Манифест об учреждении законосовещательной государственной думы. Манифест об учреждении законосовещательной государственной думы Манифест об усовершенствовании государственного порядка

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными государственными законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей,»на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании гос.порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, Союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Гос.думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.Госюдума и Гос.совет,в случае достижения между ними единства,могли противостоять монарху в области контроля над бюджетом и принятия новых законов.Однако право изменять основополагающие законы,контролировать работу правительства и использовать армию было выведено из сферы их компетенции и предоставлено исключительно монарху.Поэтому говорить о введении в России на этой стадии конституционной монархии как законченной формы правления будет не вполне правомерно ввиду большого числа изъятий из законодательства в пользу монархического компонента полит.системы

Тропарь преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак преподобному Исаакию Далматскому, глас 8

Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.

Перевод: Как верный служитель Божий ты воспламенился по Христовой Церкви, сдержав правление императора Валента, ты пророчески предсказал ему, смерть в огне за закрытие церквей. Потому всегда молись о нас, почитающих тебя, Исаакий преподобный.

Кондак преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 2

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

Перевод: Пощением воссиявшие, как светила, и ниспровергшие верой, молитвенными песнопениями прославим Исаакия и Далмата с Фавстом, как Христовых угодников, Его молящих обо всех нас.

Господь говорит святым апостолам пред страданиями: «вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня» () . Страдания Господа и смерть так поразили Св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет Воскресения Христова, - и они опять узрели Господа.

Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете , - говорил Он, - и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» () . Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает, куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно, необходимо так, как необходимо жене помучиться пред тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир.

Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?

восьми главным страстям . Материалом для этого служат те же самые грехи, которые прежде он исповедывал общей массой, но теперь они будут распределяться по страстям, которые их порождают. Такая исповедь приводит со временем к ясному осознанию действия в себе каждой страсти, вследствие чего устанавливается наблюдение и контроль за действием страстей.

Несколько лет христианин пытается бороться со страстями, напрягая все свои силы, но, наконец, понимает, что своими силами он с ними справиться не в состоянии. Отсюда начинается его сознательное сотрудничество с . Христианин изучает ее действие: когда и за что она оставляет его, какими путями вновь возвращается к нему.
игумен Борис Долженко

Манифест Николая II об учреждении Государственной Думы в России (Булыгинская дума)

6 (19) августа 1905 г. император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы - высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».

Началом разработки проекта стало обращение 31 января (13 февраля) 1905 г. министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова к императору Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. По данному вопросу в феврале дважды собирался Совет министров , но решение так и не было принято. Вскоре на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта положения о Государственной думе. По имени своего создателя этот проект получил название Булыгинской думы.

Подготовленный в Министерстве внутренних дел проект обсуждался на совещаниях у императора в Новом Петергофе при участии великих князей, членов Государственного Совета и министров.

Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 г. Согласно проекту, она получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение». Дума должна была избираться на 5 лет. Большинство населения не имело избирательных прав, в том числе лица моложе 25-ти лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23-м крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, а для помещиков и буржуазии - двухстепенные выборы; 42% выборщиков должны были избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% - съездами уездных землевладельцев, и 24% - съездами городских избирателей.

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Члены Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) призывали рабочих и крестьян к активному бойкоту Булыгинской думы и использовали свою агитационную кампанию для подготовки вооружённого восстания. Созыв Булыгинской думы был сорван в результате революционных событий в октябре 1905 г. , вынудивших российского императора издать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» о создании Государственной Думы с законодательными полномочиями.

Лит.: Аврех А. Я. Булыгинская дума // Большая советская энциклопедия. Т. 4. М., 1971; Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. Спб., 1991; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов М., 1957; Ленин В. И. Бойкот булыгинской Думы и восстание // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 11; Осипов С. В. Булыгинская дума: Борьба вокруг создания народного представительного учреждения: дис. ... к. и. н. М., 1997; Осипов С. В. Первые шаги российского парламентаризма: борьба за народное представительство в 1904-05 гг. Ульяновск, 2006; Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. Пг., 1917.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25 (1905). СПб., 1908. № 26803. С. 754-755; № 26656. С. 637-638; № 26661. С. 640-645 .

Революционные события 1905 года привели к тому, что самодержавие вынуждено было пойти на серьезные изменения в государственном строе России, предполагавшие дополнение абсолютизма совещательными учреждениями, в том числе и представительного характера.

