Реформа военных судов в году. К каждой выявленной проблеме эксперты предлагают свой вариант решения

В следующем году в стране грядут серьёзные перемены. Во времена кризиса необходимо оптимизировать все социальные стандарты, а также реформировать работу важных ведомств. Правительство проводит чёткую линию по которой будут проходить изменения и затронут они практически все население страны. Популярность решений под сомнением, однако для поднятия уровня жизни нужно идти на определённые жертвы, однако это не значит, что тем, кто нуждается государство не поможет. Отнюдь, все делается как раз для выравнивания социального положение. Реструктуризация затронет военнослужащих, судебную систему, Роспотребнадзор и . Улучшение работы всех ведомств одна из ключевых задач для власти. Также, давно назревало реформирование в пенсионной системе. Чего нам ждать и какие произойдут реформы в 2017 году узнаем поподробнее.

Пенсионная реформа в 2017 году

Старт прошлого года ознаменовался для людей, которые близки к пенсионному цензу важными событиями. В Думе не единожды говорили о переменах, связанных из заслуженным отдыхом после трудовой деятельности. Длительный период чиновники подавали законы, но принять многие не решились. Однако, есть абсолютная уверенность в обязательном реформировании пенсионной системы, но как это сделать непонятно, учитывая, что скоро стартует предвыборная компания и увеличение ценза пенсионерам весьма непопулярная затея. Пойти на риск в государстве не захотели, но очевидно, что в следующем году нововведение не избежать.

На данный момент известны некоторые факты по последним новостям о пенсионной реформе в 2017 году, а именно увеличение возраста пенсионерам. Глава государства успокоил, заявив, что увеличивать возраст в этом году не станут, но в планах обязательно стоит проведение данного реформирования. На данный момент обсуждается увеличение пенсионного ценза на один год для женского пола и на два для мужского. Тем не менее, в Думе есть те, кто полагает, что это крайне мало и нужно увеличить выход на пенсию на целых пять год, объясняя это тем, что бюджет наполнится от такого нововведение на целых сто пятьдесят миллиардов рублей.

Опираясь на кризис, очевидно, что государству нужно экономить и чем больше, тем лучше. Индексирования пенсии, её накопительная часть и уменьшения объёма соцвыплат до сих пор неизвестные вопросы на следующий год. Самим народным избранникам, в прошлом году постановили, что пенсия в следующем составит для них четырнадцать тысяч рублей. На данный момент, женщины выходят на после трудовой отдых в пятьдесят пять, а мужчины в шестьдесят лет. Отдельной группе людей, пенсионного возраста положены выплаты по рассчитанным коэффициентам, основанным на годах рабочей деятельности:

  • в прошлом году коэффициент был пять с половиной, что ровно шести трудовым годам;
  • в этом году цифру подняли к девяти баллам, а это уже семь лет на работе;
  • в следующем году показатели вырастут почти к одиннадцати с половиной, что составит восемь лет.

Людям, у которых нету подтверждения их трудового стажа по установленной форме, получат выплаты в минимальной сумме за возрастным ограничением.

Пенсионный возраст постепенно начнут повышать начиная с 2017 года

Реформа МВД в 2017 году

Изменения в следующем году затронут и структуру МВД. Планирует уменьшить кадры на определённую цифру. Какую еще не известно, но нововведение планировалась уже давно правительством и пути назад не предусматривается. Число служащих, которые попадут под увольнение будет около ста десяти тысячи людей. Идею предложил Минфин, полагая, что казна наполнится благодаря подобному реформированию. Учитывая финансовое положение в стране, на полицию с прошлого года выделили на сто миллиардов рублей менее суммы, которая выделялась за все периоды ранее.

За словами выше поставленных чиновников, реформа МВД в 2017 году коснется десяти процентов служащих, что равно цифре около миллиона человек. При этом многие в Думе не разделяют подобные мнения, ведь количество работающих во внутренних органах существенно снизилось уже пять лет назад. Всего уволить пришлось тридцать пять процентов людей в полицейской форме, еще десять процентов сокращений и число будет нести крайне негативный характер для структуры. Государство не учитывает факт, что кризисное положение вызвало большой поток криминала, а если еще уменьшить число служащих можно столкнутся с огромным ростом преступной деятельности. Нововведение не будет распространяться на служащих в Крыму, Чукотке и Ямало-Немецком регионе.

В 2017 году планируется сокращение около 100 тысяч сотрудников МВД

Реформирование не тронет людей из низшей иерархии полиции, то есть по идее увольнять участковых и патрульных не должны. Специалисты считают, что взамен сокращению можно прекратить набор молодого штата после выхода на пенсию сотрудников постарше и таким образом удастся выровнять ситуацию без лишения людей работы. Глава МВД уточнил, что рассматриваться реформа будет ввиду положение дел в каждом округе страны по отдельности, указав на то, что уровень преступности будет учитываться в первую очередь при подходе к нововведению. Сама идея уменьшения служащих в органах посеяла «шквал» негодования среди начальников многих структурных организаций. Появилась точка зрения, что подобные меры подорвут экономическую и структурную систему, ввиду не способности государства её защитить. К примеру число служащих в охранных ведомствах сократится на сорок три тысячи людей. Такое количество кадров охраняет двести шестьдесят два пункта, а всего их начисляется свыше трёх с половиной тысяч.

Руководители правоохранительных структур дали обещания, что проблему решат путём оптимизации, но, когда точно не дали понять. Отметим, что по реформированию количество МВДшников в этом году составляет один миллион сто семьдесят два человека, а именно:

  • работающих в МВД начисляется 835 825 человек;
  • гражданских служащих 5 123 человека;
  • остальные группы начисляют 162 224 людей в форме.

В любом случае перед правительством стоит непростая задача при оптимизировании состава такого важного органа и нужно учесть большое количество факторов.

Реформа Роспотребнадзора в 2017 году

Стартует решительная реформа Роспотребнадзора в 2017 году. Начиная с периода 2008-2016 количество контроля уполномоченных структур над бизнесменами уменьшилась в четырежды. В этом году цифра визитов по сравнению с прошлым годом уменьшилась на тридцать процентов, при этом уже отменили шестьдесят три с половиной тысячи ревизий, за словами экспертов такой рискованный подход поможет предпринимателям сохранить близко триллиона рублей.

У ведомства высказались, что формат ревизий будет нацелен на самые подозрительные предприятие. Также за основу взято уменьшение административного ограничения. За прошлый год поступало много жалоб о нецеленаправленных действиях ведомства в отношении предпринимателей. На данный момент количество ревизий конкретно не понизилось и сейчас лишь зарождается рискованный подход по разбирательствам, большинство из которых будут направлены на бизнес с высокой долей риска, а особенное торговые отношения. Ростпотребнадзор уже сейчас сократил свои ревизионные визиты и вывел со списка потенциально опасных сорок восемь процентов предприятий. На данный момент происходит сто тридцать разновидностей контрольных мероприятий и каждый год осуществляется два миллиона проверочных визитов.

