Способы и формы реализации конституции рф. Реализация Конституции: понятие, формы, способы

Реализацию Конституции можно определить как:

1) в широком смысле - все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции";

2) в узком смысле - правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции.

В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах:

а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;

б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;

в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Рассмотрим формы реализации конституции.

Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.

Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Реализация Конституции РФ непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права. Это прежде всего положении Конституции, закрепляющие принципы права, определяющие основные правовые понятия, временные, пространственные и субъективные пределы действия юридических норм, содержащие указания на цели и т.д. Утверждается также, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, «которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений...» Иными словами это квазинормы, так как они лишены самостоятельного регулятивного характера.

Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме и закрепленную в Конституции РФ, в качестве государственной воли. Это один из важнейших признаков Конституции как закона. В Конституции, как и в праве в целом, мера поведения в силу социальной обоснованности и социальной необходимости, а также возможности государственного принуждения становится обязательной для соответствующих лиц и организаций. При этом нормативность права, следовательно, и Конституции проявляется в единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность.

Нормативность Конституции связана также с тем, что она способствует созданию единой, непрерывно действующей, общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование всего социального организма. Признание нормативности Конституции - необходимое условии установления и поддержания режима законности.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Контрольная работа
Дисциплина: Конституционное право
Тема: Механизм реализации Конституции Российской Федерации

Учебная группа: ГМУ 11315
Студент: Прокопова С.Е.
Преподаватель: Раздъяконова Е.В.

Новосибирск 2012

ВВЕДЕНИЕ

норма положение конституция законодательство
Конституция РФ отвечает принятым в современном цивилизованном обществе конституционным стандартам. Она провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным светским государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью; закрепляет такие демократические принципы, как осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Конституция играет конструктивную стабилизирующую роль в развитии общества и государства. Однако демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований.
Реализация Конституции непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Конституции в полной мере присуща общая цель нормативного регулирования – упорядочение общественных отношений, внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь путем установления общих правил.
Целью данной контрольной работы является изучение реализации Конституции РФ на практике и в соотношении с текущим законодательством.

Глава 1. Реализация Конституции Российской Федерации

Реализацию Конституции можно определить как:
1) в широком смысле – все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции";
2) в узком смысле – правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции.
В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах:
а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;
б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;
в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.
Прежде всего, следует рассмотреть, какими свойствами обладает Конституция РФ.
    Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт. И, как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.
    Конституция базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации.
    Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Никакой акт не должен изменять или отменять положения конституции, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституцией РФ. Верховенство Конституции РФ закрепляется в ст. 4 Основного закона РФ.
    Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство конкретизирует основополагающие положения Конституции РФ в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы в рамках их специфического содержания.
    Действие конституции РФ на всей территории России. Наличие такого положения в конституции РФ связанно с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ.
    Особая правовая охрана Конституции РФ. В литературе различается охрана и защита Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм. Т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Например, Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Кроме того, охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ.
    Конституцию РФ характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была принята в результате всенародного голосования, порядок принятия которой определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней же. Конституция РФ достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Столь строгий порядок внесения изменений в Конституцию РФ имеет своей целью обеспечение стабильности, а вместе с ней и всей правовой системы Российской Федерации.
Структура Конституции РФ
Структура Конституции РФ 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей.
Преамбула – важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.
В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п.
В ряде конституций зарубежных государств на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (на пример, конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране.
В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе.
Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.
Реализация Конституции – процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.
Реализация (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.
Реализация права – процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.
Рассмотрим формы реализации конституции.
Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.
Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.
Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.
Применение права – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.
Реализация Конституции РФ непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права. Это прежде всего положении Конституции, закрепляющие принципы права, определяющие основные правовые понятия, временные, пространственные и субъективные пределы действия юридических норм, содержащие указания на цели и т.д. Утверждается также, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, «которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений...» Иными словами это квазинормы, так как они лишены самостоятельного регулятивного характера.
Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме и закрепленную в Конституции РФ, в качестве государственной воли. Это один из важнейших признаков Конституции как закона. В Конституции, как и в праве в целом, мера поведения в силу социальной обоснованности и социальной необходимости, а также возможности государственного принуждения становится обязательной для соответствующих лиц и организаций. При этом нормативность права, следовательно, и Конституции проявляется в единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность.
Нормативность Конституции связана также с тем, что она способствует созданию единой, непрерывно действующей, общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование всего социального организма. Признание нормативности Конституции – необходимое условии установления и поддержания режима законности.
В нормативности состоит одно из главных проявлений социальной ценности Конституции. Реализация конституционных ном – это своеобразный перевод ее нормативности в упорядоченность общественных отношений. Отрицание нормативности объективно ведет к недооценке Конституции, умалению ее регулятивных возможностей, снижает эффективность воздействия на общественные отношения.
Конституционные нормы отражают цели правового закрепления сложившихся в общественной практике устойчивых типов поведения и, в частности, направлены на стабилизацию и дальнейшее упрочение фактических форм поведения, на борьбу с отклонениями от них, информирование населения об оптимальных моделях поведения, развитие системы взаимосвязанных норм и институтов права. Конституционные нормы, наряду с конкретными правилами поведения, предусматривают требования к целям, формам и способам действий, создают институциональные формы ориентированного общественного поведения, определенную мотивацию поведения, модели различных вариантов связей граждан, коллективов. Конституционные нормы выступают как средство контроля со стороны общества за их поведением. Они обладают значительным управленческим потенциалом, который, к сожалению, еще в полной мере не востребован.
Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна.
По моему мнению, можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции РФ.
Во-первых, своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Не будет преувеличением сказать, что если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Т.е., как видим, здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.
Во-вторых, Конституции РФ отнюдь не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности прямого действия Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений. Таким образом, в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит о том, что Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование, причем никем не оспариваемое и применяемое практикой.
В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. И как бы не получилось по выражению: сколько людей, столько и мнений. Но в том-то и дело, что дух и смысл Конституции либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают нормы Конституции в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции.

