Принципы и общие положения конституции. Основные принципы конституции рф, структура конституции рф

Основное социальное содержание Конституции России определяется ее принципами.

Под принципами конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства.

Назовем основные принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства; равноправие и полноправие граждан, демократизм и полновластие народа; государственный суверенитет; федерализм; разделение властей; экономическая свобода; многообразие форм собственности; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие.

В юридической литературе раскрывают следующие принципы Конституции Российской Федерации 1993 года:

1. Основополагающим по отношению ко всем остальным положениям Конституции определяют принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти ценности не устанавливаются законодателем, они должны гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством как уже существующие. Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат человеку от рождения.

С.В. Бошно отмечает, что принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также принцип народного суверенитета являются «одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом».

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22–25 Конституции:

Право на свободу и личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства;

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений;

Неприкосновенность жилища.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести и вероисповедания. Согласно ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

3. Демократизм и полновластие народа.

Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ».

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа будет референдум и свободные выборы.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непо средственная демократия. Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на данной территории.

Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления

Народа или каких – либо групп населения. «Высшим непосредственным

выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.(ст. 3 Конституции РФ).

Конституция закрепила основные формы реализации народом своего суверенитета:

Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов.

Наиболее важные вопросы выносятся на референдум, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

4. Принцип федерализма.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, не предусматривают права выхода субъекта из Федерации. Труднейшей проблемой федеративного государства является: распределение компетенции между федеральной властью и властью субъектов Федерации.

Субъекты могут иметь свои конституции, органы государственной власти. Федеральные власти совместно с властями субъектов Федерации определяют федеральную компетенцию, компетенцию субъектов и совместную компетенцию.

В Конституции Российской Федерации закреплена федеративная форма государственного устройства. Россия состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Отметим, что тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и будут равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению друг к другу. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации. Любое заявление о выходе из состава Федерации будет нарушением Конституции РФ.

Важно заметить, что одновременно Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов в состав Федерации, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового.

Правовой статус субъектов РФ гарантируется Конституцией России. Субъекты Российской Федерации сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равноправие всех субъектов РФ, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Важно знать, что большинство автономных округов входят в состав краев и областей и при этом должны рассматриваться как равноправные субъекты. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

Равноправие субъектов Российской Федерации пробудет в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в т.ч. - всех субъектов Российской Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании РФ, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, касающихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения они обладают всей полнотой государственной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения и полномочий оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. В случае если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные правовые акты издаются субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами по своему вопросу. В случае если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Субъекты РФ обладают своей территорией, которая будет составной частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, система органов власти должна строиться на базе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Нужно помнить, такие требования Конституции РФ, весьма характерные для федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируются главой администрации. Эти органы вправе принимать на себя определенные полномочия федеральных органов исполнительной власти (по соглашению с ними) и в свою очередь передавать федеральным органам осуществление части таких полномочий. В случае если акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина, то Президент РФ вправе приостановить их действие до решения такого вопроса.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. При этом их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Стоит заметить, что они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.п. Российская Федерация координирует международную деятельность субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

В.К. Самигуллин в своих работах проводит анализ относительно вопроса: Что же общего и особенного в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации?

Первое. Субъекты РФ равноправны (части первая и вторая статьи 5 Конституции РФ), т.е. в равной мере, вне зависимости от ви­да, наименования и других подобных качеств, все они являются системоообразующими элементами федеративных отношений в Рос­сии. Различия в типах, наименованиях и т.д. - это во многом дань прошлому, в частности советскому прошлому, которое в новой Кон­ституции РФ не преодолено.

Второе. Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ и учредительными правовыми актами субъектов РФ, которые для республик - конституции, а для других субъектов РФ - уставы. Он может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соот­ветствии с ФКЗ (части первая, вторая, пятая статьи 66 Конституции РФ).

Третье. Согласно статье 73 Конституции РФ, вне пределов и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъек­тов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной вла­сти. Следовательно, наряду с Российской Федерацией в целом каж­дый субъект ее является носителем государственной власти. С этим связано то, что каждый субъект РФ имеет свою особую государствен­ную символику: флаг, герб, гимн, административный и культурный центр, который в республиках именуется столицей, а в других субъ­ектах - краевой центр, областной центр, окружной центр.

