Правовая основа социальной защиты населения. Правовая основа системы социальной защиты населения

Приступая к рассмотрению вопроса о конкретных средствах правового регулирования, необходимо ответить на вопрос, что, же такое правовое регулирование.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.

Правовое регулирование является частью регулирования социального.

В узком смысле под правовым регулированием понимается воздействие норм права и других специально-юридических средств на поведение людей и общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Это разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов, и т.д.)

Из вышеуказанного определения вытекает, что правовое регулирование это такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях предотвращения дискриминации в области образования, издается закон, воздействующий на субъектов образовательной деятельности. И воздействие норм данного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Если же под воздействием норм права возникают последствия, не предусмотренные законодательством, либо противоречащие ему, то такое воздействие нельзя называть правовым регулированием. Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 г.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как социально-юридически организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведения людей специально-юридическими средствами и способами, в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую сторону жизни человека.

В сферу правового регулирования входят отношения, имеющие следующие признаки:

  • - в данных отношениях проявляются интересы индивида и общества;
  • - реализация взаимных интересов, при которой каждый идет на ущемление каких-либо своих интересов;
  • - отношения эти строятся на согласии соблюдать какие-либо установленные правила;
  • - эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений:

  • - отношения по обмену ценностями;
  • - отношения по властному управлению обществом;
  • - отношения по обеспечению правопорядка.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, псе виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно па нескольких порой мало совместимых критериях, в частности па экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России - сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей). Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 г.

Принципы социального обеспечения:

  • 1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
  • 2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
  • 3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.
  • 4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.
  • 5. Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д.
  • 6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
  • 7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) Т.К. Миронова [Текст] //"Трудовое право", 2013, N 3

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

По отношению к старикам и детям в стране судят о том, насколько нравственно государство в целом. Жизнь непредсказуема и иногда люди оказываются у той её грани, где начинается новый, порой непривычный жизненный период. Престарелому человеку требуется помощь и уход, а дети далеко. Молодая мама осталась вдруг без поддержки отца своего малыша и родственников. Многодетная семья не справляется с бесчисленными заботами. Судьбы у всех разные и кто-то остаётся один на один со своими проблемами и самим с собой. В таком случае на помощь приходят работники социальной службы. Социальные гарантии нашего государства обеспечивают соответствие уровня жизни необходимым стандартам.

Эта программа для вас, если вы...

  • Являетесь социальным работником и стремитесь узнать больше о потребностях своих подопечных;
  • Стремитесь повысить свой профессиональный уровень;
  • Работаете или планируете работать с различными группами населения: пожилыми людьми, инвалидами, ветеранами, семьями и людьми в трудной жизненной ситуации.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 4 недели (108 часов).

Цели и задачи:

Целью данного курса является повышения квалификации специалистов в области социальной защиты, развитие необходимых компетенций в области правовых основ социальной защиты и гарантий в сфере социального обеспечения.

В задачи курса входит: изучение правовых основ социальной защиты населения в Российской Федерации, организации и содержания социальной работы с различными категориями граждан, таких как инвалиды, люди пожилого возраста, ветераны, лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Также изучаются правовые основы работы с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Закладываются основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Что необходимо знать о правовых основах социальной защиты населения в России?
  • Какие социальные гарантии предоставляются законодательством в сфере трудовых отношений?
  • Какими основными законами и положениями регулируется социальная работа с различными категориями граждан?
  • Какие требования необходимо соблюдать при взаимодействии с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию?
  • Каковы правовые основы социальной профилактики предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Методы обучения

Дистанционный курс повышения квалификации позволяет обучаться, сохраняя привычный образ жизни. Программа непродолжительная, но максимально информативная. Благодаря грамотно продуманной структуре, информация усваивается легко и быстро. Теория изучается с использованием электронных учебников с иллюстрациями и средствами наглядности, а так же предоставляются аудио- и видеозаписи. Вы всегда получите ответ на заданный вами вопрос или исчерпывающую консультацию по необходимой ситуации в процессе обучения. Для проверки усвоенного материала проводится окончательное междисциплинарное онлайн-тестирование.

Результат обучения:

  • Вам понятны особенности работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства;
  • Вы обучены как теории, так и практике применения правовых основ различных жизненных ситуациях;
  • Вы способны компетентно информировать различные категории граждан по вопросам предоставления социальной поддержки.

Ваши перспективы

По факту успешного завершения программы повышения квалификации вы получите соответствующее удостоверение установленного образца. Ваша компетентность в правовых основах и гарантиях социальной защиты граждан заметно возрастёт, что обеспечит конкурентоспособность и карьерный рост. А тем, кто только освоил эти профессиональные навыки, поможет достаточно легко трудоустроиться и даст хороший старт.

Требования к слушателям

Так как курс имеет универсальную структуру, то он подойдет как специалистам без опыта, так и действующим специалистам с целью повышения квалификации.

Для зачисления вам следует заполнить заявление и предоставить в приёмную комиссию паспорт и диплом.


Посмотреть удостоверение

Ознакомиться с учебным планом

2014-2019, ООО «Бакалавр-Магистр»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Учебный план программы повышения квалификации

Срок обучения : 4 недели.

Практи-ческие занятия,ч

Правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальные гарантии в сфере трудовых правоотношений

Социальные гарантии в области социального обеспечения

Социальная защита инвалидов и пожилых граждан

Социальная защита ветеранов

Социальная защита лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф

Правовые основы социальной работы с семьей

Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также попавшими в трудную жизненную ситуацию

Правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Наименование модулей и тем

Общая трудо-емкость,ч

По учебному плану дистанционные занятия,ч

Самостоя-тельная работа слуша-телей,ч

Модуль I . Правовые основы и гарантии в сфере социального обеспечения

Модуль II. Правовые основы социальной работы с различными категориями граждан

Модуль III. Правовые основы социальной работы с детьми и семьей

Итоговое тестирование

ИТОГО

В результате обучения по программе вы получите удостоверение

Проверить лицензию можно на сайте Портала открытых данных Правительства Москвы. Для этого перейдите по ссылке: https://data.mos.ru/opendata/2024/row/273428468

Срок: бессрочный

ОГРН: 1096234001962

Серия, номер бланка: 77Л01 0008985

ИНН: 6234066752

Часто задаваемые вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования. Программы профпереподготовки учитывают требования к профессии, уже имеющиеся знания слушателя и направлены на формирование конкретных компетенций для практической работы. По окончании программ профессиональной переподготовки Вы получаете диплом установленного МЦДО образца.

Что даёт повышение квалификации?

Какие документы нужны для поступления?