Глава 2. Проблемы реализации Конституции РФ

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно- правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.
Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико- правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.
Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.
При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.
Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.
Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.
Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.
Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.
Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.
Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.
2.1 Реализация Конституции на практике и в соотношении с текущим законодательством

Основные исходные позиции здесь состоят в том, что, во-первых, Конституция является базой текущего законодательства, оно развивает положения Конституции, во-вторых, акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни сводить на "нет" ее положения, ни противоречить им.
К сожалению, по всем указанным аспектам проблем в российском конституционализме пока хватает.
По некоторым актам, необходимым для реализации Конституции, выявилась ситуация, когда заложенный в Основном Законе демократический вариант правил наталкивается в жизни на сложность их применения в таком виде, а то и вообще ни о каком применении Конституции не идет речи. Отсюда возникает проблема нереализации Конституции или односторонней ее реализации. Примеров такого рода более чем достаточно.
В ст. 31 Конституции говорится о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Таким образом, здесь заложена идея, что они делают это по собственному усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях. На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его искривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желаемом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Конституции, что требует корректировки: изменить или подобный порядок, или саму норму Конституции.
Такие примеры можно было бы продолжить. Но вывод будет все равно тот же: ценности и идеи Конституции не могут быть отданы "на откуп" органам и должностным лицам, применяющим ее положения и позволяющим себе такую ее трактовку, которая им кажется реалистичнее и тем более удобнее.
Достойно сожаления то, что ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции. А ведь это могло бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации.
В отношении отдельных положений Конституции сложность их воплощения в жизни и текущем законодательстве связана с тем, что, включая эти положения в Основной Закон, его создатели не очень-то представляли, как их далее развить в более детальных нормах. Им казалось, что вполне достаточно того, что записано, и на этой основе пойдет "плавное" развитие. Но этого не получается. В частности, с каждым днем возникает все более и более вопросов о том, что есть разделение властей и особенно соотношение законодательной и исполнительной властей. И приходится Конституционному Суду РФ своими постановлениями формулировать пути применения принципа разделения властей.

