Защита прав и интересов хозяйствующих субъектов. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Судебная защита прав хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 11). В ней предусмотрено :

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее – суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.

При этом следует иметь в виду три важных положения.

Во-первых , гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах.
Во-вторых , суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право.
В-третьих , судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.

Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суде решение, принятое в административном порядке.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, № 1, ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Согласно п. 4 Федерального конституционного закона к Федеральным судам отнесены :

Конституционный суд РФ;

Верховный суд РФ и составляющие его систему Федеральные суды общей юрисдикции;

Высший арбитражный суд РФ и составляющие его систему Федеральные арбитражные суды.

В настоящее время идет процесс объединения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.

Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ, устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.


Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Третейские суды не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан – физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан – индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд.

Полномочия Конституционного суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном суде Российской Федерации". К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами – индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации.

Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых один подведомственен суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК). Ст. 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений.

К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный при Торгово-Промышленной Палате РФ (ТПП РФ) суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории:

а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;

б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Способы и пределы осуществления прав. Поня­тие представительства. Законное и добровольное пред­ставительство. Представительство, основанное на административном акте. Коммерческое представительство. Доверенность: понятие, виды, форма. Передоверие. Прекращение доверенно­сти.

Формы и способы защиты нарушенных или ос­порен­ных прав хозяйствующего субъекта.

Самозащита.

Судебная защита прав хозяйствующего субъ­екта: по­нятие и виды. Иск и исковая давность.

Защита права собственности и иных вещных прав. Ис­требование имущества из чужого незакон­ного владения (виндикационный иск). Защита прав собствен­ника от нарушений, не связанных с лише­нием владения (негаторный иск).

Гражданско-правовая ответственность как спо­соб защиты нарушенного права: понятие, основания наступления. Вина и формы вины. Ответственность независимо от вины. Обстоятельства, освобождающие от ответственности.

Понятие убытков. Виды убытков. Соотношение убытков и неустойки.

Особенности защиты нематериальных благ (достоинства, чести, деловой репу­тации, имени, авторства и т.п.).

Защита прав потребителя.

Нотариальный порядок защиты.

Администра­тивно-правовая и уголовно-правовая ответствен­ность хозяйствующего субъекта.

Условия возникновения ответственности за причинение вреда. Ответственность за вред, причиненный дей­ствиями государственных органов, органов местного самоуправления, органами дознания и т.п. Ответст­венность за вред, причиненный источником повышен­ной опасности.

Литература : 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие легальные средства защиты предусмотрены российским гражданским законодательством?

2. В чем отличие самообороны от саморасправы?

3. В чем сущность представительства? Дайте определение представительства.

4. Что такое полномочие?

5. Кто может быть представителем?

6. Что такое законное представительство? Кто является законным представителем гражданина? предприятия?

7. Юрисконсульт является законным или добровольным представителем?

8. Чем добровольное представительство отличается от законного?

9. Дайте определение доверенности. Является ли выдача доверенности сделкой?

10. Какие виды доверенности Вы знаете?

11. На какой срок может быть выдана доверенность?

12. В какой форме должна быть составлена доверенность?

13. Как можно осуществить передоверие? Каковы требования по оформлению передоверия?

14. Какие доверенности приравниваются к нотариально удостоверенным?

15. Назовите способы защиты личных неимущественных прав.

16. Чем вызван к жизни закон «О защите прав потребителя»? В чем его особенность? На кого распространяется его действие?

17. Где перечислены способы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов?

18. В чем смысл (значение) превентивных способов защиты? Приведите примеры.

19. В чем особенность защиты вещных прав?

20. Кто является истцом по виндикационному иску? Кто ответчиком?

21. От каких факторов зависит степень ответственности по виндикационному иску?

22. Какие вещи не подлежат виндикции?

23. В каких случаях собственник предъявляет негаторный иск?

24. В чем заключается сложность и особенность защиты нематериальных благ?

Методические указания

Права и интересы хозяйствующих субъектов могут осуществляться и реа­лизовываться ими не только и не обязательно лично, но и опосредо­ванно, т.е. через представителя.

Гражданское законодательство знает институт представитель­ства, ком­мерческого представительства, регламентирует порядок и законность оформления их деятельности и полномочий. При изучении этого вопроса необходимо уяснить, что представительство - это правоотношение, субъ­ектами которого являются представитель и пред­ставляемый. Цель пред­ставительства и его особенность - осуществле­ние одним лицом (предста­вителем) сделки (правомерного юридического действия) в ин­тере­сах дру­гого лица и от чужого имени. Основаниями для осуществления этих пол­номочий служит доверенность и договор по­ручения.

Доверенность - это односторонняя сделка, и, следовательно, подчиня­ется требованиям, ус­тановленным для такого рода сделок (см. ст.ст. 155-156 ГК РФ). Студенту необходимо знать формы доверенности и её дейст­вие по срокам, кем подписывается доверенность, порядок прекращения до­веренности (ст. 188 ГК РФ).

Гражданский Кодекс 1995 года впервые вво­дит понятие передоверия, которое осуществляется путем выдачи доверен­ности первоначальным представителем новому представителю. При этом необходимо соблюдение двух обязательных тре­бований: доверенность должна быть нотариально удостоверена, даже то­гда, когда первоначальная доверенность была со­ставлена в простой пись­менной форме; полномочия при передоверии не могут выходить за рамки ограничений, оговоренных в первоначальной до­веренности.

