Распоряжение имущественными правами. Договора о распоряжении правами интеллектуальной собственности

1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение.

2. Лицензионные договоры о предоставлении права использования.

Вступление в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) сыграло важную роль в регулировании договорных отношений по поводу прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий. В то же время жизнь иногда ставит такие вопросы, которые не всегда однозначно решены законодательством. К тому же на практике как правообладатели, так и пользователи нередко пытаются применять в отношении исключительных прав так называемый проприетарный подход, то есть нормы, регулирующие вещно-правовые отношения, применяемые к материальным объектам, в частности нормы договоров купли-продажи, дарения, аренды, подряда и другие, забывая об особенностях правового режима результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Зачастую, прежде всего за рубежом, передача исключительных прав происходит в режиме договоров купли-продажи. Кстати, такую возможность предоставляет и ГК РФ, включив в пункт 4 статьи 454 норму о том, что общие положения о купле-продаже, предусмотренные параграфом 1 главы 30 настоящего кодекса, применяются и к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. Однако специфика правового режима результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации свидетельствуют о недопустимости применения тех норм, которые регулируют отношения по поводу материальных объектов, не учитывающих особенности интеллектуальных прав.

В литературе договоры о передаче материальных объектов нередко отождествляются с договорами об отчуждении исключительных прав, а лицензионные договоры - с договорами аренды. На практике также имеет место смешение договоров купли-продажи материальных носителей результатов интеллектуальной деятельности и договоров о распоряжении исключительными правами. Так, постановлением Федерального арбитражного суда (ФАС) Северо-Западного округа от 16 января 2002 года N А56-25535/01 была исправлена ошибка налоговых органов при определении предмета договора, по которому экспортировались материальные носители программного обеспечения. Как установил ФАС Северо-Западного округа, "поскольку предметом осуществленной налогоплательщиком экспортной операции являлись магнитные носители с содержащейся на них информацией, а не имущественные права на программный продукт, суд правомерно отклонил довод ИМНС (Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. - Авт.) о неправомерности предъявления налогоплательщиком к возмещению из бюджета НДС по экспортным операциям".


Большое значение имеет разграничение класса договоров о передаче имущества в собственность, пользование, договоров на выполнение работ, в предмет которых входят материальные объекты, и договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами, в предмет которых входят нематериальные результаты интеллектуальной деятельности. Различия заключаются в порядке исполнения договора, привлечения третьих лиц, существенных условиях, последствиях неисполнения договоров и т.д.

В судебной практике не всегда проводится четкое разграничение между подрядными договорами и договорами о создании и использовании исключительных прав, в том числе для целей налогообложения. Кроме того, на практике большинство договоров, связанных с созданием технических новшеств, являются смешанными. Определение правовой природы договора зачастую требует специальных знаний, что означает необходимость проведения экспертизы или привлечения специалиста.

В споре между ЗАО "Контактор" и ОАО "ЭЛСИ" о взыскании задолженности по договору от 10 апреля 2000 года N 4/59-юр на разработку и изготовление научно-технической продукции, а именно образца транзисторных преобразователей частоты для индукционной плавки на мощность 160 кВт и частоту 2,4 кГц, судебные инстанции пришли к выводу о том, что договор содержит признаки договора подряда и договора на выполнение проектно-изыскательских работ. Такой вывод, по мнению ФАС Поволжского округа, является ошибочным, поскольку договор имеет все элементы договора на выполнение опытно-конструкторских работ, регулируемого главой 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Можно выделить различия между договорами рассматриваемого класса и отдельными видами договоров об оказании услуг.

Так, при рассмотрении спора по иску о взыскании задолженности по договору на организацию и проведение социологического исследования и процентов за пользование чужими денежными средствами возник вопрос о том, какие нормы применять к договору между истцом и ответчиком: главы 38 или 39 ГК РФ. При применении положения статьи 717 ГК РФ (глава 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг) заказчику предоставляется возможность отказаться от исполнения договора до сдачи результата работ, что не допускается в договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Целью договора было проведение исследования - социологического опроса по анкете, предоставляемой заказчиком, создание электронной базы по результатам работ и написание аналитической записки. По мнению арбитражного суда, такой предмет соответствует определению научно-исследовательской деятельности, которое дано в статье 769 ГК РФ. Однако при этом не было учтено наличие творческого вклада (научно-исследовательского характера работы). Проведение социологического опроса не представляет собой творческий труд. Создание базы данных подпадает под действие норм об авторском договоре заказа. Эти элементы смешанного договора должны быть определены судом.

Проблема разграничения договоров о распоряжении исключительными правами и посреднических договоров как договоров об оказании услуг актуальна и обусловлена тем, что в рамках последних посредник приобретает возможность совершать юридические действия в отношении правообладателя, в том числе заключать договоры о распоряжении исключительными правами от его (своего) имени и в его интересах, но посреднику при этом исключительные права не передаются, и правообладателем он не становится.

Так, постановлением ФАС Московского округа от 27 февраля 2002 года N КГ-А40/740-02 подтверждена правильность выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций относительно того, что истец не является обладателем исключительных прав на телевизионный фильм "Собачье сердце". Основанием для такого утверждения явился анализ агентского договора от 18 мая 2001 года N 015/1\016\01, заключенного между правообладателем "Кинокомпанией "ДомФильм" и ЗАО "Медиа-Мост", которое, по мнению истца, передало права истцу - ЗАО "Домашний экран". Согласно статье 1005 ГК РФ предметом агентского договора являются услуги по совершению юридических и иных действий агентом по поручению и за счет принципала от своего имени либо от имени принципала. Такой договор не предусматривает переход имущественных авторских прав. Анализ правовой природы договора подтвердил, что этот договор является агентским и не предусматривает переход имущественных авторских прав на использование телефильма путем передачи его в эфир.

Не любой договор в сфере интеллектуальной собственности, в котором упоминаются объекты исключительных прав, относится к классу договоров о распоряжении исключительными правами. Характерным признаком этих договоров является наделение контрагента (пользователя) возможностью использования прав на результаты интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации на определенных условиях (самому или путем предоставления прав другим лицам, например на условиях сублицензии), рассматриваемый как признак направленности.

Законодательством напрямую не урегулированы вопросы посреднических договорных отношений, в том числе агентских, применительно к исключительным правам. Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Проблема состоит в принадлежности прав, приобретенных по сделке, заключенной агентом. При заключении такой сделки агентом права приобретает только он, но эти права, приобретенные в интересах принципала, должны передаваться последнему. Принципал вправе потребовать от агента передачи приобретенных им прав. Передача прав является обязанностью агента.

Нельзя принять позицию, согласно которой права, приобретенные агентом, уже принадлежат принципалу к моменту совершения сделки.