2.2 Вопросы толкования Конституции в связи с применением ее положений

В процессе применения действующей Конституции РФ возникает немало неясностей. Чаще всего они выражаются либо в том, что вообще непонятно, как применять конституционную норму, либо же вырисовываются два и более вариантов ее применения, – но взаимно друг друга исключающих. И тогда требуется официальное толкование Конституции.
Казалось бы, толкование должно быть разъяснением содержания и смысла нормы Конституции, вытекающего из нее порядка применения соответствующих предписаний. Иначе говоря, толкование дается в рамках того, что записано в Конституции. Но в том-то и дело, что или вообще неясно то, что записано, или из положения Конституции можно вывести несколько способов его реализации. И тогда толкование становится уже не столько разъяснением, сколько созданием новых норм права.
Толкование Конституции КС превращается в создание новых норм права. Б.С. Эбзеев пишет: толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение (самим КС), так и разъяснение (иным субъектам права) смысла интерпретируемых норм. Другими словами, процесс толкования означает и познание конституционной нормы самим интерпретатором, и разъяснение нормы, т.е. доведение КС до всеобщего сведения познанного им содержания конституционных норм и выраженной в них воли законодателя" 1 . Однако если "познанное судом содержание норм Конституции" налицо, то "выраженной в них воли законодателя", думается, зачастую нет и в помине. И, конечно, это вызывает озабоченность: в какой мере мнение 19 юристов, в силу обязательности решений КС становящееся истиной в последней инстанции, действительно объективно; не отражает ли оно всего лишь один из подходов к проблеме? Ведь нередко и среди членов КС нет единства, о чем свидетельствуют особые мнения отдельных судей.
Решение данной проблемы видится отнюдь не в лишении КС права на толкование Конституции, а в коренном изменении ситуации, делающей сплошь и рядом необходимым такое толкование в силу дефектности Конституции. Суть дела, следовательно, в самой Конституции. Если она буквально начинена неясными положениями, если на них приходится спотыкаться, только начиная процесс реализации соответствующей нормы Конституции, не проще ли начать с совершенствования самого Основного Закона? Когда непонятно, как норму Конституции применять, ее надо изменить, чтобы это стало очевидно. И сделать это должен первый законодатель – тот, кто принимает Конституцию. Кстати, в этом – еще одна из причин нежелательности вынесения Конституции на референдум. Если сохраняется порядок изменения Конституции новым референдумом, если в тексте, принятом народом, не будет оговорено, что изменить Конституцию вправе парламент квалифицированным большинством голосов, каждый раз, когда возникает трудность восприятия нормы Конституции, неизбежным становится параллельное конституционное регулирование, исходящее от Конституционного Суда (в других странах – от аналогичного органа или от самого парламента).
Предлагаемый путь позволяет, во-первых, сохранить ценность самой Конституции; во-вторых, первые роли оставить за парламентом, как одной из форм выражения народного суверенитета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном понимании конституция представляет собой сложное историческое, социальное и правовое явление, которое в политико-правовой форме закрепляет основы общества и государства и выступает как закономерность демократического развития цивилизованного государства.
Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции, привести в действие все ее нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний отражается в самом тексте Основного Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывать все формы правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан оказывает практика применения Конституции РФ правоохранительными органами, с которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как правило, применяют Конституцию опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в существенной корректировке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ТРЕТИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Специальность: «Юриспруденция»

Контрольная работа

Дисциплина: Конституционное право

Тема: Реализация Конституции Российской Федерации

Выполнила:

Петрова Наталья Владимировна

Группа: 3-43Ю/15

Проверила:

Бекшиева Елена Сергеевна

Дзержинск 2010

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ

2.1 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ НА ПРАКТИКЕ И В СООТНОШЕНИИ С ТЕКУЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

2.2 ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

норма положение конституция законодательство

Конституция РФ отвечает принятым в современном цивилизованном обществе конституционным стандартам. Она провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным светским государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью; закрепляет такие демократические принципы, как осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Конституция играет конструктивную стабилизирующую роль в развитии общества и государства. Однако демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований.

Реализация Конституции непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Конституции в полной мере присуща общая цель нормативного регулирования - упорядочение общественных отношений, внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь путем установления общих правил.

Целью данной контрольной работы является изучение реализации Конституции РФ на практике и в соотношении с текущим законодательством.

