Сущность законности проявляется в. Законность: понятие, сущность, принципы, гарантии

Юридических норм (законов и подзаконных актов).

Таким образом, нет соблюдения и исполнения требований - нет законности.

Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых ак­тов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблю­дению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридиче­ского права. Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к форми­рованию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества.

Включает в себя систему

    • действующего права,
    • субъектов законности,
    • , защиту, реализацию и обеспечение законности.
Принципы законности:
    1. Принцип единства.
    2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
    3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.
    4. Принцип верховенства закона.
    5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.
    6. Принцип взаимосвязи законности и культурности.
    7. Презумпция невиновности.

Подробнее о принципах законности

Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. "Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием" (К. Маркс).

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав , борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

В ст. 18 подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной , формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Гарантии законности

Гарантии законности - объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка.

Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей.

Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

Виды гарантий законности:

1) общие:

    • экономические,
    • политические,
    • идеологические,
    • общественные,
    • организационные;

2) специальные, или юридические:

    • прокурорский надзор ,
    • правосудие,
    • контрольная деятельность органов власти и управления,
    • юридическая ответственность ,
    • институт жалоб и заявлений граждан и др.

Понятие и сущность законности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

Соотношение законности и правопорядка.

Понятие правопорядка.

Гарантии законности.

Принципы законности.

Понятие и сущность законности.

Законность можно рассматривать как метод государственного ре­гулирования обществом, как принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, их должностных лиц и поведения граждан; как режим, обеспечивающий неуклонное соблюдение и ис­полнение законов и других нормативных актов. Точное и неуклонное исполнение законов есть всœеобщий принцип деятельности и поведения субъектов права. Осуществляя свои права и выполняя обязанности, государственные органы, общественные организации и граждане дей­ствуют согласно закону.

Законность тесно связана с дисциплиной: законность предпола­гает дисциплину и сама в определœенной степени зависит от нее. Укре­пление дисциплины положительно сказывается на укреплении закон­ности и, напротив - постоянные нарушения дисциплины подрывают не­зыблемость основ законности.

Законность как режим обеспечивает неуклонное выполнение норм права и состоит в совокупности требований соблюдения и испол­нения законов, их правильного применения, в неизбежности юридиче­ской или иной ответственности за их нарушение и в применяемых спо­собах и методах (гарантиях) обеспечения законности.

Сущность законности состоит в торжестве воли законодателя, в проведении ее в жизнь, в недопустимости таких общественных отно­шений, которые не программировались законодателœем, противоречат его установлениям. Законность обеспечивает государственные инте­ресы законодателя. Между ней и законодательством устанавливается тесное взаимоотношение. Законность возможна тогда, когда вырабо­тана стройная система правовых норм, регулирующая те обществен­ные отношения, в существовании которых проявляется особая заинте­ресованность Государства. Но сами законы не являются частью закон­ности и ещё не свидетельствуют о наличии прочной законности, кото­рая торжествует, в случае если законы соблюдаются всœеми и если сами законы отражают объективные закономерности общественного развития, на­зревшие потребности. По этой причине состояние законности зависит не толь­ко от соблюдения законов и другого нормативного материала, но и от своевременного создания:, обновления и совершенствования законо­дательства. Итак, законность - это соблюдение всœеми субъектами пра­ва законов и подзаконных актов.

Стоит сказать, что для наличия законности крайне важно:

Наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

Их выполнение, ибо только наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Понятие и сущность законности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и сущность законности." 2017, 2018.

В чем, по мнению автора, особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений? Как автор определяет роль законности в механизме правового регулирования? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите пример общественных отношений, которые не охватываются правопорядком.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Структура правопорядка - это единство и одновременное раз деление урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования.

Какие три элемента регулирования общественных отношений автор считает основой правопорядка? Из чего, по мнению автора, состоит содержание правопорядка?

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Названы три элемента регулирования общественных отношений:

Нормы права;

Правоотношения;

Акты реализации юридических прав и обязанностей.

2) Ответ на второй вопрос:

Основные подходы к определению законности. Выдающий отечественный историк В.О. Ключевский в начале прошлого века писал: «Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон». Этот диагноз, как показало время, оказался весьма точным. Ни перемены в государственном строе, ни изменения форм собственности, как ни странно, не сказались существенно на отношении населения нашей страны к закону. Между тем, исторический опыт свидетельствует, что неисполнение законов крайне негативно сказывается на образе жизни любого общества. Когда законы плохо исполняет власть, народ становится бесправным даже при наличии самых справедливых законов. Если же законы плохо исполняет народ, то и власть, в конечном счете, становится бессильной. Поэтому проблема исполнения законов, а стало быть - и законности, занимает одно из центральных мест в общей теории государства и права. Изучение ее крайне значимо для понимания функционирования всего государственно-правового механизма. Важно также осознать, что там, где не соблюдаются законы, сфера деятельности юриста резко сужается, а само содержание этой профессии деформируется.

Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

Важное практическое значение имеет определение четких показателей, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления . Обычно в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. Уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в этой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости отвозраста, социального положения и т.д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени. Однако такой подход к оценке законности носит сугубо формальный характер. Реальная оценка ее состояния требует учитывать и содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации.

Законность, правозаконность и конституционная законность: соотношение понятий . Как альтернатива формальному подходу к пониманию законности в юридической науке развивается идея так называемой правозаконности. Ее смысл состоит в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Эта идея, безусловно, несет в себе рациональное зерно. Не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где за законность зачастую выдается фактически возведенное в закон беззаконие.

Однако термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и разнообразные подходы к определению данного понятия. Так, сторонники широкого понимания права, прежде всего, естественно-правовой концепции , предлагают рассматривать понятие «правовой закон» через призму нравственных начал. Среди важнейших требований, которым должен отвечать «правовой закон», они называют идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости, легитимности закона, прошедшего цензуру со стороны общества.

Право как особая система социального регулирования должно быть пронизано нравственностью. Однако идеи справедливости, свободы и цензуры закона со стороны общества не могут быть признаны достаточными для того, чтобы судить о правовом или неправовом характере позитивного закона. Эти идеи весьма абстрактны и не позволяют при оценке правовых явлений и процессов дать им однозначное толкование. В обществе с разноречивыми интересами общепризнанная характеристика конкретного закона как правового или неправового, если рассматривать его лишь с точки зрения соответствия нравственным критериям, возможна далеко не всегда. Закон, представляющийся правовым (справедливым, гуманным и легальным) одним социальным группам, может стать в силу объективного различия интересов неправовым (несправедливым, негуманным и нелегальным) для других.

Подобная позиция не означает, что «аморальные» законопроекты и законы не могут подвергаться критике с позиции нравственности и справедливости. Она лишь подчеркивает, что «никакое пожелание, убеждение или авторитетное мнение сами по себе не могут рассматриваться как правовые нормы».

Попытки искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки, поскольку:

Ослабляют регулятивную роль закона, устанавливая «множественные» стандарты реализации юридических предписаний;

Создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции;

Формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Проведение различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, обходить закон со ссылкой на его несоответствие праву. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит неким идеальным представлениям о праве.

Интересы укрепления законности требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а напротив их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий служит Конституция Российской Федерации, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права.

В научный оборот прочно вошло понятие «конституционная законность ». Сама идея конституционной законности предполагает:

Правовой характер самой Конституции;

Верховенство Конституции в правовой системе страны;

Прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

Часто высказываются утверждения, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции России. С таким утверждением нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все понятия (законность, правозаконность, конституционная законность) выражают лишь одно содержание. Реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность представляет собою единство принципа, метода и режима соответствия юридической деятельности положениям Конституции Российской Федерации, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

    Сущность, принципы и роль законности.

    Требования и гарантии законности.

    Соотношение законности, дисциплины и правопорядка.

  1. Сущность, принципы и роль законности

Законность - сложное явление и в теории права понимается по-разному: как принцип, как метод, как режим государственного руководства обществом. Но при этом смешиваются разные понятия. При понимании законности как принципа деятельности происходит отождествление законности с правовыми идеями. При таком подходе законность из сферы поведения субъектов перемещается в сферу правосознания.

При понимании законности как метода деятельности законность отождествляется с формами реализации законов. Однако законность - не метод реализации, а состояние общественных отношений, обусловленное реализацией законов.

Отдельные авторы понимают законность как положительное отношение к законам в практической деятельности и в повседневной жизни. При таком подходе законность ошибочно отождествляется с положительной правовой установкой. Законность - это не положительное отношение к законам, а законосообразное, то есть соответствующее законам поведение субъектов правоотношений.

В широком смысле законность - это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений. Законность в узком смысле слова - это правомерная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу законосообразности.

Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.

Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.

Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Единство законности означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской.

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов.

Единство законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.

Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания.

Контроль за реализацией законов. Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.

Принципы законности взаимосвязаны между собой и образуют систему принципов, которая позволяет судить о состоянии законности, ее уровне и характере.