Сущность конституции состоит в том что она. §2

Введение 3

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации. 5

2. Юридические свойства Конституции РФ. 9

3. Характерные черты Конституции России, как особого правового акта 13

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации.

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации.

Конституция - это закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п., то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные – состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

Вместе с тем само по себе содержание конституции далеко не всегда отвечает на вопрос о главном назначении этого документа, о его внутренней политической и правовой природе (ведь не случайно Наполеону приписываются слова, что язык закона должен быть таким, чтоб с его помощью можно было скрыть истинное сот держание закона). Главное в характеристике конституции любого государства - это ее сущность.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям Конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в ней воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сущности.

Классическое для сложившейся в советский период конституционно-правовой доктрины определение сущности конституции было дано В.И. Лениным в работе "Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам":

"Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в "представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе" Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 17. С.345.. Гипертрофия классового подхода и классовых оценок, проявившаяся в данном определении и во многом оправданная для соответствующего исторического периода, до последнего времени оставалась неизменной в конституционно-правовой доктрине нашей страны. Между тем вступление человеческой цивилизации в "межформационную фазу" настойчиво требовало существенных корректив в подходах к оценке сущности современных конституций. Характерные для индустриальной цивилизации общие проблемы и противоречия объективно обусловливают возрастание значения общих для всего народа ценностей и интересов. Современные конституции независимо от особенностей различных государств не могут не закреплять присущие всему обществу ценности и интересы, имеющие общее значение для всех классов и социальных слоев.

Иными словами, объяснение сущности Конституции определяется отношением исследователя к прошлому и настоящему теории классовой борьбы и форм ее проявления в социальной практике, а также роли государства в этой борьбе. Если в качестве методологической основы исследования в современных условиях принять теорию классовой борьбы, то государство действительно выступает не чем иным, как машиной классового подавления, находящейся в распоряжении господствующего класса, осуществляющей свои функции посредством насилия, а конституция является политико-правовым воплощением результатов этой борьбы и способом поддержания классового господства.

Конституционное провозглашение России социальным государством вызвало неприятие со стороны ряда участников Конституционного совещания, позицию которых наиболее выпукло выразил С.С.Алексеев. По его мнению, на завершающем этапе работы над проектом Конституции РФ в нем появились "известные просоветские элементы, т.е. элементы, связанные с советским видением Конституции... Появилось "социальное государство", а это уже идеологический подход, потому что "социальное государство" - это социал-демократическое видение всей этой материи. В нас еще сильны постулаты прежней идеологии" Конституционное совещание. Информационный бюллетень. № 3. Декабрь. 1993. С.7.

По существу в Конституции закрепляются принципы гуманизма, предполагающие сочетание и взаимодействие индивидуального и коллективного начал в организации общественной жизни, взаимную ответственность общества и личности, обеспечение условий для развития социальной и интернациональной природы общества в соответствии с объективными закономерностями исторического прогресса, а не субъективным усмотрением отдельных лиц или группировок и создаваемыми ими моделями. В соответствии со своим видением потребностей демократического развития общества создатели Конституции закрепили в ней также положения об организации государственной власти, национально-государственном устройстве и некоторые иные традиционные для мировой конституционной практики институты.

Проблема, однако, не сводится лишь к количественным изменениям в системе прав и обязанностей личности или закреплению в Основном Законе конституционных обязанностей государства, главное место среди которых занимает обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ). В широком социальном и юридическом плане речь идет о превращении прав и обязанностей человека и гражданина из средства и способа регулятивного воздействия на общественные отношения извне в часть правового механизма внутренней саморегуляции и саморазвития общества, высшую ценность которого составляет человек, его права и свободы.

Тем самым Конституция призвана трансформироваться из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества в средство и способ легализации права обществом и во имя интересов общества и его членов. Из закона, установленного государством и ограничивающего права общества и его членов, она должна превратиться в закон, установленный народом и предусматривающий обязательства государства перед человеком, различными социальными структурами и обществом в целом. По существу это - продуманная модель юридического оформления наиболее важных сторон жизни общества.

Вместе с тем, Конституция таким образом формирует механизм сочетания национальных ценностей и идеалов с процессами, характерными для современной цивилизации в целом независимо от социальных, национальных или территориальных рамок, в которых она развивается. В связи с этим логическая система познания сущности Конституции требует учета и ее международного аспекта. Речь в этом случае идет о том, насколько точно в Основном Законе отражается занимаемое государством в международном сообществе место, о целях его внешнеполитической деятельности, характере и принципах взаимоотношений с другими участниками международного общения.