Глава 1. Реализация Конституции Российской

Федерации

Реализацию Конституции можно определить как:

1) в широком смысле - все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции";

2) в узком смысле - правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции.

В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах:

а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;

б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;

в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Прежде всего, следует рассмотреть, какими свойствами обладает Конституция РФ.

1. Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт. И, как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.

2. Конституция базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации.

3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Никакой акт не должен изменять или отменять положения конституции, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституцией РФ. Верховенство Конституции РФ закрепляется в ст. 4 Основного закона РФ.

4. Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство конкретизирует основополагающие положения Конституции РФ в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы в рамках их специфического содержания.

5. Действие конституции РФ на всей территории России. Наличие такого положения в конституции РФ связанно с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ.

6. Особая правовая охрана Конституции РФ. В литературе различается охрана и защита Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм. Т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Например, Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Кроме того, охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ.

7. Конституцию РФ характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была принята в результате всенародного голосования, порядок принятия которой определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней же. Конституция РФ достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Столь строгий порядок внесения изменений в Конституцию РФ имеет своей целью обеспечение стабильности, а вместе с ней и всей правовой системы Российской Федерации.

Структура Конституции РФ

Структура Конституции РФ 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей.

Преамбула - важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.

В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п.

В ряде конституций зарубежных государств на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (на пример, конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране.

В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе.

Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.

Реализация Конституции - процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Реализация (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.

Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Рассмотрим формы реализации конституции.

Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.

Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Реализация Конституции РФ непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права. Это прежде всего положении Конституции, закрепляющие принципы права, определяющие основные правовые понятия, временные, пространственные и субъективные пределы действия юридических норм, содержащие указания на цели и т.д. Утверждается также, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, «которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений...» Иными словами это квазинормы, так как они лишены самостоятельного регулятивного характера.

Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме и закрепленную в Конституции РФ, в качестве государственной воли. Это один из важнейших признаков Конституции как закона. В Конституции, как и в праве в целом, мера поведения в силу социальной обоснованности и социальной необходимости, а также возможности государственного принуждения становится обязательной для соответствующих лиц и организаций. При этом нормативность права, следовательно, и Конституции проявляется в единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность.

Нормативность Конституции связана также с тем, что она способствует созданию единой, непрерывно действующей, общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование всего социального организма. Признание нормативности Конституции - необходимое условии установления и поддержания режима законности.

В нормативности состоит одно из главных проявлений социальной ценности Конституции. Реализация конституционных ном - это своеобразный перевод ее нормативности в упорядоченность общественных отношений. Отрицание нормативности объективно ведет к недооценке Конституции, умалению ее регулятивных возможностей, снижает эффективность воздействия на общественные отношения.

Конституционные нормы отражают цели правового закрепления сложившихся в общественной практике устойчивых типов поведения и, в частности, направлены на стабилизацию и дальнейшее упрочение фактических форм поведения, на борьбу с отклонениями от них, информирование населения об оптимальных моделях поведения, развитие системы взаимосвязанных норм и институтов права. Конституционные нормы, наряду с конкретными правилами поведения, предусматривают требования к целям, формам и способам действий, создают институциональные формы ориентированного общественного поведения, определенную мотивацию поведения, модели различных вариантов связей граждан, коллективов. Конституционные нормы выступают как средство контроля со стороны общества за их поведением. Они обладают значительным управленческим потенциалом, который, к сожалению, еще в полной мере не востребован.

Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна.

По моему мнению, можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции РФ.

Во-первых, своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Не будет преувеличением сказать, что если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Т.е., как видим, здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.

Во-вторых, Конституции РФ отнюдь не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности прямого действия Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений. Таким образом, в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит о том, что Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование, причем никем не оспариваемое и применяемое практикой.

В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. И как бы не получилось по выражению: сколько людей, столько и мнений. Но в том-то и дело, что дух и смысл Конституции либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают нормы Конституции в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции.

Глава 2. Проблемы реализации Конституции РФ

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.

При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.

Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.

Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.

Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.

Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.

Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.

Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.

2.1 Реализация Конституции на практике и в

соотношении с текущим законодательством

Основные исходные позиции здесь состоят в том, что, во-первых, Конституция является базой текущего законодательства, оно развивает положения Конституции, во-вторых, акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни сводить на "нет" ее положения, ни противоречить им.

К сожалению, по всем указанным аспектам проблем в российском конституционализме пока хватает.

По некоторым актам, необходимым для реализации Конституции, выявилась ситуация, когда заложенный в Основном Законе демократический вариант правил наталкивается в жизни на сложность их применения в таком виде, а то и вообще ни о каком применении Конституции не идет речи. Отсюда возникает проблема нереализации Конституции или односторонней ее реализации. Примеров такого рода более чем достаточно.

В ст. 31 Конституции говорится о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Таким образом, здесь заложена идея, что они делают это по собственному усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях. На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его искривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желаемом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Конституции, что требует корректировки: изменить или подобный порядок, или саму норму Конституции.

Такие примеры можно было бы продолжить. Но вывод будет все равно тот же: ценности и идеи Конституции не могут быть отданы "на откуп" органам и должностным лицам, применяющим ее положения и позволяющим себе такую ее трактовку, которая им кажется реалистичнее и тем более удобнее.

Достойно сожаления то, что ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции. А ведь это могло бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации.

В отношении отдельных положений Конституции сложность их воплощения в жизни и текущем законодательстве связана с тем, что, включая эти положения в Основной Закон, его создатели не очень-то представляли, как их далее развить в более детальных нормах. Им казалось, что вполне достаточно того, что записано, и на этой основе пойдет "плавное" развитие. Но этого не получается. В частности, с каждым днем возникает все более и более вопросов о том, что есть разделение властей и особенно соотношение законодательной и исполнительной властей. И приходится Конституционному Суду РФ своими постановлениями формулировать пути применения принципа разделения властей.

2.2 Вопросы толкования Конституции в связи с

применением ее положений

В процессе применения действующей Конституции РФ возникает немало неясностей. Чаще всего они выражаются либо в том, что вообще непонятно, как применять конституционную норму, либо же вырисовываются два и более вариантов ее применения, - но взаимно друг друга исключающих. И тогда требуется официальное толкование Конституции.

Казалось бы, толкование должно быть разъяснением содержания и смысла нормы Конституции, вытекающего из нее порядка применения соответствующих предписаний. Иначе говоря, толкование дается в рамках того, что записано в Конституции. Но в том-то и дело, что или вообще неясно то, что записано, или из положения Конституции можно вывести несколько способов его реализации. И тогда толкование становится уже не столько разъяснением, сколько созданием новых норм права.

Толкование Конституции КС превращается в создание новых норм права. Б.С. Эбзеев пишет: толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение (самим КС), так и разъяснение (иным субъектам права) смысла интерпретируемых норм. Другими словами, процесс толкования означает и познание конституционной нормы самим интерпретатором, и разъяснение нормы, т.е. доведение КС до всеобщего сведения познанного им содержания конституционных норм и выраженной в них воли законодателя" Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации: Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1996. - С. 322. . Однако если "познанное судом содержание норм Конституции" налицо, то "выраженной в них воли законодателя", думается, зачастую нет и в помине. И, конечно, это вызывает озабоченность: в какой мере мнение 19 юристов, в силу обязательности решений КС становящееся истиной в последней инстанции, действительно объективно; не отражает ли оно всего лишь один из подходов к проблеме? Ведь нередко и среди членов КС нет единства, о чем свидетельствуют особые мнения отдельных судей.

Решение данной проблемы видится отнюдь не в лишении КС права на толкование Конституции, а в коренном изменении ситуации, делающей сплошь и рядом необходимым такое толкование в силу дефектности Конституции. Суть дела, следовательно, в самой Конституции. Если она буквально начинена неясными положениями, если на них приходится спотыкаться, только начиная процесс реализации соответствующей нормы Конституции, не проще ли начать с совершенствования самого Основного Закона? Когда непонятно, как норму Конституции применять, ее надо изменить, чтобы это стало очевидно. И сделать это должен первый законодатель - тот, кто принимает Конституцию. Кстати, в этом - еще одна из причин нежелательности вынесения Конституции на референдум. Если сохраняется порядок изменения Конституции новым референдумом, если в тексте, принятом народом, не будет оговорено, что изменить Конституцию вправе парламент квалифицированным большинством голосов, каждый раз, когда возникает трудность восприятия нормы Конституции, неизбежным становится параллельное конституционное регулирование, исходящее от Конституционного Суда (в других странах - от аналогичного органа или от самого парламента).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном понимании конституция представляет собой сложное историческое, социальное и правовое явление, которое в политико-правовой форме закрепляет основы общества и государства и выступает как закономерность демократического развития цивилизованного государства.

Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции, привести в действие все ее нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний отражается в самом тексте Основного Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывать все формы правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан оказывает практика применения Конституции РФ правоохранительными органами, с которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как правило, применяют Конституцию опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в существенной корректировке.

Источники и литература

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: БЕК. 1994.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Российский Юридический Издательский Дом. 1997.

3. Гаджиев К.Г. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования / Ред.-сост. К.Г. Гагнидзе. - М.: 1998.

4. Захаров А.К проблеме совершенствования российской Конституции 1993 года // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования / Ред.-сост. К.Г. Гагнидзе. - М.: 1998.

5. Лучин В.О. Конституция и проблемы ее реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М., 1999.

6. Страшун Б.А. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. - 1994. - №5.

7. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации: Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1996.

8. Эбзеев Б., Радченко В. Прямое действие Конституции Российской Федерации и конкретизация ее норм // Российская юстиция. - 1994. - №7.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы развития Конституции Российской Федерации. Необходимость принятия новой Конституции. Особенности Конституции 1993 г., ее место и роль в системе российского законодательства. Порядок пересмотра положений Конституции, внесение поправок и изменений.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    Этапы развития Конституции, ее правовые особенности. Понятие конституции, юридические свойства, сущность, структура и функции. Конституционные поправки, процедура изменения, порядок пересмотра положений конституции и внесение в нее поправок и изменений.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2010

    Понятие конституции и ее отличие от других нормативно-правовых актов. Юридические свойства Конституции Российской Федерации как базы текущего законодательства, особый порядок ее принятия и изменения. Верховенство и высшая юридическая сила конституции.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Сущность и структура Конституции Российской Федерации. Основные свойства Конституции РФ как нормативного правового акта. Особенности реализации Конституции РФ. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Толкование Конституции как вид правовой деятельности. Анализ вопросов дифференциации способов толкования. Основные виды толкования Конституции Российской Федерации, его рамки и нормы. Особенности процедуры толкования Конституции Конституционным судом.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2016

    Юридические свойства Конституции РФ. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2008

    Понятие и виды конституционного толкования как вида правовой деятельности высокого юридического ранга. Конституционный Суд как орган наделенный функциями толкования Конституции Российской Федерации. Основные проблемы необходимости толкования Конституции.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2011

    Конституция как основной закон государства, ее общие понятия и положения. Качественные характеристики, отличающие данный правовой акт от актов текущего законодательства. Структура Конституции РФ 1993 года, основные формы ее реализации и воплощения.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2012

    Лингвистические аспекты конституционного толкования как формы разъяснения закона. Влияние официального и судебного толкования Конституции Российской Федерации на развитие правовой системы в государстве. Сущность казуального и нормативного разъяснения.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2015

    Понятие конституции. Этапы развития Конституции Российской Федерации. Юридические свойства Конституции. Сущность, структура и функции Конституции РФ. Личность и государство. Суверенитет государства. Федерализм. Гражданство Российской Федерации. Экономичес

Под реализацией Конституции понимается деятель-ность соответствующих субъектов по воплощению в ре-альную жизнь (практику) конституционных предписаний. Главный смысл этого сложного и не одномоментного про-цесса состоит в осуществлении целей Конституции, обеспе-чении особого правового порядка в политически значимых сферах социальных отношений и связей.

Реализация Конституции РФ носит комплексный и универсальный характер, ибо охватывает различные и ка-чественно неоднородные сферы общественных отношений. Областью (зоной) реализации конституционных норм яв-ляются важнейшие стороны жизнедеятельности общества, в этом процессе участвуют многие субъекты права. Его особенность заключается в том, что активными участни-ками данной деятельности являются народ, государство, субъекты РФ.

