Энциклопедия решений. Проведение открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита

Закона N 223-ФЗ, устанавливающей общий принцип регламентирования закупочной деятельности заказчика именно положением о закупке. Таким образом, положения документации о закупке, касающиеся описания объекта закупки, должны соответствовать нормам положения о закупке.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ документация о закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Источники показателей, требований, условных обозначений и терминологии рассмотрены в отдельном материале.


Каких-либо иных требований к описанию объекта закупки - товара , подлежащего поставке или применению при выполнении работ, оказании услуг, работ , подлежащих выполнению, услуг , подлежащих оказанию по договору, заключаемому по результатам закупки Закон N 223-ФЗ не содержит. В частности, Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, не ограничивает возможность включения в описание объекта закупки в документации о закупке требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя.


Соответственно, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, индивидуализированных определенными товарными знаками , знаками обслуживания, изготовленными с использованием определенных патентов, полезных моделей, промышленных образцов, выпущенных определенными производителями или из определенного места происхождения, в том числе наименование которого подлежит правовой защите, со внесением соответствующих указаний в документацию о закупке. Сказанное относится и к требованиям по качеству товара , которые могут соответствовать как техническим регламентам, национальным стандартам, так и техническим условиям отдельных производителей или быть выше всех этих требований. Положение о закупке может и не содержать специальных указаний по данным вопросам , не ограничивая заказчика каким-либо образом в формулировании требований к приобретаемым товарам, - в таком случае заказчик сам вправе устанавливать требования к закупаемому товару исходя из своих потребностей.

Более того, в том случае если заказчик не утвердил и (или) не разместил в единой информационной системе положение о закупке, то заказчик, руководствующийся в этом случае в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ положениями Закона N 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке, не обязан руководствоваться ст. 33 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требования к описанию объекта закупки, поскольку ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ данный вопрос урегулирован иначе.


Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем ним. Этот же принцип следует и из ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), запрещающей совершение заказчиком при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений действий, ограничивающих конкуренцию. Согласно ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ положения ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ (поскольку речь идет о закупках, в которых участвуют несколько участников, очевидно, следует читать - все закупки конкурентными способами). Перечень действий, ограничивающих конкуренцию, приведенный в ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, не является исчерпывающим, и законом не дано исчерпывающего перечня таких действий. Однако из анализа указаний на действия, приведенных в указанной части (координация организаторами закупки или заказчиками деятельности участников закупки; создание участникам закупки преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации), видно, что запрет по существу установлен на предварительный, до проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений, выбор заказчиком в качестве контрагента одного лица или группы лиц, из которых может быть выбран контрагент, и обеспечение победы такому лицу или одному из лиц определенной группы при создании видимости равной конкуренции для всех обратившихся.

Таким образом, по нашему мнению, само по себе предъявление в рамках закупки по Закону N 223-ФЗ любых требований к приобретаемым товарам не может рассматриваться как условие, ограничивающее конкуренцию, если такие требования предъявляются равным образом к товарам, предлагаемым всеми участниками закупки.


Следует отметить, что на практике контролирующие органы иногда рассматривают некоторые требования, устанавливаемые заказчиками, неправомерными, как ограничивающие конкуренцию. Например, контролирующие органы иногда считают ограничением конкуренции закупку товара определенного товарного знака или определенного производителя (см., например, решение N 42 от 17.04.2014 УФАС по Хабаровскому краю, решение комиссии УФАС по Челябинской области от 04.02.2014 по жалобе N 6-04-18.1/14, решение Санкт-Петербургского УФАС России от 25.10.2012 N Т10-231/12), а также установление требования о соответствии товара определенным техническим условиям. Однако суды, как правило, признают такие закупки правомерными (см. постановления Девятого ААС

Понятие "эквивалент" по 223 ФЗ применять с 01.01.2018 или с 01.07.2018? Новый отчет по договорам размещать с 01.01.2018 или с 01.07.2018?

