Государственные органы общей специальной компетенции. К органам общей компетенции

Разберемся, как, происходит процесс организации бухгалтерского учета на предприятии.

Основной закон, на основании которого строится учет в бухгалтерии, это Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Кстати, стоит отметить, что с 1 января 2013 г. в силу вступает долгожданный доработанный и обновленный новый Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Новый закон имеет ряд изменений, соответствующих реалиям современной жизни.

Закон «О бухгалтерскому учете» разъясняет и регулирует сам процесс учета на предприятии.

Согласно этому закону, бухгалтерский учет на предприятии заключается в сборе и обработке информации об объектах деятельности организации. Также, прочитав закон, вы узнаете, что вся информация представляется в денежном выражении и процесс учета хозяйственных операций на предприятии непрерывный, каждая хозяйственная операция должна быть подтверждена соответствующими первичными документами, на основании которых составляется

Также закон дает определение первичных документов, но об этом, а также о видах первичных документах и их реквизитах мы поговорим в .

А пока уясним для себя, что проводку мы можем делать только при наличии документа.

Важнейшее правило для каждого бухгалтера: Нет документа - нет проводки!

Уверена, и старый, и новый закон вы обязательно прочитаете сами, а я подведу итог.

Как происходит организация бухгалтерского учета на предприятии.

На протяжении всей жизни предприятия, начиная с момента получения документов о создании организации, ведется постоянный учет всех хозяйственных операций. Каждая такая операция отражается, согласно , по кредиту одного счета и дебету другого. Счет открывается на начало месяца, при этом в него переносятся все остатки с предыдущего месяца. В конце месяца счет закрывается, подсчитывается сальдо по каждому счету.

В следующем месяце счета открываются заново и в них переносится конечное сальдо из предыдущего месяца. Процесс учета бесконечен, он никогда не останавливается. Каждая операция должна быть отражена и учтена. Для каждой операции заполняется документ и выполняется проводка.

Важный принцип организации бухучета на предприятии – это непрерывность учета.

Счета, используемые в бухгалтерском учете, берутся из официального документа, называемого «План счетов». Из Плана счетов выбираем в зависимости от вида и особенностей деятельности необходимые нам для учета счета, и затем из месяца в месяц ведем на них учет каждой хозяйственной операции.Учет несколько меняется в конце календарного года, так как необходимо закрыть некоторые счета, типа 90 “Продажи”, об этом будем говорить позже. Чтобы не пропустить что-нибудь важное, не забудьте подписаться на нашу рассылку!

Помимо постоянного учета всех хозяйственных операций, необходимо также периодически сдавать отчетность. Подробнее о бухгалтерской отчетности можно узнать . В этой же статье хочу отметить, что для каждой системы налогообложения (общая, налог на вмененный доход) сдаются свои ежеквартальные и годовые отчеты.

Об организации бухгалтерского учета на предприятии я вкратце рассказала, а для полного понимания прочитайте обязательно федеральный закон, указанный в начале статьи.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками , учитывает движение основных средств , материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства , исчисляет себестоимость продукции , составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства .

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта . В этом отделе ведется учет готовой продукции , ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями , осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.

Эти же критерии распространяются и на физических лиц , которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров . Если же договор заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник,отвечающий приведенным выше требованиям.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики , обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности , проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств , а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складом и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.

При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности данных с составлением акта, утверждаемого руководителем предприятия.

Учетная политика организаций

Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008 как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности*. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации , способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров , обработки информации и др.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей организации управления , особенностей коммерческой деятельности , текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства , характер владения, формы собственности , квалификация персонала и др.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

  • постоянство учетной политики в течение длительного периода;
  • регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
  • извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет бухучет в организации, и оформляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.

Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций за отчетный период;
  • большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов;
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя из правовой нормы и экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • равенство данных аналитического и синтетического учета , а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, с учетом хозяйственной деятельности и величины организации.

Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении), смене собственников, изменении законодательства РФ и нормативного регулирования бухгалтерского учета , разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.

Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей - учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения .

К бухгалтерской учетной политике прилагают:

  • формы первичных документов;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • положение об инвентаризации активов и обязательств организации.

