Лицензия на оказание медицинских услуг. Особенности лицензирования медицинской деятельности

Лицензия на медицинскую деятельность для ООО - обязательное условие, выполнение которого позволяет оказывать медицинские услуги населению. Поскольку данное направление связано со здоровьем людей, качество услуг должно быть соответствующим. Именно по этой причине ведение медицинской деятельностью ООО возможно только при наличии разрешения, выданного органом, наделенным необходимыми для реализации процедуры полномочиями.

Обратите внимание! Деятельность, касающаяся услуг, предоставляемых населению, в частности образовательных и медицинских, является предметом повышенного внимания со стороны государства, соответственно, подлежит лицензированию.

Процедура лицензирования сопряжена с проведением разного рода проверок, направленных на определение уровня профессионализма и квалификации лицензиата, поэтому к выполнению подготовительных действий необходимо отнестись серьезно. В случае несоответствия установленным требованиям в выдаче разрешения может быть отказано.

В статье представлены сведения о порядке и условиях получения лицензии, документах, которые нужно подать, а также требованиях к оборудованию и помещению, на территории которого будет осуществляться медицинская деятельность.

Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию

Во время проведения регистрации ООО обязательно указываются направления, в которых планирует работать предприятие. Согласно законодательству некоторые виды деятельности осуществляются только при наличии специального разрешения. К числу таковых относится и деятельность по оказанию медицинских услуг.

В соответствии со специальными нормативно-правовыми актами лицензированию подлежат следующие подвиды медицинской деятельности:

  • оказание пациенту первой медицинской помощи;
  • предоставление услуг квалифицированного врача;
  • услуги скорой неотложной помощи;
  • предоставление услуг пациентам, пребывающим на лечении в санаториях и в курортных зонах;
  • проведение лабораторных исследований, прием анализов, а также осуществление осмотров, направленных на диагностирование заболеваний и определение состояния здоровья пациента;
  • оказание медицинских услуг с целью профилактики заболеваний, основным предназначением которых является оздоровление пациента;
  • выполнение операций по трансплантации органов;
  • осуществление деятельности, связанной с привлечением доноров в медицинских целях.

Помимо этого, существует ряд косметических и оздоровительных услуг, оказание которых также подлежит лицензированию.

К их перечню относят:

  • массаж;
  • перманентный макияж;
  • прокол мочек ушей;
  • пирсинг.

Перечисленные виды деятельности относятся к медицинским, соответственно, их осуществление требует наличия разрешения.

Обратите внимание! Салоны, предоставляющие услуги подобного рода, не всегда выполняют законодательные требования и, как показывает практика, достаточно часто работают без лицензии. Отсутствие разрешения повышает риски для клиентов, поскольку дает возможность неквалифицированным и неопытным косметологам оказывать услуги, связанные с терапевтическим или даже хирургическим вмешательством. Чтобы не попасть в руки дилетантов, при выборе косметического салона необходимо уделять внимание документации, в частности наличию разрешения.

Пакет документов

Лицензирование медицинской деятельности производится на основании установленных законодательством документов. Пакет необходимых документов следует собрать и предоставить в отделение Министерства здравоохранения.

К стандартному перечню документов относят:

  • заявление, установленного формата. Заявление должно содержать просьбу соискателя выдать разрешение на предоставление услуг медицинского характера. Помимо этого, в тексте документа необходимо указать подвид деятельности, осуществление которой планирует ООО. Обязательным реквизитом заявления является подпись руководителя указанного направления;
  • документы, свидетельствующие о наличии у организации помещения, необходимого для предоставления медицинских услуг. Вместе с этим, предоставлению подлежат бумаги, подтверждающие тот факт, что ООО имеет в наличии необходимое оборудование, медицинские инструменты и другие приборы, отсутствие которых препятствует врачебной практике;
  • материалы, подтверждающие наличие у руководителя и сотрудников организации соответствующего образования. Речь идет о дипломах, сертификатах и других документах об образовании. Кроме того, соискателю следует приложить документ, свидетельствующий о наличии у него опыта работы. Согласно требованиям опыт работы в сфере медицины должен быть не менее трех лет;
  • результаты актов Санэпидстанции, свидетельствующие о том, что помещение, в котором будет осуществляться деятельность, полностью соответствует установленным требованиям и стандартам. Также следует предоставить сведения о государственной регистрации медоборудования;
  • документы, подтверждающие тот факт, что трудовые отношения между сотрудниками ООО и его руководителем оформлены в соответствии с законодательством. Таковыми являются трудовые договоры, соглашения, контракты;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате обязательного сбора в полном объеме.