Ответ

Понятие «эквивалент» и новый ежемесячный отчет будет введен к исполнению в рамках Закона № 223-ФЗ с 1 июля 2018 года .

Обоснование
10 главных изменений в Законе № 223-ФЗ

4. Переняли нормы из контрактной системы

Документацию о закупке надо разрабатывать во всех конкурентных способах, кроме запроса котировок. Весь документооборот в электронных закупках, от подачи заявки до проектов протоколов, ведут на площадке. Для этого используют усиленную квалифицированную электронную подпись.

Описывать в документации объект закупки надо по аналогии с Законом № 44-ФЗ. Заказчики указывают функциональные, технические, качественные и, если необходимо, эксплуатационные характеристики закупаемого. Нельзя указывать на товарный знак, страну происхождения, фирменные наименования и требовать всего, что ограничит конкуренцию. Но при этом позволили поступать так, когда нет другого способа точно и четко описать предмет закупки.

Каждый случай, когда используют товарный знак, надо сопровождать словами «или эквивалент». Правило не действует, когда:

· закупают запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию;

· товар нужно совместить с другими, которые использует заказчик;

· закупкой исполняют контракт по Закону № 44-ФЗ;

· условие противоречит международным договорам или договорам, в которых заказчики выступают исполнителями.

Чтобы провести конкурентную закупку, необходимо создать комиссию. Отменить конкурентную закупку можно будет до того, как закончилась подача заявок. После этого — только если возникнут обстоятельства непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Договор после конкурентной процедуры заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней после того, как разместили в ЕИС итоговый протокол.

5 дней дали, чтобы заключить договор после того, как ФАС вынесет решение по жалобе или орган управления одобрит договор.

Где искать: пункты 3 и 4 статьи 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ

5. Изменили перечень ежемесячных отчетов

До 10-го числа месяца, следующего за отчетным, надо размещать в ЕИС данные о количестве и стоимости договоров с единственными поставщиками после несостоявшейся конкурентной закупки. В отчете обо всех договорах нужно учесть и те договоры, сведения о которых в ЕИС не размещают.

Не надо будет отчитываться каждый месяц о договорах, которые заключили с малым и средним бизнесом.

Договоры с единственными поставщиками стоимостью выше 100 тыс. руб. (выше 500 тыс. — для тех, чья выручка за прошлый год больше 5 млрд руб.) размещают в реестре договоров.

Где искать: пункт 9 статьи 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ

Почему можно не спешить применять последний блок изменений

Самый масштабный пакет поправок — Закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ — в целом вступает в силу с 1 июля 2018 года. Но при этом оговорили, что свои положения о закупке заказчики должны привести в соответствие с его редакцией, утвердить и разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. Заказчиков, которые этого не сделают, признают не разместившими положение.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ - пример внедрения новых требований есть в данной статье — производится по установленным правилам. О том, какие изменения произошли в последние годы в части описания объектов закупки (далее — ОЗ), и каков порядок оценки заявок (предложений) участников закупки, поговорим далее.

Что обязан использовать заказчик при описании объектов закупки?

Согласно положениям закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, описание ОЗ должно производиться по четко установленным правилам. Так, согласно статье 33, описывая ОЗ в конкурсной документации, заказчик обязан учесть, что:

Изменения в правилах описания ОЗ по статье 33 закона № 44-ФЗ, примеры изменений

После принятия закона «О стандартизации в Российской Федерации…» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, устанавливающего условия применения национальных стандартов, потребовалось привести в соответствие его положениям действующее российское законодательство. С этой целью был принят закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 104-ФЗ, внесший коррективы в 27 нормативных актов, в число которых попали и законы о закупках: упомянутый выше 44-ФЗ и закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В результате с июля 2016 года правила описания объекта закупки по 44-ФЗ претерпели некоторые изменения, связанные с добавлением условий о соответствии стандартам.