Что касается распоряжения агентом правами, принадлежащими принципалу, то они не переходят агенту, и сделки совершаются агентом в отношении "чужих прав", которыми он может лишь распорядиться в пределах, предусмотренных агентским договором, но не использовать как правообладатель. Права, приобретенные агентом для принципала и за его счет, переходят к принципалу только в результате их передачи. И если права, существовавшие до заключения договора, во всех случаях, независимо от своего характера, продолжают принадлежать принципалу, то права, приобретенные агентом для принципала на основании агентского договора, подлежат передаче от агента принципалу. Для передачи этих прав требуется оформление специальной документации (составление отчета комитента, может быть, акта о передаче документов, фиксирующих права и обязанности, равно как и акта о принятии таких документов). Передаваемые права должны быть четко определены.

Применительно к договору агентирования имущественные авторские, смежные права не имеют какой-либо специфики, для их изъятия нет каких-либо оснований ни в законодательстве, ни в существе прав и обязанностей. На имущественные авторские права распространяются все нормы, установленные для прочих имущественных прав: они, как и остальные, могут быть предметом сделки по договору агентирования.

Не являлась ограничением норма статьи 30 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (до 1 января 2008 года), устанавливавшая, что имущественные авторские права могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, когда закон прямо предусматривает возможность бездоговорного использования. Авторский договор в этом смысле противопоставляется бездоговорному использованию. Кроме того, аналогичные формулировки предусмотрены для распоряжения правом собственности (ст. 209 ГК РФ) и обязательственными правами (ст. 382 ГК РФ). Однако это не ограничивает возможность распоряжения имуществом, в том числе исключительными правами, через посреднические договоры, в том числе договоры агентирования. Чужим исключительным правом можно распоряжаться так же, как и любым другим имущественным правом. При этом надо исходить из того, что речь идет о праве не только автора, но и любого правообладателя.

Договор заказа или договор о распоряжении исключительным правом, заключенный на основе агентского договора, в его комиссионном варианте является состоявшимся и действительным. Однако не следует рассчитывать на "автоматический" переход этих прав. Передача прав производится агентом принципалу на основе акта сдачи-приемки, при документальном ее подтверждении она есть свершившийся факт.

До того как третье лицо исполнит обязательство, принятое им на себя по заключенной с агентом сделке, обязательство последнего перед принципалом должно считаться исполненным со времени передачи принципалу прав по сделке.

Вместе с тем договор агентирования может предусматривать различные условия: третье лицо не только совершает сделку, но и исполняет ее для агента, третье лицо совершает сделку для агента, а исполняет для принципала, в связи с чем отчуждение (предоставление) прав на результат интеллектуальной деятельности может производиться непосредственно в пользу принципала.

При заключении договоров о распоряжении исключительными правами, в том числе договоров об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионных договоров, у приобретателей прав возникают проблемы, связанные с установлением оснований, подтверждающих наличие соответствующих прав у их обладателя, причем это касается как непосредственно автора, так и производных правообладателей.

На практике возникает немало споров, по поводу того, что по договору передаются права, которых у правообладателя на самом деле нет.

В случае нарушения авторских прав третьих лиц при неполучении таковых по договору в случае предъявления иска ответчику придется доказывать приобретение таких прав, что подтверждается и судебной практикой. В частности, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" разъясняется, что при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований законодательства при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Авторские права согласно пункту 4 статьи 1259 ГК РФ возникают, осуществляются и защищаются без какой-либо регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. В соответствии со статьей 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Если в качестве правообладателя выступает физическое лицо, являющееся автором произведения, то целесообразно в договоре предусмотреть гарантии автора в отношении произведения, а также обязанности материального и процессуального характера в случае возникновения спора в отношении авторства. В то же время необходимо учесть, что с 1 января 2008 года ответственность автора в соответствии с пунктом 1 статьи 1290 ГК РФ имеет ограниченный характер по всем видам договоров (ограничение реальным ущербом) и договором может быть лишь уменьшена.

В том случае если в качестве правообладателя по договору выступает юридическое либо физическое лицо, не являющееся автором произведения, то целесообразно проверить следующее:

Наличие соответствующего авторского договора, а именно договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, в котором в качестве обязательного условия должно быть предусмотрено право на передачу этих прав - право на заключение сублицензионного договора;

Трудовой договор с работником, подтверждение служебного задания, в рамках которого создан результат интеллектуальной деятельности, а с 1 января 2008 года служебным произведением является лишь такое произведение, которое создано в пределах, установленных для работника трудовых обязанностей, что определяется трудовым договором, актом о создании результата интеллектуальной деятельности (о передаче материального носителя);

Свидетельство о наследстве в отношении наследников умершего автора;

Документ о приобретении прав в связи с обращением взыскания на исключительное право, например в результате залога и т.п.

Для определения правовой природы договора важно установить, является ли объект охраняемым результатом интеллектуальной деятельности. Не всякий умственный труд является творческим и создающим охраняемый результат интеллектуальной деятельности.

В настоящее время для российского общества очень важное значение приобрели результаты творческой деятельности не только в культурной, но и в экономической, социальной и других сферах. Соблюдение прав авторов в сфере интеллектуальной собственности является одним из показателей развития демократического общества.

Авторское право, являясь частью права интеллектуальной собственности, обеспечивает правовую охрану частных интересов авторов творческих произведений и иных правообладателей, их субъективных моральных и экономических интересов. В решении этой задачи в процессе становления авторского права достигнуты значительные успехи как на международном уровне, так и на уровне национальных законодательств, в том числе и законодательства Российской Федерации. В то же время объекты авторского права, как и другие результаты интеллектуальной деятельности, играют большую роль в культурном и экономическом развитии общества, члены общества заинтересованы в доступе к результатам научной и иной творческой деятельности, в свободном обмене информацией. При этом немаловажным фактором является и то, что сейчас, как никогда ранее в истории человечества, имеются самые широкие технические возможности для реализации общественного интереса в доступе к знаниям, достижениям культуры и науки, обмене информацией с помощью современных телекоммуникационных средств. В связи с этим важное значение приобретает и создание правовых оснований для обеспечения указанных общественных и публичных интересов, однако наблюдающееся усиление правовой охраны частных интересов правообладателей, расширение возможностей контроля за использованием произведения в ряде случаев препятствуют решению этой задачи и вступают в противоречие с интересами общества.

Особенно остро эта проблема проявляется при использовании произведений в современных информационных сетях. С одной стороны, современные технологии позволяют быстро изготавливать и распространять копии произведений, количество которых порой бывает трудно проконтролировать, что наносит вред авторам. С другой стороны, законодательство об авторском праве ограничивает возможность доступа к произведениям и обмена информацией пользователями сети.

Как уже было сказано, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе разрешать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Иные лица могут использовать охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации с разрешения автора или правообладателя на основании соответствующего договора, за исключением случаев, установленных законом. Гражданско-правовой договор, с одной стороны, позволяет авторам получать доход от своей творческой деятельности, с другой стороны, дает возможность иным лицам пользоваться творческими произведениями на законных основаниях.

