Изучение структуры комиссионной судебно экономической экспертизы. Вопросы для судебной финансово-экономической экспертизы

Объекты судебно-экономической экспертизы проверяются в ходе юридической экспертизы, являющейся необходимой в том случае, если в процессе судебного разбирательства появляются вопросы, связанные с бухгалтерским учетом. Судебно-экономическая экспертиза, как таковая, занимается исследованием финансово-хозяйственной деятельности различных предприятий, ставших объектом расследования органов правоохраны. В нее входят такие узкоспециальные аспекты, как налоговый или бухгалтерский учет.

Почему предприятия попадают под пристальное внимание правоохранительных органов? Вследствие такой своей работы, когда происходит убыток или недостача финансов, имеет место расхищение собственности компании или бесхозяйственность, влекущая негативные последствия для работы предприятия и его сотрудников. Тогда и предоставляется возможность проверить объекты судебно — экономической экспертизы, в которые входят различные документы, воспроизводящие деятельность фирмы и с помощью которых можно определить нарушение.

К таким документам относятся:

  1. различные гражданско-правовые договоры;
  2. учетные документы бухгалтерской направленности;
  3. различные регистры учета, как то журналы, ведомости, учетные карточки;
  4. инвентаризационные материалы: опись товаров, протоколы решения комиссий по инвентаризации, заявления сотрудников, несущих материальную ответственность;
  5. документы, имеющие отношение к бухгалтерскому учету: отчеты кассиров и материально-ответственных работников;
  6. документы, подтверждающие налоговую отчетность;
  7. прочие заключения, касающиеся объектов судебно-экономической экспертизы, показания свидетелей, протоколы проверки, материалы судебного дела.

Объекты судебно-экономической экспертизы могут быть определены, исходя из потребностей судопроизводства, когда необходимо применение специальных познаний в сфере экономической практики или же теории, если это поможет суду в будущем установить истину. В результате в ходе судебного разбирательства должны быть выяснены и, главное, доказаны факты предпринимательской деятельности, послужившие возникновению состава преступления и определение их последствий для экономического развития предприятия.

Необходимо отметить, что объекты судебно-экономической экспертизы могут рассматриваться в гражданском и уголовном судебном процессе. Поэтому, если речь идет об арбитраже, в объекты рассмотрения судебно-экономической экспертизы входят и обстоятельства дела и обязанности сторон, которые определяются законом или заключенным договором. Дело в том, что если экономика регулируется гражданско-административным правом, то неправдивые данные в документах юридического значения фактически являются несоответствием действительной работе предприятия.

В них входят:

  1. несоответствие фактического использования прибыли предприятия и указанного в отчетной документации и контрактах гражданско-правовой направленности;
  2. несоответствие фактических хозяйственных операций и документальных данных;
  3. несоответствие результатов коммерческой деятельности сведениям, указанным в отчетных бухгалтерских документах.

Поэтому для определения нанесенного материального ущерба и проводится анализ объектов судебно — экономической экспертизы, который предполагает квалифицировать данный ущерб как такой, который стал следствием нарушений закона в экономической деятельности предприятия.

Теперь, что касается криминального судебного процесса. Закон уголовно-процессуального характера занимается установлением обстоятельств, которые можно охарактеризовать как преступление, имеющее определенные мотивы и требуют доказательства вины, характера и величины ущерба, нанесенного правонарушением. Исходя из этого, к объектам судебно — экономической экспертизы уголовного дела можно отнести:

  • нецелевое использование коммерческого дохода наряду с наличием ложной информации в отчетных документах бухгалтерского характера;
  • отклонение от уплаты обязательных выплат и государственных налогов наряду с нецелевым применением коммерческих прибылей предприятия и наличием неправдивой информации либо полным ее отсутствием в документах распорядительного плана и декларациях.

В сфере гражданского права законодательство четко регламентирует обязательную уплату налогов, правила ведения бухгалтерского учета, его контроля и составлением отчетных документов. В состав преступления входит документация изначально неправдивой информации, которая имеет юридическое значение, поскольку подобные документы дают право судебной защиты законных интересов и прав имущественного характера. К составу преступления относят также:

  • присутствие вины;
  • наличие убытка;
  • характер ущерба;
  • способы его нанесения;
  • присвоение или нецелевое использование доходов.

В связи со всем вышесказанным, можно сделать вывод, что проверка объектов судебно-экономической экспертизы является конечным результатом в изучении документов, которые могут содержать или явно содержат следы экономического преступления. Именно поэтому проведением изучения объектов судебно-экономической экспертизы занимаются организации или отдельные уполномоченные личности, имеющие квалификацию в делах подобного плана. Изучение объектов судебно-экономической экспертизы является чрезвычайно сложным и трудоемким процессом, который требует наличия специальных знаний в сфере экономики и права, финансовой деятельности и бухгалтерского учета.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Проведение экономической экспертизы подразумевает исследование финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе финансовых операций и показателей, а также процесса их формирования и отражения в учете. Исследования в рамках производства данного вида экономической экспертизы могут затрагивать финансовую, кредитную, налоговую и другие области деятельности.

Несудебная и судебная экономическая экспертиза.

Несудебная экономическая экспертиза - осуществляется в непроцессуальной форме. Она может проводиться по запросу адвоката (защитника), заявлению физических и юридических лиц. Итоговый документ оформляется как акт несудебной экспертизы (акт экспертного исследования). Дальнейшее использование ее результатов может быть в разных формах: экспертиза предъявляется второй стороне для возможного заключения мирового соглашения - тогда до суда дело не доходит, а может по ходатайству стороны и решению суда приобщаться в качестве иных документов. Кроме того, может составляться письменная консультация по так называемым справочным вопросам, для ответа на которые не требуется проведение экспертного исследования, но которые относятся к области специальных знаний бухгалтера или экономиста.

Судебная экономическая экспертиза - носит процессуальный характер и проводится в рамках уголовного, гражданского, арбитражного дела. При этом ее субъект, то есть эксперт-экономист, специально назначенный органами суда или следствия, опирается на теоретическую базу, основу которой составляет комплекс экономических и юридических знаний, трансформированный и интегрированный для нужд правосудия. Итоговый документ - заключение эксперта - является самостоятельным видом судебного доказательства.

В зависимости от направления исследования и решаемых вопросов экономические экспертизы принято подразделять на бухгалтерские и финансово-экономические .

Бухгалтерская экспертиза - исследует правильность отражения в учете хозяйственных операций. Характерными для нее являются вопросы:

  • в соответствии ли с правилами ведения бухгалтерского учета отражена та или иная хозяйственная операция;
  • нашла ли отражение хозяйственная операция в бухгалтерской отчетности предприятия.

В рамках производства бухгалтерской экспертизы могут выявляться факты (признаки) искажения учетных данных специфическими для бухгалтерского учета приемами, проводится диагностика обнаруженных искажений, определяется степень их влияния на показатели хозяйственной деятельности. Если на исследование представлены так называемые черновые записи, то устанавливается их тождество или различие с официальным бухгалтерским учетом. В ряде случаев может быть реконструирована (воссоздана) отсутствующая либо искаженная экономическая информация на основе более поздних или предыдущих записей, а также в силу существующих закономерных связей различных учетных и отчетных документов. Кроме того, в ходе экспертного исследования обращается внимание на нарушение хозяйствующим субъектом правил ведения бухгалтерского учета и отчетности, которые способствовали совершению злоупотреблений и вуалированию их последствий.

Главной целью исследований, проводимых в рамках бухгалтерской экспертизы, становится установление наличия (отсутствия) фактов искажений экономически значимой информации на любой стадии процесса бухгалтерского учета, механизма их образования, места, времени, качественной и количественной характеристик, степени влияния на финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта.

