен содержать обязанности сторон по ремонту.

Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность – образец

В муниципальную собственность передача какого-либо объекта может быть осуществлена как из федеральной собственности, а также юридическим и физическим лицом. При этом согласия муниципалитета данная процедура не требуется. Представленный процесс проводится в соответствии с положениями законодательства.

В случае безвозмездной передачи объекта в пользование отдельному муниципалитету, необходимо составить соответствующее соглашение. В содержании документа должна быть отражена вся информация, что и в стандартной форме акта.

Договор безвозмездной передачи имущества бюджетному учреждению – образец

Предоставление недвижимости или другого вида собственности без взимания платы с бюджетной организации становится довольно популярным явлением. В этом случае собственник выступает в качестве ссудодателя, а бюджетное учреждение в качестве ссудополучателя в соответствии со статьей 288 ГК РФ.

Образец этого документа содержит те же пункты, что и стандартная форма соглашения предоставления имущества даром. Если собственностью является недвижимость, бюджетному учреждению должны быть предоставлены все необходимые документы на имущество. Представленный образец соответствует всем правилам, однако в нем необходимо отметить ключевые моменты, характерные для данного случая.

Договор на безвозмездную передачу имущества в целях благотворительности – образец

Многие крупные организации оказывают помощь некоторым категориям нуждающихся граждан. Эта процедура должна быть закреплена на бумаге, порядок осуществления такой деятельности регулируется федеральным законодательством.

Такой документ может быть заключен как между юридическими, так и между физическими лицами, причем его особенностью является освобождение от налогов принимающей стороны и расходование средств на строго ограниченные цели.

Список категорий предметов, которое может быть передано в благотворительных целях, строго ограничен. Однако следует знать, что недвижимость входит в данный перечень. При этом требуется оформить соответствующее соглашение участников сделки. Форма такого соглашения не строго регламентирована и может подлежать изменению сторонами. Необходимо лишь помнить о проверке образца документа опытным юристом.

Договор о передаче в безвозмездное временное пользование имущества – образец

Довольно часто собственник опасается и сомневается в том, что принимающая сторона честно и вовремя вернет переданный объект. В этом случае обезопасить себя можно, составив договор на безвозмездное временное пользование.

Этот документ можно составить двумя способами:

  • Воспользоваться стандартной формой соглашения, указав лишь сроки возврата. Этот способ обойдется вам дешевле, чем визит к нотариусу;
  • Оформление соглашения у нотариуса. К этому способу прибегают, когда стоимость вещи высока. Минусом является одновременное присутствие у нотариуса сторон и расходы на помощь специалиста.

В случае передачи собственности на время помимо основных данных нужно указать сроки, права и обязанности сторон, возможные штрафы за порчу предмета и за задержку. После совершения сделки подписывается акт приема-передачи. Оба документа составляются в нескольких экземплярах и остаются у участников.

Договор о передаче в безвозмездное бессрочное пользование имущества – образец

Составление документа о предоставлении в безвозмездное бессрочное пользование регламентируется ст. 689 ГК РФ. В документе в этом случае указывается, что пользователь получает право пользоваться собственностью бессрочно. Составляется этот документ по образцу либо в произвольной форме. Самое главное – чтобы он был заверен подписями с обеих сторон. Если у участников действия есть желание, его можно заверить нотариально.

Распоряжение любыми активами осуществляется свободно, но в рамках действующего Гражданского закона. Собственник имеет право распоряжаться им по своему усмотрению. В том числе, лица имеют безусловное право передавать собственность в пользование другим лицам, продавать ее, обменивать и так далее. Ограничение данных правомочий возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта либо других обязательств.

Понятие и виды обязательств по передаче имущества в собственность

Перевод владельцем своих активов в собственность другого лица осуществляется во исполнение гражданско-правовых обязательств. Общие признаки обязательств по передаче имущества заключаются в следующем:

  • Необходимо наличие соответствующего договора. По закону, перевод вещей в собственность должен происходить в рамках исполнения договора. При этом вид договора о переводе в собственность может быть самым различным;
  • Прямое исполнение означает, что передача в собственность происходит в рамках действующего соглашения и передаваемая вещь является предметом данного соглашения. Непрямое исполнение означает, что перевод вещи в собственность по закону имеет место в связи с исполнением других обязательств. Например, по договору займа лицо не смогло отдать долг. В счет задолженности оно передает свою собственность кредитору;
  • Существенным признаков обязательств по передаче в собственность по закону, является неисполнение соглашения. Такая ответственность может представлять собой необходимость выплаты компенсации, дополнительных процентов и так далее.