В действующем законодательстве Российской Федерации об интеллектуальной собственности представлена система договоров по распоряжению авторскими правами, среди которых новыми для авторского права являются договор об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры. Прежде всего необходимо отметить, что названные договоры относятся к гражданско-правовым договорам, и вследствие этого к ним согласно п. 2 ст. 1233 ГК РФ применяются общие положения о договорах и обязательствах, если «иное не установлено правилами настоящего раздела и не вытекает из содержания или характера исключительного права». Особенности содержания, обусловленные природой предмета указанных договоров, нашли отражение в специальных нормах соответствующей главы части четвертой ГК РФ. Договоры о праве интеллектуальной собственности составляют особый класс договоров, специфика которых обусловлена предметом договора, которые представляют собой права на объекты интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст. 1234 ГК РФ предметом договора об отчуждении исключительного права является в целом исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В п. 4 названной статьи специально закрепляется важное, особенно с практической точки зрения, положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Если договор об отчуждении исключительного права подлежит государственной регистрации, что имеет место, например, при передаче прав на компьютерные программы, то исключительное право переходит от правообладателя к приобретателю в момент государственной регистрации этого договора. Закон закрепляет императивное требование о необходимости соблюдения письменной формы договора об отчуждении исключительного права. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.

Договор об отчуждении исключительного права является возмездным, что позволяет удовлетворить имущественный интерес автора или правообладателя от использования результата интеллектуальной деятельности. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным, т.е. условие о вознаграждении является существенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются. Кроме того, теперь в п. 5 ст. 1234 ГК РФ закрепляется условие, являющееся дополнительной гарантией соблюдения прав автора или правообладателя на вознаграждение. При существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении исключительного права срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю. Указанное нарушение законом отнесено к такому существенному нарушению, которое в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ является основанием для расторжения договора. Если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Как видим, договор об отчуждении исключительного права достаточно детально регламентирован в действующем законодательстве Российской Федерации. Надо отметить, что с введением в действие части четвертой ГК РФ этот тип договора стал активно использоваться на практике. Введение в законодательство и практику применения договора об отчуждении исключительных прав соответствует интересам правообладателей, не являющихся создателями творческих произведений, таких как издательства, медиакорпорации и другие организации, заинтересованные в большей степени в получении прибыли. Не случайно этот тип договора был ими активно воспринят и на практике фактически навязывается авторам. Договор об отчуждении исключительного права не отражает интересы авторов, нередко для них является кабальным.

По лицензионному договору согласно ст. 1235 ГК РФ в отличие от договора отчуждения одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства только в предусмотренных договором пределах. Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности передается в полном объеме, считается лицензионным договором, за исключением договора, заключаемого в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект, согласно абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ.

В лицензионном договоре должны быть предусмотрены условия о сроке и территории использования результата интеллектуальной деятельности. Если территория, на которой допускается использование такого результата или такого средства, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации. В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если законом не предусмотрено иное. При этом срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное; условие о вознаграждении в лицензионном договоре также является существенным. Так же как и договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, если законом не предусмотрено иное, и подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК РФ. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность лицензионного договора. Как видим, лицензионный договор позволяет сторонам подобрать наиболее приемлемые условия в соответствии с принципом свободы договора, что позволяет сделать вывод, что данный вид договора является наиболее подходящим с точки зрения охраны частных, общественных и публичных интересов.

Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор могут содержать и иные условия. Однако здесь имеются определенные ограничения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1233 ГК РФ условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, ограничивающие право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, ничтожны. Указанное правило направлено на обеспечение свободы творчества автора и в целом на охрану его частных интересов.

Законом (ст. 1236 ГК РФ) предусмотрено, что лицензионный договор может быть двух видов: простая (неисключительная) лицензия, которая предусматривает предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам, и исключительная лицензия без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам. Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). Из буквального прочтения текста приведенной статьи неясно, может ли сам правообладатель использовать произведение в случае передачи какого-либо права на основании исключительной лицензии. В связи с тем что ни в доктрине авторского права, ни в судебной практике однозначного разрешения этот вопрос не получил, представляется актуальным предложенное в проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ дополнение в п. 1 ст. 1236 ГК РФ, в соответствии с которым лицензиар будет не вправе сам использовать результат интеллектуальной деятельности в тех пределах, в которых право использования такого результата предоставлено лицензиату по договору на условии исключительной лицензии, если этим договором не установлено иное.

Законом предусмотрена возможность заключения, в соответствии со ст. 1238 ГК РФ, сублицензионного договора при наличии письменного согласия лицензиара. К сублицензионному договору применяются правила о лицензионном договоре. Данная норма позволяет автору или первоначальному правообладателю самому определять возможность дальнейшей передачи прав «по цепочке», что на практике обеспечивает эффективный контроль за использованием произведения.

С введением в действие части четвертой ГК РФ появилась новая общая норма (ст. 1239), которая может послужить основой института, нового для авторского права, — принудительная лицензия. В соответствии с названной статьей в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, суд может по требованию заинтересованного лица принять решение о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу. Раньше возможность предоставления принудительной лицензии была предусмотрена только в отношении некоторых объектов промышленной собственности, в случае если указанный объект не использовался или недостаточно использовался патентообладателем. Теперь закон не содержит указания на вид результата интеллектуальной деятельности, ограничиваясь ссылкой на то, что право на заключение принудительных лицензий возникает в случаях, предусмотренных законом. Хотя в законе не всегда используется термин «принудительная лицензия», однако действующим законодательством об авторском праве предусмотрены случаи, когда правообладатель обязан заключить договор о предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности, на который он обладает исключительным правом, на условиях простой (неисключительной) лицензии. Такие случаи в авторском праве предусмотрены в отношении:

— результатов интеллектуальной деятельности, созданных по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298 ГК РФ);

— программ для ЭВМ и баз данных, созданных по заказу (ст. 1296 ГК РФ);

— программ для ЭВМ и баз данных, созданных при выполнении работ по договору (ст. 1297 ГК РФ).

Общее для указанных случаев то, что создание произведений осуществляется не за счет самого автора, а за счет иных лиц, на охрану имущественных интересов которых и направлены нормы об обязательном заключении договора, что является вполне справедливым. При создании результатов интеллектуальной собственности по государственному или муниципальному контракту и программ для ЭВМ и баз данных по заказу договор является также и основанием возникновения исключительных прав, т.е. в основе возникновения авторского права лежит сложный юридический состав: создание результата интеллектуальной деятельности и договор.

Соблюдение баланса между частными интересами авторов — исполнителей государственных заказов и публичными интересами обеспечивается путем:

— согласования порядка закрепления исключительного права на созданный результат интеллектуальной деятельности и условий его использования;

— выполнения обязанности выплаты соответствующего вознаграждения автору в случае закрепления имущественных прав за публично-правовым образованием;

— обеспечения возможности возврата имущественных прав автору.

В случае когда автор выразил желание оставить себе исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный по государственному или муниципальному заказу, для охраны интересов публично-правовых образований применяется правило, закрепленное в п. 3 ст. 1298 ГК РФ, в соответствии с которым автор должен предоставить неисключительную лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд.