Четвертое. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ в це­лом. Установленные между субъектами границы могут быть измене­ны только с их взаимного согласия, а вот административно­го территориальное устройство субъектов РФ осуществляется каж­дым самостоятельно (части первая, вторая статьи 67 Конституции РФ, статья 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации»).

Пятое. Субъект РФ устанавливает систему органов госу­дарственной власти самостоятельно, но в соответствии с основа­ми конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной вла­сти, установленными ФЗ (часть первая статьи 77 Конституции РФ). При этом в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предме­там совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (вертикаль исполнительной власти). Кроме того, федеральные органы исполни­тельной власти для осуществления своих полномочий могут созда­вать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (часть вторая статьи 77, часть первая статьи 78 Конституции РФ).

Шестое. Вне пределов предметов ведения РФ в целом, со­вместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4 статьи 76 Конституции РФ). При этом необходимо принять во внимание, что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимае­мые в соответствии с ними законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ (часть вторая статьи 76 Конституции РФ). Это ведет к формированию законодательства субъекта РФ, о котором говорится в части второй статьи 5 Конституции РФ. Общее конституционно-правовое правило таково: федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ не должны противоречить друг другу. Если же в силу различных причин это не удалось обеспечить, то возникшие противоречия должны преодолеваться, для чего ис­пользуются различные правила и процедуры, в том числе те, что от­носятся к области коллизионного права.

Седьмое. Субъекты РФ не являются независимыми от России, а выступают как ее составные части. Они не имеют права выхода в одностороннем порядке из состава РФ, не являются субъектами меж­дународного публичного права, но в определенных ФЗ пределах мо­гут осуществлять международные и внешнеэкономические связи.

Восьмое. С этнической полифонией населения России связано то, что Федерация гарантирует права малочисленных народов в соот­ветствии с общепризнанными принципами и нормами международно­го права и международными договорами РФ; всем ее народам - право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Развитие темы языка ведет к тому, что республики, где обычно концентрируется наибольшее число того или иного нерусско­го населения (а это имеет определяющее значение для официального названия той или иной конкретной республики как субъекта РФ), вправе устанавливать свои государственные языки. В органах госу­дарственной власти, органах местного самоуправления, государст­венных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ, которым, как известно, является русский язык (статьи 68, 69 Конституции РФ).

Таким образом, действующая федеральная конституция пре­доставляет субъектам РФ значительный объем прав, что ведет к опре­деленной децентрализации федеративных отношений, способствует становлению и развитию демократических традиций. Однако, в Рос­сийской Федерации в целом одно гражданство, единая территория, однотипная форма организации государственной власти (республи­канская), одна правовая система (система права), один государствен­ный язык - русский, единая судебная власть. Суверенитет России един и неделим. Он распространяется на всю ее террито­рию. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое дей­ствие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей. Следовательно, в Российской Федерации, несмотря на многообразие ее субъектов и на довольно высокий уровень их са­мостоятельности, единое конституционно-правовое пространст­во.

Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить статус, вернуть переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции России или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик данные языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (Татарстан, Калмыкия).

Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство. Это гражданство носит производный характер от гражданства Российской Федерации. В силу этого, а также в связи с тем, что гражданство относится к ведению Российской Федерации, правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

5. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

В. В. Комарова отмечает: «В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Конституция РФ, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти. Все иные нормативно‑правовые акты, в том числе и конституции (уставы) субъектов, не должны ей противоречить».

В пункте 2 статьи 15 Конституции Росийской Федерации закрепляется, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

В.В. Лазарев отмечает: «Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию за­конов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкае­мость закона)».

Это главные требования, составляющие содержание законнос­ти. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, за­конность будет формальная. Если названные требования проводят­ся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) - законность реальная.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государ­ства, в котором главенствуют законодательные органы, а все ос­тальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

6. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

Принцип гуманизма вытекает из положений Конституции России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), - это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма.

Конституция РФ, руководствуясь принципом гуманизма, ограничила карательное воздействие, установив, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни» (ч. 2 ст. 20).

Из санкций норм, предусматривающих наказание в виде смертной казни за преступления, не посягающие на жизнь человека, этот вид наказаний был исключен.