В целом подобные договоры представлены довольно широко. И каждый из них имеет присущие ему особенности.

Передача имущество в безвозмездное пользование – закон

Одним из правомочий владельца является возможность передавать свои активы в пользование другим лицам. Такое право принадлежит как частным лицам, так и юридическим организациям.

Особенности обязательств по передаче имущества в пользование можно представить следующим образом:

  • Передача имущества в пользование или доверительное управление может быть возмездной или безвозмездной. Безвозмездная сделка не предусматривает оплату со стороны получателя имущества. Поэтому, основной особенностью сделок является их характер, то есть наличие платы либо это безвозмездное действие;
  • Сроки. Порядок передачи имущества в безвозмездное пользование или доверительное управление предусматривает определение сроков. Это могут быть сроки исполнения обязанностей по соглашению. Возможно и установление срока безвозмездного пользования имуществом либо доверительного управления;
  • Еще одной особенностью является обязанность пользователя обеспечить сохранность активов и их функциональных или полезных свойств. Это характерно и для безвозмездного использования и для доверительного управления.

Соответственно, при повреждении, утрате или уничтожении активов наступает ответственность по возмещению вреда, которая прописана в Гражданском Кодексе. И безвозмездный характер сделки либо доверительное управление, не имеют значения.

Порядок передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование

Доверительное управление муниципальной собственностью возможно как по инициативе муниципального образования, так и по заявлению лица. В любом из этих случаев, муниципальное владение передается другому лицу на основании договора. Данный договор устанавливает порядок использования муниципальных активов. Это могут быть границы использования, пределы извлечения полезных свойств и ответственность за сохранность муниципальных активов.

Порядок работы с муниципальным владением должен быть подробно определен. При этом такие соглашения не оплачиваются получателем.
Как правило, указанные соглашения заключаются на активы, управление которыми приносит муниципальному органу убытки и представляет сложности. Таким образом, муниципальный орган обеспечивает сохранение своих активов и избавляется от бремени несения расходов по их содержанию.

Договор о передаче имущества в муниципальную собственность как составить?

Безвозмездная передача имущества в муниципальную собственность предусмотрена нормами ГК РФ. В этом случае также составляется договор. При этом организация теряет право владения, которое переходит к органу местного самоуправления.

В договоре необходимо отразить следующие обстоятельства:

  • Подробно указать наименование и реквизиты сторон;
  • Нужно описать, какие именно активы будут переведены на баланс органа самоуправления. Это означает указание адреса местонахождения вещи, ее индивидуальные особенности. Если имеется кадастровый номер или подобные обозначения, нужно их отразить;
  • Указывается состояние активов, пригодны ли они к эксплуатации и так далее;
  • Устанавливается срок мероприятий.

При этом в качестве приложения к соглашению необходим акт приема. Он подписывается обеими сторонами.

Можно ли передать имущество в счет погашения долга?

Это также допускается. Для этого требуется согласие обеих сторон. При этом нужно определить стоимость активов и сопоставить их с суммой долга.
Оформляется такая сделка путем составления соглашения. Одна сторона принимает активы и признает их достаточность для погашения задолженности. Также следует составить и подписать акт приеме передачи. После этого, задолженность считается погашенной.