Для поступления в МЦДО гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Иностранные граждане при подаче заявления (на русском языке) о приёме, для обучения по программам дополнительного профессионального образования, предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему. Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  1. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  2. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  3. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  4. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.

Что нужно для обучения в дистанционном формате?

Компьютер с доступом в интернет и базовыми программами (Word, Excel, Skype), желательна веб-камера.

Есть ли у вас рассрочка платежа?

Да, беспроцентная рассрочка есть. Однако система разбивки платежей индивидуальна для каждой программы. Уточняйте подробности у специалиста приемной комиссии по телефону, или заполнив заявку.

Как скоро я могу начать обучение?

Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе вы можете уточнить у сотрудников приёмной комиссии.

Какой документ я получу по окончании обучения?

После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов Вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов Вы получите диплом о профессиональной переподготовке.

Я получу государственный диплом?

Со вступлением в силу 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» на основании п.8 статьи 108, студентам, успешно окончившим программы дополнительного образования, выдаётся диплом или удостоверение установленного образовательной организацией образца, вне зависимости от типа и формы собственности образовательной организации.

Вы государственное учебное заведение?

Обязательно приезжать за дипломом и (или) на сдачу итоговой работы?

Нет, личное посещение образовательной организации не является обязательным, итоговая работа может быть выполнена при помощи системы дистанционного обучения и «Skype» (при необходимости).

Описание презентации Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения по слайдам

1. Россия- социальное государство Социальная политика государства – социальная защита населения (охрана труда и здоровья людей, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, устанавливаются пенсии и пособия.)

Формы социальной защиты 1. Социальное страхование 2. Социальная помощь 3. Пенсионное обеспечение 4. Медицинское обеспечение 5. Пособия, связанные с рождением и воспитанием детей.

1. Социальное страхование – деятельность осуществляемая страховыми и пенсионными фондами, которая позволяет накапливать денежные средства работников, населения и оказывать им денежную помощь, выплаты в будущем.

2. Социальная помощь — это предоставление гражданам социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Основные формы: субсидии на коммунальные услуги, бесплатные лекарства, путёвки и т. д.

Финансирование из средств федерального бюджета Категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению Государственное пенсионное обеспечение Военнослужащие Участники Великой Отечественной войны Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф Граждане из числа космонавтов Граждане из числа работников летно-испытательного состава Нетрудоспособные граждане

Виды трудовой пенсии Пенсия по старости Пенсия по инвалиднос ти Пенсия по случаю потери кормильца Право на пенсию признании гражданина в установленном порядке инвалидом I, II или III группы. Правом на пенсию обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца. Наличие 5 лет страхового стажа; Достижение возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет).

Исчисление размера пенсии Фиксированный базовый размер Страховая часть Накопительная часть Зависит от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала)Устанавливается в твердой сумме (до 1 января 2015 г.) В некоторых случаях устанавливается в повышенных размерах (наличие иждивенцев, достижение 80 -летнего возраста) Зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений)

Трудовая пенсия по старости 60 лет – мужчины 55 лет – женщины При наличии 5 лет страхового стажа Социальная пенсия по старости 65 лет – мужчины 60 лет – женщины При отсутствии 5 лет страхового стажа. П е н с и я п о и н в а л и д н о с т и Д о сти ж е н и е в о зр аста. Переход на пенсию по старости

Размеры трудовых пенсий подлежат периодическому увеличению (индексации) в связи с инфляцией, ростом цен и средней заработной платы Индексация

4. Медицинское обеспечение 1. Оказывается бесплатно 2. Осуществляется в пределах предусмотренных обязательным медицинским страхованием. 3. Дополнительные услуги за счёт личных средств.

5. Пособия, связанные с рождением и воспитанием детей. 1. Пособие по беременности и родам. 2. Единовременное пособие при рождении ребёнка 3. Ежемесячное пособие на ребёнка 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком. 5. Материнский капитал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ.

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Социальной работы и кадрового менеджмента.

Контрольная работа

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ »

Выполнила: студентка

Савлюченко О.В

Проверил: доц.

Чистякова И.Н

Одесса, ОНПУ - 2014

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассмотрены проблемы, связанные с начислением различных видов помощи нуждающимся гражданам. Социальное обеспечение граждан является составной частью развивающегося государства. А в нашей стране такой вопрос стоит очень остро, так как “разбазаривание” денег на неосуществимые проекты выделяются, а для помощи людям, которые нуждаются в социальной защите денег никогда не хватает.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Основной целью социальной политики в ближайшее время является недопустимость дальнейшего обеднения большей части населения в условиях кризисного состояния экономики. Для этого необходимо, в первую очередь, найти действующие стимулы активизации трудоспособных людей в производстве, создать им условия, которые позволяют своим трудом и предпринимательством обеспечить благосостояние семьи.

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан

Социальная защищенность гражданина - это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека . Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан разработано почти во всех странах в конце XIX - начале XX века, в период интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.

Во многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы финансирования, но цель осталась неизменной - улучшение жизни людей.

Впервые термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка, профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты - это:

1. трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии, пособия;

2. работодатель;

3. государство.

Но в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где главный субъект финансовых ресурсов - государство. Но эта система будет дальше реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том числе и в Украине.

Именно такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже намечены основные этапы ее развития.

Перспективы развития системы социальной защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального обеспечения населения Украины, одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 года; Посланием Президента Украины Верховной Раде Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной политики на 1997 -- 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля 1998 года . В этих важнейших документах, по существу, разработана широкомасштабная, комплексная государственная программа развития социального обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана радикально изменить систему социальной защиты населения.

Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая будет трехуровневой. Она будет включать в себя:

существенно реформированную государственную систему;

обязательные сбережения населения в пенсионных фондах;

добровольные пенсионные сбережения населения.

В любом промышленно-развитом цивилизованном государстве, где существуют рыночные отношения, социальное обеспечение занимает важное место в системе гарантий осуществления прав и свобод граждан.

В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на социальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной защиты является социальное страхование работников.

Таким образом, можно утверждать, что в Украине созданы необходимые экономические и правовые предпосылки для развития такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное регулирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят Закон Украины

“О пенсионном обеспечении” , который положил начало формированию национальной системы пенсионного обеспечения.

Идея о новой комплексной отрасли права социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе активных научных дискуссий ученых-юристов и экономистов в середине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополагающие законодательные акты, положившие начало созданию единой государственной системы социального обеспечения.