С апреля этого года утвердили реформирование, которые коснутся и малого бизнеса. Сейчас государственные структуры занимаются избирательной системой, относительно проверок в следующем году. Планируется уменьшение ведомств и слитие их в одно целое за методом функционирования. Такой подход поможет уменьшить расходную часть на двадцать процентов относительно ревизий. Задачей ведомств будет проверка лишь по самым важным элементам.

Бизнесмены давно мечтали о реструктуризации ревизионных визитов и при этом власти поощряют их желание. Глава государства выдал законопроект о запрете в течении трёх годов проверок относительно малого бизнеса. А именно ревизий, не связанных с налоговой системой или административной. Однако освобождены от проверок будут те, кто не получил штрафы в течении трёх лет и запрет не относится к контролю вне плана. Также ведомствах дало указание на уменьшение административных, правоохранительных и других видов притеснения бизнеса, благодаря чему улучшится ситуация для бизнесменов и появятся возможности инвестирования капитала в страну. Снисходительное отношения к предпринимательской деятельности очень важный метод политики правительства.

Существует и ряд других инициатив. Планируется закон лишь об одной форме наказания бизнесмена за первый нормативный проступок. Также, есть мнения не прибегать к уголовному кодексу если предприниматель совершает нарушение закона в первый раз, но возместив все средства. Реформа Госспотребнадзора в 2017 году призвана восстановить доверие бизнесменов к государственным ведомствам.

Судебная реформа в 2017 году

ФССП в следующем году ждут реформирования. Минюст планируют увольнять тех работников, которые не являются дипломированными специалистами в экономических и юридических специальностях. Под эти меры могут попасть двадцать пять процентов всех работников. За оценками в областях количество приставов не превышает три сотни. В ФССП беспокоятся, что нововведение помешает делать сотрудникам свою работу качественно.

Реформа - это идея лично от Главы государства. Закон немного изменит суть прошлой законодательной нормы. Нововведение номер один будет назначение судебных приставов в ранг госслужащих. У них будет весь пакет льгот, но лишь тем, у кого есть соответствующее образование. Работникам, не попавшим под требования, грозит сокращение или переведение в статус помощников. Минюст высказывает точку зрения, что эти должности займут студенты пока не доучатся, а в будущем они могут рассчитывать на должность исполнительного пристава. Это поможет повысить реноме должности, что повлияет на престиж профессии. Еще шанс получить работу получат юристы, которых уволили в результаты реформы МВД.

В 2017 году под увольнения попадут судебные приставы без профильного образования

В Госдуме есть мнение, что реформа не принесет результатов. Помощники получают маленькую зарплату по сравнению со всеми остальными структурами, что повлечет большую смену кадров на уровне восьмидесяти процентов, приставы также не могут похвастаться большой заработной платой, по сему сокращения не лучший выход реформирования системы. Поначалу необходимо увеличить должностной авторитет, подняв зарплату и улучшив условия труда. Опять-таки есть заявления что Глава государства не давал распоряжения увольнять работников МВД и ФССП, а всего на всего дал указание уменьшить расходную часть бюджета, а ведомства решили просто начать процесс сокращения.

Со следующего года приставам разрешается брать часть средств, которые они изъяли. Эти деньги потратят на награды тем работникам судовой системы, которые профессионально выполнили свои обязательства. Законопроект находится в стадии разработки.

Сейчас у приставов есть возможности для распоряжения правами автомобилистов. Пристав имеет право забрать их у тех, кто сильно задолжал, при чем без судебных разбирательств, уже на основе беседы тет-а-тет. Дальше дело за органами ГИББД, которые отбирают права пока задолжавший не возместит все средства. Судебная реформа в 2017 году предполагает увеличение власти ФССП. Тем, кто не платит приставы могут отменить доступ к некоторым услугам, таким как сдача прав или возможность зарегистрировать автомобиль.

Таким образом, мы рассмотрели самые масштабные реформы на грядущий год, разобравшись с вопросами, что ожидает пенсионеров, сотрудников силовых структур, бизнесменов и работников судебной системы.

Публикации, 08:58 17.07.2017

© РАПСИ

Верховный суд предложил формулу независимости судебных решений

Контекст

Пленум Верховного суда (ВС) РФ 13 июля одобрил законопроект о создании в системе общей юрисдикции пяти отдельных апелляционных и девяти кассационных судов. Практику обжалования судебных решений в них планируется унифицировать с действующей системой арбитражных судов.

В последнее время актуальность судебной реформы стала обсуждаться с новой силой. Акцент на ее востребованности ставит как общественность и бизнес-сообщество, так и президент. Полтора месяца назад Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума уделил особое внимание .

Практически все обсуждаемые на недавнем форуме стратегии социально-экономического развития страны неизменно включают в себя план судебной реформы и, в первую очередь, укрепление независимости судебной системы. В этом контексте, решение последнего пленума ВС может стать важнейшим событием лета государственной важности.

Спустя чуть более месяца после экономического форума пленум ВС принял предложенный председателем ВС РФ Вячеславом Лебедевым план реформ, который очевидным образом заточен под решение не только профильных задач, но и экономических проблем страны.

Намерение авторов изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" создать экстерриториальные инстанции соответствует давнему общественному запросу на разрыв возможных связей между судами и региональными властями. Такое решение позволит повысить независимость судебных решений, что, по мнению экспертов, должно благотворно отразится на инвестиционном климате.

Авторы законопроекта, в частности, предлагают исключить из компетенции президиумов судов субъектов полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам. Такая реорганизация призвана обеспечить баланс между независимостью судов и иерархичной структурированностью судебной системы.

Суды общей юрисдикции заимствуют успешный опыт реформы системы арбитражных судов,

Планируемые изменения

Идея унифицировать работу судов общей юрисдикции на основе системы арбитражных судов поднималась неоднократно на протяжении всех лет . Коммунисты даже вносили соответствующую поправку во время обсуждения проекта реформы в Думе, однако она была отклонена.

В арбитражной системе РФ действуют 21 апелляционных и 10 окружных кассационных арбитражных судов, границы которых не совпадают с административно-территориальным делением: такая «нарезка» была введена Высшим арбитражным судом, чтобы исключить зависимость от административной вертикали. С 2006 по 2015 (год упразднения ВАС) годы юристы регулярно отмечали, что после реформы независимость арбитражных судов и судей от местных властей значительно увеличилась.

