Объектом защиты принципа нерушимости государственных границ являются. Принцип неприкосновенности государственной границы

Уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права , юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим принципом международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права , имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим принципом международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

После окончания Второй мировой войны не все политические силы в Западной Европе были довольны территориальным устройством Старого мира. Реализация притязаний радикальных политиков о пересмотре послевоенных границ могла бы привести к трагическим последствиям для судьбы мира.

С целью устранения каких-либо правовых оснований для подобных претензий в договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. была закреплена норма о признании нерушимости границ всех государств в Европе (ст. 3). Подобная норма вошла в текст последующих договоров, заключенных ФРГ с ПНР, ГДР и ЧССР в 1970-1971 гг.

Одной из главных целей созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в Хельсинки было закрепление принципа нерушимости границ. В ст. ПИ Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ от 1 августа 1975 г. провозглашается: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника"1.

Таким образом, 35 государств - участниц ОБСЕ юридически признали линии прохождения границ между ними и всеми государствами в Европе; взяли обязательство не совершать любые покушения на эти границы; отказались от каких-либо территориальных претензий друг к другу.

Итак, принцип нерушимости границ тесно связан с принципом территориальной целостности государств. Посягая на государственную границу, государство также оказывает и покушение на территориальную целостность другого государства. Поэтому соблюдение принципа нерушимости границ одновременно укреплять и территориальную целостность государств.

Есть также сходство между этим принципом и принципом неприкосновенности государственных границ. Последний означает уважение и ненарушение конкретной линии границы любого государства, проложенной на местности. Недопустимо в одностороннем порядке переносить пограничные столбы и знаки, обозначающие линию государственной границы, пересекать ЕЕ вне установленных мест и с нарушением существующих правил. Этот принцип также включает право осуществлять контроль со стороны государства за пересечением ее границ физическими лицами и транспортными средствами. Однако принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются сферой применения: первый является региональным, второй - универсальным.

Наличие указанных принципов вовсе не означает, что границы являются чем-то застывшим и несклонных к любым изменениям. Государства имеют право изменять и линию границы между ними, обмениваться определенными участками территории и передавать участок своей территории, как правило, на возмездных началах, другому государству (цессия). В то же время все эти операции должны осуществляться по взаимному согласию и на основе международного права. При этом недопустимы односторонние действия, тем более с применением силы.

Принцип территориальной целостности

Цель этого основного принципа международного права - обеспечение стабильности международной системы, поскольку ничто так не дестабилизировало международные отношения, как посягательство на территориальную целостность государств. Учитывая это, в п. 4 ст. 2 Устава ООН закреплено положение о запрете использовать силу или угрозу силой "против территориальной неприкосновенности государств". Декларация о принципах международного права 1970 г. развивает это положение и устанавливает, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, что является результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными". Аналогичные положения содержатся в ст. IV Декларации принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ.

Согласно принципу нерушимости государственных границ, мировые державы и небольшие образования должны уважать независимость всех государств. Карты показывают линии разграничения между странами. Что означает принадлежность каждому субъекту воздушного пространства, сухопутных и водных территорий, отражает их суверенитет. Безопасность стран основана на неприкосновенности. Принцип нерушимости государственных границ был впервые заложен в международных договорах в 1970 году между Польшей, Чехословакией, двумя Германиями, разными по политическому и идеологическому устройству. Положения, утвержденные в соглашениях, стали нормами в международном праве и юридически обязательными.

Общий порядок

Для обозначения защиты территориальной целостности установлены пограничные знаки, созданы вооруженные посты. Принцип нерушимости государственных границ действует вне зависимости от существования соглашения с конкретным государством о мире и сотрудничестве. Недопустимо проникновение на чужую территорию с целью захвата, перемещение линий по своему усмотрению, любые незаконные намерения. Специальные службы контролируют пересечение границ транспортом и людьми. Конкретные формулировки о принципах нерушимости государственных границ передает

Заключительный акт, его создали на всеобщем Совещании европейских государств в 1975 году. Там обсуждалась безопасность и сотрудничество стран. В этом документе участники обещали друг другу признавать границы и не допускать посягательств на них.

По каким вопросам пришли к согласию?

Главы государств, подписавшие документ, должны:

  • отказаться от территориальных притязаний;
  • не выставлять требования на владение чужими землями или водными пространствами;
  • не пересекать линии разграничения незаконными, узурпированными способами.