Осуществление конституционных норм протекает в раз-личныхформах : соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъ-екта: он не совершает действий, запрещенных основными нормами). Государственные институты, гражданское обще-ство, политические партии заинтересованы в этой форме реализации права, так как от нее во многом зависит ста-бильность конституционного строя и характер политиче-ского режима. Значимость соблюдения конституционных предписаний специально отмечена в Конституции РФ. Среди фундаментальных обязанностей, возлагаемых на ор-ганы государственной власти, органы местного самоуправ-ления, должностных лиц, граждан и их объединений, закре-плена и обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). Многие основные права и свободы человека и гражданина реализуются, если они не нарушаются кем- либо. В демократическом государстве действует требование (запрет) на недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Исполнение конституционных предписаний (в отли-чие от соблюдения) предполагает активную деятельность, предусмотренную основной нормой и направленную на достижение выдвинутых Конституцией целей. Эта форма осуществляется соответствующими субъектами в рамках конституционных и законодательных норм и имеет перво-степенное значение для государственных органов и долж-ностных лиц, так как связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами. Особая роль при этом при-надлежит Президенту РФ (ст. 80, 82 Конституции РФ).

В Конституции РФ установлены три способа исполне-ния:

Все субъекты права обязаны точно и единообразно ис-полнять Конституцию и законы РФ;

Государство обязано исполнять международные догово-ры Российской Федерации;

Граждане обязаны выполнять конституционные обязан-ности. Также соответствующие обязанности несут прожи-вающие на российской территории иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных фе-деральным законом или международным договором РФ.

Использование связано преимущественно с процессом реализации конституционных прав и свобод в ходе и в результате правомерных действий и поступков на осно-ве дозволений. Эта форма характерна для осуществления управомоченных норм. Здесь участники общественных отношений своими прямыми или опосредованными дей-ствиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов по-ведения. Например, это касается основных прав и свобод, предусмотренных ст. 31—34, 45 Конституции РФ.

Применение конституционных норм предполагает слож-ную и ответственную государственно-властную деятель-ность компетентных органов государства и должностных лиц, направленную на установление юридически значимых фактов. Нормы конституционного права применяются тог-да, когда необходима защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц, общественных объединений или существует спор о праве. Нередко для восстановления нарушенного права приходится привлекать аппарат госу-дарственного принуждения. Эффективным правоприме-нительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Выделяют четыре способа применения конституцион-ных норм:

Обособленное, самостоятельное осуществление субъ-ектами норм Конституции РФ;

Применение базовых предписаний совместно с иными нормами права;

Привлечение конституционных норм для обоснования судебного решения, придания ему большей убедительно-сти;

Использование данных норм для толкования сложных правовых предписаний, в том числе текста Конституции.

Реализация Конституции – это деятельность субъектов КПО, направленная на осуществление КПН.

Формы реализации конституции:

1. Использование - это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией.

«Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35);

2. Исполнение - это выполнение возложенных Конституцией обязанностей.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч.1 ст.59).

3. Соблюдение - это несовершение запрещенных Конституцией действий.

«На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).

4. Применение - это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения).

«Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища» (п. «а» ст. 89).

Толкование Конституции – это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного закона.

Толкованием Конституции преодолевается неопределенность в понимании её положений.

Причины необходимости толкования:

Ø Сложность юридического языка

Ø Наличие специальных терминов

Ø Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность.

Ø Наличие специальной юридической техники.

