Разница между собственностью и владением, и разница между вотчиной и поместьем. Сравнение общих черт и отличий вотчины и поместья

  • Семинар № 4.
  • Семинар № 5.
  • Семинар № 6.
  • Дополнительная литература:
  • 1. Лядащева-Ильичева м.Н.Этапы становления системы общих гражданских законов в России 1649-1833 годов. // История государства и права №8 – 2010.
  • Методические рекомендации:
  • Семинар № 7. Тема «Развитие государственной системы России в период абсолютизма (XVII-XVIII в.В.)» (4 часа). Вопросы для обсуждения:
  • Основная литература:
  • История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова ю.П. - 2-е изд., перераб. И доп. – м., 2009. – 576 с.
  • Дополнительная литература:
  • Семинар № 8. Тема «Формирование системы права в период абсолютной монархии» (4 часа). Вопросы для обсуждения:
  • Основная литература:
  • Семинар № 9.
  • Семинар № 10.
  • Семинар № 11. Тема «Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX века)» (2 часа). Вопросы для обсуждения:
  • Основная литература:
  • 1. Исаев и.А. История государства и права России. - м., 2009. – 336 с.
  • История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова ю.П. - 2-е изд., перераб. И доп. – м., 2009. – 576 с.
  • Дополнительная литература:
  • 1. Афанасьев и.Н. Деятельность губернских органов по сокращению питейных заведений во второй половине XIX века (на примере Новгородской губернии) // История государства и права №5 – 2010.
  • Семинар № 12.
  • Семинар № 13.
  • Дополнительная литература:
  • 2. Редких с.В. Правовые предпосылки законотворческой деятельности Временного правительства 1917 года// История государства и права №1 – 2010. Методические рекомендации:
  • Семинар № 14.
  • Дополнительная литература:
  • 1. Кудряшова е.В.Правовое регулирование государственного планирования в советский период.// История государства и права №21 – 2009.
  • 2. Печникова о.Г. Становление советской системы здравоохранения.// История государства и права №16 - 2009 Методические рекомендации:
  • Семинар № 15.
  • Семинар № 16.
  • Семинар № 17.
  • Дополнительная литература:
  • Семинар № 18.
  • Семинар № 19.
  • Дополнительная литература:
  • Семинар № 20.
  • Проблемные задания
  • 15. Какая разница между вотчиной и поместьем?
  • 16. Отраслевые органы центрального управления в Русском государстве в xyi - xyii вв.
  • 38. Что говорилось о пытках в Соборном Уложении Алексея Михайловича?
  • 39. Когда была издана Правда Ярослава?
  • 11. При Петре 1дела о государственных преступлениях находились в ведении
  • 4. В правительство в начале правления Николая II входили люди разных взглядов. Кто из них был активным сторонником либерального курса?
  • 12. Русские либеральные партии зародились в недрах земской оппозиции. Назовите эти партии.
  • 22. После реорганизации Совета министров в октябре 1905 г. Он стал постоянно
  • 41. Большую роль в победе большевиков сыграли Советы. Где и когда возник Первый Совет рабочих депутатов?
  • 42. В 1889 г. Прошел I съезд Российской рсдрп. Где он происходил, сколько делегатов в нем участвовали?
  • 43. 27 Февраля 1917 г. Победило восстание. Вскоре установилось двоевластие. Какие это были две власти?
  • 44. Александр II создал всесословное земское самоуправление, которое а. Солженицын
  • 45. В. И. Ленин называл Первую мировую войну (справедливо) всемогущим режиссером и устроителем революции. Какую позицию заняли большевики по отношению к этой войне?
  • 46. Парламент в России возник гораздо позже, чем в других странах Европы. Когда был издан избирательный закон по выборам в I Государственную Думу?
  • 4. Первым наркомом по делам национальностей был
  • 10. Арестованным по "Делу врачей" вменялось в вину
  • 18. Ссср прекратил свое существование как государство в
  • 27. Основные проявления "хрущевской оттепели" - это
  • 28. Вся полнота власти в дни Великой Отечественной войны была сосредоточена в
  • 29. Укажите первую некоммунистическую партия, возникшую в годы перестройки?
  • 30. Каков был порядок обложения промысловым налогом в период нэПа?
  • 31. Какая высшая мера наказания была предусмотрена в Уголовном кодексе рсфср 1922 г.?
  • 32. Преемником в. И. Ленина на посту председателя Совнаркома стал
  • 33. По Гражданскому кодексу 1922 г. Могли быть не в государственной собственности
  • 34. В 1985 г. Была провозглашена большая антиалкогольная кампания. Кто из послевоен­ных советских руководителей пытался это сделать раньше, хотя и в меньших масштабах?
  • 45. Какой стала избирательная система согласно Конституции 1936 г.?
  • Вопросы для текущего и итогового контроля:
  • Хронологическая таблица
  • 15. Какая разница между вотчиной и поместьем?