Перечисленные документы подаются при получении разрешения в первый раз. В случае переоформления лицензии необходимо предоставить заявление и оригинал разрешения, выданного ранее.

Заявление соискателя о выдаче или переоформлении разрешения обязательно должно содержать следующую информацию:

  1. наименование организации (полная и сокращенная форма;
  2. сведения о юридическом адресе ООО. Данная информация должна соответствовать той, которая указывалась во время регистрации общества;
  3. регистрационный номер;
  4. контактные данные организации, в частности номер телефона и e-mail;
  5. сведения о лице, которое подает заявление. Если таковым выступает физическое лицо, к примеру, гендиректор ООО, необходимо указать его полное имя и адрес регистрации;
  6. данные о виде деятельности, для осуществления которого, собственно, и требуется разрешение.

Дополнительная информация! Заявление и документы подаются лицензиатом лично или через представителя. Во втором случае к основному пакету документов следует приложить доверенность, составленную и оформленную в соответствии с законодательством. Отправить материалы также можно и по почте.

Кто выдает лицензию, стоимость документа

Решение вопросов, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, находится в компетенции таких государственных органов:

  • служба госнадзора над системой здравоохранения. Основной функцией данного органа является решение вопросов тех медучреждений, которые находятся в подчинении у представителей местного самоуправления;
  • аппарат госвласти. Занимается рассмотрением заявок тех организаций, которые планируют оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь.

Получение разрешения в среднем обходится организации в 20 тысяч рублей. В данную стоимость входит оплата таких услуг:

  1. проведение консультаций относительно подготовки и сбора документов;
  2. прием документов, обработка содержащихся в них сведений;
  3. выявление фактов несоответствия поданных документов установленным требованиям, формирование списка проблемных вопросов;
  4. составление перечня рекомендаций, выполнение которых требуется для устранения недочетов и ошибок;
  5. выдача разрешения.

Продолжительность процедуры, начиная с момента подачи заявления и заканчивая получением лицензии, как правило, не превышает 30 дней.

Требования к лицензиату

Получатель лицензии (лицензиат) должен выполнить ряд условий, необходимых для выдачи разрешения.

К их числу относят:

  • наличие у заявителя помещения, а также документов, подтверждающих факт его использования на законных основаниях (правоустанавливающие документы, договор аренды);
  • соответствующий кадровый состав. Квалификация каждого сотрудника обязательно должна подтверждаться документами об образовании;
  • наличие разрешения на использование во время ведения деятельности медицинского оборудования, врачебных инструментов;
  • опыт работы сотрудников должен быть как минимум 3 года;
  • проведение периодических проверок с целью повышения качества предоставляемых услуг;
  • соблюдение правил и инструкций во время работы с медицинскими приборами, препаратами;
  • наличие информации о радиационном состоянии используемой медтехники, а также специального оборудования. Сведения оформляются в виде таблицы;
  • контроль над проведением мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала. Как правило, курсы повышения квалификации каждый сотрудник должен посетить один раз в пять лет.

Выполнение вышеперечисленных условий и следование законодательным требованиям позволяет получить лицензию без дополнительных сложностей и в кратчайшие сроки.

Сегодня существует масса посреднических компаний, оказывающих услуги в сфере предпринимательства. Воспользоваться их услугами можно и для получения лицензии. Однако стоит учитывать, что к стоимости непосредственно разрешения придется добавить некую сумму для оплаты услуг посредника.