На мой взгляд, термин “социальная защита” относится к функции государства, означающей заботу о материальном обеспечении нетрудоспособных граждан. Для осуществления этой функции создан специальный орган государственной исполнительной власти -- Министерство труда и социальной политики Украины. Его статус определен Указом Президента Украины от 1 декабря 1997 г. .

Истории развития права социального обеспечения как отрасли права и юридической науки посвящено немало трудов ученых и практиков юристов и экономистов. Значительный вклад в развитие права социального обеспечения внес профессор В.С.Андреев. Он осуществил разработку предмета права социального обеспечения. Именно им впервые, в 1996 году в Праге, был поставлен вопрос на Международном симпозиуме по проблемам социального обеспечения о формировании новой отрасли права.

Над проблемой развития теории права социального обеспечения трудились видные ученые-правоведы: В.А. Ачаркан, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Р.И. Иванова, А.Е. Козлов, В.А. Тарасова, Я.М. Фогель и другие известные юристы. Они, по существу, заложили фундамент новой отрасли права социального обеспечения. Их усилиями были разработаны исходные общетеоретические положения, изданы первые учебники, учебные пособия и монографии по праву социального обеспечения.

Важнейшим достижением научных исследований является обоснование определения понятия права социального обеспечения как отрасли права.

1.2 Основные черты права социального обеспечения

Для каждой самостоятельной отрасли права определяющее значение имеет исследование ее исходных понятийных категорий, к числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособленным предметом отрасли права социального обеспечения являются отношения по социальному обеспечению.

Теоретическое обоснование предмета права социального обеспечения тесно связано с выяснением вопроса о том, что такое социальное обеспечение, каков его объем, цели, задачи и т.д. Следует подчеркнуть, что и в условиях рыночных отношений характер и содержание социального обеспечения не меняется, но изменяется его объем и условия обеспечения.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения являются пенсионные отношения. Относимые ранее к предмету различных отраслей права, пенсионные отношения стали составной частью права социального обеспечения.

Кроме основных отношений социально- обеспечительного характера в предмет права социального обеспечения входят некоторые производные, процедурные отношения, которые неразрывно связаны с основными общественными отношениями. Они обусловлены предметом права социального обеспечения и выполняют служебную роль по отношению к нему.

В юридической литературе высказываются разные точки зрения. Одни авторы включают в объем понятия социального обеспечения все социально- экономические мероприятия, направленные на возмещение гражданам утраченного заработка вследствие наступления нетрудоспособности и обеспечение из государственных и общественных источников вне прямой связи с результатами их труда. Другие -- только те отношения, которые связаны с обеспечением нетрудоспособных, больных и семей, имеющих детей.

К отношениям по социальному обеспечению примыкают и тесно с ними связанные отношения по осуществлению социального страхования, формированию и использованию Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, выплате различных пособий семьям с детьми, медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию граждан, предоставлению льгот и преимуществ ветеранам войны и труда за счет социальных фондов.

Безусловно, что все перечисленные компоненты должны учитываться при определении предмета права социального обеспечения. Это собственно и будет составлять предмет права социального обеспечения.

Проблема метода права социального обеспечения относится к числу недостаточно исследованных и дискуссионных. Тем не менее, в юридической литературе учебной и специальной освещаются основные критерии определения понятия метода правового регулирования.

В самом общем виде, под методом регулирования следует понимать специфические способы правового воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению . Они зависят от особенностей предмета регулирования и находят свое выражение в социально-обеспечительных требованиях граждан с одной стороны и удовлетворении этих требований органами социальной защиты -- с другой, на условиях социальной компенсации. Поэтому метод данной отрасли права может быть назван методом социальной компенсации застрахованной утраченной трудоспособности.

Наличие особого предмета и метода регулирования права социального обеспечения свидетельствует об автономном режиме существования и развития самостоятельной и одной из профилирующей отраслей права, в которой наиболее зримо воплощается социальная политика государства.

Динамичное развитие права социального обеспечения зависит от многих факторов, и, прежде всего от экономического потенциала и заинтересованности государства в правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения. Признавая право социального обеспечения со всеми юридическими признаками самостоятельной отраслью права, необходимо отграничить ее от смежных отраслей, и, прежде всего от трудового, административного и финансового права. Тем не менее, право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, имеет свою отраслевую специфику регулирования общественных отношений, признанную в юридической литературе. И все же следует отметить, что характерными признаками разграничения смежных отраслей права принято считать предмет и метод регулирования. Предмет права отвечает на вопрос, что оно регулирует, а метод -- какими способами осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Основное отличие отношений, регулируемых трудовым правом, от отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, состоит в том, что первые связаны с трудовой деятельностью человека в общественной организации труда (независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности); вторые -- с социальной защитой, материальным обеспечением и обслуживанием контингента нетрудоспособных граждан.

В трудовых отношениях участниками являются работник и работодатель, а в социальном обеспечении -- нетрудоспособный гражданин с одной стороны и орган социальной защиты населения -- с другой. Трудовые отношения входят в число производственных отношений общества, а отношения по социальному обеспечению -- в число социально-обеспечительных. По своей природе они близки, но не идентичны.

Отношения социального обеспечения возникают при реализации гражданином своего конституционного права на социальную защиту при утрате трудоспособности. В рамках же трудовых отношений гражданин реализует конституционное право на труд, включающее возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избрал или на который свободно согласился (ст. 43 Конституции Украины).

Между трудовым правом и правом социального обеспечения существует не только обособленность правового регулирования, но и определенная связь и взаимодействие. Это выражается, прежде всего, в том, что право социального обеспечения по своему генезису является отраслью, которая выделилась не из одной (как, например, трудовое право), а из нескольких отраслей права.

Правовому регулированию трудовых отношений и отношений социального обеспечения свойственно наличие ряда общих понятий. К их числу можно отнести следующие: “трудовой стаж”, “трудовое увечье”, “профессиональное заболевание” и др.

1.3 Основные формы и виды социального обеспечения

В Украине существуют такие формы социального обеспечения

1)обязательное государственное пенсионное страхование;

2)обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

3)обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан;

5) адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;

негосударственное пенсионное обеспечение 1граж-дан по договорам работников с работодателями, негосударственными пенсионными фондами и частными пенсионными системами .

Обязательное Государственное пенсионное страхование представляет собой осуществляемую государством, Пенсионным фондом Украины, систему материального обеспечения нетрудоспособных граждан пенсиями пособиями, иными видами обеспечения и обслуживания, предусмотренными законодательством . Пенсионное страхование имеет государственно-обязательный характер: каждое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью подлежат обязательной регистрации в качестве страхователя, а все работники наемного труда с момента поступления на работу считаются застрахованными.

