находится в развитии. К какой сфере общественной жизни относится функционирование рынка земли и природных ресурсов

Что из перечисленного относится к личным отношениям а)
беседа классного руководителя с родителями ученика б)
ссора друзей в) совместное посещение
спортивной секции одноклассниками г)
совместная прогулка с друзьями 2.
Какие социальные роли проявляются только в малой группе:
а)
труженик б)
гражданин в)
лидер г) душа
компании 3.
В какой группе правила четкие и постоянные (не зависят от обстоятельства):
а) формальные б)
неформальные 4.
Малой группой можно назвать:
а)
людей в автобусе б)
группу друзей в)
семью г) ансамбль
народных инструментов 5. Какие отношения являются
межличностными:
а)
беседа классного руководителя с родителями ученика б) ссора друзей в)
совместное посещение секции одноклассниками 6.
Особенностью межличностных отношений является:
а)
доверительность б)
эмоциональность в) сдержанность в
проявлении эмоций 7.
Группа к которой принадлежит человек:
а) я б)
мы в)
чужие г)
свои 8.
Незнакомцы, которых необходимо опасаться:
а) чужие б) свои в)
они «Да «
или «нет». 1.
Семья – это наглядный пример малой группы 2. Лучше всего окружающие и ровесники принимают
людей с высокой самооценкой 3. Формальные
общества – это, например, компании по месту жительства. 4. Максимализм – это чрезмерная крайность
во взглядах, требованиях 5. Молодежь в российском
обществе – одна из самых многочисленных групп. Тест по теме
«Подросток в социальной среде» 2 вариант 1.
К формальной группе можно отнести
: а)
соседей по парте б)
группу друзей в) случайную
компанию г) театральный кружок 2.
К неформальной группе можно отнести:
а)
спортивную секцию б)
компанию друзей в)
класс 3.
Межличностными называются отношения:
а)
внутри малой группы б) между незнакомыми
людьми в)
внутри большой группы г)
только с родственниками 4.
Какие отношения являются деловыми:
а)
поездка на пикник с одноклассниками б)
переговоры о приеме на работу в)
семейная ссора 5.
Посторонние, к которым «я» относится равнодушно:
а)
свои б)
чужие в)
другие 6.
Группа, к которой «я» не хочу принадлежать, это:
а)
мы б)
чужие в)
они 7.У
древних греков «чужими» были:
а) древние римляне б)
варвары в)
все народы, кроме греков 8.
Когда подросток хочет представить себя в лучшем свете, выделить свои
достоинства, он прибегает к:
а)
хвастовству б) угрозе в)
осуждению г)
оскорблению «Да
« или «нет». 1.
Инфантильность – поведение, черты характера взрослого, свойственные более
раннему возрасту. 2.
Фундаментом малой группы выступает взаимопонимание. 3. Человек не
живет по законам группы. 4.
Изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого
человека или группы людей – это конформизм. 5.
Социальная среда предоставляет условия для развития личности, удовлетворения ее
культурных потребностей.

А 1. Укажите специфические признак

права, отличающий его от других форм
социального регулирования
1/ социальная ценность 2/ обеспечивается
возможностью применения
государственного принуждения
3/ поддерживается силой общественного
мнения 4/ связью с моралью
А 2. Среди перечисленных
правонарушений преступлением является
1/ торговля продуктами питания в
неустановленном месте 2/ неуплата долга
3/ появление на работе в нетрезвом виде 4/
злостное уклонение от уплаты алиментов
А 3. Верны ли следующие суждения?
А. Источником власти и носителем
суверенитета в РФ является
многонациональный народ – гласит
конституционный принцип разделения
властей.
Б. Конституция РФ 1993г не относит
Президента РФ ни к одной из трех ветвей
власти.

неверны
А 4. Содержание политики определяют
1/ отношения между частными лицами по
поводу власти
2/ отношения между малыми группами
людей по поводу власти
3/ отношения между негосударственными
организациями по поводу заключения
сделки
4/ отношения между большими группами
людей по поводу власти
А 5. В государстве Н. основным органом,
осуществляющим законодательную
деятельность, является Национальное
собрание, формируемое выборным путем.
Национальное собрание создает и
принимает законы, которые утверждает
король. Правительство несет
ответственность перед Национальным
собранием. Какова форма правление в
государстве Н?
1/ сословно-представительная монархия 2/
абсолютная монархия
3/ парламентская монархия 4/
парламентская республика
А 6. Верны ли следующие суждения о
разделении властей?
А. Разделение властей способствует
исключению концентрации власти в руках
одного человека.
Б. Разделение властей способствует
четкому разграничению функций между
ветвями государственной власти.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
А7. Верны ли следующие суждения о
государстве?
А. наличие собственной территории не
является обязательным признаком для
государства.
Б. установление и взимание налогов на
территории государства – это монопольное
право государства.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
А 8. Укажите форму непосредственного
участия граждан в управлении
государством, закрепленную Конституцией
РФ.
1/ митинги 2/ петиции 3/ референдум 4/
народная инициатива
А 9. Тоталитарное государство
характеризуется
1/ наличием экономической
самостоятельности граждан, основанной
на частной собственности
2/ идеологическим плюрализмом
3/ действием независимых средств
массовой информации
4/ отсутствием оппозиционных партий и
движений
А 10. Правовое государство отличает
1/ принцип разделения властей 2/
суверенитет
3/ независимая внешняя политика 4/
наличие армии
А 11. Какое суждение является верным?
А. Законы в РФ принимает Правительство
РФ.
Б. Обычный гражданин не обладает
правом законодательной инициативы.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
В 1. В приведенном списке указаны черты
сходства президентской и парламентской
республик и четы отличия президентской
республики от парламентской. Выберите и
запишите ответ в таблицу.
1/ власть сменяема, избирается на
определенный срок
2/ избрание населением главы государства
3/ ответственность правительства перед
главой государства
4/ законодательно закреплена
подотчётность и ответственность власти
за результаты своей деятельности.
Черты сходства Черты отличия
В 2. Установите соответствие между
чертами политических режимов и их
типами.
Черты политических режимов:
А) оппозиция допускается, но находится
под строгим контролем Б) правовое
государство
В) полный контроль государства за всеми и
каждым Г) подавление любой оппозиции
Д) равенство всех перед законом Е)
насаждение единой идеологии
Типы политических режимов: 1)
демократический 2) авторитарный 3)
тоталитарный
В 3. Установите соответствие между
органами государственной власти в РФ и
ветвями власти.
Органы государственной власти в РФ:
А) администрация Приморского края Б)
Федеральное собрание
В) Министерство культуры Г) городская
дума
Д) Правительство РФ Е) Департамент
образования Москвы
Ветви государственной власти: 1)
законодательная 2)

Что объединяет данные понятия?

1)Политика - умение "обречь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими";
2)Политика - знание о правильном и мудром правлении;
3)Политика - общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями;
4) Политика - искусство управления государством и обществом;
5) Политика - участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержания его деятельности); эти цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

Должен ли быть у всех людей только один смысл жизни, или у каждого из них - свой собственный? Давайте предоставим слово защитникам разных точек зрения,

которых обычно называют оппонентами. Первая точка зрения. У всех людей смысл жизни должен быть какой-то один: ведь все люди по своей природе одинаковы. И смысл жизни - это как раз то, что объединяет их и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели разный, не одинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону, и такие люди никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща. Вторая точка зрения. То, что у всех людей есть общее или родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек - это неповторимое существо. Поэтому и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно, даже не разделяя его взглядов. А действовать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жизни, а взаимная выгода. Третья точка зрения. Вы оба отчасти правы, но только отчасти, потому что смысл жизни у разных людей одновременно является и общим, и различным. Принадлежность каждого отдельного человека к человеческому роду, определенному обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе и смысл жизни. В то же время, поскольку каждый человек чем-то отличается от всех других людей, то это его отличие тоже может проявляется в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чем-то совпадает, а в чем-то не совпадает со смыслом жизни у других людей. Какая из приведенных точек зрения кажется вам более правильной? Обоснуйте свое мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чем для вас он заключается?

1. Религия, ее роль в жизни современного общества. 2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто

разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?

3. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

1. Наука в жизни современного общества.

2. Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил продать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшуюся ему по наследству. При совершении сделки владелец магазина попросил предъявить завещание и паспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершенной сделке, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу? На статьи какого кодекса будет опираться суд при вынесении решения? 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7-8 КЛАСС.

I. Выполните тестовые задания. Выберите один правильный ответ. Запишите ответы в таблицу, данную ниже.
1. Врожденная форма поведения животного или человека
1) привычка
2) инстинкт
3) наследственность
4) генетика

2. К свойствам, характеризующим индивидуальность человека, относятся
1) способность мыслить
2) членораздельная речь
3) особенности характера
4) обладание фантазией

3. Правила или привычки, действующие в больших группах людей, одобряемые и поддерживаемые обществом:
1) церемония
2) ритуал
3) обычай
4) обряд

4. Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется
1) аффект
2) обучение
3) магия
4) инициация

5. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:
1) морали
2) этикета
3) права
4) традиций

6. Что означает принцип неделимости прав человека?
1) каждый человек обладает всей совокупностью прав
2) для каждого человека существуют свои права
3) запрет передавать свои права другому лицу
4) право человека самому определять свои права и обязанности

7. Конституция является
1) символом государства
2) сводом законов субъектов федерации
3) основным законом страны
4) сводом социальных норм

8. Какая из обязанностей граждан по Конституции РФ является одновременно и долгом?
1) платить законно установленные налоги
2) сохранять природу и окружающую среду
3) защищать Отечество
4) беречь памятники истории и культуры

9. Субъектом Российской Федерации является
1) штат
2) провинция
3) департамент
4) автономная область

10. В правой лапе орла, изображенного на гербе РФ, - жезл, один из почетных знаков носителя верховной власти, который называется?
1) скипетр
2) держава
3) штандарт
4) посох

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

II. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Ответы запишите в таблицу, данную ниже.
11. Современная наука объясняет абсолютно все явления общественной жизни и окружающего мира.
12. Конституционной обязанностью гражданина РФ является обязательное участие в общественных организациях.
13. Одной из наиболее древних форм культуры выступает религия.
14. Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму дозволения.
15. Важной биологической потребностью человека является стремление к самоутверждению.

11
12
13
14
15

III. Работа со схемой.
Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.
Понятия могут быть
1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).

2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).

3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).

4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).

16. Продолжите заполнение круговой схемы Эйлера, изобразив отношения между предложенными ниже понятиями, и запишите в круги их буквенные обозначения:

Религия (А), культура (Б), одежда (В), материальная (Г), жилище (Д), духовная (Е), наука (Ж), искусство (З), машинное оборудование (И), пища (К).

IV. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
17. Обычаи, каноны, законы, заповеди _______________________________________________________.
18. Решение математической задачи, создание модели из конструктора, написание фантастического рассказа, прокладка трубопровода ___________________________________________________________.
19. Почва, уголь, металлическая руда, животные _______________________________________________.

V. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
20. Дисциплинированность, самосохранение, культура поведения, образованность, профессиональное мастерство.
21. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти, право проводить собрания, митинги и демонстрации, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на объединение, право обращаться в государственные органы.
_______________________________________________________________________________________

22. Строительная бригада, школьный класс, баскетбольная команда, учителя, хоровой кружок.
_______________________________________________________________________________________
VI. Используя все приведенные слова, составьте определения обществоведческих понятий, запишите это определение и самостоятельно назовите само понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
23. Использование, должностное лицо, положение, личное, цели, свое, обогащение, служебное.

24. Уровень, способности, высокий, развитие, личность, проявляющийся, достижения, творческие.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Понятие: _____________________________.

25. Воздействие, установленные, мера, нормы, применяемая, нарушители.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Понятие: _____________________________.

VII. Работа с текстом.
26. Найдите в тексте предложения, в которых заключены:
1) причина
2) следствие
3) пример
4) сравнение.
Ответы запишите в таблицу, данную ниже.

(А) Часть ученых считает, что в процессе изучения мира мышление играет более важную роль, чем чувства. (Б) Мышление необходимо человеку, ведь наши чувства часто дают неправильную информацию о мире. (В) Ложка в стакане воды нам кажется кривой, а то, что расположено дальше от нас, нам кажется меньше. (Г) Опираясь лишь на свои чувства в ходе изучения мира, люди часто совершают ошибки.
А
Б
В
Г

VIII. Работа с иллюстрациями.
27. Рассмотрите иллюстрации, сделайте подписи к ним и ответьте на вопросы.

27.1. А) __________________________; Б) _________________________; В) _______________________.

27.2. Что объединяет данные изображения? _________________________________________________________________________________________.

27.3.Чем изображение Б отличается от А и В? В чем причина этого отличия?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________.

IX. Решите логическую задачу.

28. В одном храме было три внешне одинаковых бога: Бог Правды, который никогда не лгал, Бог Лжи, который никогда не говорил правду, и Бог Дипломатии, который мог как сказать правду, так и солгать.
Как узнать, кто из них кто? Один человек сделал это так.
- Кто стоит рядом с тобой? - спросил он у Бога слева.
- Бог Правды.
- А кто ты? – спросил он у среднего Бога.
- Бог Дипломатии.
- А кто стоит рядом с тобой? - спросил он Бога справа.
- Бог Лжи.
- Тогда мне все понятно, - сказал человек.
Что же понял этот человек из ответов богов?

Ответ:
1) Бог слева _____________________
2) Бог в центре ___________________
3) Бог справа ____________________.
АВ

Buddha Daibutsu, Kamakura
·о
·

Выскажи своё мнение о споре двух семиклассников.

    Пётр . Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.

    Лариса . Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

Многообразие правил

Как известно, Винни Пух считал, что в гости лучше ходить по утрам, а улицу переходить на любой сигнал светофора, но обязательно в толпе. Далеко не всем правила Винни Пуха кажутся безупречными. Могут ли существовать правила на все случаи жизни? Могут ли правила быть одинаковыми для всех? Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем разобраться в мире правил.

Кажется, что правила существовали всегда. По правилам ухода за ребёнком тебя вовремя кормили и с тобой гуляли. Играя со сверстниками, ты договаривался о правилах игры и обижался на тех, кто эти правила нарушал. Когда пришло время, ты пошёл в школу. Тут правил стало намного больше. Они окружают тебя со всех сторон. Правила в учебниках учат, как писать, читать, считать. Правила поведения учащихся предписывают не опаздывать, не сорить, не шуметь во время урока и т. д. А ведь существуют ещё правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте и др.

В самом слове «правила» слышится «правильно», «прав». В словаре В. И. Даля так и написано: «Правило - закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах». Мудрый знаток русского языка подметил, что правило чаще всего связано с установленным порядком действий при известных обстоятельствах. Следовательно, правила создаются для того, чтобы люди могли успешно действовать в тех или иных случаях. Правила по-другому называются нормами.

    Правила, или нормы, регулируют действия людей. Поведение, соответствующее правилам, общество признаёт правомерным и считает нормой.

В обществе действует множество правил, или социальных норм. Познакомимся с некоторыми из них.

Социальные нормы

Можно и по-другому сгруппировать правила, действующие в обществе: по строгости мер, которые применяются к нарушителям, по тому, на какое количество людей они рассчитаны.

«Привычка свыше нам дана...»

Многие социальные нормы сложились очень давно, кажется, что они существовали всегда. Часть этих норм продиктована удобством или здравым смыслом. С наступлением весны ты меняешь зимнюю одежду на более лёгкую. Встречая знакомого, здороваешься. При этом ты можешь даже не задумываться, почему так поступаешь. При повторении определённых действий возникает привычка. Большинство привычек приобретается людьми стихийно, под влиянием ситуаций, в которых соблюдение нормы даёт нужный результат. Недаром говорят, что привычка - вторая натура. А ещё говорят, что привычка - стереотип поведения.

Далеко не все привычки полезны. Существуют вредные и даже опасные привычки. Их никак нельзя отнести к правилам. Никто не станет спорить, что вредно читать лёжа, болтать во время еды. К опасным привычкам относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Из-за подобных пристрастий у людей возникают тяжёлые болезни. Многие люди, употребляющие алкоголь и наркотики, умирают молодыми. А сколько людей уходят из жизни только из-за того, что они не привыкли соблюдать правила дорожного движения!

Существуют привычки, которые издавна действуют в больших группах людей. Такие коллективные привычки называются обычаями. Чаще всего к ним относятся правила или образцы действий, одобряемые обществом. Обычаи наследуются от предков, передаются из поколения в поколение. Особую роль обычаи играли в древние времена, когда их соблюдение рассматривалось как непременное условие сохранения порядка, привычного образа жизни.

Обычаи тесно переплетаются с особыми действиями, совершаемыми специальными лицами в строгой последовательности, - ритуалами. Здесь тоже существуют свои правила. Они устанавливают, кто, в какой очерёдности, с помощью каких слов, жестов или предметов совершает действия. Вспомним, например, как в Средние века проходил важный ритуал посвящения в рыцари (опоясывание мечом и т.д.).

Современные ритуалы также торжественны и важны. Например, поступление в высшее учебное заведение сопровождается ритуалом посвящения в студенты. Первокурсники произносят специальную клятву, получают подарки. В их честь произносятся торжественные речи, звучит гимн студентов.

Совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами, принято называть обрядами. Часто обряды осуществляются во время церемоний. Например, знаменитая чайная церемония в Японии включает особые наряды участников, использование специальных предметов, особый порядок приготовления чая, неспешную беседу, созерцание красоты и гармонии мира.

Правила этикета и хорошие манеры

Тебе, конечно, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человеке говорят: «Он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета».

Этикет - это принятая в определённых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Правила эти складывались веками, многие из них ушли в историю навсегда, а некоторые остались. Подчас на наших глазах появляются новые правила этикета.

Посмотри на рисунки. Художник пошутил и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступать по правилам.

Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих, называются манерами. Конечно, далеко не каждый, у кого манеры соответствуют правилам этикета, автоматически считается воспитанным или деликатным человеком. Чтобы стать таковым, нужно воспитать в себе внутреннюю культуру, уважение к людям.

Итак, подведём итоги. Находясь рядом с другими людьми, ты встречаешься с множеством правил, которые давно стали общественными нормами. Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признаёт и осуждает.

Правила (или социальные нормы) служат эталоном, образцом поведения. Они помогают сохранять порядок в обществе.

Эти правила позволяют предвидеть реакцию других людей на твои действия. Когда человек выполняет эти правила, он может быть уверен, что его действия не причинят неудобства окружающим, не натолкнутся на их неприятие или осуждение. Выполнять правила стоит во всех случаях: и когда вокруг множество людей, и когда поблизости никого нет. В этом случае следование социальным нормам входит в привычку, становится неотъемлемой чертой характера.

Правила поведения в обществе могут быть как относительно мягкими пожеланиями, так и жёсткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством. О таких правилах пойдёт речь в следующем параграфе.

Проверим себя

  • Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов таких правил.
  • Что такое привычки? Приведи примеры полезных и вредных привычек.
  • Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далёкие времена, существуют и сегодня?
  • Зачем в обществе существуют правила этикета?

В классе и дома

  • Среди многочисленных правил, которые ты обязан выполнять, есть самые важные. Какие правила ты относишь к са-мым-самым? Объясни почему.
  • О каких нормах идёт речь в следующем тексте? «Вос-преемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?» Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом...»
  • За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Словарь определяет санкции как меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил. Могут быть и позитивные санкции, например аплодисменты актёру или музыканту за исполнительское мастерство. Но чаще всего, говоря о санкциях, имеют в виду первое значение этого слова.
    Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора-не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».
  • В составленной по указанию Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».
    Переведи это правило на современный язык, объясни его смысл.
  • Как ты думаешь, какие правила этикета появились в XX - начале XXI в.? Объясни причины их появления и значение в жизни людей.

Учимся общаться в интернете

Сетикет
(из основных правил поведения в Интернете)

Помни, что, когда ты используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника, есть только экран монитора.

Нет эмоций, нет мимики, жестов - одни слова, текст, только что набранный на клавиатуре. В такой ситуации важно не забыть, что собеседник не скоростной компьютер, а вполне реальный человек со своими взглядами.

В онлайновом (сетевом) общении очень легко неправильно истолковать слова оппонента.

Прежде чем написать что-либо, реши, реально ли сказать тот же текст человеку при личной встрече.

Будь кратким и пиши исключительно по сути. Никто не станет читать длинное послание.

Помни, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение. Если ты не уверен в правописании, обратись к помощи программы для проверки орфографии.

Не стоит рассчитывать, что на все свои вопросы ты немедленно получишь ответы.

Не стоит посылать электронную почту чужим людям.

При посещении популярных файловых серверов помни о существовании других пользователей. Поставь себя на их место.

Пока кто-то беспорядочно листает списки файлов, другие видят сообщение «Server too busy» - система перегружена.

Если ты знаешь и умеешь больше других это ещё не повод для того, чтобы поучать и делать замечания. Если без замечаний не обойтись, делай их вежливо, корректно.

Главное, не забывай ставить себя на место других пользователей Сети.

Тест по теме: Что значит жить по правилам

Вариант 1

А 1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями,

Исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

1.Привычка 2. Ритуал 3. Образ 4. Церемония

А 2. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

1.Образ жизни и действия 2. Традиционно установившиеся правила поведения

3.установленные государством общеобязательные правила

4. Внешние формы поведения человека

А 3. Верны ли суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы разрабатываются только государственными учреждениями.

Б. В социальных нормах прописаны правила поведения на все случаи жизни.

А 4. Верно ли, что:

А. Правила этикета складывались веками.

Б. Правила этикета остаются неизменными в течение всей истории человечества.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

  1. Этикет А. установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
  2. Обряд Б. совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом
  3. Церемония В. принятая в особых кругах система правил поведения

С 1. Что такое привычка? Приведите пример индивидуальных и групповых привычек.

С 2. Что ограничивает права и свободу человека?

Вариант 2

А 1. Основание для действия в данных случаях, известных обстоятельствах:

  1. Поведение 2. Правила 3. Общение 4. Действия

А 2. Что из перечисленного обеспечивается привычками и обычаями?

  1. Закон 2. Постановление 3. Этикет 4. Указ

А 3. Верны ли суждения о социальных нормах7

А. Социальные нормы служат эталоном поведения человека в обществе.

Б. все социальные нормы обеспечиваются силой государства.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

А. Манеры – это формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку

Окружающих.

Б. Знание манер не означает высокого уровня воспитанности.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между этапами конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в

Первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Социальные нормы А. меры наказания, применяемые к нарушителям установленных норм
  2. Санкции Б. стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается

От членов группы или общества

Обществознание 8 класс

I.Выберите правильный ответ.
(максимум 15 баллов, за каждый правильный ответ 1 балл)

1)Общественные отношения - это

1.отношения между обществом и природой,
2.отношения, возникающие в процессе человеческой деятельности
3.отношения между людьми в процессе производства
4.отношения по поводу власти

2)Общество направляет и контролирует деятельность людей с помощью

1.приказов
2.норм морали
3.юридических норм
4.социальных институтов

3)Нормы права, в отличие от норм морали,

1.регулируют общественные отношения
2.обеспечиваются силой общественного мнения
3.соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4.выражаются в форме официальных документов

4)Как называлась книга о правилах поведения, созданная Петром I для дворянских детей?

1.«Домострой»;
2.«Юности честное зерцало»;
3.«Придворный этикет»;
4.«Кодекс рыцарской чести».

5)Правила или привычки, действующие в больших группах людей, одобряемые и поддерживаемые обществом:

1.церемония;
2.ритуал;
3.обычай;
4.обряд.

6)Укажите верное определение: «Право – это…»

1.наука об обществе;
2.регулятор общественных отношений;
3.способ существования демократических режимов;
4.элемент государственного устройства.

7)Конституция является

1.символом государства;
2.сводом законов субъектов федерации;
3.основным законом страны;
4.сводом социальных норм.

8)Какая из обязанностей граждан по Конституции РФ является одновременно и долгом?

1.платить законно установленные налоги;
2.сохранять природу и окружающую среду;
3.защищать Отечество;
4.беречь памятники истории и культуры.

9)В систему правоохранительных органов входит

3.правительство;
4.прокуратура.

10)Металлический денежный знак, служащий узаконенным средством обращения:

1.банкнота;
2.монета;
3.чек;
4.ассигнация.

11)В приведенном ниже перечне все относится к нематериальным благам, за исключением:

1.прием у врача;
2.снятие копии с текста;
3.репетиторство;
4.научные медицинские исследования.

12)В отличие от природы, общество

1.является системой;
2.находится в развитии;
3.выступает в качестве творца культуры;
4.развивается по собственным законам.

13)Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

1.обществом;
2.культурой;
3.искусством;
4.наукой.

14) К какой сфере общественной жизни относится функционирование рынка земли и природных ресурсов?

1.духовной;
2.социальной;
3.политической;

4.экономической.

15) Место человека в социальной структуре общества характеризует:

    дресс код;

  1. партийная принадлежность;

    все перечисленные выше варианты не верны.

II.Лингвистический конструктор. Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь.

(по четыре балла за каждое верное определение, максимум 8 баллов)

власть, на, общества, определенную, организация, особая, политическая, распространяющая, свою, территорию

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

государственного, или, норм, общеобязательных, поведения, правил, принуждения, санкционируемых, силой, система, устанавливаемых

III . Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

(по 1 баллу за 1 термин, максимум 4 баллов)

1. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

2. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.

3. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

4. Ко…упция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

IV . Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните , почему вы так решили.

(за каждое выбранное правильно слово 1 балл, за его правильное объяснение 2 балла, максимум 6 баллов)

1. Президент, король, император, депутат.

2. Христианство, анимизм, ислам, буддизм.

V . «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

(по 1 баллу за один верный ответ, максимум 4 балла)

1.Общением называются взаимные деловые и дружеские отношения людей.

2. Правила служат эталонам, образцом поведения.

3. Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет не более 5 месяцев.

4.Основными участниками экономики являются производитель и потребитель.

VI . Соотнесите понятия и их характеристики.

(по 1 баллу за один верный ответ, максимум 5 баллов)

1) Охрана общественного порядка.

Б) Милиция

2) Разрешение конкретных правовых споров на основе закона.

В) Нотариат

3) Представление интересов обвиняемого.

Г) Адвокатура

4) Осуществление надзора за исполнением законов

Д) Прокуратура

5) Удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав

Запишите в таблицу выбранные цифры

VII . Расшифруйте аббревиатуры.

(по 1 баллу за один верный ответ, максимум 4 балла).

1) ООН –

2) ЕС –

3) СНГ –

4) МВД РФ –

Всего: 46 баллов.

Желаем удачи!!!