В широком социальном плане проблема заключается в возрождении самых тесных связей нашего общества как части современной цивилизации с мировым развитием, преодолении самоизоляции страны и учете общих для всего международного сообщества закономерностей общественно-исторического развития. Что касается юридического аспекта этой проблемы, то он состоит, с одной стороны, в признании за принципами и нормами международного общения политико-правообразующего значения, а с другой стороны, - в конституционном закреплении ориентации Российской Федерации на широкое международное сотрудничество со всеми странами во имя достижения мира, безопасности, свободы, самоопределения народов.

В связи с этим в преамбуле Конституции Российской Федерации отмечается приверженность многонационального народа Российской Федерации общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов и осознание себя частью мирового сообщества. Согласно статье 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы и, следовательно, непосредственно порождают обязанности государства, его органов и должностных лиц. Права и свободы человека и гражданина в РФ также признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17). Согласно статье 63 общепризнанные нормы международного права выступают критерием предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права, которые могут рассматриваться как юридическая форма выражения общечеловеческих целей, ценностей и интересов, имеют правообразующее значение и обязательны для Российского государства в той же мере, в какой они обязательны для всех других субъектов межгосударственных отношений. Сказанное, однако, не означает отказа России от собственных приоритетов и целей внешней политики. Во внешней политике не могут не учитываться совпадение, близость или различие интересов государства с интересами других участников международных отношений, генетически и по существу обусловленные совпадением или различием их природы, коренных целей, геополитических и прочих условий. И Конституция России с большей или меньшей степенью формальной определенности выражает и на самом высоком юридическом уровне закрепляет основные цели и принципы внешней политики Российской Федерации, которые основываются на общепризнанных и общеобязательных началах международного общения.

Сущность конституции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сущность конституции
Рубрика (тематическая категория) Право

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют её как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием её глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

Поэтому любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она состоит в том, что конституция представляет собой как бы запись определенного соотношения политических сил общества, существовавшего на момент её принятия. Дело в том, что в обществе есть различные социальные общности и политические силы, которые защищают в политической борьбе свои интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции.

Есть и другие точки зрения о сущности конституции. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключают договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции состоит в воплощении в ней многовекового опыта, традиций данного народа.

Марксистско-ленинская теория усматривает сущность конституции в том, что она выражает волю не всего народа, а только господствующего класса.

Наоборот, авторы учебника по конституционному праву России Е.И. Козлова и О.Е Кутафин считают, что сущность Конституции РФ 1993 года состоит в утверждении не классовых, а общедемократических начал, в том, что Конституция РФ как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа России путем всенародного голосования.


  • - Понятие и сущность Конституции РФ

    КонституцияРФ есть высший государственный закон, на базе которого принимаются все остальные законодательные акты нашего государства. Любой закон, противоречащий конституционным принципам и нормам, подлежит отмене. Конституция выражает волю большинства населения... .


  • - Сущность Конституции, ее основные отличительные признаки и функции.

    2. Основы конституционного строя. Структура государственной власти. 3. Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства – унитарное, демократическое, социальное, правовое. 4. Правовой статус гражданина Республики Беларусь.... .


  • - Сущность конституции

    Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Сущность конституции, как и... .


  • - Сущность конституции. История развития отечественного конституционализма и основные этапы конституционной реформы РФ

    Термин “конституция” имеет двоякий смысл. В первом смысле конституция понимается как строение, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это и есть фактическая конституция. Фактическая конституция возникает вместе с возникновением самого общества. Во втором... .


  • - Сущность конституции

    Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с Решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Сущность конституции, как и...

  • Слово «конституция» берет свои корни от латинского сonstitutio, что значит устройство, постановление. В настоящее время в юридической литературе среди многочисленных определений этого понятия наиболее общим можно считать следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти (парламент, президент, судебная власть) и определяющий ее взаимодействие с обществом и гражданином.

    В формальном значении конституция – это акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому ее часто называют Основной закон. Предыдущие конституции Республики Беларусь имели это сопутствующее название. В настоящее время оно содержится в преамбуле .

    Все современные конституции закрепляют два важных аспекта:

    1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

    2) организацию государственной власти (часто также определяют основы конституционного строя, форму государства).

    Сущность конституции состоит в том, что она является ограничителем власти государства в области прав и свобод человека и гражданина. Это юридическое закрепление общественного согласия, основанного на личной и политической свободе.

    Любая конституция обладает совокупностью политических, идеологических и юридических свойств , соотношение между которыми в каждой стране в различные периоды может быть различным.

    Юридические свойства конституции. Конституция определяет вектор развития правовой системы , всех ее компонентов, ее направленность на обеспечение прав и свобод личности. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, поэтому ее принято называть ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях, для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около ста ссылок на закон.

    Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам . Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующее правило закрепляется в самом Основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Однако в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному правовому акту был придан более высокий юридический вес, чем конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа. В какой-то мере это объяснялось явным отставанием норм конституции от складывающихся новых реалий. Ведь после распада СССР союзная Конституция уже не действовала, а новой в Беларуси еще не было.

    Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно на это обращается внимание в переходных положениях конституции. Например, в законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», а затем в разделе IX Конституции «Заключительные и переходные положения» предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь.

    Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой конституции – это обязанность прежде всего того органа, который его издал. Наряду с этим определенными возможностями обладают правоприменители, которые могут использовать лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат самой конституции. При неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (В Республике Беларусь – Конституционный Суд).

    Конституция обеспечивает также гармонизацию актов национального законодательства и международного права.

    Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность и устойчивость . Часто это зависит от стабильности общественных отношений. Например, Конституция США была принята в 1787 г., однако за более чем 200 лет в нее внесено всего 27 поправок. Во Франции, наоборот, за 200 лет принято 16 Конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

    Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее положений с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. Стабильности конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия. Однако стабильность не означает неизменяемость. При этом следует помнить, что любые изменения в конституционном тексте лавинообразно сказываются на текущем законодательстве.

    Политические свойства конституции. Политические свойства конституции касаются идеологических установок, благодаря которым формируется мировоззрение людей. Данный закон обладает учредительным характером (предлагает обществу определенные ценности). Затем формируется аналогичное законодательство. Статья 1 Конституции Республики Беларусь отражает ценности государства и характеризует его как унитарное демократическое социальное правовое. Демократическая сущность конституции будет наиболее полной, если в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острой политической борьбе и является итогом компромисса , например, между правящими силами и оппозицией.

    Ни одна норма, отраженная в конституции, не может быть реализована полностью . Например, отдельные партии Республики Беларусь выступают против института президентства. Высказываются предложения о смещении приоритетов развития страны. Поэтому выигрывает равнодействующая Конституция . Она предлагает цели, которые диктуются временем. Одновременно с этим Основной Закон пишется на будущие отношения. Все цели и задачи, поставленные в конституции, реализовать практически невозможно, так как меняется обстановка внутри страны. Реализация этих целей влияет и на общество. В конституции не ставятся антигуманные цели. Политические свойства конституции – это нормы-принципы (по которым живем сегодня)инормы-цели (ориентиры на будущее). Они должны быть взвешены и выверены.

    Идеологические свойства конституции. Любая конституция формирует и предлагает обществу систему взглядов и идей (правовое государство, права человека), т.е. формирует мировоззрение человека. Это, в свою очередь, влияет на все сферы жизни. Все негативное в обществе поэтапно должно изживаться и отвергаться. Конституция Республики Беларусь менее идеологизирована, чем предыдущие четыре Конституции. В ней отсутствуют такие формулировки, как «пролетарское государство», нет господства единой идеологии (например, ст. 6 Конституции СССР указывала, что «КПСС – это направляющая сила общества»).

    В настоящее время в Конституции Республики Беларусь нет указания на господство идеологии какой-либо из 15 действующих партий. Каждая из них предлагает свою систему взглядов. Однако в современном мире ряд стран открыто заявляет о господстве одной идеологии. Например, в Конституции Ирана ислам является господствующей религией и государственной идеологией. Власть здесь не делится на политическую и духовную, все заменяет Коран. Любое одностороннее развитие ограничивает другие сферы жизни и не способствует развитию общества. Здесь очень важен идеологический плюрализм как потенциал успешного развития общества. В государстве должны присутствовать свобода мнений и идеологий. В Республике Беларусь, наряду с 15 партиями, насчитывается свыше 2200 общественных движений и объединений, 25 конфессий, классы, этносы со своими программами, целями, задачами.

    Процесс реализации конституционных установок оказывает серьезное влияние на общество. Здесь присутствуют и правовые, и политические концепции, которые регулируют взаимоотношения человека, общества и государства. В конституции отражено равенство различных форм собственности, закрепляется суверенитет народа и государства, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства и т.д.

    Конституции имеют свою классификацию:

    1. По сроку действия –

    временные (имеют ограниченный срок действия);

    постоянные (неограниченный срок).

    2. По форме и структуре –

    писаные (приняты в виде единого документа);

    неписаные (кодифицированные конституционные акты – Великобритания). Бывают конституции, состоящие по структуре из нескольких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).

    3. По способу принятия –

    парламентом (Республика Беларусь);

    специально создаваемым для этих целей органом (конституционная ассамблея, учредительное собрание – Индия, Италия);

    октроирования – акта «дарования» конституции сувереном (монархом) народу (императором Наполеоном I во Франции и др.).

    4. По порядку изменения –

    гибкие конституции – могут изменяться и дополняться в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания, Новая Зеландия);

    жесткие – изменяются и дополняются в особом, более сложном порядке, чем это происходит при обычной законодательной процедуре (Республика Беларусь);

    смешанного типа – сочетают в себе различные элементы.

    Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь (ст. 138) рассматривается обеими палатами парламента (не менее двух третей от полного состава) по инициативе Президента или не менее 150 000 тысяч граждан страны, обладающих правом голоса.

    Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

    Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум (простым большинством граждан, внесенных в списки для голосования).

    Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, парламент, правительство, суд» и «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

    Сущность Конституции РФ заключается в том, что она устанавливает демократическое правовое государство, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

    Сущность конституции можно понимать как определенное соотношение общественных сил, состояние компромисса между этими силами, выраженное в законодательном закреплении важнейших общественных отношений, каковыми могут быть отношения собственности, властеотношения, статус политических организаций, статус личности, статус отдельных социальных групп.

    Важнейшими институтами конституции являются институты, закрепляющие определенные социально-экономические (охраняемый законом статус лиц и общественных групп, гарантированные отношения собственности) и политические отношения (властеотношения), гарантируя их охрану средствами государственного принуждения, а не декларативные нормы, определяющие и декларирующие некие "духовные основы" жизни общества.

    Понятие конституции определяет ее как особое правовое явление, а сущность конституции связана с познанием ее глубинной природы и решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Существуют несколько теорий познания сущности конституции, которые придерживаются различных взглядов.

    Например, трактовка сущности конституции как общественного договора, в котором согласованы интересы различных частей общества. Предполагается, что все его члены заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Таким образом, конституция будет являться выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.

    Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, абсолютного божественного разума.

    Школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций конкретного народа. Только такие конституции обладают, согласно этой концепции, реальной юридической ценностью в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя только из умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

    Также имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как попытка государства в лице его высших должностных лиц и органов самоограничить власть: так как возможности государственной власти фактически безбрежны, то, чтобы не допустить в стране произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

    Марксистско-ленинская теория, которая более семи десятилетий являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а исключительно волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

    Сущность Конституции в общедемократической теории заключается в том, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие.

    Таким образом, можно сделать вывод, что сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она призвана решать - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. В действующей Конституции Российской Федерации рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле прямо сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации".

    Правовыми свойствами конституции является совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны.

    К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; стабильность конституции; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра. Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории страны. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

    Итак, юридические свойства конституции это:

    Верховенство конституции. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, действующим на всей территории Российской Федерации. Ни один правовой акт, принимаемый в стране, не может противоречить Основному Закону. В случае противоречия приоритет отдается нормам Конституции. Можно выделить три составные части верховенства: (1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами; (2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; (3) следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами.

    Основными гарантами верховенства Конституции РФ выступают:

    Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, основные полномочиями которого и является обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства.

    Президент Российской Федерации имеет право отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному Закону страны, а так же право приостанавливать действия противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.115; ч.2 ст.85 Конституции РФ).

    Деятельность Государственного Совета Российской Федерации, образованного в 2000 году, может выступать в качестве гарантии обеспечения верховенства Российской Конституции в субъектах Федерации. Одной из основных задач этого органа является укрепление основ федерализма. Это предполагает обсуждение вопросов об исполнении и соблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведение ими в соответствие с Федеральным Основным Законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов.

    Согласно части 2 статьи 15, Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. То есть нормы Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими на все территории страны. И для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

    Стабильность. Конституция является актом долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного развития общества на основе компромисса и обеспечение единства конституционного пространства страны. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, конкретизации отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течение длительного времени, однако должна сочетаться с ее динамизмом.

    Признание базой текущего законодательства. Здесь имеется ввиду, что Конституция Российской Федерации является фундаментом всего Российского законодательства. Ни один нормативный правовой акт, действующий на территории страны, не может ей противоречить. Она разграничивает полномочия государственных органов в правотворческой деятельности, определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативные правовые акты принимают различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяя их юридическую силу.

    Особая правовая охрана. Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексе, например часть 2 ст.15 Конституции Российской Федерации. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов.

    Особый порядок принятия, изменения, внесение поправок. Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, внесения поправок и изменений. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации определен в главе 9 Конституции РФ.

    Демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений.