Дорожно транспортная дисциплина. Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения

Никакие высокие звания, заслуги и награды, опыт и авторитет не дают права сотруднику полиции преступать грань допустимого, нарушать нормы закона. Об этом напомнил некоторым руководителям, приглашённым на очередное заседание Комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике, её председатель, заместитель начальника ГУ МВД России по г. Москве генерал-лейтенант внутренней службы Андрей Понорец.

На дорогах все равны

Первым рассматривался вопрос о состоянии дорожно-транспортной дисциплины среди должностных лиц из числа руководящего состава структурных подразделений Главного управления. На комиссии заслушивались три полковника, два подполковника и один майор полиции. Все они допустили за девять месяцев 2015 года неоднократные нарушения правил дорожного движения. В основном это превышение скоростного режима от 20 до 40 км/ч, движение или остановка на полосе для маршрутных транспортных средств, неуплата или нарушение порядка оплаты за парковку личных автомобилей. Вроде, проступки не такие уж значительные. Но члены комиссии спрашивали строго.

- Все должны понимать, - объяснил Андрей Понорец, - что даже малейшее нарушение дорожно-транспортной дисциплины может вызвать лавину, которую мы не сможем свернуть куда-то в сторону. Сколько таких случаев, когда превышение скорости вело к гибели ни в чём не повинных людей. С малого всё начинается, а заканчивается большим и тяжким ДТП. Если полицейские не соблюдают требования дорожных знаков и разметки, паркуют свои машины на тротуарах и газонах, то обычные граждане всё это видят и поступают точно так же. Особенно ситуация усугубляется, когда правила дорожного движения нарушает руководитель подразделения. Как он может воспитывать законопослушных сотрудников, если сам получает административные штрафы? Начальник обязан быть примером во всём для своих подчинённых. Поэтому и спрос за проступок с него такой серьёзный.

На заседании комиссии максимальное взыскание - общественное порицание было объявлено двум начальникам отделов ОРЧ Управления уголовного розыска и начальнику отдела Центра по противодействию экстремизму. Ещё трём руководителям указано на необходимость неукоснительного соблюдения дорожно-транспортной дисциплины.

Андрей Владимирович отметил, что большинство представших перед комиссией нарушителей ПДД работают в уголовном розыске. Поэтому дал поручение Инспекции по личному составу проанализировать состояние дорожно-транспортной дисциплины среди всех сотрудников подразделения. Служить в легендарном МУРе должны безупречные люди.

Брань никого не украшает

Тема ненормативной лексики, использованной руководителем в отношении подчинённого, снова всплыла на комиссии. По второму вопросу докладывал врио начальника Инспекции по личному составу УК УРЛС подполковник внутренней службы Роман Егиазаров. Он сообщил, что в инспекцию поступил рапорт полицейского отдельной роты ППСП, который нёс службу по охране здания отдела МВД России по району Ясенево. К рапорту была приложена аудиозапись разговора на КПП, где постового за то, что не убрал брошенный кем-то окурок, покрыл матом заместитель начальника ОУР ОМВД майор полиции Александр Барабанов. В ходе служебной проверки факты некорректного обращения с сотрудником подтвердились. Старший офицер допустил явное нарушение норм профессиональной этики.

Барабанов объяснил свой проступок тем, что находился в состоянии эмоционального возбуждения, связанного со сложной оперативной обстановкой. В тот день, когда он нёс службу в качестве ответственного от руководящего состава ОМВД, на территории района произошло убийство, были кражи автотранспорта. Заместитель начальника отделения угрозыска выезжал на расследование тяжких преступлений. Сейчас сожалеет, что позволил себе грубость и нецензурную брань.

На заседании комиссии присутствовал начальник отдела МВД России по району Ясенево полковник полиции Александр Буравин.

Майор полиции Барабанов - профессионал своего дела, - попросил учесть глава райотдела. – Раньше служебную дисциплину не нарушал. Мы сделали правильные выводы и не допустим впредь таких проступков. Учимся на своих ошибках…

Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, - заметил председатель комиссии Андрей Понорец. - Разве мало примеров, когда руководителей районного звена увольняли из органов внутренних дел за грубость, чванство, чёрствость? Вот говорят, что Барабанов в данной ситуации действовал в интересах службы, а не из личных побуждений. Понятно, что нужно ратовать за порядок на КПП. Но зачем использовать для этого непозволительные выражения? Начальник не имеет права так себя вести по отношению к подчинённому.

