Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений. Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит

Понятийный аппарат

Определение 1

Федеральные органы управления – специализированные органы государства, которые обеспечивают регулирование государственной службы с целью упорядочить ее в соответствии с задачами, которые стоят перед государством на уровне страны.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» указывает на то, что федеральные органы управления имеют полномочия по регулированию государственной службы.

Структура федерального управления

Основными элементами структуры государственного управления на федеральном уровне выступают:

  1. Президент Российской Федерации,
  2. Совет Федерации,
  3. Государственная Дума,
  4. Федеральное министерство сельского хозяйства,
  5. Правительство Российской Федерации,
  6. Министерство финансов,
  7. Комиссия Правительства Российской Федерации,
  8. Министерство экономического развития и торговли.

Федеральный уровень определяет перспективы развития страны, а также создает нормативно - правовую базу для общественных отношений, складывающихся в государстве. В своей совокупности данные отношения образуют условия, в которых осуществляется деятельность субъектов хозяйственной области.

Верховный закон Российской Федерации в статье 80 указывает на то, что на федеральном уровне большими и широкими полномочиями наделяется Президент страны.

Главе государства отводится решающая роль в управлении и руководстве страной. Так он:

  • утверждает федеральные нормативные правовые акты,
  • издает указы в разных сферах,
  • указывает и устанавливает цели и направления для страны,
  • назначает или предоставляет к избранию должностных лиц государства и регионов,
  • обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти,
  • утверждает классные чины некоторых должностных лиц и воинские звания высших рангов,
  • награждает наградами государства и почетными званиями,
  • единолично принимает решение о назначении на должность либо освобождения от должности высших руководящих должностных лиц страны.

Все вышеперечисленное указывает на то, что глава страны наделен правами направить и скоординировать развитие государства в целом. Данные полномочия президента вызывает необходимость образовать при президенте специальный орган, которые содействуют ему в данной области.

Правительство является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, в который входят главы министерств и ведомств.

Глава правительства является сосредоточением власти страны. Он является полновластным руководителем государства.

Так им осуществляются следующие полномочия:

В системе федерального управления отдельными и основным звеном являются министерства, которые сформированы для организации управления в разных сферах политической и социально экономической жизни страны. Особенное значение министерств указывает и то, что главы входят в состав правительства.

Ведомства создаются для того, чтобы осуществлять некоторые функции управления в областях, которые не охвачены министерствами. Необходимо отметить, что в развитых странах, например, в США насчитывается более 10000 независимых агентств. В нашем государстве их количество значительно меньше.

Замечание 1

Необходимо отметить, что в России был широко использован опыт современных стран Европы для создания системы государственного управления на федеральном уровне. Таким образом. происходит. создания федеративного управления. в нашем государстве. В качестве минуса необходимо отметить отсутствие внимания государства к опыту создания данной системы внутри страны.

Что же представляет собой нынешняя политическая элита России? Прежде всего она в значительной степени олицетворяет те реальные процессы и противоречия, которые характеризуют современную российскую действительность. Речь идет о неутихающей идейно-политической борьбе и трудностях поиска социально-политического компромисса; разочарованности россиян первыми результатами реформ, утрате значительной частью населения веры в возможность реальных рыночно-демократических преобразований в постсоциалистической стране, снижении рейтинга политических институтов, усилении противоречия по линии «бюрократия - гражданское общество»; обеспокоенности общества растущей преступностью, процветанием олигархических структур, реальной опасностью «прорыва во власть» уголовных авторитетов; об усталости народа от безработицы, бытовой неустроенности и терроризма.