Начало разработки первого закона о выборах в народное представительство следует вести с 18 февраля 1905 г., когда Николай II отдал соответствующее распоряжение Управляющему министерством внутренних дел А.Г.Булыгину (высочайший рескрипт 18 февраля 1905г.). Одновременно был издан высочайший указ Правительствующему Сенату, обязавший Совет Министров рассматривать и обсуждать, поступающие на имя императора от частных лиц и учреждений предложения по вопросам усовершенствования государственного устройства.

В многочисленных предложениях по поводу рескрипта 18 февраля содержалось большое количество решений относительно создания законосовещательного органа, но в итоге было решено создать отдельную выборную законосовещательную палату. Совет Министров остановился на названии «Государственная дума» для проектируемого органа.

Положение о ней составлял помощник начальника главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел Сергей Крыжановский. Опыт европейских парламентов он использовать не решался, дабы не быть обвиненным в заимствовании непригодных для России западных образцов. Позже он утверждал, что за основу им был взят проект учреждения Государственной думы, составленный М.Сперанским в 1809 г. Однако при сравнении проектов Сперанского с работой Крыжановского сходства между ними не обнаружено, за исключением названия.

По проекту МВД законопроекты в Государственную думу должны были вноситься министрами и главноуправляющими отдельными частями. После обсуждения и голосования проектов в Думе ее заключения и журналы заседаний поступали на обсуждение в Государственный совет. Затем законопроекты с приложенными мнениями обеих палат представлялись императору на утверждение. Предполагалось, что проекты, отклоненные обеими палатами, не представляются на утверждение императора и считаются отклоненными. Это явилось бы формальным ограничением абсолютизма и выходило за рамки рескрипта 18 февраля. Но мы считаем, что при наличии назначаемого императором Государственного совета, император мог провести любой закон при необходимости. Стоит также упомянуть, что исходя из опыта 19 века, когда царь часто издавал законы, не рассмотренные законосовещательной палатой, можно сделать вывод, что такая практика могла быть продолжена. Следовательно, ограничение самодержавия, проектируемое Булыгиным и Крыжановским, на деле оказывалось чисто формальным и предназначалось для снятия плохо проработанных законопроектов.

Государственная дума по данному проекту наделялась рядом прав, которые не имел существующий совещательный орган - Государственный совет. Думе предполагалось дать право законодательной инициативы (очень ограниченное) и право запроса министрам о незаконных действиях администрации.

Составленный проект обсуждался в Совете министров под руководством председателя департамента государственной экономии Д.Сольского, который еще с 1881 года высказывался за создание общегосударственного представительного органа. Совет министров одобрил проект, но был изменен порядок назначения председателя и секретаря Думы, а также было предоставлено императору право роспуска Думы до истечения законного срока ее полномочий. 28 июня 1905 г. Совет министров закончил обсуждение проекта.

Николаем II было высказано предложение продолжить его рассмотрение на заседаниях Государственного совета, но под давлением графа Сольского и ряда других высших чиновников, а также общества, требовавшего скорейших преобразований, было принято решение не затягивать движение проекта. С целью его ускорения 19 - 26 июля проект был рассмотрен в Петергофском Особом совещании. В нем председательствовал сам император, участвовал ряд великих князей, членов Совета министров и Государственного совета.

Результатом деятельности Совета министров, комиссии и Особого совещания в Петергофе явилось опубликование 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, Учреждения Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. Автор считает, что стоит подробнее рассмотреть организацию «Булыгинской думы», опираясь на эти источники, дабы лучше понять характер законосовещательного учреждения, которое планировалось созвать.

Манифест об учреждении булыгинской думы провозгласил, что «…сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи…» Калинычев Ф.И.Государственная дума в документах и материалах. М.,1957.,с.30-31.. Этот манифест и явился началом законодательной базы первого общеимперского представительного органа - Государственной думы. При этом в манифесте дается прямое указание на то, что император сохраняет за собой право вносить изменения в ее учреждение и давать для ее усовершенствования «по сему предмету соответственные в свое время указания». Мы считаем, что данное положение указывает на то, что при создании данного манифеста, уже был расчет на изменение законодательства о Думе в случае смены обстановки в стране в целом.

Итак, Булыгинская дума носила совещательный характер. По ст1. Учреждения Государственной думы от 6 августа 1905 г. она учреждается «для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти» Там же,с32. Члены Думы избирались населением на пять лет. По указу императора Дума могла быть распущена до истечения срока полномочий, с одновременным назначением новых выборов. Император также определял продолжительность «ежегодных занятий» Калинычев Ф.И.Государственная дума в документах и материалах., ст4,с.32. и перерывы в них в течение года. В составе Думы образуются общее собрание и не менее четырех, но и не более восьми отделов. Законным считалось заседание с присутствием: не менее одной трети членов - в общем собрании, а в отделе - не менее половины его членов. Расходы на Думу осуществлялись государственным казначейством.