Финансово-экономическая экспертиза - изучает документально зафиксированные сведения о финансовых операциях и финансовых показателях деятельности хозяйствующего субъекта, а также информация, характеризующая образование, распределение и использование предприятием (организацией, частным предпринимателем) доходов, денежных средств (фондов), негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению преступлений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины.

Необходимость в проведении финансово-кредитной экспертизы возникает в тех случаях, когда требуется установить факты отклонений, нарушений в сфере финансирования и кредитования, например при расследовании дел о хищении имущества, в том числе денежных средств. На основе исследования финансово-кредитных операций, отраженных в документах по учету и расходу, эксперт может установить обоснованность формирования денежных фондов, выявить признаки нарушений порядка их расходования. Также в рамках экспертизы определяются такие показатели, как кредитоспособность заемщика, полнота и своевременность возврата заемных средств. Нередко решаются вопросы по установлению направления расходования выделенных целевых средств.

Экспертизы, связанные с определением налогооблагаемой базы, исчислением и уплатой налогов и других обязательных взносов и платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, как правило, проводятся по уголовным делам. В ходе исследования устанавливаются искажения в бухгалтерском и налоговом учете и выявляется их влияние на величину налогооблагаемой базы. При необходимости эксперт отвечает на вопрос о соответствии формирования налогооблагаемой базы и суммы налоговых отчислений нормам действующего законодательства.

В рамках финансово-экономической экспертизы выполняются расчеты- долевого участия учредителей (акционеров) в имуществе хозяйствующего субъекта, суммы денежных средств, причитающейся участнику общества при выходе из его состава, дивидендов акционерам по итогам финансового года; проводится исследование показателей, характеризующих формирование размера (величины) оплаты труда.

Экспертиза финансового состояния хозяйствующего субъекта - может осуществляться как при расследовании преступлений, связанных с лжепредпринимательством, злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности, так и при решении вопроса о признании организации банкротом.

В рамках данной экспертизы возможно решение самых разнообразных вопросов. Так, эксперт проводит исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности, дает характеристику динамики финансового состояния предприятия, выявляет и анализирует, если позволяют представленные документы, факторы, вызвавшие ее изменение. И, конечно же, необходимой составляющей такого исследования является изучение признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта, определение экономической обоснованности финансовых показателей организации в случае искажения данных о доходах и расходах.

При производстве экономических экспертиз не подлежит разрешению:

По общим правилам эксперт не может решать правовые вопросы, вопросы, связанные с оценкой действий других лиц, или вопросы о квалификации преступления, поскольку это относится к прерогативе органов суда и следствия. В нашем случае это формулировки вроде следующих: имело ли место хищение товарно-материальных ценностей на складе; имел ли право руководитель организации продавать имущество по цене ниже его балансовой стоимости; достаточно ли полно и правильно проведена ревизия; обоснованны ли выводы о причиненном ущербе и т.п.

  • Вопросы о соблюдении правил бухгалтерского (финансового, налогового) учета, которые приведены выше, имеют двойственный характер. Они формулируются как правовые, при ответе на них эксперт обращает внимание на выполнение предписаний действующего законодательства. Однако в данном случае решается вопрос не о наличии вины ответственного лица, а о соответствии или несоответствии какого-либо действия указанным правилам.
  • Полное восстановление бухгалтерского или налогового учета не относится к сфере деятельности эксперта-экономиста. Он может дать свое заключение по отдельным элементам финансово-хозяйственной деятельности, которые являются предметом следственного или судебного разбирательства.

Таким образом, в соответствии с предметом судебно-экономической экспертизы к ее объектам по уголовным делам относятся документы, имеющие юридическое значение для судебной защиты имущественных прав и не соответствующие фактическим обстоятельствам предпринимательской деятельности в связи с безвозмездным изъятием доходов у субъекта предпринимательской деятельности как потерпевшей от преступления стороны.

Поскольку в гражданском процессе доказательствами являются достоверные документы, представляется, что и к объектам судебно-экономической экспертизы по гражданским делам относятся также указанные достоверные документы.

Следуя логике предмета экспертного исследования по гражданским делам, можно утверждать, что к объектам экспертизы наряду с балансом организации относятся только те первичные документы, которыми подтверждаются убытки, причиненные стороне-истцу в связи с невыполнением договорных обязательств стороной-ответчиком.

Как показывает практика производства экспертиз, весьма важное значение наряду с объектами экспертизы имеют иные материалы дела , содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы. Изучение иных материалов дела позволяет эксперту укрепиться в выводах из исследования своих собственных объектов, лучше вникнуть в фабулу дела, тем самым предупредить возможные ошибки при исследовании объектов. Часто “своих” объектов бывает недостаточно для дачи заключения. В этом случае эксперт исследует относящиеся к предмету экспертизы исходные данные, содержащиеся в других материалах дела.

Иные материалы дела, содержащие исходные данные, относящиеся к предмету судебно-экономической экспертизы, включают в себя протоколы допросов с показаниями обвиняемых, свидетелей, потерпевших.

Протоколы допросов содержат сведения о фактах предпринимательской деятельности, которые не содержатся в объектах исследования по данному уголовному делу. К ним, например, относятся сведения о фактах продажи (реализации) товаров (продукции, работ, услуг), расчетов исследуемой организации с поставщиками или другими сторонними организациями, фактах натурального продуктообмена (товарообменных операций), принятых в организации формах бухгалтерского учета и порядке документооборота, соответствии сведений кассового и других участков учета исследуемой организации первичным документам, соответствии начисленной амортизации стоимости основных производственных фондов, срокам их окупаемости и нормам амортизации и другие.

Эксперт не дублирует показания, а отбирает из показаний относящиеся к предмету экспертизы исходные данные, исследует их и делает выводы относительно предмета экспертизы. Так, весьма важно отбирать из показаний свидетелей только сведения о фактах хозяйственных операций и абстрагироваться от определений характера гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательской деятельности. В противном случае можно сделать неверный вывод о причиненном ущербе.

Например, в одном уголовном деле исходные данные для дачи заключения о сумме причиненного государству ущерба содержались только в протоколах допросов свидетелей. При этом свидетелями употребляются термины, включая разные письменные формы договоров гражданско-правового характера, для показаний по поводу одной и той же сделки, в том числе “маркетинговые услуги”, “посреднические операции”, “взыскание дебиторской задолженности” и другие. Только абстрагирование от гражданско-правовых характеристик позволило эксперту сделать вывод о том, что коммерческой организацией оказывались специфические услуги по принуждению к погашению кредиторской задолженности в пользу поставщика со стороны потребителей за отпущенную электроэнергию. Доходы от оказания этих услуг составили разницу между стоимостью отпущенных в счет оплаты электроэнергии товаров народного потребления и стоимостью этих товаров, переданных коммерческой организацией кредитору – поставщику электроэнергии.

В целом возможны следует обозначить правила, которыми должны пользоваться судебные эксперты для работы с показаниями свидетелей:

  • выделение из протоколов допросов сведений о фактах товародвижения и встречного движения денег;
  • обязательное абстрагирование (непринятие во внимание) от гражданско-правовой формы взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности;
  • четкое определение конкретного предмета продаж для данного субъекта предпринимательской деятельности (конкретный вид продукции, товара, работы или услуги);
  • определение доходов от продаж данного предмета продаж согласно имеющимся сведениям и в соответствии с объективным балансом взаимоотношений между продавцами и покупателями;
  • непринятие во внимание частного мнения свидетеля по поводу сведений о фактах взамен самих фактов товародвижения и движения денег.

Выводы эксперта из исследования показаний свидетелей могут быть истинными при условии признания следователем или судом правильными представленных эксперту исходных данных.