Кстати, на этом заседании был повторно заслушан заместитель начальника ОМВД России по Таганскому району подполковник внутренней службы Александр Вакал. В августе он получил общественное порицание за такой же проступок - использование ненормативной лексики в общении с подчинённым. Сегодня офицер с почти 20-летним стажем характеризуется только с положительной стороны. Подтвердил, что всё осознал, сделал правильные выводы. Поэтому вопросов у членов комиссии к нему не было. Хорошо бы усвоить этот урок и другим любителям крепкого словца.

Александр РОМЕНСКИЙ, фото Николая ГОРБИКОВА

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

О МЕРОПРИЯТИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОКРАЩЕНИЕ ДТП И ПОВЫШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием сотрудников ОВД показывает, что в текущем году, несмотря на принимаемые меры по укреплению дисциплины и обеспечению безопасности личного состава, не наступило коренного улучшения в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Работа по предупреждению происшествий не носит профилактического характера. Большинство ДТП совершено в условиях бесконтрольности, формального отношения со стороны руководителей органов внутренних дел за указанным направлением служебной деятельности. Выявлены серьезные недостатки в исполнении ряда документов по вопросам аварийности и эксплуатации транспорта.

За четыре месяца 2004 года совершено 60 (АППГ-48) ДТП с участием сотрудников, в т.ч. на служебном транспорте - 16 (АППГ-16). 25 (АППГ-19) происшествий совершено по вине сотрудников. В результате ДТП 13 человек получили травмы различной степени тяжести.

Во исполнение указаний МВД РФ N 181 от 09.03.00 "О предупреждении аварийности и реализации Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195 ("О безопасности дорожного движения")", ГУ ГИБДД МВД РФ N 13/12-42 от 05.04.04 "О мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий и правонарушений в подразделениях Госавтоинспекции" и в целях активизации работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, гибели и травматизма личного состава при эксплуатации транспорта органов внутренних дел приказываю:

1. Утвердить план мероприятий по повышению транспортной дисциплины и профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел.

2. УМТ и ХО МВД УР, УГИБДД МВД УР активизировать работу единого автотранспортного патруля МВД УР.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальников УМТ и ХО МВД УР (подполковника внутренней службы Мартынова Н.Ю.) и УГИБДД МВД УР (полковника милиции Березуева М.Н.).

Министр
генерал-майор милиции
Н.Е.АРЗАМАСЦЕВ

Приложение. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С УЧАСТИЕМ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ





Приложение
к приказу
МВД Удмуртской Республики от 27 мая 2004 года N 359

Наименование мероприятий

Ответственные
за исполнение

Срок
исполнения

Во всех подразделениях обеспечить
предрейсовый и послерейсовый
медицинский контроль водительского
состава

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

Парковку служебного транспорта
осуществлять только в гаражах и на
стоянках, принадлежащих
подразделениям. Время выезда на
линию и возвращения ежедневно
отмечать в журнале учета
транспортных средств

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

Во избежание угонов
автотранспортных средств ужесточить
пропускной режим. Оборудовать
автомобили простейшими
противоугонными устройствами

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Запретить эксплуатацию служебного
транспорта в выходные и праздничные
дни, а также вне служебного времени
без письменного разрешения
начальников подразделений с
последующей отметкой в путевом
листе

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

Запретить эксплуатацию специального
и патрульного транспорта водителями
в гражданской одежде

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

При перемещении сотрудников
внутренних дел на должности
водительского состава или
закреплении за ними служебного
транспорта в обязательном порядке
проводить стажировку с последующим
принятием зачетов по ПДД и
практическому вождению ТС

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

Руководителям ОВД, командирам
строевых подразделений обеспечить
качественный инструктаж
водительского состава, заступающего
в наряд, по соблюдению ПДД , мер
личной безопасности, особенно в
зимнее время

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

В системе служебной подготовки
определить достаточное количество
учебных часов для изучения ПДД с
сотрудниками, закрепленными за
служебным транспортом, с
последующим принятием зачетов

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

Обеспечить проведение
целенаправленной работы по подбору,
расстановке и воспитанию
сотрудников автотранспортных
подразделений, водительского
состава и повышению их
ответственности за решение
поставленных задач

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

По каждому случаю ДТП с участием
сотрудников ОВД проводить служебную
проверку. Виновных привлекать к
строгой дисциплинарной
ответственности с возмещением
материального ущерба

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Постоянно

Данные о совершенных сотрудниками
ОВД ДТП, других выявленных
нарушениях ПДД представлять в КПО
УГИБДД МВД УР

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

К 28 числу
каждого
месяца

Служебный транспорт привести в
соответствие с ГОСТ Р 50574-93 г.

