Договор контрактации: особенности, существенные условия договора контрактации. Гражданское право россии

История становления. Определение. Юридическая природа. Субъектный состав. Форма. Существенные условия. Иные особенности. Специфика ответственности.

1. Договор контрактации является разновидностью договора поставки (следовательно, и разновидностью купли-продажи) и так же, как договор поставки, сформировался в отдельную обязательственную конструкцию в советский период.

Из истории цивилистики

Статья 267. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Статья 268. Содержание договора контрактации Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Примером договора контрактации может быть соглашение между крестьянским (фермерским) хозяйством, выращивающим сельскохозяйственную продукцию (пшеницу, рожь, гречу, картофель и т.д.), и коммерческой организацией, перерабатывающей данную продукцию для дальнейшей поставки на хлебокомбинаты и оптовым организациям.

В действующем Гражданском кодексе договору контрактации посвящены четыре статьи (535-538), составляющие отдельный параграф главы "Купля-продажа". В силу прямого указания Кодекса к отношениям по договору контрактации субсидиарно применяются правила о договоре поставки (а в отдельных случаях - правила о договоре поставки товаров для государственных нужд).

2. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

3. По своей юридической природе договор контрактации:

Консенсуальный;

Возмездный;

Двусторонне обязывающий (взаимный).

4. Субъектный состав договора контрактации специфичен.

Сторонами этого договора являются:

Производитель (продавец);

Заготовитель (покупатель).

Производитель - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. К заготовителю Кодекс также предъявляет особые требования: по договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления!).

5. Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

6. Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т.д.) или произведенной (птица, молоко и т.д.).

7. Иные особенности договора контрактации заключаются в следующем.

Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. 536 и 537 ГК РФ).

В отличие от положения продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в отношениях по контрактации продавец является слабой стороной, а заготовитель, напротив, представляет собой организацию, которая в состоянии диктовать свою волю производителю. Из данного обстоятельства вытекала необходимость формулирования норм, выравнивающих положение контрагентов.

(В.В. Витрянский)

Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь, зависимой от климатических и погодных условий).

8. В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он!), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

Литература

Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000 (и последующие издания).

Клейн Н.И. Договор поставки // Договоры в предпринимательской деятельности / отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М., 2008.

Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004.

Глава 36. Купля-продажа. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Общие положения

История становления. Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Близость иных договорных конструкций. Правовая природа договора.

1. История становления. Правовое регулирование приобретения товаров для обеспечения нужд российского государства имеет продолжительную историю. Общая тенденция такого регулирования - принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках. Указанные акты содержат нормы, являющиеся специальными по отношению к нормам кодифицированных актов.

Из истории цивилистики

Том десятый "Свода законов Российской Империи" - "Свод законов гражданских" - содержал в себе "Положение о казенных подрядах и поставках".

Плановый характер экономики советского периода и доминирование государственного сектора стали одной из причин отсутствия необходимости в специальном регулировании закупок именно для государственных нужд.

Возврат к рыночной модели экономики, обеспечение свободы предпринимательской деятельности обусловили потребность в специальных нормах о поставках для государственных нужд. Применявшиеся с 1992 г. на территории России "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, а именно действовал закон Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28.05.1992.

2. Экономическая потребность. Наличие специальных правил о поставке товаров для государственных нужд объясняется несколькими причинами.

Во-первых, исключительная заинтересованность государства в обеспечении собственных интересов как участника гражданского оборота, приобретающего материальные блага. Последние необходимы для поддержания материально-ресурсной базы государства уже как участника публичных правоотношений.

Во-вторых, необходимость рационального использования бюджетных средств.

В-третьих, предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Изложенные экономические причины в целом раскрываются через легальное определение государственных и муниципальных нужд. Это понятие обладает следующими ключевыми признаками:

Потребности государства и муниципальных образований в товарах (а также работах и услугах);

Особый источник оплаты приобретаемых благ (бюджетные и внебюджетные источники финансирования);

Публичный характер цели приобретения товаров (получения результата работ и заказа услуг).