Как составить договор передачи имущества в счет погашения долга – образец

Г. Климовск "___" _______ 200_ г. Ф.И.О. _______________, "____" __________ _____ года рождения, паспорт _________ выдан _______________, код подразделения ______, проживающий(ая) по адресу: _____________________, с одной стороны, и Комитет по управлению имуществом г. Климовска, именуемый в дальнейшем "Комитет", в лице председателя Лаптева Павла Викторовича, действующего на основании Положения, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1. Предметом договора является безвозмездная передача Ф.И.О. в собственность муниципального образования городской округ Климовск Московской области квартиры, расположенной по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. __________, дом N _____, кв. N ____ жилой площадью ____ кв. м. 2. Права и обязанности сторон 2.1. Ф.И.О. безвозмездно передает принадлежащую ей (ему) на праве собственности квартиру жилой площадью _______________ кв. м, расположенную по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. _____________, дом N ______, кв. N __________, в муниципальную собственность. 2.2. Ф.И.О. гарантирует, что передаваемое имущество никому не продано, не заложено, под арестом не состоит, судебных споров по нему не имеется, на них нет прав третьих лиц. 2.3. Комитет обязуется принять в муниципальную собственность квартиру жилой площадью __________ кв. м, расположенную по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. ________________, дом N ____, кв. N ____ 2.4. Стороны обязуются подписать акт приема-передачи имущества, указанного в п. 1.1 настоящего договора.

3. Ответственность сторон

3.1. Стороны по настоящему договору несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4. Срок действия договора

4.1. Настоящий договор действует с момента его подписания и до полного исполнения сторонами обязательств по нему.

4.2. Досрочное прекращение действия договора возможно только по взаимному согласию сторон с письменным уведомлением об этом.

5. Прочие условия

5.1. Все изменения, дополнения, приложения оформляются в письменном виде и являются неотъемлемыми частями настоящего договора и вступают в силу с момента их подписания сторонами.

5.2. Споры между сторонами решаются путем переговоров, а при недостижении согласия - в порядке, определенном действующим законодательством.

5.3. Настоящий договор составлен и подписан в 3 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: Комитету - 1 (один) экземпляр, ________ - 1 (один) экземпляр; в дела отдела в городе Климовске Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области - 1 (один) экземпляр.

6. Реквизиты сторон

6.1. Ф.И.О.: Адрес: 6.2. Комитет по управлению имуществом г. Климовска: Юридический адрес: Фактический адрес: Подписи сторон: Ф.И.О. Председатель Комитета по управлению имуществом г. Климовска П.В. Лаптев Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность города Магнитогорска N _________ г. Магнитогорск "___"_______________ 20__ г. _________________________________________________________________________ (полное наименование, ФИО Дарителя) в лице _____________________________________________, действующего(ей) на основании ___________________________________, именуемый(ое) в дальнейшем "Даритель", с одной стороны, от имени Муниципального образования города Магнитогорска, Администрация города Магнитогорска Челябинской области, в лице ________________________________________, действующего на основании ________________________________, именуемая в дальнейшем "Одаряемый", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет Договора 1.1. Даритель безвозмездно_________________, а Одаряемый принимает в (передает или обязуется передать) муниципальную собственность______________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________, (указать имущество, передаваемое по договору, с индивидуализирующими признаками) далее именуемое Имущество. 1.2. Имущество передается Арендатору по акту приема - передачи (приложение N 1 к Договору). 1.3. Имущество не является предметом залога, не обременено правами третьих лиц, не является предметом спора о праве, под арестом не состоит. 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Даритель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в случаях, предусмотренных ст. 577 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отказ Дарителя от исполнения Договора дарения по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ст. 577 Гражданского кодекса Российской Федерации, не дает Одаряемому права требовать возмещения убытков. 2.2. Даритель вправе отменить дарение либо потребовать отмены дарения в судебном порядке в случаях, указанных в ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации. 2.3. Одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае настоящий Договор считается расторгнутым. Отказ от дара должен быть совершен в письменной форме. 3. Действие Договора 3.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента передачи Имущества/его государственной регистрации и прекращает действие после выполнения принятых на себя Сторонами обязательств в соответствии с условиями настоящего Договора. 4. Разрешение споров 4.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.2. Не урегулированные в процессе переговоров споры разрешаются в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. Заключительные положения 5.1. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации. 5.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и зарегистрированы в установленном законом порядке. 5.3. Настоящий Договор составлен в двух/трех экземплярах, из которых один находится у Дарителя, второй - у Одаряемого, третий - для регистрирующего органа. 6. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон Даритель Одаряемый Примечание : требования о государственной регистрации применяются в случае, если в качестве дара выступает недвижимое имущество

Приложение N 1
к Договору безвозмездной передачи имущества
в муниципальную собственность
города Магнитогорска
N _______от "___"_______________20__ г.

Акт приема-передачи г. Магнитогорск "___"_______________ 20__ г. _________________________________________________________________________ (полное наименование дарителя) в лице _____________________________________________, действующего(ей) на основании ___________________________________, именуемый(ое) в дальнейшем "Даритель", с одной стороны, от имени Муниципального образования города Магнитогорска, Администрация города Магнитогорска Челябинской области, в лице ________________________________________, действующего на основании ________________________________, именуемая в дальнейшем "Одаряемый", с другой стороны, составили настоящий акт о нижеследующем: Даритель безвозмездно передал, а Одаряемый принял в муниципальную собственность _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________, (указать имущество, передаваемое по договору, с индивидуализирующими признаками) Даритель Одаряемый

М. ШОКОТЬКО,

преподаватель Академии труда и социальных отношений,

адвокат Адвокатской палаты Московской области

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Российское государство принадлежащую ему публичную собственность может передавать как в государственную собственность субъектов Российской Федерации, так и в муниципальную собственность .

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 01.01.01 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. постановлений ВС РФ от 01.01.2001 г. № 000-1, от 01.01.2001 г. № 000-1, от 01.01.2001 г. № 000-1 (ред. 24.12.1993 г.), с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 01.01.2001 г.) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд , растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

Процедура передачи объектов собственности разделена на два этапа (регулируется ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 01.01.01 г. (с изменениями на 3 июня 2006 г.), а также Указом Президента РФ от 01.01.01 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», которым органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельного утверждения перечней объектов, составляющих муниципальную собственность, руководствуясь постановлением № 000-1 от 01.01.01 г. При этом их решения могли быть оспорены только в судебном порядке.

Сложно обстоит дело с регулированием межбюджетных отношений. Местные бюджеты муниципальных образований не сбалансированы. По этой причине местное самоуправление лишено возможности использования потенциала собственной территории для социально-экономического развития , а местным органам власти приходится все более ориентироваться на собственные силы, собственные инициативы и собственные ресурсы и все менее рассчитывать на помощь сверху.

Существуют проблемы и другого порядка. Так, объекты, относящиеся к исключительной собственности Российской Федерации (земли, воды, природные объекты, средство внебюджетных государственных фондов, федеральные предприятия, объекты исторического и культурного наследия) передаются в собственность субъектов РФ с существенными нарушениями действующего законодательства (в частности, ст. 71 Конституции РФ, постановления № 000-1). Практически повсеместно не соблюдается порядок передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; документы на передачу имущества направляются без учета мнения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России; нарушаются сроки направления в Правительство РФ документов для решения вопроса о передаче федеральной собственности в собственность субъекта Федерации.

Приведем пример из судебной практики. 22 февраля 2002 г. мэр города Ростова-на-Дону издал постановление, согласно которому в муниципальную собственность города должен был быть передан жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, находившийся на тот момент на балансе созданного путем приватизации открытого акционерного общества - комбината хлебопродуктов.

Основаниями для издания постановления мэра являлись:

1) Указ Президента РФ от 01.01.01 г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (далее - Указ);

2) Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 000 (далее - Положение).

1 апреля 2004 г. распоряжением департамента имущественно-земельных отношений Муниципального образования (далее - Департамент) помещение внесено в реестр собственности Муниципального образования. 21 февраля 2006 г. на основании торгов, проведенных Департаментом, ООО "Росток" (далее - Покупатель) заключило в качестве покупателя договор купли-продажи помещения. 27 марта 2006 г. Покупатель фактически получил помещение от Департамента по акту приемки - передачи. 3 мая 2006 г. регистрационной службой был зарегистрирован переход права собственности на помещение к Муниципальному образованию. 13 июня 2006 г. регистрационная служба отказала Покупателю в государственной регистрации перехода права собственности к Покупателю от Муниципального образования, так как за Муниципальным образованием право собственности было зарегистрировано после заключения договора купли-продажи от 01.01.01 г.

Покупатель обратился в суд с иском о признании права собственности на помещение и об обязании регистрационной службы зарегистрировать право собственности на приобретенное им помещение.