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

О результатах проделанной работы
доложить в КПО УГИБДД МВД УР

Начальники
УВД, ГО-,
РОВД,
командиры
подразделений

Предупреждение и профилактика нарушений

правил дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
Она достигается содержанием дорог в соответствии с установленными требованиями и обустройством их объектами сервиса, исправным техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, умелой организацией движения и строгим выполнением всеми участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.

Организация и регулирование дорожного движения возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Регулирование производится сигналами светофоров и регулировщиков, а также дорожными знаками и дорожной разметкой.

Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры, а также другие лица, принимающие участие в дорожном движении.

Правила дорожного движения являются основополагающим документом. Все участники дорожного движения должны строго выполнять их требования.

Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пешеходами также являются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед (мопед, мотоцикл), везущие санки (тележку, коляску).

Водитель – это лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Основные шибки водителей, которые приводят к ДТП:

1. Вождение в нетрезвом виде.

На первом месте стоит самая очевидная причина всех дорожно-транспортных происшествий – вождение под воздействием наркотиков или алкоголя. По этой причине происходит большинство ДТП со смертельным исходом. Все водители знают, что алкоголь притупляет внимание и лучше в таком состоянии вообще за руль не садиться, однако некоторые продолжают упорно игнорировать это правило. Результат – покалеченные люди.

2. Усталость водителя.

У сонного или уставшего водителя притупляется внимание и увеличивается время реакции. Поведение таких водителей практически также непредсказуемо, как и вождение нетрезвых водителей. В сводках ГИБДД достаточно часто мелькают дорожно-транспортные происшествия с участием уснувших водителей.

3. Превышение скорости.

Почетное третье место заняли любители быстрой езды. Превышение скорости является второй наиболее распространенной причиной ДТП со смертельным исходом. Многочисленные исследования подтвердили, что вероятность попасть в аварию повышается, если водитель двигается быстрее или медленнее средней скорости потока. Замечено, что при быстрой езде водитель привыкает к скорости и не способен адекватно оценить быстро меняющуюся ситуацию на дороге, в результате чего происходят самые ужасные аварии с самыми трагическими последствиями.

4. Склонность водителей отвлекаться от дороги.

В большинстве стран мира запрещено разговаривать по мобильному телефону во время езды без специальных устройств, однако некоторые умудряются не только болтать, но и набирать SMS-сообщения. Даже несколько секунд на переключение автомагнитолы может привести к трагическим последствиям.

5. Недооценка погодных и дорожных условий.

Зачастую даже небольшое превышение скорости на мокрой дороге или несоблюдение дистанции чревато заносом и последующим столкновением. Своевременная смена резины в зависимости от времени года убережет водителей от многих неприятностей на дорогах.

6. Игнорирование ремней безопасности.

Эффективность ремней безопасности доказана годами их существования, тем не менее, многие водители и пассажиры продолжают игнорировать их использование, тем самым ставят под угрозу свою жизнь и здоровье. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении
в 2-2,5 раза, при боковом - в 1,8 раза, а при опрокидывании - в 5 раз!

7. Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства.

Несмотря на значительное увеличение штрафов за нарушение правил перевозки детей многие водители и родители продолжают нарушать правила перевозки несовершеннолетних. Непристегнутый ребенок во время аварии получит тяжелые травмы и увечья, что подтверждает статистика.