К налоговой учетной политике прилагаются бланки учетных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные организацией.

1. В разделе «Учет основных средств » налоговой и бухгалтерской учетной политики необходимо прописать порядок учета основных средств стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу, а также книг, брошюр и других изданий.

2. Определить:

  • способы начисления амортизации и применения в налоговом учете амортизационной премии, положения об изменении срока полезного использования основных средств после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения;
  • способ оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии;
  • способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) до момента передачи их в продажу (ст. 320 НК РФ);
  • способ признания коммерческих и управленческих расходов (ст. 318 НК РФ);
  • перечень создаваемых резервов;
  • порядок ведения раздельного учета;
  • порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей (ст. 286 НК РФ);
  • порядок уплаты налогов при наличии структурных подразделений;
  • порядок применения ПБУ 18/02 «Налог на прибыль »;
  • порядок ведения налогового учета.

Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспосгы.

Методические аспекты:

  1. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам .
  2. Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовления материальных ценностей.
  3. Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
  4. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  5. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  6. Перечень резервов предстоящих расходов.
  7. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств .
  8. Сроки погашения расходов будущих периодов.
  9. Варианты учета выпуска продукции.
  10. Порядок создания резерва по сомнительным долгам .
  11. Варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
  12. Сроки списания доходов будущих периодов.
  13. Варианты распределения и использования чистой прибыли.
  14. Порядок начисления и выплаты дивидендов .
  15. Порядок оценки кредиторской задолженности .
  16. Формирование резервного капитала .
  17. Метод распределения расходов на продажу.

Организационные аспекты:

  1. Выбор формы бухгалтерского учета .
  2. Организация работы в бухгалтерии.
  3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
  5. План счетов бухгалтерского учета.
  6. Технология обработки учетной информации.
  7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  8. Система взаимоотношений с аудиторскими службами.

Таким образом, при разработке учетной политики организации следует учитывать, что, поскольку она утверждается приказом руководителя организации, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приведенный перечень является примерным, количество пунктов может изменяться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от направления хозяйственной деятельности и величины организации.

Основные требования к бухгалтерскому учету и его задачи

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г, все организации, независимо от организационно-правовой формы собственности , должны вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет отражает финансово-хозяйственную деятельность, воздействует на нее. Он предоставляет важную информацию, которая позволяет планировать деятельность организации, оптимально использовать ресурсы , контролировать и оценивать результаты деятельности. Бухгалтерский учет дает информацию о динамике активов и обязательств, о финансовых результатах , контролирует платежную и финансовую дисциплину. Бухгалтерский учет обеспечивает:

  • правильное, полное и своевременное документирование фактов хозяйственной жизни;
  • контроль за сохранностью материальных, трудовых и денежных ресурсов;
  • состояние сметной, финансовой и платежной дисциплины;
  • своевременное составление отчетности;
  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования банковскими, налоговыми органами, поставщиками, инвесторами ;
  • выявление и эффективное использование внутренних ресурсов.

Требования к бухгалтерскому учету определены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н:

  1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в валюте Российской Федерации - рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
  2. Имущество, являющееся собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц , находящегося у данной организации.
  3. Бухгалтерский учет ведется предприятием непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается руководителем на основе Плана счетов бухгалтерского учета.
  5. Соблюдение равенства данных аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца.
  6. Все факты хозяйственной жизни и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
  7. В бухгалтерском учете организаций учитываются раздельно текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

Перед бухгалтерским учетом ставятся следующие основные задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям , участникам и собственникам имущества предприятия, а также внещним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости , прогнозирование и планирование предстоящих доходов и расходов.

А) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

Б) Исполнительные органы власти; органы местного самоуправления; Минюста России; Федеральное собрание.

В) Президент; Федеральное Собрание; Правительство: представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

63. Производственный экологический контроль осуществляется:

А) Исполнительным органом государственной власти;

Б) Органами местного самоуправления;

В) Экологической службой предприятия;

Г) Правительство РФ.

64. Определяют (-ет) основные направления внутренней экологической политики российского государства:

А) Президент РФ;

Б) Правительство РФ;

В) Минприроды России;

Г) Главы субъектов РФ.