Авторы «Общей теории юридической ответственности» Р.Л. Хачатуров и Д.А. Липинский отмечают: «Гуманизм может выражаться в освобождении от юридической ответственности или наказания на основании актов амнистии и помилования. В самих актах амнистии подчеркивается, что законодатель, принимая постановление об амнистии, руководствуется принципом гуманизма. Например, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 декабря 1999 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе», указывается: «В целях достижения гражданского мира и согласия в Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма».

Итак, принцип гуманизма - это основополагающее начало (идея), закрепленное в действующем законодательстве, человечное, милосердное, уважительное отношение к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении.

Основными требованиями принципа гуманизма выступают: запрет применения пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения; установление юридической ответственности с учетом уважения прав человека и нравственных норм; функциональное осуществление юридической ответственности на основании критериев человеколюбия, милосердия, уважения; установление системы льгот (изъятий из принципов неотвратимости, равенства) в зависимости от особых характеристик субъекта (старость, инвалидность, несовершеннолетие, болезнь и т.д.) или вне зависимости от них, проявляющихся в актах амнистии и помилования.

7. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения:

ст. 8 - единство экономического пространства;

ст. 67 - единство территории;

ст. 68 - устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74 - закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов;

ст. 75 - устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

8. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Корректнее говорить о единой государственной власти, разделенной на 3 ветви. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти, являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:

Законы обладают высшей юридической силой, принимаются только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

Исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;

Между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной
власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;
- судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;

Ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;

Споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.

Надо отметить, что разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали, - на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

С.Г. Павликов отмечает: Принцип "разделение властей" выступает как условие формирования правового порядка в государстве. При этом проблема заключается не только в том, чтобы создать такую систему государственной власти, которая не узурпировалась бы одним государственным органом или ветвью власти, а в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная ветви власти уравновешивали друг друга, т.е. были бы равновеликими, и, более того, могли сдерживать, а в случае необходимости быть противовесами друг другу.

9. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Конституция РФ признает политическое многообразие и многопартийность (п. 3, ст. 13) и гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от их идеологии, целей и задач. Государством обеспечиваются соблюдение прав и законных интересов политических партий. Федеральным законом от 11.07.2001 «О политических партиях»: определены принципы создания политической партии, приостановление деятельности и ликвидация политических партий и др.

К основным принципам деятельности политических партий относятся: добровольность; равноправие; самоуправление; законность; гласность; свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных законом.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Запрещается также создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

10. Многообразие форм собственности.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии со ст.15 Земельного Ко РФ от 25 октября 2001 г. собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях , перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, - указывается в ст. 8 Конституции, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики . Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако - главное - создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В постатейном комментарии Конституции РФ указано: «Запрещаются любые формы государственного притеснения частнособственнических
интересов, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации».

Таким образом, перечисленные принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства; равноправие и полноправие граждан, демократизм и полновластие народа; государственный суверенитет; федерализм; разделение властей; экономическая свобода; многообразие форм собственности; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие будут одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом.

Это основные идеи, определяющие существенные черты, качественные свойства конституции как основного

Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы.

Поэтому и конституционные принципы являются основополагающими для формирования норм всех других отраслей права.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 КРФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве.

2. Законность. Провозглашение РФ правовым государством предполагает закрепление в КРФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 КРФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие КРФ на всей территории России.

3. Равноправие и полноправие граждан. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. КРФ гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод.

5. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, улучшении материальных условий жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в нормах, устанавливающих неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения (ст. 17); право каждого на жизнь (ст. 20); охрану достоинства личности, запрет пыток, насилия (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.

6. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции РФ принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в преамбуле КРФ и в ст. 4, устанавливающей, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 8; 67; 68; 74; 75).

7. Равноправие и самоопределение народов. Он обусловлен многонациональным характером России, ее федеративным устройством (ст. 5; 73; 66; 69).

8. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10-11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на исполнительную, законодательную и судебную.

9. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни, Конституция закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признается возможность образования различных политических партий и общественных объединений.

Юридические свойства конституции - это такие специфические признаки, которые отличают ее от актов текущего законодательства.

1. Верховенство в системе законодательных актов государства, высшая юридическая сила (это свойство отражено в самом ее тексте ст.