Основанием иска являлось следующее. Покупатель является добросовестным приобретателем помещения, поскольку приобрел его на торгах, и ему не было известно о том, что Муниципальное образование своевременно не зарегистрировало право собственности на помещение. Помещение не может быть истребовано у Покупателя на основании статьи 302 ГК РФ, так как выбыло из владения собственника по его воле. Порядок организации и проведения торгов, установленный статьями 447, 448 ГК РФ, был соблюден. Решением суда первой инстанции в иске было отказано, постановлением суда апелляционной инстанции оно оставлено без изменения. В обоснование судебных актов приведен следующий аргумент: договор от 01.01.01 г. является ничтожной сделкой, учитывая, что органы Муниципального образования не имели права распоряжаться помещением и выставлять его на торги, предварительно не зарегистрировав право собственности на него. Суд кассационной инстанции отменил указанные судебные акты и удовлетворил исковые требования Покупателя. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ оставил постановление суда кассационной инстанции без изменения.

Указанные судебные акты мотивированы следующим. Помещение в силу закона признавалось муниципальной собственностью, подлежащей передаче в состав этой собственности, и фактически было передано Комбинатом в состав муниципальной собственности. На торгах было продано имущество муниципальной собственности. Торги в судебном порядке не оспорены. Покупатель обладает признаками добросовестного приобретателя, у которого не может быть истребовано имущество в порядке, предусмотренном статьей 302 ГК РФ.

Итак, проанализируем вышеизложенные факты. Согласно Указу и Положению объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности подлежали передаче в государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность. Ни Указ, ни Положение не позволяют утверждать, что до момента такой передачи помещение "признавалось муниципальной собственностью, подлежащей передаче в состав этой собственности", как полагает Президиум ВАС РФ в рассматриваемом постановлении. Напротив, подлежащие передаче объекты прямо именуются в Указе и Положении объектами федеральной собственности, находящимися в ведении предприятий, в том числе приватизированных.

"Передача объекта в собственность" означает изменение собственника, прекращение собственности одного субъекта гражданских прав и возникновение собственности другого субъекта. Собственник (Муниципальное образование) не мог передать помещение в собственность самому себе, а именно это следует из мотивировки Президиума.

Поскольку процесс передачи помещения в собственность Муниципального образования был начат 22 февраля 2002 г., то к процедуре такой передачи должны были применяться нормы уже действовавшего на тот момент Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По состоянию на 22 февраля 2002 г. помещение продолжало находиться в федеральной собственности. Исходя из пункта 1 ст. 6 Закона о регистрации, право федеральной собственности на помещение, как возникшее до вступления в силу Закона о регистрации, признавалось юридически действительным. При этом согласно пункту 2 ст. 6 Закона о регистрации переход права, возникшего до вступления в силу этого Закона, требовал регистрации данного, ранее возникшего права, а также регистрации его перехода. Редакция данной нормы позволяет утверждать, что сделка, влекущая переход ранее возникшего права, может быть совершена до регистрации данного права. Сам же переход ранее возникшего права может быть зарегистрирован только после предварительной регистрации данного права.

Как следует из рассматриваемого постановления Президиума, сделка по передаче права собственности на помещение из федеральной в муниципальную собственность совершена в апреле 2002 г., а переход права собственности к Муниципальному образованию зарегистрирован в мае 2006 г. То есть Муниципальное образование стало собственником помещения только 3 мая 2006 г., что следует из нормы пункта 2 ст. 223 ГК РФ, определяющей момент перехода права собственности к приобретателю моментом государственной регистрации отчуждения имущества. В связи с императивным характером нормы пункта 2 ст. 223 ГК РФ представляется неверной ссылка Президиума в постановлении на то, что помещение "фактически было передано акционерным обществом в состав муниципальной собственности задолго до проведения торгов". Передача "в состав собственности", т. е. переход права собственности, может иметь только юридическое, а не фактическое содержание. Фактическая передача помещения Муниципальному образованию в 2002 г. и внесение информации о помещениях в реестр собственности муниципального образования в 2004 г. не повлекли переход к Муниципальному образованию права собственности на помещение, так как переход не был зарегистрирован в порядке, установленном Законом о регистрации.