Правильная ссылка на статью:

Дресвянникова Е.А. — Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения // Юридические исследования. - 2015. - № 5. - С. 24 - 33. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.5.14790 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14790

Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом проведенного исследования выступают вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения. Автор подробно рассматривает применяемые ранее и действующие в настоящее время государственные меры по обеспечению дисциплины водителей. Цель исследования – предложить эффективные способы повышения дисциплины и культуры на дорогах. Задачи исследования: а) на основе анализа государственных мер, направленных на повышение дисциплины и культуры участников дорожного движения, выявить основные их положительные и отрицательные стороны; б) на основе выявленных недостатков предложить эффективные способы по формированию транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения; в) раскрыть значимость информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения. В основу методологии исследования положены общие и специальные методы: диалектический, системный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза и другие, используемые в юридических науках. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в российском обществе сформирован радикальный запрос на улучшение безопасности дорожного движения, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. Автором предложены меры по совершенствованию информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения, основным направлением которой должно стать формирование у всех участников дорожного движения правосознания.


Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, транспортное поведение, дисциплина, культура, информация, общество, равенство, правосознание, пропаганда

10.7256/2409-7136.2015.5.14790


Дата направления в редакцию:

24-03-2015

Дата рецензирования:

25-03-2015

Дата публикации:

01-05-2015

Abstract.

The subject of the study includes the issues of formation and condition of transport discipline and traffic participants" culture. The author examines the previously used and the existing state measures of drivers" discipline provision.The purpose of the research is to propose the effective ways of road discipline and culture improvement. The objectives of the study are: a) on the base of the analysis of state measures of road discipline and culture enhancement to identify their main advantages and disadvantages; b) on the basis of the identified deficiencies to suggest the effective ways of road discipline and culture formation; c) to reveal the importance of information and propaganda in the sphere of road safety. The methodology of the research is based on the general and special methods: the dialectical method, the system approach, the comparative-legal method, analysis, synthesis and other methods used in the legal sciences. The author concludes that there is a radical need for road safety enhancement in the Russian society; development of communication means of the road safety issue transmission should gain primary importance. The author offers the measures of information and propaganda work enhancement in the sphere of road safety provision, which should be based on the development of legal awareness of traffic participants.

Keywords:

Information, culture, discipline, behavior on the road, traffic, safety, society, equality, legal awareness, propaganda

«Законы и установления должны идти рука об руку

с прогрессом человеческой души»

Томас Джефферсон

С ростом уровня автомобилизации существенно изменяются не только плотность и интенсивность движения на дорогах России, но и контингент водителей. Мониторинг сведений статистической отчетности Госавтоинспекции МВД России констатирует, что возросло количество водителей транспортных средств, не обладающих достаточным опытом управления . Следствием этого является постоянное увеличение заторов на дорогах, а следовательно резкое учащение непосредственных контактов участников дорожного движения, которое во многих случаях носит конфликтный характер.

На сегодняшний день в обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по обеспечению безопасности дорожного движения. В первую очередь, население нашей страны поддерживает необходимость привития навыков терпимости на дорогах и, нетерпимости к нарушителям, и как следствие ужесточение санкций за нарушение правил дорожного движения. По результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 66% россиян основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди, назвали недисциплинированность водителей и выступили за создание в обществе неприятия нарушений правил дорожного движения .

По-прежнему значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывают лица, которые заведомо совершают противоправные действия. Здесь уместно заметить, что в отличие от России, где значительная часть правозащитников стоит «на страже» прав и законных интересов нарушителей, в зарубежных странах огромное внимание уделяется созданию условий по обеспечению эффективной защиты законопослушных участников дорожного движения от противоправных посягательств .

В таких условиях заслуживают пристального внимания вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры не только водителей, а всех участников дорожного движения.

Одним из действенных способов по обеспечению дисциплины водителей, несмотря на небольшой период своего функционирования (чуть более четырех лет), являлась бальная система оценки нарушений Правил дорожного движения. К сожалению, в 1997 году бальная система была отменена. В настоящее время данная система оценки нарушений остается предметом научных дискуссий .

Спустя десять лет в 2007 году на законодательном уровне было принято решение о назначении административного наказания без составления протокола в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных с использованием транспортного средства и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи . Основная цель, которая преследовалась повсеместной установкой технических средств, была двоякой, во-первых, это неотвратимость ответственности и наказания за совершенное правонарушение, а во-вторых, профилактика нарушений Правил дорожного движения.

Согласимся, что в большинстве случаев приборы фото-, видео- фиксации нарушений Правил дорожного движения являются в определенной степени сдерживающим фактором и дисциплинируют водителей , ведь около 80 % всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей (превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, нарушения правил обгона и др.).