2. Конституция является ядром правовой системы (конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права, на их основе формулируется содержание всех действующих в РФ нормативно - правовых актов);

3. Прямое действие конституции РФ на всей территории России;

4.Особая правовая охрана (обеспечивается с помощью

конституционного контроля). Согласно ст. 71 КРФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия федеративной конституции конституций республик входит в предмет совместного ведения федерации и входящих в ее состав республик. Особое место в защите конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание присяги Президента. В целях защиты Конституции создан и действует Конституционный Суд РФ, который по запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов федерации разрешает споры о соответствии Конституции законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Основного закона);

5. Особый порядок принятия и изменения конституции. Этот порядок установлен в гл. 9, в которой четко определен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции - Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численность не менее одной пятой части от общего числа состава палаты.

Важно иметь ввиду, что существует различный порядок изменения положений глав 1, 2 и 9 и глав 3-8 КРФ.

Нормы глав 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность КРФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя пятыми голосов от общего числа членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования КРФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины всех

избирателей.

Поправки и изменения к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

Данный порядок предусматривает одобрение их большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Принципы конституции:

  1. КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г., ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  2. §1.Понятиﺍе, признаки конституции. Сущность конституции
  3. Конституция Гельветической республики была составлена на основе конституций Франции и США и во многом заимствовала идеи Просвещения.
  4. Структура Федеральной Конституции полностью была заимствована из Федеральной Конституции от 12 сентября 1848 г. и состояла из ста двадцати одной статьи

Понятие, юридические свойства, социальная сущность и классификация конституций.

В различной правовой литературе традиционно выделяют:

1) Фактическая конституция – это основы того строя, который реально существует в стране.

2) Юридическая конституция – это особый юридический документ, правовой акт.

На наш взгляд, термин фактическая конституция не совсем корректен, ибо мы говорим не о конституции, а о ситуации в стране.

Российская конституция 1993 года – это учредительный акт федеративного государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке.

Из этого определения конституции вытекают следующие признаки :

1) Это учредительный акт – в котором реализуется власть народа, определившего на референдуме основы своего бытия и государственного устройства.

2) Это основной закон, который характеризует специфику объекта регулирования (основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества и правового статуса личности), а также место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания.

3) Обладает высшей юридической силой – все остальные акты (в том числе и основные законы субъектов РФ) должны соответствовать Конституции РФ в ином случае они недействительны.

4) Особый усложнённый порядок принятия и изменения.

Сущность конституции в двух аспектах:

1) юридическая сущность конституции – признаки конституции.

2) Социальная сущность конституции – закрепляет волю доминирующего социального слоя, а с другой стороны социальный компромисс, такие правила поведения, которые соответствуют интересам большинства.

Функции конституции:

1. политическая – Конституция закрепляет идеологическое многообразие, многопартийность, идеологический плюрализм;

2. правовая – Конституция служит ядром политической системы, учреждает основополагающие правовые положения, исходные для всех отраслей права;

3. гуманистическая – в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закрепляются права и свободы человека и гражданина.

1. Демократизм – выборность Президента РФ, Государственной Думы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2. Законность – органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

3. Гуманизм – человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности;

4. Равноправие граждан – все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.



5. Государственное единство РФ – верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории, целостность и неприкосновенность территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая денежная единица;

6. Равноправие и самоопределение народов – все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены;

7. Разделение власти.

8. Идеологическое многообразие и многопартийность.

Классификация конституций

1. По способу или форме закрепления конституционно-правовых норм конституции делятся на:

а) писаные в форме единого документа (так называемые консолидированные, или кодифицированные (США, РФ);

б) писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трёх–четырёх) – так называемые неконсолидированные, или некодифицированные (Швеция);

в) неписаные, состоящие из законов парламента, судебных прецедентов, правовых обычаев (например, Великобритания).

2. По способу изменения классифицируются на:

а) жесткие, в которых устанавливается более сложный порядок их изменения, нежели для обычных законов;

б) гибкие – изменяемые так же как и обычные законы.

3. По фактически сложившимся отношениям конституции подразделяются на:

а) фиктивные, т. е. не отражающие существующие общественные отношения, и действительные, которые адекватно отражают сложившиеся общественные отношения.

б) реально действующие.