3. Родовая принадлежность. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд представляет собой отдельный вид договора купли-продажи (наряду с розничной куплей-продажей, поставкой товаров, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и т.д.) (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Близость иных договорных конструкций. ГК РФ и специальное законодательство о бюджетных закупках (т.е. закупках для государственных нужд) активно используют понятие "государственный (муниципальный) контракт". Определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд дает ГК РФ. Определение государственного (муниципального) контракта содержится в специальном законодательстве о бюджетных закупках.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

С этих позиций договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд выступает одним из видов государственного (муниципального) контракта.

Необходимо различать "государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд" и "договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд" как основания возникновения соответствующих правоотношений.

4. Правовая природа договора. Научный подход к определению правовой природы государственного (муниципального) контракта:

Разновидность гражданско-правового договора (наиболее распространенная точка зрения);

Договор, лишенный товарного характера, и для его реализации заключаются соответствующие договоры;

Договор с сочетанием административно-правовых и гражданско-правовых элементов;

Договор с преобладанием административно-правовых элементов;

Административный договор.

Комплексный характер законодательства о бюджетных закупках не придает государственному контракту (и государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд, а равно договору поставки товаров для государственных нужд) административно-правовую природу.

Договор контрактации относится к видам договора купли-продажи. Этот договор регулирует отношения относительно закупок производимой или выращиваемой сельскохозяйственной продукции исключительно у сельскохозяйственных организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств. То, что договор контрактации относится к отдельным видам договора купли-продажи указывает то, что нормы, регулирующие данные отношения расположены в главе 30 ГК РФ с аналогичным названием.

Согласно статье 535 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Из смысла вышеуказанной статьи понимается, что договор контрактации является соглашением между стороной, производящей или выращивающей сельскохозяйственную продукцию, и стороной, которая приобретает данную продукцию для ее переработки и последующей реализации.

Для договора контрактации характерно возмездность, консенсуальность и взаимность.

Обязательства указанных сторон в законе раскрыты в, ГК РФ:

  • сторона производителя обязана вырастить, произвести и передать сельхозпродукцию;
  • сторона заготовителя обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

При наличии определенных обстоятельств следует заключать договор контрактации , а не иное соглашение, а именно:

  • продукция, которая выращивалась либо производилась в хозяйстве у продавца;
  • сельскохозяйственная продукция приобретается покупателем не для собственных нужд, а для целей предпринимательской деятельности, например, после приобретения сельскохозяйственной продукции ее перерабатывают для дальнейшей продажи.

Также, особенностью договора контрактации заключается в возможности заключить этот договор относительно продукции, которая появится только в будущем . Производитель осуществляет деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции. Прежде всего это связано с различными стадиями производства, так как тут имеется прямая зависимость погодных условий, обработки почвы, посевом и уборкой. Порою эти условия не находятся в зависимости от воли производителя (засуха, затопление, и др. природные стихии).

Следует также отметить, что законодатель определил точный перечень продукции , которая относится конкретно к сельскохозяйственной. Данный перечень приведен в приложении №1 к Постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.

Договор контрактации: условия прописываемые в договоре

Для признания любого вида договора легитимным и заключенным необходимо, чтобы он содержал обязательные юридические реквизиты. Данное требование касается также и договора контрактации. Исходя из этого общая структура договора контрактации должна соответствовать требованиям, указанным в главе 27 ГК РФ.

Единственная особенность, которая отличает данный вид договора от других – это его предмет. Предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, которая выращивается и производится непосредственно продавцом и передается покупателю в необработанном (не переработанном) виде.

Также отметим, что производство определенного ассортимента, количества и качества сельхоз продукции, которую выращивает продавец по заказу покупателя оговаривается в качестве отдельного условия.

СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ

Федеральный закон от 29.12.2066 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» устанавливает такое понятие, как сельскохозяйственные товаропроизводители , под которыми понимаются организации и индивидуальные предприниматели. Деятельность данных субъектов направлена на производство сельскохозяйственной продукции либо ее переработки. И данная продукция должна соответствовать перечню, утвержденной Правительством РФ. Также в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей входит реализация произведенной продукции при условии, что доля дохода сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% за один календарный год.

Вышеуказанный Закон к субъектному составу товаропроизводителей относит:

  1. граждане, ведущие личное подсобной хозяйство;
  2. сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  3. крестьянские фермерские хозяйства.