Договор купли-продажи помещения между Муниципальным образованием и Покупателем был заключен 21 февраля 2006 г., т. е. на момент заключения договора Муниципальное образование собственником помещения не являлось. Однако договор купли-продажи может заключаться и не собственником, что прямо следует из пункта 2 ст. 455 ГК РФ. Например, отмечает: действующее законодательство "не содержит никаких препятствий для заключения обязательственного договора о продаже чужой вещи лицом, не управомоченным на ее отчуждение, и не предусматривает оснований недействительности такого договора". Продавец принимает на себя обязательство передать вещь в собственность покупателя в оговоренный в договоре срок. В течение указанного срока он, не являясь собственником отчуждаемой им вещи, имеет возможность приобрести право собственности на нее и исполнить свое обязательство перед покупателем по передаче ему права собственности. В случае нарушения своего обязательства продавец отвечает перед покупателем за неисполнение договора купли-продажи. Отвечать продавец может только по действительному договору. Поэтому нельзя считать верной позицию по рассматриваемому делу судов первой и апелляционной инстанций о том, что органы Муниципального образования не могли распоряжаться объектом до регистрации права муниципальной собственности на него, соответственно, является неверным вывод о ничтожности договора купли-продажи от 01.01.01 г.

Договор купли-продажи заключался на торгах, однако торги и совершенная на них сделка в установленном порядке не были оспорены. Согласно пункту 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица, и такое признание влечет недействительность договора, заключенного на торгах.

В соответствии с пунктом 1 ст. 447 ГК РФ обязательное условие проведения торгов - организация их собственником вещи либо обладателем имущественного права , либо специализированной организацией, действующей на основании договора с кем-либо из указанных лиц. Муниципальное образование не являлось собственником помещения по состоянию на 21 февраля 2006 г. Но даже если бы иск о признании торгов недействительными по этому основанию был бы подан, Покупатель мог бы сослаться на наличие у Муниципального образования на момент проведения торгов права законного владения помещением. Согласно пункту 14 постановления Пленума ВАС РФ от 01.01.01 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "после передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности: покупатель является его законным владельцем ". в связи с этим отмечает, что "законное владение в отличие от незаконного является правом". На наш взгляд, вышеуказанная позиция Пленума может быть применена не только к купле-продаже, но и к любой сделке, влекущей переход права собственности от одного лица к другому, в том числе к ситуациям передачи имущества из государственной в муниципальную собственность и обратно. При согласии с такой позицией нет оснований утверждать, что торги были организованы с нарушением пункта 1 ст. 447 ГК РФ, так как они были организованы обладателем имущественного права - законным владельцем помещения.

Так как Президиум в постановлении утверждает о наличии у Муниципального образования права собственности на помещение на момент проведения торгов, представляется нелогичной позиция Президиума о том, что Покупатель "обладает признаками добросовестного приобретателя, у которого не может быть истребовано имущество в порядке, предусмотренном статьей 302 Кодекса".

В судебной практике, к сожалению, имеет место тенденция поддержки судами позиций истцов либо ответчиков, ссылающихся на добросовестное приобретение ими имущества, даже в случаях, когда вообще не может обсуждаться и решаться вопрос о наличии либо отсутствии "доброй совести" на стороне соответствующего лица.

Добросовестным приобретателем может выступать только лицо, не получившее титул на приобретенное им имущество, так как имущество было приобретено им не от собственника. Если же, по мнению Президиума, Покупатель приобрел имущество от собственника, то данный собственник как продавец не может предъявлять покупателю виндикационный иск в порядке статьи 302 ГК РФ. Согласно пункту 23 Постановления Пленума № 8 "иск собственника о возврате имущества лицом, с которым собственник находится в обязательственном правоотношении по поводу спорного имущества, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данное правоотношение". Муниципальное образование, являвшееся собственником на момент спора, могло бы предъявить к Покупателю только личный (обязательственный) иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Однако, как указывалось выше, нет оснований считать ничтожным договор купли-продажи от 01.01.01 г.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же постановлением. Этот порядок в основном касается передачи в муниципальную собственность имущества субъектов РФ. Его несоблюдение может привести к тому, что решение муниципального образования о принятии имущества в муниципальную собственность будет признано недействительным. Передача имущества из собственности РФ в муниципальную собственность проводится по распоряжению Правительства РФ.