Объекты исследования и иные материалы дела, исследуемые экспертом-экономистом, включают в себя копии, ксерокопии, вторые и третьи экземпляры документов, имеющие значение для дела и приобщенные к делу в качестве доказательств. Эти документы исследуются при условии проверки их доказательственной силы средствами судебно-экономической экспертизы или другими следственными действиями.

Так, Российское гражданское процессуальное право не содержит ограничений в использовании производных доказательств. Однако закон подчеркивает, что письменные доказательства, как правило, представляются в подлиннике. Если представлена копия документа, суд вправе в случае необходимости потребовать представление подлинника.

При уничтожении подлинных первоначальных доказательств установление истины на основании производных выступает как необходимость. Закон обязывает стремиться к получению первоначальных доказательств в случае сомнений в правильности производных; при исследовании доказательств необходимо проведение проверки условий формирования производных доказательств и обстоятельств, влияющих на их достоверность.

Судья (суд) не может отказать в приобщении к делу доказательств по причине того, что они не являются первоисточниками. Достоверность как первоначальных, так и производных доказательств оценивается судом в результате сопоставления тех и других со всеми материалами дела.

1.3. Производство судебно-экономических экспертиз

Порядок назначения судебно-экономической экспертизы

Основаниями производства судебно-экономической экспертизы являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.

Экспертиза в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев судебно-экономическая экспертиза назначается именно следователем. На следователя в соответствии со ст. 69 УПК возлагается обязанность собирания доказательств, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.

Согласно ст. 69 УПК заключение эксперта является доказательством, а экспертиза - процессуальным действием по его получению. Имеющиеся в деле акты, справки, заключения о результатах ведомственного исследования какого-либо обстоятельства, именуемые экспертизой (например, о недостаче ТМЦ и т.п.), хотя бы и полученные по запросу органов следствия или суда, но не отвечающие требованиям правил проведения судебно-экономической экспертизы, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

Следователь может назначить экспертизу, если при производстве предварительного расследования необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле и если возникает необходимость в более компетентном анализе и истолковании собранных фактических данных, характеристике хода определенных процессов, связанных с делами, по которым предварительно уже проведена ревизия (ст.78 УПК).

Наиболее существенными основаниями для назначения судебном. бухгалтерской экспертизы являются:

  • необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных познаний эксперта-экономиста;
  • недоброкачественное проведение ревизии, выразившееся в наличии противоречий между актом ревизии и другими материалами дела, противоречий в выводах ревизоров при проведении первоначальной, повторной или дополнительной ревизий;
  • обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-экономической экспертизы;
  • заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения судебно-экономической экспертизы.

Назначение судебно-экономической экспертизы в соответствии со ст. 79 УПК не является обязательным и отнесено на усмотрение следователя. Кроме того, следователь вправе приостановить или прекратить проведение экспертизы по своей инициативе или на основании заявлений участников процесса (в том числе и эксперта) на любой стадии ее производства. Эти функции могут выполнить также руководители следственных подразделений и прокуроры, осуществляющие надзор за следствием.

После принятия решения о проведении экспертизы следователь оценивает с точки зрения достаточности и полноты материалы дела и собирает для экспертизы дополнительные данные, без которых ее проведение невозможно. Собранный материал анализируется следователем и только после этого выносится постановление о назначении судебно-экономической экспертизы, в котором перечисляются вопросы, подлежащие разрешению экспертом. Следователь, суд не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов, не входящих в его компетенцию (например, имело ли место хищение, недостача, кто виновен в растрате и т.п.). Материалы, необходимые эксперту-экономисту по каждому конкретному делу, устанавливает следователь. Однако представление дополнительных материалов может осуществляться и после назначения экспертизы, если об этом ходатайствует эксперт.

Признав собранные для производства экспертизы материалы достаточными, следователь назначает экспертизу.

Процессуальным актом, реализующим это решение, является постановление следователя о назначении экспертизы. Следователь, суд не вправе заменять постановление, определение о назначении экспертизы другими документами, не предусмотренными законом (сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и т.п.).

Постановление по своему содержанию состоит из вводно-описательной и резолютивной части.

Первая из них должна содержать следующие обязательные реквизиты: время и место составления постановления; классный чин или воинское звание следователя, его фамилию; наименование следственного органа; при назначении судебно-экономической экспертизы судом в определении указываются наименование суда, фамилии судьи и заседателей; № дела; указывается место и дата составления постановления.

В резолютивной части объявляется решение следователя о назначении экспертизы, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, излагаются вопросы, поставленные перед экспертом к разрешению в ходе исследования, и описываются предоставляемые в распоряжение эксперта материалы. В перечне материалов указываются: объекты исследования; образцы для сравнения; следственные материалы, знание которых необходимо эксперту. Указывается также местонахождение документов и объектов.

Способы производства экспертизы определяются, как правило, экспертом. Однако следователь правомочен исходя из обстоятельств дела указать в постановлении на необходимость определенного способа исследования (например, встречной проверки документов).

Предварительное следствие должно быть закончено в соответствии со ст. 133 УПК не позднее чем в двухмесячный срок. Поэтому если объем экспертной работы велик, то для ускорения проведения экспертизы по инициативе следователя или руководителя экспертного учреждения к экспертизе привлекаются несколько экспертов одной специальности.

Назначение судебной экспертизы судом - сложный процесс, который является результатом реализации как инициативы участвующих в деле лиц, так и правомочий суда.

При назначении экспертизы судом складывается комплекс процессуальных отношений: между судом и каждым из участвующих в деле лиц; между судом и экспертом. Эти отношения различаются по основаниям возникновения, содержанию, процессуальному значению. Отношения между судом и каждым из участвующих в деле лиц возникают по поводу ходатайства о назначении экспертизы, о назначении конкретного эксперта, об отводе эксперта, о формировании круга вопросов.

Указанные процессуальные отношения опосредуются в ходатайствах заинтересованных лиц и определениях суда об их удовлетворении или отклонении и характерны для самого процесса назначения судебной экспертизы; они как бы предваряют назначение.

Результат действий по назначению экспертизы отражается в особом процессуальном акте - определении суда о назначении судебной экспертизы. Именно оно вызывает к жизни систему отношений между судом и экспертом. Поэтому на его структуре следует остановиться подробнее.

В определении суда о назначении экспертизы (как и в постановлении следователя) по уголовным делам должны быть указаны конкретные основания назначения экспертизы, вопросы, которые требуется разрешить, материалы и обстоятельства дела, подлежащие исследованию. В том случае, когда в стадии предварительного следствия по делу проводилась экспертиза, суд вправе поставить перед экспертом вопросы, аналогичные тем, которые он разрешал по заданию следователя, и определить тот же круг материалов для исследования. Но от этого экспертиза по поручению суда не становится повторной. Принцип непосредственности исследования доказательств по делу означает, что суд не связан и не ограничен материалами предварительного следствия. Он самостоятельно назначает и проводит экспертизы, предусмотренные законом, -первичные, дополнительные, повторные - и может допросить эксперта (в соответствии со ст. 289 УПК).

Особенности назначения экспертизы в судебном заседании обусловлены тем, что в формулировании вопросов, определении объема исследуемых обстоятельств принимают участие обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители; по всем поставленным эксперту вопросам заслушивается мнение участников судебного разбирательства, заключение прокурора. Какие вопросы следует поставить на разрешение эксперта, устанавливает в конечном счете суд, включая их в свое определение либо дополняя ими ранее вынесенное.

ГПК в отличие от УПК (ст. 184) не содержит четких правил на этот счет. Тем не менее судебной практикой и доктриной выработаны некоторые общие требования и правила по составлению данного определения. Определение о назначении экспертизы должно содержать все реквизиты, свойственные судебному определению и перечисленные в ст. 224 ГПК.