Объективные основания для смены системы заключаются в том, что сейчас апелляционная и кассационная инстанции сосредоточены в судах субъектов РФ. Там обжалуются решения районных судов из этого же субъекта. Обе инстанции входят в общую структуру суда и даже располагаются в тех же зданиях, что и городские, и областные суды. «Инстанции разные, но суд-то - один коллектив. Поэтому резонно каждую инстанцию разделить, чтобы она была самостоятельной», - объясняетЛебедев.

Другой проблемой является неравная система обжалования, действующая сейчас внутри судов общей юрисдикции. Для обжалования решений райсудов существует апелляционная (областные суды) и две кассационные инстанции (президиум областных судов и ВС). А для ряда категорий дел, которые рассматривают по первой инстанции суды субъектов РФ апелляционной инстанцией является коллегия ВС, а кассационные вообще не предусмотрены.

В принятом пленумом варианте конфигурация уравнивается. Кассационные суды получат право рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые районными судами, жалобы на решения областных судов и на решения апелляционных судов. Таким образом, кассационные суды станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов и полностью заменят президиумы областных, районных и других судов. Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

За президиумами же областных судов сохраняются полномочия по обобщению судебной практики, т.е. на информационно-разъяснительную работу. Однако, давать разъяснения, обязательные к исполнению другими судами, сможет только Верховный суд. Таким образом достигается единство судебной практики и реализуется принцип правовой определенности.

Областные суды, в целом, продолжат пересматривать дела в апелляционном порядке. Новые апелляционные суды получат только часть их полномочий: в частности, рассмотрение частных жалоб на определения судов субъектов и самого ВС. Это исключит ситуацию, при которой проверка судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

Из ведения ВС как высшего судебного органа будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов. «Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам», - объяснил это решение секретарь пленума, судья ВС РФ Виктор Момотов. По его словам, ВС должен «сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой».

Оптимизация

Другой актуальной задачей проекта является оптимизация судебной нагрузки на судей: перераспределение полномочий внутри системы и сокращение загруженности самых востребованных судей. В частности, зампреды региональных судов лишатся полномочий по формированию составов для рассмотрения конкретных дел.

Не будет таких полномочий и у зампредов вновь создаваемых судов. Планируется внедрение электронной системы распределения дел, позволяющей делать это без учета «человеческого фактора», что должно заметно способствовать независимости и объективности судей при рассмотрении дела.

По предварительным оценкам, для обеспечения кадрами кассационных судов потребуется 723 судьи, для работы апелляционных судов - 181 судья. Обеспечивать их деятельность должны 2049 и 362 работника аппарата, а также 143 и 30 сотрудников охраны.

Как следует из финансово-экономического обоснования, реформа обойдется приблизительно в 4,4 млрд рублей. На создание кассационных судов потребуется 3,6 млрд рублей. Сумма не окончательная, предупреждают в Верховном суде: многое будет зависеть от параметров реформы, которые еще обсуждаются.

Сумма эта не настолько велика, как может показаться, если учесть, что в целом, цена накопившихся проблем судебной системы, по оценке гендиректора судебного департамента при ВС РФ Александра Гусева, сделанной в декабре 2016 года, составила не менее 50 млрд рублей.

«Но мы понимаем проблемы бюджета, поэтому все задачи стараемся решать в рамках средств, которые нам готова предоставить казна», - отмечал тогда Гусев. Поэтому введение апелляционных и кассационных судов планировалось сделать за счет перераспределения уже имеющихся средств.

Поэтому сейчас ВС выбирает города для создания новых судов, исходя из наличия зданий для их размещения. Кассационные суды ВС предлагает открыть в московском здании управления суддепартамента, в бывшем здании петербургского горсуда. В Калуге, Казани, Краснодаре, Перми, Кемерово новые суды предлагается разместить в здании арбитражных судов. А во Владивостоке - в здании Дальневосточного университета. Для размещения апелляционных судов предлагается Cанкт-Петербург, Воронеж или Иваново, Краснодар или Сочи, а также Нижний Новгород и Томск.

Предпосылки проекта

Председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников называет проект создания кассационных окружных судов «большой антикоррупционной мерой». Вероятно, имеется в виду признаваемый большинством экспертов факт копирования текстов судебных решений надзорными инстанциями. Поэтому ошибки, которые Крашенинников называет эффектом «замыливания глаза», больше шансов исправить при увеличении инстанций для обжалования, которые проверяют законность и обоснованность приговора.

Но гораздо большее значение, как показывает мировой опыт, в этом вопросе имеет не количественные, а качественные изменения. К последним следует причислить долгожданное создание экстерриториальных инстанций. Необходимость внедрения их в систему общей юрисдикции активно обсуждается в профессиональном сообществе уже более десяти лет, являясь одной из наиболее чаемых идей судебной реформы.

В частности, в 2013 году в интервью «Российской газете» полпред правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский и советник председателя Конституционного Суда РФ Тамара Морщакова называли организацию по экстерриториальному принципу судебных территорий, не совпадающих с административно-государственным делением, как одну из важнейших мер по устранению факторов зависимости судов и судей.

«Данный подход к устройству судебной системы, известный из дореволюционной российской истории и апробированный в последнее двадцатилетие в арбитражных судах, где судебные округа охватывают территории нескольких субъектов федерации, позволил бы также создать и в системе судов общей юрисдикции самостоятельные апелляционные и кассационные инстанции. Это усилило бы их эффективность при проверке судебных актов, способствовало бы преодолению сращивания судов с региональной властью и органами уголовного преследования. Были бы обеспечены существенно большие возможности оспаривания судебных приговоров и решений за пределами субъекта федерации, а также затруднено использование административного ресурса для влияния на суд», - писали тогда Барщевский и Морщакова.

Следующим шагом реформы они предлагали создание по экстерриториальному принципу самостоятельной административной юрисдикции, отделенной как от уровня местной власти, так и от органов власти субъектов РФ.

А в октябре 2015 года в своей лекции о судебной реформе один из авторов Конституции проректор МГУ Сергей Шахрай называл первым «невыученным уроком» «независимую нарезку» судебных округов.

«Судебная реформа 1864 года сознательно «разводила» границы судебных округов с границами губерний. Этот подход обеспечивал независимость судов от губернских властей. В современной России этот принцип не действует - суды общей юрисдикции полностью вписаны в границы субъектов федерации», - объяснял Шахрай.

Так что организация по экстерриториальному принципу судебных территорий станет не только важным шагом в развитии судебной реформы, но и позволит создать историческую связь с наилучшими разработками именно отечественной судебной системы дореволюционной эпохи.