Исключительное право в целом или отдельные исключительные права могут перейти к иным лицам и на основании других договоров: авторского договора заказа на создание произведения (ст. 1288 ГК РФ), договора на создание сложного произведения (ст. 1240 ГК РФ); договора коммерческой концессии, при создании служебного произведения и др. По своей природе названные договоры будут относиться к сложным договорам, в части регулирования отношений по поводу предоставления исключительных прав к ним применяются нормы о договоре отчуждения исключительного права и лицензионных договоров. Для исключения неясностей в их толковании условия о характере и объеме передаваемых прав необходимо излагать максимально четко.

В то же время существующая в российском законодательстве регламентация договоров по распоряжению авторскими правами не отражает всех современных потребностей практики, особенно в свете использования произведений в новых технологических условиях и с точки зрения соблюдения баланса частных и общественных интересов. Здесь необходимо заметить, что слабая проработанность договорных отношений характерна была для российского законодательства практически на всех этапах его развития. Так, в Законе об авторском праве 1911 г. указанным вопросам были посвящены две статьи, лишь издательский договор выделялся отдельно: ему была посвящена специальная глава. В ст. 8 говорилось лишь о том, что договор об отчуждении авторского права, об уступке права на издание или о предоставлении права перевода, публичного исполнения произведения или какого-либо иного из принадлежащих автору прав другому лицу должен быть «изложен на письме», т.е. заключен в письменной форме. В целом договорные отношения продолжали регулироваться нормами гражданского законодательства. В то же время в ст. 9 указанного Закона содержалась интересная норма, которой сейчас нет в действующем законодательстве об авторском праве, направленная на урегулирование вопросов, связанных с заключением договоров «относительно будущих произведений». Для них устанавливался специальный предельный срок не свыше пяти лет, «хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность». Указанная норма была направлена на защиту частных интересов авторов и ограждала их от недобросовестного поведения контрагентов. В советское время основное значение имел издательский договор, который был довольно детально регламентирован. В Законе об авторском праве авторскому договору были посвящены только две статьи. В части четвертой ГК РФ, как было показано выше, присутствует более детальная регламентация договорных отношений в области авторского права, что не исключает дальнейшего совершенствования, в частности при заключении договоров присоединения.

Впервые нормы, учитывающие специфику заключения договоров с широким кругом пользователей, были введены в отношении компьютерных программ Законом об авторском праве и Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее — Закон о правовой охране программ для ЭВМ). В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об авторском праве и п. 3 ст. 14 Закона о правовой охране программ для ЭВМ при продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускалось применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных. Такой вид договоров называют в юридической литературе и на практике «оберточными лицензиями», потому что условия договора располагаются на внешней, доступной для визуального восприятия стороне упаковки обычно под прозрачной пленкой, под оберткой. Вскрытие покупателем упаковки означает согласие с условиями «оберточной лицензии».

В отличие от традиционных договоров «оберточные лицензии» являются разновидностью конклюдентных сделок, при заключении которых лицо выражает свою волю установить правоотношение своим действием, ясно показывающим его намерение. Обычно на «оберточных лицензиях» в самом начале выделенным шрифтом указывают, что вскрытием упаковки данного экземпляра программы для ЭВМ или базы данных пользователь выражает свое согласие с условиями данного договора. Поэтому пользователю предлагается внимательно с ними ознакомиться, а в случае несогласия возвратить товар продавцу. Далее идет описание программы или базы данных. В качестве условий, характеризующих способ использования, обычно указывается желательный тип компьютера и возможность использования на одной или на нескольких машинах, количество пользователей в сети или допустимых инсталляций. При этом часто оговаривают и возможность свободного использования результатов, полученных с помощью данной программы, но с уведомлением об использовании для этого данной программы и указанием ее правообладателя. Указываются также цена и ограниченный срок гарантии, в конце обычно стоят реквизиты правообладателя. Иногда одновременно с продажей «оберточной лицензии» для больших и сложных программ типа WINDOWS, MICROSOFT WORD и других осуществляют регистрацию пользователей. С развитием коммуникационных технологий появилась возможность заключения таких лицензионных соглашений через сеть Интернет; согласие на заключение договора в этом случае выражается еще проще — путем нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре или щелчком «мыши».

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность (п. 3 ст. 1286 ГК РФ) заключения лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре такой программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования такой программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

В настоящее время судебная практика нормы п. 5 ст. 1235 ГК РФ толкует таким образом, что лицензионный договор предполагается возмездным, если самим договором прямо не предусмотрено иное. Это является серьезным шагом на пути реализации новой

Таким образом, можно сделать вывод, что договоры являются важным гражданско-правовым средством в механизме охраны частных, общественных и публичных интересов. Лицензионные соглашения позволяют авторам и иным правообладателям получать доход от использования результатов интеллектуальной деятельности, а иным лицам предоставляют возможность использования произведений в различных целях на условиях, согласованных с правообладателем. В предусмотренных законом случаях договор вместе с фактом создания произведения является также частью сложного состава, лежащего в основе возникновения авторских прав. Предусмотренные законом случаи обязательного заключения правообладателем неисключительной лицензии являются фактически принудительной лицензией и ограничительным гражданско-правовым средством, направленным на обеспечение справедливого баланса частных, общественных и публичных интересов.

Адвокатами Урало-Сибирской коллегии адвокатов оказываются услуги по составлению договоров, предусмотренных частью четвертой Гражданского кодекса РФ, а также представление интересов в рамках споров по авторскому праву.

Адвокат Панасенко С.В.,

Урало-Сибирская коллегия адвокатов.

во-первых, путём выдачи разрешения (лицензии) на использование объектов авторского права;

во-вторых, путём отчуждения имущественных прав по договору о передаче исключительных имущественных прав;

в-третьих, путём внесения имущественных прав в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества;

в-четвёртых, по наследованию, в-пятых, при ликвидации юридического лица.

Договоры, в соответствии с которыми осуществляется распоряжение имущественными правами, имеют одно значение в Гражданском кодексе Украины, а другое – в Законе об авторском праве и смежных правах. Для того, чтобы не запутаться с названиями этих договоров, необходимо воспользоваться нижеприведённой таблицей (для увеличения таблицы — кликните по ней):

Следует отметить, что допускается использование любого названия договора, указанного в таблице.

А вторский догов о р о передач е (отчуждению ) имущественных прав на произведение

При передаче (отчуждении) исключительных имущественных прав имущественные права прежнего правообладателя прекращаются и возникают у нового правообладателя в полном объёме. Могут передаваться (отчуждаться) как все имущественные права, так и часть имущественных прав (ч. 1 ст. 427 ГКУ; ч. 1 ст. 31 Закон Украины об авторском праве и смежных правах).