Всякое право, предоставленное гражданину или организации, имеет ре­аль­ное значение, если оно гарантировано законом, т. е. в конечном счете при­нудительной силой государства.

Российским законодательством предусмотрены различные способы за­щиты прав и свобод граждан, физических лиц и их объединений. Особая роль отводится судебной защите (вспомните теорию разделения властей).

Судебная защита прав и свобод трактуется ст. 46 Конституции РФ как га­рантия их осуществления. Гражданский кодекс развивает и детализирует эту норму применительно к осуществлению гражданских (читай и пред­принимательских) прав. Ст. 11 ГК закрепляет два важных по­ложения пре­доставления судебной защиты, а ст. 12 ГК называет одинна­дцать способов защиты гражданских прав. Студенты должны запомнить эти способы за­щиты и обратить внимание на то, что допускается использование и других методов защиты, не указанных в ст. 12 ГК, если есть прямое указание в за­коне.

В гл. 2 ГК урегулированы лишь три способа из одиннадцати: признание недействительным акта, не соответствующего закону, самозащита граж­данских прав, возмещение убытков и особо - возмещение убытков, при­чи­ненных государственными органами и органами местного самоуправления (их должностными лицами). Это объясняется тем, что иным способам за­щиты посвящены специальные нормы в разделах, относящихся к праву собственности и обя­зательствен­ному праву, а также в главе о сделках.

Приведенные в законе способы защиты можно сгруппировать и выде­лить следующие: способы, применяемые только судами; способы, которые могут быть ис­пользованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т. е. защиту без участия суда. Ка­ждый из перечисленных способов защиты может применяться обособ­лено или в совокупности с другими способами.

Право на защиту можно рассматривать как самостоятельное субъектив­ное право, обладающее специфическим содержанием. Оно включает в себя как меры материально-правового характера, так и меры процессуально-право­вого порядка.

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомо­ченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интере­сов.

Необходимо при рассмотрении этого вопроса разграничить меры фактиче­ского характера, предусмотренные законом, либо вытекающие из сложив­шихся обычно принятых мер. Меры самозащиты имеют и свои границы.

Однако законодательство выделяет случаи, когда вредоносные действия лиц по защите своих прав признаются правомерными. Речь идёт о дейст­виях, совершённых в состоянии необходимой обороны и в условиях край­ней необходимости. Этот вопрос уже рассматривался в курсе “Правоведе­ние”, в связи с чем могут возникнуть трудности. Студентам следует разо­браться, что необходимая оборона и условия край­ней необходимости рег­ламентируются как гражданским, так и уголовным правом (ст. ст. 1066 - 1067 ГК РФ, ст. 37 и ст. 39 УК РФ).

В связи с судебной защитой, которая осуществляется с помощью исков,

возникает юридическое понятие “исковая давность”. Вводя это понятие, законодатель определил, что это - “Срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено”. Ис­ковая давность выражается в установлении временных пределов для за­щиты на­рушенного права в суде. В ГК установ­лен общий срок давности в три года. Все нормы исковой давности носят императивный характер, сто­роны не могут их изменить в договорном по­рядке. Истечение срока исковой давности не означает прекращение права и, значит, правового основания защиты своего нарушенного права. Дру­гими словами, студенты должны уметь отличать сроки иско­вой дав­ности от пресекательных сроков, знать в каких случаях они приме­няются, обра­тить внимание на установленные ГК специальные сроки иско­вой дав­ности (ст. 197 ГК), знать основания приостановления и прерывания исковой дав­ности, а также знать на какие требования исковая давность не распростра­няется.

Защита права собственности представляет собой совокупность правовых способов, которые применяются к нарушителям отношений собственно­сти. Глава 20 ГК закрепляет два традиционных правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав: виндикационный и не­гаторный.

Виндикационный иск - требование собственника о возврате своего иму­щества из чужого незаконного владения. Собственник должен доказать своё право на истребуемое имущество. Незаконный владелец, в свою оче­редь, может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестный владелец не знает и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец мог и должен знать о неза­конном владении. Истребование имущества от добросовестного владельца регламентируется ст. 302 ГК и от недобросовестного владельца (ст. 303 ГК).

Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятст­вий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лише­нием собственника владения его имуществом. Обратите внимание, что по негаторному иску сроков исковой давности не существует, требование со­храняется на весь период, пока существует правонарушение.

Юридическая ответственность является разновидностью защиты прав и интересов лица. Гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, которому свойственны все признаки харак­теризующие ответственность. Особенностью гражданско-правовой ответ­ственности является её исключительно имущественный характер. Восста­новление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть дос­тигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причи­ненный вред или убытки.

Гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государствен­ного принуждения, связанная с применением санкций имущественного ха­рак­тера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулиро­ва­ние нормальных экономических отношений равноправных участников гражданского оборота.

В зависимости от конкретных обстоятельств различают договорную и

вне­договорную ответственность. Основное их отличие в том, что договор­ная ответственность наступает в случаях, предусмотренных законом, а также сторонами в договоре, а внедоговорная - только законом.

Гражданские право предусматривает виды ответственности: долевая, со­лидарная, субсидиарная. Студенты должны знать, чем отличается каждый вид ответственности и случаи их применения.

Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии следую­щих условий: возникновение у кредитора убытков, противоправность дей­ствий должника, причинная связь, вина должника.

Вина в гражданском праве выступает в форме умысла или неосторожно­сти. По степени вины неосторожность делится на грубую и простую. Вспомните из “Правоведения”, форма и степень вины обычно не влияют на размер ответственности.