Условно (по нормативности толкования) можно выделить две группы субъектов толкования :

1) Конституционный Суд . Данный судебный орган уполномочен Конституцией (ч.5 ст.125) на осуществление толкования ее положений по запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Однако фактически Конституционный Суд осуществляет толкование положений Конституции и в рамках исполнения иных полномочий (разрешение дел о соответствии Конституции различных нормативно-правовых актов, разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле). Следовательно, не будет существенным преувеличением утверждение, что вся деятельность Конституционного Суда РФ в той или иной степени состоит в толковании Конституции;2) Иные субъекты толкования (ученые, дающие доктринальное толкование, например, в комментариях к Конституции РФ, монографиях, статьях, иные суды, толкующие и по итогам такого толкования применяющие Конституцию РФ при разрешении конкретного дела и т.д.). В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии: 1) Направление запроса о толковании в Конституционный Суд . Запрос в Суд оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например постановлением Государственной Думы. Он должен исходить от уполномоченного на то субъекта и содержать указание на неопределенность в понимании положений Конституции. На неопределенность указывается в обращении, направляемом в Конституционный Суд в письменной форме и подписываемом управомоченными лицами, в котором должны быть указаны положения Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им вопросу, а также требование, обращенное к Конституционному Суду. К запросу прилагается текст положения Конституции, подлежащего толкованию. Запрос о толковании Конституции предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда, который в некоторых случаях может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. Но заявитель, во всяком случае, вправе потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно Конституционным Судом;2) Предварительное изучение обращения судьями. Эта стадия прямо предусмотрена статьей 41 Закона в качестве обязательной, из чего следует, что без нее не может быть всей последующей деятельности Конституционного Суда по запросу о толковании. Изучение обращения судьями (судьей) может подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела. Заключение судей (судьи) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда, который принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными судьями. Конституционный Суд в случаях, установленных статьей 43 Закона, может отказать в принятии запроса к рассмотрению;3) Подготовка дела к слушанию . Для этого Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда;4) Рассмотрение запроса о толковании по существу . Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто;5) Совещание судей и принятие итогового решения . В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного Суда;6) Опубликование решения (в частности, в «Вестнике Конституционного Суда РФ);7) Разъяснение принятого решения . Данная стадия не является обязательной. Решение Конституционного Суда может быть разъяснено только им самим по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд. Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть он не вправе давать толкование положениям, о которых заявитель не просит. В то же время Конституционный Суд вынужден учитывать иные конституционные и законодательные нормы, так как без уяснения места подлежащих толкованию положений Конституции в системе правовых актов решение может быть недостаточно обоснованным. Постановление Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление о толковании не может быть отменено никакими органами, в том числе самим Конституционным Судом. 9. Порядок внесения поправок в главы 3 - 8 Конституции РФ по ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ в части определения наименования и правовой формы документа, опосредующего порядок внесения конституционных поправок (Пост-е от 31.10.95г). Общий (парламентский) порядок внесения поправок – распространяется только на главы 3-8 Конституции РФ. Согласно ФЗ " О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 04.03.98 г. под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 КРФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав КРФ.

Предложения о поправках Конституции могут вносить:

ü Президент РФ

ü Правительство РФ

ü Государственная Дума

ü Группа депутатов ГД не менее 1/5 (90 депутатов)

ü Совет Федерации

ü Группа членов СФ не менее 1/5

ü Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Общий (парламентский) порядок внесения поправок в Конституцию РФ:


Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст.136 КРФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995): Поводом к рассмотрению дела, явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании статьи 136 Конституции РФ. Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции РФ.

КС РФ обращается к КРФ:

· Есть ФКЗ и ФЗ.

· Затем он изучает, какой акт выбрать, чтобы его возможности позволили внести поправку

· ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ, он не может внести любую поправку; его функция – служба Конституции, стать частью Конституции он не может.

· ФЗ тоже не может быть формой принятия конституционной поправки: для внесения поправок требуется более сложная процедура; Президент может его отклонить, а по ст.136 КРФ это недопустимо.

· Результат: нужен новый вид акта – Закон РФ о поправке к Конституции РФ.

· Таким образом, Кроме ФЗ и ФКЗ появился ЗОП.

Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. Анализ решения КС РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ в части определения порядка внесения в ст. 65 Конституцию нового наименования субъекта РФ (Пост-е от 28 11.95г.).

Внепарламентский способ внесения поправок - распространяется только на главы 1,2,9 Конституции РФ.

Эти главы играют важную роль для демократического государства, поэтому принятие поправок требует особого порядка. Но ФКЗ «О конституционном Собрании» пока не принят, хотя и предусмотрен Конституцией.

Внепарламентский способ внесения поправок в главы 1, 2, 9 Конституции РФ:


2 варианта