65. К полномочиям Правительства РФ в сфере управления охраной окружающей среды не относится:

А) Обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

Б) Принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;

В) Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов;

Г) Организация проведения государственной экологической экспертизы.

66. К органам государственного экологического управления общей компетенции не относится:

А) Правительство РФ;

Б) Президент РФ;

Г) Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

67. Основным органом государственного управления использованием и охраной вод, недр, атмосферного воздуха является:

А) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

В) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ;

Г) Федеральное агентство по рыболовству РФ.

68. Основным органом государственного управления использованием и охраной животного мира, отнесенного объектам охоты, является:



А) Министерство экономического развития РФ;

Б) Федеральное агентство лесного хозяйства РФ;

В) Министерство сельского хозяйства РФ;

Г) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

69. В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находится:

А) Федеральное агентство по недропользованию;

Б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

В) Федеральное агентство по рыболовству;

Г) Министерство экономического развития РФ;

70. Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является:

А) Росприроднадзор;

Б) Ростехнадзор;

В) Росреестр;

Г) Росгидромет.

71. В Российской Федерации осуществляются следующие виды экологического контроля:

А) Государственный, производственный и муниципальный;

Б) Муниципальный, производственный и общественный;

В) Государственный, производственный и общественный;

Г) Государственный, производственный, муниципальный и общественный.

72. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется:

А) Президентом РФ;

Б) Правительством РФ;

В) Министерством природных ресурсов и экологии РФ;

Г) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

73. Специально уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, является:

А) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

В) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Г) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

74. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется:

А) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

Б) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;

В) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

Г) Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов РФ.

75. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено:

А) Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

Б) Право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

В) Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

Г) Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенного пункта.

76. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:

А) Обеспечение охраны окружающей среды на континентальном шельфе РФ;

Б) Ведение Красной книги РФ;

В) Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

Г) Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в РФ.

77. На стадии ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, проводится:

А) Предупредительный экологический контроль;

Б) Текущий экологический контроль;

В) Последующий экологический контроль;

Г) Производственный контроль.

78. Субъектом государственного специального экологического контроля является:

А) Президент РФ;

Б) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

В) Правительство РФ;

Г) Органы местного самоуправления.

79. Экологический контроль, проводимый руководителем предприятия, именуется:

А) Ведомственным;

В) Производственным;

Г) Государственным.

80. Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства это:

А) Экологический мониторинг;

Б) Экологический аудит;

В) Экологический контроль;

Г) Экологическая сертификация.

81. К органам специальной компетенции в сфере управления природопользованием относится:

А) Федеральное Собрание РФ;

Б) Правительство РФ;

В) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

Г) Нет верного ответа.

82. Характеристика права собственности на природные ресурсы:

А) Абсолютное право собственности;

Б) Ограничение права собственности в связи с экологическими требованиями;

В) Ограничение права собственности в связи с муниципальными и государственными нуждами;

Г) Нет верного ответа.

Какие природные ресурсы находятся исключительно в федеральной собственности?

А) Природные объекты, предоставленные для нужд обороны;

Общие:

1) президент - регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает приоритеты финансовой политики,подписывает бюджет, Обладает правом вето в отношением финансового законодательства.

2) правительство - рассматривает бюджет(перед отправкой его в парламент) , организует бюджетный процесс в части составления бюджета, выступает как единый центр управления финансами.

3) парламент - (федеральное собрание) верхняя - совет федерации, нижняя- гос Дума. Принимает финансовые законодательства, устанавливает налоги, утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении.

Органы специальной специальной компетенции:

1) Минфин РФ - разрабатывает государственную политику, осуществляет нормативно правовое регулирование в сферах: в сфере бюджетной, налоговой, страховой деятельности, в сфере государственного долга, в сфере валютных операций, в сфере бухгалтерского учета и аудита, в сфере таможенных платежей, в сфере противодействия и легализации преступных доходов. Обеспечивает единство финансовой, денежно- кредитной и валютной политики. Координирует деятельность других органов управления финансами.

Подведомственны Минфину:

· Федеральном казначейство - обеспечивает кассовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов. Единый счет ФК РФ находится в ЦБ РФ. функция предварительного и текущего контроля средств бюджета.

· Федеральная налоговая служба(ФНС) - осуществляет контроль за правильностью исчисления налогов, своевременностью их внесения в бюджет, за правомерностью использования налоговых льгот. Наделена правом применения санкций.

· Федеральная таможенная служба - занимается таможенным регулированием, устанавливает порядок определения таможенной стоимости, осуществляет контроль за правильностью исчисления и контроль за взиманием таможенных пошлин.

· федеральная служба по финансовым рынкам - занимает нормативным регулированием, контролем и надзором на различных сигментах финансового рынка(рынок страховых услуг, рынок ценных бумаг)

· Счетная палата- осуществляет бюджетных контроль: контроль за своевременностью поступлений доходов в бюджет, контроль за целевым использованием средств бюджета. Образуется федеральным собранием и под отчетной ему. Проводит экспертизу проектозакона о федеральном бюджете, осуществляет проверку отчета об исполнении федерального бюджета. См федеральный закон о счетной палате

· Центральный банк - обслуживает бюджетные счета и обслуживает долг - выступает агентом по размещению государственных ценных бумаг.

Вопрос.

Финансовая политика. Содержание, назначение и основные типы.

Финансовая политика:

· - совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

· - совокупность методологических принципов и практических форм реализации методов использования финансов

· - совокупность целенаправленных мер государства в области управляют финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

· Задачи финансовой политики:

· Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов

· Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов

· организация регулирования и стимулирования экономических процессов финансовыми методами

· Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии

· Создание эффективной системой управления финансами.

· Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту. Ежегодно президент обращается с бюджетным посланием, где и формулируем стратегические ориентиры. На основании выдвинутых ориентиров правительство и Минфин разрабатывают конкретные мероприятия.

· Составляющие финансовой политики:

· Бюджетная политика- выражается

o в определение доли ВВП, который будет концентрироваться в бюджете.

o В определение взаимоотношений между различными уровнями власти в части фискальных интересов.

o В определении структуры расходной части бюджета

o В определении доли финансового бюджета в консолидированном бюджете.

o В выборе методов управления государственным долгом.

o В определении путей покрытия дефицита бюджета

o В определении порядка перераспределения средств между бюджетами. (межбюджетные трансферты)

· Налоговая политика:

o Устанавливается перечень налогов и сборов

o Определяется налоговая база, налоговые ставки

o Устанавливаются налоговые льготы

o Устанавливаются специальные режимы налогообложения для отдельных сегментов экономики

o Устанавливается порядок наложения налоговых санкций

· Таможенная политика: выражается

o в регулирование экспорта и импорта услуг и капитала

o в порядке установления таможенных пошлин

o В порядке определения таможенной стоимости товаров

· Денежно- кредитная политика: выражается

o в регулировании денежной массы в обращении

o в регулировании Уровня процентных ставок и темпов инфляции

o В регулировании темпов инфляции. Проводит эту политику Цб РФ.

o ценовая политика: выражается:

o в части регулирования Цен на товары и услуги естественных монополий

o Типы финансовой политики:

· Классический тип- предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов. Но существуют " провала рынка " : кризис перепроизводства, инфляция, невозможность решения социальных вопросов, невозможность справедливого распределения дохода.

· Регулирующий политика- регулирующий тип предполагает вмешательство государства для регулирования циклического развития, социальных отношений и проведения политики занятости.

· планово-директивный тип- предполагает максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства и последующее их перераспределение в соответствии с государственным планом.

· Финансовый механизм - совокупность форм, видов, организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

· Элементы финансового механизма:

· вид организации финансовых отношений.

· Конкретные виды налоговых платежей

· виды неналоговых доходов.

· Форма организации финансовых отношений:

1. Внешний порядок организации: различные формы расходов бюджетов, различные формы поступления средств в рамках межбюджетного регулирования.

2. Метод организации финансовых отношений: методы формирования и использования финансовых ресурсов.

· Метод на безвозмездной и безвозвратной основе. (когда формируется уставный капитал и другие элементы уставного капитала)

· Метод кредитования- предоставление средств на возмездной основе. (бюджетные кредиты)

· Налоговый метод- формирование финансовых ресурсов государства на безвозмездной и принудительной основе.