Пенсионное обеспечение производится за счет Пенсионного фонда, образуемого из сборов страхователей на обязательное государственное пенсионное страхование, размер которых соизмеряется суммой выплаченной заработной платы и другими видами доходов .

За счет средств Пенсионного фонда выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии в соответствии с Законами Украины “О пенсионном обеспечении” и “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы”, пенсии военнослужащим срочной службы, пособия семьям с детьми другие виды социальных выплат, предусмотренные законодательством.

Второй смежной формой социального обеспечения является обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений организаций, независимо от форм собственности. Эта форма представляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с предприятием . Источником финансирования в данном случае служит Фонд социального страхования Украины.

За счет этого фонда работникам выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на рождёние ребенка и на погребение, а также выделяются средства на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей на базах отдыха.

Обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищенным гражданам (больным, престарелым, детям), материальное положение которых является критическим.

Фонд Украины социальной защиты инвалидов являемся государственной организацией социальной помощи. Он создан и действует в соответствии с Законом Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 г . Бюджет фонда формируется за счет средств госбюджета, благотворительных взносов предприятий и граждан, других поступлений.

Порядок и условия расходования средств регламентируется Положением о фонде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года № 92.

Ряд функций социального обеспечения в свое время выполняли творческие союзы (литераторов, художников, музыкантов и др.), но сегодня они практически утратили эти возможности.

Определенную роль в социальном обеспечении отдельных категорий граждан играют благотворительные фонды, гуманитарные акции “Милосердие”. Благотворительная деятельность регламентируется Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организациях” от 16 сентября 1997 г .

Также занимается проблемами пенсионеров металлургический комбинат “Запорожсталь”, который оказал помощь малообеспеченным пенсионерам области на общую сумму более 400 тыс. грн.

Содержание нетрудоспособных граждан в государственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения представляет собой самостоятельную форму социального обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Она относится к сфере услуг людей пожилого возраста. За помощью в эти учреждения обращаются, как правило, граждане пожилого возраста и больные, которые, полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Современные стационарные учреждения государственной системы социальной защиты ведут свое происхождение от давних учреждений (приютов), предназначенных для граждан, не имеющих каких-либо средств к существованию.

В стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и больных) системы социальной защиты Украины находится более 50 тыс. граждан пожилого возраста. Содержание в интернатом учреждении одного человека обходится 300-400 грн. в месяц .

Также получило развитие надомное обслуживание нетрудоспособных. Это одна из наиболее распространенных сейчас форм оказания услуг престарелым и больным. Оказанием таких услуг занимаются патронажные медицинские сестры общества Красного Креста, социальные работники территориальных центров и отделений социальной помощи на дому. Они оказывают помощь на дому одиноким престарелым больным, в первую очередь из числа ветеранов войны и труда. Во многих европейских странах, таких как Италия, Греция, Испания и т. д. такое обслуживание осуществляется с 1960 гг.

Адресная социальная помощь малообеспеченным семьям и нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов. Это новая форма помощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.

На адресную помощь имеет право семья, у которой среднемесячный совокупный доход ниже минимальной величины (46 грн. в месяц).

Негосударственная пенсия отличается от государственной тем, что ее размер можно установить по собственному желанию. Он зависит от того, сколько денег человек выплатил в фонд в виде взносов. Вкладчики средств в негосударственные фонды не лишаются государственных пенсий, а лишь получают к ним добавки.

Главный критерий этой формы обеспечения -- ее надежность, верность обязательствам, взятым перед страхователями или вкладчиками взносов в негосударственные фонды. За негосударственным сектором пенсионного обеспечения должна быть установлена эффективная система госконтроля. Государство должно очень внимательно следить за деятельностью фондов, за тем, куда они вкладывают деньги своих клиентов, полученные от них в виде взносов.

Виды социального обеспечения - это социальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования .

Социальные выплаты предоставляются в виде (пенсий, пособий), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов и т.д.).

Важнейший вид социального обеспечения - пенсии. Пенсии следует отличать от пособий как второго вида социального обеспечения. Если для пенсий характерна регулярность выплат, то пособия представляют собой единовременные, либо периодические, ограниченные во времени платежи. Большинство видов пособий не соизмеряются с заработком и выплачиваются в твердом размере.

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста

Пособия как социальная помощь занимают важное место в системе социальной защиты семей, имеющих детей. Пособия предоставляются в денежной форме и призваны выравнивать доходы семей, имеющих и не имеющих детей, стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в материальной помощи государства семьям для содержания и воспитания подрастающего поколения. Поэтому такие пособия называются государственными денежными пособиями.

В системе социальной помощи семьям, имеющих детей, важное место занимают денежные пособия. Они призваны играть роль материальной поддержки семей с детьми, выравнивать доходы семей имеющих детей, за счет того, что предоставляются в денежной форме стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в социальной помощи государства семье для содержания и воспитания подрастающего поколения.

Основная задача пособий состоит в материальной помощи нуждающимся, многодетным и неполным семьям. Поэтому такие пособия можно назвать адресной социальной помощью.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые в установленных законодательством случаях .

Право граждан на пособия возникает при наступлении определенных обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления.

Отличием социальных пособий от пенсионного обеспечения заключается в том, что социальные пособия предоставляются гражданам, когда они в этом нуждаются. Но не по усмотрению органов, их представляющих, а в связи с установленными законодательствами случаях. Социальная помощь охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически не подпадают под принципы социального страхования. Она предоставляется наименее социально защищенным категориям населения в индивидуальном порядке за счет средств Пенсионного фонда или ассигнований из Государственного и местного бюджетов.

Но сейчас целевое назначение пособий сужается. Они становятся адресной помощью нуждающимся нетрудоспособным гражданам.

Законодательство предусматривает многообразие видов пособий, широту охвата граждан, возможность с их помощью более гибко и целенаправленно удовлетворять различные разовые и текущие потребности населения. нетрудоспособный обеспечение пособие пенсия

Пособия можно классифицировать по социально-правовым основаниям их предоставления. Сущность этих оснований предопределяет не только целевое назначение пособий, но и продолжительность их выплаты.

Анализ законодательства в этой области позволяет выделить 6 групп оснований предоставления пособий:

1) временную нетрудоспособность;

2) безработицу;

3) деторождение;

4) несовершеннолетние дети;

5) прожитие нетрудоспособных граждан;

6) поддержание бюджета семьи при неординарных обстоятельствах.

Виды и порядок назначения и выплаты пособий регламентируется в основном двумя законами Украины: “О государственной помощи семьям с детьми” от 21 ноября 1992г. в редакции от 21 марта 2001г. ,который вступил в действие с 1 января 2002г., а некоторые его нормы с 1 января 2003г. (пособия одиноким матерям) и “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” .