Ст. 393 ГК возлагает на должника обязанность возместить причиненные убытки, т. е. такие, которые находятся в причинной связи с нарушением обязательства. Противоправными признаются действия лица, которые на­рушают требование закона или иных обязательных для сторон правил.

Понятие убытков раскрывается в ст. 15 ГК. Виды убытков: расходы, ко­то­рые кредитор произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества кредитора - всё это реальный ущерб. Третий вид убытков - упущенная выгода.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательств - является не­устойка. Неустойка - определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполне­ния или ненадлежащего исполнения обязательства, а также в случае про­срочки исполнения.

Необходимо обратить внимание на применение договорной и законной не­устойки.

Конституция РФ 1993 г. закрепила систему нематериальных благ граждан (Глава 2).

ГК РФ создал реальные гарантии осуществления личных неиму­ще­ственных прав граждан в нашей стране. Личные неимущественные права в гражданском праве имеют самостоятельный характер, выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы от постороннего вме­ша­тельства и требуют применения гражданско-правовых способов их за­щиты.

Основные признаки имущественных прав определены в ст. 150 ГК.

Ст. 151 ГК определяет, что моральный вред представляет собой физиче­ские или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в ре­зультате нарушений или посягательств на его права.

В настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено законом “О за­щите прав потребителей. В ст. 15 этого за­кона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изго­товителем его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, возме­щаются причинителем вреда при наличии его вины.

Необходимо усвоить, что Закон “О защите прав потребителей” распро­страняется на граждан только в тех случаях, когда товары, услуги приоб­ретаются исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В новых экономических отношениях особое место занимает право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Студенты должны знать понятия: честь, достоинство и деловая репутация.

Эти понятия применимы не только для защиты прав гражданина, но и организации, в части защиты деловой репутации юридического лица.

Студентам необходимо усвоить, что защита чести, достоинства и дело­вой репутации обеспечивается не только ст. 152 ГК, но и другими институ­тами гражданского права (например: обвинения в плагиате, в нарушении условий договора и т.п.). При изучении данного вопроса следует обратить внимание на отличие гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации от уголовно-правовой. Гражданский закон охраняет честь, достоинство и деловую репутацию как граждан, так и организаций, уголовный – только граждан.

Цель гражданско-правовой защиты - восстановление нарушенного иму­щественного интереса.

Цель уголовно-правовой защиты – прежде всего наказание лица, совер­шившего преступление (ст. 129, 130 УК РФ).

Способы и формы разрешения хозяйственных споров раскрыты в ст.12 ГК РФ. Защита гражданских прав осуществляется путем:

¦ Признания права;

¦ Восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

¦ Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

¦ Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

¦ Самозащиты права;

¦ Присуждения к исполнению обязанностей в натуре;

¦ Возмещения убытков;

¦ Взыскания неустойки;

¦ Компенсации морального вреда;

¦ Прекращения или изменения правоотношения;

¦ Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

¦ Иными способами, предусмотренными законом.

Судебная защита гражданских прав осуществляется, согласно ст.11 ГК РФ, следующим способом;

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд;

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

2. Арбитражный порядок защиты имущественных прав

Возглавляет систему федеральных арбитражных судов Высший Арбитражный суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Состав Высшего Арбитражного суда показан на рисунке 1.

Рис. 1. Состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Он действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя Высше6го Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Несмотря на расширение круга приглашенных лиц, по нашему мнению, Пленум стал менее демократичен, так как из его состава исключили председателей арбитражных судов республик, ранее входивших в его состав по должности, и отдельных председателей судов и судей.

Пленум Высшего арбитражного Суда Российской Федерации:

¦ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

¦ решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

¦ решает вопросы об обращении в Конституционный суд Российское Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

¦ избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

¦ утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда;

¦ утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

¦ утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

¦ утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда Российской Федерации;

¦ утверждает регламент арбитражных судов;

¦ решает иные вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По решению Пленума в состав президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является рабочим органом. Основная его обязанность состоит в рассмотрении дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации, а также в рассмотрении отдельных вопросов судебной практики и информировании арбитражных судов о результатах таких рассмотрений.

Судебные коллегии в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаются Пленумом Суда и рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют другие полномочия, предусмотренные регламентом Арбитражных судов

Судебные коллегии возглавляют заместители Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Совершенствование системы арбитражных судов привело к созданию промежуточного звена между арбитражными судами субъектов Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Таким звеном стали федеральные арбитражные суды округов, структура которых показана на рис. 2

Созданием окружных судов преследовалось несколько целей. Во-первых, освободить Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от большой массы арбитражных дел, которые рассматривались им в в первой и кассационной, а также надзорной инстанции. Во-вторых, выделить кассационную инстанцию в самостоятельную инстанцию, независимую от арбитражных судов субъектов Российской Федерации, государственных органов и иных лиц субъектов Российской Федерации. В-третьих, кассационная инстанция, разрешая дела в кассационном порядке, может устранять нарушения, допущенные судом первой инстанции и апелляционной инстанции при принятии решения, и будет способствовать принятию законного решения, устранению судебных ошибок.

Об эффективности создания трехзвенной системы арбитражных судов судить в настоящее время невозможно ввиду отсутствия практики их работы

Всего образовано десять федеральных окружных судов, перечень которых определен в статье 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный арбитражный суд округа:

¦ проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

¦ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

¦ применению в рассматриваемом им деле;

¦ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего;

¦ изучает и обобщает судебную практику;

¦ анализирует судебную статистику;

¦ подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.