4. По порядку принятия различаются:

а) октроированные – дарованные монархом своему народу (Германские государства 19 века, Саудовская Аравия);

б) принятые учредительным собранием, созванным специально для этой цели (США);

в) принятые на референдуме (Франция, Россия);

г) принятые парламентом (законодательным органом) государства (Украина, Советская Россия).

Под принципами конституции в юридической на уке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства.

Основные принципы Конституции Российской Федерации 1993 года.

1. Демократизм и полновластие народа . Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ”.

Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета:

1. Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов.

2. Наиболее важные вопросы выносятся на референдум, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

3. Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: “Все равны перед законом и судом”. И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.



Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения:

ст. 8 - единство экономического пространства;

ст. 67 - единство территории;

ст. 68 - устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74 - закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов;

ст. 75 - устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в:

Преамбуле Конституции РФ;

ст. 5 - устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны;

ст. 73 - закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.



Согласно ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

3.1 Демократизм

Принцип демократизма заключается в том, что в основе права должны лежать общие блага, «общеполезность»

Законы должны выражать волю и интересы подавляющего большинства общества. Демократизм предполагает участие населения в формировании этой воли, закрепление ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого процесса, осуществление правотворческих полномочий и действий либо непосредственно населением, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, демократические процедуры разработки, обсуждения, принятия и обнародования правотворческих решений.

Демократизм включает и другие формы народовластия. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. отмечается, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования

В Конституции РФ принцип демократизма закреплен в статье 3, частях 2 и 3.

3.2 Законность

Законность - такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Законность есть режим общественной жизни, при котором государство и правовая система обладают защитными механизмами, обеспечивающими соответствие поведения, деятельности участников регулируемых отношений праву, закону. Законность при этом не сводится исключительно к оценке законности юридически значимого поведения (соответствует оно закону или нет), но и предполагает оценку самого закона. Законность есть требование (принцип, режим) выражения права во всякой юридически значимой правовой деятельности.

Такое понимание законности позволяет распространить ее требования как на сферу осуществления права, так и на правотворчество. Это в свою очередь предполагает соответствие Основного закона страны - праву, его принципам, международным стандартам в области прав и свобод человека, а также соответствие законов и иных нормативных актов этой конституции. Законность в этом смысле есть наиболее точное и полное выражение права в законе и его безусловное осуществление в практической деятельности.

Законность применительно к правотворческой сфере означает, что правовая система должна располагать такими инструментами, использование которых позволяет всякий раз поставить заслон неправому нормативному акту, если его применение связано с ущемлением прав и свобод человека и гражданина.

Обоснование всего многообразия присущих законности свойств предполагает рассмотрение законности в единстве трех взаимосвязанных аспектов: как принципа (идеи, требования); метода поведения и режима общественной жизни.

Как принцип государственно-правовой жизни законность провозглашается и законодательно закрепляется в качестве основополагающего начала правовой жизни, идеи или требования, которой должны руководствоваться в своем поведении. Понимание законности как принципа права означает, что требования права в равной мере обращены как к населению, так и государственным органам и их должностным лицам. Законность в качестве принципа провозглашена в ряде статей действующей Конституции России.

Во втором аспекте законность рассматривается в качестве метода поведения участников регулируемых отношений. В этом аспекте законность можно представлять в специальном значении - в качестве метода государственного руководства обществом, состоящего в организации общественных отношений путем издания и обеспечения к исполнению юридических предписаний.

Во втором случае речь идет о правовом методе или о методе законности. Государство издает законы и требует от их адресатов безусловного их выполнения. В этом смысле законность выступает элементом политического режима, который противостоит беззаконию и произволу. В этом качестве законность зарождается на ранних этапах развития государственности. Утверждение законности в качестве метода применительно к современным условиям предполагает наличие, по меньшей мере, трех условий: во-первых, наличие развитого законодательства, образующего нормативно-правовую основу законности; во-вторых, соблюдение юридических предписаний (реализация и применение законодательства); и, в-третьих, наличие специальных органов и средств контроля за осуществлением правовых предписаний.

В более широком значении законность выступает в качестве метода или юридического средства организации поведения как властных структур, так и населения.

В третьем аспекте законность проявляется как особый режим общественной жизни. В указанном смысле законность призвана отразить реальное господство закона в общественной жизни, господство его в отношениях между личностью и властью. Закон и только он устанавливает степень зависимости личности от власти и пределы притязаний власти по отношению к личности. В указанном смысле законность есть режим господства закона в общественной жизни.