Вместе с тем объекты (имущество), относящиеся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность могут передаваться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Согласно п. 2 ст. 61 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. В п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 8 установлено, что подтверждающим право муниципальной собственности является реестр муниципальной собственности, который обязан вести комитет по управлению муниципальным имуществом. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким доказательством может служить перечень объектов муниципальной собственности, который в соответствии с Указом Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 01.01.01 г. № 000 утверждается органами местного самоуправления самостоятельно.

В том случае, если такой объект и не был включен в реестр или перечень объектов муниципальной собственности, но в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 подлежал передаче в муниципальную собственность, судебная практика признаёт его объектом этой собственности в силу прямого указания закона. Аналогичной позиции придерживаются суды и при решении вопроса о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений. В соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В соответствии с разъяснением ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов. Но вся последующая судебная практика пошла по пути отнесения нежилых помещений, включая встроенно-пристроенные, к муниципальной собственности вне зависимости от этих обстоятельств.

В постановлении от 5 марта 1996 г. по делу № 000/95 Президиум ВАС РФ указывает, что встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, отнесены к объектам муниципальной собственности. То обстоятельство, что указанные помещения ранее находились на балансе соответствующих структур Миноборонпрома СССР, не может свидетельствовать о необоснованности отнесения их к объектам муниципальной собственности.

Подобный же подход использован Президиумом ВАС РФ при решении других дел, в том числе в отношении помещений, не являющихся встроенно-пристроенными. Напротив, если спорные нежилые помещения изначально были заняты отделениями федеральной почтовой связи, то в соответствии с приложением 1 к Постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 они являются объектами федеральной собственности и к муниципальной отнесены быть не могут.

Согласно ст. 19 Земельного кодекса, в числе прочих к объектам муниципальной собственности относятся следующие земельные участки : признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Имущественные комплексы предприятий федеральной собственности вносятся в уставной капитал вновь создаваемых коммерческих организаций , а впоследствии незаконно продаются на аукционах. Для оценки высвобождаемого военного имущества привлекаются независимые оценщики, не имеющие необходимых оценочных лицензий и полиса страхования гражданской ответственности , связанной с оценкой рыночной или иной стоимости, в разрез Федерального закона от 01.01.01 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности ». В результате начальные цены для продажи указанного имущества на аукционах занижаются в 6-8 раз.

Поэтому существует острая необходимость на федеральном уровне принятия Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность». Здесь важно будет урегулировать порядок передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно. При этом было бы целесообразно при передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, имеющих местное значение, не предусматривать согласование перечней передаваемых объектов с субъектом РФ. Согласование субъекта РФ предусматривается в отношении лишь тех объектов, которые могут быть переданы в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Что касается первой составляющей задачи, то дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной государственной собственности, должны полностью направляться на финансирование объектов социально-культурного и бытового назначения, передаваемых на баланс местных органов власти, в случае отсутствия таких объектов - в федеральный бюджет . Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 01.01.01 г. уполномочивает Правительство РФ и органы власти субъектов РФ принимать решения об использовании «золотой акции » в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

По мнению, «трансформированный институт «золотой акции» - специального права РФ (субъектов РФ) на участие в управлении открытыми акционерными обществами » создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления , позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для коррупции и произвольного вмешательства в экономику.

Правительству РФ или органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право назначать своих представителей в совет директоров и в ревизионную комиссию акционерных обществ. Перед представителями государства в постановке конкретных задач оставляют желать лучшего порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в акционерных обществах, в которых участвует Российская Федерация, а также отчетность управляющих, контроль за ними.

Кроме того, акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права (используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества, но при этом, специальное право не может быть использовано при приватизации муниципальных предприятий) на участие Российской Федерации или ее субъектов в управлении обществом, ограничивается в своих правах. Это ограничение установлено Законом о приватизации 2001 г. и вопреки правилу п. 2 ст. 49 ГК РФ не может быть обжаловано обществом в суд, поскольку ограничения его правоспособности устанавливаются органами государственной власти при принятии решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия , находящегося в государственной собственности.

Остановимся и на второй составляющей задачи по управлению государственной собственностью, которая была озвучена в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (г. г.), т. е. важным вопросом на сегодняшний день является повышение эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в бюджет части их прибыли.