Рис. 2 Структура федерального арбитражного суда округа

Основную массу экономических споров рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Структура этих арбитражных судов различна в зависимости от численного состава арбитражного суда, примерная структура арбитражного суда средней величины показана на рис. 3.




Рис. 3. Структура арбитражного суд субъекта Российской Федерации

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации арбитражные дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.

Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей.

3. Нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов

Основы деятельности нотариата

Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий уполномоченными на то лицами.

При коллизии российских законодательных актов и международных договоров по требованиям к совершению нотариальных действий применяются правила международных договоров.

Нотариальные действия совершают:

¦ Государственные нотариусы;

¦ Частные нотариусы;

¦ Уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, если в населенном пункте отсутствует нотариус;

¦ Уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ на территории других государств.

Нотариальная деятельность:

¦ Не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли;

¦ Лицензируется в установленном порядке;

¦ Контролируется государством в лице соответствующих органов.

Правовой статус нотариуса

Нотариус вправе:

¦ Совершать нотариальные действия в интересах лиц, обратившихся к нему, если законодательством не предусмотрено иное место совершения этого нотариального действия;

¦ Составлять проекты сделок и других документов;

¦ Изготовлять копии документов и выписки из них;

¦ Давать необходимые разъяснения;

¦ Истребовать от клиентов необходимые сведения.

Нотариус не вправе:

¦ Заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и никакой другой деятельностью, кроме нотариальной и научно-преподавательской;

¦ Оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

¦ Совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Нотариус обязан:

¦ Содействовать клиентам в совершении сделок, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована ими во вред;

¦ Отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству;

¦ Хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

¦ В необходимых случаях представлять в налоговые органы определенные справки

Кроме того, частный нотариус обязан заключить договор страхования своей деятельности. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Лицензирование нотариальной деятельности

Нотариальной деятельностью вправе заниматься:

Гражданин РФ, получивший лицензию на право этой деятельности;

Госнотариусы, имеющие высшее юридическое образование и назначенные на должность до 13.03.93 г., получают лицензию бесплатно и без сдачи квалификационного экзамена;

Госнотариус, желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, не позднее чем через две недели со дня получения лицензии.

Процедура получения лицензии:

¦ Претендент на получение лицензии, имеющий высшее юридическое образование, проходит стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса;

¦ Квалификационная комиссия при органе юстиции принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку, и при положительном его результате направляет заявление претендента с пакетом документов (решение квалификационной комиссии, копия диплома, документ о прохождении стажировки, документ об оплате соответствующего сбора в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда) в орган юстиции, который в течение 1 месяца после сдачи экзаменапринимает решение:

выдать лицензию:

¦ лицо, получившее лицензию, может быть назначено на должность нотариуса или помощника нотариуса в госконтору, а также заняться частной практикой;

¦ лицо, получившее лицензию, но в течение 3-х лет не приступившее к работе нотариуса или помощника нотариуса, может быть допущено к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена и получения новой лицензии (лицензия может быть аннулирована по решению суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью);

отказать в выдаче лицензии:

¦ отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции;

оставить заявление без рассмотрения:

¦ заявление остается без рассмотрения, если оно подано без представления документов, необходимых для принятия решения.

Правила совершения отдельных нотариальных действий

Договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации:

¦ удостоверяется при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.

Передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам:

¦ Нотариус передает заявление адресату лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением;

¦ Может передать с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств.

Расходы, связанные с использованием технических средств, оплачивает лицо, подавшее заявление.

Лицо, подавшее заявление, получает свидетельство о передаче заявления.

Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг:

¦ Нотариус принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору;

¦ Кредитор извещается о поступлении денег или ценных бумаг и в любое время по своему желанию может получить их.

Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника.

Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей:

¦ по нотариально удостоверенным сделкам;

¦ по основаниям, вытекающим из расчетных и кредитных отношений;

¦ за товары, купленные в кредит;

¦ задолженности, вытекающей из перевозок грузов, и сумм, причитающихся по диспаше, не оспоренной в течение установленного срока;

¦ по основаниям, вытекающим из трудовых отношений;

¦ задолженности, вытекающей из отношений, связанных с авторским правом;

¦ по требованиям органов внутренних дел;

¦ по требованиям органов Минздрава РФ и другим.

Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков:

¦ нотариус по месту нахождения плательщика принимает для предъявления к платежу чек, представленный:

по истечении 10 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории РФ;

по истечении 20 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории СНГ;

по истечении 70 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории другого государства.

В случае неоплаты чека нотариус удостоверяет неоплату чека путем надписи на чеке и по просьбе чекодержателя совершает исполнительную надпись.

Под защитой прав хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс правовых мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав правообладателей, осуществляемых законно установленными способами и в определенных формах.

Действующее законодательство выделяет следующие формы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов:

1. Нотариальный защите прав субъектов хозяйствования.
Этот вид защиты заключается в том, что отдельные соглашения требуют дополнительных гарантий защиты прав собственника, достигается нотариальным удостоверением приобретения и передачи прав собственности. Оно является юридическим фиксацией приобретения прав владельца, которое находится в основе решения судами споров о нарушении такого права.