Однако не стоит забывать, что дисциплина поведения не терпит каких-либо шаблонов и всегда допускает некоторый «диапозон возможностей». Поэтому дисциплину необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Отдельного пристального внимания к себе требует невысокий уровень подготовки водителей в автошколах, так как главной проблемой, имеющей существенное влияние на процесс формирования дорожной дисциплины у начинающих водителей, является отсутствие в применяемых в учебном процессе программах аспектов, связанных с пассивной безопасностью или недостаточное количество часов, выделенных на их изучение.

На наш взгляд, необходимо ужесточать требования к надлежащей подготовке и переквалификации водителей, внося коррективы в программы обучения, отслеживая, выпускники какой автошколы чаще всего совершают дорожно-транспортные происшествия, используя эту информацию для контроля и проверки качества обучения. Стоит заметить, что во многом уровень культуры и уровень знания Правил дорожного движения коррелируют между собой.

Таким образом, обществом должна быть поставлена цель формирования не только грамотного и ответственного, но и дружелюбного транспортного поведения всех участников дорожного движения. Полагаем, что это возможно только при соблюдении тотального равенства прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения.

Культура, это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, отражающая человеческую субъективность и объективность. Культура - это своего рода результат воспитания и самовыражения.

В рамках деятельностного подхода, на наш взгляд, культура участников дорожного движения - это сознательная деятельность не только отдельных индивидов, включенных в процесс движения (водители, пешеходы, пассажиры транспортных средств), но и общественных институтов (организаций, учреждений, центров), направленная на целесообразное упорядочение общественных отношений в области дорожного движения.

С позиций этического подхода термин «культура» определяется как «совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений» .

Полагаем, что изложенные подходы к определению культуры участников дорожного движения позволяют выделить следующие ее культурно-содержательные составляющие: интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные, физические, профессиональные качества, совокупность которых позволяет решать проблемы человеческого фактора, возникающие в области дорожного движения с высокой степенью эффективности и стабильности.

К сожалению, о наличии всех составляющих у каждого субъекта, участвующего в процессе дорожного движения, на сегодняшний день говорить не приходится.

Стоит согласиться, что процесс развития культуры заключается в смене социо-культурных типов . Культура формируется и развивается в существующем культурном пространстве с учетом общенациональных принципов культуры, и в то же время обусловлена характером и качеством социальных отношений.

В динамично меняющемся мире на сегодняшний день вектор социальных отношений направлен в сторону бескультурья. Наблюдается низкий общий культурный кругозор, нравственный облик, зачастую далёк от общегуманистических нравственных идеалов.

Реакцией же государства на низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения и, как следствие возросшего числа нарушений в данной сфере, становится, как мы наблюдаем последние семь лет, устойчивая тенденция к усилению административно-правового принуждения. Но стоит заметить, что если на сегодняшний день мы говорим о каком-то продвижении культуры на дорогах, то просто добиться этого одними штрафами нереально.

В современных условиях, когда тенденция изменения общественных отношений и социальных ролей настолько стремительна, не стоит забывать, что отношения в области дорожного движения в каждом конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Именно поэтому к проблеме безопасности на дорогах необходимо привлекать внимание самых широких слоёв населения. Огромную роль в этом может сыграть информационная и пропагандистская работа.

В последнее время на ежегодной основе набирают популярность и проводятся всероссийские социальные кампании «Прогноз безопасности», «Пешеход, на переход!», «Движение без опасности», «Автокресло - детям!», «Пристегнись!» и др., пропагандирующие тему безопасности дорожного движения с помощью современных инструментов социального маркетинга. Кроме того, заслуживают внимания рекламные баннеры (наружная реклама), с различными слоганами, напоминающими о правилах дорожного движения или предостерегающих водителей от их нарушения, которые установлены на дорогах страны. Конечно это неоценимый вклад в профилактику безопасности дорожного движения. Однако, считаем, что этих мер недостаточно.

На наш взгляд, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. К сожалению, тема безопасности дорожного движения и уважительного отношения друг к другу на дороге не является рейтинговой для средств массовой информации.

В телевизионном сегменте медиарынка нашей страны экономически выгоднее осуществлять трансляцию маркетинговой рекламы, приносящей доход, нежели социальной рекламы по пропаганде безопасности дорожного движения. Однако, размер социально-экономического и демографического ущерба страны от дорожно-транспортных происшествий, несоизмерим с затратами на социальную рекламу безопасности дорожного движения.