    А. Не было никакой существенной разницы между вотчиной и поместьем. То и другое

    были крупным и феодальным и имениями, во много раз превышавшим и крохотные

    крестьянские наделы.

    В. Поместья были больше вотчин. Помещики постоянно жили в своих поместьях, и

    старались как можно больше получить от крестьян. Бояре же покидали свои вотчины,

    чтобы исполнять государеву службу.

    С. Вотчины, как правило, были по размерам крупнее поместей и являлись

    наследственной собственностью (обычно бояр). Поместье давалось на срок, под

    условием службы. Помещики (дворяне) стремились больше выжать из поместья и более

    интенсивно эксплуатировали крестьян. Крестьянские переходы в Юрьев день чаще

    происходили из поместей в вотчины. С середины XYI в. начался процесс

    постепенного сближения статуса вотчин и поместей.

    D. Дворяне владели вотчинами, которые передавались от отца к сыну. Бояре - помещики

    могли передавать поместье сыновьям, если те тоже поступали на службу.

    16. Отраслевые органы центрального управления в Русском государстве в xyi - xyii вв.

    А. Министерства.

    В. Приказы.

    С.Губные избы.

    D. Коллегии.

    17. Когда была издана Краткая Правда?

      Нe позднее 1072 г.

      В. В 1113 г.

    18. Долгое время договор на Руси скреплялся произнесением определенных ритуальных формул в присутствии послухов - поручителей. Постепенно стал усиливаться контроль государства за оформлением договора. Договорная грамота стала приобретать законную силу лишь после заверения в офицальнои инстанции. Когда и какой документ впервые закрепил обязательную запись договора в регистрационную книгу?

    А. Судебник 1550 г.

    В. Судебник Ивана III.

    С. Указ 1558 г., изданный в дополнение к Царскому Судебнику.

    D. Псковская судная грамота.

    19. Когда появился Устав Владимира Мономаха?

    В. Не ранее 1113 г.

    20. Сан главы Русской Православной церкви в XYII в.

    А. Архиепископ.

    В. Митрополит.

    С. Протопоп.

    D. Патриарх.

    21. Кто впервые собрал Земский собор?

    А. Иван IY.

    В. Михаил Романов.

    D. Святой Владимир.

    22. Самый бесправный субъект права по Русской Правде.

    С. Наемный работник.

    D. Рядович.

    23. Когда образовалось Древнерусское государство со столицей в Киеве?

    24. Когда произошел первый, «временный» запрет перехода крестьян в Юрьев день?

    В. Под властью монголов.

    25. Когда широко распространилась система иммунитетов для боярских вотчин?

    А. В XII - XIII вв.

    В. Во времена Киевской Руси.

    С. После объединения Руси вокруг Москвы.

    D. В годы опричнины.

    26. В каких русских государствах сложился республиканский строй?

    А. В Новгороде и Пскове.

    В. В Новгород - Северском и Переяславле.

    С. В Твери и Рязани.

    D. В Киеве и Чернигове.

    27. Наиболее известный памятник русского права времен феодальной раздробленности.

    А. Новгородская судная грамота.

    В. Псковская судная грамота.

    С. Правда Ярослава.

    D. Судебник 1497.

    28. Какие наказания полагались по Соборному Уложению за убийство своего ребенка и какие за убийство постороннего человека?

    А. За убийство своего ребенка грозило тюремное заключение, за убийство постороннего

    человека - смертная казнь.

    В. За любое убийство карали смертной казнью.

    С. В обоих случаях убийце грозило тюремное заключение.

    D. Убийство постороннего человека каралось смертной казнью, убийство своего ребенка церковным покаянием.

    29. Местные сословно - представительные органы с середины XYI в.

    А. Приказы.

    В. Сельские советы.

    С. Земские и губные избы.

    D. Муниципалитеты.

    30. Какой русский государь был впервые офицально провозглашен царем?

    А. Иван III.

    В. Иван IY.

    С. Ярослав Мудрый.

    31. Какие русские княжества подчинились Литве?

    А. Московское. Звенигородское.

    В. Киевское, Смоленское.

    С. Новгородское, Псковское.

    D. Рязанское, Тверское.

    32. Какой из старинных обычаев полностью сохраняет Русская Правда?

    А. Круговая порука.

    В. Умыкание невест.

    С. Многоженство.

    D. Кровная месть.

    33. Как наказывалась кража по Соборному Уложению?

    А. Смертной казнью.

    В. За 1 - ю кражу - отсечение руки, за 2 - ю - смертная казнь.

    С. За первую кражу - битье кнутом, урезание уха, 2 года тюрьмы и ссылка, за вторую -

    битье кнутом, урезание уха, 4 года тюрьмы, за 3 - ю - смертная казнь.

    D. Возмещение ущерба в двойном размере.

    34. Монгольские ханы не раз жгли Москву. Последний раз они это совершили уже после свержения монгольского ига. Войска какого татаро - монгольского ханства сожгли Москву в последний раз? Когда это было? Какая причина помешала дать отпор?

    А. Войска Золотой Орды в 1382 г. Причина - потери русского войска в Куликовской битве.

    В. Войска Казанского ханства в 1563 г. Причина - измена А. Курбского и других бояр.

    С. Войска Крымского ханства в 1571 г. Причина - трусость Ивана IV и его опричников.

    D. Войска Тимура в 1505 г. Причина - феодальная раздробленность на Руси.

    35. Кто из революционеров назвал свою программу Русской Правдой?

    А. Троцкий.

    С. Пестель.

    D. Бухарин.

    36. Какие преступления были вынесены на первое место в системе преступлений в Соборном Уложении?

    А. Преступления против религии.

    В. Действия, направленные против личности государя и его семьи.

    С. Умысел против государя.

    D. Фальшивомонетничество.

    37. Правовое положение подростка по достижении 15 - летнего возраста в XYII в.

    А. В 15 лет мужчина мог жениться. 15 - летний дворянин начинал реальную службу и

    мог наделяться поместьем. Но при этом дети не выходили полностью из - под власти

    отца. Родители имели право по достижении детьми 15 - летнего возраста отдавать

    их « в люди «, в услужение, на работу, даже записывать в кабальное холопство.

    В. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную

    службу, получить поместье. Он выходил из - под власти родителей.

    С. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную

    службу, получить поместье, имел право принимать крестное целование (присягу) в суде.

    D. Подросток в 15 лет оставался во власти родителей. Они могли его отдать « в люди

    «, на работу, даже на кабальное холопство. Таким образом, правовое положение

    подростка в 15 лет не менялось.

    Тема создания родового поместья сегодня снова стала актуальна. Людям предоставляется возможность иметь свой гектар земли с собственным лесом, прудом, сельскохозяйственными угодьями. Идея устройства поместья не является новаторской. Со времен Древней Руси существовала возможность получить надел земли, называемый вотчиной или поместьем.

    Корнем слова «вотчина» является «отчина», то есть это земля, передающаяся от отца к сыну. В состав вотчины входили

    • пашни
    • строения
    • инвентарь
    • животные
    • крестьяне, проживающие на этих землях.

    Поместье — это достаточно крупное феодальное владение, большую часть площади которого занимали барские угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами.

    Способы приобретения

    Государственные и военные служащие наделялись землей – поместьем. Причем, при прекращении служения царю, поместье изымалось. Также причиной лишения владельца поместных земель могло стать их запустение и недостаточный уход.

    Вотчины могли быть приобретены тремя способами: родовое наследование, дарование за службу, выкуп. Размер вотчин владельцы увеличивали за счет купли, дарения, захвата общинных крестьянских земель.

    История возникновения

    Вотчины появились еще в 10 веке, а к 13-15 векам этот вид собственности на землю стал самым популярным.

    Вотчина на Руси

    Появление первых поместий датируется 15 веком. Однако еще в 13 веке некоторые князья награждали дворцовых или военных слуг земельными наделами, при условии выполнения службы.

    Формы владения

    Вотчины наследовались боярами и князьями и могли быть ими проданы, заложены или подарены.

    Поместье представлялось дворянам или боярским детям и не являлось личной собственностью. А, соответственно, любые манипуляции с ним были запрещены. При этом, как и владельцы вотчин, помещики имели право на крестьян, относящихся к этим землям, и взимали с них подати. А с конца 16 века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В 18 веке права владельцев поместий и вотчин были уравнены и создан новый вид собственности – имение.

    Выводы сайт

    1. Вотчина – более ранняя форма собственности, чем поместье.
    2. Вотчина являлась личным владением с правом продажи, залога, дарения и наследования. Поместье – государственная собственность, выдаваемая на время службы.
    3. К 18 веку владельцы поместий и вотчин стали равны в правах.

    Вотчина

    Грамота Петра Великого канцлеру Головкину на вотчину.

    Во́тчина - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога , дарения . Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины - аллод , бокленд .

    Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты , епископы) и большие монастыри .

    Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной . Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

    Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена , типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Вотчина" в других словарях:

      См … Словарь синонимов

      Термин древнерусского гражданского права для обозначенияземельного имущества с правами полной частной собственности на него. ВМосковском царстве В. противополагается поместью, как земельномуимуществу с правами условного, временного и личного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      вотчина - ВОТЧИНА, истор. Вид земельной собственности, владение, приобретенное или пожалованное с правом передачи по наследству, с правом продажи, заклада и т.п. (см. Сл.РЯ XI XVII. 3. 74). И нет этой отдаленной государевой вотчине ни конца, ни края,… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

      1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в 10 11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 вв. господствующая форма землевладения. С кон. 15 в. противостояла поместью, с которым сближалась … Большой Энциклопедический словарь

      ВОТЧИНА, вид земельной собственности (наследственное семейное или корпоративное владение). Возникла в 10 11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 вв. основная форма землевладения. С конца 15 в. бытовала наряду с поместьем, с которым… … Русская история

      Вотчина - термин древнерусского права, обозначавший земельное имущество с правами полной частной собственности на него. Возник в Киевской Руси в IX X вв. (В. князей и бояр). В XI XV вв. В. стала преобладающей формой феодального наследуемого землевладения.… … Энциклопедия права

      1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII XV вв. господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась… … Юридический словарь

      ВОТЧИНА, древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в 10 11 веков (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 веках господствующая форма землевладения. В конце 15 17 веков отличалась от… … Современная энциклопедия

      ВОТЧИНА, вотчины, жен. (ист.). В Московской Руси родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      ВОТЧИНА, ы, жен. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. | прил. вотчинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Синонимами вотчины являются сеньория … Политология. Словарь.

    Нам остается проследить еще одну сторону этой регрессивной эволюции - уже не экономическую, а социально-юридическую.

    Торжество помещиков в 1612 году должно бы, казалось, закончить процесс, начатый опричниной, и закрепить его результаты - превратить всю обрабатываемую землю в поместную.

    На первый взгляд так оно и было. Не успела смолкнуть канонада под Московским Кремлем, как дворцовые и "черные", крестьянские земли массами стали переходить в дворянские руки: до весны 1613 года было уже роздано не меньше 45 000 десятин земли дворцовой и до 14 000 десятин земли "черной" - роздано преимущественно вождям помещичьей рати, ее генералитету и офицерству.

    Несколько позже дошла очередь до рядовых; около 1627 года имело место "верстанье новиков всех городов", раздача поместий дворянской молодежи, в службу поспевшей, но еще землею не наделенной и потому сидевшей на шее у старших родственников. Материалом для этого большого верстанья и для многих других мелких, происходивших в промежутки, послужили опять дворцовые и "черные" земли, а отчасти и земли, конфискованные у других владельцев; только теперь конфисковали уже не "княженецкие" вотчины - их почти и не оставалось, - а земли, данные побитыми политическими противниками тех, кто торжествовал в 1612 году: тушинским "вором", а в особенности "королем и королевичем", т.е. польско-боярским правительством 1610 - 1611 годов.

    Более жалостливое отношение к тушинским грамотам, сравнительно с королевскими, чрезвычайно характерно: правительство царя Михаила не могло забыть, что и Тушино когда-то было "дворянским гнездом", из которого вылетели Романовы. Оттого "воровские дачи" и не отбирались с такою неуклонностью, как дачи "королевские". Общая цифра розданных мелкими участками земель, конечно, далеко превышала то, что крупными кусками расхватали "пришедшие в первый час" немедленно после победы.

    Раздавались целые волости, иногда по 300 поместных участков сразу, в одном известном случае количество розданной в одном месте пашни доходило до 4500 десятин, в другом даже до 7500. Сколько-нибудь точного итога подведено быть не может - нам не все случаи верстанья известны, но общую сумму пришлось бы считать сотнями тысяч, если не миллионами десятин. Интересно, однако же, не это само собою разумеющееся последствие дворянской победы, интересен более другой факт эта розданная помещикам земля поколением позже оказалась владеемой не на поместном, а на вотчинном праве. Это явление достаточно намечается уже в 20-х годах.

    В это время в одном из станов Дмитровского уезда можно было насчитать 6 старинных вотчин и 10 выслуженных, пожалованных за две московские осады, при царе Василии и при Михаиле Федоровиче, "в королевичев приход", когда стоял под Москвой королевич Владислав. В отдельных станах Звенигородского, Коломенского и Ростовского уездов соотношение "старинных" (наследственных) и выслуженных вотчин было такое же. В Углицком уезде из 114 вотчин 59, т.е. опять-таки большинство, появились в первой четверти XVIII столетия.

    В Московском уезде вотчинные земли составляли почти 2/3 всех имений, поместные - немного более одной трети. В одном уезде, Лужском, вотчинное землевладение впервые появляется в эту эпоху. При этом в вотчину имели тенденцию превращаться лучшие поместные земли. Уже в 20-х, опять-таки годах, т.е. еще задолго до подъема конца столетия, отношение пашни и перелога на вотчинных землях гораздо выгоднее, чем на поместных: иногда в вотчинах относительно в десять раз больше пашни паханой, нежели в поместьях соответствующего уезда.

    Что, конечно, не значит, как думает тот автор, у которого мы заимствовали эти статистические данные, будто вотчинное хозяйство было устойчивее поместного: экономически оба типа ничем друг от друга не отличались, при одинаковых размерах. Даже юридически отличие не было так велико, как привыкли думать мы, следуя историкам русского права, с большою легкостью переносившим в феодальную Русь нормы современных буржуазных отношений.

    Поместья почти всегда передавались по наследству и переходили из рук в руки даже через специальные запреты. Правительство, например, очень старалось изолировать поместные участки, дававшиеся служилым иностранцам, число их все увеличивалось в XVII веке, тем не менее по документам можно насчитать целый ряд несомненно русских людей, владевших ино-земцевскими поместьями*. Все, чего удавалось более или менее достигнуть, - это, чтобы "земли из службы не выходили".

    Но, во-первых, служить обязаны были и вотчинники, после Грозного "не служить никому" было уже нельзя. А, во-вторых, провести и этот принцип на практике было нелегким делом. Помещик, как и всякий православный человек, стремился "устроить свою душу" - обеспечить молитвы церкви за него после его смерти и, как всякий землевладелец, достигал этого, жертвуя тому или другому монастырю часть своих земель. Бывало это и в XVI веке, а в XVII столетии сделалось обиходным явлением, несмотря, опять-таки, на ряд форменных запретов, и целый ряд поместных участков сливался таким путем с монастырскими вотчинами.

    Втолковать московскому человеку разницу между "собственностью" и "владением " было далеко не легким делом, в особенности, когда право собственности на каждом шагу нарушалось не только верховной властью, как это было при всякой опале времен Грозного или Годунова, но и любым сильным феодалом**. "То, чем я владею, мое, покуда не отняли" - такое, юридически неправильное, но психологически совершенно понятное представление существовало у каждого древнерусского землевладельца, был ли он вотчинник или помещик.

    И разницу между вотчиной и поместьем мы поймем легче всего, беря их не со стороны обязательств, лежавших на том и на другом типе землевладения по отношению к государству, а со стороны хозяйственного интереса владельцев. С этой точки зрения мы легко поймем, почему излюбленным типом второй половины XVI века было поместье, а следующего века - вотчина. В период лихорадочной, хищнической эксплуатации захваченной земли ее стремились использовать возможно скорее, чтобы затем бросить и приняться эксплуатировать новую. И когда отношения снова приняли средневековую устойчивость, естественно было появиться тенденции закрепления за собой и своей семьей занятой земли: и не менее естественно, что раньше всего эта тенденция обнаружилась по отношению к более ценным имениям. В поместье брали теперь то, что не жалко было бросать.

    Мало-помалу, однако же, закреплять за собою имение стало такою же привычкой землевладельца, как и закреплять крестьянина в этом имении, и тогда "поместный элемент" в московском, и особенно подмосковном, землевладении "стал очень близок к исчезновению". В Боровском, например, уезде в 1629 - 1630 годах поместные земли составляли 2/5; всех земель, а вотчинные - 3/4 а в 1678 году первые давали лишь одну четверть всех имений, а вторые - 3/4. В Московском уезде в 1624 - 1625 годах поместные земли составляли еще 35,4%, а в 1646-м всего 4,4%***.

    ), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция , манора и поместья .

    Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена , типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

    В Древней Руси

    Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты , епископы) и большие монастыри .

    Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной . Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

    В удельный период

    Также термин отчина притяжательным местоимением) применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» (см. Лествичное право).

    В великом княжестве Литовском

    После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи и Посполитой по итогам войны 1654-1667 годов . На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.

    В великом княжестве Московском

    В XIV-XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства . Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву . Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»). В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение . С тех пор понятие Вотчина иногда употреблялось в России в XVIII-XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Вотчина"

    Литература

    • Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - первой половины XVI в. / Л. И. Ивина; Под ред. Н. Е. Носова ; Ленингр. отд-ние Института истории СССР АН СССР. - Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1979. - 224 с. - 2 600 экз. (обл.)

    Отрывок, характеризующий Вотчина

    Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
    Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
    Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
    Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
    Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
    Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
    – Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
    – Ты устала – постарайся заснуть.
    – Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
    – Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
    Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
    «Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
    – Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
    И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
    С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
    Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
    Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
    Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
    Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
    Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
    Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

    После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
    Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
    Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
    Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.
    Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.