Согласно Закону Украины «О нотариате» совершение нотариальных действий возлагается на нотариусов. В населенных пунктах, где нотариусы отсутствуют, нотариальные действия совершают уполномоченные на это должностные лица исполнительных комитетов.
По Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины», утвержденной наказом Министерства юстиции Украины 3 марта 2004, нотариусами совершаются такие нотариальные действия в отношении субъектов хозяйственной деятельности:
— Удостоверяются сделки (договоры, доверенность др. .)
— Выдаются свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе;
— Выдаются свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов);
— Выдаются дубликаты документов, хранящихся в делах госнотконторы, частного нотариуса;
— Налагается запрещение отчуждения здания, гаражей, земельного участка, другого недвижимого и движимого имущества, имущественных прав;
— Удостоверяется правильность копий (фотокопий) документов и выписок из них;
— Свидетельствуют подлинность подписи на документах;
— Удостоверяется правильность перевода документов с одного языка на другой;
— Удостоверяют время предъявления документов;
— Передаются заявления юридических лиц другим юридическим лицам;
— Совершаются исполнительные надписи;
— Совершаются протесты векселей;
— Предъявляются чеки к платежу и удостоверяют неоплата чеков;
— Принимаются на хранение документы;
— Удостоверяется подлинность электронной цифровой подписи на документах (при наличии технической возможности работы с электронными документами).

Нотариальные конторы в пределах своей компетенции удостоверяющие договоры, в отношении которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма.

К таким договорам относятся:
1. Договоры об отчуждении недвижимого имущества, вытекающие из договоров купли — продажи, мены, дарения, пожизненного содержания.
2. Договоры о залоге недвижимого имущества, транспортных средств, объектов, товаров в обороте или переработке.
3. Договоры об отчуждении земельных участков, находящихся в коллективной или частной собственности.
4. Договоры купли -продажи имущества государственных предприятий.
5. Договоры поручения.
6. Договоры займа.

Для взыскания денежных сумм или истребования их от должника нотариусы совершают исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Протесты векселей в неплатеже совершаются нотариусами в соответствии с законодательством Украины о переводном или простом векселе. Протесты по ним совершаются по месту нахождения плательщика или по месту платежа.

Нотариальный защите прав субъектов хозяйственной деятельности в отношениях с иностранными партнерами осуществляется путем использования нормы права стран иностранного партнера.

В отдельных случаях Государственная исполнительная служба, в соответствии со ст. 62 Закона Украины «Об исполнительном производстве» может проводить обращения взыскания на здание, помещение, земельный участок, является недвижимым имуществом, в случае отсутствия у должника достаточных средств или движимого имущества. При этом, в первую очередь производится обращение взыскания на отдельный от здания земельный участок, другое помещение, принадлежащие должнику.

В случае обращения взыскания на здание, помещение или земельный участок государственный исполнитель запрашивает соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о принадлежности указанного имущества должнику на праве собственности и его стоимость, а также запрашивает нотариальный орган, не находится это имущество под арестом.

Получив документальное подтверждение принадлежности должнику на праве собственности здания или иного недвижимого имущества, государственный исполнитель налагает на них арест путем описи и оценки по их стоимости на момент ареста и направляет нотариальному органу по месту нахождения имущества требование о регистрации данного факта. О наложении ареста на здание или иное недвижимое имущество, заложенное третьим лицам, государственный исполнитель уведомляет этих лиц.

В случае отсутствия документов, характеризующих объект недвижимости, в связи с чем его невозможно подготовить к реализации, такие документы изготавливаются в установленном порядке за счет средств взыскателя. Если взыскатель в 20-дневный срок со дня получения уведомления государственного исполнителя, а не авансирует расходы на изготовление документов, характеризующих объект недвижимости, арест с него снимается.

Реализация принадлежащих должнику здания и другого недвижимого имущества осуществляется в соответствии с законом путем продажи с публичных торгов.
Полнота нотариального защиты прав субъектов хозяйствования обеспечивается также их правом на обжалование выполненных нотариальных действий или отказе в их выполнении.

2. Административно — хозяйственная защита.
Административно — хозяйственная защита — защита прав, свобод и интересов субъектов хозяйственной деятельности в сфере публично — правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.

Хозяйственное право, регулируя общественные отношения, обязательно взаимодействует с другими отраслями права, позволяет осуществлять надлежащий административный защиту нарушенных прав хозяйствующих субъектов в той или иной области. Так, по распоряжению уполномоченного органа государственного управления один субъект хозяйственной деятельности передает другому часть своего имущества. В данном случае орган управления властным методом регулирует имущественные отношения двух субъектов, то есть хозяйственное право регулирует законность этой сделки, а административное — предусматривает верховенство воли одной стороны над другой.

Виды административно — хозяйственного защиты:
— От посягательств на собственность (ст.ст. 47-51 КоАП Украины);
— При использовании природных ресурсов (ст.ст.52 -92 КоАП Украины);
— При организации производства, строительства и использования топливно — энергетических ресурсов (ст.ст.93 -148 КоАП Украины);
— От злоупотребления монопольным положением (ст. 166 — 1 — 166-4 КоАП Украины);
— При нарушении финансово — кредитных отношений (ст. 166 -5 — 166-6 КоАП Украины);
— При нарушении системы лицензионной деятельности (ст. 166 -12 КоАП Украины);
— При нарушении ценовой политики (ст. ст.156 КоАП Украины);
— При нарушении в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (ст.ст. 167-172 КоАП Украины).

Согласно положениям ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины административно-хозяйственные санкции к субъектам хозяйствования могут применяться в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом закона.
То есть, административная защита прав субъектов хозяйствования предполагает принятие управленческих указаний по совершению в рамках административного законодательства определенных имущественных прав, не противоречащие деятельности упомянутых субъектов.

3. Претензионный порядок урегулирования споров.
Одним из условий защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования является соблюдение до судебного претензионного порядка урегулирования споров. Как правило, спор может быть передано на рассмотрение хозяйственного суда лишь после принятия сторонами мер непосредственного урегулирования конфликта.
Действующее законодательство требует от предприятий и организаций, чтобы они до подачи иска приняли меры по урегулированию хозяйственных споров с другой стороной.
До судебное урегулирование хозяйственных споров — это совокупность мероприятий, подлежащих осуществлению хозяйствующими субъектами, права которых нарушены, для непосредственного решения споров, возникших с предприятиями и организациями, которые нарушили имущественные права и интересы, до обращения с иском в хозяйственный суд. Значение до судебного урегулирования хозяйственных споров раскрывается через функции, которые выполняет эта стадия хозяйственного процесса. Во-первых, до судебное урегулирование призвано обеспечить как можно более быстрое восстановление нарушенных прав предприятий и организаций. Во-вторых, оно способствует выявлению и устранению причин и условий возникновения хозяйственных правонарушений. В-третьих, до судебное урегулирование способствует организации и повышению уровня заключения и исполнения хозяйственных договоров.

Исходя из содержания действующего законодательства можно выделить: общий порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (он регламентирован нормами ст. 5-11 Хозяйственного процессуального кодекса Украины) и специальный порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (определяется нормами других нормативных актов), который применяется для предъявления и рассмотрения претензионных заявлений в органы транспорта.

Учитывая, что порядок заключения хозяйственных договоров ранее уже были рассмотрены, схематически до судебное урегулирование разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении договоров, можно изобразить следующим образом:
а) предприятие, получившее проект договора, при наличии возражений относительно его условий, составляет протокол разногласий и в двадцатидневный срок вместе с подписанным договором (с оговоркой) направляет его автору проекта договора. Предприятие, получившее протокол разногласий, обязано в течение 20 дней рассмотреть его, принять меры по урегулированию разногласий, а не урегулированные разногласия передать на рассмотрение хозяйственного суда;
б) предприятие, считает необходимым изменить или расторгнуть договор, направляет предложения об этом второй стороне договора. Сторона, получившая предложение, должна ответить на нее в двадцатидневный срок. До судебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов предприятия, осуществляется путем предъявления предприятием, понесло убытки, претензии к предприятию-нарушителю. Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок со дня его получения.

Согласно требованиям ст. 222 Хозяйственного кодекса Украины в претензии должны обязательно указываться:
— Требования заявителя;
— Сумма претензии и ее расчет (если она касается денежной форме);
— Обстоятельства, на которых основаны требования;
— Доказательства, подтверждающие законность требований;
— Перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензия может быть отправлена ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также вручаться под расписку лично ответчику. Срок ее рассмотрения равняется 30 дням со дня получения, и результаты должны сообщаться заявителю в письменной форме. В случае отказа в удовлетворении претензионных требований, это должно мотивироваться.
О результатах рассмотрения претензии ее заявителю сообщается в письменной форме (так называемая ответ на претензию). Отправка ответа является обязательным независимо от того, удовлетворяются или нет требования заявителя. За нарушение сроков рассмотрения претензии установлена имущественная ответственность, которую может применить хозяйственный суд при принятии решения — взыскание в доход государственного бюджета с предприятия, организации, допустивших такое нарушение, штрафа в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан.

Вместе с тем следует иметь в виду следующее:
— Дела по заявлению прокурора или его заместителя, Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений нарушаются хозяйственным судом независимо от принятия сторонами мер досудебного урегулирования споров (ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины);
— Требования относительно до судебного урегулирования хозяйственных споров не распространяются на споры о признании договоров недействительными, споры о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, не соответствующих законодательству и нарушающих права и интересы, которые охраняются законом, предприятий и организаций (далее — акты), споры о взыскании задолженности по опротестованным векселями, а также на споры об обращении взыскания на заложенное имущество;
— Правила о до судебном урегулировании споров не применяются в отношении производства по делам о банкротстве, поскольку оно регламентирует условия и процедуру признания юридических лиц банкротами, а не процесс решения споров.

Если в ответе из претензии организация не сообщает о перечислении, заявитель претензии вправе предъявить в банк поручения на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы по начислению пени за превышение срока платежа.

4. Судебная защита прав субъектов хозяйствования.
Обращение субъектов в суд с иском о защите своих прав и законных интересов является на сегодня наиболее эффективной формой установления нарушенных прав. Преимущества судебной защиты очевидны, поскольку суд является независимым и подчиняется только закону.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению хозяйственных дел и разрешения хозяйственных споров развивается в определенной последовательности и состоит из отдельных стадий, основной из которых является возбуждение дела.

Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям:
— Предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом;
— Государственных и других органов, которые обращаются в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
— Прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства. Если прокурор обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении должны быть указаны орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

Хозяйственный суд возбуждает дела о банкротстве по письменному заявлению любого из кредиторов, должника, органов государственной налоговой службы или государственной контрольно — ревизионной службы.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается руководителем предприятия, организации, государственного или другого органа, другим лицом, полномочия которого определены законодательством или учредительными документами, прокурором или его заместителем, гражданином — субъектом предпринимательской деятельности или его представителем. Истец (прокурор) обязан при подаче иска направить сторонам копии искового заявления и приложенных к нему документов, если этих документов у сторон нет. Содержание искового заявления и прилагаемые к ней, определенные в соответствии со ст. 54 и 57 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Из искового заявления, согласно ст. 45 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в хозяйственный суд уплачивается государственная пошлина, размеры которого установлены Законом Украины от 11 июля 1995 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты»:
— С исковых заявлений имущественного характера — 5 % цены иска, но не менее 0,25 не облагаемого минимума доходов граждан;
— С исковых заявлений не имущественного характера — 5 не облагаемых минимумов доходов граждан;
— По заявлениям в преддоговорных спорах — 6 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в Высшем хозяйственном суде Украины, и 5 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в других хозяйственных судах;
— С заявлений о проверке решений — 50 % ставки, подлежащей уплате при рассмотрении дела в первой инстанции, а по спорам имущественного характера — ставки, исчисленной исходя из суммы, оспаривается.
После принятия заявления суд не позднее 5 дней со дня ее поступления принимает решение о возбуждении производством дел, о чем соответствующим постановлением уведомляет истца и ответчика.

Наряду с этим, в соответствии со ст. 83 Хозяйственного процессуального кодекса Украины хозяйственный суд может:
— Признать недействительным предмет спора;
— Выходить за пределы исковых требований в целях защиты интересов истца или третьих лиц;
— Уменьшать размер неустойки, подлежащей взысканию с заинтересованной стороны;
— Взыскивать в доход бюджета со стороны, нарушившей сроки рассмотрения претензии, штраф;
— Взыскивать в доход бюджета штраф в размере 100 не облагаемых минимумов за уклонение от исполнения решений хозяйственного суда;
— Отсрочить исполнение решения.

Вопрос о принятии искового заявления решает судья. При этом при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на иск (они указаны в ст. 62 Хозяйственного процессуального кодекса Украины), судья отказывает в принятии искового заявления. Если заявитель (истец, прокурор) имеет право на подачу иска, но допустил нарушений в его реализации, т.е. не выполнил правил подачи искового заявления, судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему материалы без рассмотрения. Основания для возвращения содержатся в ст. 63 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

В первом вопросе необходимо перечислить способы разрешения хозяйственных споров, дать правовую характеристику каждому из них, в частности, обратиться к ст. 12 ГК РФ, где указано, что защита гражданских прав осуществляется путем:

    Признания права.

    Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

    Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

    Самозащиты права.

    Присуждения к исполнению обязанности в натуре.

    Возмещения убытков.

    Взыскания неустойки.

    Компенсации морального вреда.

    Прекращения или изменения правоотношения.

    Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

    Иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем, необходимо указать, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Здесь же дать понятие подведомственности, подсудности, компетенции судов соответствующего уровня, опираясь на нормы процессуального права.

А также указать, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (определить нормативно правовую базу). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Второй вопрос посвящен арбитражному порядку защиты имущественных прав. Здесь необходимо определить, какие дела подведомственны арбитражному суду, субъектный состав, порядок рассмотрения поступивших заявлений, привлечения к участию в процессе третьих лиц, экспертов, свидетелей и др.

Указать, что арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, часть ответа необходимо посвятить специальной подведомственности дел арбитражным судам, раскрыть процессуальные особенности категории дел, в частности дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Третий вопрос раскрывает нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов. Здесь необходимо проанализировать основной нормативный акт, регламентирующий нотариальную деятельность в Российской Федерации – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Указать, каким образом, кем осуществляется совершение нотариальных действий в Российской Федерации, определить, кто имеет право осуществлять нотариальную деятельность. Дать определение и полную правовую характеристику понятия «нотариальной деятельности», в частности указать и пояснить, что:

– нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусы не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью (кроме нотариальной, научной и преподавательской), оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

– нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, нотариальная деятельность призвана обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также, как указывалось выше, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопрос для обсуждения: Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде. Достоинства и недостатки судебной системы в данной сфере.

Тема для доклада: Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Законодательство:

    Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

    Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч. 1, 2. – М., 1999. – 228 с.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 29.06.2004г.) // Российская газета. – № 49. – 1993.

Судебная практика:

    Защита деловой репутации от порочащих сведений (Волклв С. , Булычев В.) // Российская юстиция. – № 8. – 2003.

    Определение Верховного Суда РФ № 71-ГО»-17 от 16.01.2003г.: В принятии заявления союза предпринимателей об оспаривании нормативного акта отказано правомерно, так как оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку законом не предусмотрено право некоммерческих организаций на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе являющихся членами некоммерческих организаций.

Темы контрольных работ по дисциплине «Предпринимательское право России» для студентов заочной формы обучения

    Правовое регулирование процесса приватизации в Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

    Особенности приватизации государственного и муниципального унитарного предприятия как единого имущественного комплекса.

    Правовое регулирование экономической деятельности на товарных и рынках финансовых услуг в Российской Федерации в сравнении с опытом зарубежных стран.

    Основные направления деятельности антимонопольного органа в Российской Федерации в условиях развития рыночной экономики.

    Виды монополистической деятельности, регулируемые антимонопольным законодательством.

    Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в Российской Федерации.

    Горизонтальные отношения в осуществлении предпринимательской деятельности, их роль в рыночной экономике.

    Соглашения и согласованные действия органов власти.

    Полномочия антимонопольного органа по пресечению нарушений органами власти действующего законодательства.

    Формы недобросовестной конкуренции. Значение конкурентного законодательства и роль антимонопольного органа в данной сфере.

    Процесс реорганизации: основания, содержание, правовые последствия. Особенности разделения (выделения) хозяйствующих субъектов.

    Процедуры банкротства, их практическая реализация: опыт России.

    Особенности несостоятельности (банкротства) отдельной категории лиц.

    Регулирование деятельности естественных монополий как одно из направлений государственной политики демонополизации.

    Ценовое регулирование как метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

    Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде.

    Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Указания к написанию контрольной работы

Номер темы написания контрольной работы определяется по первой букве фамилии слушателя

Первая буква

фамилии студента

Номер темы

(на выбор)

Первая буква

фамилии студента

Номер темы

(на выбор)

    Основные требования к содержанию контрольной работы

Контрольная работа - учебно-научное исследование, показывающее в обобщенной форме качество подготовки студента. Она должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой студент демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Контрольная работа должна показывать уровень освоения студентом методов научного анализа сложных социальных явлений, умений делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в исследуемой области.

В ней должно быть отражено состояние научных исследований по избранной теме, показано знание специальной литературы, способность анализировать законодательство и практику его применения, обобщать материалы практики.

Изложение материала должно быть ясным и логически последовательным, формулировки - краткими и точными, предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения - обоснованными и конкретными. Выводы, наблюдения и материалы должны обладать практической и научной (теоретической) ценностью.

    Структура контрольной работы

Обязательными разделами контрольной работы являются: 1) введение; 2) основная часть; 3) заключение; 4) библиографический список. В конце работы, в приложении, могут быть: графики, таблицы, копии документов и т.д.

Во введении обосновывается:

– выбор темы, ее актуальность, новизна, теоретическое и практическое значение;

– цель и задачи исследования;

– методологическая база, информационные источники;

– структура работы.

Основная часть работы состоит, как правило, из двух-четырех вопросов, раскрывающих поставленные во введении задачи. Название какого-либо из вопросов не должно быть тождественно наименованию темы работы. В этой части работы излагаются литературные источники, дается критический анализ взглядов ученых и практиков, отражается позиция автора контрольной работы, подкрепляемая соответствующими аргументами.

Изложение материала не должно сводиться к простому перечислению точек зрения различных авторов либо ограничиваться утверждением о согласии или несогласии с тем или иным автором. Полемика с отдельными авторами должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе законодательства и практике его применения, обобщении. В необходимых случаях приводятся статистические данные, материалы анкетирования, интервью, примеры из практической деятельности конкретных учреждений.

При анализе высказанных в литературе взглядов, а также цитировании необходимо указывать фамилию, имя, отчество автора, наименование его работы, года и места издания, страницу. В контрольных работах по специальным правовым дисциплинам излагаемые положения должны иллюстрироваться примерами из практики с указанием источника, например: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2000. – № 10. – С. 23. В других случаях необходимо назвать конкретный правоприменительный орган и год, в котором было рассмотрено данное дело, например, народный суд или прокуратура такого-то района.

В зависимости от темы исследования в работе может быть глава, посвященная истории вопроса, либо теоретическая часть. Вместе с тем, историко-теоретическое исследование может быть соединено с анализом действующего законодательства и практики его применения, особенно при выполнении работ по теории права и отдельным отраслям права.

Заключение завершает контрольную работу, содержит итоговые выводы и обобщения. В основном это должны быть предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения, по применению результатов исследования.

В конце контрольной работы приводится библиографический список фактически использованных источников, в котором выделяются законодательные акты, материалы практики, специальная литература (в алфавитном порядке).

Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю по дисциплине «Российское предпринимательское право»

    Предмет предпринимательского права.

    Методы правового регулирования.

    Наука предпринимательского права.

    Принципы предпринимательского права.

    Система предпринимательского права

    Источники предпринимательского права.

    Понятие и классификация субъектов предпринимательского права.

    Понятие и виды юридических лиц.

    Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

    Понятие вещного права. Объекты гражданских прав.

    Юридическая классификация вещей.

    Экономическая классификация вещей.

    Понятие предпринимательского договора.

    Система предпринимательских договоров.

    Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

    Основные принципы приватизации.

    Законодательство Российской Федерации о приватизации.

    Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества.

    Особенности приватизации отдельных видов имущества.

    Понятие товарного и финансового рынка.

    Антимонопольный орган, его полномочия.

    Виды государственного контроля на товарных рынках.

    Виды государственного контроля на финансовых рынках.

    Понятие, цели, сфера применения антимонопольного законодательства.

    Понятие и значение развития конкуренции в условиях рыночной экономики.

    Развитие монополизма в России.

    Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в РФ.

    Понятие и виды монополистической деятельности.

    Понятие и признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

    Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.

    Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

    Правовые формы ограничения монополистической деятельности.

    Орган власти: виды, функции, полномочия.

    Акты и действия органа власти: понятие, значение, юридические последствия для участников товарного оборота.

    Ограничение конкуренции в результате деятельности органов власти.

    Понятие соглашения, согласованных действий органов власти.

    Влияние на конкуренцию соглашений, согласованных действий органов власти.

    Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции. Негативные последствия на рынке определенного товара.

    Формы недобросовестной конкуренции. Роль антимонопольного законодательства.

    Понятие создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.

    Понятие экономической концентрации. Ее значение в условиях рыночной экономики.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях приобретения акций основных производственных средств, нематериальных активов хозяйствующего субъекта.

    Понятие разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.

    Понятие, признаки несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов.

    Предупреждение банкротства. Разбирательство дел в арбитражном суде.

    Наблюдение. Финансовое оздоровление. Внешнее управление.

    Конкурсное производство.

    Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

    Сферы деятельности субъектов естественных монополий. Определение основных понятий.

    Государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии.

    Органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия.

    Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров.

    Арбитражный порядок защиты имущественных прав.

    Нотариальный порядок защиты имущественных прав.