Документы на медицинскую технику

Для получения разрешения, помимо основного пакета документов, от претендента потребуют предоставления информации о медоборудовании.

К списку материалов относится:

  1. список оборудования с указанием сведений о производителе, номере и марке каждой единицы;
  2. разрешение на применение приборов и техники;
  3. паспорт средства и инструкция по его использованию;
  4. гарантии, сертификаты качества, удостоверения.

Требования к помещению

Помещение также подлежит предварительной проверке компетентными органами. Особое внимание уделяется выполнению требований относительно площади, то есть размер кабинета каждого врача не должен быть меньше того, который установлен соответствующими нормативно-правовыми актами. К примеру, кабинет терапевта должен быть не менее 12 м. кв.

Основания для отказа в выдаче разрешения

В некоторых случаях в выдаче разрешения может быть отказано. Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

  • во время обработки документов был выявлен факт несоответствия данных, содержащихся в них, действительности;
  • сведения в документах являются неточными и требуют дополнения;
  • лицензиат не выполнил установленные условия и не учел законодательные требования во время подготовки к реализации процедуры.

Отказ в выдаче разрешения оформляется приказом, который в течение 3 рабочих дней должен быть отправлен заявителю. В соответствии с требованиями закона в документе фиксируется информация о причинах отказа. Как правило, разъяснение подкрепляется соответствующими нормами закона.

Важно! Если претендент на получение лицензии не получил обоснование отказа, он вправе потребовать о предоставлении такой информации в порядке, предусмотренном нормами процессуального законодательства.

Ответственность за нелицензированное оказание медицинских услуг

Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без разрешения наказывается законом. Данное требование касается и врачебной практики.

Так, за оказание медицинских услуг без лицензии КоАП предусмотрен штраф, размер которого может достигать 50 тысяч рублей. Помимо этого, возможно назначение дополнительного наказания в виде конфискации имущества нарушителя.

Если же в результате нелицензированного ведения медицинской деятельности был причинен вред здоровью граждан, виновному лицу грозит привлечение к уголовной ответственности, что предусмотрено статьями УК РФ. Наказание, определенное уголовным законодательством, назначается также в том случае, если деятельность нарушителя связана с получением прибыли в крупных размерах.

Согласно законодательству РФ медицинская деятельность, осуществляемая государственными, частными, муниципальными либо индивидуальными предпринимателями должна проходить обязательную процедуру лицензирования. Это регламентировано ФЗ РФ №128, 134 (Законы о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности и защите прав ИП и юридических лиц при проведении госконтроля (фирма, компания, пр.)).

Подтверждается лицензирование на Пленарных заседаниях Правительства (устанавливается порядок, т.е. обновленное Постановление), согласно подписанию приказа 121н.

Виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию 2018

К медицинской относится любая деятельность, направленная на оказание:

  • скорой, высокотехнологичной, врачебной, клинической, поликлинической либо доврачебной помощи;
  • амбулаторное либо стационарное лечение;
  • санаторно курортных и прочих услуг, утвержденных Минздравом РФ.

Получение лицензии путем выхода соответствующего приказа обязательно для таких сфер как:

Стоматологические клиники (поликлиники, кабинеты пр.);
поликлиники и больницы (либо отдельные кабинеты, центры, лаборатории пр.);
профилактории и санатории;
школы, детские сады прочие школьные и дошкольные учреждения;
салоны красоты и косметологические центры либо кабинеты, фитнес центры.

Приказ 121н о лицензировании медицинской деятельности в 2018 году

Министерство Здравоохранения России утвердило основные требования к проведению и организации любых услуг, направленных на лечение, оздоровление, консультирование и пр. Управление лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности производит Росздравнадзор РФ.

Постановление 291

Постановлением №291 Минздрав утвердил Положение о лицензировании практически всех видов медицинской деятельности (исключение – деятельность организаций, находящихся на территории центра «Сколково» и/или входящих в его состав).

