Финансовые органы российской федерации. Органы управления финансовой системой

Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы Российской Федерации - звенья единой системы государственного управления финансами России. Финансовые органы Российской Федерации представлены на рис. Б.М.2.2.

Финансовые органы российской Федерации

министерство финансов российской Федерации

Финансовые органы в суоъектах российской Федерации

Финансовые органы муниципальных ооразований

Рис. Б.М.2.2. Структура финансовых органов Российской Федерации

Финансовые органы Российской Федерации включают:

Министерство финансов Российской Федерации;

Финансовые органы в субъектах Федерации (министерства финансов республик в составе РФ; финансовые управления, департаменты и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);

Финансовые органы муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Действуют финансовые органы Российской Федерации на единых принципах финансово-бюджетного планирования и финансирования. Координацию их деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации путем разработки и реализации стратегических направлений единой государственной финансовой политики, установления единых форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, издания методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов и выполнения ими своих функций.

Министерство финансов Российской Федерации в системе управления финансами. Министерство финансов России функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (в редакции постановлений Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, от 27 мая 2005 г. № 336), является федеральным органом исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции:

По выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

Таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

Инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

Организации и проведения лотерей;

Производства и оборота защищенной полиграфической продукции;

Финансового обеспечения государственной службы;

Противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия (см. раздел 2 вышеуказанного Положения; сформулируем их в обобщенном виде):

Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб;

Принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб.

Для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство финансов Российской Федерации, в структуре его центрального аппарата созданы следующие подразделения:

Административный департамент;

Департамент управления делами и контроля;

Департамент бюджетной политики;

Департамент бюджетной политики в отраслях экономики;

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;

Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

Департамент межбюджетных отношений;

Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности;

Департамент финансовой политики; правовой департамент. Структура Министерства финансов Российской Федерации представлена на рис. Б.М.2.3.

Министр финансов Российской Федерации

Департаменты

Бюджетной политики

Бюджетной политики в отраслях экономики

Бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Бюджетной политики

в сфере государственной военной и правоохранительной

службы и государственного оборонного заказа

Межбюджетных отношений

Федеральные службы

Федеральное казначейство

Департаменты

Заместитель министра финансов РФ

Административный

Управления делами и контроля

Международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов

Правовой

Департаменты

Налоговой и таможенно-тарифной политики

Регулирования государственного финансового контроля, аудиторской

деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

Финансовой политики

Федеральные службы

Федеральная

служба по финансовому мониторингу

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба страхового надзора

В.М.2.3. Структура Министерства финансов Российской Федерации

В составе администраций субъектов РФ создаются финансовые органы:

Министерства финансов (в республиках, а также в некоторых краях и областях);

Департаменты финансов;

Комитеты по финансам и бюджету;

Финансовые управления.

Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ.

Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов Российской Федерации. Тем не менее финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Федерации, и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

Финансовые органы в субъектах Российской Федерации. Они осуществляют управление финансами на соответствующей территории.

В зависимости от организационной структуры органов управления, установленной в соответствующем субъекте Федерации, финансовые органы возглавляются министром, начальником департамента или управления, которые назначаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Основные задачи, решаемые финансовыми органами субъектов Российской Федерации:

Формирование проекта регионального бюджета и представление его администрации субъекта Российской Федерации;

Обеспечение исполнения регионального бюджета, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации субъекта Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации;

Организация и осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, целевым, рациональным и результативным использованием бюджетных средств;

Разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов;

Разработка и реализация единой финансовой политики администрации субъекта Российской Федерации;

Обеспечение устойчивости финансовой системы региона и ее активного воздействия на ускорение социально-экономического развития, повышение эффективности хозяйствования на соответствующей территории.

Финансовые органы в субъектах Российской Федерации финансируются за счет регионального бюджета.

Финансовые органы муниципальных образований. Они обеспечивают (в рамках предоставленных полномочий) проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее руководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержденными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначенными главами администрации муниципальных образований по согласованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.

К основным задачам финансовых органов муниципальных образований относятся:

Составление проекта бюджета и представление его администрации муниципального образования;

Исполнение бюджета муниципального образования, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации муниципального образования и администрации субъекта РФ;

Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета муниципального образования, целевым, рациональным и результативным использованием бюджетных средств;

Разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Финансовые органы муниципальных образований финансируются за счет бюджета муниципального образования. Финансовые службы и отделы организаций.

Финансовая служба - это работник, группа в планово-финансовом отделе, финансовый отдел, управление или любое другое структурное подразделение, на которое возложены функции управления финансами (денежными потоками).

Финансовый отдел - самостоятельное структурное подразделение организации (предприятия), подчиняющееся непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.

Основными задачами финансовой службы (отдела) на предприятии являются:

Выработка финансовой политики предприятия, целью которой является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия;

Организация финансовой деятельности предприятия, направленная на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана, сохранности и эффективного использования основных фондов

и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, своевременности платежей по обязательствам в государственный бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды, поставщикам и учреждениям банков. В состав финансовой службы (отдела) могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансово-кредитного планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов с поставщиками, инкассации, кассовых операций и др. Структуру и штаты утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.