· Страховой метод- предполагает формирование финансовых ресурсов на основе страховых взносов. Преобладает при формирование ресурсов внебюджетных фондов. Основной источник - страховые взносы на обязательное страхование.

· Способы количественного определения параметров механизма, имеющих количественные характеристики. (налоговые ставки, объем бюджетных ассигнований, объем финансовой помощи)

· Самостоятельно грязнова количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономические отношения.

· Выделяют два уровня финансового механизма:

· государственный финансовый механизм

· Частно- хозяйственный механизм.

Вопрос.

Финансовое планирование - процесс определения будущих действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Финансовое планирование - осуществляется субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Объект планирования- процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на микро- макроуровне.

Материально- вещественное воплощение объекта - это денежный поток

предмет планирования - конкретные стоимостные показатели, описывающие эти процессы.

Принципы финансового планирования:

· Принцип Системности- планы объединены в систему. Изменил в одних планах влияют на другие планы.

· Принцип непрерывности - процесс планирования непрерывен планы сменяют друг друга.

· Принцип гибкости- возможность маневрировать ресурсами, что позволяет изменять планы в связи с непредвиденными обстоятельствами. Для этого планы должны содержать резервы.

· Принцип точности - плановый показатель должен имел необходимую степень конкретизации.

· Принцип количественного описания

· Принцип финансового соотношения срока - капиталовложения с длительными срока окупаемости должны финансироваться за счет долгосрочных источников или за счет собственных ресурсов. Краткосрочные вложения могут финансироваться за счет краткосрочных кредитов.

· Принцип бездефицитности - расходы = доходы+ источники финансирования дефицита

Цель финансового планирования:

· Конечная - достижения пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

· Оперативная - обеспечение финансовыми ресурсами (адекватными по объему, направлениями использования, объектами и срокам) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально- экономического развития, бизнес- планами и с учетом рыночной конъюнктуры и тенденцией развития.

Задачи финансового планирования:

1) определение объема финансовых ресурсов по каждому источники поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования.

2) определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств

3) обеспечение экономного и эффективного Использования финансовых ресурсов

4) создание условий для укрепления устойчивости, а также бюджетов

5) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.

2) Финансовое прогнозирование - это исследование конкретных перспектив развития финансовых субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.

Вопрос.

Цель финансового прогнозирования:

Научное обоснование показателей финансовых планов, оценка предполагаемого объема финансовых Ресурсов и определение предпочтитательных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования и огв и мсу.

Цели и задачи:

1) увязка материально вещественных и финансово- стоимостных пропорцией на макро и микро уровнях на перспективу

2) определение источников формирования И объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемой период

3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов на прогнозируемый период;

4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых решений.

Финансовый прогноз- система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития финансовой системы, ее сфер и звеньев, а также отдельных субъектов финансовых отношений. Прогноз социально-экономического развития РФ, отдельных субъектов и муниципальных образований.

Два подхода к прогнозированию:

1) от настоящего к будущему на основе выявленных закономерностей

2) определение будущей цели, ориентиров движения От будущего к настоящему, построение и исследование цепи событий. И определение Мер, которые нужно принять в будущем, исходя из настоящего положения.

Методы финансового прогнозирования:

1) математическое моделирование

2) эконометрическое прогнозирование

3) экспертные оценки

4) построение трендов и составление сценариев

5) стохастические методы

3) Три этапа финансового планирования:

1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущих плановых периодов.

метод экономического анализа:

· горизонтальный - сравниваем текущие показатели с показателями за прошлые периоды. Сравнивается факт с планом.

· Вертикальный - анализ структуры плана. Выявление доли отдельных показателей в итоговом. Степень вЛияния каждого показателя на результат.

· Трендовый анализ

· Факторный анализ - выявления влияние отдельных факторных на результат

Значение экономического анализа- позволяет обосновать параметры финансового плана, выявить резервы роста финансовых ресурсов, выявить недостатки в процессе управления финансами и сформулировать рекомендации по их устранению.

2) Расчет плановых показателей.