В 2016 внесены изменения и дополнения в некоторые пункты и подпункты приказа и постановления. Так изменения коснулись в основном некоторых определений. Например, в разделе Росздравнадзор (третий абзац) слова «системы здравоохранения» дополнены исключениями, изложенными выше.

Также признаны недействительными Постановление Правительства РФ от 22.01.07 №30 (п. 4 (№241 лицензирование), п. 33 (№268 вопросы государственно контроля), п. 32 (№749 вопросы госпошлины)).

На официальном сайте Минздрава РФ можно ознакомиться с изменениями в последней редакции приказа более подробно, при необходимости посетить лично (адрес можно уточнить там же), либо позвонить по контактным данным.

Закон о Лицензировании медицинской деятельности в Москве

Москва, как столица, всегда принимает первый удар в отношении любых новшеств, принятых Правительством. Сейчас это коснулось большей частью обязательного медицинского страхования (отображено в ТК РФ). Закон принят еще в 2013 году, однако вступил в полную силу только с 2016.

Для получения лицензии соискателю (руководителю) необходимо пройти личное страхование и оформить полисы на всех сотрудников. Если же организация не имеет сотрудников, это должно быть подтверждено документально. Отметим, что последний вариант дает право на получение разрешения лицензиату только в том случае, если выполнены все требования, о которых мы расскажем ниже.

В московской области и других городах России, как получить лицензию?

Приказ актуален для всех отдельно взятых городов и регионов РФ и действует в:

В Санкт Петербурге (СПБ);
Барнаул;
в Кемеровской и Тюменской области;
в Крыму;
Воронеж;
Иркутск;
Тюмень;
Ижевск;
Саратов;
Тула;
Удмуртия;
Казахстан;
Ярославль;
в Севастополе;
Уфа;
Ярославль;
в Кемерово и пр.

Если сравнивать положение в республиках бывшего союза, можно отметить, что в Беларуси и Украине (в том числе ЛНР, ДНР) ОМС имеет место быть, но требования к лицензированию выдвигаются немного иные, хотя во многом они схожи.

Лицензирование медицинской деятельности 2018 — перечень документов для получения лицензии

Лицензиату следует предоставить полный пакет документов (в зависимости от предполагаемого вида он может быть несколько видоизменен):

Заявление установленного образца;
полный пакет учредительных документов (копии);
все свидетельства: ЕРГЮЛ (ЕРГИП), коды ОКПО, ИМНС пр. (копии);
документы на аренду помещений либо о праве собственности (копии);
дипломы руководителя (всех разделов и подразделений, не менее 5 лет практики) и подтверждение квалификации всех сотрудников;
документы юриста с подтверждением квалификации (юрконсалтинг);
вся документация на медоборудование, включая тестирование и проверку от Роспотребнадзора (нормативные документы);
заключение СЭС;
заключение пожарной службы;
банковские реквизиты;
платежные документы (квитанции об оплате госпошлины, аккредитация пр.).

Следует знать, что если у лицензиата ранее была оформлена лицензия – необходимо предоставить старый образец в первозданном виде. Комиссия проводит проверку и принимает решение в течение 45-60 дней, после чего высылает уведомление — приказ. Основание для принятия положительного результата – предоставление всех документов и правильное выполнение всех требований.

В ситуации, когда бизнес пришел в упадок (банкротство, повлекшее закрытие) – лицензия подлежит изъятию, поскольку нарушается обязательства (прекращение деятельности), прописанные в приказе.

Требования к лицензиату медицинской деятельности в 2018 году

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.


Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента и его должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса на предоставление государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи описи в получении запроса на предоставление государственной услуги и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в Департаменте, рассматриваются руководителем, уполномоченным заместителем руководителя указанного органа исполнительной власти города Москвы.

Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала (при наличии технической возможности).

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего города Москвы, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования уклонения в приеме запроса на предоставление государственной услуги и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Уклонения в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса на предоставление государственной услуги, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных настоящего Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Лицензированию подлежит любая медицинская деятельность. Органами, осуществляющими выдачу, переоформление, приостановление и возобновление действия медицинской лицензии на меддеятельность, являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и региональные органы исполнительной власти.