Возникает вопрос, а как отличить договоры , которые заключаются с гражданами, продающие сельхозпродукцию, выращенную в приусадебных хозяйствах? Такие договоры также нужно считать договорами контрактации?

Особенность субъектного состава договора контрактации является то, что продавец ведет производственную деятельность по созданию сельскохозяйственной продукции. Целью которого является его дальнейшая продажа и получение прибыли от такой деятельности. В итоге по отношению к продавцу можно сказать, что он является производителем.

Кто же выступает у нас покупателем? Как правило, покупатель – это заготовитель . Он профессиональный предприниматель. В качестве заготовителей по общему правилу выступают:

  • переработчики сельскохозяйственной продукции (молокозаводы, текстильные предприятия и т.д.),
  • профессиональные перепродавцы сельскохозяйственной продукции (оптовые торговые организации, организации потребительской кооперации, …).

Особенности правового регулирования договора контрактации

В договоре контрактации есть условие о передаче заготовителю выращенную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. То есть количество и ассортимент сельскохозяйственной продукции является существенным условием. Если в тексте договора отсутствует эти условия, то считается, что договор контрактации незаключенным.

Товаропроизводитель в договоре контрактации считается слабой стороной договора. Это связанно с тем, что его деятельность сильно зависит от климатических условий, физиологического состояния животных (скот, птица), являющихся основой сельскохозяйственной продукции. Для формирования режима гражданско-правовой защиты товаропроизводителя, который не считается виновным или недобросовестно исполнившим свои обязательства в основе своих отношений.

Бремя доказывания в своей невиновности по неисполнению договора контрактации лежит на производителе. Товаропроизводитель несет ответственность перед заготовителем по принципу вины . А Заготовитель несет ответственность перед товаропроизводителем по общим правилам , как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности.

Законодатель устанавливает в отношении заготовителя , как более сильной стороны в договоре, дополнительные обязанности:

  • принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения,
  • обеспечить вывоз продукции,
  • за просрочку оплаты за полученную продукцию, уплачивает производителю пени в размере 1% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа (

Сергей КЛЯЙН
Юрист ООО «Рустика» В сфере обращения сельхозпродукции производитель - традиционно более слабая сторона. Такова специфика сельскохозяйственного производства - оно сильно зависит от погодных условий и прочих случайных факторов (например, болезни и вредители растений).

Поэтому основная задача «сельскохозяйственных» договоров - и прежде всего, контрактации - повысить уровень правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических воз можностей с возможностями покупателя.

Определения

Договором контрактации назы вается договор, по которому производитель сельскохозяйственной про дукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК РФ).

Договором контрактации оформляются отношения по заготовке сельхозпродукции и сырья, т. е. основы благополучия любого общества.

Договор контрактации является разновидностью купли-продажи, а также договора поставки. Основные положения о контрактации содержатся в четырех статьях ГК РФ (параграф 5 главы 30 «Купля-продажа»). К отношениям по контрактации применяются правила о поставке (параграф 3 главы 30) и, наконец, общими правилами о купле-продаже (параграф 1 главы 30).

Если речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд , последовательность применения правовых норм другая:

  • в первую очередь также будут применяться правила параграфа 5 главы 30 ГК РФ;
  • во вторую очередь - положения специальных нормативно-правовых актов о контракта ции, и прежде всего Федеральный закон от 02.12.94 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от 10.01.03);
  • в третью очередь - параграф 4 главы 30 ГК о поставках товаров для государственных нужд;
  • в четвертую очередь - специальные законы о поставках для государственных нужд (например, Ф едеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 29.12.94 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»);
  • в пятую - правила о договорах поставки;
  • и, в последнюю очередь, общие положе ния о купле-продаже.
Понятно, что такая сложная иерархия норм не облегчает их восприятие и применение...

Его признаки

Договор контрактации:

  • всегда возмездный (основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение покупной цены - и наоборот);
  • консенсуальный, т. е. для его совершения достаточно соглашения сторон, а не реальная передача товара;
  • взаимный, т. е. права и обязанности есть у обеих сторон.
Есть ряд признаков, отличающих контрактацию от поставки или купли-продажи. Эти признаки учитываются судом при решении вопроса, связанного с квалификацией договорных отношений сторон судебного спора. Бесспорно, что именно от правильной квалификации договора во многом зависит правильность разрешения спора по существу.