Перспективы проекта

Поправки в законы должны вступить в силу 1 июля 2018 года. Однако сроки могут отодвинуться, в случае изменения концепции, после того, как законопроект внесут в Госдуму осенью. Сейчас его направят на согласование в правительство и другие заинтересованные ведомства. Вряд ли следует ожидать каких-либо препятствий для принятия этой инициативы, которую одобрил Путин еще в прошлом году, но усовершенствования, судя по всему, планируются.

Уже обсуждается идея постепенного повышения госпошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб. Сейчас она фиксированная и составляет 150 рублей для физлиц и 3000 рублей для компаний. Ее можно привязать, например, к цене иска для состоятельных участников споров. Момотов предлагает предоставить суду возможность снизить пошлину исходя из обстоятельств, чтобы сумма оставалась подъемной для обычных граждан.

Среди возможных и желательных изменений в проект эксперты называют контроль за «пропиской» судей. При переходе судей в апелляцию или кассацию во избежание коррупционной составляющей их желательно назначать не в соседний регион, а подальше.

Также, в качестве обязательного следующего шага реформы, напрашивается плавный переход к профессиональному представлению интересов в апелляции и кассации.

В последнее время судебная реформа стала обсуждаться с новой силой. В ней заинтересовано как бизнес-сообщество, так и власть. В начале прошлого месяца президент России Владимир Путин на полях Санкт-Петербургского международного экономического форума уделил особое внимание преобразованиям в судебной системе страны.

ПО ТЕМЕ

Одной из основных целей реформы является укрепление независимости судебных органов. Спустя месяц после экономического форума в северной столице пленум Верховного суда принял предложенный его председателем Вячеславом Лебедевым план реформ, который нацелен на решение не только актуальных вопросов судебной сферы, но и ряда общероссийских экономических проблем.

Планируется внести изменения в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в целях унификации работы судов общей юрисдикции на основе системы арбитражных судов. Сейчас в отечественной арбитражной системе действуют 21 апелляционных и 10 окружных кассационных арбитражных судов, причем их границы не совпадают с административно-территориальным делением.

Юристы неоднократно отмечали, что это позволило укрепить независимость органов правосудия от властей на местах.

Поэтому есть все основания полагать, что приведение структуры судов общей юрисдикции к арбитражной системе позволит укрепить ее независимость и доверие со стороны общества. Пока же апелляционная и кассационная инстанции сосредоточены в судах субъектов. Там же обжалуются решения районных судов этого же региона. Обе инстанции являются составной частью общей структуры и даже располагаются в тех же зданиях, где находятся областные и городские суды. "Инстанции разные, но суд-то – один коллектив. Поэтому резонно каждую инстанцию разделить, чтобы она была самостоятельной", – пояснил Лебедев.

Кроме того, проблемой является неравная система обжалования, которая действует внутри судов общей юрисдикции. Для обжалования решений районных судов существует апелляционная и две кассационные инстанции, а для некоторых категорий дел, которые рассматриваются в первой инстанции судами субъектов апелляционным органом является коллегия Верховного суда, а кассационных нет вообще.

В варианте реформы, принятом пленумом ВС, конфигурация уравнивается. Суды кассации получают право рассматривать жалобы на вступившие в законные силу акты районных судов, жалобы на решения областных судов и на решения апелляции. Это значит, что кассационные органы станут единой инстанцией на этом уровне для районных судов и мировых судей, полностью заменив президиумы районных, областных и прочих органов правосудия. Президиумы же сохранят полномочия по информационно-разъяснительной работе.

Областные суды продолжат пересматривать дела в апелляционном порядке. Новые органы апелляции получат определенную часть их полномочий: рассмотрение жалоб на определения судов субъектов и самого Верховного суда.

Это позволит избежать ситуации, когда проверка судебного акта осуществлялась в том же суде, где дело рассматривалось в первой инстанции.

Не менее важной задачей является оптимизация судебной нагрузки на судей. Перераспределение полномочий в рамках реформы существенности сократит загруженность самых востребованных служителей Фемиды. К примеру, зампреды региональных судов будут лишены полномочий по формированию составов для рассмотрения определенных дел. По некоторым оценкам, для обеспечения кадрами кассационных судов будут нужны 723 судьи, а для апелляции – 181 судья. Обеспечивать их должны более двух тысяч работников аппарата и сотрудников охраны.

В настоящий момент Верховный суд определяется с городами размещения новых судебных органов, исходя из наличия зданий и помещений для этих целей. По всей видимости, кассационные инстанции ВС будут открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Казани, Перми, Кемерово, Владивостоке и других городах. Новые апелляционные суды появятся в Санкт-Петербурге, Воронеже или Иваново, в Сочи или Краснодаре, а также в Нижнем Новгороде или Томске.

Как отметил ранее глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, проект создания кассационных округов является "большой антикоррупционной мерой".

Реализация реформы является ответом ВС на запрос экспертного сообщества, которое обсуждает эту меру уже около 10 лет. "Это усилило бы их эффективность при проверке судебных актов, способствовало бы преодолению сращивания судов с региональной властью и органами уголовного преследования. Были бы обеспечены существенно большие возможности оспаривания судебных приговоров и решений за пределами субъекта федерации, а также затруднено использование административного ресурса для влияния на суд", – писали еще в 2013 году полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский и советник председателя Конституционного Суда России Тамара Морщакова.

Ожидается, что поправки вступят в законную силу 1 июля следующего года. В Госдуму законопроект должен быть внесен уже этой осенью. Вполне возможно, что нормативно-правовой акт претерпит некоторую коррекцию. По мнению экспертов, одним из главных ожидаемых изменений является контроль за "пропиской" судей.

При этом стоит отметить, что на этом дальнейшая реформа судебной системы не закончится. Ее оптимизация может быть продолжена, к примеру, возвращением к вопросу создания отдельных судебных учреждений административной юстиции с лишением органов исполнительной власти функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В последнее время в юридическом сообществе с новой силой стала обсуждаться необходимость судебной реформы. На Петербургском экономическом форуме В. Путин уделил особое внимание этому вопросу. И вот Пленум ВС РФ 13 июля 2017 года поддержал законопроект о создании отдельных кассационных и апелляционных судов в системе общей юрисдикции. В соответствии с этим законопроектом в России должны появиться новые отдельные суды для рассмотрения апелляций и кассационных жалоб. Попробуем разобраться, решит ли это все проблемы правосудия.

Перемены назрели давно

В качестве образца для создания новых судов взята арбитражная система. В настоящее время в Российской Федерации существуют отдельные апелляционные и кассационные арбитражные суды, ответственность которых распространяется на округа, не совпадающие с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Такую же систему хотят ввести и в отношении судов общей юрисдикции, поскольку, по мнению инициаторов реформы, отделение апелляционных и кассационных судов от судов первой инстанции будет способствовать улучшению работы судебной системы.