  • указание на время и место вынесения;
  • наименование суда (его состав и секретарь судебного заседания);
  • наименование лиц, участвующих в деле, и предмета спора (краткая фабула дела);
  • указание на обстоятельства, имеющие значение для дела (факты предмета доказывания или доказательственные факты), для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза;
  • мотивы суда, по которым он пришел к выводу о потребности в экспертизе, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался при назначении экспертизы;
  • наименование частного предмета (вида) экспертизы;
  • формулирование экспертной задачи - вопросы эксперту;
  • определение объекта исследования (или в отношении кого оно проводится);
  • кому поручается производство экспертизы (наименование организации, лаборатории, фамилия, имя, отчество эксперта);
  • наименование материалов дела, передаваемых в распоряжение эксперту (например, протокола судебного заседания, протоколов допроса свидетелей, собственноручные записи испытуемого - перечисляются, какие именно);
  • описание сравнительных материалов (если таковые передаются в распоряжение эксперту);
  • срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза;
  • место проведения экспертизы (в суде или вне суда);
  • предупреждение экспертов об ответственности, согласно действующему законодательству (ст. 307 УК РФ), за дачу заведомо ложного заключения;
  • подпись судьи (судей), вынесшего определение.
  • Как видим, структурно определение включает три части:
  • подготовительную или вводную (место, время вынесения, состав суда, по какому делу, по ходатайству какой стороны, если таковое имело место);
  • описательную (краткая фабула дела - с выделением юридических обстоятельств, доказывание которых требует проведения экспертизы, а также поводов и оснований экспертизы);
  • постановляющую (объект и предмет исследования” вопросы эксперту, кому поручается, перечень передаваемых материалов).

Описательная часть должна быть сформулирована таким образом, чтобы из нее было ясно, почему возникла потребность в данной экспертизе, для установления судом какого юридически значимого обстоятельства могут быть пригодны ее результаты, какова специальная цель данного исследования.

Учитывая необходимость усиления процессуальных гарантий прав сторон при назначении экспертизы, постановляющую часть следует дополнить указанием на ознакомление сторон с определением о назначении экспертизы.

В определении о назначении экспертизы не указываются порядок и сроки обжалования, поскольку закон не предусматривает такой возможности. Заинтересованное лицо, не согласное с определением о назначении экспертизы (например, с кругом заданных эксперту вопросов или с самим фактом назначения экспертизы), не может обжаловать такое определение отдельно от обжалования судебного решения.

Если вышестоящий суд признает назначение экспертизы незаконным или необоснованным и отменит определение о назначении экспертизы, то, соответственно, “аннулируются” все юридические последствия такого определения. Например, если суд уже успел получить заключение эксперта (в случае, когда обжалование определения происходит без приостановления производства экспертизы), то отмена вышестоящим судом определения о назначении экспертизы делает невозможным использование судом первой инстанции заключения эксперта в качестве доказательства.

Так, назначая экспертизу в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, нужно обращать внимание на сроки, установленные ст. 99 ГПК (подготовка дела совершается в пределах семидневного срока). Если производство экспертизы требует большего времени, то по мотивированному определению судьи общий срок подготовки дела может быть продлен до 20 дней; однако данное полномочие судьи предусмотрено законом для исключительных случаев (ч. 1 ст. 99 ГПК).

Поскольку судебная экспертиза чаще всего проводится вне суда (т.е. не в зале судебного заседания), то при ее назначении в стадии судебного разбирательства возникает необходимость предоставить эксперту время на специальное исследование. Поэтому в ГПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу в случае назначения экспертизы (п. 5 ст. 215 ГПК). Определение о приостановлении производства выносится судом по ходатайству заинтересованных лиц либо по своей инициативе.

На необходимость комиссионной или комплексной экспертизы указывается в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Руководитель экспертного учреждения вправе дать указание о проведении комиссионной или комплексной экспертизы по своей инициативе или по инициативе эксперта. Эксперт, производящий экспертизу вне экспертного учреждения, придя к выводу о необходимости комиссионной или комплексной экспертизы, ставит об этом вопрос перед следователем (судом) в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

Производство экспертизы в судебно-экспертном учреждении

Постановлением Правительства РФ от б октября 1994 г № 1133 “О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации” ВНИИСЭ Министерства юстиции РФ преобразован в Российский федеральный центр судебной экспертизы, а центральные научно-исследовательские лаборатории и научно-исследовательские лаборатории судебной экспертизы - соответственно в центральные лаборатории и лаборатории судебной экспертизы Минюста России. Российский федеральный центр судебных экспертиз осуществляет методологическое руководство судебными экспертизами, на местах эту работу ведут лаборатории судебных экспертиз, организационно подчиненные городским (областным) отделам юстиции Министерства юстиции РФ. В Федеральном центре в соответствии с профилем научно-исследовательской работы организованы научно-исследовательские лаборатории, в том числе и лаборатория судебно-экономических экспертиз. Производство судебно-экономических экспертиз в учреждениях системы Минюста России осуществляется на основании утвержденной 9 июня 1987 г. “Инструкции о производстве судебных экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР”.

Руководитель экспертного учреждения, получив постановление следователя об экспертизе, обязан поручить ее производство одному или нескольким экспертам. Согласно ст. 78 УПК вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний последнего. Кроме того, руководитель экспертного учреждения проверяет соответствие задания требованиям закона и оформляет проведение экспертизы в виде задания (Приложение 3).

Задание составляется в двух экземплярах и выдается под расписку эксперту-экономисту. Первый экземпляр задания передается органу, назначившему экспертизу. На обороте этого экземпляра эксперт-экономист дает подписку о предупреждении об ответственности за отказ от дачи заключения, за дачу заведомо ложного заключения и о неразглашении данных предварительного следствия или дознания без разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Второй экземпляр задания остается в учреждении судебной экспертизы.

На основании поручения следователя руководитель экспертного учреждения разъясняет экспертам права и обязанности, они предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии со ст. 189 УПК, если экспертиза производится вне экспертного учреждения, следователь после вынесения постановления о назначении экспертизы вызывает к себе лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему, а также проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта.

Следователь вручает эксперту постановление о назначении экспертизы, разъясняет эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 82 УПК и предупреждает его об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий следователь делает отметку в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта.

При отсутствии ходатайств либо после разрешения их и установленном порядке эксперту предоставляются необходимые материалы дела, и он приступает к исследованию. Объем предоставляемых эксперту материалов, направление расследования определяется следователем. Он может по своей инициативе предоставить эксперту дополнительные материалы, поставить перед экспертом новые дополнительные вопросы и исключить ранее поставленные.

При этом рекомендуется избегать ознакомления экспертов с материалами, как негативно характеризующими личность обвиняемых, так и прочими обстоятельствами, не имеющими непосредственного отношения к предмету экспертизы. Эксперту также не следует высказывать предположений, которые могут не подтвердиться в процессе исследования, но влияют на принимаемые решения следователя до получения им заключения экспертизы.

Эксперт может работать с материалами дела в помещении, предоставленном ему следователем. При производстве экспертизы в экспертном учреждении эксперт работает с документами на своем рабочем месте. С разрешения следователя допускается часть исследований производить в организациях, имеющих отношение к изучаемым обстоятельствам.

Руководитель экспертного учреждения в течение пяти суток должен сообщить о нарушениях в оформлении представленных на экспертизу материалов назначившему ее органу. Если этим органом не принимаются необходимые меры для устранения недостатков, руководитель экспертного учреждения имеет право вернуть материалы без исполнения вместе с сообщением о невозможности дачи заключения.