10 апреля 2002 г. под № 000 было принято постановление Правительства «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственное ведение федеральных государственных унитарных предприятий», которое обязывает федеральные государственные унитарные предприятия перечислять часть прибыли в федеральный бюджет.

Однако собственнику (государству, муниципалитету) порой трудно проконтролировать деятельность предприятий и самих директоров, поэтому насущной проблемой остается на сегодня обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества. В сложившейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации объективно назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) провести полную инвентаризацию объектов государственной и муниципальной собственности, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформить права на них;

2) повысить эффективность управления государственным и муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления;

3) классифицировать объекты собственности по признакам, определяющим специфику управления и распоряжения;

4) обеспечить контроль над использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества;

5) обеспечить поступления доходов в бюджеты всех уровней и более эффективно использовать имеющееся имущество.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (г. г.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. , особое внимание было уделено управлению государственной собственностью. Одной из задач этого управления являлась выработка эффективной дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (специальное право, «золотая акция »), а также повышение эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в бюджет части их прибыли.

Существенной проблемой в законодательстве остается учет и
регистрация права собственности объектов государственной и муниципальной собственности. Чтобы осуществить учет объектов собственности, необходимо зарегистрировать их в учреждении юстиции.

Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 01.01.01 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разъяснения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил, что документом, подтверждающим право собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр собственности. Как отмечает, внесение имущества в реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта федерации «является юридическим основанием для отнесения имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации». До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

В случае возникновения спора о праве собственности на объекты, не включенные в реестры (перечни), либо по поводу необоснованного включения в таковые, судам необходимо с учетом конкретных обстоятельств дела разрешать спор о праве собственности по существу применительно к критериям разграничения государственной собственности по уровням, содержащимся в приложениях № 1, 2, 3 к Постановлению № 000-1.

Так, например, между администрацией Тюменской области и одной из иностранных фирм по результатам конкурса была произведена закупка телевизионного оборудования за счет средств областного бюджета. В этой связи издано Распоряжение Губернатора области, согласно которому данное имущество принято в казну Тюменской области и включено в реестр государственной собственности, однако оно балансодержателю казны ГУТО «Дирекция содержания и эксплуатации объектов государственной собственности» передано не было. Имущество какое-то время использовалось специализированной фирмой, которая не имела права собственности на указанное оборудование.

См.: Алексеева государственной, муниципальной собственности в процессе предпринимательской деятельности : состояние законности // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 2. - С. 39.

См., например, Определение Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. 05-22.

См., например, постановление ФАС Московского округа от 8 сентября 2005 г. № КГ-А41/8550-05.

См.: Тузов при недействительности сделок и защита добросовестного приобретателя в российском гражданском праве. - М.: Статут, 2007. С. 192.

Примечательна в связи с этим норма абз. 1 § 308 Германского Гражданского Уложения: "Невозможность исполнения обязательства не лишает договор действительности, если невозможность может быть устранена, а договор заключен на тот случай, что исполнение станет возможным в дальнейшем" / Цит. по: Тузов. соч. С. 194.

Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. № 12.

См.: Скловский спор. Практическая цивилистика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. С. 220.

См.: О практике применения законодательства о правах на недвижимость // Законодательство и экономика. 2008. № 2. С. 7.

См.: , Павлодский исполнения обязательств в современном гражданском праве / В кн.: Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 223-235.

См.: Вестник ВАС РФ. 1996. N 6.

См.: СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4537.

См.: «Золотая акция» и публичные интересы // Юрист. 2003. № 9. - С. 6.

См.: Крусс собственности в контексте российской приватизации: теория и практика // Государство и право. 2003. № 9. - С. 30.

См.: Сборник постановлений, распоряжений Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области. Сентябрь 2005 г. - С. 15.

См.: Сахарнова муниципальной собственностью и муниципальный заказ // Законодательство и экономика. 2001. № 6. - С. 8.

См.: СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440.

См.: СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3396.

См.: Долинская государственными пакетами акций // Закон. 2004. № 3. - С. 80.

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. № 10. - С. 15.

См.: Скловский гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. - М.: Стататут, 2004. - С. 107.