Условиями назначения того или иного вида пособия являются конкретные обстоятельства семьи, претендующей на социальную помощь.

Социальные пособия могут быть назначены:

1) по беременности и родам;

2) при рождении ребенка;

3) по уходу за новорожденным ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

4) родителям, занятым уходом за инвалидами с детства и детьми-инвалидами;

5) на детей, находящихся под опекой или попечительством;

6) на детей одиноким матерям;

7) на детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;

8) на погребение члена семьи.

Предоставленные пособия семьям с детьми регламентируется Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001г. № 1751

По продолжительности выплаты пособия делят на единовременные (разового характера), ежемесячные и периодические (табл. 1).

Таблица 1

Вид пособия

Пояснение

Единовременные пособия

Предназначены для покрытия разовых потребностей семья в дополнительных расходах

Пособие по случаю рождения ребенка

Ежемесячные пособия

Регулярные денежные выплаты семьям в течение длительного периода, определенного законом.

Пособия на детей одиноким матерям, по уходу за новорожденным ребенком, на детей-инвалидов с детства, малообеспеченным семьям с детьми.

Периодические пособия

Назначаются для замены утраченного заработка

Пособие по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и другим членом семьи, по временной нетрудоспособности.

По целевому назначению государственные пособия делятся на две группы. В первую группу входят пособия, выплачиваемые как помощь вместо утраченного по уважительной причине заработка в течение непродолжительного времени, в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. Это пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по временной нетрудоспособности. Их размеры в одних случаях равны заработной плате (пособия по беременности и родам), в других - приближаются к утраченному заработку (пособие за больным ребенком), в третьих - компенсируют часть утраченного заработка (пособие по уходу за новорожденным).

Во вторую группу включаются все иные виды пособий, которые предоставляются в качестве дополнительной помощи к основным источникам существования (к заработку, пенсии и т.п.) для покрытия дополнительных расходов семьи. Это пособия по случаю рождения ребенка, одиноким матерям, на детей инвалидов с детства, и при других обстоятельствах, предусмотренных в законе.

Право на пособие по беременности и родам имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с собственником предприятия. Собственник предприятия обязан уплачивать за работников страховые взносы в Фонд социального страхования, из которого выплачивается данный вид пособия.

Круг женщин, имеющих право на пособие по беременности и родам, определен ст. 10 Закона Украины “О государственных пособиях семьям с детьми”. К ним относятся не только работающие женщины на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования, но и женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных не менее 10 месяцев; женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и т. д.

Пособие по беременности и родам работающим женщинам назначается в размере 100% заработка за весь период отпуска по беременности и родам. Продолжительность отпуска устанавливается 70 календарных дней до родов и 56 после родов. В случае осложненных родов или рождения двух и более детей -- 70 календарных дней до и после родов. Размер указанного пособия исчисляется суммарно и предоставляется женщинам в полном объеме независимо от количества дней, фактически использованных до родов, т.е. за 126 календарных дней.

Момент наступления дородового отпуска определяет врач. На практике имеют место случаи, когда дородовой отпуск превышает или, наоборот, составляет меньше 70 дней. При неправильном установлении времени родов отпуск не подлежит продлению, если он оказался меньше 70 дней, поскольку отпуск предоставляется суммарно (126 дней), независимо от использованных дней до родов.

Послеродовой отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для ухода за новорожденным ребенком. Поэтому такой отпуск полагается не только женщине, родившей ребенка, но и женщине, усыновившей новорожденного непосредственно из родильного дома. Отпуск в этих случаях предоставляется продолжительностью 56 дней со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении.

В жизни встречаются случаи, когда беременную женщину незаконно увольняют с работы (а увольнение беременных женщин законодательством не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации с обязательным трудоустройством)1, и пока она оспаривает в суде увольнение, наступает срок отпуска по беременности и родам. Если увольнение признается неправильным и работница восстанавливается на прежней работе, то пособие за время отпуска по беременности и родам выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный лист, а для женщин-военнослужащих - справка лечебного учреждения (военно-врачебной комиссии).

Женщинам, уволенным с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, пособие по беременности и родам до их трудоустройства назначается на основании справки ликвидационной комиссии и выданного в установленном порядке больничного листа.

Это пособие предназначено для покрытия разовых потребностей семьи в дополнительных расходах. Оно назначается в твердой сумме, в размере установленного законом прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет. Сегодня размер пособия при рождении ребенка составляет 8500 гривен для застрахованных и работающих лиц. Преимущество на получение пособия имеет застрахованное лицо. Т.е. если отец ребенка работает, а мать нет, то единовременное пособие будет начислено отцу по месту работы.

В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается семье на каждого ребенка. Основанием для назначения пособия является справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСА для получения пособия.

Пособие предоставляется одному из родителей ребенка (усыновителю или опекуну). Единовременное пособие при рождении ребенка назначается при условии, если обращение за его назначением поступило не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

На практике имеют место случаи обращения за пособием спустя несколько месяцев после рождения ребенка. В таких случаях пособие назначается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев перед обращением, не считая месяца, в котором мать обратилась в управление труда и социальной защиты.

Отпуск и пособие по уходу за новорожденным ребенком предоставляется всем работающим женщинам после отпуска по беременности и родам вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Такое же право имеют и женщины, обучающиеся с отрывом от производства; женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве безработных и т. д.

Право на отпуск и пособие по уходу за ребенком имеют и другие лица (отец ребенка, бабушка, дедушка) или другие работающие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком.

Отпуск считается частично оплачиваемым, т.е. в течение отпуска выплачивается пособие. Оно назначается кому-либо из трудоспособных, но не работающих лиц (одному из родителей ребенка, усыновителю, опекуну, дедушке, бабушке), которые ухаживают за ребенком. Пенсионеры на такое пособие права не имеют. Т.е., если за ребенком ухаживает мать, то пособие начисляется ей. Если же мать вышла на работу, а за ребенком ухаживает неработающий отец, то пособие назначается ему. В таком случае семья должна переоформить выплату пособия на фактического получателя.

Законом Украины “О государственной помощи семьям с детьми” от 22 марта 2001 года № 2334-111 установлено, что пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет. Фактический размер пособия работающим и застрахованным лицам в системе социального страхования сегодня составляет 68 грн., а для неработающих лиц -- 50 грн. на одного ребенка.

В случае рождения (усыновления, установления опеки) двух и более детей пособие по уходу за ребенком назначается на каждого ребенка.

Матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет и одновременно продолжающим учебу с отрывом от производства, пособие по уходу за ребенком до достижения им трех лет назначается в полном размере.

Отпуск по уходу за ребенком может предоставляться по желанию матери полностью или частично, а также с разбивкой на части.

По желанию женщины и других лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком.

2.2 Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам

В Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине подчеркивается, что институт социальных пенсий будет трансформирован в систему социальных пособий на основе закона о социальной помощи.

Институт социальных пенсий появился в результате длительных научных дискуссий. В юридической литературе высказывались различные точки зрения, но этому вопросу. Победило мнение ученых и законодателя о целесообразности введения социальных пенсий как института стабильного государственного обеспечения нетрудоспособных граждан.

Социальные пенсии впервые введены в законодательство о социальном обеспечении с 1 января 1991 г. Законом бывшего Союза ССР “О пенсионном обеспечении граждан в СССР”. Они сохранены и в Законе Украины. “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. Больше того, институт социальных пенсий усовершенствован, уменьшен возраст, с достижением которого назначаются социальные пенсии. Он теперь приравнен к общему пенсионному возрасту, а был на пять лет выше.

Социальные пенсии, как и трудовые, выплачиваются из Пенсионного фонда Украины. По имеющимся данным, на выплату социальных пенсий расходуется ежемесячно более 15 млн. грн .

Основанием назначения социальной пенсии является нетрудоспособность и отсутствие права на трудовую пенсию. К лицам, имеющим право на социальную пенсию, относятся инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет); дети (не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

В отличие от трудовых пенсий, размер которых определяется стажем, заработком, условиями труда, социальные пенсии учитывают только социальную незащищенность нетрудоспособных граждан.

Размер этих пенсий дифференцирован: от 30 до 200% минимального размера пенсии по возрасту. Социальные пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту назначаются: неработающим, нетрудоспособным мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а женщинам - 55 лет, и не приобретшим права на трудовую пенсию без уважительных причин. Лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды III группы, не приобретшие права на трудовую пенсию по уважительным причинам, имеют право на социальную пенсию в размере 50% минимальной пенсии по возрасту.

Социальные пенсии в размере 100% минимальной пенсии по возрасту назначаются инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет и детям (не достигшим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца. В таком же размере назначается социальная пенсия одному из родителей, если он (она) заняты уходом за детьми, не достигшим 8 лет и не работает.

Инвалидам I группы, матерям-героиням, которым присвоено звание «Мать-героиня», социальные пенсии назначаются в размере 200% минимальной пенсии по возрасту.

3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Утверждая и обеспечивая права и свободы человека (ст. 3 Конституции Украины), государство в законодательном порядке устанавливает гарантии осуществления и защиты этих прав, что имеет важное значение для их реализации. Каждый гражданин может рассчитывать на защиту со стороны государства своих субъективных прав.

Защита прав - разрешение споров между заинтересованными физическими, юридическими лицами, когда одна из спорящих сторон считает, что нарушены ее права. Формы и средства защиты прав, мера ответственности виновных лиц за их нарушение закреплены в нормативно-правовых актах .

Защита прав граждан на социальное обеспечение осуществляется в судебном и административном порядке, основанном на законах. Среди них ведущее место принадлежит Закону Украины “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. и принятых на его основе подзаконных актах (постановлениях Кабинета Министров Украины, инструкциях, приказах и разъяснениях Министерства труда и социальной политики Украины).

Согласно ст. 104 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” решение органа, назначающего пенсию, может быть обжаловано в районную государственную администрацию, органы местного самоуправления или в суд.

В современных условиях обращение к суду с иском, жалобой или заявлением - один из основных способов правозащиты. Правда, гражданам, особенно лицам пожилого возраста, порой сложно преодолеть психологический барьер обращения в суд.

Объектом обжалования являются действия тех органов социальной защиты и должностных лиц, в чью компетенцию входит решение соответствующих вопросов. Так, назначение пенсий по действующему законодательству отнесено к ведению районных (городских) управлений социальной защиты населения.

В суд можно обжаловать следующие решения органов социальной защиты:

1) об отказе в назначении пенсии или любого вида пособия;

2) о назначении пенсии не на тех условиях, на которые претендовал заявитель (например, пенсия назначена на общих условиях, а не в льготных размерах);

3) о назначении пенсии в конкретной сумме, когда заявитель не согласен с ее размером, порядком исчисления его стажа, заработка и соответственно пенсии;

4) действия работников органов Пенсионного фонда, связанные с задержкой выплаты пенсий, с прекращением выплаты пенсий, включая и взыскание невыплаченных сумм пенсий по вине органов Пенсионного фонда за прошлое время;

5) о перерасчете пенсии, а именно об отказе в перерасчете пенсии, о размере пенсии при перерасчете;

6) о переводе с одного вида пенсии на другой, включая отказ в переводе, о новом размере пенсии и т.д.;

7) об отказе установления стажа по свидетельским показаниям, о продолжительности установленного стажа и т.д.

В суд можно обращаться и по поводу установления фактов, необходимых для назначения пенсии, когда их невозможно подтвердить во внесудебном порядке. В частности, суд устанавливает факты регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти, отцовства, признания отцовства, несчастного случая на производстве.

Согласно ст. 6 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” гражданин вправе в судебном порядке оспаривать решение органа медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) о признании либо непризнании его инвалидом.

Законодательством установлен определенный порядок подачи и рассмотрения жалобы судом. Жалоба подается в суд в письменной форме. Она должна соответствовать требованиям ст. 137 ГПК Украины и содержать в себе:

фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес; наименование органа социальной защиты (должностного лица), чьи действия, решение обжалуется, а также место его нахождения; какой акт обжалуется и дата его вынесения;

обращался ли заявитель в вышестоящий орган социальной защиты, какое решение им было принято по жалобе; обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с решением органа социальной защиты, доказательства, подтверждающие его доводы и позицию; формулируется просьба заявителя (например, обязать районное управление социальной защиты назначить пенсию по возрасту в конкретном размере с зачетом в стаж всего времени работы по представленным документам).

К жалобе прилагаются ее копия, марка госпошлины, доказательства, подтверждающие обоснованность требований заявителя. Жалоба подается в суд либо самим гражданином, либо его уполномоченным представителем по доверенности. Жалоба подастся в суд по месту нахождения управления социальной защиты или по месту нахождения должностного лица, чьи действия обжалуются.

Порядок рассмотрения жалоб судом несколько упрощен с целью их более быстрого разрешения. Так, жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня подготовки дела к разбирательству (на подготовку отводится судье срок до 7 дней, который может быть продлен по сложным делам до 20 дней со дня принятия жалобы судьей).1

В судебное заседание приглашается руководитель органа социальной защиты, решение которого обжалуется.

Решение суда по жалобе выносится в зависимости от результатов проверки. Если суд признает обжалуемые действия неправомерными, то он выносит решение об удовлетворении жалобы. Суд обязывает орган социальной защиты совершить конкретные действия для устранения допущенных нарушений. Например, при установлении незаконности отказа в назначении пенсии суд обязывает орган социальной защиты назначить пенсию. При неисполнении решения следует обращаться в суд за принятием мер по статье 417 ГПК Украины. На виновное должностное лицо может быть наложен штраф в размере до двух необлагаемых минимумов доходов граждан и назначен новый срок для исполнения решения. Штраф взыскивается в доход государства. При неисполнении решения после наложения штрафа на должностное лицо размер штрафа может быть увеличен в три раза. Уплата штрафа не освобождает должностное лицо от обязанности выполнить предусмотренные решением суда действия.

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается вывод, что для нормального функционирования рыночной экономики Украины и успешного создания эффективного социально-защитного механизма является незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения;

Важным фактором, который определяет степень социальной защиты, является резкое снижение уровня экономического благосостояния экономически неактивной части населения (пенсионеров, инвалидов, безработных и др.). Потеря работы в связи с потерей трудоспособности приводит людей к нищете и безысходности. В наше время, время независимой Украины и развития рыночных и международных отношений требует серьезного подхода вопрос о социальной помощи и защите населения. Постоянное ограничение средств на социальные нужды сформировала сама идеологию динамики социального развития: социальная сфера не может улучшаться тогда и настолько, когда и сколько в государственном бюджете есть “лишних” средств. Другое дело, не пересматривая основ социальной политики, провести разовые компенсационные выплаты. Но, к сожалению, такая “забота” не только не влияет на благосостояние пенсионеров и нетрудоспособных граждан, а и не может компенсировать постоянно возрастающую инфляцию. Поэтому необходимы не локальные действия, а серьезные программы улучшения социального состояния отдельных категорий населения.

Поэтому развитие социальной помощи остается одним из важных направлений социальной политики и деятельности государства.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 - № 21 - Ст. 252;1994 - №45. - с 404, 406.

2. Ведомости Верховной Рады Украины, 1993. - № 45. - с. 425; 1995 - №44 - с. 329; 1996. - № 1. - с. 1;№ 3. - с. 11; 1997. - № 8. - с. 6

3. Ведомости Верховной Рады Украины, 1994. - № 4. - с. 18; 1995. - № 45. - с. 339; 1996. - № 3. - с. 11; 1997. - № 8. - с. 62.

4. Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины: (Науч.-практ. коммент. и сб. нормат. актов) / Сирота И. М., 4-е изд., перераб. и доп. - Х.: “Одиссей”: Фолио, 2003. - 687 с.

5. Сирота И. М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. - Х.: “Одиссей”, 2000. - 384 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственные пособия гражданам, имеющим детей. Пенсии как вид социального обеспечения. Условия назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям. Расчет размера трудовой пенсии. Процедура защиты прав на социальное обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2016

    Теоретические аспекты исследования правовых вопросов социальной защиты граждан, имеющих детей. Социальная защита как система мероприятий. Положение детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. Социальные пособия семьям в Астраханской области.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Понятие, задачи и правовые основы социального обеспечения. Условия назначения социальной пенсии, необходимые для ее оформления документы. Основания для выплаты и индексирование размеров социальных пенсий по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    История становления социального обеспечения. Социальные пособия и их виды. Правовые основы социального страхования в России и в зарубежных странах. Нормативно-правовые акты социальной защиты. Принципы социального обеспечения в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 18.12.2014

    Правовые основы социального обеспечения в РФ. Нормативно-правовые акты социальной защиты. Принципы социального обеспечения. Классификация социальных пособий. Пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по беременности и родам. Пособие по безработице.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2009

    Функции общественных организаций в области социальной защиты и обслуживания. Социальные пенсии, их виды и основание. Исчисление пенсий по инвалидности и за выслугу лет. Государственные органы социальной защиты населения. Пенсии по случаю потери кормильца.

    отчет по практике , добавлен 28.12.2014

    Становление и развитие законодательства России о правах ребенка. Особенности правового несовершеннолетнего. Гарантии прав социального обеспечения детей. Способы защиты прав несовершеннолетних граждан. Роль института омбудсмена по защите прав ребенка.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2017

    Специальный, страховой, непрерывный трудовой стаж. Объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Исчисление страхового стажа и его доказательства. Назначение пенсии по старости, пособия по нетрудоспособности, пенсии по выслуге лет.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Социальная защита детства, ее проявление в разных сферах жизнедеятельности: в семейных отношениях, образовании, среде обитания ребенка. Стандарты социальной защиты детства, опека, попечительство как ее формы. Материально-экономическая база защиты детства.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2013

    Субъекты правоотношений и государственная политика в области содействия занятости населения. Основные формы обеспечения занятости, предупреждение массовой безработицы, формирование основных принципов социальной защиты, осуществление анализа рынка труда.

УДК 364 (075.8)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

З.П. Замараева

Доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье содержится анализ нормативно-правового обеспечения современной системы социальной защиты населения. Автор определяет не только преимущества развития данной отрасли с позиции ее правового обеспечения, но и противоречия нормативного характера, являющиеся сдерживающим фактором в преобразовании существующей системы.

Ключевые слова: нормативно-правовой анализ; система социальной защиты; противоречия нормативного характера; федеральный уровень; региональный уровень; законодательство РФ; организационно-функциональное обеспечение

Устойчивое развитие общества, его способность надежно гарантировать высокую социальную защищенность являются фундаментальным критерием оценки многих научных доктрин и общественной практики. Данные обстоятельства актуализируют необходимость изучения специфики существующих норм и основных правовых механизмов формирования современной системы социальной защиты населения.

Актуальность проблемы, вызванная противоречиями в нормативно-правовом обеспечении деятельности современной системы социальной защиты населения, обусловила выбор темы, определили цель оформления статьи.

Как известно, социальная защита затрагивает сферу жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового развития общества и государства. Право на социальную защиту – признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

В отечественной научной литературе термин «социальная защита» относительно новый. Его появление обусловлено изменениями, происшедшими в общественном устройстве страны в 90-х гг. В условиях трансформации системы общественных отношений происходило активное формирование разных направлений жизнедеятельности населения и в первую очередь социального законодательства по вопросам социальной защиты.

Совокупность норм, определяющая эту деятельность, впервые была обозначена постановлением Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991 г.).