Согласно методике социологического анализа Куколева и Т. Рысковой властвующую элиту можно классифицировать следующим образом:

прагматики - слой, состоящий из руководителей старших поколений, подавляющее большинство которых - управленцы с большим производственно-партийным стажем работы, богатым жизненным опытом и достаточно высоким личным авторитетом;

хозяйственники - слой, состоящий из бывших руководителей крупных производственных коллективов или соответствующих структур в ведомствах. Некоторые обладают опытом руководящей работы в органах исполнительной власти регионального уровня. Отличительная черта - отсутствие серьезного опыта политической и организаторской работы;

партфункционеры - слой, состоящий в основном из наиболее активных представителей партийно-советского аппарата, из людей, обладающих помимо технического или сельскохозяйственного образования, дипломом об окончании партийно-комсомольского высшего учебного заведения. Эта группа сильно дифференцирована по политико-мировоззренческому основанию и включает в себя представителей практически всего спектра политических направлений в стране;

администраторы - слой, в составе которого преобладают представители административно-управленческого персонала. Большинство представителей этого сектора относительно легко усваивают принципы и ценности рыночно-демократических преобразований, демонстрируют новый тип руководства;

преподаватели - слой, состоящий из представителей гуманитарной интеллигенции, влиятельных юристов, немногочисленной прослойки военных. Многие из них новички в политике и государственной службе. Их главный мировоззренческий ориентир - идеи демократических преобразований, принципы социальной справедливости и гуманизма. Более 60% его состава имеют степени кандидатов и докторов наук.

Другой чертой современной политической элиты России является то, что на высших управленческих позициях практически нет женщин. Среди руководителей уровня федерального министра их только двое. Среди глав 89 администраций субъектов Федерации и их заместителей женщин насчитывается не более 20. Немного их и среди депутатов.

В научной литературе появились вполне объяснимые выводы, авторы которых (например, А. Буртанов, Ж. Тощенко ) считают, что по сути дела в современной России нет элиты, а есть кланы, касты, клики, ее заменяющие, и которым далеко до тех характеристик и требований, что присущи политическому элитному слою. Во-первых, носители элитарного политического сознания еще не способны предложить обществу привлекательную, доступную и вдохновляющую идею вывода страны на путь процветания. Их творческий прорыв пока ограничивается лозунгами «рынок решает все», «государственность и патриотизм», «стабильность и порядок». В массовом сознании сложился довольно устойчивый стереотип, согласно которому власти всех уровней при принятии решений мало учитывают потребности простого человека, что элита пока не нашла устойчивых каналов защиты интересов трудящихся. Данный фактор в современной обстановке становится серьезным источником социальной напряженности. Во-вторых, выход на современный политический олимп многих деятелей с амбициозным мышлением, прагматиков с непомерными склонностями к личному обогащению и не способных к политической толерантности.

На данный момент у нашей элиты на всех уровнях власти еще слишком сильные черты номенклатурного советского прошлого, а, значит, она обладает посттоталитарными характеристиками. Это элита доминантного типа - демократы в сочетании со вторым и третьим эшелонами бывшей партийно-комсомольской номенклатуры и аутсайдерами прошлой политической жизни. Многим из них не хватает профессионального политического чутья, стратегического мышления, умения предвидеть ход событий, чувствовать социальные боли общества. Иными словами, на всех уровнях власти наша элиты представляет собой люби чиновников советского прошлого, либо «дельцов», преследующих свои интересы или прикрывающие интересы других людей, пользуясь доверенной им властью.

Читайте также:
  1. V. Объединение в общества и общественно ориентированное действие
  2. Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда
  3. АКТИВНОСТЬ ВОДЫ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  4. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Л. ФЕЙЕРБАХА: КРИТИКА РЕЛИГИИ, УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ.
  5. Б) Общественные движения в России во второй половине XIX в.
  6. Б. Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.