Практическое внедрение новшеств

Вступившие в силу изменения были сформулированы не очень четко, и большинство заказчиков испытывает трудности при формировании описания ОЗ. Так, в пункте 2 части 1 статьи 33 закона № 44-ФЗ указывается, что при оформлении условий закупки заказчиком могут использоваться другие (нестандартизированные) показатели, условные обозначения или требования при условии обоснования необходимости в этом.

Законодательством о контрактных закупках не предусмотрено, что в описании ее предмета следует перечислять наименования документов, устанавливающих стандарты. В то же время с принятием закона № 162-ФЗ на территории РФ начала функционировать национальная система по стандартизации. Поэтому, описывая ОЗ, заказчик должен быть готов в любой момент предоставить подтверждение, что указанные им показатели характеристик ОЗ применяются согласно техрегламентам либо законодательства о национальных стандартах.

В том же случае, если заказчик не использует показатели (условные единицы и т. п.), утвержденные национальными стандартами (даже если он просто не указал в описании ОЗ на имеющиеся нормативы), тогда ему следует подготовить обоснование, почему он использует иные показатели. Более того, указание одних лишь ссылок на существующие стандарты без упоминания требуемых показателей будет свидетельствовать о нарушении норм, указанных в пункте 2 части 1 и части 2 статьи 33 закона № 44-ФЗ. Это означает, что заказчик при составлении описания ОЗ должен учитывать установленные законодательством правила и ограничения, т. е. ему необходимо выбрать соответствующие стандарты, ГОСТы или техрегламенты, в которых прописаны технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям к предмету и целям производимой закупки.

Приведем несколько примеров надлежащего обозначения показателей в описании. Так, при формировании заявки на поставку пылесосов заказчик может использовать следующие нормативы:

  • ГОСТ 10280-83;
  • ГОСТ Р 51318.14.1-99;
  • ТР ТС-010-2011.

Если же в качестве ОЗ выступают продукты питания, то при их описании, согласно рекомендациям, изложенным в письме Минэкономразвития от 04.09.2015 № ОГ-Д28-11718, нельзя указывать требования к оставшемуся сроку годности в процентах. Такое требование объясняется недопущением ограничения конкуренции. В описании ОЗ в этом случае надлежит представить обоснование по использованию нестандартизованных показателей и определить конкретный период (к примеру, в сутках), в течение которого продукты сохранят свою годность. Или как вариант можно указать точную дату, до которой продукты должны сохранять свою пригодность для употребления их по прямому назначению.

Что может содержать описание объекта закупки по закону 223-ФЗ?

В закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки, осуществляемые определенными категориями заказчиков — госкорпорациями, публичными компаниями, естественными монополистами и т. д. (в отличие от закона № 44-ФЗ, где заказчиками выступают лишь муниципальные или государственные органы и учреждения) — также были внесены изменения, связанные со стандартизацией. В связи с этим заказчики обязаны устанавливать при формировании описания ОЗ требования к его качеству, безопасности, различным характеристикам, размеру, упаковке.

Как и при проведении закупок по контрактной системе, при оформлении документации, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 закона № 223-ФЗ, заказчик должен выписать требования по каждому упомянутому в условиях закупки параметру в соответствии с предусмотренными техрегламентами, принятыми в национальной системе стандартизации. Если используются другие показатели, то заказчик должен будет предоставить обоснование необходимости их применения.

Каков порядок оценки заявок и окончательных предложений участников в отношении объекта госзакупки?

Для оценки заявок и окончательных предложений участников, согласно части 1 статьи 32 закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются следующие показатели:

  • контрактная цена;
  • эксплуатационные расходы;
  • различные характеристики ОЗ;
  • квалификационные требования к участникам.

Оценка заявок участников, предложения которых были допущены к конкурсу, производится по правилам, утвержденным правительственным постановлением от 28.11.2013 № 1085 (далее по тексту — Правила).