Если взглянуть на формы заявлений, в которых заполняются данные, необходимые для регистрации 2-х одинаковых по смыслу договоров, то они отличаются лишь пунктом 8, который также хоть и написан по-разному, тем не менее, имеет одинаковое значение.

Сравним:

В пункте 8 заявления о регистрации авторского договора о передаче исключительного/неисключительного права на использование произведения указано:

- Право передане:* виключне □ невиключне □

- Обсяг переданих прав (форми та способи використання твору(ів) ­_________________

В пункте 8 заявления о регистрации авторского договора о передаче имущественных прав на произведение указано:

- Права передані:* повністю □ частково □

- Обсяг переданих прав (якщо права передані частково) ________________________________________

Передача всех имущественных прав означает, что к новому правообладателю перешло:

- исключительное право использования объекта авторского права всеми известными способами (передача имущественных прав полностью);

- право разрешать и запрещать использование произведения (неисключительное право). Также это ещё означает частичную передачу имущественных прав.

Передать другому лицу можно как имущественное право разрешать использование произведения, так и исключительное право его использования. В свзязи с тем, что существует множество способов использования объектов авторского права и множество форм их выражения, можно продолжить дробление отчуждение отчуждаемых имущественных прав. Следует отметить, что имущественные права, не указанные в договоре как отчуждаемые, считаются такими, которые не переданы (ч. 1 ст. 31 Закона Украины об авторском праве и смежных правах).

Договор о передаче исключительных имущественных прав должен содержать следующие существенные условия:

- предмет договора;

- перечень имущественных прав, которые передаются;

- размер и порядок выплаты вознаграждения за передачу имущественных прав и т.д.

Условия договора, которые ухудшают положение автора или его наследников по сравнению с положением, предусмотренным ГКУ и иными законами, а также ограничивающие права автора на создание других произведений, являются недействительными (ч. 3 ст. 1113 ГКУ). Даже если такие договора были подписаны и зарегистрированы, то они не будут иметь юридической силы. Так что заключая договор хорошо подумайте над тем, чтобы права автора или его наследников не были ограничены.

Передача (отчуждение) имущественных прав на произведения, которые будут созданы в будущем – это один из частых вопросов, с которым обращаются в наш Центр. Дело в том, что в законодательстве нет прямого запрета на такую передачу. «Всё, что не запрещено – разрешено», — многие утверждают, но я не стала бы столь категоричной. Объясняю почему: передать имущественные права на произведение может только лицо, которому принадлежит авторское право на произведение (ч. 1 ст. 31 Закона об авторском праве и смежных правах). Ведь первоначальные имущественные права возникают только с момента создания произведения.

Для того, чтобы было более понятно что я имею в виду, рассмотрим это на примере. Выберем имущественные права, которые будут отчуждаться. Поскольку я писательница, то мне проще будет это рассмотреть на примере литературного произведения. Итак, будет передаваться исключительное право использования литературного произведения.

Второй шаг: нам нужно определить способы использования литературного произведения, например, его воспроизведение и распространение его экземпляров на Украине.

Шаг № 3: нужно определить объективную форму литературного произведения. Это книга. Таким образом правообладатель передал другому лицу имущественное право на воспроизведение произведения в виде книги и распространения экземпляров книги на территории Украины. В этом случае у правообладателя осталось имущественное право использовать произведение всеми не переданными способами. Правообладатель также может использовать произведение в любой объективной форме, кроме книги. Важно отметить, что передача (отчуждение) имущественных прав не затрагивает лицензионные договоры, которые были заключены до такой передачи (ч. 2 ст. 1113 ГКУ).

Таким образом, передача авторских прав — это передача имущественных прав, что влечёт за собой управление авторскими правами.

За подготовку к госрегистрации договоров, которые касаются права автора на произведение, от физических лиц госпошлина составляет 72,25 грн.

За подготовку к госрегистрации договоров, которые касаются права автора на произведение, от юридических лиц — 195,5 грн.

Наши услуги по регистрации составляет всего 250 грн, что намного дешевле, нежели у других компаний. Наш девиз: профессионализм и доступные цены!

Лицензионный договор (выдача лицензии)

Предоставление права на использование произведения объекта авторского права оформляется лицензионным договором (ст. 1109 ГКУ) или лицензией (ст. 1108 ГКУ), которая может быть составной частью лицензионного договора.

Лицензионный договор заключается с авторами, которые находятся в штате сотрудников. С внештатными авторами произведений заключается лицензионный договор присоединения, подробнее об этом читайте ниже.

Лицензионный договор не требует обязательно государственной регистрации.

Лицензионный договор содержит такие условия:

- предмет договора;

- тип лицензии (если в договоре не указан тип лицензии, то считается, что по договору предоставляется неисключительная лицензия);

- перечень предоставляемых прав на использование произведения;

- способы использования произведения;

- размер и порядок выплаты авторского вознаграждения;

- срок, на который предоставлены права;

- территория, на которой действуют предоставленные права и т.д.

Предметом лицензионного договора не могут быть права на произведение, которых ещё не было на момент заключения договора (ч. 3 ст. 33 Закона об авторском праве и смежных правах). Также предметом договора не могут быть права на использование произведения, которого ещё нет.

Если условия договора ограничивают права автора на создание в будущем произведений на определённую тему или по определённой тематике – недействительны (ч. 7 ст. 33 Закона об авторском праве и смежных правах).

Для того, чтобы правильно записать в лицензионном договоре объём предоставляемых прав на использование произведения, необходимо пользоваться нижеприведенную таблицу (для увеличения таблицы — кликните по ней):

Для того, чтобы было максимально понятно, рассмотрим это на примере.

Шаг 1: выбираем тип лицензии, например, исключительная лицензия.

Шаг 2: определим способы использования произведения, например, воспроизведение литературного произведения и его распространение на Украине.

Шаг 3: необходимо определить объективную форму выражения произведения, например, это будет газета.

Итог: лицензиар по договору предоставляет лицензиату исключительное право на использование литературного произведения в составе газеты и распространение экземпляров произведения на территории Украины и только.

Если в лицензионном договоре не указан срок, на который предоставлено право на использование произведения, считается срок, который остался до окончания срока охраны авторского права, но не больше 5-ти лет, в соответствии со ст. 1110 ГКУ. Дело в том, что срок охраны авторских прав соответствует периоду жизни автора плюс ещё 70 лет после его смерти.

Предположим, что автор произведения умер в 50 лет назад. Наследники заключили лицензионный договор на издание произведения автора без указания срока действия прав. Естественно, что срок действия прав закончится через 5 лет после вступления лицензионного договора в силу.

В лицензионном договоре авторское вознаграждение может быть указано в виде определённой цифры. В таком случае в договоре может быть указан максимальный тираж произведения (ч. 8 ст. 1109 ГКУ). Если не указана территория действия полученных прав, то таковой считается территория Украины (ч. 7 ст. 1109 ГКУ).