Несомненно, в последнее время радует факт создания детских обучающе-познавательных радио и
телевизионных программ («Перекресток», «Дорожная азбука» и др.), широко используются интернет-ресурсы: всевозможные детские игры, различные тесты, компьютерные программы. Но вызывает сложность назвать хоть одну телевизионную передачу, где основам безопасности дорожного движения, если хотите «мирного сосуществования на дороге», и просто дорожной культуре и дисциплине, обучали взрослых. Конечно, всем известна телевизионная передача «Дорожные войны», сюжеты которой в ироничной форме показывают те «безобразия» и отсутствие не только грамотного поведения и культуры, но и подчас моральных устоев водителей и иных участников дорожного движения. Глупость и необразованность водителей лишь высмеивается, не подвергаясь даже критике.

Особенно это актуально становится, если коснуться деятельности, так называемых «профильных» средств массовой информации: журналы «За рулём», издательство «Транспорт», «Авторадио», которые отошли от вопросов безопасности дорожного движения, а занимаются рекламой авто новинок и раскручивают свой рейтинг с помощью обучения водителей общению с инспектором ГАИ, освещая вопросы, как уйти от ответственности .

Мы привыкли слышать: «Культура дорожного движения формируется годами, поэтому начинать воспитывать законопослушного участника дорожного движения нужно с рождения». А как же взрослые? Именно те, кто и является причиной высокой смертности, травматизма и аварийности на дорогах. Полагаем, что необходимо вносить изменения и дополнения в законодательство о средствах массовой информации, предусмотрев четкие ориентиры их деятельности (хотя бы государственных СМИ), и одним из обязательных направлений обозначить пропаганду безопасности дорожного движения.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения зависит, прежде всего, от повышения дисциплины и культуры на дорогах, а не только от качества дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения.

Для повышения безопасности дорожного движения недостаточно общего законодательного регулирования указанной сферы, ужесточения наказаний и штрафов. Всё общество для повышения эффективности системы обеспечения безопасности дорожного движения должно объединиться в позитивную дорожную коалицию. Для изменения общественного сознания по проблеме безопасности дорожного движения каждый из нас должен начинать с себя! Жёсткие требования необходимо предъявлять, прежде всего, себе, неся ответственность не только за свою жизнь, но и жизнь окружающих.

Безрассудное поведение на дороге, легкомысленное отношение к безопасности и к закону, агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения это те причины, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям и непоправимым в результате их совершения последствиям.

Таким образом, необходимо формировать у всех участников дорожного движения правосознание и создавать в обществе нетерпимость к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами именно на дорогах .

Библиография

.

Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России: htpp://www.gibdd.ru (дата обращения: 04 марта 2015 г.).

.
.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.29.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России.-2011.-С.138;

.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.28;

.

Борейко Ю.А. Проблемы укрепления транспортной дисциплины водителей на дорогах России // Труды Академии управления МВД России. – 2014.-№ 1 (29). – С.99-100.

.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4007.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России, 2011. С.144.

Приказ Министерства внутренних дел Республики Татарстан
от 28 января 2004 г. N 44
"О дальнейших мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий
и нарушений транспортной дисциплины в органах внутренних дел
Республики Татарстан"