Согласно п. 8 Правил, в документации о закупке должны быть отражены критерии оценки и показатели значимости каждого из них. При этом их должно быть не менее двух, одним из которых является цена. Суммарно все показатели значимости оценочных критериев должны составлять 100% (пункт 9 Правил).

При оценке нестоимостных критериев предложения предусматриваются показатели, которые раскрывали бы каждый из них (пункт 10). Каждый критерий оценивается по 100-бальной системе (пункт 11). Для того чтобы оценить заявки по нестоимостным критериям, заказчик может установить предельное значение указанных им характеристик. Лучшее предложение получит 100 баллов.

Поданные участниками заявки оцениваются с учетом рейтинговой суммы по каждому оценочному критерию (пункт 14). Победителем признается тот участник, заявка которого набрала самый высокий рейтинг (пункт 15).

Таким образом, заказчик при описании ОЗ должен придерживаться установленных правил, чтобы не подавлять конкуренцию — ведь из-за этого результаты конкурсного отбора могут быть признаны недействительными. Кроме того, при формировании требований заказчик должен учесть изменения правил описания закупки, произошедшие в последние годы и связанные с внедрением условий, касающихся соответствия формата запрашиваемых показателей системе национальной стандартизации.


Описание объекта закупки (техническое задание, ТЗ) — это очень важный документ в составе тендерной документации. Здесь содержится непосредственно описание самой потребности заказчика (то есть закупаемого товара, работы или услуги). В этом описании обязательно должны присутствовать:

  1. Требования к продукции, технические характеристики, выражаемые в конкретных показателях.
  2. Указание на положения норм технических регламентов и других документов, требованиям которых должна соответствовать продукция.
  3. Информационная карта документации, позволяющая ориентироваться в ее содержании.

Опираясь на составленное заказчиком описание объекта закупки, вы будете формировать свое предложение в ответ на его потребность. Также из технического задания вам будут известны детали проведения конкретного тендера, среди которых:

  • требования к участникам закупок;
  • требования к документации, которую необходимо предоставить участникам закупок;
  • инструкция по заполнению заявки на участие;
  • непосредственно способ проведения закупки.

На практике заказчики иногда подходят к составлению описания закупки не совсем стандартно, «творчески». Такое можно встретить, когда заказчик желает видеть в изначально конкурентной процедуре только «своих». Последствием такого «творчества» является то, что такую завуалированную закупку сложно найти по стандартным поисковым запросам. И оно неудивительно, ведь:

  • вместо «Автомобильных шин» может быть указано «Устройство для обеспечения качения автотранспортных средств»;
  • в слове «Молоко» буква «о» может быть набрана заказчиком не кириллицей, а латиницей;
  • и другие подобного рода случаи.

Чтобы находить такие закупки, рекомендуется пользоваться специальными сервисами, например, сервисом СТАР . Благодаря «умному» морфологическому поиску и возможности искать непосредственно в тексте закупочной документации СТАР находит даже то, что скрыто.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сформулировать несколько рекомендаций:

  • используйте правильные инструменты поиска — специализированные информационно-аналитические сервисы, а не просто бесплатные «поисковики по умолчанию»;
  • всегда внимательно читайте и заранее анализируйте закупочную документацию, делайте это до подачи заявки на участие в процедуре;
  • также можно воспользоваться услугой сопровождения поставщиков , такая услуга доступна на электронной площадке РТС-тендер. Она включает в себя: комплексное сопровождение подачи заявки на участие в закупках, поиск и мониторинг закупок, сопровождение работы на площадке, анализ закупочной документации, подготовку запроса о разъяснении положений извещения, документации.

Если же вы подготовили и отправили заявку самостоятельно, а заказчик ее отклонил и сделал это (по вашему мнению) неправомерно, то можете воспользоваться сервисом ПРОФИ . Функционал этого сервиса позволяет:

  • грамотно составить жалобу в ФАС таким образом, чтобы ее не отклонили по формальным признакам;
  • отправить жалобу в режиме онлайн.

Специалисты нашего центра готовят требования к применяемым материалам при ремонте или строительстве, задают минимальные и максимальные значения характеристик закупаемых товаров, оборудования, запасных частей, продуктов питания.

Работаем с соблюдением действующего законодательства РФ.

Все запрашиваемые характеристики соответствуют требованиям ГОСТ, ТУ и прочей нормативно-технической документации.

Стоимость требований к товарам или материалам от 5000 рублей.

Эта услуга комплексная и включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка технического задания с подробным описание запрашиваемых функциональных и характеристик применяемых материалов или закупаемых товаров. К заданию обязательно прилагается подробная инструкция толкований терминов, знаков и т.п.
  2. Заполненная первая часть заявки для участия в электронном аукционе.
  3. Ответы на запросы , поступающие от других участников – при наличии таковых.
  4. Составление протокола рассмотрения первых частей заявок , т.е. проверка все форм участников изъявивших желание принять участие в аукционе, с подробным описанием причин отклонения и допущенных ошибок. Этот этап самый важный, именно от него и зависит дальнейший ход событий. При качественном описании допущенных ошибок вероятность обращений в ФАС со стороны отклоненных участников снижается, а в большинстве случае стремится к нулю.
  5. В случае, если кто из отклоненных участников обратился в инспекцию то наши опытные юристы готовят грамотный отзыв . В юридическом отделе нашей компании работают только опытные юристы с большой практикой защиты интересов заказчиков.

Мы даем гарантию, что подготовленный нами аукцион достанется только Вам!

Электронные закупки занимают ведущее место в хозяйственной деятельности большинства организаций, а некоторых случаях являются единственным источником заказов. Предприниматели со всей России участвуют в госзакупках на различных площадках, выигрывая объекты финансируемые из различных бюджетов (местный, региональный, федеральный и т.п.). Количество фирм ежедневно увеличивается, открывается все больше и больше новых ИП, ООО, ОАО и другие аналогичные правовые формы и конкуренция в секторе государственных закупок возрастает. С одной стороны это выгодно государству в целом, ведь чем больше предложений тем меньше затрат на исполнение тех или иных работ, а с другой стороны это приводит к ухудшению качества, увеличению числа брошенных объектов и еще огромный перечень иных сопутствующих проблем. В настоящий момент на законодательном уровне закреплена обязанность Заказчиков предъявлять требования к применяемым строительным материалам, закупаемым продуктам питания, запасным частям на обслуживание автомобилей, медикаментам, оборудования и многое другое.

Ст. 66 44 ФЗ « О контрактной системе…»: Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию о конкретных показателях , соответствующих значениям, установленным документацией о аукционе .

Ст. 33 : Описание объекта закупки должно носить объективный характер и указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Это означает, что госзаказчик имеет право запросить товары с потребными ему свойствами. Однако стоит отметить тот факт, что по причине частых злоупотреблений данным положением закона, были введены понятия Избыточные требования, которых необходимо избегать, дабы не нарушать Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ» и не привлекать к себе внимание со стороны Антимонопольной службы. Соблюдение ГОСТ стало обязательным для всех, а вот иные требования, необходимо обосновать, прежде чем их можно предъявлять.

При разработке технического задания и описании запрашиваемых параметров объекта закупки мы всегда используем требования ГОСТ и технических регламентов, дабы исключить вероятные претензии со стороны надзорных органов. Наши задания выполнены в рамках действующего российского законодательства.Готовим документы в рамках 44 ФЗ "Контрактная система" и 223 ФЗ "Закупка отдельными видами юридических лиц"

Обратившись к нам однажды, Вы навсегда останетесь нашим клиентом.

С нами удобно!

Заказать услугу можно по телефону компании или написав письмо на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.