При заключении лицензионного договора обязательно нужно обратить внимание на типовой лицензионный договор , который может быть утверждён уполномоченным на то ведомством или творческим союзом (ч. 1 ст. 1111 ГКУ). Условия типового лицензионного договора обязательны только при заключении сделки с создателем объекта авторского права, тобишь с автором произведения, это может быть как автор литературного произведения, так и фотограф, скульптор, архитектор и т.п.)

Лицензионный договор присоединения

Будем говорить об авторах литературных произведений и издательствах. С внештатными авторами желательно (часто – необходимо) заключать лицензионный договор присоединения. (ст. 634 ГКУ), в соответствии с которым издательство получает право на использование произведения не путём подписания договора с автором, а посредством присоединения автора к лицензионному договору своими действиями – направлением произведения в издательство (редакцию).

Чтобы заключить лицензионный договор присоединения, издательству нужно выполнить перечень условий. Первое условие: в каждом номере газеты (журнала) необходимо публиковать объявление примерно с таким текстом: «Издательство приглашает авторов к сотрудничеству. С условиями сотрудничества можно ознакомиться по адресу:__________ (указывается адрес сайта). Второе условие: лицензионный договор присоединения нужно в обязательном порядке размещать на веб-сайте издательства (редакции) по адресу, который указан в объявлении.

Автор, который прочитает объявление о сотрудничестве, знакомится с лицензионным договором присоединения на сайте издательства. В том случае, если автор согласен с условиями договора, он, направляя статью в газету журнал), заключает лицензионный договор с издательством.

Более понятно указано в этой таблице (для увеличения таблицы — кликните по ней):

Договор заказа

И снова будем рассматривать данную тематику, исходя из таких примеров, как автор литературного произведения и издательство. Если издательство заказывает материал у автора. С ним заключается договор о создании на заказ и использовании произведения (договор заказа). Отличительной особенностью договора заказа от других договоров, в соответствии с которыми осуществляется распоряжение имущественными правами, является то, что договор заключается тогда, когда произведение ещё не создано. Кроме этого, по договору заказа предоставляется право на использование произведения, которое будет создано в будущем. Такой договор считается смешанным договором (ч. 2 ст. 628 ГКУ), поскольку в нём имеются элементы разных договоров: договора подряда и лицензионного договора. В связи с этим по такому договору заказа выплачиваются два вида вознаграждения:

- за выполненную работу;

- за использование произведения.

По договору заказа издатель получает от автора произведение в определённой договором объективной форме. О принадлежности имущественных прав на произведение, созданное на заказ, можно узнать из нижеприведённой таблицы (для увеличения таблицы — кликните по ней):

Следует помнить об ответственности за невыполнение договора заказа. Если автор, например, не передал заказчику оригинал произведения в соответствии с условиями договора, то он обязан возместить заказчику убытки, в том случае упущенную выгоду (ч. 2 ст. 34 Закона об авторском праве и смежных правах).

Договор о создании на заказ и иcпользование произведения не подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 1 ст. 1114 ГКУ)

Наследование имущественных прав

Имущественные права на произведения могут переходить по наследству (ст. 29 Закона об авторском праве и смежных правах) в порядке завещательного правопреемства или по закону (ст. 1217 ГКУ). Не входят в состав наследства права, которые неразрывно связаны с личностью автора (ст. 1219 ГКУ). К таким правам относятся неимущественные (личные) права автора произведения.

Не смотря на то, что неимущественные права автора не переходят по наследству, наследники имеют право защищать авторство на произведение. Кроме того, наследники имеют право противодействовать любому изменению произведения, которое может нанести ущерб чести и репутации автора (ч. 2 ст. 29 Закона об авторском праве и смежных правах).

Наследование имущественных прав на служебное произведение

Имущественные права на служебное произведение могут принадлежат автору и работодателю совместно. Для того, чтобы найти такое наследство, нужно ознакомиться с трудовым договором умершего автора. Если автор работал по устному трудовому договору, то имущественные права на все произведения, которые он создал в издательстве, принадлежат автору и работодателю совместно. Такая же картина с наследством и при письменном трудовом договоре, в котором ничего не сказано о принадлежности имущественных прав на служебное произведение. Наследникам таких имущественных прав на служебные произведения важно знать, что распоряжаться такими имущественными правами издатель может только совместно с наследниками.

В состав наследственного имущества могут попасть и имущественные права на произведения, созданные по договору заказа.

Для того, чтобы распоряжаться имущественными правами, наследнику необходимо иметь свидетельство о праве на наследство, в котором в составе наследственного имущества есть и имущественные права на произведения.

Гражданский кодекс Украины ввёл такой вид договора, как коммерческая концессия (гл. 76). Теперь имеются нормы права, в соответствии с которыми можно передать в пользование несколько объектов авторского права интеллектуальной собственности для организации производства экземпляров произведения, фонограмм (видеограмм) или оказания услуг.

Например, в коммерческую концессию переданы имущественные права на компьютерную программу, обеспечивающие её воссоздание и распространение на территории Украины, а также передано право использования на упаковке компьютерной программы товарного знака правообладателя авторских прав на компьютерную программу. Такой договор обычно называют договором франчайзнга.

ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВЕННЫХ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Материально-правовые требования к договорам.

Договоры, предметом которых является отступление от имущественных прав автора, кроме специальной регламентации подчиняются определенным общим правилам. Материально-правовые требования касаются согласия сторон, их дееспособности, предмета договора и авторского вознаграждения.

Согласие сторон . Использование произведений возможно только по письменному согласию автора. Это положение направленное на защиту личного неимущественного права автора, в частности права на предание огласке произведения.

Дееспособность сторон . Согласие автора необходимо даже когда автор произведения в установленном законом порядке признан недееспособным, за исключением тех случаев, когда он физически не в состоянии дать согласие. Это положение предусматривает исключение, когда договор подписан правопреемниками автора.

Предмет договора . Имущественные права автора не зависят друг от друга. Отступление от права на публичный показ не тянет за собой отступления от права на воссоздание. В тех случаях, когда договор включает определенное отступление от одного из двух видов отмеченных прав, его объем ограничивают способы использования, предусмотренные договором.

Авторское вознаграждение . Мудрость законодателя направлена на то, чтобы помешать автору необдуманно отступить от своих имущественных прав. Так, в соответствии со ст. 33 (2) Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» договор о передаче прав на использование произведения считают заключенным, если между сторонами достигнуто согласие относительно всех существенных условий.

Передача имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход - более широкое понятие, которое охватывает и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу не по воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и тому подобное).

Эволюция договорных отношений в Украине в отрасли авторского права.

В соответствии со ст. 501 ГК УССР 1963 г. к авторским договорам о передаче произведения для использования принадлежали:

Договор об издании или переиздании произведения в оригинале (издательский договор);

Договор о публичном выполнении не опубликованого произведения (постановочный договор), причем постановочный договор, который предусматривал выплату одноразового вознаграждения, мог быть заключен автором на одно и то же произведение лишь с одной организацией;

Договор о создании произведения изобразительного искусства с целью публичного выставления (договор художественного заказа);

Договор об использовании в промышленности не обнародованного произведения декоративно-прикладного искусства;

А также другие договоры о передаче произведений литературы или искусства для использования каким-нибудь способом.