Председатель Государственной думы избирались из числа ее членов на год. Он должен был докладывать императору о действиях Думы. Также председатель возглавлял совещание, рассматривающее общие вопросы деятельности Государственной думы. В состав данного совещания входили также товарищ председателя, председатели отделов Думы, секретарь Думы и его товарищ.

Члены Думы пользовались свободой мнений и не отчитывались перед своими избирателями. Депутат мог быть подвергнут лишению или ограничению свободы только по суду, а также не подлежал задержанию за долги. Член Думы мог отказаться от своей должности по письменному заявлению, подаваемому председателю. Признание члена Думы утратившим свои полномочия (по случаям указанным в статьях 17, 19, 20 учреждения) или временно устраненным от участия в собраниях осуществлялось в правительствующем сенате. Депутаты получали суточное довольствие из казны, также раз в год им выплачивалось пособие, покрывавшее путевые расходы на проезд от Санкт - Петербурга до места их проживания.

«а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) финансовые сметы министерств и главных управлений и государственная роспись доходов и расходов…;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям»Калинычев Ф.И. Государственная дума в документах и материалах.,с.35..

Что касается законодательной инициативы, то Думе предоставлялось право возбуждать предположения об отмене или изменении действующих законов и издании новых, но эти предположения не должны были касаться начал государственного устройства, установленных основными законами. Такому предположению давалось движение в законодательном порядке только в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельной частью, к ведению которого оно относилось, разделял соображения Думы о желательности отмены или изменения действующих законов и издания новых.

Государственной думе предоставлялось право требовать от министров и главноуправляющих отдельными частями разъяснений и сообщения сведений, по поводу их действий, которые по мнению Думы нарушают существующие законы.

По поводу порядка производства дел в Государственной думе стоит сказать, что подлежащие ее рассмотрению дела вносились министрами и главноуправляющими, а также государственным секретарем. Сначала поступающие дела рассматривались в отделах, затем поступали в общее собрание. Заседания общего собрания и отделов назначали, открывали и закрывали их председатели. В заседаниях не допускалось присутствие посторонних лиц, присутствие представителей печати допускалось в количестве не более одного человека от издания, за исключением закрытых заседаний, где присутствие любых посторонних запрещалось. Закрытые заседания назначались председателем Думы или по решению ее общего собрания.

Заключением Государственной думы считалось «…мнение, принятое большинством членов общего собрания Думы»Калинычев Ф.И. Государственная дума в документах и материалах.,ст.47,с37.. В нем должно было быть определено согласие или несогласие с внесенным предположением, описанное в точно выраженных положениях. Затем законодательные предположения с заключением Думы вносились в Государственный совет, откуда, в случае их утверждения, поступали императору.

Если император считал, что Дума медленно рассматривает внесенное дело, то Государственный совет устанавливал срок, к которому должно быть готово заключение. Если Дума не укладывалась в установленный срок, то Совет рассматривал дело вовсе без ее заключения.

Как мы видим из всего вышесказанного, Дума обладала достаточно широкими полномочиями по отмене или изменению действующих законов и изданию новых, но император имел возможность принять закон в обход Думы, рассмотрев его только в Государственном совете, а право законодательной инициативы Государственной думы было сильно ограничено. По мнению автора, это еще раз подтверждает ее законосовещательный характер и положение низшее, чем у Государственного совета.

НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

В обстановке развития революции император Николай II должен был спешить с выполнением обещаний, возвещенных в рескрипте министру внутренних дел А.Г.Булыгину. 6 августа 1905 г. был издан Манифест о созыве представительного органа - Государственной думы. Последняя получала совещательные права, и власть императора, таким образом, по-прежнему оставалась неограниченной. Выборы в Думу предполагалось сделать многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно - помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты Думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др.) избирательных прав не получали.

Обещание созвать Государственную думу являлось бесспорно уступкой со стороны самодержавия, но уступкой весьма скромной и запоздалой. Дальнейшие события сорвали созыв "Булыгинской Думы". В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. В рядах забастовщиков, требовавших свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, оказались не только рабочие, но и служащие, интеллигенты. Вся жизнь страны была парализована. Не имевшая в своем распоряжении достаточного количества надежных войск власть попала в критическое положение, теряя контроль над ситуацией. В правящих кругах усиливались колебания. Репрессивные меры не давали эффекта. В этих условиях роль спасителя династии сыграл С.Ю. Витте, пребывавший (после отставки в 1903 г. с поста министра финансов) в опале. Выход из сложившейся ситуации С.Ю.Витте видел в либеральных реформах, способных привлечь на сторону самодержавия оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал после долгих колебаний Манифест, составленный в духе программы С.Ю.Витте. Этот акт обещал даровать населению демократические свободы, предоставить Думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован существующий еще с 1857 г., но крайне редко собиравшийся Совет министров. Он превратился в постоянно действующее высшее учреждение - в правительство Российской империи. Руководство Советом было возложено на особое должностное лицо - председателя Совета министров, призванного играть роль главы правительства. Первым председателем Совета министров стал С.Ю.Витте.

Таким образом, "Булыгинская дума" существовала только как идея, а реакция на нее стала основанием для последующих преобразований.

По материалам кн.: от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова.

http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1905bulygduma.php

ИЗБИРАТЕЛИ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою написано: "Быть по сему"

Положение

I. Общие положения

1. Выборы в Государственную думу производятся: а) по губерниям и областям и б) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Астрахани, Баку, Варшаве, Вильне, Воронежу, Екатеринославу, Иркутску, Казани, Киеву, Кишеневу, Курску, Лодзи, Нижнему Новгороду, Одессе, Орлу, Риге, Ростову-на-Дону, совместно с Нахичеванью, Самаре, Саратову, Ташкенту, Тифлису, Туле, Харькову и Ярославлю.
Примечание: Выборы в Государственную думу от губерний Царства Польского, областей Уральской и Тургайской и губерний и областей Сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил.
2. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
3. Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям (ст. 1, п. а) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей и в) уполномоченных от волостей и станиц.
4. Общее число выборщиков по каждой губернии или области, а равно распределение их между уездами и съездами устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
5. Избрание членов Государственной думы от указанных в пункте б статьи 1 городов производится избирательным собранием, образуемым под председательством городского головы или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых: в столицах - в числе ста шестидесяти, а в остальных городах - в числе восьмидесяти.
6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.
7. Кроме указанных в предшедшей (6) статье лиц, в выборах не участвуют также: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного чрез обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; б) отрешенные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; в) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте а или влекущих за собой отрешение от должности; г) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее; д) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.
8. Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники - в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности - в губернии или городе, по которым производятся выборы.

Из «Высочайше утвержденного положения о выборах в Государственную Думу» от 6(19) августа 1905 г.

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА – КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

В начале июля в Москве собрался четвертый земский съезд. На нем впервые в лице кн. Н. Ф. Касаткина-Ростовского, избранного курским земством, раздался голос правых. Но огромное большинство съезда было настроено еще левее, чем прежде. То, что было известно о «Булыгинском проекте», не удовлетворяло конституционные круги. Июньские вспышки не смутили земцев, а скорее убедили их в необходимости принять более резкий тон. «На реформу рассчитывать нечего, - говорил И. И. Петрункевич. - Мы можем рассчитывать на себя и на народ. Скажем же это народу. Не надо туманностей… Революция - факт. Мы должны ее отклонить от кровавых форм… Идти с петициями надо не к Царю, а к народу». (Это заявление вызвало демонстративный уход со съезда трех правых делегатов.)

Съезд постановил обратиться с воззванием к народу и решил уполномочить свое бюро «в случае надобности входить в соглашение с другими организациями». Эта краткая формула вызвала больше всего прений и прошла только 76 голосами против 52. Она открывала возможность соглашений между земской организацией и другими, открыто революционными силами, в первую очередь Союзом союзов.

Государь был возмущен и встревожен такими решениями, принятыми через какой-нибудь месяц после приема делегации - после так лояльно и искренне звучавшей речи кн. Трубецкого. Он поручил сенатору Постовскому запросить руководителей земских съездов - как понимать такое противоречие между словами и делами? Запрошенные лица доказывали, что никакого противоречия нет, что обращение к народу - только «новый шаг на прежнем пути»; а фактически руководившая июльским съездом группа «земцев-конституционалистов» прямо постановила: «Посылка депутации 6 июня представляется не актом земских конституционалистов, а актом коалиционного съезда, и результат ее ни в чем не связывает нас».

Таким образом, когда государь захотел снестись с «земскими людьми», которые приходили к нему с хорошими словами, - вдруг оказалось, что обращаться не к кому. Это оставило горький след в его душе и создало в нем убеждение, что на эти крути «положиться нельзя». Между тем, сознательной неискренности тут не было ни с чьей стороны: земские съезды не были организованной силой; они бывали только орудием других, более сплоченных групп, и прежде всего «Союза освобождения».