Несмотря на проводимую работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий и укреплению транспортной дисциплины в органах внутренних дел Республики Татарстан, положение дел на местах по-прежнему продолжает вызывать серьезную озабоченность.
Так, в течение 2003 года с участием сотрудников органов внутренних дел республики произошло 221 дорожно-транспортное происшествие, из них 104 - на служебном автотранспорте. По вине сотрудников ОВД совершено 75 дорожно-транспортных происшествий, из них на служебном автотранспорте - 29. В 17 случаях сотрудники органов внутренних дел совершали ДТП, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий совершено сотрудниками УВД г.Казани, Московского РУВД г.Казани, УВД г.Набережные Челны, УВД г.Нижнекамска, Высокогорского и Мамадышского РОВД, а в разрезе служб - сотрудниками ППСМ, ГИБДД, БЭП и уголовного розыска.
Особую тревогу у руководства МВД республики вызывает рост числа фактов гибели сотрудников в дорожно-транспортных происшествиях с 16 в 2002 году до 20 человек в 2003 году. Кроме того, в истекшем году в ДТП с участием сотрудников ОВД республики погибло 8 и ранено 101 гражданское лицо.
Указанные факты свидетельствуют об игнорировании сотрудниками указаний и требований МВД Республики Татарстан о соблюдении дорожно-транспортной дисциплины, отсутствии со стороны руководящего состава целенаправленной воспитательной работы с подчиненными, недопонимании ими общественной негативности последствий высокой аварийности служебного автотранспорта ОВД, особенно связанной с гибелью и ранением сотрудников и гражданских лиц.
На основании вышеизложенного и в целях дальнейшего упорядочения и совершенствования работы с личным составом по укреплению дорожно-транспортной дисциплины приказываю:
1. Начальникам управлений и отделов МВД РТ, органов и подразделений внутренних дел Республики Татарстан считать проведение повседневной целенаправленной работы по укреплению транспортной дисциплины и недопущению дорожно-транспортных происшествий среди личного состава важнейшей частью управленческой деятельности.
2. Начальникам органов и подразделений внутренних дел в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий и укрепления транспортной дисциплины:
2.1. Планировать конкретные мероприятия по профилактике нарушений транспортной дисциплины, отражая их в соответствующих разделах Плана основных организационных мероприятий органа внутренних дел на каждое полугодие.
2.2. Ежеквартально рассматривать на оперативных совещаниях вопросы состояния транспортной дисциплины во вверенном подразделении.
2.3. Не реже двух раз в год организовывать сдачу сотрудниками, эксплуатирующими служебный автотранспорт, экзаменов на знание Правил дорожного движения в МРЭО ГИБДД.
2.4. Ежеквартально проводить собрания водительского состава и сотрудников, имеющих индивидуальный автомототранспорт, на которых информировать о состоянии дорожно-транспортной дисциплины, причинах ДТП и их последствиях, а также принимаемых к нарушителям мерах.
2.5. Сотрудников, задержанных за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, увольнять из органов внутренних дел в соответствии с Законом РФ "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Материалы на увольнение представлять в Управление кадров МВД РТ в течение 3-х дней.
2.6. Взять на особый контроль суточный пробег автотранспорта и использование установленных лимитов расхода горюче-смазочных материалов. В случае использования служебного транспорта в личных целях виновных привлекать к строгой дисциплинарной и материальной ответственности.
2.7. Организовать проведение с инспекторским составом подразделений ГИБДД занятий по обучению методике выявления нарушителей Правил дорожного движения среди сотрудников, акцентировав особое внимание на обязательном медицинском освидетельствовании сотрудников при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение.
2.8. Обучение водителей Правилам дорожного движения организовать отдельной учебной группой в системе служебной подготовки, уделяя особое внимание глубокому изучению и приобретению навыков эксплуатации транспортных средств в сложных дорожных и погодных условиях, для чего привлекать квалифицированных инструкторов и опытных сотрудников ГИБДД.
2.9. Обеспечить периодический действенный негласный контроль со стороны руководства ОВД за работой милиционеров-водителей на линии.
2.10. Возложить на дежурные части ОВД контроль за выездом и своевременным возвращением служебного транспорта.
2.11. Взять на контроль прохождение медицинского освидетельствования водителей перед выездом. Проводить ежедневные инструктажи водительского состава, оформить в местах проведения инструктажей фотостенды (при отсутствии технической возможности - фотоальбомы) под условным названием "Этого могло не случиться" с фотографиями ДТП.
2.12. Иметь постоянно обновляемые списки сотрудников, имеющих личный автотранспорт, или пользующихся им по доверенности. При проведении плановой воспитательной работы с данной категорией сотрудников особое внимание уделять соблюдению ими дорожно-транспортной дисциплины.
2.13. Лично рассматривать и утверждать результаты служебных проверок по всем фактам ДТП, грубого нарушения сотрудниками ПДД и выходу служебного транспорта из строя, принимать жесткие меры дисциплинарного воздействия к виновым лицам и их непосредственным руководителям, не обеспечившим проведение должной профилактической работы. Заключения служебных проверок и приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности представлять в Управление кадров МВД РТ в течение 3-х дней.
2.14. Каждый случай совершения дорожно-транспортного происшествия по вине сотрудников, а также факты грубого нарушения Правил дорожного движения обязательно выносить на обсуждение общественных формирований либо рассмотрение аттестационно-кадровой комиссией ОВД.
2.15. Ввести в практику обязательное поощрение водительского состава по итогам календарного года за безаварийную эксплуатацию служебного автотранспорта и неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения .
3. В целях улучшения организации контроля за эксплуатацией и использованием автотранспорта в структурных подразделениях аппарата МВД РТ, органах и подразделениях внутренних дел Республики Татарстан запретить:
3.1. Использование служебного автотранспорта в личных целях и во внеслужебное время.
3.2. Парковку служебного автотранспорта горрайорганов не на территории дислокации подразделения (для аппарата МВД РТ - вне АТХ МВД РТ) без соответствующего письменного разрешения руководства МВД РТ.
3.3. Управление служебным автотранспортом:
- сотрудниками любого руководящего ранга без водительских прав и без соответствующей категории допуска;
- сотрудниками, включенными в "группу риска" и склонными к злоупотреблению спиртными напитками;
- со специальной цветографической окраской водителями-сотрудниками в гражданской одежде.
3.4. Следование сотрудников в служебные командировки на попутном и личном транспорте, кроме случаев крайней необходимости или невозможности использовать служебный либо общественный транспорт.
4. Управлению кадров МВД РТ (Зиннурову Ф.К.):
4.1. Ежеквартально анализировать состояние транспортной дисциплины в горрайорганах внутренних дел республики и службах министерства. По результатам анализа направлять соответствующие обзоры с указанием основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий и дальнейших мер по их недопущению.
4.2. Исключить восстановление на службу в органах внутренних дел сотрудников, ранее допускавших грубые нарушения транспортной дисциплины.
4.3. Продолжить практику заслушивания руководителей подразделений, где создана либо намечается неблагоприятная обстановка с соблюдением сотрудниками транспортной дисциплины. В особых случаях заслушивание проводить на заседании центральной аттестационной комиссии МВД Республики Татарстан.
4.4. Обеспечить проверку сотрудниками Управления кадров МВД РТ в период плановых служебных командировок своевременного и качественного исполнения на местах требований данного приказа.
5. Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Минниханову Р.Н.), Управлению материально-технического и хозяйственного обеспечения (Фарвазову Р.Г.), Управлению кадров МВД РТ (Зиннурову Ф.К.) в периоды сезонного ухудшения дорожных условий, но не реже двух раз в год проводить месячники безопасности дорожного движения в органах и подразделениях внутренних дел республики, в ходе которых:
5.1. Проводить внезапные проверки состояния транспортной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел согласно разработанным графикам и планам-заданиям.
5.2. Требовать от руководства подразделений незамедлительного и исчерпывающего принятия всего комплекса мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий, предусмотренных данным приказом.
5.3. Ограничивать до минимума целевые выезды сотрудников в плановые командировки на служебном автотранспорте, используя для этих целей общественный транспорт междугороднего сообщения.
5.4. Рекомендовать сотрудникам воздержаться от поездок на личном транспорте в данный период.
6. Возложить на руководителей структурных подразделений органов внутренних дел РТ и аппарата министерства персональную ответственность за состояние транспортной дисциплины в подчиненных службах, а также за действенность мер по предотвращению фактов чрезвычайных происшествий, связанных с эксплуатацией автотранспорта. Привлекать к дисциплинарной ответственности непосредственных начальников служб, чьи подчиненные допустили грубые нарушения транспортной дисциплины с тяжелыми последствиями, в исключительных случаях вплоть до освобождения от занимаемой должности.
7. Признать утратившим силу приказ МВД РТ от 3 сентября 1999 года N 420 "О неудовлетворительном состоянии транспортной дисциплины среди личного состава органов и подразделений внутренних дел Республики Татарстан". Указания МВД РТ и отдельных подразделений аппарата Министерства, регламентирующие организацию работы по профилактике транспортной дисциплины, применять в части, не противоречащей данному приказу.
8. Контроль за выполнением данного приказа по курируемым направлениям возложить на заместителей министра внутренних дел Республики Татарстан (А.В.Вайда, Д.Р.Динниулов).
9. Приказ объявить всему личному составу органов и подразделений МВД РТ.