Гражданский кодекс Украины. Ст. 1107 (1) ГК содержит неограниченный перечень видов договоров распоряжения имущественными правами интеллектуальной собственности, в который вошли:

Лицензия на использование объекта права Интеллектуальной собственности;

Лицензионный договор;

Договор о создании по заказу и использование объекта права интеллектуальной собственности;

Договор о передаче исключительных имущественных прав Интелектуальной собственности;

Другой договор относительно распоряжения имущественными правами интелектуальной собственности.

Авторский договор можно определить как договор, по которому автор; передает или обязывается передать другой стороне свои права на и использование произведения в границах и на условиях, согласованных сторонами. Авторский договор имеет гражданско-правовой характер и есть самостоятельным среди других гражданско-правовых договоров.

Это означает, что на авторско-правовые отношения распространяются как общие положения гражданского права, так и соответствующие нормы обязательственного права, что касаются порядка заключения и выполнения договора, ответственности за его нарушение и тому подобное.

Как особенный вид гражданско-правового договора авторский договор имеет отдельные разновидности, каждая из которых имеет свою специфику. Классификацию существующих авторских договоров осуществляют по разным критериям:

В зависимости от вида произведений, по поводу которых заключают Договоры, можно выделить авторские договоры на создание та использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений;

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав единственным их владельцем, авторские договоры разделяют на договоры о передаче исключительных и неисключительных прав;

В зависимости от способа использования произведения авторские договори разделяют на; издательские, постановочные, сценарные договоры, договори о депонировании рукописи, договоры художественного заказа и тому подобное.

Передачу имущественных прав можно осуществлять на основании авторских договоров о передаче исключительных или неисключительных прав, Авторский договор о передаче исключительных прав позволяет использовать произведение определенным способом и в установленных договором границах только лицу, которому эти права переданы, и дает этому лицу право запрещать подобное использование произведения другим,

Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществлять автор произведения, если лицо, которому переданные исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав позволяет пользователю использовать произведение наравне с владельцем исключительных прав, который передал ему эти права, и (или) другим лицам, которые получили разрешение на использование произведения таким же способом.



Права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора;

Права на использования произведений, которые автор может создать в будущем.

Срок и территория, на которые передают права . Вопрос как об общем сроке действия авторского права, так и о сроках выполнения сторонами своих обязанностей по договору решаются сторонами.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передают право, договор может быть разорван автором по окончании 5 лет от даты его заключения, если пользователя письменно уведомят об этом за 6 месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в договоре условия о территории, на которую передают право, действие передаваемого по договору права ограничивают территорией Украины.

Вознаграждение по авторскому договору . Вознаграждение определяют в авторском договоре как процент от дохода при использовании произведения а если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования – как зафиксированную в договоре сумму или иным способом.

Другие условия авторского договора . Права, переданные по авторскому договору, можно передавать на весь срок их действия или временно другим лицам, лишь если это прямо предусмотрено договором. Договор о передаче прав другим лицам не должен содержать условий, что задевают имущественные или личные неимущественные права и интересы автора или другого правовладельца.

Лицо, которое получило права на использование произведения, имеет право осуществить все необходимое для предания огласке произведения, если другое не предусмотрено договором.

Обязанности автора . Основной обязанностью автора с создания и передача организации-заказчику своего произведения. Чтобы выполнить эту обязанность должным образом, автор должен создать произведение, которое будет отвечать условиям заключенного договора.

Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов можно осуществлять только при согласии организации-заказчика. К выполнению работ технического характера автор может привлекать каких-нибудь лиц, не спрашивая согласия заказчика.

Автор должен предоставить заказанное ему произведение в определенное договором срок. Произведение должно быть передано организации-заказчику в готовом для использования виде, однако соглашение сторон может предусматривать передачу произведения частями. Передаваемое произведение должно быть должным образом оформлено, продублированно в предусмотренном договором количестве экземпляров и сдано компетентному представителю организации-заказчика.

Участие автора в подготовке произведения к использованию. На протяжении всего срока действия авторского договора про передачу исключительных прав автор не имеет права без согласия другой стороны передавать третьим лицам отмеченное в договоре произведение или его часть для использования тем самым способом и в установленых договором границах. Эта обязанность возникает для автора в момент заключения договора и хранится на протяжении всего срока его действия.

Обязанности пользователя. Организация, по заказу которой создают произведение, должна принять и рассмотреть предоставленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которую осуществляют в порядке, установленном конкретным договором.

Организация должна рассмотреть произведение в установленный договором срок. На протяжении этого срока она должна в письменном виде сообщить автору об одобрении произведения, его отклонения на основаниях, предусмотренных договором, или о необходимости внесения в произведение исправления, объяснив суть необходимых исправлений в пределах условий договора.

Оценку произведения должна дать сама организация. При этом она может опираться на мнение рецензентов, отзывы и выводы других организаций.

Организация-пользователь должна обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора, в частности права на защиту произведения от какого-нибудь искажения. В авторских договорах обычно отмечают, что пользователь не может без согласия автора вносить в произведение определенные изменения: сокращать его объем, добавлять к произведению предисловия, комментарии и тому подобное. Однако при заключении договора автор может дать согласие на внесение определенных изменений в свое произведение.

Организация-заказчик может вовлечь автора в работу по подготовке произведения к использованию. По требованию организации автор должен способствовать выпуску произведения в мир; организация обязана использовать работу автора тем способом, который предусмотрен договором.

Общие положения. Ответственность по авторскому договору является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Ее можно определить как меру государственного принуждения имущественного характера, применимую с целью возобновить нарушенное состояние и удовлетворить пострадавшую сторону за счет стороны, которая нарушила договорное обязательство.

Особенностью ответственности за нарушение авторского договора есть то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя с другой стороны не совпадают ни по основаниям, ни по объему.

Ответственность автора . В соответствии с действующим законодательством ответственность автора за нарушение обязанностей по договору может заключаться в возвращении полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, возложении на него обязанности возместить убытки пользователя, а также в уплате им неустойки.

Ответственность пользователя . Ответственность за нарушение договорных обязательств несет и пользователь произведения. Основание, объем и форму его ответственности определяет конкретный авторский договор, а также некоторые общие положения гражданского законодательства.

Заказчик может нести ответственность за:

Нарушение обязательства использовать произведение (если такая обязанность возложена на него авторским договором);

Нарушение целостности произведения;

Невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и тому подобное. При согласии сторон конкретный авторский договор может предусматривать дополнительную ответственность заказчика за нарушение договорных обязательств.

Окончание срока его действия;

Взаимное соглашение сторон о прекращении авторского договора;

Соглашение о замене одного обязательства другим (новацию);

Невозможность выполнения, вызванная действиями непредвиденной силы или другими обстоятельствами, за которые должник не отвечает;

Одностороннее заявление той или другой стороны в связи с нарушением контрагентом существенных условий договора и тому подобное.