Что же представляет собой нынешняя политическая элита России? Прежде всего она в значительной степени олицетворяет те реальные процессы и противоречия, которые характеризуют современную российскую действительность. Речь идет о неутихающей идейно-политической борьбе и трудностях поиска социально-политического компромисса; разочарованности россиян первыми результатами реформ, утрате значительной частью населения веры в возможность реальных рыночно-демократических преобразований в постсоциалистической стране, снижении рейтинга политических институтов, усилении противоречия по линии «бюрократия - гражданское общество»; обеспокоенности общества растущей преступностью, процветанием олигархических структур, реальной опасностью «прорыва во власть» уголовных авторитетов; об усталости народа от безработицы, бытовой неустроенности и терроризма.

Согласно методике социологического анализа Куколева и Т. Рысковой властвующую элиту можно классифицировать следующим образом:

прагматики - слой, состоящий из руководителей старших поколений, подавляющее большинство которых - управленцы с большим производственно-партийным стажем работы, богатым жизненным опытом и достаточно высоким личным авторитетом;

хозяйственники - слой, состоящий из бывших руководителей крупных производственных коллективов или соответствующих структур в ведомствах. Некоторые обладают опытом руководящей работы в органах исполнительной власти регионального уровня. Отличительная черта - отсутствие серьезного опыта политической и организаторской работы;

партфункционеры - слой, состоящий в основном из наиболее активных представителей партийно-советского аппарата, из людей, обладающих помимо технического или сельскохозяйственного образования, дипломом об окончании партийно-комсомольского высшего учебного заведения. Эта группа сильно дифференцирована по политико-мировоззренческому основанию и включает в себя представителей практически всего спектра политических направлений в стране;

администраторы - слой, в составе которого преобладают представители административно-управленческого персонала. Большинство представителей этого сектора относительно легко усваивают принципы и ценности рыночно-демократических преобразований, демонстрируют новый тип руководства;



преподаватели - слой, состоящий из представителей гуманитарной интеллигенции, влиятельных юристов, немногочисленной прослойки военных. Многие из них новички в политике и государственной службе. Их главный мировоззренческий ориентир - идеи демократических преобразований, принципы социальной справедливости и гуманизма. Более 60% его состава имеют степени кандидатов и докторов наук.

Другой чертой современной политической элиты России является то, что на высших управленческих позициях практически нет женщин. Среди руководителей уровня федерального министра их только двое. Среди глав 89 администраций субъектов Федерации и их заместителей женщин насчитывается не более 20. Немного их и среди депутатов.

В научной литературе появились вполне объяснимые выводы, авторы которых (например, А. Буртанов, Ж. Тощенко ) считают, что по сути дела в современной России нет элиты, а есть кланы, касты, клики, ее заменяющие, и которым далеко до тех характеристик и требований, что присущи политическому элитному слою. Во-первых, носители элитарного политического сознания еще не способны предложить обществу привлекательную, доступную и вдохновляющую идею вывода страны на путь процветания. Их творческий прорыв пока ограничивается лозунгами «рынок решает все», «государственность и патриотизм», «стабильность и порядок». В массовом сознании сложился довольно устойчивый стереотип, согласно которому власти всех уровней при принятии решений мало учитывают потребности простого человека, что элита пока не нашла устойчивых каналов защиты интересов трудящихся. Данный фактор в современной обстановке становится серьезным источником социальной напряженности. Во-вторых, выход на современный политический олимп многих деятелей с амбициозным мышлением, прагматиков с непомерными склонностями к личному обогащению и не способных к политической толерантности.



На данный момент у нашей элиты на всех уровнях власти еще слишком сильные черты номенклатурного советского прошлого, а, значит, она обладает посттоталитарными характеристиками. Это элита доминантного типа - демократы в сочетании со вторым и третьим эшелонами бывшей партийно-комсомольской номенклатуры и аутсайдерами прошлой политической жизни. Многим из них не хватает профессионального политического чутья, стратегического мышления, умения предвидеть ход событий, чувствовать социальные боли общества. Иными словами, на всех уровнях власти наша элиты представляет собой люби чиновников советского прошлого, либо «дельцов», преследующих свои интересы или прикрывающие интересы других людей, пользуясь доверенной им властью.