Из статьи Вы узнаете:

Для оформления разрешения организация-соискатель предоставляет заявление, оформленное по утверждённому образцу и пакет необходимых документов. Осуществление медуслуг без разрешения или с нарушением требований влечёт за собой ответственность согласно действующему законодательству.

Положение

Для того, чтобы организация могла оказывать медицинскую помощь и предоставлять медуслуги, она должна получить разрешение. Согласно действующему законодательству, лицензированию подлежит любая медицинская деятельность . Положение утверждено постановлением Правительства России №291 от 16.04.2012 г.

Помимо этого документа, приказом Министерства здравоохранения РФ №21н от 26.01.2015 г. утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги .

Требования к получению лицензии на медицинские услуги

С того момента, как вступил в силу Федеральный закон №93-ФЗ от 05.04.2016 г. «О внесении изменений в статьи 14 и 15 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»», были внесены некоторые изменения в ряд нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения. Так, были внесены поправки в постановление Правительства РФ №957 от 21.11.2011 г. «Об отдельных видов деятельности».

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

  • является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за качеством и полнотой осуществления региональными органами исполнительной власти полномочий, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 г., с правом направления предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе контроля, и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • осуществляет ведение единого реестра выданных разрешений (в том числе, выданных региональными органами);
  • осуществляет контроль в отношении учреждений-лицензиатов: исполняет полномочия по приостановке, аннулированию и возобновлению действия разрешний;
  • проводит мониторинг эффективности;
  • в течение 5 рабочих дней направляет в региональные лицензирующие органы копии документов, связанных с осуществлением контроля, для включения их в лицензионные дела.

Согласно письму Федеральной службы по на надзору в сфере здравоохранения №01И-2172/16 от 07.11.2016 г., руководители медицинских учреждений должны принять все меры по соблюдению действующего законодательства в части соблюдения требований при осуществлении всех видов мед. деятельности, а также уведомлять органы исполнительной власти о прекращении разрешенного вида деятельности для последующего занесения сведений в единый реестр лицензий.

В свою очередь, руководителям региональных органов управления здравоохранением предложено провести выверку данных реестра, в том числе на наличие технических ошибок, а также точности указанных адресов места нахождения медицинских организаций и адресов ведения деятельности.

Указано, что недопустимо лицензировать помещения, необходимые для оказания медуслуг и ведения работ, на которые ранее была предоставлена медлицензия другой организации (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 02И-2155/16 от 03.11.2016 г.).

Еще одно изменение, коснувшееся ведения меддеятельности - с декабря 2016 года на оказание услуг по «Акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности»). Выполнение абортов по общей лицензии «Акушерство и гинекология» является нарушением требований.

Также в перечень медицинских работ и включены работы и услуги по остеопатии.

Изменения в законе о лицензировании медицинской деятельности

Медорганизациям нужно переоформить разрешение по профилю «акушерство и гинекология», добавить остеопатию. Что это значит?

Лицензию на акушерство и гинекологию нужно переоформить. Поправки в закон действуют с декабря. Услуги должны быть сформулированы так:

  • по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности);
  • акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);
  • акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).

В перечень вошли услуги по остеопатии. Тем, кто их оказывает, нужно подать документы в лицензирующий орган. Изменения предусмотрены постановлением Правительства от 08.12.2016 № 1327, приказом Минздрава от 13.06.2017 № 325н.

В заявлении о переоформлении лицензии укажите сведения, которые подтверждают, что медорганизация соответствует требованиям (ч. 9 ст. 18 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Минздрав напомнил, что к заявлению нужно приложить санитарно-эпидемиологическое заключение. Оно должно подтверждать, что санитарным правилам соответствуют именно здания, строения, сооружения и (или) помещения, где будут оказывать услуги (письмо от 30.08.2017 № 15-4/10/2-6088).

Лицензирующие органы в течение 30 рабочих дней рассмотрят заявление медорганизации на переоформление приложенных к нему документов.

Минздрав рассказал, к кому не придут внеплановые проверки

Минздрав уверяет: внеплановых выездных проверок не будет, если переоформляете лицензию по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» на аналогичную по новым требованиям.

Не нужно ждать внепланового контроля тем, кто переоформляет разрешение по профилю «акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)». Но только при условии, что клиника представила форму № 13 федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о беременности с абортивным исходом». Этот документ подтвердит, что услуга по прерыванию беременности для клиники не новая.

Если не представили форму № 13 в орган власти или в медицинский информационно-аналитический центр субъекта РФ, услуга по «акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)» считается новой. Внеплановой проверки не избежать.

Основные этапы

Для того, чтобы получить лицензию на медицинские услуги и начать их предоставлять , необходимо определиться со следующими пунктами:

  • определить планируемые виды медпомощи;
  • подготовить здание, помещения, оборудование и другое имущество медицинской организации к санитарно-эпидемиологическому обследованию;
  • подготовить и подать заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения на меддеятельность, дождаться его получения;
  • подать заявление о выдаче в соответствующие органы исполнительной власти.

Заявление на оформление подается по месту нахождения (государственной регистрации) организации-соискателя.

Данное ведомство работает с:

  • организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (в том числе теми, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба);
  • государственными академиями наук;
  • организациями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь.

Субъектов РФ осуществляют лицензирование:

  • медицинских и иных учреждений;
  • индивидуальных предпринимателей.

На сегодняшний день функции контроля в отношении региональных и частных медицинских организаций исполняет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, в то время как выдача и переоформление находятся в ведении соответствующих региональных органов исполнительной власти.

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров включает в себя не только выдачу и переоформление, но и:

  • предоставление дубликатов и копий;
  • приостановку и прекращение деятельности разрешения;
  • контроль в отношении организаций-соискателей и организаций, подавший заявление на переоформление;
  • формирование и ведение реестра лицензий, выданных региональными органами исполнительной власти;
  • утверждение форм заявлений на предоставление и переоформление;
  • утверждение форм уведомлений, выписок из реестра и других документов;
  • консультирование.

При этом Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет контроль в отношении лицензиатов про приостановлению, аннулированию и возобновлению действия, а также по мониторингу эффективности лицензионной деятельности (за исключением организаций, подавших заявления на переоформление).

Типовая форма лицензии утверждена постановлением о лицензировании деятельности (постановление Правительства РФ №826 от 06.10.2011 г).

Ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Осуществление медуслуг, связанной с получением прибыли, без разрешения или с нарушением требований (в случае, если она является обязательной), является незаконным и влечет за собой ответственность согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Данная статья предусматривает следующие санкции:

  • штраф от 4 до 5 тысяч рублей - для должностных лиц (руководителей или других работников учреждения, имеющих административно-хозяйственные или организационно-распорядительные полномочия);
  • штраф от 40 до 50 тысяч рублей - для юридических лиц.

Ведение меддеятельности, без или с нарушением лицензионных требований, наказывается согласно статье 19.20 КоАП РФ. Как правило, это касается некоммерческих организаций.

Санкции данной статьи - предупреждение или штраф в размере:

  • от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет - для должностных лиц;
  • от 170 до 250 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней - для юридических лиц.

Уголовная ответственность за ведение меддеятельности без лицензии или с нарушением требований возможна по статье 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство».

Помимо этого, если в ходе осуществления деятельности без разрешения или с нарушением лицензионных требований здоровью человека причинен вред по неосторожности (часть 1 статьи 235 УК РФ «Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности»), виновные наказываются:

  • штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
  • ограничением свободы на срок до 3 лет;
  • лишением свободы на срок до 3 лет;
  • принудительными работами на срок до 3 лет.

Причинение смерти пациенту в ходе осуществления врачебных мероприятий без лицензии дает основание квалифицировать деяние по части 2 статьи 235 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей лишение свободы на срок до 5 лет либо принудительные работы на тот же срок.