Понимание законности как особого режима означает распространение ее требований на все области правовой жизни - сферу реализации, применения права и правотворчества, не оставляя тем самым зон, неподвластных закону. В этом аспекте законность - основной компонент, показатель правового государства. Наконец, понимание законности как режима свидетельствует о том, что общество располагает такими рычагами и механизмами, использование которых способно цивилизованными способами подчинить воле законодателя поведение граждан и должностных лиц государства.

3.3 Суверенитет

Суверенитет – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Государственный;

Национальный;

Народный.

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю (внутренний суверенитет), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю (внешний суверенитет), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

3.4 Разделение властей

Эффективность и демократизм государственной деятельности посредством разделения государственной власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды - Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ) , к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суды и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

Основные положения теории разделения властей следующие:

Разделение властей закрепляется конституцией;

Согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

Судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

3.5 Гражданство

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других - на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе - право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства - ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав - надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства - одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

3.6 Равноправие граждан

Равноправие. Следует различать понятия «равенство» и «равноправие». Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция предоставляет прежде всего равные права, т.е. одинаковые юридические (но не фактические) возможности пользоваться ими, а также устанавливает равные для всех обязанности, хотя в современном социальном государстве основной закон, иные законы дают некоторые льготы (юридические и фактические преимущества) определенным категориям населения (ветеранам, молодежи и т.д.). Несмотря на такой подход, неравенство в использовании прав не ликвидируется. Например, один из самых богатых людей планеты, Б. Гейтс (его состояние в 1999 г. превысило 100 миллиардов долларов США, а его компьютерная компания «Майкрософт» впервые в истории оценивается в 500 миллиардов долларов), имеет неизмеримо большие возможности использовать для себя конституционные (и вытекающие из конституции) права, чем инвалиды, пенсионеры или «трудящиеся», об особой защите прав которых говорится в некоторых новейших основных законах. Даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей (как отмечалось, определенные ограничения возможны для иностранцев, конституции говорят об особых правах молодежи, не все граждане имеют избирательные права и т.д.), но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковы для всех ее членов.

Равноправие может быть осуществлено в условиях социального неравенства до определенного предела, поскольку социальное неравенство оказывает огромное влияние на равноправие людей (например, при освобождении обвиняемого под залог, что практикуется во многих демократических государствах, богатый выходит на свободу, а бедный, который не в состоянии внести залог, остается в тюрьме).

Установление законом неравных прав граждан не соответствует общечеловеческим ценностям и называется дискриминацией - ущемлением в правах.

Большинство конституций (особенно старых) говорят о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равноправие независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины (более поздние конституции содержат более широкий перечень аспектов равноправия). Равенство перед законом означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, образования лица, каких-либо заслуг и иных качеств личности, и все должны нести равную ответственность перед судом. Какие-то изъятия могут быть установлены только законом, если конституция допускает это.

Равноправие независимо от расы и национальности означает, что Права граждан не могут зависеть от цвета их кожи или национальности.

Формой национальной дискриминации является языковая дискриминация, направленная против русскоязычного населения (в некоторых Прибалтийских республиках, ряде государств СНГ). Обязательный государственный язык (например, английский, французский), на котором публикуются законы в некоторых странах Африки, может стать формой национальной дискриминации для той части населения, которая говорит только на племенных языках и не знает языка прежней метрополии.

Равноправие женщины и мужчины предполагает юридические условия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Конституция имеет большое значение в жизни государства и общества. Конституция как основной закон государства реализует себя тем, что закрепляет основы конституционного строя РФ, регулирует каждую из ветвей власти, регламентирует полномочия государственного аппарата управления. Так же Конституция является основным законом общества, так как она наиболее легитимна, принята народом на референдуме, и следовательно в Конституции четко закреплены основы положения человека в обществе, что делает ее наиболее демократичной.

Выводом является то, что Конституция как основной закон государства и общества, выражается в следующем:

1. Конституция принимается народом, она является высшей формой воплощения государственной воли народа.

2. Конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основы конституционного строя, основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм.

3. Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории РФ. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5. Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя статус российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Похожая информация.