18 июля в Петергофе начались совещания по поводу проекта Государственной думы. В них участвовало несколько десятков человек - великие князья, министры, наиболее видные члены Гос. совета, несколько сенаторов, а также известный историк проф. В. О. Ключевский. Председательствовал государь. Когда статья была достаточно обсуждена, государь объявлял, утверждает ли он ее или нет; это заменяло голосование.

Наибольшие споры вызвала статья, по которой проекты, отвергнутые Гос. думой, не могли представляться на утверждение государя: в этом усмотрели ограничение царской власти; статья была изменена.

Во время прений об избирательном законе некоторые члены совещания настаивали на том, чтобы можно было избирать и неграмотных, которые - элемент благонадежный и говорят «эпическим языком», - на что министр финансов В. Н. Коковцов с присущим ему сухим юмором заметил: «Не следует слишком увлекаться желанием выслушивать в Думе эпические речи неграмотных стариков… Они будут только пересказывать эпическим слогом то, что расскажут им другие». Требование грамотности для депутатов было сохранено.

Проект, обсуждавшийся в Петергофе с 19 по 26 июля, был затем опубликован в день Преображения и получил прозвание «закон 6 августа» или «Булыгинская Дума». Он устанавливал совещательное народное представительство, имеющее право обсуждать проекты законов и государственную роспись, задавать вопросы правительству и указывать на незаконные действия властей путем непосредственного доклада своего председателя государю. Наряду с Думой сохранялся существующий Государственный совет как учреждение, имеющее опыт в разработке законов. Государь мог издавать законы и вопреки заключениям Думы и Совета; но обсуждение проектов в двух «палатах» давало возможность выяснить отношение общества, и можно было ожидать, что без серьезных оснований монарх едва ли стал бы действовать против ясно выраженного мнения выборных от населения.

Избирательный закон был всецело основан на идее лояльности крестьянства. Все крестьяне, а также землевладельцы могли участвовать в избрании выборщиков, которые затем сходились для выбора депутатов. В городах, наоборот, избирательное право было очень ограниченным; голосовать могли только домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Рабочие и интеллигенция были почти совершенно исключены.

«Привлекши без всякого ценза огромную крестьянскую массу к выборам в Думу, - писало «Освобождение», - самодержавная бюрократия признала, что народное представительство в России может быть основано только на демократической основе…»

Закон 6 августа не вызвал восторга почти ни в ком: большинство общества не мирилось с совещательным характером Гос. думы, а в дворянских кругах были недовольны отказом от сословного начала при выборах и преобладанием крестьянских выборщиков. Некоторые правые круги были также недовольны тем, что евреи допускались к выборам на общем основании.

Государь надеялся, что крестьянская Дума будет соответствовать тому истинному облику русского народа, в который он продолжал глубоко верить.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-35.html

РЕАКЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Приехав после этого в Москву, я очутился перед подготовкой патриотической демонстрации иного рода, способной действительно выразить, если не «народное», то национальное негодование. В Москве заседала как раз тогда небольшая группа земского меньшинства для выяснения своего отношения к предстоявшим выборам в «Булыгинскую» Думу. Представитель большинства земских съездов, Ф. А. Головин от имени бюро съездов предложил Д. Н. Шипову, отложив на этот раз, в виду серьезности момента, разделявшие «земцев» разногласия, собраться вместе на общий («коалиционный») съезд 24 мая. Не без колебаний, это предложение было принято, хотя тотчас же обнаружились глубокие разногласия относительно цели объединения. Меньшинство шло на съезд с целью «поддержать власть» в трудную минуту. Большинство хотело добиться от власти «изменения государственного строя». В этом духе был составлен и проект «адреса-петиции» для представления царю.

Из воспоминаний П.Н. Милюкова.

ЛЕНИН О БОЙКОТЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

…Ясно, что наша тактика должна состоять в настоящий момент, во-первых, в поддержке идеи бойкота. Самый вопрос об этом бойкоте есть вопрос внутри буржуазной демократии. Рабочий класс тут прямо не заинтересован, но он безусловно заинтересован в поддержке той части буржуазной демократии, которая революционнее, он заинтересован в расширении политической агитации и обострении ее. Бойкот Думы - есть усиленное обращение буржуазии к народу, развитие ее агитации, увеличение числа поводов для нашей агитации, углубление политического кризиса, т. е. источника революционного движения. Участие либеральной буржуазии в Думе - есть ослабление ее агитации в настоящем, обращение ее более к царю, чем к народу, приближение контрреволюционной сделки между царем и буржуазией.