Принцип нерушимости государственных границ в международном праве с момента подписания участниками СБСЕ акта стал юридически обязательной правовой нормой, которую невозможно аннулировать. Международным признанием видов сложившихся границ внесена равнозначность с соглашениями между странами.

Универсальная доктрина

Международное право построено на основополагающих принципах и нормативах, которые содержат межгосударственные договоры. В основную доктрину включены универсальные положения, на них должны быть основаны отношения между государствами:

  • исключены угрозы на силовое применение;
  • споры должны разрешаться мирными способами;
  • отсутствие вмешательств во внутренние дела стран;
  • сотрудничество на основе обязательств друг перед другом;
  • народное равноправие и самоопределение;
  • суверенитет и равенство;
  • принцип нерушимости и неприкосновенности государственных границ;
  • территориальная целостность;
  • уважение к правам и свободам.

При этом ООН не исключает применения странами вооруженных сил для собственной защиты, если произойдет пересечение их границ с использованием военизированного нападения. Запрещено применять оружие в ответ на экономические санкции.

Историческая данность

Принцип нерушимости государственных границ получил закрепление в международном праве, где запрещено изменять линии разграничения силовыми методами. В правовых актах нет ограничений в мирных новообразованиях, если необходимо отделение региона или области. Главы государств могут сесть за стол переговоров и урегулировать территориальные споры. Исторические факты передают, что границы не раз изменялись разным образом:

  • завоеванием, когда более сильная страна отбирала у слабого субъекта часть земель или полностью подчиняла под свои требования и условия;
  • реализацией - монарх продавал свою или покупал территорию соседа;
  • обменом - правители договаривались, в договоре закреплялось дальнейшее право на распоряжение определенными регионами;
  • передачей в залог;
  • наследованием - государственную землю делили между правопреемниками;
  • объединением - путем заключения выгодных браков.

Сейчас изменились правовые положения и взаимоотношения между народами.

Правомерный способ изменения границ

Современный закон о нерушимости государственных границ в международном праве признает изменения в следующих случаях:

  • проведена торговая сделка, когда территория продана;
  • передается часть суши или водного пространства за компенсацию или привилегию;
  • государства проводят обмен областями, передают друг другу равноценные участки;
  • восстанавливаются исторические права, возвращаются отторгнутые в войнах земли.

К историческому вопросу политики относятся осторожно. Если рассматривать проблему на последних поколениях, еще можно прийти к единому консенсусу, правда, с большим трудом. Когда правители начнут выдвигать претензии за тысячелетний период может образоваться хаос с бесчисленными конфликтами. Где каждый будет вести поиск выгодных для себя моментов. Восстановлением исторических прав должны заниматься международные судебные органы.

Что означает неприкосновенность?

Нерушимость государственных границ невозможна без соблюдения их неприкосновенности. Под нерушимостью следует понимать:

  • устойчивость;
  • непоколебимость;
  • надежность;
  • неприкосновенность.

Государства обязаны соблюдать линии границ, а пересечение возможно только по соответствующему разрешению. Территориальная целостность не может быть нарушена силой и военной угрозой. Если произошло присоединение регионов таким способом, они не считаются законными. Гаагская конвенция содержит полный перечень мирных средств по разрешению территориальных споров, но там нет и запретов на военные методы. Поэтому к мирному урегулированию обращается европейская Декларация и Устав ООН в статье 2.

Как порядок регламентирует отношения?

Принцип нерушимости государственных границ означает, что государство находится под защитой:

  • военной мощи;
  • дипломатического аппарата;
  • политических союзнических договоров.

Возникновение основополагающих утверждений произошло, чтобы регламентировать отношения между странами и установить пограничную:

  • делимитацию;
  • демаркацию;
  • ректификацию.

Нерушимость линий между странами стала необходимой для снижения межграничных конфликтов и укрепления государственной суверенности. Подобные принципы сохранить можно с помощью:

  • двусторонних договоренностей;
  • универсальных уставов;
  • политических образований в регионах.

Документальным подтверждением государства обязаны воздержаться от попыток прямого или косвенного нанесения территориального ущерба. Осуждается поддержка стран нарушителей и их пособников.

Какие обязанности возлагает на страны закон?

Каждое государство имеет свое право:

  • требовать абсолютную непоколебимость границ;
  • изменять линии соприкосновения по согласованию;
  • определять порядок пересечения;
  • устанавливать или снимать ограничения.