Современные российские суды сталкиваются со множеством проблем, и одна из наиболее насущных – сосредоточение трех различных инстанций (первой, апелляционной и кассационной) в рамках одного суда (областного суда). Необходимость реформирования российской судебной системы назревала давно.

Спустя годы обсуждения этого вопроса в экспертном сообществе Верховный Суд Российской Федерации, наконец, решился на поддержку законопроекта, который может коренным образом изменить существовавшую долгое время систему апелляций и кассаций, внедрить более современную систему организации судебного производства.

Повышение независимости судей

Главным плюсом судебной реформы называют повышение реальной независимости судебной системы в случае создания отдельных апелляционных и кассационных судов. Сейчас в качестве апелляционной инстанции для районных судов выступает областной суд, его президиумом рассматриваются и кассационные жалобы. Таким образом, областной суд сочетает в себе первую, апелляционную и кассационную инстанции. Как правило, большинство дел рассматриваются в суде одного и того же региона. Это обстоятельство способствует сохранению значительной зависимости судов от местных правоохранительных органов, органов власти и управления.

Поскольку властные структуры в регионах обладают достаточно серьезным влиянием, в том числе и на правоохранительную систему, на органы правосудия, областные суды при рассмотрении апелляций и кассационных жалоб вынуждены считаться с их мнением. Представителям экспертного сообщества хорошо известно, с какими сложностями сталкиваются граждане и организации, пытаясь выиграть в суде дела против местных властных структур. Зависимые от региональной власти судьи не рискуют идти против течения и принимают решения таким образом, что власть всегда остается правой, а граждане оказываются не в состоянии добиться справедливости.

Естественно, что судьи, которые могут поддерживать неформальные отношения с представителями местных правоохранительных структур, включая следственные органы, могут рассматривать дела недостаточно объективно, выносить решения, исходя из заинтересованности некоторых лиц или структур. В результате создаются оптимальные условия для зависимости судов от властных органов, что обеспечивает пристрастность судей при вынесении приговоров. Учитывая, что и апелляции рассматриваются в пределах одного региона, существенно усложняется возможность добиться пересмотра принятого первой судебной инстанцией решения, удовлетворения кассационной жалобы.

Все эти обстоятельства отнюдь не способствуют повышению реальной эффективности работы отечественной судебной системы. Пристрастные решения областных судов по апелляциям приводят к тому, что недовольные этими решениями стороны обращаются в Верховный Суд РФ, который достаточно часто отменяет решения нижестоящих инстанций, демонстрирующих пристрастность и заинтересованность в определенном исходе дела. Это обстоятельство, в свою очередь, отнюдь не способствует повышению авторитета судебной системы в восприятии российской общественности.

Именно из соображений повышения реальной независимости судов при рассмотрении апелляций и кассаций и было принято решение о создании совершенно отдельных апелляционных и кассационных инстанций. Стоит отметить, что даже границы новых судебных округов не зависят от привычного административно-территориального деления – новые суды будут носить межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от региональных властей. Более того, границы судебных округов апелляционных судов и кассационных судов также не будут совпадать друг с другом. За основу разграничения территориальных зон ответственности апелляционных и кассационных судов будут взяты принцип доступности для граждан и принцип равномерного распределения судебной нагрузки.

Независимость апелляционных и кассационных инстанций приведет к тому, что повысится реальная результативность работы судебной системы. Выносимые решения станут более объективными, что в конечном счете пойдет на пользу не только самой судебной системе Российской Федерации, но и всем физическим и юридическим лицам, участвующим в судебных процессах.

Борьба с коррупцией и снижение загруженности судов

Создание апелляционных и кассационных судов – это еще и серьезная антикоррупционная мера. Известно, что коррупция в органах правосудия является для современной России очень острой проблемой. Путем одних лишь карательных мер ее не решить, тем более что действующая модель организации судебной системы, когда в областном суде сосредотачивались и первая инстанция, и апелляция, и кассация, вполне благоприятствует формированию коррупционных связей.

Однако если разделить функции, прежде выполнявшиеся областными судами, то многие коррупционные цепочки окажутся разорванными, будут созданы серьезные препятствия для коррупционных схем, поскольку апелляции и кассации будут рассматриваться в других регионах отдельными судами, не связанными с первыми инстанциями.

Следующий безусловный плюс готовящейся судебной реформы – снижение загруженности российских судов, в первую очередь – областных судов, которые в настоящее время выполняют функции трех инстанций – первой, апелляционной и кассационной. Президиумы областных судов занимаются рассмотрением кассационных жалоб помимо выполнения прочих функций. Кроме того, загруженным оказывается и Верховный Суд РФ.

Создание целой системы отдельных апелляционных и кассационных судов, таким образом, освободит суды от необходимости рассмотрения апелляций и кассационных жалоб. У судей появится больше свободного времени, соответственно возрастет оперативность и улучшится качество рассмотрения дел в судах первой инстанции. Позитивно отразятся нововведения и на качестве рассмотрения апелляций и кассаций.

Кадровый вопрос остается актуальным

Судебная реформа оставляет за собой и целый ряд вопросов. Во-первых, понятно, что ее реализация на практике потребует появления новых судей в апелляционных и кассационных судах. Судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции. То есть придется найти почти тысячу новых судей. Если это будут судьи, переведенные из других судов, то кто заменит их на местах? Если это будут молодые судьи, только приступившие к выполнению судейских полномочий, то им предстоит набираться опыта, учиться на собственных ошибках.

С другой стороны, в России, как известно, достаточно много людей с высшим юридическим образованием, в том числе и тех, кто теоретически мог бы быть принятым на работу в органы правосудия. Поэтому не исключено, что кадровая проблема, о которой говорят многие эксперты, в действительности не является столь масштабной и стране удастся покрыть потребность кассационных и апелляционных судов в судьях. Но многие эксперты считают, что массового набора граждан на судейские должности ожидать не стоит. Скорее всего, вопрос будет решен посредством перераспределения кадров из уже существующих судов. Поскольку определенные суды будут освобождаться от дополнительной нагрузки, часть судей может быть направлена переводом на работу в кассационные или апелляционные суды. Впрочем, это не освободит вновь назначаемых судей от необходимости прохождения процедур проверок при назначении на должности в апелляционных или кассационных судах.

Для минимизации коррупционной составляющей в деятельности кассационных и апелляционных судов можно порекомендовать использовать принцип «максимальной отдаленности» при назначении новых судей. Например, в апелляционные и кассационные суды, расположенные на юге России, можно назначать судей из судов Сибири и Дальнего Востока, и наоборот. При этом компетентным органам важно будет установить, что прежде судьи из этих регионов не работали в том регионе, где находится их новое место работы, и, самое главное, не были связаны с органами власти и правоохранительными органами в данных регионах.

Понятно, что кроме судей для апелляционных и кассационных судов потребуются еще и сотрудники судебных аппаратов. В апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049 работников аппарата. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов. Но здесь как раз все просто – молодых людей, способных работать в охране, или бывших военнослужащих, сотрудников полиции и других силовых структур в Российской Федерации очень много. То же самое относится и к работникам аппаратов кассационных и апелляционных судов.

Судебная реформа приведет к значительным расходам

Следующая серьезная проблема – финансирование готовящейся судебной реформы. В отличие от кадрового вопроса, вопрос финансово-экономического обеспечения создания новых судов представляется куда более сложным. Для того чтобы обеспечить деятельность кассационных и апелляционных судов, государству потребуется потратить внушительную сумму из федерального бюджета. Ведь речь идет, во-первых, о приобретении или об аренде зданий, в которых будут размещаться судебные инстанции.

Во-вторых, встает вопрос о выплате заработной платы сотрудникам судов: от судей до работников аппарата и охраны, и его решение также потребует от государства немалых финансовых затрат. В-третьих, потребуются немалые средства на обеспечение ежедневного функционирования кассационных и апелляционных судов, на организационную, информационную деятельность и материально-техническое обеспечение.

Только проведение самой судебной реформы обойдется, по мнению экспертов, не менее чем в 4,4 млрд руб., а обеспечение повседневной деятельности кассационных и апелляционных судов потребует уже других средств. Но можно говорить с уверенностью, что если государство на судебную реформу соглашается, то значит и средства для реализации данной цели будут найдены.

Тем не менее большинство представителей экспертного сообщества согласны с необходимостью проведения судебной реформы и считают, что даже столь высокие затраты на обеспечение преобразований являются оправданными. Государство извлечет из появления новых судебных инстанций гораздо большую пользу по сравнению с теми ограниченными средствами, которые будут потрачены на проведение судебной реформы и обеспечение деятельности новых судов.

Как обеспечить сменяемость председателей судов?

Еще одна особенность готовящихся нововведений, которая может вызвать вопросы, – назначение председателей апелляционных и кассационных судов на срок в шесть лет с последующим правом переназначения неограниченное число раз. Это существенно снижает как раз те независимость и непредвзятость судей, о которых беспокоились инициаторы судебной реформы.

Назначение сроком на шесть лет с неограниченным правом переназначения может означать для председателей апелляционных или кассационных судов фактическую пожизненность их статуса. Но практика показывает, что такой принцип несменяемости руководства негативно влияет на общую эффективность деятельности, снижается ее результативность, повышается вероятность возникновения новых устойчивых коррупционных схем. Поэтому имело бы смысл более детально проработать вопрос о ротации кадров в новых судах и о каком-либо ограничении сроков пребывания в должности председателей кассационных и апелляционных судов.

Есть и еще один нюанс: даже если кассационные и апелляционные суды будут независимы от региональных органов власти, несменяемость председателей судов усугубляет зависимость от них рядовых судей. То есть председатели судов сохраняют возможность оказания давления на решения, выносимые судьями. И это очень серьезная проблема, которая может существенно снизить реальную результативность готовящихся преобразований.

Таким образом, судебная реформа, несмотря на все ее очевидные плюсы, все же таит в себе определенные недостатки и противоречия. Однако они вполне исправимы при учете более взвешенного и обстоятельного подхода к дальнейшей доработке законопроекта.

Александр Зорин, к. ю. н., адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Реформирование судебной системы необходимо

Давний общественный запрос

В профессиональной среде достаточно долго обсуждалась необходимость проведения в России судебной реформы. Об этом, в частности, говорили многие представители юридической общественности, бизнеса, а затем по данному вопросу высказался и Президент Российской Федерации В. Путин, который заявил о необходимости совершенствования судебной системы.

Общественный запрос на реформирование судебной системы сложился в общем контексте необходимости постепенной политической и социально-экономической модернизации российского общества. Российское государство нуждается в повышении эффективности функционирования основных государственных институтов, к которым, безусловно, относится и судебная система. Поэтому инициатива по реформированию судебной системы встретила поддержку и среди руководителей государства, и у юридической общественности, и среди самих судей. Ведь российское правосудие еще не до конца можно назвать полностью независимым от органов государственной власти. Достаточно часто суды, вынося решение по делам, в том числе и громким, вынуждены считаться с теми ожиданиями, которые предъявляют властные структуры к результатам данных дел. Кроме того, многие российские суды перегружены, что также создает дополнительные препятствия – не только для функционирования судов, но и для рассмотрения дел, для самих граждан, которые вынуждены ждать судебных решений гораздо дольше, чем могло бы быть.

Конечно, предстоит сделать достаточно много, прежде чем отечественная судебная система действительно изменится в лучшую сторону. Но стоит заметить, что даже те изменения, которые уже запланированы Верховным Судом РФ, несомненно, будут очень значительными. Ведь они коренным образом меняют важные направления функционирования российской судебной системы, создают в ее рамках новые судебные инстанции, а это уже очень много.

За основу новой модели возьмут арбитраж

Изменения, согласно решению Пленума Верховного Суда РФ, в первую очередь должны коснуться системы подачи кассаций и апелляций в судах общей юрисдикции. В настоящее время апелляционной инстанцией для районных судов являются областные суды, а кассационной инстанцией – президиумы областных судов. Таким образом, в одном областном суде сегодня могут быть сосредоточены целых три инстанции – первая, апелляционная и кассационная. Если учитывать, что дела рассматриваются в рамках одного региона, то создаются превосходные условия для давления на суды, повышается пристрастность судей при вынесении приговоров, удовлетворении или отказе в удовлетворении апелляций и кассационных жалоб, зависимость судей от правоохранительных или административных органов конкретного региона.

В юридическом сообществе давно ведутся дискуссии, насколько правильной является ситуация, когда в рамках одного суда объединяются несколько инстанций. На самом деле это создает достаточно серьезные препятствия для эффективной работы российской судебной системы. Поэтому неоднократно специалисты говорили о необходимости пересмотра сложившейся организации российского судопроизводства. Известно, что проведение судебной реформы получило одобрение и со стороны главы российского государства.

В рамках совершенствования судебной системы предложено создать отдельные апелляционные и кассационные суды. За основу модели функционирования апелляционных и кассационных инстанций будет взята система арбитражных судов, которая за годы своего существования показала свою эффективность. Как известно, сейчас в российской арбитражной системе есть отдельные апелляционные и кассационные арбитражные суды. Всего в стране действует 21 апелляционный и 10 кассационных арбитражных судов. Границы их ответственности не совпадают с существующими границами федеральных округов и субъектов Российской Федерации. По мнению многих юристов, это обстоятельство позволило значительно повысить независимость апелляционных и кассационных арбитражных инстанций, равным образом как и общую эффективность работы российского арбитража. Поэтому подобная модель вполне может быть применена и в отношении судов общей юрисдикции. Заимствование опыта арбитражной системы может серьезно модернизировать деятельность судов общей юрисдикции, в том числе и в направлении разгрузки областных судов и Верховного Суда РФ.

В чем будет заключаться функционал новых судов?

Специальные кассационные и апелляционные суды возьмут на себя часть функционала областных судов, которые прежде рассматривали апелляции и кассационные жалобы. В частности, апелляционные суды будут отвечать за рассмотрение жалоб и представлений на судебные акты по делам, относящимся к компетенции областных и равных им судов, в качестве судов первой инстанции. Благодаря этому будет исключена алогичная ситуация, когда вынесенный судебный акт проверяется в том же суде, который рассматривал данное дело в качестве суда первой инстанции.

Кроме того, благодаря созданию специальных апелляционных судов можно будет существенно разгрузить и Верховный Суд РФ. В частности, апелляционные суды возьмут на себя рассмотрение дел по жалобам на судебные акты нижестоящих судов, не вступившие в законную силу. Это позволит освободить Верховный Суд РФ от выполнения функций, которые являются слишком малозначительными для его высокого статуса.

В свою очередь кассационные суды станут проверять все дела, которые в настоящее время рассматриваются президиумами областных судов и равных им судов. Таким образом, кассационные суды превратятся в единую кассационную инстанцию и для мировых судов, и для районных судов, и для гарнизонных военных судов. Кроме того, в кассационных судах будет осуществляться проверка решений апелляционных судов относительно постановлений областных судов в первой инстанции. Фактически кассационные суды заменят собой президиумы областных судов, взяв на себя основную часть их работы и сохранив за президиумами областных судов лишь организационные и информационные функции.

Следовательно, в случае, если предложение будет реализовано на практике, судебные коллегии областных судов оставят за собой лишь рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум областного суда будет осуществлять только организационные функции.

Планируется, что каждый апелляционный и каждый кассационный суды будут включать в себя председателя суда, президиум и четыре коллегии: коллегию по гражданским делам, коллегию по административным делам, уголовную коллегию и военную коллегию. Председатель суда будет назначаться указом Президента Российской Федерации по представлению председателя Верховного Суда Российской Федерации сроком на шесть лет. Всего планируется создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Необходимо отметить, что в рамках готовящейся реформы заместители председателей региональных судебных органов потеряют право формирования составов для рассмотрения конкретных дел. Не будут наделены данными полномочиями и заместители председателей создаваемых апелляционных и кассационных судов, что объясняется необходимостью перехода на электронную систему распределения дел для рассмотрения их в судах. Благодаря новой системе распределения дел суды освободятся от возможных нарушений, связанных с личной заинтересованностью или мотивированностью заместителей председателей судов при формировании составов.

Где и в каком виде появятся новые суды?

В рамках запланированной судебной реформы предполагается создание совершенно новых судебных округов. Они не должны повторять уже существующее в стране административно-территориальное деление, а должны учитывать особенности судебной нагрузки и территориальную доступность для граждан. Далеко не всегда эти судебные округа будут в своих границах совпадать с уже существующими федеральными округами.

Кроме того, новый принцип формирования судебных округов позволит сохранять максимальную независимость кассационных и апелляционных инстанций от органов исполнительной власти, других судов. Для этого апелляционные и кассационные суды планируется не размещать в столицах федеральных округов. Апелляционные суды могут быть размещены согласно внесенным предложениям:

    в Воронеже либо Иваново;

    Санкт-Петербурге;

    Краснодаре либо Сочи;

    Нижнем Новгороде;

Кассационные суды могут быть размещены:

    в Москве;

    Санкт-Петербурге;

  • Краснодаре;

    Пятигорске;

  • Кемерово;

    во Владивостоке.

Уже предложены даже здания в перечисленных городах, которые могут быть выделены местными властями под размещение апелляционных и кассационных судов. Таким образом, за дело Верховный Суд РФ взялся достаточно серьезно и о грядущих изменениях проинформированы региональные и муниципальные власти.

Примечательно, что не будут совпадать и границы ответственности кассационных и апелляционных судебных округов, что также повышает их независимость друг от друга и способствует большей объективности судебных решений и меньшей загруженности судов. Например, апелляционный суд в Санкт-Петербурге будет отвечать за рассмотрение дел судов Карелии и Коми, Архангельского, Вологодского, Ленинградского, Мурманского, Курганского, Свердловского, Тюменского и Челябинского областных судов, а также Мосгорсуда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Ленинградского, Московского и Уральского окружных военных судов и Северного флотского военного суда.

У кассационного суда с размещением в Санкт-Петербурге немного другие границы ответственности – он будет отвечать за рассмотрение дел из Карелии, Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, Балтийского и Северного флотских, Ленинградского окружного военных судов, гарнизонных военных судов, находящихся в юрисдикции Балтийского и Северного флотских и Ленинградского окружного военного судов. Подобные необычные зоны ответственности, не вписывающиеся в привычные рамки судебных округов, будут созданы и у других апелляционных и кассационных судов, в которые также теперь будут направляться дела из областных и окружных военных судов.

Если все будет произведено в соответствии с изначальными планами, то получится, что решения, вынесенные судебной инстанцией в одном городе, обязательно будет проверять суд, находящийся в другом городе и даже регионе. Это обеспечит максимальную беспристрастность судов, их свободу от манипуляционных воздействий со стороны заинтересованных лиц. Прежде местные власти имели достаточно большие возможности для влияния на решения областных судов.

Практически все областные судьи живут в тех регионах, где и работают, там же проживают их семьи, учатся или работают дети. Естественно, что областные судьи не заинтересованы в порче отношений с местными властями, включая и управления правоохранительных органов, занимающихся следственной и оперативной деятельностью.

Теперь ситуация может измениться, поскольку апелляции и кассационные жалобы начнут рассматривать суды в других регионах. Повлиять на состав судей будет гораздо сложнее, чем прежде. Конечно, в некоторых случаях такие возможности останутся, но в целом независимость апелляционных и кассационных судов от региональных властей значительно возрастет, а это большой плюс для всей российской судебной системы.