В последующем стратегия реформирования системы социальной защиты, отразившая позиции целого ряда политических деятелей, общественных организаций и формирований, нашла свое выражение в Конституции и законодательстве Российской Федерации.

Данные документы продекларировали переход от принципов всеобщего социального обеспечения к европейской системе социальной защиты, определив ее как государственную сферу, включающую в себя органы власти различных уровней, обеспечивающих государственную поддержку различным категориям людей, а также предприятиям и учреждениям. Решение определяемых Конституцией и законами Российской Федерации задач осуществляется, с одной стороны, через реализацию конституционных прав и социальных гарантий в сфере жизнеобеспечения населения, с другой – через создание условий для развития собственных ресурсных возможностей человека, направленных на самообеспечение.

Уже к середине 90-х годов были заложены основы законодательного регулирования социально-экономического положения отдельных объектов социальной защиты (пенсионеры, беженцы, инвалиды, пожилые граждане, вынужденные переселенцы и др.). В первую очередь эти законодательные акты устанавливали основы нормативно-правового регулирования в области социального обслуживания населения, а также осуществления государственной системы социальных гарантий.

Значительным событием в развитии данного процесса стала разработка и реализация национальной программы социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 годы. Ее принятие кардинально изменило существующую систему социальной защиты. Она предусматривала совершенствование государственных социальных гарантий, поддержку благосостояния семей с детьми, развитие новых социальных технологий, формирование сети специальных учреждений социального обслуживания, увеличение объема и расширение перечня оказываемых социальных услуг. Одновременно с этим осуществлялось формирование новых элементов социальной инфраструктуры, учреждений социального обслуживания граждан. При этом реорганизация концептуальных основ социальной защиты проводилась с учетом приоритета предоставления каждому конкретному человеку установленных государством социальных благ и гарантий его жизнеобеспечения.

Для ее реализации была создана необходимая нормативная база. Приняты федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Эти законы заложили основу для правоприменения прожиточного минимума при осуществлении мер социальной защиты населения, что обусловило вступление в силу целого ряда норм, реализация которых непосредственно связана с осуществлением социальной защиты населения. Актуальными были данные законы и для субъектов РФ, поскольку почти каждый регион страны относительно обособленно разрабатывал социальные стандарты, систему важнейших социальных индикаторов жизнедеятельности населения, используя при этом разные методики определения качества жизни, минимального прожиточного бюджета и т. п.

Это обстоятельство обусловило разработку своей нормативной базы по вопросам социальной защиты населения на региональном уровне, способствующей упорядочению процесса в данной области.

К сожалению, в условиях социальной дезадаптации общества и сужения возможностей самообеспечения активных социальных субъектов в региональном законодательстве значительную долю составили нормы, направленные на социальную защиту малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми). Нормативные документы были построены по единому образцу, они фиксировали право жителей регионов на получение разовой или постоянной помощи в случае, если совокупный душевой доход семьи, ниже установленного на территории прожиточного минимума. Отмечалось, что получателями помощи являются лица, ставшие малообеспеченными по не зависящим от них обстоятельствам. В ряде законов ограничен круг получателей помощи.

Несмотря на очевидные достоинства нового социального законодательства, оно не отвечало современным требованиям развитого общества. Во многом только что принятые законы носили декларативный отсылочный характер к тем нормативным актам, которые еще не приняты и, как следствие, не имели прямого действия. В конечном итоге такая практика снижала уровень социальной защищенности граждан и эффективность процесса становления отрасли.

Появилась потребность в новом механизме государственного правового регулирования в социальной сфере, который позволил бы обеспечить баланс между федеральным и региональным законодательством. При этом предстояло активнее задействовать все уровни социальной защиты населения (федеральный, региональный, местный), определить по каждому из них задачи, полномочия, механизмы реализации, источники финансирования.

Упорядочению данного процесса способствовало внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В результате социальная защита населения выведена из сферы компетенции органов местного самоуправления, основная социальная нагрузка и ответственность возложена на властные региональные структуры.

Кроме того, принятые в 2005 году федеральные законы №122 и №141 внесли кардинальные изменения в социальное законодательство России. Были заменены такие, уже ставшие привычными для россиян, понятия «права», «льготы» новым определением – «монетизация льгот». В соответствии с документами льготные категории населения с января 2005 года вместо натуральных льгот стали получать по желанию денежную компенсацию, так называемый социальный пакет, включающий 450 руб. на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, стоимость проезда в пригородных электропоездах.

Развивая и конкретизируя положения Конституции в области социальной защиты, социальное законодательство пока не смогло в равной степени полноценно решить этот вопрос. Одним из существенных противоречий социального законодательства является и тот факт, что большинство федеральных законов не обеспечено реальным финансированием.

Наиболее острой проблемой, серьезно влияющей на процесс формирования и развития новой системы, стали противоречия нормативного характера.

Во-первых, проблема разграничения полномочий в области социальной защиты. В законах зачастую использовалось обобщенное понятие «органы государственной власти» без выделения федерального и субфедерального уровней. Отсутствовала регламентация оказания видов социальной защиты населению, не было указания на компетенцию каждого уровня управления в организации социальной защиты, равно как и в части объема социальных услуг и социальной помощи, качества социального обслуживания, что, безусловно, сказывалось на реализации социальных гарантий гражданам России.

Во-вторых, требовали отдельного согласования многие направления совместной деятельности в сфере социальной защиты, которые были отнесены к предметам совместного ведения между федеральным центром и регионами, до момента изменения законов.

Одним словом, предполагались серьезные преобразования на федеральном и региональном уровнях существующих законов и нормативных актов по социальной защите населения для приведения в соответствие социального законодательства. В сложившейся правовой ситуации не исключены были «конфликты», когда старые нормы вступят в противоречие с новым законодательством.

Возникала реальная необходимость уточнения правового поля и границ компетенции в условиях разграничения полномочий формирующейся системы социальной защиты.

Таким образом, в современном российском обществе сложилась тенденция, свидетельствующая о бессистемном и противоречивом нормативно-правовом обеспечении формирующейся системы социальной защиты населения, не соответствующая уровню развития российской и международной нормативной практики. Противоречия нормативно-правового характера обусловили необходимость периодического обновления и уточнения правового механизма по мере изменения социально-экономической ситуации в стране.

Библиографический список

    Григорьянц Г.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М.: МГСУ «Союз», 2004. 392 с.

    Замараева З.П. Социальная защита / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. С. 101.

    Калашников С.В. Становление социального государства. М.: Экономика, 2003. 159 с.

    Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2004. 456 с.

    Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М., 2006. 213 с.