Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются. Защита конституционного строя и охрана конституции

Россия, как и большинство других стран мира, имеет основной закон - Конституцию. Тем самым организуется, как считают многие современные исследователи, особый строй, в рамках которого осуществляется политическое управление государством. Каковы его особенности? Что такое конституционный строй в видении исследователей? Каковы критерии, по которым определяется соответствие ему политических систем современных государств?

Что такое конституционный строй?

Термин "конституционный строй", понятие и элементы, его характеризующие, вошли в научный оборот и получили законодательное закрепление достаточно недавно. Их возникновение многие исследователи связывают с разработкой и принятием в России самостоятельной Конституции. Которая считается основным законом государства. Безусловно, само возникло в мировой политической теории достаточно давно. Первые образцы соответствующих источников права были внедрены в практику государственного управления в 18-19-м веках. Была своя Конституция в СССР. Однако научные исследования соответствующего типа строя активно начались только после начала в нашей стране демократических преобразований в конце 80-х. Таким образом, некоторые исследователи считают, что понятие основ конституционного строя, критерии, позволяющие определить, присутствует ли он в государстве и в рамках каких механизмов функционирует, имеют научную природу.

Сама по себе конституционность существует давно, но научные школы, в которых осуществляется ее исследование, по крайней мере в России, - совсем молодое явление. Направленность соответствующих наработок ученых в основном сконцентрирована на проблематике, отражающей реализацию конституционных принципов в РФ. А также на сопоставлении достигнутых государственной системой нашей страны результатов и создании суверенной модели политического управления с образцами, функционирующими за рубежом. При этом рассматриваются как страны с богатой демократической историей, так и государства, которые, как и Россия, переходили из социалистической модели развития в капиталистическую. Понятие конституционного строя РФ, определяемое учеными нашей страны, сопоставляется с теоретическими наработками зарубежных коллег. И наоборот - происходит обмен научным опытом.

Понятие конституционного строя российские политологи чаще всего связывают с системой отношений между людьми, которая на законодательном уровне закрепляет статус ключевых механизмов государственного управления. Применительно к демократическим странам основной задачей функционирования соответствующих институтов признается реализация прав и свобод человека. Но бывают разные политические режимы - в частности те, которые по ряду критериев трудно признать демократическими. Принципы конституции в таких государствах, тем не менее, могут быть реализованы. По крайней мере так считают многие политологи.

Конституция и демократия

Впрочем, есть точка зрения, согласно которой понятие конституционного строя несовместимо с государствами, в которых нет места традиционным демократическим правам и свободам. С теми, где в основу политического управления заложены принципы авторитаризма или тоталитаризма. Основной аргумент сторонников данной точки зрения: конституционные нормы при подобных режимах попросту не могут быть в достаточной мере защищены. То есть государство, где, к примеру, все решает один человек или группа лиц при авторитаризме, неспособно стабильно выполнять условия общественного договора.

Таким образом, ключевой критерий конституционности, согласно распространенной точке зрения, - присутствие правовых механизмов, базируемых на демократических началах. Как правило, это обозначает выстраивание политической системы в государстве по образцу западных стран. В которых демократическая традиция существует очень давно. Сущность подобных механизмов предполагает, прежде всего, стабильность в выполнении государством условий общественного договора. Чего не всегда можно достичь в авторитарных и когда уходит из-под контроля населения страны.

Ключевые основы конституционного строя

Рассмотрим, в чем заключается понятие основ конституционного строя. Многие исследователи считают корректным следующее определение: основы конституционного строя - это механизмы общественной, политической и экономической природы, позволяющие создать базис для воспроизводства прав и свобод человека и иных способов реализации интересов населения страны. Например, ключевые экономические основы конституционного строя - это, если следовать распространенной трактовке, институт частной собственности, предпринимательства, независимость судов. Те, что принято считать политическими - это властные институты, система делегирования управленческих полномочий в рамках федеральной модели, на уровне местного самоуправления. В свою очередь, общественные основы конституционного строя - это характеристики общества, предполагающие готовность граждан к участию в политическом процессе, например, соответствующий уровень образования, воспитания.

Таким образом, политические, социальные или экономические основы конституционного строя обеспечивают целесообразность выработки правовых норм, в рамках которых государство и общество в лице его отдельных субъектов (граждан или, например, предпринимателей) будут выполнять свою часть общественного договора.

Признаки конституционного строя

Политологи выделяют следующие признаки, характеризующие конституционный строй. Прежде всего, это, собственно, формы функционирования государства - часто в отличительном аспекте, когда можно выделить особенности одного государства, делающие его политическую систему непохожей на ту, что сформирована в другом. Есть страны, обладающие отличительными признаками в аспекте административно-политического устройства, но с одинаковыми принципами реализации демократических процедур, например, РФ - страна федеральная, Франция - унитарная, но в обоих государствах президент избирается всем населением. В свою очередь, США - государство, по административно-политическому профилю близкое к РФ, но демократические процедуры у американцев реализованы по иным принципам.

Другая совокупность признаков, сущность которых отражает ключевые принципы конституции, - характеристики механизмов, в рамках которых происходит реализация интересов населения страны. Государство, если следовать распространенному толкованию его сущности, - это продукт общественного договора. Население некоторой территории и власть, которую народ выдвигает, избирает или признает легитимной по каким-либо основаниям, заключают контракт, по которому ключевые жизненные интересы людей должны быть реализованы в политической системе. Собственно, на практике это чаще всего реализуется в рамках правового подхода, который, согласно распространенной точке зрения, является ключевым критерием конституционности.

строя РФ

Основы конституционного строя - политические, институциональные, экономические, которые применимы к российской государственности, изложены, что вполне логично, в основном законе РФ. Перечислим соответствующие базовые принципы. Конституция России, прежде всего, провозглашает демократические ценности. Это можно пронаблюдать на примере сразу нескольких формулировок основного закона государства. В частности, в 1 Статье Конституции так и сказано: Россия - есть демократическое государство. Также в документе есть формулировки, отражающие тот факт, что главным носителем суверенитета и источником власти в РФ является народ страны. А демократия, как известно, - это народовластие.

Назовем иные примечательные характеристики конституционного строя России, которые можно обнаружить, проанализировав основной закон нашего государства. Например, в нем уделяется внимание таким аспектам, как высшая ценность человеческих прав и свобод, государственное управление по принципам федерализма и делегирования полномочий на муниципальные уровни, реализованное в республиканской модели, разделение властей, присутствие политического плюрализма, многообразие различных форм собственности.

Российская модель конституционности

Понятие конституционного строя Российской Федерации некоторые исследователи связывают с историческими принципами реализации государственной власти в нашей стране. Есть теория, согласно которой Конституция - это, скорее, рамочный механизм, отражающий права и свободы с целью приближения политической системы страны к европейским, западным моделям. Которые после перестройки и перехода экономики с социалистической модели на капиталистическую стали считаться образцами, к которым следовало стремиться. Но практика государственного строительства последних лет, как считают некоторые ученые, показывает, что создание Конституции в той форме, которая сейчас работает, только лишь отчасти обеспечивает соответствие развития России вызовам, предопределяемым особенностями исторического развития. Возможно, считают ученые, конституционность западного образца в полной мере и несовместима с реалиями политического и социального устройства РФ. И потому практическая значимость исследования рассматриваемого явления может иметь значение в аспекте извлечения полезного опыта, но не копирования западной модели.

Можно также отметить, что в числе самых развитых стран мира есть те, в которых не принята Конституция как основной закон. К таким относится, например, Великобритания. Этот факт, полагают исследователи, может свидетельствовать о необходимости пересмотра текущих принципов организации политического управления в РФ в пользу более суверенных, адаптированных, как мы уже сказали, к исторической специфике развития страны, моделей. Так или иначе, у России есть Конституция, которая, как признают многие международные эксперты, по структуре своей, а также по содержанию формулировок вполне на уровне тех законов, что приняты в государствах с развитыми демократическими традициями.

Соотнесение государственного строя и конституционного

Некоторые исследователи предпочитают разграничивать понятие конституционного строя и государственного. При этом, что интересно, можно выделить сразу две группы точек зрения на этот счет. Есть версия, что понятие конституционного строя государства следует трактовать более широко. Это аргументируется комплексностью, многогранностью данного явления. В то время как государственный строй, по мнению исследователей, может ограничиваться наличием механизмов, в недостаточной степени подходящих под определение правовых. Такое явление, как закон в современной его трактовке, люди придумали сравнительно недавно. Однако долгое время государства функционировали в рамках так называемого традиционного права, часто неписанного. Оно не характеризовалось стабильностью и воспроизводимостью с течением времени, как это осуществляется в рамках конституционного строя.

Есть и другая точка зрения. Она, в принципе, логически исходит из первой. В соответствии с ней, понятие конституционного строя РФ и других современных государств значительно уже, чем соответствующий признак, характеризующий государственность. Но просто потому, что сегодня практически все страны мира внедрили, так или иначе, конституционные принципы. По сути дела, первый термин сторонники данной точки зрения считают частным случаем второго. Поскольку конституционный строй сегодня, как правило, - неотъемлемый элемент государственного. Он призван быть составной частью политической системы, отвечающей за закрепление принципов управления страной и, как мы уже отметили выше, реализацию механизмов выражения интересов народа. Понятие и принципы конституционного строя, полагают исследователи, должны быть непосредственно связаны с правом. Рассмотрим соответствующий аспект более подробно.

Конституционный строй и право

Понятие конституционного строя непосредственно связано с правовой системой. Законодательное закрепление положений, регулирующих механизмы организации политического управления, а также реализации интересов народа - один из ключевых критериев конституционного строя. Здесь уместно говорить о некоторой субординации соответствующих источников норм. Например, конституционное право РФ характеризуется присутствием законов нескольких уровней, которые находятся в соподчинении по степени юридической значимости. Что представляет собой данная классификация?

Конституция как основной закон государства

На верхней ступени в правовой системе РФ стоит, собственно, Конституция. В ней отражены базовые принципы государственного управления, а также представления интересов населения страны. Ни один другой закон не должен противоречить Конституции. В свою очередь, органами власти могут издаваться вспомогательные правовые акты с целью реализации отдельных положений основного источника норм в государстве. Предполагается, что основы конституционного строя (политические, экономические, социальные) должны стать базой для развития страны в аспекте правового регулирования процессов, проходящих на уровне взаимодействия субъектов общественных отношений.

В непосредственной субординации к основному источнику права в РФ находятся законы - федеральные, а также конституционные. Им, в свою очередь, должны соответствовать региональные источники норм регулирования. В свою очередь, в субординации к ним находятся правовые акты, принимаемые на уровне муниципалитетов.

Согласно правовой традиции, устоявшейся во многих развитых странах, основной закон - это источник, обладающий высшей юридической силой. в полной мере отражает этот принцип. И это прослеживается не только в аспекте отмеченной выше субординации правовых актов. В частности, какие-либо изменения в текст конституции принимаются посредством гораздо большего количества процедур, чем принятые любых других источников норм регулирования. Таким образом обеспечивается защита конституционного строя. Система регламентации процедур, в рамках которых принимаются законы, один из ключевых ее критериев.

Механизмы защиты конституционного строя

Например, законы в РФ разрабатываются Федеральным Собранием, а принимаются при согласовании с органами исполнительной власти и президентом страны. Да, безусловно, процедура их принятия относительно сложна. Однако нужно иметь в виду, что Федеральное Собрание - орган, функционирующий на регулярной основе. И потому теоретически вносить изменения в законы или принимать новые оно может с достаточно большой периодичностью. В свою очередь, внести изменения в основной источник права в России может только Конституционное Собрание. При этом его полномочия ограничены. Некоторые положения Конституции менять нельзя, а если реалии социально-политического развития и другие факторы того требуют, осуществляется разработка нового основного закона страны. Он должен быть принят двумя третями от общего количества депутатов Конституционного Собрания либо населением страны на всероссийском референдуме.

Полномочия по защите конституционного строя являются важнейшими полномочиями главы государства . Он исторически возник, видимо, прежде всего как монарх. Первые короли во многих странах появились из среды военачальников. Отсюда идут полномочия главы государства (затем и президента) как верховного главнокомандующего. Ими являются почти все главы государств, включая женщин-монархов и женщин- президентов, хотя некоторые из них никогда не держали в руках оружия. Глава государства всегда по своей должности верховный главнокомандующий.

Будучи по конституции верховными главнокомандующими, главы государств занимают неодинаковое положение. Зачастую никаких ограничений для них в этом отношении не установлено и они действительно осуществляют эту функцию. Президент РФ Д. А. Медведев в 2008 г. выполнил свои обязанности главнокомандующего, приказав отразить нападение грузинских войск на российских миротворцев в Южной Осетии. В Колумбии президент «осуществляет руководство военными действиями, когда сочтет это необходимым» (ст. 189 Конституции 1991 г.). Иное положение содержит Конституция Гаити 1987 г.: «Президент Республики является национальным командующим вооруженными силами... но он никогда не командует ими персонально» (ст. 143). Такое командование - прерогатива министра обороны (по военным делам и др.).

С защитой установленного строя связана охрана конституции, ибо этот строй закреплен в конституции. Защищая его, глава государства защищает и конституцию. Вместе с тем глава государства располагает также специфическими средствами защиты конституции. О некоторых из них в России мы уже упоминали: приостановление актов глав исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральной конституции, а также федеральным законам, роспуск законодательного органа субъекта РФ и отрешение от должности главы его администрации, использование права вето, обращение в Конституционный Суд РФ и др.

Наиболее жесткие способы защиты конституционного строя и охраны конституции - введение главой государства чрезвычайного и военного положений. Если угроза установленному строю является серьезной и непосредственной, не может быть преодолена другими средствами, а нарушения конституции имеют массовый характер, глава государства (в некоторых странах - правительство) может ввести чрезвычайное положение в стране или на части ее территории. Чрезвычайное положение может быть введено также в условиях природных и техногенных катастроф. В обоих случаях введения чрезвычайного положения в целях охраны конституционного строя могут быть созданы особые органы или перераспределены полномочия существующих органов, ограничиваются права граждан и на них могут быть возложены дополнительные обязанности. Такие ограничения и новые обязанности могут иметь общий характер для обоих случаев (например, меры по ограничению движения транспорта и пребывания граждан в определенном районе) или специфический характер для тех или иных условий (например, при введении чрезвычайного положения в связи с массовыми беспорядками могут быть введены ограничения свободы собраний, личный досмотр ит.д., при катастрофах - распределение предметов первой необходимости, дополнительные трудовые обязанности и т. д.).