Согласно действующей Инструкции сроки производства экспертиз устанавливаются руководителем экспертного учреждения (структурного подразделения) в пределах 20 дней после предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное ознакомление должно продолжаться не более пяти дней. Если экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность лицо (орган), назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.

Руководитель экспертного учреждения обязан контролировать качество и сроки проведения экспертизы. По завершении экспертизы руководитель экспертного учреждения проверяет обоснованность выводов, полноту исследования, правильность оформления заключения и направляет материалы в назначивший экспертизу орган. Заключение экспертизы представляется следователю в отпечатанном виде и оговоренном заранее количестве экземпляров. В соответствии со ст. 193 УПК следователь, получив заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дать заключение), обязан предъявить его для ознакомления обвиняемому, который вправе дать свои объяснения и заявить возражения по существу заключения, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы.

Важнейшими статьями, регулирующими назначение и проведение дополнительной или повторной экспертизы являются: ст. 68 АПК, ст. 81, 194 и 290 УПК, ст. 77 и 181 ГПК, ст. 95 НК.

Несогласие с заключением эксперта-экономиста лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда должно быть мотивировано и отражено в решении или постановлении.

Назначение дополнительной или повторной экспертизы при несогласии участников процесса с выводами эксперта-экономиста не является обязательным. При их назначении следует учитывать наличие в деле иных доказательств, а также практическую возможность проведения вторичной экспертизы,

Постановление о назначении дополнительной или повторной экспертизы должно содержать, кроме данных, предусмотренных для первичных экспертиз, также изложение конкретных оснований, по которым она оказалась необходимой. К важнейшим из них можно отнести: кто и по каким вопросам ранее производил экспертизу и к каким выводам пришел; какие дополнительные вопросы необходимо поставить на разрешение экспертом; какие обстоятельства остались невыясненными, требуют разъяснения или проверки.

Назначение дополнительной или повторной судебно-экономической экспертизы оформляется соответствующим определением (постановлением), схожим по своей структуре с определением о назначении первичной экспертизы, которое выносится в совещательной комнате.

Главная особенность постановлений о назначении дополнительной и повторной экспертиз в том, что в них подробно излагаются причины, обусловившие необходимость назначения и проведения последних. Подробно указывается, в чем неясность или неполнота заключения первичной экспертизы, в результате каких обстоятельств возникли дополнительные вопросы, поставленные на рассмотрение эксперту, и появились сомнения в правильности предыдущего заключения эксперта.

К постановлению о назначении дополнительной или повторной экспертизы приобщаются заключения первичных экспертиз со всеми приложениями к ним. Постановление о назначении дополнительной или повторной экспертизы оглашается обвиняемому, при этом поясняются его права.

Если по вновь открывшимся обстоятельствам дела возникает необходимость в изучении новых материалов и объектов или меняются исходные данные исследования, то вместо дополнительной или повторной экспертиз может назначаться новая экспертиза. Допускается поручение ее проведения тому же эксперту-экономисту.

Результаты нового экспертного исследования оцениваются во взаимозависимости с результатами предыдущих. Например, следователь может согласиться с выводами новой (повторной или дополнительной) экспертизы, а суд установить их неосновательность и использует при вынесении приговора первоначальное заключение по рассматриваемому вопросу. То есть следователь и суд оценивают эти заключения по существу.

Дополнительная экспертиза проводится в случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта. Ее проведение поручается тому же или другому эксперту Недостаточно полным признается заключение, базирующееся на изучении не всех представленных эксперту документов или не содержащее исчерпывающих ответов эксперта на поставленные вопросы.

В определении (постановлении) оговаривается, какие объекты дополнительно направляются на экспертное исследование, помимо материалов, бывших предметом первой экспертизы.

Следователь, суд и арбитраж назначают дополнительную судебно-экономическую экспертизу, главным образом когда:

  • возникают новые обстоятельства (например, появление новых документов и показаний, не являвшихся объектами исследования экспертизы) в расследуемом деле, которые невозможно решить без дополнительной экспертизы;
  • в процессе разбирательства возникли новые вопросы, имеющие существенное значение для данного дела;
  • необходимо удовлетворить мотивированное требование обвиняемого или истца о назначении дополнительной экспертизы;
  • первичное заключение оказалось недостаточно полным.

При несогласии с заключением эксперта следователь или суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может назначить повторную экспертизу . Вопрос о повторной экспертизе может быть поставлен теми же лицами, что и о дополнительной экспертизе, - следователем, судом, обвиняемым и другими участниками процесса.

Особенностями повторной судебно-экономической экспертизы является то, что в постановлении о назначении повторной экспертизы указывается, что она обязательно поручается другому эксперту или другой группе экспертов.

При производстве повторной экспертизы наряду с вопросами, которые были предметом первичной экспертизы, целесообразно поставить вопросы о правильности (научной обоснованности и применимости в данном случае) того или иного метода исследования; о возможности получить с помощью примененных при первоначальной экспертизе методов и средств те данные, которые зафиксированы в заключении.

К основным причинам назначения повторных судебно-экономических экспертиз относятся следующие:

  • нарушение процессуальных правил проведения экспертизы;
  • нарушение прав обвиняемых при назначении и проведении экспертизы;
  • выявленная некомпетентность эксперта в данном вопросе и необоснованность его заключения;
  • наличие противоречий в заключениях нескольких экспертов, проводивших исследования по одному делу, урегулировать которые в процессе проведенного расследования не удалось;
  • возможная заинтересованность эксперта в исходе дела;
  • несоответствие и противоречие исходных данных и выводов по ним;
  • установление новых данных, которые могут повлиять на выводы эксперта.

Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем судебно-экспертного учреждения. Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких судебно-экспертных учреждений. Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (комплексной экспертизы) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за них ответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

Заявления обвиняемого по выводам экспертизы должны быть обязательно проверены путем допроса эксперта в порядке разъяснения и (или) дополнения данного им заключения, выполнения иных следственных действий, анализа и оценки достоверности проведенного экспертного исследования. Решение по результатам ознакомления обвиняемого с заключением эксперта принимает следователь.

Согласно ст. 192 УПК следователь вправе допросить эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения, а эксперт вправе изложить свои ответы в письменной форме.

По прочтении эксперт своей подписью удостоверяет (на каждой странице) правильность записи всех ответов, а в конце протокола собственноручно указывает способ изучения протокола (“прочитан лично”, “оглашен следователем”) и фиксирует правильность сделанных в нем записей. Протокол подписывается и следователем.

При производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Руководитель судебно-экспертного учреждения после получения постановления или определения о назначении экспертизы выполняет предусмотренные законом процессуальные функции по организации производства судебной экспертизы и по обеспечению участия судебного эксперта на стадии дознания, предварительного следствия, в судебном заседании.

Руководитель судебно-экспертного учреждения обязан:

  • по получении постановления или определения о назначении экспертизы поручить ее производство конкретному лицу или комиссии специалистов из числа сотрудников учреждения, обладающих специальными познаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные перед экспертом (экспертами) вопросы;
  • разъяснить эксперту или каждому члену экспертной комиссии обязанности и права судебного эксперта;
  • предупредить эксперта (экспертов) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем отбирает у него (у них) подписку, которая вместе с заключением эксперта направляется следователю;
  • определить срок производства экспертизы в порядке, установленном процессуальным законодательством и подзаконными нормативными актами, и контролировать его соблюдение;
  • по окончании экспертного исследования направить заключение эксперта, объекты исследования и материалы дела органу или лицу, назначившему экспертизу.
  • перед направлением заключения эксперта органу или лицу, назначившему экспертизу, проверить полноту ответов на поставленные вопросы, правильность оформления заключения, сохранность объектов исследования и материалов дела.

Руководитель судебно-экспертного учреждения обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

  • наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
  • соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
  • сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель судебно-экспертного учреждения вправе:

  • возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы и представленные для ее производства объекты и материалы дела, если в данном учреждении отсутствуют соответствующие специалисты или необходимая материально-техническая база либо специальные условия для производства исследований;
  • ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные познания необходимы для дачи заключения; включаемые в комиссию недостающие специалисты персонально указываются в постановлении или определении о назначении экспертизы;
  • направлять копию постановления или определения о назначении экспертизы руководителям всех учреждений (подразделений), силами и средствами которых обеспечивается производство экспертных исследований, необходимых для разрешения поставленных вопросов. Организация такого рода экспертиз осуществляется руководителями ряда экспертных учреждений по согласованию между собой.

Руководитель судебно-экспертного учреждения не вправе:

  • истребовать без постановления или определения органа или лица, назначившего экспертизу, объекты или материалы дела, необходимые для производства экспертизы;
  • самостоятельно привлекать к производству экспертизы лиц, не работающих в данном учреждении;
  • давать эксперту указания, предрешающие ход исследования и содержание выводов по экспертизе.

Руководитель судебно-экспертного учреждения вправе требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

  • компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;
  • транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;
  • хранением объектов исследований в судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили о специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

Порядок назначения и проведения бухгалтерской экспертизы налоговыми органами регламентируется ст. 95 НК. Основные отличия организации ее проведения от организации проведения экспертизы по требованию следствия, суда и прокуратуры заключаются в следующем:

  • эксперты привлекаются для участия только в выездных налоговых проверках;
  • результаты экспертизы (или сообщение о невозможности дать заключение) прилагаются к актам выездных налоговых проверок;
  • на экспертное рассмотрение ставятся узкие, сугубо специальные вопросы бухгалтерского учета, так как должностные лица налоговых органов в силу своей компетенции должны обладать профессиональными познаниями в области бухгалтерского учета и решать подавляющее число этих вопросов самостоятельно;
  • согласно п. 2 ст. 95 НК привлечение к сотрудничеству эксперта осуществляется на договорной основе путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг между экспертом иди экспертным учреждением и налоговым органом;
  • отказ эксперта от заключения с налоговым органом договора (ввиду принципа свободы его заключения) не может служить основанием для привлечения эксперта к ответственности за отказ в проведении экспертизы;
  • экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку;
  • об ознакомлении эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении ему своих прав составляется протокол.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации в соответствии с п. 8 Положения о ней проводит судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы для решения возложенных на нее задач (выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений и т.д.).

Действующий УПК почти не регламентирует порядок назначения и проведения экспертизы в суде . По смыслу ст.ст. 288 УПК и Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1 “О судебной экспертизе по уголовным делам” речь идет о вызове и участии в судебном заседании того эксперта, который давал заключение на предварительном следствии. Вынесение определения о назначении экспертизы ст. 288 УПК не предусматривает. Часто суд, вызвав эксперта в судебное заседание, ставит ему вопросы, возникшие в судебном разбирательстве дела. Однако в строгом соответствии со ст.ст. 261 и 290 УПК, ст.ст. 74, 223 и 224 ГПК, ст.ст. 45, 66, 140 АПК при необходимости проведения экспертизы по делу суд должен во всех случаях выносить определение о назначении экспертизы.

Экспертиза в судебном заседании состоит из следующих основных этапов:

  • исследование экспертом-бухгалтером доказательств, относящихся к предмету экспертизы;
  • постановка перед экспертом участниками процесса вопросов, входящих в его компетенцию;
  • подготовка экспертом ответов на поставленные перед ним вопросы;
  • составление заключения и согласование его с другими экспертами;
  • оглашение заключения эксперта в судебном заседании;
  • допрос эксперта для дополнения или разъяснения его заключения.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Как известно, своевременное назначение и проведение экспертиз экономической направленности имеет важное значение, т.к. в противном случае возможно не только затягивание сроков расследования, но и утрата самих будущих объектов экспертного исследования. Эффективное использование результатов специальных экономических знаний зависит от правильного выбора соответствующей формы их использования. В этой связи мы находим обоснованным и полностью разделяем мнение А.П. Резвана и Ф.В. Глазырина о том, что "тактически важным является вопрос о моменте назначения экспертизы", который определяется исходя из достаточности материалов, характера и состояния объектов.

Учет тактических условий времени назначения экспертизы способствует экономии сил и средств предварительного исследования. "Решая вопрос о времени назначения экспертизы, не следует забывать, что ее осуществление - не последнее следственное действие, которое проводит следователь. От того, когда назначена экспертиза и получены ее результаты, зависят возможности и тактика проведения других не менее важных следственных действий", - подчеркивают авторы.

Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт.
Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней

Принятие решения о необходимости проведения судебной экономической экспертизы зависит от самого следователя или от инициативы заинтересованных лиц при наличии мотивированного ходатайства. При этом довольно часто следователь для уяснения необходимости назначения экспертизы обращается за консультацией к соответствующим специалистам-экономистам, которые могут, с одной стороны, высказать мнение о нецелесообразности назначения экспертизы на определенном этапе (например, привести доводы о том, что интересующие следствие вопросы в настоящий момент разрешены быть не могут).

С другой стороны, ознакомившись с содержанием ходатайств, а также имеющимися в деле материалами, специалист может сообщить следователю, что их вполне достаточно для разрешения вопросов, указанных в ходатайстве и необходимости в сборе дополнительных материалов нет. Опираясь на мнение специалиста о перспективах проведения экспертизы, а также его оценку качества и количества материалов, которые могут быть предоставлены эксперту, следователь принимает решение о ее назначении.

Следователь также вправе воспользоваться помощью специалиста при разрешении ходатайства заинтересованного лица, заявленного при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы. Здесь следует подчеркнуть, что все рекомендации специалиста при подготовке к назначению судебной экспертизы не имеют обязательного процессуального значения, хотя следователи при принятии решения о назначении экспертизы довольно часто опираются на консультационную помощь специалиста.

При выборе эксперта и экспертного учреждения для производства судебной экономической экспертизы, на наш взгляд, следователю необходимо учитывать как сроки производства предварительного следствия, так и наличие экспертов соответствующих специальностей в экспертных учреждениях, а в некоторых случаях - наличие ходатайства заинтересованных лиц о поручении производства экспертизы конкретному экспертному учреждению или эксперту. Как правило, при выборе эксперта следователь исходит из того, консультировал его этот эксперт до назначения экспертизы ли нет, так как, если тот уже знакомился с материалами дела (пусть в статусе специалиста), он сможет быстрее провести экспертное исследование.

По нашему мнению, целесообразнее поручать проведение экспертизы именно этому человеку еще и потому, что тем самым повышается его ответственность за рекомендации, которые он дает следователям до назначения экспертизы. Зная, что степень вероятности вовлечения его в процесс в статусе эксперта достаточно высока, специалист (особенно, когда речь идет о сотрудниках государственных судебно-экспертных учреждений) возможно, и перестрахуется в части советов следователю по сбору дополнительных материалов для проведения экспертизы, но уж точно не отмахнется от дополнительной нагрузки, а постарается вникнуть в суть дела.

При вынесении постановления о назначении судебной экономической экспертизы следователи зачастую допускают одни и те же ошибки: - неверно формулируют или вовсе не указывают основания назначения экспертизы; - неверно или некорректно ставят вопросы (чаще всего в ситуации отсутствия предварительной консультации со специалистом или экспертом); - не индивидуализируют объекты исследования. Так, на практике нередки случаи, когда следователи ограничиваются в постановлении о назначении экспертизы следующей фразой: "В распоряжение эксперта предоставить материалы уголовного дела N..." В целях полноты экспертного исследования, а также исключения упущений со стороны эксперта, необходимо точно и полно перечислять в постановлении вид и количество предоставляемых для исследования объектов.

Такого рода рекомендации важны также в контексте вопроса об определении пределов компетенции судебного эксперта при исследовании материалов уголовного дела, среди которых есть, к примеру, объяснения отдельных лиц, протоколы их допросов, к которым и сам следователь может относиться критично. Не углубляясь в дискуссию, мы находим правильным вывод Д.П.

Чипуры о том, что эксперт-экономист вправе использовать материалы уголовного дела (включая объяснения и показания заинтересованных лиц, акты проверок и ревизий) только при соблюдении определенных условий: а) если факты, изложенные в этих материалах, приняты органом расследования как доказательства и указаны в постановлении о назначении экспертизы в качестве исходных данных; б) если эти данные относятся к предмету судебно-экономической экспертизы; в) если эти данные эксперт использует на основе своих специальных знаний.

Таким образом, при правильной организации взаимодействия следователя и специалиста (или эксперта) до назначения судебной экономической экспертизы можно решить следующие задачи: - сократить сроки проведения судебных экономических экспертиз; - усилить наступательность деятельности следователя при расследовании дел экономической направленности; - повысить эффективность использования следователем знаний в непроцессуальной форме; - снизить расходы, связанные с проведением судебных экономических экспертиз. Как нам представляется, привлечение экспертов-экономистов к проведению методических занятий со следователями, специализирующимися на расследовании дел экономической направленности, могло бы не только способствовать повышению квалификации следователей, но и оптимизации процесса их взаимодействия с носителями специальных знаний.

Комплект тестов

Дисциплины

Уровень профессионального образования: высшее профессиональное образование первого уровня – магистратура

Направление подготовки (специальность): 40.04.01 Юриспруденция

Профиль «Правовое обеспечение экономической, управленческой и

экспертной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: (заочная)

Тула 2016 г.

Комплект тестов учебной дисциплины «Судебно-экономическая экспертиза» составлены к.ю.н. доцент кафедры судебной экспертизы и таможенного дела Звезда И.И. и обсуждена на заседании кафедры судебной экспертизы и таможенного дела Института права и управления (протокол №1 заседания кафедры от «31» августа 2016 г.)

Разработчик(и) дисциплины (модуля) _______________________

личная подпись(и)

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

5. Эксперт имеет право:

7. Бухгалтерский документ это:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) все указанные органы.

11. Когда проводится повторная документальная ревизия?

а) заключением;

б) постановлением;

в) описью;

*г) актом;

д) сличительной ведомостью.

14. В течение какого времени, после получения постановления следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, должен быть выделен эксперт?

*а) незамедлительно;

б) в течение 1 дня;

в) в течение 5 дней;

г) в течение 1 месяца.

*в) все перечисленные случаи;

а) справку;

б) постановление;

*в) мотивированное сообщение.

21. Допускается ли в заключении эксперта рассматривать вопросы, касающиеся юридической квалификации и субъективной стороны преступления?

22. Является ли причиной для самоотвода эксперта его участие в производстве по уголовному делу в качестве специалиста?

а) да, по своему усмотрению;

г) только показания эксперта.

28. В какой срок акт ревизии, проведенной по инициативе ктрольно-ревизионного органа, в результате которой выявлены факты правонарушения в сфере экономики, предоставляется в правоохранительный орган?

*а) 10-дневный срок;

б) через 1 месяц;

б) формальная проверка;

в) хронологический анализ;

г) сравнительный анализ.

31. Каким нормативным актом предусмотрено назначение судебной экспертизы органами предварительного следствия?

32. Предмет судебно-экономической экспертизы составляют явления,

33. Основными задачами судебно-экономической экспертизы являются:

*Г) Все ответы верны.

34. Объектами исследования эксперта являются:

Б) материалы инвентаризаций

*В) оба ответа верны.

35. Исследовательская часть заключения эксперта:

36. Различают следующие основания для самоотвода эксперта:

*Г) Все ответы верны.

37. Эксперт имеет следующие права:

38. Эксперт не обязан:

им заключения

39. Основными видами хозяйственного учета являются:

*А) управленческий учет

*Б) бухгалтерский учет

В) статистический учет

40. К защитным функциям бухгалтерского учета относятся:

А) следообразующая

*Б) охранительная

*В) превентивная

Г) распределительная

41. К распорядительным документам относятся:

*А) приказ

*Б) распоряжение

*В) предписание

Г) накладная

42. К подложным документам относятся:

*А) фальсифицированные

Б) неправильно оформленные

В) первичные

43. Изъятие бухгалтерских документов могут осуществить:

*А) органы внутренних дел

Б) налоговая инспекция

Г) таможенное управление

44. За организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии

несет ответственность:

А) руководитель

*Б) главный бухгалтер

45. При выявлении хищений из фонда заработной платы на промышленном предприятии используются следующие документы:

А) платежные ведомости*

В) документы отдела кадров

Г) материальные отчеты

46. Какие виды судебных экспертиз относятся к экономическим :

а) экспертиза продовольственных товаров

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

47. Какие виды экспертиз относятся к судебно-бухгалтерской экспертизе:

*а) экспертизы данных управленческого учета;

*б) экспертизы исполнения налоговых обязательств;

в) экспертизы управленческих решений.

48.Какие виды экспертиз относятся к финансово-экономической экспертизе:

*а) экспертизы записей о существе хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

б) экспертизы отдельных показателей производственной деятельности (в частности, экономико-трудовая экспертиза);

*в) экспертизы расчетных операций, связанных с изменением имущества предприятия.

49. Какие задачи решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) определение обоснованности расчета плановой себестоимости единицы выпускаемого продукта;

*б) выявление фактов искажения учетных данных и определение их характера;

*в) определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия.

50. Эксперт имеет право:

а) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

*б) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных бухгалтерских познаний;

в) давать заведомо ложное заключение;

*г) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.

51. Общими объектами исследования эксперта являются:

*а) первичные и сводные бухгалтерские документы;

б) протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;

*в) документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости);

г) акты документальной ревизии заключения экспертов в других областях знаний.

52. Бухгалтерский документ это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) любой материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета;

в) нет понятия «бухгалтерский» документ;

*г) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

53. Документы можно квалифицировать по признакам:

а) по назначению, способу охвата операций, по месту составления;

б) по назначению, строению, месту составления и по объему информации;

в) на распорядительные и оправдательные;

*г) по назначению, способу охвата операции, строению, месту составления, способу составления и структуре.

54. При каких обстоятельствах исключается участие эксперта в производстве по уголовному делу, если:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) участвует в качестве специалиста;

*г) если он находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.

55. Какие органы вправе проводить вневедомственные документальные ревизии?

а) контрольно-ревизионные управления Минфина РФ;

б) органы государственной налоговой службы;

*в) все указанные органы.

56. Когда проводится повторная документальная ревизия?

а) в ситуации, если не проводилась инвентаризация;

б) в любых случаях по усмотрению органа дознания, следователя;

*в) в ситуации, когда установлен низкий методический уровень первичной ревизии и недобросовестности ревизора по любым мотивам.

57. Каким документом оформляется результаты документальной ревизии?

а) заключением;

б) постановлением;

в) описью;

*г) актом;

д) сличительной ведомостью.

58. Предупреждается ли ревизор об уголовной ответственности за составление заведомо ложного акта?

59. В течение какого времени, после получения постановления следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, должен быть выделен эксперт?

*а) незамедлительно;

б) в течение 1 дня;

в) в течение 5 дней;

г) в течение 1 месяца.