Еще по теме Финансовые органы российской Федерации:

  1. органы управления финансами в Российской Федерации, их полномочия
  2. 14.2. Правовое положение, подчиненность, органы управления и структура Центрального банка Российской Федерации
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 августа 1999 г. № 932 «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ОРГАНЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  4. Приложение 11 Российская Федерация ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » изменил структуру Минфина России и предусмотрел создание служб, которые будут рассмотрены ниже.

Министерство финансов РФ , является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

  • финансовой;
  • аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;
  • добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы . В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета , а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов , актов Президента РФ и Правительства РФ , а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты , методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа единства кассы, управления совместно с ЦБ РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Главная задача Федеральной налоговой службы заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов.

Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела (взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, распределению денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет: сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; создание единой информационной системы и ведения федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов полученных преступным путем и др.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет: проведение необходимых исследований для анализирования и проведения экспертиз по вопросам осуществления страхового надзора; разъяснения юридическим и физическим лицам по поводу применения страхового законодательства; предупреждение и ликвидацию последствий нарушения страхового законодательства и др.

Федеральная служба финансово бюджетного надзора полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности ; за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением валютного законодательства и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг , проспектов ценных бумаг эмитентов).

Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы: во-первых, органы общей компетенции — высшие пред-ставительные и исполнительные органы государственной вла-сти ; во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе-тенцией; в-третьих муниципальные органы.

Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо-вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ). Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного само-управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. I ст. П4 Консти-туции РФ).

Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кан-дидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Прези-дента РФ.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива-ют в пределах своей компетенции руководство финансами соответ-ствующих национально-территориальных и административно-тер-риториальных образований.

Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые в зависимости от сте-пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятель-ность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Они распределя-ют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финан-сов определяются специальными нормативными актами;

2) государственные органы специальной компетенции, для кото-рых финансовая деятельность является основной. Эти органы соз-даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.


Счетная палата РФ - постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Министерство фи-нансов РФ возглавляет систему финансовых органов. Министерство финан-сов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кре-дитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулированиев финансовой сфере (вклю-чая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятель-ности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производ-ства, переработки драгоценных металлов и драгоценных кам-ней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транс-портных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про-екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель-ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финан-сов РФ координируетв указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуетс государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объедине-ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес-кие указания и другие документы.

Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управле-ния). Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов - организация на соответствующей террито-рии финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением фи-нансового контроля.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эф-фективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един-ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы , включающуютерриториальные орга-ны по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек-ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. налоговые органы на-ходились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Ми-нистерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов - обеспе-чение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза-тельных платежей, установленных законодательством Россий-ской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Таможенные органы , подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности госу-дарства осуществляют деятель-ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распре-деление денежных средств между подведомственными органи-зациями, контроль за их использованием и др.). На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. вме-сто упраздненного Государственного таможенного комитета РФ создана Федеральная таможенная служба в системе Министер-ства экономического развития и торговли РФ. В систему тамо-женных органов входят также региональные таможенные управ-ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи-зованном подчинении.

Федеральная служба по финансовому мониторингу действует в структуре Министерства финансов РФ на основа-нии Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. В эту службу преобразован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с необходимостью усиления государственного фи-нансового контроля и предотвращения правонарушений в сфе-ре финансов и денежного обращения, в особенности легализа-ции доходов, полученных преступным путем.

Тем же Указом Президента РФ создана Федеральная служба страхового надзора в структуре Министерства финансов РФвместо Департамента страхового надзора. Главное направление деятельности этой службы - организация деятельности страховых компаний и государственный надзор в сфере страхования, которые регулиру-ются Законом РФ «Об организации страхового дела в Россий-ской Федерации».

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной соб-ственностью. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной осо-бенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирова-ния,наделенного властными полномочиями в области органи-зации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление бан-ковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебой-ного функционирования платежной системы и др. В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуще-ствляет эмиссию наличных денег и организует наличное денеж-ное обращение; устанавливает правила осуществления денеж-ных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятель-ностью кредитных организаций, валютное регулирование и ва-лютный контроль и др. Свои функции и полномочия Банк Рос-сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для орга-нов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К органам государственных внебюджетных фондов отно-сятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра-хования РФ, Федерального и территориальных фондов обяза-тельного медицинского страхования. На названные фонды воз-ложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.

Институциональная структура органов управления финансовой системой РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  • -Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • -Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
  • -Центральный банк Российской Федерации;
  • -Счетную палату Российской Федерации;
  • -Федеральную таможенную службу;
  • -Федеральную службу по финансам и рынкам;
  • -Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов .

На муниципальном уровне:

  • -Комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
  • -Управления (департаменты, отделы) финансов;
  • -Аппарат Департамента контроля Минфина России;
  • -Городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
  • -Городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
  • -Городские (районные) налоговые службы;
  • -Счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
  • -Городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Особое место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Бюджет - сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой - реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества .

Цель государственного бюджета - финансовое обеспечение функций государства. Форма функционирования бюджетов - планомерность, то есть предварительное составление планов формирования и использования бюджета и их согласование.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд .

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения, и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг .

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране .

В целом финансовая система представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема финансовой системы

Анализ нормативно-законодательной базы. Высшие органы власти и управления осуществляют общее управление системой финансов. К высшим органам власти относят:

  • 1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) - подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.
  • 2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат:Совета Федерации и Государственной Думы) - утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).
  • 3. Координирующий центр управления финансами, где правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет.
  • 4. Минфин России - центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает единство денежно-кредитной, финансовой и валютной политики в Российской Федерации .

Минфина России отражает следующие функции:

  • -проведение мероприятий по реализации финансовой политики;
  • -организация разработки федерального бюджетного плана;
  • -внесение предложений по формированию финансовой политики;
  • -осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • -разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
  • -участие совместно с Минфином экономического развития и торговли (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны .
  • 5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
  • 6. Система Банка России - важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
  • 7. Счетная палата РФ - позволяет контролировать выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ .

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования .

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Следовательно, бюджетный процесс - важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

  • 10. Общая характеристика субъектов финансового права.
  • 11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
  • 12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
  • 14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
  • 15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
  • 16. Финансовая политика государства.
  • 17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
  • 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
  • 19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
  • 20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
  • 21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
  • 22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
  • 23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
  • 24. Финансовый контроль: понятие и значение.
  • 25. Виды и формы финансового контроля.
  • 26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
  • 28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
  • 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • 30. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • 31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • 32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
  • 33. Стадии бюджетного процесса.
  • 34. Бюджетная классификация.
  • 35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • 36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • 37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
  • 38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
  • 39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
  • 40. Понятие и функции налогов и сборов.
  • 41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
  • 43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
  • 44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
  • 45. Налоговый контроль: понятие, формы.
  • 46. Элементы налогообложения.
  • 47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
  • 48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
  • 49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
  • 50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
  • 51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
  • 53. Порядок разрешения налоговых споров.
  • 54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
  • 55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
  • 56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 57. Государственный внутренний долг.
  • 58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
  • 59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
  • 60. Банковская система рф: структура, значение.
  • 60. Банковская система рф: структура, значение.
  • 61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
  • 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
  • 63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
  • 64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
  • 65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
  • 66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
  • 67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
  • 68. Правовые основы обращения наличных денег.
  • 69. Правовые основы безналичных расчетов.
  • 70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
  • 71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
  • 72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
  • 73. Правовые основы вкладных операций.
  • 74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
  • 75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
  • 76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
  • 77.Правовое регулирование страховой деятельности
  • 78.Правовые основы валютного контроля.
  • 79. Валютное регулирование и контроль
  • 80. Органы и агенты валютного контроля.
  • 81. . Электронные безналичные расчеты
  • 82. Аудит как особый вид финансового контроля.
  • 83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
  • 84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
  • Лицензирование.
  • 85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
  • 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
  • 87. Организация имущественного и личного страхования.
  • 88. Виды обязательного страхования.
  • 89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
  • 90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.
  • 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.

    Финансовые органы общей компетенции

    Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.

    Полномочия Президента РФ в области финансов

    Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

    Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

    Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    Анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    Рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

    Полномочия Федерального собрания РФ в области финансов

    Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.

    Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.

    Правительство Российской Федерации выносит проект федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу РФ.

    После рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете он направляется в Совет Федерации, где происходит одобрение его в целом.

    После одобрения Советом Федерации законопроект подписывается Президентом РФ.

    Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.

    Полномочия Правительства РФ в области финансов

    В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:

    Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

    Представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

    Разрабатывает и реализует налоговую политику;

    Обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

    Принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

    Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

    Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

    Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

    Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

    Финансовые органы специальной компетенции

    Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

    1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты;

    2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

    Министерство финансов РФ

    К основным задачам Министерства финансов РФ относят:

    Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

    Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

    Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

    Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета;

    Составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

    Разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

    Управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

    Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

    Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

    Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

    Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

    Центральный банк РФ

    Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.

    Основными задачами ЦБ РФ являются:

    Регулирование денежного обращения;

    Проведение единой денежно - кредитной политики;

    Защита интересов вкладчиков, банков;

    Надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

    Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

    Банк России выполняет следующие функции:

    1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций;

    6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

    10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    Федеральное казначейство

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.

    Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.

    Главные задачи Федерального казначейства РФ:

    Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;

    Управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;

    Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;

    Контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.

    В обязанности Федерального казначейства РФ входят:

    Краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

    Оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.

    На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.

    Счётная палата РФ

    СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.

    К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:

    Контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    Проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;

    Финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

    Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

    Федеральная служба по налогам и сборам

    Федеральная служба по налогам и сборам РФ входит в систему центральных органов государственного управления РФ, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

    Федеральная служба по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.

    Основными задачами Федеральной службы по налогам и сборам являются:

    Государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии бюджеты;

    Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;

    Осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

    Государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области контроля и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    Осуществление в соответствии с возложенными на него законодательством РФ функциями и в пределах своей компетенции международного сотрудничества по вопросам налогов и сборов.

    Федеральная служба и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, лицевые счета в органах Федерального казначейства, Минфина РФ, а также счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по налогам и сборам России и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, целевого бюджетного Федерального фонда Федеральной службы по налогам и сборам, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами.