Западная цивилизация. Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся

Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизации является то, что она в своем становлении и развитии впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала античное наследие, цивилизацию варварского мира и христианство. Теолог Фома Аквинский, соединяющий учение Аристотеля с христианской догматикой, был столь же естественен для этого времени, как Песнь о Нибелунгах, построенная на древнегерманских легендах, рядом с Песней о Ролланде, рассказывающей о походе Карла Великого в Испанию. Обе Песни стали неотъемлемой частью культуры Средневековья. Христианство в этом сплаве выступало той основой мировосприятия, которое пронизывало все стороны жизни человека, утверждало примат духовного начала. В лице христианства идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором развития цивилиза

Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу в ареал цивилизационного развития, включило в орбиту мировых цивилизаций народы Барбарикума. Подсчитано, что около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйственном обороте, освоено еще средневековыми крестьянами. Значительная часть городов, ставших позже столицами государств, важнейшими промышленными и культурными центрами, именно в средние века были основаны (Бремен, Гамбург, Магдебург, Кембридж, Оксфорд и др.) или превращены в города из поселений (Венеция, Генуя, Марсель, Тулуза, Париж, Страсбург, Кёльн, Вена, Будапешт и др.). Самым крупным западноевропейским средневековым городом был Париж, в котором к XV в. проживало 250-280 тыс. жителей. Средневековая Европа демонстрирует новые примеры межцивилизационного взаимодействия, когда, помимо войн, захватов, грабежей, прослеживается обмен культурными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, они везли знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания, они возвращали в Европу ту часть античного наследия, которая была утеряна на Западе, но сохранилась на Востоке.

Средневековье стало временем, когда в сложном переплетении экономических, политических и этнических процессов в Европе начинают формироваться нации, национальные государства, национальные языки и национальная культура. По сути политическая карта современной Западной Европы стала формироваться уже тогда, как и названия многих современных европейских государств. Западноевропейская средневековая цивилизация заложила основы более поздней государственности парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, была Великая хартия вольностей.

Средневековая цивилизация Запада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародилась национальная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась на церковную, культуру феодальной знати (рыцарскую культуру), городскую, крестьянскую и т.д. И в то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого для ряда самостоятельных государств духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.

Развитие цивилизации шло непростым путем. В период ее становления наблюдается полный упадок культурной жизни. Однако уже в VIII в. начался культурный подъем во Франкском государстве при Карле Великом, так называемое Каролингское возрождение, центром которого стал Аахен. Эпоха Развитого средневековья время развития светской, городской культуры, возрождения наук и искусства. Важный рубеж в интеллектуальной жизни - появление схоластики (от греч. схола - школа), метода познания, основанного на логике. Даже путь постижения Бога схоласты видели не в мистическом откровении, а в логике, рассуждении. Разум стал инструментом постижения истины. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья. В 1450 г. Иоганн Гутенберг в Майнце (Германия) издал первую полнообъемную печатную книгу Библию.

Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средневековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, математику, астрономию, грамматику, риторику и музыку. Старейшими из них были Болонский университет (Италия), основанный в конце XI в., и Сорбонна в Париже (XII в), однако к концу XV в. в Европе насчитывалось уже 60 университетов. Складывается трехуровневая система обучения бакалавр, магистр, доктор. Впервые звание доктора (доктор права) было присвоено на юридическом факультете Болонского университета в XII веке.

Помимо многочисленных теологических трактатов и трудов религиозного содержания (Жития святых и др.) Западноевропейское средневековье оставило нам замечательные образцы светского искусства. В анналы мировой культуры вошел героический эпос тех времен Песнь о Ролланде, Песнь о Нибелунгах, Песнь о Сиде, лирическая легенда о Тристане и Изольде, записанная в XII в. Кретьеном де Труа, легенды о короле Артуре, Роман о Розе и др. В них авторы не только восхваляли мужество и добродетели героев, их верность долгу, но обращались к миру человеческих чувств. Великолепные образцы любовной лирики дала поэзия вагантов и трубадуров, воспевающих любовь к Прекрасной даме. Но их же произведения полны порой едкой насмешки над человеческой жадностью, глупостью, чванством, отрицанием таких христианских добродетелей как смирение, послушание, аскетизм. И, может быть, связующим звеном между ними и поэтами Возрождения стало творчество великого французского поэта XV в. Франсуа Вийона, Большое завещание и Малое завещание которого вошли в сокровищницу мировой литературы.

Своеобразное отражение развитие духовных начал в человеке нашло в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. В этом стиле построены соборы в Сантьяго-де-Компостелла (Испания), Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия) и других городах, ряд рыцарских замков и монастырей. Сменивший его готический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь (собор Парижской Богоматери во Франции, Миланский собор в Италии, Вестминстерское аббатство в Англии, Венсенский замок в Париже, ратуша в Брусселе и др.).

Особый вклад в развитие Западноевропейской средневековой цивилизации внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. Горожане были носителями этических представлений и норм, отличавшихся как от аскетической религиозной морали, так и от рыцарской культуры. С возникновением университетов в города переносится центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. Одна из вершин средневековой городской культуры весьма популярный в те времена Роман о Лисе, где в образах животных (Лис горожанин, Волк рыцарь, Медведь феодал, Осел священник) представлена весьма едкая сатира на людские пороки. В то же время на городской почве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла. Средневековый город стал родиной театра, дух которого впитал в себя городские праздники, карнавалы, городской фольклор. И те забавные фарсы, и реалистические сценки, которые разыгрывались на городских площадях, были далеки от прообраза театра религиозных мистерий.

Краткое изложение теоретических вопросов

План изучения темы

1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации:

А) социально-экономические особенности периода средневековья;

Б) основные формы государственной власти.

2. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Византийская цивилизация.

3. Представления о мире и человеке в средние века. Христианское мировоззрение.

4. Запад и Восток в эпоху расцвета средневековья: особенности развития и контактов.

Основные понятия : великое переселение народов, христианизация, православие, католицизм, крестовый поход, сословно-представительная монархия, ереси.

Термин «средние века» стали употреблять итальянские гуманисты XV – XVI вв.

Средние века – это период всемирной истории, содержанием которого является формирование, расцвет и упадок феодального строя.

Хронологические рамки западного Средневековья.

1. Раннее средневековье (V – X вв.) - период цивилизационного выбора.

2. Классическое средневековье (XI – XV вв.) - становление цивилизаций интенсивного типа.

3. Позднее средневековье (XV – XVII вв.) - бурное развитие цивилизаций.

На становление средневекового общества повлияли следующие факторы:

Великое переселение народов / варварские традиции;

Упадок Рима / античное наследие;

Христианское мировоззрение.

Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в истории название великого переселения народов . В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе.

Первая волна великого переселения была связана с германцами. Во втором - третьем веках через Русскую равнину с севера на юг - из районов Прибалтики и Дании - в Крым, на Балканы и оттуда - в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину. Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена, граничившие с Римской империей.

Германцы в 4-5 веках н. э. основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании - вестготы; на юго-западе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии - алеманы; на юго-западе Галлии - бургунды; в Северной Галлии - франки; в Италии - остготы и лангобарды; на Британских островах - англы, саксы, юты. В результате германского нашествия рухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторы тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы - Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия.



А) Социально-экономические особенности периода средневековья .

Влияние римской цивилизации на германские племена способствовало синтезному пути формирования новых общественных отношений - феодализму. В V-VII вв. Германская община расслаивается, зарождаются два класса феодального общества: феодалы и зависимые крестьяне. Феодализация общества проходит в разном темпе, но к середине IX в. складывается новый тип феодальной экономики. Феодализм считается основой средневековой цивилизации и включает в себя:

1) феодальную собственность на землю;

2) господство натурального типа хозяйства (это такой вид хозяйства, при котором всё необходимое производилось и потреблялось внутри хозяйства, а не для продажи);

3) феодальная рента (это доход, не связанный с производительной или предпринимательской деятельностью, и регулярно получаемый феодалом от сдачи в аренду земельных участков);

4) внеэкономическое принуждение (это принуждение к труду, основанное на отношениях господства и подданства, личной зависимости крестьян от феодалов).

Остается дискуссионным вопрос о соотношении понятий «средневековье» и «феодализм». Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

I. Средневековое общество – это по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.

II. Деление общества на сословия.

Основные сословия: молящиеся (духовенство), воюющие (феодалы), трудящиеся (служащие, купцы, ремесленники, крестьяне). Для них было характерно стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп; слабое развитие индивидуализма.

III. Устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви.

Б) Основные формы государственной власти.

Власть в средневековой цивилизации разделялась между королем и крупными землевладельцами. Король франков Карл Великий (768-814 гг.) создал огромную империю. В 800 г. Карл стал римским императором. После смерти Карла по Верденскому договору 843г. империя была поделена между его потомками, что впоследствии привело к образованию Франции, Германии и Италии. С распадом империи Карла Великого наступило время феодальной раздробленности. Частная власть сеньоров ослабляла публичную власть государства. С XII в. королевская власть повела наступление на политическую самостоятельность крупной знати. Оформление сословий, усилия короля, ломавшего отношения личной верности и покорности, внедрявшего принципы подчинения населения публичному праву государства, вели к рождению новой формы средневековой государственности. Решающий сдвиг в большинстве стран Западной Европы произошел в XII –XIV вв. в Англии, Франции, христианских государствах Пиринейского полуострова, в германских княжествах, Польше возникли сословно-представительные монархии- это особый тип государственного устройства в феодальной Европе, явившийся результатом соглашения между властью и сословиями; возникают первые парламенты.

В Англии появился парламент; во Франции и Нидерландах – генеральные штаты; в Испании – кортес; в германских княжествах – рейхстаги и ландтаги; в Скандинавии – риксдаги; в Чехии и Польше – сеймы. Они служили каналом взаимодействия королевской власти и сословий, добившихся права на участие в принятии общегосударственных решений.

Как правило, становление сословно-представительных монархий шло параллельно с процессом централизации государств.

Родственные языки

Рис. 5 «Эволюция государственности в эпоху средневековья».

Общая характеристика западноевропейского Средневековья

Раннее Средневековье

Классическое Средневековье

Позднее Средневековье

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

Раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековья (V-XVII вв.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)

Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал , а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.

Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества . В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

Состояние экономики. В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.

Этнические процессы и феодальная раздробленность. В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.

Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии. Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу. В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.

Великое переселение народов, начавшееся в конце IV в., и падение Западной Римской империи в 476 году являются для Западной Европы условной гранью, отделяющей Античность от Средневековья.

Западная Римская империя пала под ударами варваров с Востока, которые подвергли ее страшному разграблению. Вместе с тем варвары-завоеватели, смешавшись с местным населением, положили начало той созидательной деятельности, которая, в конечном счете, привела к возрождению на новой основе европейской цивилизации. «Матрицей» этой цивилизации явилось христианство, которое став господствующей религией в Западной Европе, сформировало единое в ней нормативно-ценностное пространство. Благодаря этому в Европе после краха Западной Римской империи не произошло возврата к тому «локализму», который предшествовал объединению народов под властью римских императоров.

Исходным пунктом становления Европы в качестве единого христианского мира стало создание в V-VII вв. на территории бывшей Западной Римской империи варварских государств. Унаследовав от поздней Античности христианство, варвары-язычники подверглись сильному культурно-идеологическому воздействию с его стороны. Однако большинство европейских варваров поначалу приняло христианство в еретической форме арианства, оказавшись не в состоянии усвоить ортодоксальный принцип триединства Бога. Патриархальное варварское общество не восприняло идею равенства Бога-Отца и Бога-Сына и отторгло слишком абстрактную для себя идею Духа Святого.

Исключение составили лишь германцы-франки, которые уже во времена своего легендарного вождя Хлодвига Меровинга (481-511 гг.) приняли крещение по римскому канону. Это обстоятельство в значительной мере предопределило союз франков с римской церковью и признававшим ее галло-римским населением, который позволил им уже к середине VI в. овладеть большей частью территории современной Франции. К началу IX в. владения Франкской державы простирались от Испании на западе до славянских земель на Эльбе на востоке. В 800 г. король франков Карл Великий (768-814 гг.) был провозглашен папой Львом III императором.

Однако «восстановленная» таким образом в Западной Европе империя просуществовала недолго. Уже внуки Карла Великого в 843 г. произвели ее раздел согласно Верденскому договору, который положил начало возникновению в будущем таких крупных европейских государств, как Франция, Германия и Италия.

В VIII в. Западная Европа подверглась вторжению арабов, которые овладели значительной частью Пиренейского полуострова, закрепились на островах западного Средиземноморья и в южных областях современных Франции и Италии. В конце IX в. на Среднедунайской равнине появились кочевые орды венгров (мадьяр). Уничтожив Великоморавскую (западнославянскую) державу, венгры на протяжении всего X в. неоднократно опустошали европейские страны от Византии до Испании. На протяжении IХ-XI в. североатлантическое, а затем и средиземноморское побережье Западной Европы постоянно подвергалось нападениям «морских кочевников» - скандинавских германцев-викингов, или норманов («северных людей»).

В IX-XI вв. в Западной Европе произошли важные социально-экономические и политические изменения. На большей ее части утвердились отношения, которые позже получили наименование «феодальных», основу которых составила собственность на землю, вместе с проживающими на ней крестьянами. В ходе «феодальной революции» в IX-XI вв. в Западной Европе фактически не осталось «земли без синьора», а крестьянские общины утратили былую на нее собственность. В результате в западноевропейском обществе, с одной стороны, сложился привилегированный класс-сословие феодалов, представленный дворянством, рыцарством («воюющим за всех») и духовенством («молящимся за всех»). С другой стороны, свободное крестьянство превратилось в феодально-зависимый класс - сословие («работающих за всех»).

В поземельных отношениях Западной Европы восторжествовало феодально-условное наследственное землевладение (феод, лен). Крестьяне стали наделяться землей, попадая в поземельную зависимость от феодала, которая, как правило, дополнялась судебно-административной, а, зачастую, и личной (крепостной) от него зависимостью. В результате сложился такой комплекс социально-экономических отношений, в котором преобладали внеэкономические формы принуждения непосредственных производителей и присвоения феодальной ренты в ее различных формах.

Концентрация экономической и политической власти в руках крупных феодалов в условиях господства натурального хозяйства предопределила наступление в Западной Европе эпохи феодальной раздробленности, при которой королевская власть сохраняла за собой чисто символическое значение.

В середине ХI в. разногласия между двумя христианскими центрами - Римом и Константинополем, привели к тому, что папа Лев IХ и патриарх Кируларий предали друг друга анафеме. В результате чего в 1054 г. произошло разделение христианской церкви на православие и католицизм, а Западная Европа стала уже формироваться в качестве единого католического мира.

Католическая церковь, утвердившаяся в Западной Европе, представляла собой строго централизованную авторитарно-иерархическую организацию во главе с папой римским, который считался непогрешимым в делах веры и нравственности. Поэтому источником вероучения у католиков считается не только священное писание (Библия) и постановления вселенских соборов, но и суждения пап, власть которого выше власти этих соборов.

Католическая церковь как социальный институт играла особую роль в интеграции Западной Европы. Она была не только важнейшим звеном того феодально-политического порядка, который связал в одну систему различные западноевропейские государства, но и источником духовного образования, формируя в них единое нормативно-ценностное пространство.

Сформировав единое ценностное пространство, общую нормативную систему, католицизм стал тем самым «единой и единственной матрицей европейской цивилизации». Католицизм как особый нормативно-ценностный порядок оказался, во-первых, универсальным для того геополитического пространства, которое становилось Европой, а во-вторых, он был автономен по отношению к различным социальным и политическим институтам. Принципиально важно, что этот порядок оказался автономным прежде всего по отношению к национальным государствам.

Универсальный и автономный нормативно-ценностный порядок, задавшийся католицизмом, порождал дуализм западноевропейской цивилизации. Этот дуализм был обусловлен существованием, с одной стороны, единой церкви внутри раздробленного политического пространства, а с другой стороны, многообразием этнокультур в универсальном католическом нормативно-ценностном пространстве.

В рамках этого пространства происходило становление плюралистических сил Европы, их взаимодействие и конфликты. Дуализм общественного бытия в Европе порождал целый ряд конфликтогенных тенденций: религиозной и светской, глобальной и локальной, церковной и государственной, интеграционной и дезинтеграционной, универсальной и традиционной.

Опосредованность дуализма общественного бытия в Европе универсальным и автономным нормативно-ценностным порядком предопределял допустимые границы борьбы и разрушительности конфликтов, делал возможным конструктивное их «снятие» на основе консенсуса. Все это предопределяло договорный характер европейского общества.

Утверждение феодальных отношений и освоение остатков античного культурно-производственного наследия позволили западноевропейскому обществу приступить в ХI-ХIII вв. к масштабному хозяйственному освоению западноевропейского субконтинента. С началом «внутренней колонизации», вовлечением в хозяйственный оборот всех пригодных к использованию земель и природных ресурсов, в Западной Европе уже в середине XI в. наметился экономический подъем. Он сопровождался резким ростом численности населения. Этот «демографический взрыв» в условиях сравнительно высокой степени освоенности ограниченного пространства субконтинента при все низком уровне развития производительных сил породил эффект относительной перенаселенности Западной Европы.

Вследствие сложившейся ситуации, с одной стороны, стала усиливаться экспансионистская агрессивность западноевропейского феодально-католического мира. В 1095 г. по призыву папы римского Урбана II началась почти двухвековая эпопея массового военно-колонизационного крестоносного движения европейцев в страны Ближнего Востока. Крестовые походы осуществлялись под религиозным предлогом необходимости освобождения святых мест христианства из-под власти иноверцев-мусульман.

С другой стороны, в западноевропейском обществе стало углубляться общественное разделения труда, что выразилось в ускоренном отделении ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Это привело к быстрому развитию средневековых городов, которые в отличие от античных городов-полисов выступали не столько в качестве государственно-административных, военных или культурно-религиозных центрв, сколько в качестве центров ремесленного производства и товарного обмена.

Средневековый город с присущей ему узкой специализированностью ремесел и торговли, корпоративным принципом гильдейско-цеховых организаций и даже всей своей «товарно-рыночной предназначенностью» был порождением феодальных общественно-экономических отношений, их необходимым элементом. Он возник и развивался в условиях ограниченности товарно-денежного рынка, предопределенной господством натурального хозяйства при феодализме. Городские центры ремесленного производства и товарного обмена постепенно стали формировать местные (локальные и региональные) рынки, превратившись со временем в важный фактор исторического развития западноевропейской средневековой цивилизации. С ростом их хозяйственного значения происходило медленное, но неуклонное расширение сферы товарно-денежных отношений, в которые постепенно стал втягиваться и аграрный сектор средневековой феодальной экономики.

В таких условиях в наиболее развитых районах Западной Европы в XII-XIII вв. начался процесса коммутации ренты, в ходе которого натуральные повинности крестьян заменялись их денежным эквивалентом. Массовый переход к денежной ренте, осуществленный в XIV-XV вв. в юго-восточной Англии, северо-восточной Франции, юго-западной Германии, на севере Нидерландов и Италии, привел к глубокой структурной трансформации западноевропейского феодального общества. Коммутация ренты, как правило, сопровождалась юридической фиксацией рентных отношений и «освобождением» крестьян за выкуп из личной зависимости. Это существенно ограничивало сферу внеэкономического принуждения непосредственных производителей со стороны феодалов и повышало степень товарности сельскохозяйственного производства и меру хозяйственной самостоятельности земледельческого населения.

Массовая коммутация ренты и широкое развитие товарно-денежных отношений существенным образом расширили емкость формирующегося западноевропейского рынка. Это привело к «замыканию» ремесленных цехов и купеческих гильдий, в ходе которого полноправные члены городских корпораций (мастера и купцы) постепенно стали отходить от непосредственного участия в производственных и торговых операциях, оставляя за собой лишь организаторские функции, обретая все в большей мере статус монопольных собственников средств производства и обмена. Неполноправные члены городских «профессий», напротив, лишались такой перспективы и, превращаясь в «вечных» подмастерьев и учеников, по сути становясь наемными работниками различной квалификации.

Таким образом, в результате «замыкания» ремесленных цехов и купеческих гильдий в феодальных по своей природе производственных отношениях средневекового города появились элементы эксплуатации относительно свободного наемного труда со стороны пока еще корпоративных собственников средств производства и обмена.

В ХIV-ХV вв. в западноевропейском обществе падает экономическая и социально-политическая роль феодальной аристократии и начинается процесс политической централизации государств Западной Европы. Формирование системы местных, локальных и региональных рынков, а также установление прочных хозяйственных связей между отдельными областями наиболее передовых западноевропейских стран создало экономическую основу для объединения конгломератов феодальных владений в единые государственные организмы. Общность территории, языка и культуры закладывали основы этнического самосознания средневековых народностей. Наконец, происходившие изменения в социальной структуре феодального общества и его экономике, порождавшие многочисленные в XIV-XV вв. внутренние и международные конфликты невиданной ранее остроты и продолжительности, побуждали самые разные слои населения западноевропейских стран искать средства для удовлетворения потребности в усилении центральной государственной власти.

Возросшее экономическое и социально-политическое значение «свободных сословий» средневекового общества (дворянства, горожан, а в некоторых странах - и лично свободной части крестьянства), а также та роль, которую они играли в усилении королевской власти на местах за счет умаления всевластия феодальной аристократии, в конечном счете привели к тому, что в процессе политической централизации в европейских странах возникли государства в форме сословно-представительных монархий. Сословно-представительные органы власти (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, кортесы в Испании), как правило, закрепляли за собой право утверждения общегосударственного налогообложения. В итоге, постепенно зарождалось представление о праве налогоплательщиков на участие в законотворческой деятельности суверенного государя во благо всего государства. Параллельно возникновению органов сословного представительства корона создавала общегосударственные административно-судебные органы и зачатки регулярных вооруженных сил, что положило начало возникновению иерархиезированного и централизованного аппарата гражданской и военной бюрократии. В процессе взаимодействия выборных от «свободных сословий» и назначаемых королем бюрократических органов начинается формирование принципа разделения функций различных по своему происхождению властей.

По мере создания и укрепления централизованных сословно-представительных монархий в Западной Европе происходило падение социального престижа и политического значения католической церкви. Если в XI-XIII вв. папство достигло вершины своего могущества, и светские государи неизменно терпели поражения во всех столкновениях с ним, то в XIV-XV вв. ситуация кардинально изменилась. Так, конфликт, вспыхнувший в 1296 г. между королем Франции Филиппом IV и папой римским Бонифацием VIII по поводу налогообложения духовенства закончился разгромом духовно-рыцарского ордена Храма (тамплиеров) и «авиньонским пленением пап» (1309-1378 гг.), превращением первосвященников католической церкви по сути дела в заложников французских монархов. Последовавшая в 1378-1449 гг. «великая схизма» (раскол) церкви, когда в западноевропейском христианстве одновременно, осыпая друг друга проклятиями, соперничали по двое-трое «антипап», в конце концов была преодолена лишь благодаря вмешательству светских государей. В результате духовный авторитет римской католической церкви оказался подорванным, а западноевропейские монархи добились ограничения юридического иммунитета, организационной автономии и имущественных прав духовенства в своих странах.

Относительно широкое распространение товарного производства и рыночных отношений в Западной Европе XIV-XV вв., повлекшее структурные перемены в социально-политической организации средневекового общества, а также глубокий кризис, поразивший в это время римско-католическую церковь, обусловили начало важных трансформационных процессов в сфере духовной культуры и мировоззрения европейцев. Естественно, они развивались неоднозначно у представителей различных слоев средневекового общества, протекали неравномерно и асинхронно не только в масштабах всего субконтинента, но и в пределах отдельных стран и даже их областей. Наиболее благоприятные социально-экономические, политические и культурно-исторические условия для их формирования сложились в торгово-промышленных городских республиках Северной и Центральной Италии. Именно здесь в демократической среде светски образованных (humanitas) горожан во второй половине XIV в. зародилось новое - гуманистическое - мировоззрение, ставшее идейной основой культуры Возрождения (Ренессанса).

Порожденное историческими условиями эпохи гуманистическое мировоззрение, отражая процесс вычленения отдельной человеческой личности из феодальных коллективов (община, корпорация, сословие), обусловило резко критическое отношение его носителей к социально-экономическим реалиям и политическим институтам Западной Европы того времени. Христианская в своей основе система гуманистических воззрений была по сути своей глубоко оппозиционна теории и особенно практике средневекового феодального католицизма. Гуманистическая идеология мощно стимулировала раскрытие творческого потенциала непревзойденных титанов культуры эпохи Возрождения, но она же пробуждала и запредельный эгоцентризм и неутолимую жажду славы любой ценой у их менее талантливых современников. Эта очевидная противоречивость, присущая гуманистическому менталитету, вызывает нескончаемые споры специалистов о социальном и духовном содержании, а также историческом значении возрожденческой культуры. Однако практически несомненно то обстоятельство, что гуманистическая система ценностей легла в основу современной западноевропейской цивилизации и в значительной мере предопределила ее динамичный инновационный характер.

Действительно, XIV-XV вв. ознаменовались столь бурным развитием производительных сил западноевропейского общества, что некоторые историки определяют это время как эпоху первой «промышленной» или «технологической революции». Прогресс был достигнут прежде всего за счет более эффективного использования мускульной силы людей и животных, а также естественно-природных источников энергии воды и ветра. И хотя новации в этой области имели скорее количественный, чем качественный характер, они дали мощный импульс развитию всей западноевропейской экономики в целом.

Поскольку к XV в. процесс «внутренней колонизации» субконтинента был в основном завершен, то в наиболее развитых регионах Западной Европы уже в это время наметился переход от экстенсивных методов ведения сельского хозяйства к интенсивным, что сопровождалось ростом производительности труда. Поступление на рынки в значительной мере возросшего объема товаров при том, что объем обращающихся на этих рынках денежных средств в виде золотых и серебряных монет возрастал в гораздо меньших масштабах, привело к первому в истории Западной Европы экономическому кризису. Его проявлением стал феномен «жажды золота», обуявший европейцев в XIV-XV вв.

Острый дефицит средств обращения, поразивший западноевропейскую экономику, был осложнен тяжелым кризисом азиатско-европейских торговых связей. Обычные для средневековой трансконтинентальной торговли маршруты пролегали через Средиземное море. В транзитной торговле со странами Востока средневековая Европа традиционно имела пассивный баланс. Поскольку европейские купцы закупали у своих азиатских партнеров главным образом дорогостоящие товары (наиболее «массовыми» из них были пищевые пряности и шелковые ткани) и при этом не могли предложить им равноценные продукты и изделия, постольку на протяжении столетий с Запада на Восток происходил отток золота и серебра. Регулярные поступления на рынки западных стран исключительно дорогих восточных товаров и хронический отток драгоценных металлов в Азию создали у европейцев устойчивое представление о сказочных богатствах далеких заморских стран, ассоциировавшихся в европейской ментальности с «раем земным». Но на протяжении XIV-XV вв. все пути поступления пряностей и других восточных товаров в Европу оказались под жестким турецким контролем и стали почти недоступны европейцам из-за военно-политической нестабильности, искусственно завышенных таможенных барьеров, коррупции и взаимной религиозной нетерпимости христиан и мусульман. цивилизация реформация абсолютизм

Кризис средств обращения с его «жаждой золота» и кризис азиатской торговли с его «жаждой пряностей» привлекли внимание всей более или менее образованной и предприимчивой западноевропейской общественности к тем представителям средневековой науки, которые разделяли и рисковали открыто поддерживать еретические с точки зрения официальной церкви гипотезы о шарообразности Земли и наличии единого Мирового океана. Уровень развития производительных сил, достигнутый западноевропейским обществом к XV в., создал материально-технические предпосылки, необходимые для осуществления далеких океанских плаваний, знаменовавших собой начало эпохи Великих географических открытий.

В результате осуществления множества предприятий, важнейшими из которых были экспедиции Бартоломеу Диаша, открывшего южную оконечность Африки в 1486 г.; Христофора Колумба, положившего в 1492-1498 гг. начало колонизации Американского континента; Васко да Гамы, проложившего в 1497-1499 гг. океанский морской путь в Индию; Фернандо Магеллана, совершившего в 1519-1522 гг. первое кругосветное путешествие. Начало эпохи Великих географических открытий явилось исходным пунктом формирования единой глобальной хозяйственной и геополитической системы, вследствие чего сама история человечества начала приобретать поистине всемирный характер.

Важнейшим следствием начала эпохи Великих географических открытий явилось создание европейскими державами (первоначально Португалией и Испанией, а с начала XVII в. Голландией, Англией и Францией) грандиозных колониальных империй. Уже на рубеже ХV-ХVI вв. правительства Португалии и Испании заключили ряд соглашений о разделе сфер колониального господства в открываемом мире. Сокровища, награбленные в Африке и Азии, хлынули в Португалию, а золото и серебро, добытые порабощенными индейцами на рудниках Америки, наводнили Испанию. В начале XVI в. дешевые драгоценные металлы устремились из-за Пиренеев на западноевропейские рынки и вызвали в Европе настоящую «революцию цен»: цены на сельскохозяйственную продукцию и ремесленные изделия массового спроса подскочили в сотни раз.

В ХIV-ХVII вв. в цивилизационном развитии Западной Европы, вступившей в полосу кризиса «христианского мира», произошли существенные изменения, которые завершились сменой «матрицы» западноевропейской цивилизации. На смену нормативно-ценностного пространства, задававшегося католицизмом, пришли утилитаризм и либерализм.

В начале ХIV в. западноевропейский «христианский мир» в его целостности стабилизировался и достиг «последней границы». При этом он не просто остановился, а «съежился» (Ж. Ле Гофф). Прекратились распашки и освоение новой земли, наблюдалось запустение полей и даже деревень. Демографическая кривая склонилась и поползла вниз. Началась девальвация монеты, сопровождавшаяся депрессией и катастрофическими банкротствами. Европу потрясла целая серия городских бунтов и крестьянских восстаний. Великая чума середины ХIV века довершила дело: кризис быстро обернулся кардинальной перестройкой социально-экономических и духовных структур «христианского мира». Кризис, как пишет Ж. Ле Гофф, «зачал общество эпохи Возрождения и Нового времени, более открытое и для многих более счастливое, нежели удушливое феодальное общество».

В тех европейских странах, прежде всего в Италии, куда переместился центр новаций, ни крестьяне, ни рыцари, ни священники не занимали господствующего положения. Оно принадлежало негоциантам, банкирам, купцам, торговавшим всем чем угодно, дававшим в долг королю, собиравшим во всем католическом мире папский налог. Жизнь сосредоточивалась не вокруг соборов, а на площадях, где обсуждались дела, шел обмен словами и вещами, и вдоль улиц, на которые выходили мастерские и лавки.

Высшая теологическая культура уступала место светской (гражданской) и утилитарной (практической), основанной на римском праве, преподававшемся в университетах, и опиравшейся на расчет. Христианский Запад, первоначально придерживавшийся принципа соборности, постепенно отказывался от него в силу воздействия процессов индивидуализации и рационализации личностного сознания. Внешне это выражалось в повсеместном распространении аристотелевской философии, логики, этики и эстетики. В общественной мысли получает развитие рационализм, согласно которому источником знания, критерием истины и основой поведения людей является разум.

Трансформация нормативно-ценностного порядка, а следовательно, и основ цивилизации в Западной Европе произошла в связи с двумя процессами: «национализацией» церкви государством и религиозной реформацией (протестантско-католическим противоборством), которые привели к тому, что «единой и единственной матрицей европейской цивилизации» как результатом социального компромисса стал либерализм.

Реформация началась с того, что в 1517 г. августинский монах, профессор теологии Виттенбергского университета в Саксонии (Германия) Мартин Лютер (1483-1546 гг.) выступил с «95 тезисами», формально направленными против торговли католической церковью от имени римского папы индульгенциями (грамотами об отпущении грехов). Фактически эти тезисы содержали изложение основ нового христианского вероучения, в основе которого была положена идея об «оправдании верой». Согласно ей, человек достигает спасения своей бессмертной души не вследствие формального участия в церковных обрядах и, тем более, не посредством материальных приношений в пользу церкви, а только в результате своей сугубо индивидуальной и искренней веры в искупительную жертву Христа; веры, которая на протяжении всего жизненного пути христианина должна ежечасно подтверждаться его благочестивым образом жизни.

Ортодоксальное средневековое христианство видело истинное благочестие в уходе из грешного мира и, следовательно, в максимально возможном отказе от всякой мирской, в том числе и трудовой, деятельности. Однако в Западной Европе в это время уже стала формироваться иная система ценностей, ориентированная, наоборот, на деятельный стиль жизни «здесь и сейчас», не уповая на милость бога, не откладывая дела «на потом». Формировалась новая трудовая этика: труд из «наказания Господнего» превращался в средство обретения материального благополучия, социального престижа и морального удовлетворения. В соответствии с этими ценностями Лютер утверждал, что «человек рожден для труда, как птица для полета»; что только добросовестным повседневным исполнением своего трудового мирского призвания верующий искупает как греховность, унаследованную от библейских прародителей, так и греховность, неизбежно обретаемую им в несовершенном мире. Самоотверженно снося тяготы своего трудового «мирского креста», верующий человек очевидно свидетельствует о себе как о последователе Христа и тем самым оправдывает себя в качестве христианина.

Ортодоксальный католицизм душеспасающую мистическую силу «Божьей благодати» обратил в монополию церкви, объявив папу наместником Иисуса Христа на земле. М.Лютер утверждал, что эта сила может исходить только от Бога и непосредственно нисходит на того, кто достойно несет бремя мирских трудов. Таким образом, в религиозной доктрине Лютера повседневная трудовая деятельность отдельного человека обрела значение высшей духовной ценности, а сама человеческая личность возвысилась до возможности установления вполне индивидуальных взаимоотношений с Богом без всякого посредничества со стороны церкви.

Основы реформационного или, как начали его называть с 1529 г., протестантского вероучения получили дальнейшее развитие у многочисленных последователей Лютера. Наибольшим радикализмом и логической завершенностью в их ряду отличалась религиозная доктрина уроженца Франции Жана Кальвина (1509-1564 гг.), разрабатывавшаяся им в Женеве (Швейцария) на протяжении 1536-1559 гг. Сопутствующее человеку материальное преуспевание в любой сфере жизнедеятельности было провозглашено Кальвином критерием богоизбранности, залогом обретения «Божьей благодати» и гарантией райского блаженства на небесах. Труд из отбывания сословной феодальной повинности в средневековом христианстве, богоустановленного «мирского креста» в лютеранстве в кальвинизме окончательно приобрел значение важнейшего религиозного долга, трудовые успехи стали признаком личной богоугодности христианина.

Реформационно-теологическое обоснование актуальных в эпоху «первоначального» накопления капитала и возникновения национально-абсолютистских государств идей о секуляризации («омирществлении») неправедно нажитых католической церковью богатств с целью их перераспределения, о необходимости создания «дешевой» церкви-общины вместо дорогостоящей католической церковной организации, о главенстве светских властей в решении мирских дел создали благоприятные условия для широкого распространения реформационного движения в наиболее развитых западноевропейских странах.

Лютеранство стало идеологической основой умеренных реформационных преобразований в княжествах северо-восточной Германии и в скандинавских государствах. В 1534 г. английский парламент провозгласил короля главой независимой от Рима государственной «англиканской» церкви. Кальвинизм, выражавший мировоззрение наиболее экономически зрелой и политически активной части западноевропейской буржуазии, укоренился в северных Нидерландах, где стал идеологией первой в истории победоносной буржуазной революции и национально-освободительной войны 1566-1609 гг. Под наименованием «пуританства» (от лат. purus - «чистый») кальвинизм в XVI в. проник в юго-восточную Англию, где сделался религиозным знаменем буржуазии и «нового дворянства» в ходе революции XVII в., положившей начало «новому времени» в истории Западной Европы.

Таким образом, реформация, начавшаяся как попытка мирного преодоления разложения католической церкви и злоупотреблений священников, привела к грандиозным потрясениям Европы, разрушила ее духовно-религиозное единство. Попытка организовать преследование Лютера и его сторонников привела к протесту немецких князей и появлению протестантских церквей, формировавших установку на жизненную активность, сочетавшуюся с жаждой предпринимательства, ограничением потребления и презрением к неудачникам.

Борьба католиков и протестантов привела к расколу Европы и религиозным войнам внутри отдельных государств. По всей Европе шла «охота на ведьм». Около 30 тыс. их было сожжено католической инквизицией», еще большее число жертв оказалось на совести протестантских фанатиков. Апофеозом борьбы стала первая общеевропейская Тридцатилетняя война (1618-1648) между Протестантской Унией и Католической Лигой.

Компромиссом этой борьбы и стал либерализм, который создал универсально-новое нормативно-ценностное пространство для всей Европы, автономное как по отношению к возникшим национальным государствам, так и - к культурному европейскому разнообразию. Ядром либерализма были идеи свободы и толерантности. Свободы как возможности и необходимости ответственного выбора и признания права на свободу за другими. Толерантности как уважения не только своих, но чужих ценностей, как осмысление и использования другого духовного опыта в его самобытности. Это закладывало духовные основы для формирования гражданского общества.

Кроме того, цивилизационный сдвиг в Западной Европе в это время был связан с переходом от эволюционного пути развития на инновационный. Этот путь характеризуется сознательным вмешательством людей в общественные процессы путем культивирования таких интенсивных факторов развития как наука и техника. Активизация этих факторов в условиях господства частной собственности, формирования гражданского общества привела к мощному технико-технологическому рывку западноевропейской цивилизации и возникновению в разных странах такой формы политического режима как либеральная демократия.

Для того чтобы перейти на инновационный путь развития, необходимо было особое духовное состояние, становление трудовой этики, превращающей труд из бытовой нормы в одну из главных духовных ценностей культуры. Такая этика стала складываться в Западной Европе еще во время первичной распашки ее земель но окончательно утвердилась в эпоху Реформации в форме прежде всего протестантской трудовой этики. После этого труд стал самоценным и окончательно вошел в систему главных ценностей европейской цивилизации, на основе которых только и был возможен переход к интенсивному производству и буржуазному обществу.

Западноевропейский христианский идеал «молись и работай», заложивший основы «духа капитализма», означал, что человек, через работу обретая спасение души, не делигирует свои права наверх, а сам решает все возникшие перед ним проблемы, что человек делает выбор между решением своих проблем самостоятельно и их решением с помощью других людей, социальных групп, государства в пользу самостоятельности, между интенсивным и экстенсивным путями ведения хозяйства в пользу интенсивного, в конечном счете, между зависимостью и свободой в пользу свободы.

Протестантская трудовая этика создала благоприятные условия для развития капитализма, оказала влияние на процесс первоначального накопления капитала. Огромную роль в этом процессе сыграли Великие географические открытия. Открытие Америки и Африки, с одной стороны, привело к невиданному по масштабам росту работорговли, но с другой стороны, ускорило темпы накопления капитала в Европе за счет разорения, ограбления природных ресурсов и эксплуатации местного населения.

Деньги все больше начинают вкладываться в экономику, в развитие мануфактурной промышленности. Складываются национальные рынки, оформляются контуры европейского, а затем и мирового рынка, центром которого становятся голландские порты. Возникновение рыночной экономики было одним из достижений западноевропейской цивилизации.

Складывание глобальной хозяйственно-геополитической системы, в центре которой оказались западноевропейские страны, поставило на службу их экономике гигантский потенциал всего открываемого мира, что оказало сильнейшее стимулирующее воздействие на ход основных социально-экономических процессов в Западной Европе.

В связи с ростом масштабов производства и обмена в Европе усилились процессы, связанные с «замыканием» и дальнейшим разложением гильдейско-цеховых корпораций, а вслед за тем ускорилось возникновение и распространение новых торгово-производственных форм: компаньонажей и мануфактур. С увеличением количества крупнооптовых сделок в ведущих международных экономических центрах возникают товарные биржи, оперировать на которых могли дельцы вне зависимости от своей этнической, сословной, религиозной или корпоративной принадлежности и без каких бы то ни было регламентируемых ограничений в объемах торговли. Наконец, с неизбежным в новых условиях ростом значения кредитных операций формируется принципиально новый рынок - рынок первоначально вексельных, ценных бумаг, появляются фондовые биржи, со временем слившиеся с товарными. Начались качественные изменения в самом содержании экономической деятельности, которая по мере освобождения от пут средневековой регламентации стала приобретать ярко выраженный конъюнктурно-спекулятивный, рыночный характер.

Уже в конце XV - начале XVI в. в Западной Европе, в первую очередь в юго-восточной Англия, северо-восточной Франция, на севере Нидерландов, стало ощущаться противоречие между господствующей условно-корпоративной собственностью на средства производства и развивающимися сугубо индивидуальными по своей природе товарно-денежными отношениями. Изменение формы собственности на средства производства и, в первую очередь, на главное из них - землю - стало основой того социально-экономического переворота, который знаменовал собой исходный пункт качественно нового, капиталистического этапа в историческом развитии Западной Европы.

В юго-восточной Англии изменение формы собственности на землю произошло в процессе «огораживаний». В ходе его феодальные землевладельцы из числа «новых дворян», используя как казуистику средневекового права, так и прямое насилие, сначала отчуждали в свою пользу крестьянские земли, а затем лишали своих уже лично свободных крестьян статуса наследственных держателей и на этом основании изгоняли их из поместий. В дальнейшем «освобожденная» таким образом от крестьянского населения земля эксплуатировалась с использованием труда вольнонаемных сельскохозяйственных работников-батраков. Тем самым феодально-рентные отношения заменялись капиталистически-рыночными. И хотя формально характер собственности на землю по-прежнему оставался условным и корпоративным, а верховным номинальным сеньором всех земель, как и раньше, считался король, по сути в ходе «огораживаний» происходила явная индивидуализация земельной собственности «новым дворянством». Добившись в ходе революции середины XVII в. принятия Долгим парламентом закона об отмене рыцарского держания (1646 г.) «новые дворяне» («обуржуазившиеся» землевладельцы) утвердили в Англии свой абсолютный экономический суверенитет по отношению к феодальной по происхождению земельной собственности, завершив тем самым ее трансформацию в сугубо индивидуальную, свободно отчуждаемую частную собственность.

В других регионах Западной Европы переворот в общественно-экономических отношениях происходил в иных формах, но результаты его были идентичными: экспроприация непосредственных производителей путем их отделения от средств производства и пауперизации; возникновение рынка наемной рабочей силы; возникновение индивидуально-частной формы собственности средства производства и формирование на этой основе новых классов, классов буржуазного общества. В исторической литературе этот процесс получил наименование «первоначального накопления капитала», который рассматривается как отправная точка развития капиталистического уклада при сохраняющихся в целом феодальных отношениях.

Во многих странах Западной Европы эти изменения явились важными предпосылками завершения процесса государственно-политической централизации, складывания современных наций и возникновения такой форм феодальной государственной организации, как абсолютная монархия. Обычно под абсолютизмом понимают такую форму государственного устройства, при которой вся полнота власти (законодательной, судебной, исполнительной) сосредоточена в руках никем и ничем не ограниченного монарха.

Становление абсолютизма сопровождалось падением роли сословно-представительных органов государственной власти. По мере складывания системы постоянного налогообложения абсолютистские режимы получают возможность завершить формирование строго централизованного бюрократического аппарата административной и судебной власти, а также регулярных вооруженных сил. В связи с этим органы дворянско-бюргерского самоуправления, сеньориальной юрисдикции и феодальное ополчение оттесняется на второй план.

Западноевропейский абсолютизм складывался в условиях разложения феодальных отношений, порожденных процессами «первоначального накопления капитала», в ситуации нарастающего конфликта и относительного равновесия сил между новым классом буржуазии и старым классом феодалов. Используя это, абсолютизм стремился присвоить себе неограниченные властные функций. Несмотря на падение роли органов сословно-представительной власти в период становления абсолютистских режимов, именно в борьбе абсолютизма и сословно-представительных органов закладывались основы парламентаризма и разделения властей.

Функции, структура и состав этих органов были различными и со временем менялись, но они обеспечивали участие в принятии общегосударственных решений третьего сословия. Наиболее последовательно эти процессы развивались в Англии. Еще в ХIII в. здесь возник парламент, который в концу ХVI в. закрепил за собой законодательные функции. Противостояние королевской власти и парламента вылилось в английскую революцию 1640-1653 гг., которая открыла путь экономической, социальной и политической модернизации не только в Англии, но и во всей Европе. Для развития права и парламентаризма огромную роль сыграли «Хабеас корпус акт» и «Биль о правах», в которых закреплялись основы прав человека и ответственности исполнительной власти перед парламентом.

Сформировавшееся в ходе цивилизационной трансформации в ХIV-ХVII вв. западноевропейское общество было антропоцентристским, основу которого составили либеральные ценностные ориентации. В фокусе либерального мироощущения находится человек, его неповторимая и уникальная судьба, частная «земная» жизнь. Идеалом либерализма выступает человек-личность, гражданин, который не только осознает, но и жить не может без гражданских прав и свобод, прежде всего права собственности и права индивидуального выбора, т.е. права на самого себя.

В плане отношения к самому себе человек гражданского общества осознает возможность и постоянно испытывает потребность распоряжаться самим собой. В плане отношения к государству человек-личность ощущает себя не подданным, а гражданином, создателем государства, ибо рассматривает его как результат общественного договора. В плане отношения к другим - это толерантность, свобода ответственного индивидуального выбора, приоритет «Я» перед «Мы», личностных ценностей перед «соборными». Либерализм - это ощущение личной свободы и личной ответственности, расчет на собственные действия и собственную судьбу.

Таким образом, постепенно в ХIV-ХVII вв. традиционная (феодально-католическая) западноевропейская цивилизация трансформировалась в современную (буржуазно-либеральную), которая характеризуется различным набором вполне коррелируемых между собой черт.

Одни исследователи обращают внимание на то, что это - торгово-промышленное, городское общество, для которого характерны, с одной стороны, постоянное наращивание технологического потенциала и превращение человека в орудие эффективной социально-экономической деятельности, а с другой стороны, - мощная мобилизация человеческой активности, основанной на свободе этой деятельности.

Другие ученые подчеркивают прежде всего антропоцентричный и инновационный характер европейской цивилизации и ее христианские корни, европеизм как явление христианской культуры Запада, основанный на осознанности внутренней глубины бытия личности.

Западноевропейская цивилизация

1)Географическое положение 2)Состав региона 3)Общая характеристика природы а) Климат б)Почва в) Рельеф г) Водные ресурсы 4)Полезные ископаемые 5)Население Содержание

6)Языковые группы 7)Культура а)Достопримечательности 8)Экономика 9)Заключение 10)Вывод Содержание

Географическое положение Западная Европа занимает западную часть Евразийского континента, площадью 1422,8 тыс. км2 и омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями, по площади занимает 16,6% всей территории Европы.

В состав Западной Европы входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария. Состав региона

В целом территория Западной Европы расположена в зоне умеренного климата. Климат умеренно-континентальный, в части стран – океанический. В зимний сезон перенос воздушных масс с океана на сушу и влияние Северо- Атлантического течения довольно существенно смягчают климат. Температура воздуха преимущественно положительная. Климат

Западная Европа характеризуется высокой влажностью, особенно ее западная часть. Горные массивы региона, Альпы, сдерживая атлантические воздушные массы, конденсированные значительное количество влаги - от 1500 до 3000 мм. осадков в год. Альпы имеют четко выраженную высотную зональность (поясность) - от теплого умеренного климата до умеренного холодного со строгим высокогорным климатом верхней части гор.

Почвы Западной Европы не очень плодородные, но благодаря внедрению высокого уровня агротехники их качество заметно возросло. Это дает возможность развитым странам Западной Европы получать очень высокие урожаи основных сельскохозяйственных культур. Почва

Строение земной коры в пределах Западной Европы отличается сложностью. Древние платформы соседствуют с более молодыми участками земной коры. На севере региона расположены древние, сильно разрушенные Скандинавские горы. С востока к ним примыкают плоскогорья, переходящие в холмистые возвышенные и низменные равнины. Южнее в рельефе преобладают холмистые моренные и зандровые равнины, образовавшиеся в результате деятельности ледника и его талых вод. Рельеф

Страны Западной Европы имеют густую речную систему. Почти все реки полноводные, большинство из них в нижнем и среднем течении судоходны. Транспортное значение рек усиливается наличием проложенных каналов. По объему ресурсов годового стока на душу населения регион занимает высокое место в мире. Водные ресурсы

Значительная концентрация водных ресурсов находится в Альпах - на высокогорных ледниках. Они занимают 3200 км2 площади, имея запасы 3500 км3 воды.

На территории Западной Европы имеются крупные месторождения нефти и газа, каменных и бурых углей, руд, железа, марганца, хрома, бокси тов, меди, цинка, олова и некоторых других полезных ископаемых. Среди других континентов Западная Европа занимает 1-е место в мире по запасам ртутных руд, 2-е - по запасам углей, цинковых руд, 3- е - по запасам хромовых, свинцовых и апатитовых руд, флюорита. Полезные ископаемые

Западная Европа относится к наиболее густонаселенных регионов мира. Средняя плотность населения здесь превышает 173 человека на 1 км2. Только окраины, в частности территория Шотландского нагорья, Западная Ирландия и Альпы, заселенные меньше. Население

Языковые группы Большинство народов региона говорят на индоевропейских языках, принадлежащих к германской группе. Второй по численности индоевропейской языковой группой Западной Европы является романская, сформировавшейся на базе латинского языка. Наименее распространенной в регионе есть кельтская группа языков.

Современная западная культура динамична. Практицизм, индивидуализм, специфическое отношение ко времени («время - деньги») разрушают идеалы человеческого поведения, человеческих взаимоотношений. Эта культура основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои - люди, которые умеют зарабатывать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Культура

Достопримечательности

Европа отстает по таким ключевым направлениям, как интегральные схемы, полупроводники, микропроцессоры и супер ЭВМ, биоматериалы. Тем не менее Европа лидирует в строительстве атомных станций, производстве лекарственных препаратов, технике связи, отдельных направлениях машиностроения. Достаточно высоки уровень безработицы, хотя он снизился в последние годы, но держится на уровне 7- 8%, что примерно в 2 раза больше США и в 3 раза больше Японии. Экономика

Заключение В последние годы в ВВП происходит сокращение удельного веса отраслей материального производства и повышение доли услуг.

Таким образом Западная Европа является одной из экономически развитых цивилизаций мира с самой большой плотностью населения. Это и отличает Западноевропейскую цивилизацию от всех других. Вывод

Спасибо за внимание