60. В каких случаях эксперт-бухгалтер обязан проводить судебно-бухгалтерскую экспертизу?

а) если он может ответить хотя бы на один вопрос, поставленный перед ним следователем;

*б) только в случаях, если он может ответить на все вопросы, поставленные перед ним следователем.

61. Может ли эксперт-бухгалтер применять методы фактической проверки?

в) только в случаях, если это указано в задании.

62. Что может являться основанием отвода эксперта по делу?

а) обнаружение его некомпетентности;

б) нахождение эксперта-бухгалтера в служебной или иной зависимости от сторон и их представителей;

*в) все перечисленные случаи;

г) участие его в данном деле в качестве специалиста-бухгалтера.

62. Какой документ составляет эксперт, когда не может дать заключение по поставленным перед ним вопросам?

а) справку;

б) постановление;

*в) мотивированное сообщение.

64. Имеет ли право эксперт знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету экспертизы?

65. Имеет ли право подозреваемый, обвиняемый знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы?

в) по усмотрению органов предварительного расследования.

66. Допускается ли в заключении эксперта рассматривать вопросы, касающиеся юридической квалификации и субъективной стороны преступления?

67. Является ли причиной для самоотвода эксперта его участие в производстве по уголовному делу в качестве специалиста?

68. Вправе ли специалист задавать вопросы участникам следственного действия?

а) да, по своему усмотрению;

*б) да, но только с разрешения дознавателя, следователя, прокурора, и суда;

69. Когда назначается дополнительная судебно-бухгалтерская экспертиза?

а) при несоответствии между выводами проведенной по требованию следователя (суда) ревизии и другими материалами дела;

б) при обоснованном ходатайстве обвиняемого о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы;

*в) при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела.

70. Когда назначается повторная судебно-бухгалтерская экспертиза?

*а) в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличии противоречий в выводах эксперта;

б) в случае, если первичная ревизия проведена ведомственными органами.

71. Допускается ли использование в качестве доказательств заключения эксперта и показания эксперта?

в) только заключение эксперта;

г) только показания эксперта.

72. Могут ли первичные документы быть изъяты работниками правоохранительных органов?

73. В какой срок акт ревизии, проведенной по инициативе ктрольно-ревизионного органа, в результате которой выявлены факты правонарушения в сфере экономики, предоставляется в правоохранительный орган?

*а) 10-дневный срок;

б) через 1 месяц;

в) по усмотрению руководителя контрольно-ревизионного управления.

74. Какие приемы используются при проверке взаимосвязанных документов?

*а) встречная проверка, взаимный контроль;

б) формальная проверка;

в) хронологический анализ;

г) сравнительный анализ.

75. Какие приемы используются при проверке отдельного бухгалтерского документа?

а) взаимный контроль и хронологический анализ;

*б) формальная, нормативная и арифметическая проверки;

в) сравнительный анализ и встречная проверка.

76. Каким нормативным актом предусмотрено назначение судебной экспертизы органами предварительного следствия?

а) Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»;

б) Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

*в) Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

77. Предмет судебно-экономической экспертизы составляют явления,

характеризующиеся следующими признаками:

*А) Связанными с хозяйственной деятельностью

Б) Находящие отражение в бухгалтерском учете

В) Определяется вопросами, поставленными следователем (судом)

78. Основными задачами судебно-экономической экспертизы являются:

А) проверка и установление наличия или отсутствия недостачи, излишков,

материальных ценностей, а также размера причиненного ущерба.

Б) проверка документальной обоснованности расходов товарно-материальных ценностей и денежных средств

В) проверка и определение факта совершения хозяйственных операций, не

получивших отражение в данных бухгалтерского учета

*Г) Все ответы верны.

79. Объектами исследования эксперта являются:

А) первичные и сводные бухгалтерские документы

Б) материалы инвентаризаций

*В) оба ответа верны.

80. Исследовательская часть заключения эксперта:

А) содержит основания для экспертизы, обстоятельства дела и исходные

данные, имеющие значение для дачи заключения

*Б) содержит методы, применяемые при исследовании поставленного вопроса.

81. Различают следующие основания для самоотвода эксперта:

А) участие эксперта-бухгалтера в данном деле в ином качестве

Б) нахождение бухгалтера-эксперта в служебной или иной зависимости от

обвиняемого, потерпевшего, ответчика

В) некомпетентность бухгалтера-эксперта

*Г) Все ответы верны.

82. Эксперт имеет следующие права:

*А) знакомиться с материалами дела

*Б) дать ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов

*В) обжаловать в установленном порядке действия и решения следователя,

нарушающие права и законные интересы эксперта

Г) выполнять встречные проверки на других предприятиях.

83. Эксперт не обязан:

А) явиться по вызову следователя для разъяснения или дополнения данного

им заключения

*Б) не заявить самоотвод в случаях, предусмотренных законом.

84. Основными видами хозяйственного учета являются:

*А) управленческий учет

*Б) бухгалтерский учет

В) статистический учет

Г) оперативно-технический учет

85. К защитным функциям бухгалтерского учета относятся:

А) следообразующая

*Б) охранительная

*В) превентивная

Г) распределительная

86. К распорядительным документам относятся:

*А) приказ

*Б) распоряжение

*В) предписание

Г) накладная

87. К подложным документам относятся:

*А) фальсифицированные

Б) неправильно оформленные

В) первичные

88. Изъятие бухгалтерских документов могут осуществить:

*А) органы внутренних дел

Б) налоговая инспекция

В) административные органы управления

Г) таможенное управление

89. За организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии

несет ответственность:

А) руководитель

*Б) главный бухгалтер

90. При выявлении хищений из фонда заработной платы на промышленном предприятии используются следующие документы:

А) платежные ведомости*

Б) расчетно-платежные ведомости*

В) документы отдела кадров

Г) материальные отчеты

91. Какие виды судебных экспертиз относятся к экономическим :

а) экспертиза продовольственных товаров

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

92. Какие виды экспертиз относятся к судебно-бухгалтерской экспертизе:

*а) экспертизы данных управленческого учета;

*б) экспертизы исполнения налоговых обязательств;

в) экспертизы управленческих решений.

93. Какие виды экспертиз относятся к финансово-экономической экспертизе:

*а) экспертизы записей о существе хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

б) экспертизы отдельных показателей производственной деятельности (в частности, экономико-трудовая экспертиза);

*в) экспертизы расчетных операций, связанных с изменением имущества предприятия.

94. Какие задачи решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) определение обоснованности расчета плановой себестоимости единицы выпускаемого продукта;

*б) выявление фактов искажения учетных данных и определение их характера;

*в) определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия.

95. Эксперт имеет право:

а) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

*б) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных бухгалтерских познаний;

в) давать заведомо ложное заключение;

*г) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.

96. Общими объектами исследования эксперта являются:

*а) первичные и сводные бухгалтерские документы;

б) протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;

*в) документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости);

г) акты документальной ревизии заключения экспертов в других областях знаний.

97. Бухгалтерский документ это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) любой материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета;

в) нет понятия «бухгалтерский» документ;

*г) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

98. Документы можно квалифицировать по признакам:

а) по назначению, способу охвата операций, по месту составления;

б) по назначению, строению, месту составления и по объему информации;

в) на распорядительные и оправдательные;

*г) по назначению, способу охвата операции, строению, месту составления, способу составления и структуре.

99. При каких обстоятельствах исключается участие эксперта в производстве по уголовному делу, если:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) участвует в качестве специалиста;

*г) если он находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.

100. Какие органы вправе проводить вневедомственные документальные ревизии?

а) контрольно-ревизионные управления Минфина РФ;