Числовые величины, выражающие конкретные плановые задания. Методы расчета плановых показателей:

Метод экстраполяции- устанавливается устойчивая динамика и тенденция в прошлом, а затем она продлевается на будущее. Плановый показатель = достигнутый уровень * устойчивый темп его изменения. Недостатки метода: не применим в условиях нестабильной ситуации, т к не учитывает непредвиденного изменения каких либо факторов. Не способствует Повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

· Нормативным метод - плановый показатель рассчитывается на основе норм и нормативов. = Объемный показатель* норматив. На микроуровне нормативами являются ставки налогов, тарифных взносов во внебюджетные фонды, нормы амортизации, отчисления в различные фонды.

· Индексный метод. Индекс- относительный показатель. Основан на системе индексов. Применяется когда отсутствует, установленные нормы и нормативы.

· Программно-целевой метод. Целевая программа- увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научных исследовательских конструкторских, производственных, социально-экономических хозяйственных мероприятий для решения каких-либо вопросов в сфере государственного и муниципального управления.

3) составление финансового плана как документа.

Финансовый план - это документ, отражающий систему взаимоувязанных финансовых показателей.

· Балансовый метод- позволяет увязать финансовые ресурсы и потребности в них.

· Метод оптимизации плановых решений - предполагает разработку нескольких вариантов финансового плана и выбор оптимального плана. Критерий отптимальности на микроуровне- минимум затрат, максимум прибыли, максимальная оборачиваемость, рентабельность. На макроуровне - минимум дефицит, максимальная эффективность расходов бюджета, максимальный социально-экономический эффект расходов, минимальный долг.

Стратегические:

· Текущие

· оперативные

· Долгосрочные

· среднесрочные

· краткосрочные

· Финансовые планы на макроуровне:

· Бюджет- доходы и расходы классифицируются и группируются. Доходы классифицируются: налоговые, не налоговые и безвозмездные перечисления. Расходы классифицируются: содержание аппарата управления, национальная оборона, национальная оборона, национальная экономика, культура образования, социальная политика. Выявляется дефицит и профицит. Определяются источники покрытия дефицита. Как план бюджет носит универсальный характер.

· Бюджеты Внебюджетных фондов. См выше. Расходы носят строго целевой характер.

· Программа государственных муниципальных заимствований

· Программа представления государственных гарантий

· Финансовые планы микроуровня:

· 1) баланс доходов и расходов - содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов и направлениях их использования. Разделы:

· доходы и поступления

· расходы и отчисления

· Платежи в бюджет и внебюджетные фонды

· СоставляЕтся на год с поквартальной разбивкой

· 2) план прибыли и убытков - плановыми показателями является выручка, себестоимость, валовая прибыль, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения, налог на прибыль, чистая прибыль. В плане есть девиденты и объем нераспределенной прибыли.

· 3) план движения денежных средств - отражены поступления и использования денежных средств в планируемом году с поквартальной разбивкой. Поступления и расходования денежных средств будут ордены в разрезе трех направлений - по Основной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности. В этом плане также определяется сальдо в разрезе каждого вида деятельности и в общем.

· 4) плановый бухгалтерский баланс - похож на форму номер 1 бух отчетности, но может содержать более детальную информацию

· 5) платежный календарь - отражает поступления и расходования денежных средств, т е притоки и оттоки, так же как и в плане движения. Составляется на месяц или на квартал, задача синхронизировать притоки и оттоки денежных средств, выявлять и покрывать разрывы ликвидности.

· 6) Кассовый план - план оборота наличных денег через кассу. Позволяет обеспечить своевременные поступления средств в кассу для необходимых наличных расчетов и позволяет соблюдать кассовую дисциплину.

· 7) кредитный план- план поступления и возврата заемных средств.

· 8) сводный бюджет - формируется на основе принципов декомпозиции и включает:

· Бюджет продаж

· Производственный бюджет

· Бюджет коммерческих расходов

· Бюджет затрат на материалы

· Бюджет затрат на оплату труда

· Бюджет управленческих расходов

· Бюджет капитальный расходов

· Бюджет денежных средств

· налогов бюджет.

Вопрос 15. Финансовой контроль Как функция управления финансами

1. Финансовый контроль - функция управления финансами, заключения в выявлении отклонений от принятых стандартов, законности и эффективности управления. Финансовый контроль, а по наличии таких отклонений своевременное принятие таких отклонений.

1) законность

2) целесообразность

3) эффективность

Объект финансового контроля - денежные распределительные процессы на различных уровнях. Предмет - стоимостные показатели, которые эти процессы описывают.

Субъект - уполномоченные контролирующие органы.

Цель контроля - Обеспечить успешную реализацию финансовой политики.

Принципы финансового контроля

1) принцип законности - регламентирован законом

2) принцип независимости- независимость подконтрольного субъекта От контролера

3) принцип объективности

4) принцип гласности - финансовый контроль проводится открыто и его результаты должны быть обнародованы.

5) принцип ответственности

6) принцип разграничения - каждый контролирующий субъект имеет свою сферу ответственности

7) принцип системности - контрольные мероприятия производятся систематически с установленной периодичностью. Наличие разных уровней, форсирующих систему финансового контроля.

Органы или субъекты финансового контроля.

1) мин фИн

3) федеральная таможенная служба

4) казначейство

5) рос фин мониторинг

6) счетная палата

7) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы

8) службы внутреннего контроля на предприятии

Модели финансового контроля

1) англосанксонская- в рамках этой модели деятельность органов ограничена только составлением отчета по результатам проверки.

2) французская- помимо составления отчета, наделяются некоторыми судебными функциями.

16 вопрос.

В систему финансового контроля входят следующие уровни:

1) государственный финансовый контроль. - направлен на обеспечение законности целесообразности и эффективности деятельности государственными финансовыми ресурсами. Включает:

· Контроль составления и исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

· Контроль финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий, а также организация с государственным участием

· контроль не государственной сферы в части выполнения денежных обязательств перед государством, соблюдения законности, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств, а также части ведения бюджета и отчетности.

· 2) аудиторский финансовый контроль. Независимый - деятельность аудиторских организаций по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Цель аудита - выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бух учета действующему законодательству. Аудит называют независимым контролем, т к отсутствует какая либо связь между аудитором и аудируемым лицом. Пользователем информации аудита являются акционеры, кредитные организации, гос органы. Могут оказывать сопутствующие Аудиту услуги: постановка бух учета, восстановление бух учета, составление отчетности, налоговое консультирование. Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательно проводится в силу закона. Обязательному аудиту подлежат все: ОАО, кредитные организации, страховые организации, инвестиционные фонды, не государственные пенсионные фонды, все организации, размещающие все свои ценные бумаги на Фондовой бирже, организации с размером выручки, превышающие установленные значение. Особенности:

· Осуществляется на договорных началах и возмездно

· самостоятельность проверяемого субъекта в выборе аудиторской организации

· выявленные нарушения влияют на мнения Аудитора о достоверности отчетности но не влекут применения финансовых санкций.

· аудиторское заключение- это собственность аудируемой организации

· 3) внутренний контроль. Внутрихозяйственный. Внутриаудит

· Специальное подразделение хозяйствующего субъекта либо отдельные специалисты. Задачи внутреннего финансового контроля:

· сохранение и эффективное использование финансовых ресурсов

· Обеспечение финансовой устойчивости организации

· Предупреждение нарушений финансового законодательства. Особенности контроля

· работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю.

· Осуществляются постоянно, а не периодически.

· Отсутствует единая регламентация объема характера процедур и их документирования.

· 4) общественный контроль?

· Контроль, осуществляемый гражданами, общественными организациями и объединениями.

· Классификация финансового контроля в зависимости от объекта проверки:

· 1) бюджетный контроль - задачи бюджетного контроля - правильность составления и исполнения бюджета и внебюджетных фондов. Контроль за источниками поступления доходов, контроль за целевым и эффективным расходованием средств, пресечения финансового злоупотребления. Контроль за бюджетными средств кредитных организаций.

· 2) налоговый контроль - контроль своевременности, полноты уплаты налогов, правомерность использования налоговых льгот.

· 3) таможенный контроль - в части проверки правильности исчисления своевременности и полноты уплаты таможенных пошлин.

· 4) валютный контроль - контроль соблюдения валютного законодательства(ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле), установление достоверности проводимых валютных операций, осуществлению противодействия легализации преступных доходов, проверка учета валютных операций.