Признак № 1: одной из сторон контрактации обязательно выступает производитель сельскохозяйственной продукции.

Признак № 2: особый объект договора - сельскохозяйственная продукция. Действующий ГК РФ не дает определения данного термина и не раскрывает ее возможные разновидности. Чуть ниже будет сделана попытка определения этого термина. Сельскохозяйственная продукция не должна быть подвергнута промышленной переработке.

Признак № 3: особый способ производства (получения) сельскохозяйственной продукции как элемент предмета обязательства, вытекающего из договора контрактации. Таким способом является выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции. При этом существенное значение имеет соблюдение следующих условий:

• сельскохозяйственная продукция, реализуемая по договору контрактации, должна быть выращена в собственном хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции;

• под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации;

• сельскохозяйственная продукция должна быть выращена собственными усилиями производителя и за его счет.

При несоблюдении этих условий заключать договор контрактации нельзя. Следует оформлять договор подряда, возмездного оказания услуг и т. д

Признак № 4: цель приобретения сельскохозяйственной продукции - дальнейшая переработка или продажа. Не имеет правового значения, что в процессе переработки закупленная по договору контрактации сельскохозяйственная продукция полностью потребляется или видоизменяется.

Признак № 5: должны присутствовать все указанные признаки. При отсутствии или изменении хотя бы одного из перечисленных признаков говорить о договоре контрактации нельзя.

Стороны

Стороны этого договора - продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). В договоре контрактации не могут участвовать г осударство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя.

Если речь идет о закупке сельско хозяйственной продукции для государственных нужд, то интересы госу дарства представляют так называемые государственные заказчики - как правило, органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

Важно помнить о том, что продавцом по договору контрактации может выступать лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности:

  • индивидуальные предприниматели, например, главы крестьянских или фермерских хозяйств;
  • коллективные коммерческие организации. Объем правоспособности юридиче ского лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяй ственного производства (к примеру, банк не может быть продавцом по договору контрактации, поскольку его основная деятельность носит исключительный характер).
Производитель сельскохозяйственной продукции - это лицо, которое своими усилиями, в том числе трудом (личным или своих работников) и за свой счет, произвело (вырастило) сельскохозяйственную продукцию. Важно иметь в виду, что по договору контрактации предприниматель вправе продавать только произведенную им самим продукцию - об этом прямо говорится в пункте 1 статья 535 ГК РФ. Если планируется реализация продукции, произведенной кем-то другим, то отношения следует оформлять договором поставки или купли-продажи.

По договору контрактации не может быть реализована переработанная давальческая сельскохозяйственная продукция. Даже если субъект, переработавший и реализующий ее, сам осуществлял выращивание (производство) одноименной продукции. В случаях если имеет место реализация переработанной сельскохозяйственной продукции как собственного производства, так и давальческой, то квалификация договорных отношений должна производиться с учетом доли собственной продукции в общем объеме реализуемой по конкретному договору.

С другой стороны всегда находится заготовитель-предприниматель в виде организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, занимающийся заготовкой сельскохозяйственной продукции для осуществления своей предпринимательской деятельности на профессиональной основе. Заготовителем может быть не только предприниматель, но и государственный орган.

Спорный предмет

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства.

Любопытно отметить, что и нормативно-правовые акты, и юридическая литература употребляют термины « сельскохозяйственная продукция» или «продукты сельского хозяйства» без какого бы то ни было разъяснения.

Видимо, предполагается, что все и так ясно, хотя самый простой вопрос, например: «Относятся ли к сельскохозяйственной продукции дрожжи?» ставит в тупик многих специалистов. А ведь выяснение точного содержания терминов - основа правильной квалификации договорных отношений.

Сельское хозяйство - это одна из главных отраслей материального производства. Основные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животноводство включают группы более мелких отраслей:

  • растениеводство составляют полеводство, овощеводство и бахчеводство, плодоводство, виноградарство и т. д.;
  • животноводство - скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, коневодство и др.
Растениеводческие и животноводческие отрасли дифференцируются по группам культур, видам животных и т. д. - скотоводство мясное, мясомолочное, племенное и т. п.

Под продукцией принято понимать все количество продуктов, произведенных за определенный промежуток времени в мире, стране, отрасли хозяйства, на предприятии или конкретным работником, включая произведения умственного труда, литературы и искусства.

Под продуктом понимают:

  • предмет вещественный или нематериальный как результат человеческого труда;
  • предметы питания, съестные запасы;
  • то, что служит для изготовления чего-либо.
Можно конкретизировать понятие сельскохозяйственной продукции путем выяснения содержания понятий и видового состава продукции основных отраслей сельского хозяйства - растениеводства и животноводства.

Продукция растениеводства - продукты растительного происхождения, получаемые в результате выращивания сельскохозяйственных культур, а также продукция выращивания и использования многолетних насаждений. Не являются продукцией растениеводства продукты, полученные:

• после обработки или переработки растительного сырья (крупа, мука, растительное масло, овощные и фруктовые консервы и др.);

• в результате сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, не являются.

• в результате лесоводства.

Продукция животноводства - это результат выращивания и откорма скота, птицы и других сельскохозяйственных животных, а также продукты, получаемые в процессе хозяйственного использования скота и птицы (молоко, шерсть, яйца и др.). К продукции животноводства относятся сырые продукты, полученные в результате разведения крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, оленей, кроликов, пушных зверей, птицы, а также продукты пчеловодства, шелководства, разведения рыбы и т. д.

К продукции животноводства не относятся продукты

• добытые в результате промышленного рыболовства и охоты;

• полученные в результате убоя скота и другие продукты первичной промышленной переработки сельскохозяйственного сырья (мясо, сало, шкуры, масло животное, сыр и пр.), являющиеся продукцией промышленности.

(Не исключен и формальный подход к определению понятия «сельскохозяйственной продукции» как к продукции, отнесенной к таковой Общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Корова конкретная или корова вообще?

Сельскохозяйственная продукция как объект договоров по ее реализации выступает в виде вещей, определенных родовыми признаками. Может ли договор контрактации заключаться по отношению к вещи индивидуально-определенной?

И з определения, данного в ГК РФ, следует вывод, что его предметом являются вещи, определяемые родовыми признаками и в большинстве случаев - вещи ограниченного рода (например, не виноград вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы).

Если исходить из того, что главной целью законодателя является обеспечение интересов производителя (т. е. лица, ведущего массовое производство сельскохозяйственной продукции), то при передаче по до говору индивидуально-определенной вещи (например, конкретного животного) специфика собственно сельскохозяйственного производства утрачивается.

Вывод: в таком случае нет необходимости в применении специальных норм о контрактации.

Продукция или сырье?

Продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Еще одно назначение этой продукции - помещение на хранение, т. е. в государственный фонд, резерв (ст. 2 Федерального закона от 02.12.94 № 53-ФЗ «о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). В любом случае предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования (ст. 506 ГК РФ).

Контрактоваться по договору может не только сельскохозяйствен ная продукция или сырье (например, молоко), но и продукты, их переработки (например, масло или сливки).

Как правило, контрактуется будущий товар (урожай, приплод и т. д.), которого еще не существует на момент заключения договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйст венного сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут совпадать.

Степень переработки может быть различной, конечный продукт порой вообще может иметь мало общего с исходным сырьем (например, казеиновый клей имеет мало общего с молоком, из которого получается казеин).

Как провести грань между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, изго товленными на ее основе? Полагаем, что е сли количество и качество продукта в первую очередь обусловлены характером применяемой технологии, а не процессом сельскохозяйственного производства исходного сырья, то такой продукт будет предметом поставки или купли- продажи, но не контрактации.

Форма, цена, срок

Как правило, договор контрактации так же, как и договор поставки, заключается в письменной форме. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должны применяться правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 ГК РФ: такие договоры должны совершаться в письменной форме.

Если в и производитель, и заготовитель - физические лица, и договор контрактации опосредует отношения по передаче партий сельскохозяйственной продукции для последующей переработки и продажи, стоимость которых превышает 10 МРОТ, то также требуется соблюдение простой письменной формы договора.

Так или иначе, учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.

Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т. д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ).

Порядок заключения договора также схож с правилами о поставке; аналогичен и порядок разрешения разногласий.

Если при заключении договора между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами), принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (п. 1 ст. 507 ГК РФ).

Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в указанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договор (п. 2 ст. 507 ГК РФ).

Цена - не существенное условие договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общие правилам, предусмотренным для купли-продажи (ст. 485 ГК РФ). Статья 485 ГК РФ исходит из того, что условие о цене товара не относится к числу существенных, при отсутствии которых договор не считается заключенным. Если договором цена не определена и не может быть определена исходя из его условий, оплата то товара должна быть произведена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Особый порядок определения цены установлен для договоров поставки для государственных нужд. При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, однако, в отличие от договора поставки, для контрактации он не так важен. В подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо вырастить. Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом.

Права и обязанности

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте.

Ассортимент - существенное условие договора контрактации (ст. 537 ГК РФ), что вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. После окончания посевной остается лишь ждать урожая.

Обязанности заготовителя: принять товар и оплатить его. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения. Кроме того, заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 536 ГК РФ).

Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции по местонахождению заготовителя или ином указанном им месте, то он не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего качества (п. 2 ст. 536 ГК РФ).

Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим правилам параграфа 3 главы 30 о поставке и параграфа 1 главы 30 о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансиро вать процесс производства продукции.

Ответственность

Как неоднократно подчеркивалось, сельскохозяйственное производство имеет свою специфику. Эта специфика существенно повлияла на правовую регламентацию ответственности сторон контрактации.

Законодатель отступил от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т. е. независимо от вины, и уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст. 538 ГК РФ).

Иными словами, сельскохозяйственный производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

А вот заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его от ветственность строится на началах риска. Только заготовитель - государственный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд так же, как и производитель, отвечает только за вину.

Договор контрактации представляет собой разновидность поставки товаров, поэтому к нему применяются положения о договоре поставки. Он также имеет длительную историю в отечественной правовой системе, восходящую к первой половине прошлого века. Первыми нормативными правовыми актами, регулировавшими отношения по поставке сельскохозяйственной продукции на тот период времени, были постановление Совета труда и обороны от 14 декабря 1928 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства в 1928/29 г." и постановление CHK СССР от 7 октября 1929 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства". В настоящее время данные отношения регулируются нормами ГК РФ, Федеральными законами от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляются на основе отдельных положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия па 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющем)" закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Гражданское законодательство в этой сфере гарантирует свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Предметом в договоре контрактации может выступать исключительно продукция сельскохозяйственного производства. Перечень такой продукции можно найти в подзаконных нормативных актах. Так, постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, а постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 - Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.

В связи с этим некоторые авторы отмечают, что особенности договора контрактации обусловлены именно спецификой предмета договора, а точнее спецификой его производства, и влияют на формирующиеся отношения между сторонами . С этим можно согласиться, поскольку производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей: зависимость от погодных условий, сезонный характер процесса, что ставит производителя сельскохозяйственной продукции в разряд более незащищенной стороны. В научной литературе обращается также внимание на то, что предметом обязательства в договоре контрактации может быть только "сельскохозяйственная продукция в натуральном виде", т.е. неперсработанная .

К этому следует добавить, что в договоре контрактации обязательство возникает по поводу продукции, которая только будет произведена (выращена) в будущем, но которой по факту нет у сельхозпроизводителя, и он обязуется ее вырастить (произвести) самостоятельно. Это очень существенный момент, имеющий значение в правоприменительной практике.

Так, в одном случае суд отказа! в удовлетворении исковых требований, поскольку в договоре не было указанно условие о передаче в качестве платежа выращенной продукции (фактически в качестве оплаты передавалась пшеница), и в связи с этим счел правоотношения контрактации между сторонами не возникшими (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. № Ф04-7577/2008(17128-Л45-17)).

В другом случае при разрешении спора в суде выяснилось, что договор купли-продажи товарной сои заключен после ее уборки. Суд, исходя из анализа ст. 535 ГК РФ, пришел к выводу о том, что заключение договора контрактации должно предшествовать периоду выращивания или производства сельхозпродукции и ее передаче заготовителю, а следовательно, предметом договора контрактации должен быть будущий урожай (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. № Ф08-7234/2006).

В третьем случае между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следует, что нарушения обязательства со стороны кооператива не было.

Суд кассационной инстанции решение отменил и удовлетворил иск исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать "чужое" сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины .

Специфическими для договора контрактации являются также стороны договора. В качестве сторон договора контрактации выступают производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (покупатель). Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции в предпринимательских целях, им могут быть коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и публичные образования в лице соответствующих органов. В последнем случае речь идет о контрактации для публичных нужд, она осуществляется в целях удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов РФ, выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием, обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности и т.д.

В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд (федеральный фонд); региональных государственных нужд (региональные фонды).

Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, -собственностью субъектов РФ. Государственные заказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Продавцом в договоре контрактации выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Словосочетание "сельскохозяйственный товаропроизводитель" появилось в научном и практическом обиходе сравнительно недавно и неоднозначно трактуется как в законодательстве, так и в теоретических исследованиях. Впервые о нем было сказано в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и его смысл не менялся при всех изменениях и дополнениях данного Закона. В абз. 7 ст. 1 Закона сельскохозяйственный товаропроизводитель определялся как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

В ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

  • 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
  • 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Таким образом, в разряд сельскохозяйственных товаропроизводителей попали садоводческие и огороднические потребительские кооперативы, но не попали дачные потребительские кооперативы, а также садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие партнерства. Во всяком случае, такой вывод можно сделать при системном толковании указанных норм и ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
  • 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В соответствии со ст. 537 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Количество товаров как составляющее предмета договора является существенным условием договора контрактации. Заготовитель, в свою очередь, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, также договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 556 ГК РФ).

Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции. Общепризнанно, что существенное значение для специфики регулирования отношений по договору контрактации имеет норма об ответственности производителя сельскохозяйственной продукции . Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Сельскохозяйственный товаропроизводитель гарантированно не несет ответственность только в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, что является общим правилом для лиц при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебной практике отдельно разъяснены вопросы ответственности государственных заказчиков за несвоевременную оплату производителям закупленной у них для государственных нужд сельскохозяйственной продукции (см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г.№ С1-7/ОП-587).

  • Кузнецова Л. В. Договор контрактации: история и современность// Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. № 6. С. 42.
  • Лурье С. М., Козырь М. М. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. Теория и практика. М., 1974. С. 129.
  • Каламанова Е. Договор контрактации: определение, права и обязанности сторон // Финансовая газета. 2006. № 2. С. 32.
  • Дикарев С. В. Ответственность но договорам на закупку сельскохозяйственной продукции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8-10.

Договор контрактации, как и иные договора, регулируются Гражданским кодексам РФ. Прежде чем перейти к рассмотрению договора контрактации следует коротко дать определение договора, как важнейшего понятия гражданского права.

Определение понятия «договор» содержится в ст. 420 Гражданского Кодекса РФ: «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Данное определение полностью корреспондирует нормам о двух или многосторонних сделках, следовательно, договор - это сделка, так как всякая гражданско-правовая сделка либо устанавливает, либо изменяет, либо прекращает гражданские права и обязанности. Поэтому пунктом 2 ст. 420 ГК РФ установлено, что к договорам применяются правила о сделках, предусмотренные гл. 9 ГК.

Совокупность прав и обязанностей составляет содержание договора.

Права и обязанности сторон, выраженные в условиях гражданско-правового договора, должны отвечать принципам гражданско-правового регулирования, и прежде всего принципам равенства, автономии воли и имущественной ответственности, самостоятельности участникам договорных отношений. Только в этом случае можно вести речь о гражданских правах и обязанностях или о гражданско-правовом обязательстве.

Содержание гражданско-правового обязательства, возникающего из договора раскрывается с помощью формулы, применяемой к любому гражданско-правовому обязательству: «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей».

Условия договора должны соответствовать императивным нормам. В противном случае они будут признаны недействительными. Речь идет об обязательных для сторон правилах, установленных законами и иными правовыми актами, которые являлись действующими в момент заключения договора.

Гражданский кодекс выделяет несколько видов договоров, в том числе и интересующий нас договор контрактации.

В ст. 535 Гражданского Кодекса РФ дается следующее понятие договора контрактации: это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки вышеназванной продукции для переработки или продажи. В обязанность производителя входит передача продукции в количестве ассортименте, предусмотренных договором контрактации, что закреплено в ст. 537 ГК РФ. Заготовитель же, согласно ст. 536 ГК РФ, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, а также обеспечить ее вывоз. Также естественной обязанностью заготовителя является уплата денег за продукцию.

Определение понятия рассматриваемого договора в ГК РФ 1996 г. сходно с тем, что давалось в Основах гражданского законодательства.

Но все же, изменения есть - из нового Гражданского Кодекса изъяты два положения, имевших место в Основах: на заготовителя уже не возлагается обязанность содействовать производству сельскохозяйственной продукции, а также убрана фраза о том, что производитель обязуется передать продукцию в собственность другой стороны.

Рассматривая положения о договоре контрактации, можно сделать предположение, что существует два вида данного договора:

  • - договор, который заключается между государством и юридическими лицами;
  • - договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами.

Договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Нелишне также будет отметить, что утвержденное приказом Госагропрома Положение о порядке заключения договора контрактации сельскохозяйственной продукции не действует. Следовательно, можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого, обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности. Договоры же, заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки. Более того, в самом тексте ГК РФ (ст. 535) указана возможность применения правил о договоре поставки (статьи 506 - 524) ; об этом же говорится и в ст. 83 Основ гражданского законодательства.

Из вышеуказанного следует вывод, что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.

Говоря о характерных чертах договора контрактации, следует указать, что он является:

  • - формальным, то есть заключается в письменной форме
  • - срочным
  • - возмездным
  • - двусторонним
  • - консенсуальным (считается заключенным с момента соглашения сторон).

Согласно закону, договор контрактации заключается непосредственно с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п., которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают государственные заготовители. В договорах же поставки, купли - продажи второй стороной может быть не обязательно государственный заготовитель, но и любой иной субъект.

Во-вторых, существует различие смежных договоров по предмету их заключения. В соответствии с Письмом Государственного Арбитража СССР от 17 июля 1990 г. «О некоторых вопросах в рассмотрении хозяйственных споров, связанных с заключением и исполнением договора контрактации сельскохозяйственной продукции» (п.4), предметом вышеназванного договора является продукция в сыром виде или прошедшая первичную, только самую необходимую обработку. Если же сырье прошло промышленную обработку, речь уже идет о продовольственном товаре, который выступает в качестве предмета договора поставки или купли - продажи.

В-третьих, отличаются и виды реализуемой продукции. По договору контрактации реализуется продукция, вошедшая в государственный заказ, по другим договорам сбывается не только сельскохозяйственная продукция, но и другие ее виды.

В- четвертых, есть особенности во времени заключения договоров. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли - продажи. Заготовители заключают с хозяйствами договор контрактации сельскохозяйственной продукции, а уже затем реализуют ее по договорам поставки или купли - продажи.

В-пятых, можно отметить, что договор контрактации определен как заключаемый в письменной форме, а договор купли - продажи может быть заключен и в устной форме, то есть имеет место отличие по форме договора.

После освещения особенностей договора контрактации, его отличия от схожих договоров, хотелось бы вернуться к вопросу о природе данного договора. Выше уже отмечалось, что рассматриваемый институт Гражданского права вызывает споры и имеются негативные мнения по его поводу, в том числе некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век. Попытаюсь рассмотреть этот вопрос несколько подробней.

Ранее контрактация связывалась с выполнением государственного плана закупки сельскохозяйственной продукции, который носил обязательный характер для обеих сторон договора. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась - уже не существует планов такого рода. К сказанному можно добавить, что отношения по данному виду договора связаны с продажей продукции, которая может принимать форму поставки, если момент заключения и исполнения договора разорваны во времени. Если же этого промежутка во времени нет - имеет смысл говорить о купле - продаже, когда закупается наличная сельскохозяйственная продукция. Следует заметить, что даже законодатели уделяют весьма скромное место (в том числе и по объему Контрактации в Гражданском Кодексе - четыре статьи, что значительно отличается от подробности регулирования отношений в других институтах Гражданского права. На ту ситуацию, что этот договор заключается довольно редко, указывает тот факт, что в настоящее время не принимаются акты, конкретизирующие порядок заключения, исполнения договора, разъясняющие его особенности потенциальным субъектам.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи, которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.