Если одна из сторон не согласна с расторжением договора или основанием, в соответствии с которым его осуществляют, спор рассматривается в судебном порядке.

Общим следствием прекращения действия авторского обязательства есть отмена прав и обязанностей сторон. Иногда вместе с ним возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, в частности с возвращением авторского гонорара, возмещением убытков и тому подобное.

Использование произведения автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора.

Авторский договор – это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении имущественных прав на объекты, охраняемые авторским правом. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

В соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах” имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору. Следовательно, действующее законодательство различает уступку имущественных прав и их передачу по авторскому договору.

    договоры об уступке исключительных имущественных прав

    договоры о передаче исключительных имущественных прав (на основании п.3 ст.984 ГК к ним применяются правила о лицензионном договоре) – авторский лицензионный договор.

В зависимости от вида произведений, по поводу которых заключаются авторские договоры, они делятся на авторские договоры на создание и использование:

    литературных

    музыкальных

    аудиовизуальных

    архитектурных и других произведений.

В зависимости от того, является ли предметом договора готовое произведение или произведение, которое еще необходимо создать, выделяют:

1) авторские договоры заказа. В соответствии с п.1 ст. 986 ГК автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата. Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры согласно ст. 25 Закона “Об авторском праве и смежных правах” подразделяются на:

1) договоры о передаче исключительных прав – разрешает использование произведения определенным способом и в установленным пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

2) договоры о передаче неисключительных прав – пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом.

В зависимости от способа использования произведения авторские договоры делятся на:

1) издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге.

2) постановочный договор – заключается, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение.

3) сценарный договор – договор, регламентирующий отношения. связанные с использованием текста, по которому снимается кино-, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

4) договор о депонировании рукописи – регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов.

5) договор художественного заказа – опосредует отношения, связанные с созданием произведения изобразительного искусства в целях его публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами под заказ организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

6) договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства.

7) договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения – разрешает использование произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств.

Стороны, предмет, существенные условия, форма и срок авторского договора

    пользователь произведения – с другой стороны.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

Другой стороной авторского договора является пользователь произведения. Чаще всего в его роли выступают специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности. Вместе с тем возможность заключать авторские договоры имеют и любые другие организации, уставные цели которых не препятствуют осуществлению деятельности по воспроизведению, распространению и иному использованию произведений науки, литературы и искусства.

Предметом авторского договора являются те имущественные права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо передает пользователю. Поскольку право не существует без объекта, то предмет авторского договора следует понимать как определенные права по использованию конкретного произведения.

В соответствии со ст.45. Закона, в авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования произведения. В случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения или порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке его действия авторский договор может быть расторгнут автором по истечении трех лет с даты его заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора.

Если в авторском договоре о воспроизведении произведения авторское вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения.

Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором.

Согласно ст.986 ГК договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на использование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны.

    противоречащие положениям Закона.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если его условия (условия использования программы и базы данных) изложены соответствующим образом на экземплярах программы или базы данных.

Права, обязанности и ответственность сторон по авторскому договору

Права и обязанности сторон образуют содержание авторского договора. Этот договор носит взаимный характер, т.е. соответствующими правами и обязанностями обладают обе стороны. При этом обязанностям одной стороны корреспондируют права другой стороны.

Если заключается договор о создании какого-либо произведения, автор наделяется следующими обязанностями.

1. Создание и передача организации-заказчику своего произведения – основная обязанность. Чтобы выполнить данную обязанность надлежащим образом, автор должен прежде всего создать такое произведение, которое соответствует условиям заключенного договора.

2. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия организации-заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера (например, сбор материала, подстрочный перевод и т.д.) автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика.

3. Автор должен предоставить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Произведение должно быть передано организации-заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.

4. Доработка произведения по требованию организации-заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается организацией по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него определенных исправлений, изменений, уточнений. Причем подобные требования могут выдвигаться только в пределах условий договора. Предлагаемые изменения и дополнения произведения должны быть точно указаны заказчиком. Кроме того, стороны должны согласовать новый срок представления измененного или дополненного произведения.

Обязанностью автора, независимо от вида авторского договора, является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и способа его использования, обычно раскрывается в конкретных авторских договорах.

В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.

1. Организация должна принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация должна письменно известить автора о результатах рассмотрения произведения (одобрение, отклонение, необходимость внесения поправок).

3. Обязанность использовать одобренное произведение. Объем и способы использования определяются сторонами договора. Автор может передать пользователю все имеющиеся у него имущественные права на произведение, но чаще всего по договору передается лишь часть, а остальные сохраняются за автором и могут быть им переданы другим лицам. Организация обязана использовать произведение именно тем способом, который предусмотрен договором.

При заключении любого авторского договора пользователь должен обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора, а также выплатить автору вознаграждение за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами.

Ответственность по авторскому договору является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Поэтому она может быть определена как мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность.

Согласно ст.28 Закона “Об авторском праве и смежных правах” в случае нарушения обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иными словами, вопрос об ответственности сторон по авторскому договору решается исходя из общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гражданско-правовой ответственности – гл.25 ГК).

Сторона договора, права и законные интересы которой нарушены контрагентом, может потребовать через суд принудительного осуществления своих прав.

Специфика ответственности за нарушение авторского договора заключается в том, что спектр возможных мер принуждения значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Например, основные обязанности сторон по авторскому договору заказа не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления и т.п., равно как невозможно заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому принуждение ограничивается в данной сфере обычно расторжением договора и возвращением сторон в первоначальное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.

Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору может выражаться в возврате полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки.

Заказчик (пользователь) может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение (выплата всего авторского вознаграждения, одностороннее расторжение договора с ним), за причинение автору убытков (например, в связи с утратой материального носителя произведения), за нарушение целостности произведения, за невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и т.д.

Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства (гл.26 ГК), так и специальными нормами авторского права.

1. Истечение срока действия договора. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что является самостоятельным основанием прекращения существовавшего обязательства.

2. Досрочное прекращение договора (например, в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения).

3. Невозможность исполнения договора, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает (стихийные явления природы, военные действия, общественные беспорядки, случайная гибель произведения).

5. Взаимное соглашение сторон.

6. В случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен в одностороннем порядке автором или пользователем (например, при существенном нарушении условий договора одной из сторон).

Порядок прекращения авторского договора специально авторским законодательством не регламентирован. Иногда это происходит автоматически (например, по истечении срока действия договора), либо оформляется специальным соглашением сторон, либо делается на основе одностороннего заявления одной из сторон.

Общим последствием прекращения действия авторского обязательства является прекращение прав и обязанностей сторон. Нередко наряду с ним возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, в частности уплатой (возвратом) авторского гонорара, возмещением убытков и т.д., что зависит от конкретных оснований прекращения договора.