Страны обязаны:

  • неукоснительно соблюдать территориальность;
  • не нарушать разделение демаркационных линий, сюда входит и примирительное, временное разграничение;
  • разрешать конфликты мирной договоренностью;
  • не содействовать нарушителям принципов.

Устав ООН в статьях 39-47 гласит, что неправомерное пересечение границ является международным преступлением. За это предусмотрена жесткость ответных мер:

  • вооруженная защита;
  • санкции чрезвычайного характера;
  • ограничение суверенности для виновника конфликта.

Каждый государственный субъект обязан:

  • уважать международное правотворчество;
  • признавать приоритетность обязательств международных перед национальными правами;
  • приводить национальное законодательство в соответствии с международными актами.

Каждое положение как во внутреннем судопроизводстве, так и во внешних отношениях заканчивается стремлением мирно разрешить любой сложности территориальный спор. В качестве механизмов урегулирования конфликта приветствуется обращение:

  • к третейским арбитражным судам;
  • взаимным консультативным переговорам.

Согласно законодательным международным нормам, неприемлемо вооруженное нападение на страну со стороны отдельных субъектов. Даже если они оправдывают пересечение границ гуманитарной интервенцией, позитивного результата подобные действия не принесут, будут осуждены в международном сообществе. По крайней мере такая миссия уготована международному праву, там не должно быть предвзятого отношения, где одной из сторон заведомо дан приоритет и оправдываются все нарушения.

3 2 Проблема изменения государственных границ в международном публичном праве

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств -границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

В разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодинаковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавали территорию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследниками либо объединяли территории при династических браках. Например, английский король Карл П в 1664 г., женившись на португальской принцессе, получил в приданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за 60 млн. франков продал QUA Луизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн. 200 тыс. долларов продал QUA Аляску и т. д .

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы.

Сделка о продаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила нашей стране территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн. финских марок.

Компенсация за передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнуто соглашение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя.

Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. - с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904-1905 гг.

Вместе с тем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться очень осторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительно недавно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начать пересматривать всю историю за тысячелетия, выбирая удобный или выгодный тому или иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу и бесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должно производиться не в одностороннем порядке по желанию того или иного государства, а на основе международного договора либо решения международного судебного органа

В этой связи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта и присоединения его в качестве своей провинции на основании восстановления исторических прав.

Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию. Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии с Потсдамским соглашением была отторгнута территория Восточной Пруссии, которая была разделена между СССР и Польшей. На том же основании - в порядке наказания за агрессию - Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова.


Заключение

Таким образом, принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой.

Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее.

В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности (территориальной целостности) государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает: обязанность государств соблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности; право государств не допускать пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правил.

В заключении необходимо подчеркнуть, что различия данных принципов заключаются в следующем: принцип нерушимости границ территориально распространяется на государства - участники Заключительного акта СБСЕ (страд Европы, США, Канада), принцип неприкосновенности государственных границ - традиционный принцип международного публичного права универсален и распространяется на все государства Что касается принципа территориальной целостности, то его наименование не устоялось в международной практике и его упоминают еще как принцип территориальной неприкосновенности.

Принцип территориальное целостности означает обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности государства. Территориальная целостность единство территории, на которую распространяется суверенитет государства Любые территориальные приобретения не должны считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.


Список использованной литературы

I. Нормативные акты

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

5. Договор о Европейском союзе 1992 г.

6. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.

П. Научная литература

8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права М., 2006.

9. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 2007.

10.Бабурин С.Н Территория государства Правовые и геополитические проблемы. М., 2007.

11.Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 2006.

12.12.Вельяминов Г.М. Международная правосубьектность // Советский ежегодник международного права - М., 2006.

13.Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2006. № 1.

14.Клименко Б.М., Ушаков М. А. Нерушимость границ - условия международного мира М, 2006.

15.Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 2007.

16.Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 2006.

17.Курис П. Международные правонарушения и ответственность государств. Вильнюс, 2005.

18.Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 2006.

19.Лукашук И..И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2007.

20.Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2006. - № 5.

21.Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права Теоретические проблемы. Казань, 2006.

22.Мовчан А.Л. Международный правопорядок. М., 2007.

23.Талалаев А.Л. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2005.

24.Талалаев А.Л. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,2006.