Владимир Постанюк, адвокат, г. Москва

Пленум Верховного суда (ВС) утвердил для внесения в Госдуму проект новой реформы судоустройства, который инициировал в конце прошлого года глава ВС Вячеслав Лебедев. В РФ будет создано девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции - по аналогии с системой арбитражных судов, чей опыт ВС признал «положительным». Эксперты отмечают, что судебные инстанции станут самостоятельнее, но проблему независимости судей реформа не решит.


Пленум ВС в четверг реализовал инициативу Вячеслава Лебедева, одобренную в декабре Всероссийским съездом судей (см. “Ъ” от 11 ноября 2016 года), утвердив проект поправок к федеральным конституционным законам о создании межрегиональных судебных округов для судов общей юрисдикции по аналогии с существующей вертикалью арбитражных судов. Сейчас суды субъектов РФ наделены полномочиями по рассмотрению одних и тех же дел как в апелляционном, так и в кассационном порядке, а в некоторых случаях и в первой инстанции. Такое совмещение функций в рамках одного и того же субъекта РФ и тем более в рамках одного и того же суда недопустимо, пояснили в ВС.

Принципиальным отличием новой судебной системы станет четкое разделение функций по пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке. Из компетенции судебных коллегий областных и равных им судов предлагается исключить полномочия по рассмотрению апелляций на решения этих судов, вынесенных по первой инстанции. А президиумы судов субъектов РФ не будут рассматривать кассационные жалобы на решения райсудов и мировых судей, апелляционные определения региональных судов, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Их функции будут ограничиваться решением организационных вопросов соответствующего суда.

Оспаривание решений мировых судей в судебных коллегиях ВС РФ теперь будет возможно только в случае вынесения постановления при их обжаловании кассационным судом и только при наличии существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и интересов. Кроме того, апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке судов областного звена и самого ВС. Это исключит ситуацию, при которой проверка судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. С другой стороны, из ведения ВС как высшего судебного органа будет исключено рассмотрение дел по жалобам (представлениям) на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов.

Это «будет соответствовать экстраординарному характеру» ВС, который будет вмешиваться в спор «после исчерпания способов проверки судебного акта в других инстанциях, и только в исключительных случаях», считают в ВС. При этом «существование отдельных кассационных и апелляционных судов можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов», признали в ВС, который до ликвидации первым осуществившего аналогичную реформу Высшего арбитражного суда (ВАС) находился с ним в конфронтации.

Субъекты РФ, согласно законопроекту, будут распределены по подсудности между новыми судами, в основном по аналогии с федеральными округами. Но для обжалования решений судов Москвы и Подмосковья предусмотрены разные кассационные суды, а для судов Санкт-Петербурга и Ленобласти - один. При этом Москва, Санкт-Петербург и Ленобласть будут судиться в одном и том же апелляционном суде, а Подмосковье - в другом. Проектом предусмотрено, что «в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле в составе апелляционного суда, может быть образовано вне места его пребывания постоянное судебное присутствие - обособленное подразделение с полномочиями этого суда».

Предлагаемый ВС выбор городов для создания новых судов обусловлен, исходя из документов к проекту, наличием зданий для их размещения. Изначально Вячеслав Лебедев говорил, что в Москве такие суды создаваться не будут. Но в итоге кассационные суды ВС предлагает открыть в Москве (в здании управления суддепартамента на Баррикадной улице), Санкт-Петербурге (в бывшем здании горсуда), а также Калуге, Казани, Краснодаре, Пятигорске, Перми, Кемерово, Владивостоке. Причем в последних шести городах (за исключением Пятигорска) новые суды предлагается подселить к арбитражным, а во Владивостоке - к Дальневосточному университету. О том, что эти предложения были подготовлены еще в прошлом году, свидетельствует указание на ожидающийся в 2016 году ввод строящегося в Краснодаре здания суда. Для размещения апелляционных судов предлагается Cанкт-Петербург, где, в частности, будут обжаловать решения горсуда Санкт-Петербурга и Мосгорсуда, Воронеж или Иваново (в том числе для обжалования решений Мособлсуда), Краснодар или Сочи, а также Нижний Новгород и Томск.

В новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции по планам ВС будут назначены соответственно 723 и 181 судья, обеспечивать их деятельность должны 2049 и 362 работника аппарата, а также 143 и 30 сотрудников охраны. Дополнительные расходы судебного департамента при ВС на реализацию реформы оцениваются примерно в 4,4 млрд руб. Как пояснял глава ВС, реформа «даст больше гарантий независимости судей и объективности». Напомним, реформа системы арбитражных судов, завершившаяся в 2006 году, значительно увеличила независимость как судов, так и судей от местных властей. Сейчас в судах общей юрисдикции выиграть спор против местной власти крайне сложно, а в споре между гражданами шансы на отмену незаконного решения нижестоящей инстанции крайне малы, отмечают практикующие юристы.

Глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников считает реформу очень важной: «Это большая антикоррупционная мера и ликвидация “замыливания глаза”. Ждем, когда его внесут в Госдуму». Проект, по данным депутата, «согласовывался до последнего дня», но должен быть выверен «по срокам, деньгам, помещениям и кадрам», реализовать его в этом году нереально, отметил он. «Без согласования с президентом такие проекты не принимают», подтвердил “Ъ” источник в администрации президента, отметив, что Вячеслав Лебедев «торопится застолбить идею, но сроки ее реализации пока не ясны». «Это новый этап судебной реформы, которая, как и предполагалось, не могла закончиться одним объединением ВС и ВАС. Приведение к единому формату архаичной системы судов общей юрисдикции и более современной и гибкой арбитражной может в дальнейшем упростить их объединение»,- считает глава аналитической службы юрфирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова.

«Это дорогостоящая реформа, но если заявленная цель будет реализована, это стоит того»,- говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. По его словам, проблемой может оказаться территориальная доступность судов. Возражения эксперта вызывает и предложение сделать председателей новых апелляций и кассаций «практически вечными» - с шестилетним сроком и правом переназначения неограниченное число раз: «Это снижает гарантии независимости судов и судей». Чтобы исключить коррупционную составляющую, важно при переходе судей в апелляцию или кассацию назначать их не в соседний регион, а подальше, считает господин Тай, а ни один из вышестоящих судов не должен находиться в одном регионе с тем судом, решения которого он пересматривает.

Эксперт также не исключает, что вертикаль судебной власти «еще более забронзовеет». «Председатель суда не будет зависеть от региональных властей, и судебные инстанции будут самостоятельнее. Но проблему зависимости судей от председателей и других более насущных вопросов формирования независимой судебной власти это не решает и может привести к имитации реформ, причем довольно дорогой по нынешним временам»,- согласен глава аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Анна Занина