Во Франции принятие чрезвычайных (исключительных) мер президентом регулируется ст. 16 Конституции 1958 г. Она устанавливает, что, если институты республики, независимость нации, целостность ее территории, а также выполнение международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных властей прекращено, президент принимает меры, которые диктуются обстоятельствами. Таким образом, он может использовать не только институт чрезвычайного положения, но и другие способы. Все решения он принимает единолично, лишь проконсультировавшись с председателями палат парламента и Конституционным советом. Правда, в Конституции сказано также, что меры президента должны быть продиктованы стремлением обеспечить государственным властям средства для выполнения их задач, а при применении таких мер президент консультируется с Конституционным советом. О том, что в действие вводится ст. 16 Конституции, президент должен информировать нацию путем специального послания. Парламент во время принятия чрезвычайных мер не может быть распущен. Если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты президента, хотя и может возбудить дело о его государственной измене. На практике ст. 16 Конституции 1958 г. была применена только один раз - в 1961 г. во время событий в Алжире, являвшемся тогда французской колонией. Положения о точных сроках созыва парламента, запрещении его роспуска в условиях чрезвычайного положения и др. являются типичными для многих стран.

Наряду с чрезвычайным положением в странах мира используются и другие формы защиты конституционного строя: президентское правление в Индии, федеральная интервенция в Бразилии или Мексике, временное управление субъектом федерации со стороны федеральных органов в Папуа - Новой Гвинее и др. Некоторые из таких мер применяются президентом (иногда по постановлению парламента или «совету» правительства), иногда - правительством, но чаще всего оформляются актами главы государства.

В случае агрессии против государства глава государства вводит военное положение. Меры, предусмотренные в данном случае, имеют еще более жесткий характер, чем в условиях чрезвычайного положения. Кроме того, проводятся особые мероприятия, в том числе всеобщая мобилизация, в ряды вооруженных сил призываются резервисты, некоторые полномочия государственных гражданских органов передаются военным органам, возможно введение интернирования граждан страны-агрессора, могут быть закрыты границы и т. д.

В условиях парламентарных монархий и парламентарных республик некоторые из таких чрезвычайных мер осуществляются парламентами, чаще - правительствами (но в последнем случае обычно по поручению парламента либо от имени главы государства).

  • В тех странах, где конституции нет (в Ливии ее заменяет Коран и «Зеленая книга» М. Каддафи), защита существующего строя тоже является важнейшей обязанностью главы государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. ФСБ в системе органов исполнительной власти РФ

1.1 Система органов исполнительной власти Российской Федерации

1.2 ФСБ в системе органов исполнительной власти

1.3 Правовой статус сотрудников ФСБ

Глава 2. Нормативно-правовые основы регулирования деятельности органов ФСБ

2.1 Основополагающие принципы деятельности и структура органов ФСБ

2.2 Правовые основы деятельности ФСБ

2.3 Особые (специальные) полномочия органов ФСБ

Глава 3. Проблемы и перспективы развития органов ФСБ в РФ

3.1 Современные направления деятельности ФСБ в рамках сохранения конституционного строя РФ

3.2 Служба контрразведки в структуре ФСБ

3.3 Проблемы и перспективы органов ФСБ РФ по защите конституционного строя РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Специальные службы всегда занимали одну из ключевых функций в сохранении стабильности функционирования, как государственного аппарата, так и конституционного строя своей страны. Российские спецслужбы имеют свою противоречивую, непростую, но в то же время, безусловно, богатую историю. Существующие на сегодняшний момент на территории РФ службы специального назначения - наследники и преемники воинской славы бывшего КГБ, ныне разделённого на отдельные госструктуры. Спецслужбы обеспечивают безопасность государственного аппарата, ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность, пресекают незаконный оборот наркотических веществ на территории своего государства, ведут борьбу с терроризмом и пресекают угрозы здоровью и жизни граждан РФ. Всякое развитое государство со временем неизбежно приходило к выводу о необходимости создания подобных структур для обеспечения своей безопасности и для противодействия подобным структурам иностранных государств. За многие годы существования спецслужб изменялись их методы работы, структура, принцип подбора кадров и, разумеется, правовой аспект их деятельности.

Террористические организации и формирования несли особую угрозу конституции РФ, поскольку их деятельность нарушала множество положений конституции одновременно. Одно из основных направлений деятельности ФСБ РФ - пресечение угрозы со стороны террористических группировок.

В связи с актуализацией проблем современного мира, угрожающих целостности и безопасности государств, народов и культур, актуальным становится изучение структур органов власти, обеспечивающих безопасность суверенитетов современных государств.

Цель проведенного нами исследования - охарактеризовать деятельность федеральной службы безопасности в конституционно-правовом аспекте.

Охарактеризовать федеральную службу безопасности Российской Федерации как орган исполнительной ветви власти;

Охарактеризовать структуру и нормативно-правовой аспекты федеральной службы безопасности Российской Федерации;

Выявить ключевые направления деятельности ФСБ РФ в аспекте защиты конституционного строя РФ;

Выявить особые полномочия ФСБ РФ как органа, обеспечивающего безопасность Российской федерации;

Доказать значимость и актуальность контрразведывательной и террористической деятельности в защите российской государственности;

Назвать проблемные аспекты деятельности ФСБ РФ.

Объектом исследования является деятельность ФСБ РФ в сфере защиты конституционного строя.

Предметом исследования является нормативно - правовое регулирование деятельности органов ФСБ по защите основ конституционного строя Российской Федерации.

В исследовании нами были использованы следующие методы: аналитический, метод изучения нормативно-правовой базы, исторический, диалектический.

Степень разработанности проблемы: Проблематику данной темы изучали такие исследователи как Богданов С.А., Стригин Е.М., Степашин С.В., Сурков К.В, Воронцов С.А., Абрамов В.М, Колпакиди А.В., А.Н. Север.

Практическая значимость дипломной работы позволяет выявить некие проблемные моменты и ключевые задачи, поставленные перед ФСБ и правоохранительными органами в целом, определить роль данной силовой структуры в защите конституционного строя РФ.

Научная новизна дипломной работы заключается в комплексном аналитическом исследовании структуры, законодательной системы, направлений деятельности ФСБ, направленной на борьбу с деяниями, несущими угрозу сохранения конституционных ценностей России. В работе приведены как законодательные, так и исторические сведения, характеризующие роль спецслужб для своего государства.

ГЛАВА 1. ФСБ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

1.1 Система органов исполнительной власти Российской Федерации

До принятия Конституции РФ от 1993 г. этот вопрос решался на различных государственных уровнях путём системы соответствующих органов государственного управления. Как центральные, так и местные органы государственного управления являлись ключевыми субъектами административного права, носителями административной правосубъектности.

После принятия Конституции РФ в 1993 г. государственное управление сменяет исполнительная власть. С 1993 года конституция РФ регламентирует систему исполнительной власти и представляющие её органы. Одно из главных положений, ст.77 Конституции РФ гласит о том, что в пределах Российской Федерации, субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Республики, входящих в состав РФ самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти (ст.60 Конституции Республики Бурятия). Например, в ст.116 Конституции Республики Татарстан записано, что Кабинет Министров Республики - Правительство - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики. В некоторых случаях данные позиции конкретизируются.

Конституция отдельных Республик возлагает осуществление исполнительных функций на главу исполнительной власти, а также на органы государственного управления (министерства, государственные комитеты). В уставах краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов также учреждаются соответствующие исполнительные органы. Действующее законодательство, оперируя Конституцией, под органами исполнительной власти, подразумевает органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. Такие органы можно назвать органами исполнительной власти. Однако исполнительными органами являются все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется определённой степенью независимости в осуществлении их непосредственной деятельности. Подобная широта полномочий и степени независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства. Нарушение органами исполнительной власти своих должностных полномочий предусмотрено специальными правовыми актами.

Структура органов государственного правления разрабатывается и утверждается штатным расписанием, перечнем структурных подразделений органа (с их наименованиями), внутренних должностей и должностных окладов.

Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на:

Федеральные органы;

_ органы субъектов Федерации;

_ территориальные органы;

Межтерриториальные органы;

Система федеральных органов исполнительной власти узаконена Указом

Президента РФ от 14.08.1996 «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и включает в себя Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. 1.1.3 Система органов исполнительной власти в России и органы государственной безопасности Система органов госуправления реализует свою деятельность в различных формах.

Органы государственного управления _ непосредственные исполнители положений, содержащихся в актах органов государственной законодательной власти. Органы исполнительной власти обладают обусловленной конституцией институциональной принудительной силой, обеспечивающей реализацию распоряжений законодательной ветви власти. К Федеральным органам исполнительной власти РФ относятся федеральные министерства, государственные комитеты, входящие в состав Правительства Российской Федерации, а также прочие органы, выполняющему соответствующие функции. Данные органы образуются на основании Конституции Российской Федерации, а также федеральных законов и выполняют свои задачи в рамках законодательства РФ. Здесь мы впервые оговоримся о взаимосвязи Федеральной Службы Безопасности и Конституции Российской Федерации. Поскольку органы ФСБ образуются согласно положениям Конституции РФ, то они изначально содействую конституционному строю. Выполняя свои задачи в рамках принципов, учреждённых внутри своей структуры, ФСБ является одним из гарантов сохранения конституционного строя. Реформа органов государственной безопасности исключила возможность проведения политических, религиозных и иных видов репрессий среди населения РФ, т.е. Федеральная Служба Безопасности действует в рамках конституционного строя, основываясь на принципах гуманизма.

Система органов исполнительной власти включает в себя следующие структурные единицы:

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации:

Министерство внутренних дел Российской Федерации,

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, - чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

Министерство иностранных дел Российской Федерации,

Министерство обороны Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации,

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба),

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба),

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба),

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба),

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба),

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство),

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

Особая роль органов обеспечения безопасности Российской Федерации заключается в исполняемых ими функциях в сфере обеспечения государственной безопасности, сохранения конституционного строя, суверенитета и государственности Российской Федерации. "Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации". Закон РФ "О безопасности" (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к органам, осуществляющим безопасность множество государственных структур, вне зависимости от их принадлежности к ветвям государственной сласти. Согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" (с изменениями от 7 августа 2004 г.).

К числу органов безопасности относят: Совет безопасности Российской Федерации (Конституционный орган), Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Органы федеральной фельдъегерской связи;

Правовая основа организации деятельности Совета Безопасности России _ Указ Президента РФ "Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации" №736 от 7 июня 2004 г.

Совет Безопасности _ конституционный орган (п. ж ст.83 Конституции РФ), осуществляющим содействие решениям президента Российской Федерации в вопросах стратегии развития Российской Федерации, в вопросах обеспечения интересов личности, государства и общества как от внутренних, так и от внешних угроз, в вопросах проведения политики государства в сфере национальной безопасности.

Основные задачи Совета Безопасности:

Содействие реализации Президентом РФ вверенных ему конституционных полномочий по защите прав и свобод граждан, охране суверенитета РФ, ее независимости и целостности, организация совместной работы органов государственной власти;

Определение интересов личности, государства и общества как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности данных объектов;

Разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

Принятие решений касающихся нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства и мн.др.

Деятельность органов ФСБ основывается на Федеральном законе "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г. Согласно этому закону, ФСБ имеет единую централизованную систему органов, осуществляющую обеспечение национальной, конституционной и физической безопасности РФ.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

Контрразведывательная деятельность;

Борьба с преступностью и террористической деятельностью;

Разведывательная деятельность;

Пограничная деятельность;

Обеспечение информационной безопасности.

В системе органов обеспечения безопасности Российской Федерации значимая роль отводится службе внешней разведки.

Деятельность органов внешней разведки регулируется ФЗ "О внешней разведке" (Федеральный закон "О внешней разведке" Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. (в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 14.02.2007 № 20-ФЗ). Внешняя разведка Российской Федерации, представленная органами своей службы, является составной частью сил обеспечивающих безопасность Российской Федерации. В задачи службы внешней разведки входит защита личности, общества и государственного строя от внешних угроз посредством применения установленных настоящим Федеральным законом методов и средств.

Общее руководство внешней разведкой РФ осуществляется президентом Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется в целях получения информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих интересы российского государства. Для реализации разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставлено право использования, как гласных, так и защищенных законом о государственной тайне средств. Деятельность СВР обусловлена своей спецификой. СВР обеспечивает безопасность учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, командированных за границу граждан России, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Органы внешней разведки обеспечивают собственную безопасность, осуществляя оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В систему органов безопасности включены также федеральные органы государственной охраны, действующие на основании федерального закона "О государственной охране" (27 мая 1996 г. N 57-ФЗ). Государственная охрана обеспечивает безопасность объектов государственной охраны, основываясь на совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер;

Основными задачами органов ФСО являются:

1) составление прогноза для выявления угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по их предотвращению

2) обеспечение безопасности объектов, находящихся под государственной охраной в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение и организация президентской связи;

4) содействие мероприятиям по борьбе с терроризмом;

5) защита объектов государственной важности;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Положение о ФСО РФ утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013. В соответствие с ним, ФСО Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Систему органов федеральной фельдъегерской связи возглавляет Государственная фельдъегерская служба России. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти регулируется Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, (утв. Указом Президента РФ от 13 августа 2004г. N 1074). При изучении нормативно-правовых актов, таких как:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г.);

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г.);

Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";

Федеральный закон № 40-ФЗ (в редакции закона от 30.06.2003 №86-ФЗ) "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г;

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ"О государственной охране"(с изменениями от 13 июня 1997 г., 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г.)).

Среди перечисленных служб федеральная служба безопасности занимает важнейшее место в противодействии террористическим актам и сохранении конституционного строя РФ. Данный вывод ничуть не принижает значение прочих органов безопасности, однако их поле деятельности не имеет столь широкой специализации. Служба внешней разведки имеет своей главной целью получение ценных разведданных о намерениях и планах иностранных спецслужб и правительств. Разведка работает в основном за пределами РФ и её оперативные подразделения выполняют свои задачи на территории иностранных государств. Схожие функции выполняет главное разведывательное управление РФ, однако направление деятельности данной структуры носит более военизированный уклон, т.е. ГРУ ставит своей целью получение информации, касающейся больше военной сферы деятельности потенциального противника, в то время как СВР добывает данные в политико-экономическом секторе. Однако данные разделения условны и СВР и ГРУ могут самостоятельно выбирать свои цели и задачи, опираясь на конституционный строй РФ. Федеральная служба охраны работает в направлении охранения государственных объектов и важных персон. Помимо этого ФСО регулирует охранную деятельность на территории РФ, т.е. сфера деятельности этой службы весьма конкретна и имеет чёткую специализацию. Фельдъегерская служба РФ - ведомство, обеспечивающее безопасность лесных хозяйств. ФСБ напротив имеет широкое поле деятельности, в которое входят контрразведка, антитеррористическая деятельность, преступления против государства, компьютерные преступления. ФСБ _ ключевое звено в системе обеспечения безопасности нашей страны от внешних и внутренних угроз. И от того, насколько надёжно защищены конституционные права и свободы российских граждан, прямо зависит и экономическое развитие нашего государства, его становление как правового государства, современного государства и в конечном счёте так называемое социальное самочувствие всего общества". (Д.А. Медведев).

История российских спецслужб начинается ещё во времена Ивана IV Грозного, когда царём учреждается особая служба, исполняющая приказы государя, связанные с наказанием изменников своего государства. Уже тогда отбор подходящих кандидатов был чрезвычайно жёстким - только не имевшие компрометирующих связей, и те кто мог описать свою родословную имели шансы вступить в ряды «избранной тысячи». Разумеется, такие особые требования предъявлялись только к дворянам. Как правило, ими становились далеко не самые известные и богатые люди этого сословия. Под руководством А.Д. Басманова и А.И. Вяземского репрессии опричнины поначалу были направлены против бояр. Однако позднее террор опричников приобрел бессистемный, хаотический характер. Точно неизвестно, как много доносов и раскрытых опричниной заговоров против царя были настоящими.

Позднее в 1654 году царём Алексеем Михайловичем создана особая канцелярия - Приказ тайных дел. Эта организация была учреждена параллельно с Посольским приказом. Она взяла на себя функции внешней разведки и контрразведки. Как следствие, впервые были разделены дипломатия и разведка. В это же время закладываются основы криптографии - вводится система особых шифров, которые использует Приказ. Приказ тайных дел был, с одной стороны, личной канцелярией Царя, с другой -- учреждением, в которое по указу Царя передавались дела из иных приказов. Тайный приказ также управлял Дворцовым приказом. Упразднённый после смерти Алексея Михайловича, Тайный приказ был первой институализированной специальной службой России. Помимо своих прочих полномочий, данная организация не подчинялась Боярской Думе и выполняла свои задачи, не учитывая мнение бояр. Приказом управляли дьяк и 10 подьячих (согласно данным Г.К. Котошихина на момент его пребывания в Москве, то есть 1664--1665 гг.). Бояре, думные люди не могли служить в составе приказа, так как его деятельность была направлена именно на наблюдение за их деятельностью. Подьячие приказа тайных дел сопровождали послов, воевод для слежки и докладов царю. Приказом тайных дел раскрывались важнейшие государственные дела: выпуск фальшивых монет, дело патриарха Никона. В ведении этого же приказа было одно из увлечений царя -- птицы, кречеты и ястребы, а также их сокольничие. Приказ тайных дел был распущен в самом начале царствования царя Фёдора Алексеевича.

После кончины Федора Алексеевича, старшего сына Алексея Михайловича, не имевшего наследников, на престол в апреле 1682 г. возведён Петр, сын царя от второго брака. Начатые царем реформы породили массу недовольных во всех слоях русского общества. Постоянное сопротивление угрожало власти и вскоре возникает очередной заговор против царя с думным дворянином И. Цыклером во главе. Заговорщики готовили мятеж, полагаясь на помощь и поддержку стрелецких командиров и донских казаков, но 23 февраля 1697 г. заговор был раскрыт. В следующем году в Европе Петр узнаёт о новом вспыхнувшем Стрелецком мятеже. Причиной тому было недовольство стрельцов, которым после Азовского похода не позволили отбыть на отдых к семьям в Москву, а отправили к литовской границе. Бояре, которые правили страной в отсутствие Петра собрали восьмитысячное войско, которое под руководством А.С. Шеина встретило мятежников 17 июня в 50 верстах от Москвы у Воскресенского монастыря, где при поддержке артиллерии правительственные войска разбили противника. По результатам проведённого Шеином розыска были арестованы 254 наиболее активных участника мятежа, из которых половина была немедленно казнена. Подозревая участие в заговоре князей Милославских, Пётр возобновляет следствие и 7 сентября 1698 г. начался так называемый стрелецкий розыск, отличившийся своей исключительной жестокостью. После допросов и пыток, 1182 мятежника были казнены, а все стрелецкие полки расформированы как запятнавшие себя предательством. Мятежи стали поводом для учреждения Петром особого органа государственного сыска - Преображенского приказа. Учреждённый в 1696 году приказ получает от царя полномочия в области политического сыска, для выявления и пресечения мятежа при помощи исключительных полномочий, весьма схожих с полномочиями современных спецслужб Колпакиди А. , Север А., Спецслужбы Российской Империи. ЭКСМО, 2010 г. Согласно этим полномочиям, всякий, кто предпринимал попытку препятствовать, саботировать или как-либо иначе противодействовать служащим Преображенского приказа, мог быть привлечён к административной или уголовной ответственности, как то «битьё палками» или «заточение в острог». Под руководством князя Ф.Ю. Родомановского Преображенский приказ выполнял задачу по раскрытию политических преступлений. Однако эта функция полностью перешла к данной структуре на сразу. За 1696 год из 605 дел только 5 были связаны с преступлениями против государства и царя. Однако с 1700 по 1705 года таких дел насчитывалось уже 50. В ведении Преображенского приказа находилась также и контрразведывательная деятельность.

Дальнейшее перечисление специальных служб и органов времён монархии, вплоть до 1917 года может послужить темой для отдельного исследования, поэтому мы лишь оговоримся, что преемники Преображенского приказа - Тайная канцелярия, Высшая Военная полиция, Третье отделение Собственной его императорского Величества - все эти структуры без исключения служили для преследования политических преступлений и были основополагающей военизированной силой, которая оберегала безопасность, целостность и защищала честь Российского государства. После революционного переворота 1917 года система спецслужб Российской Империи была разрушена, а большинство её сотрудников были физически устранены режимом большевиков. Тем не менее созданный 13 марта 1954 года Комитет государственной безопасности перенял многие из своих методов работы именно у императорских спецслужб. Таким образом, бесценный опыт прошлых лет не был утерян, а был восполнен и приумножен. КГБ СССР по праву считался одной из самых эффективных служб специального назначения.

Во времена СССР контртеррористическую деятельность осуществляли два подразделения КГБ. Первое из них Управление по борьбе с терроризмом (УБТ) КГБ СССР, было частью Пятого идеологического управления и работало на территории СССР. Второе работало в рамках Управления "К" (внешней контрразведки) ПГУ КГБ, и отвечало за пресечение проникновения террористов на территорию Советского Союза

После распада КГБ и учреждения ФСБ в рамках данной структуры было создано Отдельное Управление по борьбе с терроризмом. В начале 90-х годов в ведомство данного подразделения входило как противодействие терроризму, так и антисоветскому политическому экстремизму. Тем не менее, после буденновских событий начальника управления снимают с должности, и УБТ реорганизовали в Антитеррористический центр, на базе которого

в 1997 создаётся Департамент ФСБ по борьбе с терроризмом под руководством Виктора Зорина. В этот период департамент состоял из четырёх управлений: Оперативное управление по противодействию терроризму, управление специального назначения "Альфа", управление специального назначения "Вымпел" и так называемое Управление «К» наследник Пятого управления КГБ, отвечавшего за политическую контрразведку. В 1998 году в Департаменте возрождается политический сыск. 6 июля 1998 года Указом президента вновь создаётся управление конституционной безопасности ФСБ. Его руководителем назначается Геннадий Зотов. В 1999году внутри департамента по борьбе с терроризмом учреждается Управление борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом. В настоящее время данное управление называется Службой по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ. В данной работе мы рассмотрим вопрос о роли органов ФСБ в сохранении конституционного строя Российской Федерации, как в рамках деятельности данного управления, так и в рамках организации в целом.

Таким образом, мы можем утверждать о том, что в течение всего времени существования Российского государства соответствующие органы доблестно исполняли свой долг по защите своей Родины от противника, действовавшего не открытыми методами, но проводившего подрывную деятельность, которая так или иначе угрожала государству и народу России.

1. 2 ФСБ в системе исполнительной власти РФ

Деятельность Федеральной Службы безопасности Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 40-ФЗ (в редакции закона от 30.06.2003 №86-ФЗ) "О Федеральной Службе Безопасности" от 3 апреля 1995 г., иных законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации. Перечень основных прав, полномочий ФСБ подразумевает при осуществлении деятельности для органов ФСБ возможность ограничения прав и свобод граждан в соответствии с положениями Конституции РФ и законом "О ФСБ России".

Основные права органов ФСБ РФ:

Установление на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с давшими на то согласие лицами,; Т.е. органы ФСБ не имеют права принудить граждан РФ, или иных государств, к сотрудничеству против их воли;

Таким образом, мы наглядно видим как реализуется положение конституции РФ о свободе личности. Органы ФСБ не имеют подобных полномочий даже в случае особых ситуаций;

Использование специальных методов и средств при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;

Деятельность спецслужб имеет свою специфику, подразумевающую особые мероприятия и виды деятельности. Далее в нашей работе мы более подробно опишем именно эти контрразведывательную и антитеррористическую деятельность ФСБ, поскольку именно соответствующие отделы данной службы выполняют задачи по сохранению конституционного строя;

Проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации.

Указанные задачи федеральной службы безопасности напрямую следуют сохранению конституции РФ, а именно её статье. 6.8 «О незаконном обороте наркотических веществ», и законам уголовного кодекса РФ (УК РФ), также регламентированного конституцией. Пресечение деяний, описанных выше, представляет собой важную составляющую деятельности ФСБ, поскольку эта часть - гарант безопасности граждан РФ.

Проведение дознания и предварительного следствия, согласно законодательству Российской Федерации по выявлению деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц, чьи действия ставят своей целью нарушение Конституции Российской Федерации;

Очевидно, что невозможно обеспечить поддержание конституции в условиях появления на территории РФ группировок, сообществ, которые ставят целью своей деятельности изменение конституции РФ.

Осуществление спецопераций по борьбе с террористической деятельностью,

Разработка и применение специальных методик и средств для их осуществления;

Использование подразделений специального назначения органов федеральной службы безопасности, применение боевой техники, оружия, специальных средств, принятых на вооружение органами ФСБ, а также приминение силовых воздействий против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации;

Материал о подразделениях по борьбе с терроризмом будет изложен во второй главе нашей работы. Сотрудники этих подразделений заслуживают отдельного упоминания в рамках нашего исследования, поскольку мы считаем антитеррористическую деятельность одной из наиглавнейших угроз конституции РФ.

Осуществление проникновения в спецслужбы и организации иностранных государств, ведущих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы; осуществление внешней разведывательной деятельности самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств; осуществление дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, относимых законодательством РФ к ведомству органов ФСБ;

Контрразведывательная деятельность ФСБ призвана пресекать попытки иностранных спецслужб совершить действия противоречащие конституции РФ. Главным образом под это положение попадает, разумеется, шпионаж в пользу иностранного государства и статья 275 УК РФ о измене Родине.

Осуществление шифровальных работ внутри органов ФСБ, а также контроля за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией; использование в служебных целях средств связи, принадлежащих государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в особых случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и отдельным гражданам Российской Федерации;

Закон «О государственной тайне» регламентирует деятельность всех без исключения силовых структур РФ. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют важное значение в рамках деятельности этих структур, в рамках обеспечения государственной безопасности.

Использование в случаях, не терпящих отлагательства, транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для прибытия к месту происшествия.

По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности порядке возмещают им расходы, причиненный ущерб; использование на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водного и воздушного пространства РФ;

Поскольку органы ФСБ возмещают по требования граждан причинённый им ущерб, мы можем говорить об уважении прав личности, которые описаны в конституции.

Сотрудники органов ФСБ имеют право беспрепятственно проникать на территорию жилых или же иных принадлежащие гражданам помещений, на земельные участки, на территорию или внутрь помещений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются подозрения, о совершении на этой территории общественно опасного деяния, предупреждение которого отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ. Органы ФСБ уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов о случаях проникновения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения; произведение оцепления (блокирования) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших противоправные действия;

Данное положение является наиболее спорным с точки зрения нашей работы. Разумеется, подобное правовое полномочие, переданное ФСБ ставит под сомнение положения конституции о неприкосновенности личного имущества, в случае если мы говорим о доступе ФСБ на любую территорию, будь то жилое помещение, или административное. Здесь стоит принять во внимание специфику силовых структур вообще. Сама концепция подобных органов предусматривает их исключительное право на вторжение на личную, частную территории, в случае если для этого имеются веские основания. Что же касается блокирования различных территорий, объектов, то здесь никаких противоречий с конституцией РФ мы не видим, поскольку подобные меры принимаются для сохранения здоровья и благосостояния граждан РФ. В заключение рассмотрения данного пункта следует сказать, что силовые структуры, лишённые подобных полномочий утрачивают, возможность выполнения своих задач. Для предотвращения злоупотребления сотрудниками ФСБ своими полномочиями существуют специальные законодательные положения (Закон о ФСБ РФ) и жёсткий отбор кандидатов по психологическим критериям.

Право временного ограничения передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах) с целью защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий; право проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, при подозрении их в совершении преступления;

Данный пункт напрямую связан с «Законом об оперативно-розыскной деятельности», который предусматривает подобные меры структурами, которые имеют право проводить оперативно-розыскную деятельность. Подобные её мероприятия служат для эффективности оперативно-розыскной работы.

Право задержания лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, проверять их документы и требовать объяснения, применять к этим лицам соответствующие УК РФ меры наказания; право вносить на территорию государственных органов, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные специальные средства, способствующие пресечению угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений;

Поскольку Федеральная служба безопасности осуществляет свою деятельность среди всех слоёв населения, данные полномочия необходимы при работе с соответствующими инстанциями.

Право на получение на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций информацию, требуемую для деятельности ФСБ РФ;

Право создавать в соответствии с установленным законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации для выполнения обязанностей ФСБ, обеспечения деятельности указанных организаций.

1.3 Правовой статус сотрудников ФСБ

Обязанности, исполняемые органами ФСБ напрямую связаны с поставленными перед данной структурой задачами. Федеральная служба безопасности сообщает Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, а также иным органам и лицам государственной власти субъектов РФ об угрозах государственной безопасности.

Как высшее правительственное лицо именно президент РФ является одним из гарантов сохранения конституционного строя. Для нашего исследования в данном аспекте интересен тот факт, что в наши дни, как и прежде, основной задачей спецслужб является именно предупреждения угрозы государственности.

Федеральная служба безопасности, являясь органом контрразведки, выявляет на территории Российской Федерации деятельность иностранных государств, которая осуществляется их спецслужбами. История спецслужб России имеет тысячи примеров того, как иные государства пытались провести на территории Российской Империи, СССР, Российской Федерации подрывную деятельность, которая несла прямую угрозу конституционному строю. Одним из самых громких событий подобного характера стало дело генерала Полякова, который из личных побуждений добровольно сотрудничал с американскими спецслужбами. При содействии генерала ГРУ Полякова была практически полностью уничтожена резидентура СССР в США, большая часть агентов которой были задержаны, а некоторые погибли при задержании. Проникший в ряды спецслужб иностранный агент является серьёзнейшей угрозой безопасности, обороноспособности и благополучию государства. В равной степени угрозой является и сотрудник спецслужб, который на незаконном основании сотрудничает с иностранными силовыми структурами. Одна из серьёзнейших проблем деятельности органов безопасности в области контрразведки поиск наиболее эффективных методов выявления и предупреждения ситуаций, когда внутри их структуры действует противник, внедрённый извне или завербованный иностранным государством.

Органы ФСБ совместно с иными силовыми структурами выполняют задачи по разработке и проведению мер по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Широкое поле деятельности ФСБ позволяет правительству РФ иметь влияние среди всех силовых структур, и ФСБ служит в этом ключе органом, который осуществляет не только борьбу с преступностью и прочими антиконституционными деяниями, но и до определённой степени позволяет осуществлять надзор за деятельностью прочих силовых структур.

Другая важнейшая задача ФСБ в аспекте сохранения конституционного строя обеспечение безопасности в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, в органах министерства внутренних дел, и иных ведомствах мероприятий по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Армия - средство защиты государственности и конституционного строя. Поддержание порядка и внутренней безопасности армии - залог сохранения обороноспособности страны и государства. Помимо обеспечения безопасности внутри вооружённых сил и иных силовых ведомств, органы ФСБ осуществляют поддержание безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта, связи, жизнеобеспечения мегаполисов и промышленных центров, прочих объектов стратегической значимости, а также безопасности в отрасли исследований космоса, прочих приоритетных научных разработок.

ФСБ несёт ответственность также и за безопасность федеральных органов и органов государственной власти, а также иных субъектов Российской Федерации. Таким образом, все значимые государственные ведомства, научные достижения и прочие значимые для благосостояния и процветания РФ, для защиты конституционного строя подведомственны ФСБ, как органу исполнительной власти, который осуществляет их защиту.

Ещё один значительный для нашего исследования аспект - работа ФСБ РФ со сведениями, составляющими государственную тайну. ФСБ разрабатывает и реализует мероприятия, по осуществлению контроля за обеспечением сохранности этих сведений внутри государственных структур, в воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

В ведомстве ФСБ находится право допуска граждан к данным, составляющим государственную тайну. Сведения, составляющие государственную тайну - особые данные, доступ к которым осуществляется только уполномоченными законом «О государственной тайне лицами». Эти сведения содержат данные о различных отраслях РФ и не подлежат огласке. В первую очередь эти сведения касаются военной мощи страны, научных разработок.

Федеральная служба безопасности также решает задачи по обеспечению безопасности иностранных посольств и представительств. Эффективная защита официальных объектов иностранных государств на территории РФ сохраняет лицо российского государства на международной арене. федеральный безопасность правовой орган

ХХ- XXI век принесли в деятельность спецслужб различные технологии, которые изменили методику их работы. Повсеместное применение радиоприёмников, радиолокационных станций и иных приборов и устройств, принимающих и передающих радиоволны поставило перед спецслужбами задачу по поиску методов работы с подобными устройствами, по отслеживанию радиочастот и радиопередач. Так называемые радиоигры стали полем битвы спецслужб времён Великой Отечественной Войны. Знаменитая советская «Красная капелла» операция КГБ, основу которой составляло применение радиопередающих устройств, с помощью которых противнику передавалась ложная информация стала одной из главных побед КНБ СССР над фашистским Abwehr (Абвер, воен. разведка Третьего Рейха). Осуществление контроля, регистрации, учёта радиоданных и радиоизлучений и передающих радиоэлектронных устройств также возложено на органы ФСБ. Обнаружения на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в антиконституционных, противоправных целях также задача федеральной службы безопасности.

Исследования в области передовых информационных, оборонных областях знания - одна из первейших задач федеральной службы безопасности. Работа с информацией, данными - основополагающая задача федеральной службы безопасности. Федеральная служба безопасности, являясь военной организацией, поддерживает мобилизационную готовность своих войск, сохраняет их боеготовность, осуществляет профессиональное образование своих сотрудников в соответствии с Федеральным законом о ФСБ.

Состав органов федеральной службы безопасности комплектуется как военнослужащими, так и гражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

На должность сотрудника органов федеральной службы безопасности имеют право претендовать граждане Российской Федерации, способные по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. В положениях, представленных выше, речь шла о конституционно-уголовной защите населения РФ при взаимодействии с федеральной службой безопасности. В свою очередь закон РФ регламентирует и защиту деятельности ФСБ:

При исполнении должностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется только руководству.

Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудников органов ФСБ.

При осуществлении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, задержанию, личному досмотру. Не допустим личный досмотр его вещей, транспорта без официального представителя органов ФСБ или без официального решения суда.

Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, также составляют государственную тайну.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и судебными органами в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своей депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством РФ.

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им лицами.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

В заключение этого положения мы видим, что органы федеральной службы безопасности имеют весьма широкие полномочия и права в рамках своей деятельности. ФСБ имеет исключительные права и возможности как орган исполнительной власти. С другой стороны, данная структура поднадзорна большому числу государственных органов.

Выводы: Исполнительная власть Российской Федерации представлена полноценной системой совместно-функционирующих органов. Среди этих органов существует строгая иерархия и система взаимодействия. В рамках этой системы федеральная служба безопасности имеет ряд полномочий, которые служат для выполнения целей и задач, поставленных перед данной исполнительной структурой. Спецслужбы России имеют долгую историю, опыт которой передавался из поколения в поколение. Одна из основных задач федеральной службы безопасности, как органа исполнительной власти защита и поддержание конституционного строя Российской Федерации.

Среди спецслужб РФ ФСБ имеет наиболее обширное поле деятельности, в рамках которого проводится борьба с терроризмом, противозаконными действиями иностранных спецслужб. ФСБ является одним из гарантов сохранения конституционного строя РФ, поскольку данная силовая структура пресекает антиконституционные действия на территории РФ.

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСБ

2.1 Основополагающие принципы деятельности и структура органов ФСБ

Федеральная Служба Безопасности (ФСБ РФ) Российской Федерации органом исполнительной ветви власти, который обеспечивает контрразведывательную деятельность, борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и преступлениями против государства.

Правовая основа деятельности органов ФСБ представлена Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об органах ФСБ в Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ осуществляется в соответствии с международными правовыми соглашениями России ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. органы ФСБ осуществляют контрразведывательную деятельность, препятствующую разведывательным мероприятиям иностранных спецслужб, выявляют, предупреждают и пресекают преступления, посягающие на конституционный строй, суверенитет и обороноспособность государства, на здоровье нации.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:

А) Законности;

Данный принцип подразумевает собой, что деятельность ФСБ основывается строго на законодательстве РФ;

Подобные документы

    Структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти. Административно-правовые основы организации государственной службы в таможенных органах.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2015

    Основы конституционного строя как важнейшие характеристики общества, государства во всех его проявлениях, понятие основ конституционного строя. Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России. Основные принципы конституционного строя.

    реферат , добавлен 20.05.2010

    Конституция Российской Федерации. Понятие и структурные элементы конституционного строя России. Политические основы конституционного строя РФ. Экономические основы конституционного строя РФ. Социальные и духовные основы конституционного строя РФ.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Краткая история развития конституционного строя Германии. Общая характеристика конституции - структура, основы конституционно строя, статус гражданина, федеративное устройство и местное самоуправление. Система органов государственной власти в ФРГ.

    реферат , добавлен 24.11.2014

    Характеристика и основные задачи конституционного правосудия и контроля. История развития конституционного правосудия в Российской Федерации и США. Сравнительная характеристика всех органов конституционного правосудия в Российской Федерации и США.

    реферат , добавлен 20.02.2013

    Понятие конституционного строя. Закрепление конституционного строя в Конституции РФ. Политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя РФ. Проблемы практической реализации конституционного строя в современной России.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2011

    Изучение истории развития системы органов безопасности в России: возникновение и развитие правового регулирования этой сферы, понятие и система специальных органов. Характеристика компетенции органов Федеральной службы безопасности и внешней разведки РФ.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2010

    Специфика конституционного правосудия в России как в федеративном государстве. Конституционное (уставное) правосудие субъектов как гарантия их политико-правовой стабильности. Проблемы взаимоотношений органов конституционного контроля с иными судами.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2014

    Правовые и организационные основы конституционного механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Теоретико-правовая модель местного самоуправления в парадигме конституционного федерализма в РФ: проблемы становления.

    реферат , добавлен 13.06.2011

    Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации, основные виды, содержание и механизм реализации его гарантий. Роль Конституционного суда в защите конституционного строя Российской Федерации, виды его решений и механизм действия.

обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства. Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.

3. Система обеспечения государственной и национальной безопасности Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, политические лидеры и другие лица, но не судьи. Именно этим обусловлен еще один запрет, налагаемый законом на судей Конституционного Суда: судья не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и в любой аудитории, публично высказывать свое мнение о вопросах, которые могут стать предметом рассмотрения в Суде, или изучаемых и принятых к рассмотрению Судом, до вынесения решения по делу.

Закон о Конституционном Суде предусматривает гарантии независимости Конституционного Суда и его судей, которые носят взаимообусловленный характер и сочетаются, и поэтому могут быть рассмотрены в данной части настоящей работы.

Так, статья 5 Закона о Конституционном Суде к числу основных принципов деятельности Конституционного Суда относит независимость. Ее пределы и юридическое содержание раскрываются в ряде статей Закона, согласно которым Конституционный Суд и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции Российской Федерации.

Важной гарантией независимости Конституционного Суда и его самостоятельности служит положение Закона о том, что судьи выступают в личном качестве. Судьи Конституционного Суда, как и Суд в целом, не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.

Из этого вытекает следующее положение: судьи Конституционного Суда разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных или общественных органов, должностных лиц. Что же касается решений Суда, то они в соответствии с точным смыслом Конституции выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей.

Закон особо оговаривает запрет какого бы то ни было вмешательства в деятельность Конституционного Суда. Такое вмешательство, если оно имеет место, влечет ответственность в соответствии с законом.

Конституционный Суд не может быть независим, самостоятелен и подчиняться только Конституции, если его судьи не


3. Судьи Конституционного Суда: 135 порядок избрания, статус, гарантии независимости

обладают адекватной независимостью и самостоятельностью. В Законе о Конституционном Суде достаточно полно указаны гарантии независимости судей Конституционного Суда. В числе этих гарантий прежде всего – присяга судьи Конституционного Суда, приносимая им на заседании Совета Федерации: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более" (часть вторая статьи 10).

Данная гарантия носит преимущественно нравственно-политический характер. Ее практическое значение относительно. Лучшая гарантия честного и добросовестного исполнения обязанностей судьи лежит вне права: она заключается, с одной стороны, в честной и энергичной воле судьи стоять на страже конституционного строя и верховенства Конституции Российской Федерации, подчиняясь при этом только ей и ничему и никому более; с другой стороны – в осознании обществом социальной ценности и полезности деятельности Конституционного Суда и в его поддержке, что по существу означает поддержку основного закона государства. Конституция и призванный ее защищать Конституционный Суд в состоянии выполнить свое назначение лишь в условиях широкого общественного понимания социальной значимости Конституции и деятельности по ее защите и охране от любых покушений. В противном случае Конституция превращается в икону, помещенную в красном углу, которой истово поклоняются, осеняя себя в приличествующих случаях крестным знамением, но не в универсальный регулятор социальной и индивидуальной жизни. В свою очередь Конституционный Суд из значимого элемента конституционного строя становится украшением государственного фасада, не несущим сколько-нибудь полезной социальной функции.

Закон о Конституционном Суде предусматривает и ряд специальных юридических гарантий. В прежнем Законе статья 5 устанавливала, что полномочия судьи не ограничиваются каким-либо сроком. Статья 16 устанавливала несменяемость судьи Конституционного Суда. Он не мог быть переведен на другую должность без его согласия, и его полномочия не могли быть прекращены или приостановлены иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном Суде. Действующий Закон о Конституционном Суде Российской Федерации установил, что судья назначается на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности – 70