Таким образом, какие бы ни осуществлялись виды врачебных мероприятий - разрешение является обязательным условием для всех них, поскольку отсутствие разрешения грозит достаточно серьезными последствиями, как для должностных лиц, так и для организации в целом.

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении:

медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;

Информация об изменениях:

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении:

медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

индивидуальных предпринимателей.

9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения направляет в течение 5 рабочих дней в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия, указанные в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", заверенные копии приказов о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), осуществляющих медицинскую деятельность, для включения в лицензионные дела.

10. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

11. Информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и включает в том числе проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

13. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

14. Ведение сводного реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10-го числа, направляют в печатном и электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

16. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий)

акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)

аллергологии и иммунологии

анестезиологии и реаниматологии

бактериологии

вакцинации (проведению профилактических прививок)

вирусологии

водолазной медицине

военно-врачебной экспертизе

врачебно-летной экспертизе

гастроэнтерологии

гематологии

генетике

гериатрии

гигиене в стоматологии

гигиеническому воспитанию

гистологии

дезинфектологии

дерматовенерологии

детской кардиологии

детской онкологии

детской урологии-андрологии

детской хирургии

детской эндокринологии

диабетологии

диетологии

забору гемопоэтических стволовых клеток

забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов

заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов

изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации

инфекционным болезням

кардиологии

клинической лабораторной диагностике

клинической микологии

клинической фармакологии

колопроктологии

косметологии

лабораторной генетике

лабораторной микологии

лабораторной диагностике

лабораторному делу

лечебной физкультуре и спортивной медицине

лечебной физкультуре

лечебному делу

мануальной терапии

медико-социальной экспертизе

медико-социальной помощи

медицинской генетике

медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)

медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным)

медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)

медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)

медицинским осмотрам профилактическим

медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители

медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции

медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации

медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством

медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием

медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

медицинской оптике

медицинской статистике

медицинскому массажу

медицинской реабилитации

наркологии

неврологии

нейрохирургии

неонатологии

неотложной медицинской помощи

нефрологии

общей врачебной практике (семейной медицине)

общей практике

онкологии

операционному делу

организации сестринского дела

организации здравоохранения и общественному здоровью

ортодонтии

остеопатии

оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)

оториноларингологии (кохлеарной имплантации)

офтальмологии

патологической анатомии

педиатрии

пластической хирургии

профпатологии

психиатрическому освидетельствованию

психиатрии

психиатрии-наркологии

психотерапии

пульмонологии

радиологии

радиотерапии

реаниматологии

ревматологии

рентгенологии

рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению

рефлексотерапии

санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям

сексологии

сердечно-сосудистой хирургии

сестринскому делу

сестринскому делу в косметологии

сестринскому делу в педиатрии

скорой медицинской помощи

стоматологии

стоматологии детской

стоматологии общей практики

стоматологии ортопедической

стоматологии профилактической

стоматологии терапевтической

стоматологии хирургической

судебно-медицинской экспертизе

судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической)

судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа

судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц

судебно-психиатрической экспертизе:

однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе

комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе

однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе

комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической)

сурдологии-оториноларингологии

токсикологии

торакальной хирургии

травматологии и ортопедии

трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток

транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга

транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов

транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации

трансфузиологии

ультразвуковой диагностике

управлению сестринской деятельностью

урологии

физиотерапии

фтизиатрии

функциональной диагностике

хирургии

хирургии (абдоминальной)

хирургии (комбустиологии)

хирургии (трансплантации органов и (или) тканей)

хранению гемопоэтических стволовых клеток

челюстно-лицевой хирургии

экспертизе временной нетрудоспособности

экспертизе качества медицинской помощи

экспертизе профессиональной пригодности

экспертизе связи заболевания с профессией

эндокринологии

эндоскопии

энтомологии