В чем разница между правами и свободами. Чем отличаются права от свобод

Право на охрану здоровья

Реальное осуществление этого права разительно отличается, в частности, в зависимости от системы здравоохранения.

В странах с государственной медициной (социалистические страны, Великобритания, Дания, Италия) расходы на лечение оплачивает государство из бюджета. Число этих стран невелико.

В странах со страховой медициной (Германия, Франция, Польша) создается общегосударственный фонд здравоохранения. Средства в него вносят: государство из бюджета (70-80% фонда), работодатели и работники (медицинская страховка в Германии – 6,5% от заработка).

В странах с либеральной системой медицины (США и др.) пациент сам оплачивает медицинские услуги и лекарства. В то же время в этих странах есть муниципальные лечебные учреждения для малоимущих.

Конституции ряда стран принятые во второй половине ХХ века содержат нормы о праве работников на участие в управлении предприятиями . Согласно этим нормам действуют рабочие, производственные, иные советы, члены которых частично избираются работниками, другая часть назначается работодателями. Создаются они для решения социальных вопросов и не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность.

В развитых странах обязательным и бесплатным является девяти и одиннадцатилетнее образование;

В постсоциалистических странах – как правило, восьми-девятилетнее.

В развивающихся – обязательным и бесплатным является только начальное образование.

Свобода образования – означает право получать образование на усмотрение лица: в государственном, муниципальном, частных, церковных школах.

Высшее образование согласно конституции и законодательству об образовании может быть государственным и частным. В некоторых странах существует бесплатное высшее образование. Государственное высшее образование осуществляется и за плату.

Законодательство многих стран запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы.

Конституции социалистических стран, как правило, устанавливают, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.

Право на социальное обеспечение содержится в конституциях многих стран и предполагает пенсионное обеспечение по возрасту и стажу работы и социальные пенсии для инвалидов.

Трудовые пенсии выплачиваются государством при достижении возраста у мужчин 60-65 лет, у женщин 55-60 лет и наличии трудового стажа 25-30 лет у мужчин и 20-25 лет у женщин. В отдельных странах эти критерии могут быть и выше.

Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный фонд, состоящий из средств государственного бюджета, отчислений работодателей и самих работников. Кроме государственных пенсий, некоторым категориям работников выплачиваются муниципальные пенсии или доплаты к государственным пенсиям.

Законодательство отдельных стран содержит норму, согласно которой разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть более чем 2 раза (Швейцария).

К. РФ рассматривает человека, его ПиС в качестве высшей ценности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» ст. 2.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью — фундамент. норма к. строя РФ,

К. Рф не базируется на классовом подходе

В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило выражение в том, что на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».

Предшествующие конституции не использовали в правовом аспекте понятие «права человека», закрепляя основные права и обязанности за гражданами, за трудящимися.

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция РФ, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы и человека, и гражданина.

Понятие «права человека» подчеркивает принадлежность их каждому от рождения, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Как отмечается в абз. 1 преамбулы Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. ПиС человека –п.2ст17, право на жизнь –ст.20и т.п.(ст.22 свобода и неприкосн.)

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека

К личным правам обычно относят:

Право на жизнь (ч.1 ст.20)

Право на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22)

Право на достоинство личности (ч.1 ст.21)

Право на неприкосновенность частной жизни (ч.1 ст.23)

Право на неприкосновенность жилища (ст.25)

Право на национальную и культурную самоидентификацию (ч.1 ст.26)

Свобода совести и свобода мысли (ст.28)

Свобода передвижения и выбора местожительства (ч.1 ст.27);

Свобода выбора национальности и языка общения (ст. 26)

Право на судебную защиту (ч.1 ст.47)

Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную) (ст.28)

Право собственности (ст.35)

Вопрос № 28 Политические права и свободы граждан РФ: общая характеристика

Понятие «права гражданина» исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет права и свободы человека именно в данном качестве.

В конкретном перечне прав и свобод в К. РФ эти понятия в значительной части совпадают. В большинстве статей ПиС адресуются каждому, в некоторых — гражданину. Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

К политическим правам, как правило, причисляются:

Свобода слова (свобода информации) (ч.1 ст.29)

Право на гражданство

Право на объединение (свобода союзов) (ч.1 ст.30)

Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия) (ст.31)

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе (ч.1, ч.4 ст.32)

Право на участие в отправлении правосудия (ч.5 ст.32)

Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)(ст.33)

Свобода средств массовой информации (ч.5 ст.29)

Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным) (ч.2 ст.32)

1. Термин свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчи­вая конкретного его результата: «каждому гарантируется сво­бода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28); «каждому га­рантируется свобода мысли и слова» (ст. 29); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37). При наличии юридически признанной свободы количество вариантов по­ведения возрастает. Например, свобода мысли и слова может реализоваться в самых различных действиях; гражданин может высказывать свои мысли и письменно, и устно в самых различных формах и ситуациях; свобода предпринимательст­ва проявляется в разных его видах.

В отли­чие от этого термин «право» определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управле­нии делами государства, право избирать и быть избранным). Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может ис­пользовать или не использовать свое право

2. Право гражданина постольку является его правом, по­скольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) со­ответствующего государства. Закон является непосредствен­ной основой права. Между тем свобода личности может су­ществовать и без государства и права. Она не вытекает из закона.

3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию. Ес­ли же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы.

4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование огра­ничения свободы, вытекающее из закона.

Гражданин – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством.

Максимальным объемом прав и свобод на территории государства обладают его граждане.

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя­занностей и ответственности. Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. РФ о гражданстве 2001 г.

Государство, гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин» обязан соблюдать законы другие предписания госу­дарства и выполнять установленные им обязанности.

Права человека и гражданина. Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара­ции прав человека, в Международном пакте о гражданских и по­литических правах и др.

Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей си­лой выступают его индивидуальные интересы. Реализация та­кого интереса осуществляется в гражданском обществе, осно­ванном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принад­лежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государ­ством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе — есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

Гражданское общество — это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей — общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами — моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Еще по теме 94. Какая разница между правом человека и его свободой?:

  1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
  2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Л.С. Соловьёва

Права человека – величайшее достижение цивилизации, ведь именно благодаря им ценность личности была закреплена юридическим образом. Свободы открывают простор для деятельности и принятия решений. Понимание отличий данных категорий необходимо начинающим юристам и правозащитникам, которые хотят глубже разобраться в предмете своей деятельности.

Определение

Права – это неотъемлемая, установленная законом возможность осуществлять активное либо пассивное действие, направленное на реализацию интересов (жить, работать, пользоваться услугами здравоохранения, учиться). Большая часть прав принадлежит человеку уже в силу его рождения, а некоторые (избирательное) приобретаются в силу наличия гражданства и при достижении определённого возраста.

Свободы – это закреплённая законодательным актом возможность человека совершить какое-либо активное действие (исповедание религии, объединение в ассоциации, критика власти). Предусматривается конкретный механизм реализации свободы, а также ответственность за её незаконное ограничение. При этом права и свободы могут быть ограничены, но лишь по решению суда или при наличии экстренных обстоятельств.

Сравнение

Права и свободы – понятия если не идентичные, то очень близкие. Они обозначают субъективную возможность человека совершать какое-либо действие, не находящееся под запретом в государстве. Право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательской деятельности, право на достойные условия труда – в виде свободы ассоциации.

Однако есть и несколько небольших отличий. Во-первых, право предполагает наличие возможностей и механизма по их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Во-вторых, свобода даёт личности автономию. Это касается вопросов выбора религии либо отказа от неё, передвижения, выбора места жительства. Право изначально лежит в определённых рамках, что обусловлено его природой.

Выводы сайт

  1. Содержание. Право – это возможность, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено.
  2. Ограничение. Свободе соответствует отсутствие ограничений, а праву – наличие возможностей.
  3. Автономия личности. Свобода предполагает широкий простор для деятельности и принятия решений.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю — только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего -рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право. «, «никто не может быть лишен. «, «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т. е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Чем отличаются права от свобод. Политические права и свободы. В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку. Различие между «правом»и «свободой

Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно трудно. Из общей теории права нам известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе.

Примечательно, например, что согласно ч. 1 ст. 11 германского Основного закона «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах всей федеральной территории», а согласно ч. 2 «это право может ограничиваться лишь законом или на основе закона. » (курсив наш. – Авт.). Следовательно, в данном случае свободу германский законодатель понимает как право.

Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говорится о праве свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. Например, согласно части первой ст. 21 Конституции Итальянской Республики 1947 года «все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей». А Конституция Союзной Республики Югославии 1992 года содержит норму, управомочивающую лицо не сообщать свою национальность (часть вторая ст. 45).

Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом по природе вещей должны выступать государственные (в некоторых случаях также негосударственные) учреждения здравоохранения либо определенные практикующие медики. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному нарушителю свободы.

Скажем, если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему публично говорить то, что хочет.

Изложенное различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях. Например, если провозглашена свобода преподавания (академическая свобода), то очевидно, что данная свобода преподавателя, работающего в учебном заведении, непременно предполагает наличие обязанного субъекта – администрации или попечителя учебного заведения, которые прежде всего обязаны уважать и гарантировать данную свободу, но которые прежде всего и могут оказаться нарушителями свободы.

Интересно характеризует соотношение свободы и субъективного права проф. М.В. Баглай: «. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы»*. Можно к этому добавить, что в странах англосаксонской правовой системы законодатель в конституциях обычно не прибегает к формулированию позитивных субъективных прав или прибегает к этому в ограниченной мере, предпочитая гарантировать свободы. Типичный пример дают многие поправки к Конституции США 1787 года.

* Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М.: Норма – Инфра. М, 1999. С. 84.

Еще по теме 3. Права и свободы:

  1. Права, свободы человека и права, свободы гражданина: общее и особенное
  2. Тема 18 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО РФ

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право — важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Впервые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 года (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента — это право гражданина. А религия, которую человек выбирает только в соответствии со своей совестью, — это право человека. Четко закрепила 2 вида прав (права человека и права гражданина) французская Декларация 1789 года.

Во Всеобщей декларации прав человека в преамбуле и ст. 2 говорится о правах и свободах . Главный документ Европы по правам человека имеет название Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод.

В ст. 2 Конституции Республике Беларусь и ряде других статей также говорится о правах и свободах человека.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.

В литературе высказано мнение, согласно которому права человека носят двойственный характер, они соединяют в себе как субъективные права личности, так и международные морально-правовые стандарты. Права человека, содержащиеся в международных документах, но не вошедшие в национальную систему права, не являются субъективными правами граждан конкретного государства. Вместе с тем субъективные права, не носящие всеобщего характера (например, права должностных лиц), не выступают как права человека.

В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право — это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. В основе субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности, которая предполагает:

Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д.

С юридической тоски зрения права и свободы идентичны и должны быть в одинаковой мере гарантированны государством. Различия заключаются в способе реализации прав и свобод и степени участия самой личности и государства в этом процессе. Принято считать, что свободы реализуются гражданами самостоятельно помимо государства, которое не должно вмешиваться в процесс их реализации. При реализации свобод у человека есть широкие возможности индивидуального выбора, не связанного с его конкретным результатом. То, что требуется от государства — это стать гарантом свобод, не понуждая личность к обязательному пользованию ими. Примером может служить ст. 33 Конституции Республики Беларусь, где указано: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение» . Это не означает, что каждый человек обязательно должен иметь свое мнение по любому вопросу, тем более должен его публично выражать. В этой же статье содержится норма, подтверждающая общее правило пользования свободами: «Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них» .

В отличие от свобод термин «право» определяет конкретное действия человека по использованию определенных общественных благ в собственных интересах, которые создаются в первую очередь государством. Примером может служить ст. 49 Конституции Республики Беларусь, где указано: «Каждый имеет права на образование» . Поскольку право на образование предполагает доступность для человека учреждений образования, то далее в этой статье говориться: «Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования» .

Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы — это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.

Свобода — это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:

· права и свободы человека;

Права человека — это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет, где бы он ни находился.

· права и свободы гражданина.

Права гражданина — совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан.

Объем прав будет зависеть от того, является ли человек гражданином государства либо нет. До тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, права личности будут определяться двумя группами прав — правами человека и правами гражданина. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. В противоположность им права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств, властью, законом. Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего ему государство гарантирует (может гарантировать такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства (избирательные права, право занимать высшие государственные должности, свобода митингов, собраний, передвижения и т.д.). Права человека шире прав гражданина, поскольку они над национальны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует не гражданам. В этом плане различие прав и свобод человека и гражданина имеет гораздо большее практическое значение. Это различие основано на разном правовом статусе гражданства этого государства, т.е. иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на его территории. Иностранцы и лица без гражданства имеют большинство прав и свобод и могут ими пользоваться на территории государства пребывания. В Конституциях и международных актах по правам человека, в случае, когда говорится о правах человека, без различия государственной принадлежности, применяется термин «каждый» (как вариант «никто»). К примеру: «Каждый имеет право на свободу объединений» , «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» . В случае, когда речь идет о правах, которые не предоставляются иностранцам и лицам без гражданства, это ограничение фиксируется словом «граждане». К примеру, в ст. 37 Конституции Республики Беларусь говорится: «Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей» . Безусловно, что права и свободы граждан будут всегда шире, чем права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Существует мнение, что права человека — это так называемые позитивные права, а свободы — негативные права. То есть право предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода — это налагаемые на власть запреты вмешиваться в ту или иную сферу жизни человека. Таким образом, право — это обязанность власти что-то сделать, свобода — это запрет ей действовать в какой-либо сфере.

В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право — это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

· возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

· возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

· возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

· возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Тем не менее, следует иметь в виду, что язык и формулировки норм не всегда точно передают смысл выделенных позитивных и негативных прав. Поэтому зачастую разграничение между правами и свободами провести трудно. Так, закрепленное в ст. 31 Конституции Республики Беларусь право самостоятельно определять свое отношение к религии означает запрет вмешательства в вопросы вероисповедания, т.е. свободу религиозных убеждений. А в ст. 36 в формулировке «Каждый имеет право на свободу объединений» право и свобода вообще объединены.

Кроме того, в основе каждого права лежит свобода человека в его решении, пользоваться этим правом либо нет. Таким образом, различие в терминологии является скорее традиционным и не влияет на юридическую значимость и гарантированность прав человека.

Итак, различия между правами человека и правами гражданина имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, — естественные неотчуждаемые права, принадлежащие всем и каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.

Однако следует знать, что права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя отождествлять с произволом, выражающимся иногда в обывательском выражении «что хочу, то и ворочу».

Права и свободы человека ограничены:

· во-первых, объемом его знаний об объективной действительности, о законах развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизнедеятельности общества;

· во-вторых, материальными возможностями данного государства. Естественно, что права человека могут быть полнее реализованы в странах, которые имеют более высокий уровень экономического, социального и культурного развития, чем в странах соответственно с низким уровнем развития;

· в-третьих, права и свободы каждого человека ограничены интересами, потребностями и устремлениями существующих рядом с ним людей. Посягательство со стороны одного человека на ценности другого человека приводит к нарушению прав этого человека, к конфликтам, борьбе и напряженности в обществе.

Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков. Права человека являются правами члена человеческого общества, права гражданина — это права государственно-политической личности.

Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы — это те же права.

Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода — это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», — признает Всеобщая декларация прав человека.

Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) — государство», то различия выразятся в следующем.

Свободы человека — сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.

Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной — это мои свободы, это мой выбор.

Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)

Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, «Белое братство» на Украине, «Аум Синрикё» в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.

Права человека — это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.

Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.

Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.

Ограничения прав и свобод

Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.

Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:

Для обеспечения безопасности граждан,

  • основ конституционного строя
  • нравственности
  • здоровья
  • прав и законных интересов других лиц

Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, — относительные права.

Различие между «правом»и «свободой». Свободы человека — это область деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться -очерчивается с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению -государство должно воздержаться от интервенции в свободы человека и обязано обеспечить защиту границ этих свобод от вмешательства других лиц. Права человека -установленные и гарантируемые государством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере -не предлагается возможности выбора, варианте действия внутри данного права, им можно либо воспользоваться и реализовать его, либо не реализовывать -государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной законом области.

Картинка 3 из презентации «Права и свободы» к урокам права на тему «Свобода»

Свобода

«Декларация прав человека» — 3. Словарь урока. МЕЖДУНАРОРДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. Далее можно знакомиться с сокращённым вариантом документа. Общечеловеческие правовые документы. Отвечать на вопросы “да” или “нет”. Экономические, культурные и социальные права (права второго поколения). Слово “презумпция” означает предположение, основанное на вероятности.

«Права и свободы граждан» — Тема: Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12декабря 1993 года.

«Гражданин России» — Глава 2. Охранять памятники культуры. Государство. Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. Вопросы для обсуждения игры: Почему необходимо согласие между людьми? Какого человека мы назовем гражданином? Гарант Конституции России. Права и свободы. Политические Гражданские Социальные Экономические Культурные.

«Права и свободы» — 4.4.Оценка эффективности процедуры реализации и защиты соответствующего права человека проектом. Основополагающие принципы обеспечения защиты прав человека (продолжение). Права человека. Для чего необходимы стандарты? Стандарты защиты прав человека. Международные стандарты. Этап 2. Анализ законодательства в охватываемом экспертизой круге прав.

«Права и обязанности человека» — Ст. 59. Что мы хотим узнать? Государство обязано. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гарантировать права человека. Права. Права человека. План урока. Неотчуждаемые. Потребности человека. Сопоставьте. Всеобщие. Конституция РФ – документ, закрепляющий права человека. Культурные.

2 Вопрос. Права человека: понятие, структура

Права и свободы человека являются самыми важными среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в демократических обществах.

Права человека, их генезис, назначение — одна из «веч­ных» проблем общественно-культурного развития всего челове­чества, постоянно находившаяся в центре внимания политиче­ской, правовой, философской, этической и религиозной мысли. Права человека – сложное и многомерное явление, в значитель­ной мере связанное с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека.

В своем современном виде область знаний, относящаяся к правам человека, возникла после второй мировой войны, но ее истоки четко прослеживаются уже в эпоху древности, средневе­ковья и особенно в эпоху Просвещения.

Концепции прав человека базируется на трех основных положениях:

Каждая власть ограничена.

Каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть.

Каждый человек, защищая свои права, может предъявить претензии к государству.

Прежде чем перейти к анализу конкретных прав и сво­бод человека, необходимо определить смысл основных понятий, применяемых в этой области. И поэтому, не пытаясь предло­жить общепринятые дефиниции (впрочем, таковых и нет), по­стараемся разобраться в некоторых из них.

В самом общем виде права человека могут быть опреде­лены как права, присущие людям от рождения и без которых они не могут жить как человеческие существа. Права человека формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функциони­рования не только индивида и общества, но и государства в це­лом. Права человека основаны на стремлении человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность ка­ждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой со стороны государства. Понятие врожденного челове­ческого достоинства является основным для концепции прав человека. Оно вытекает из самой сути человечества, оно прису­ще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и взрослому человеку. Достоинство есть прежде всего нравствен­ная самооценка человеком самого себя, своего места и значения в обществе, а также признание обществом его социальной цен­ности, уникальности и неповторимости.

Достоинство человека — источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возмож­ность самораскрыться и самореализоваться как личности.

В определении сущности и содержании прав человека можно выделить различные правовые доктрины и точки зрения.

Учение естественного права утверждает, что права чело­века являются прирожденными, неотъемлемыми и неотчуждае­мыми. Поскольку в их основе лежит сама природа человека, они не дарованы человеку ни богом, ни государством и не зависят от государственного усмотрения и произвола, постольку человек никому не обязан за свои права. Поэтому они получили назва­ние естественные права человека.

Целью естественно-правовой доктрины является огра­ничение притязаний государства по своему усмотрению опреде­лять объем прав и свобод человека, без учета необходимого для нормальной жизнедеятельности индивида набора прав, которые объективно являются независимыми от воли государства. По­этому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования.

Естественные права человека не нуждались до возникно­вения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. И хотя эти права принадлежат человеку от рожде­ния, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. фор­ма закона. Эта необходимость привела к появлению писаного права, которое на первых порах вобрало в себя обычное право, моральные права и запреты, в том числе права и свободы чело­века, и получило название позитивное право.

Это послужило основой для возникновения позитивистско-правовой доктрины, которая противостояла естественно-правовой традиции. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяются государством. Именно оно «дарует» эти права человеку. Главная идея этой точки зрения состояла, таким образом, в подчинении и обязанности индивида беспрекословно соблюдать право, а также в подчинении инди­вида государству, а не утверждении приоритета прав человека по oотношению к последнему.

Основные права и свободы человека характеризуются различными чертами. Права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В течение всей своей жизни он не­разрывно связан со своими правами и свободами, они не долж­ны быть никем и никаким образом отняты у него.

Прaвa человека носят все общий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека проявляется в следующих параметрах.

Все люди без какой-либо дискриминации имеют основ­ные права и свободы. Международные стандарты и законода­тельства демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, языка, нацио­нальности, происхождения и других обстоятельств. Запрещают­ся любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, языковой, национальной, социальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Все права и свободы универсальны с точки зрения их со­держания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право на гражданство, право свободного передвижения, право на сво­боду убеждений — это наиболее общие права и свободы всех лю­дей независимо от политического режима, формы государствен­ного устройства и формы правления, общественного строя стра­ны, к которой человек принадлежит.

Всеобщность прав и свобод человека находит свое выра­жение и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переехал, — в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами. И это облада­ние не зависит от того, является ли эта территория независимой или несамоуправляющейся, или каким-либо другим образом ог­раниченной в своем суверенитете.

Наконец, проблема прав человека — это всеобщая проблема, решать которую необходимо с точки зрения концепции межго­сударственного сотрудничества в области прав человека. Она основывается на следующих посылках:

Все права человека неделимы и одинаково важны. Необходимо избегать противопоставления одной группы прав другим группам, поскольку стремление добиться осуществления одной из этих групп прав может быть использовано для ущемления других прав.

Принцип уважения прав человека не противоречит другим принципам современного международного права. Поэтому никакие оправдания на необходимость защиты основных прав и свобод человека не могут быть использованы для нарушения таких принципов, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и т.д.

Под нарушением принципа уважения прав человека понимается общая политическая и правовая ситуация, которая свидетельствует об игнорировании данным государством своего обязательства уважать права человека и о массовом наруше­нии последних.

Права и свободы человека: сходство и различия. Язык меж­дународных документов и национальные законодательства при­меняют понятия «права человека» и «свободы человека». Возни­кает вопрос: являются ли эти понятия тождественными или ме­жду ними существуют различия?

Если коснуться проблемы юридической природы и нор­мативного закрепления прав и свобод в правовых актах (между­народные документы, конституции и др.), то провести между ними четкую границу достаточно трудно. В этой плоскости они идентичны. Свободы — это те же права. Но относительно про­блемы правомочий в отношении «человек – государство» они отличаются друг от друга. И эти различия сводятся к следую­щему.

Свободы человека - это области деятельности человека, в которые государство по должно вмешиваться. Оно может лишь очертить с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в сво­боды человека, по и обязано обеспечить защиту границ этих свобод, ос вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход его за пределы дозволенных сво­бод. Например, демократическому государству нет никакого де­ла до религиозных убеждений конкретного человека, оно не должно влиять на его предпочтение какому-либо вероисповеда­нию или устанавливать ту или иную религию в качестве обязательной — это свободы, принадлежащие конкретным людям. Од­нако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетво­рения справедливых требований морали и общественного по­рядка в демократическом обществе.

Права человека — это установленные и гарантируемые го­сударством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере. Причем государство обязуется обеспечить и за­щитить правомерные действия человека в указанной законом области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, вари­анта действия внутри данного права. Им можно либо воспользо­ваться и реализовать его, либо не реализовать. Но подчеркнем еще раз, что с точки зрения права понятия права и свободы человека идентичны.

Говоря о юридических характеристиках прав человека, необходимо различать «права и свободы человека» в объектив­ном и субъективном смысле. В объективном смысле права и свободы человека — это система международных и националь­ных правовых норм, которые устанавливают правовой статус личности, закрепляют ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. В субъек­тивном смысле права и свободы человека — это принадлежащее конкретному лицу правомочие того или иного действия, поступ­ка, предусмотренного правовой нормой и защищаемого госу­дарством.

Классификация прав . В правовой литературе и в исследовани­ях по международному праву можно встретить различные под­ходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека.

Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на первичности их суще­ствования, догосударственности, дополитичности. К ним отно­сятся такие права, как право на жизнь, свобода выражения мне­ний, физическая и психическая неприкосновенность, свобода вероисповедания и другие.

Существует несколько уровней классификации прав че­ловека:

Первый уровень прав ориентирован на выявление их статус­ного состояния в системе прав человека. В соответствии с этим они делятся на две группы: негативные и позитивные. Под негативными понимаются те права, по отношению к ко­торым государство должно воздерживаться от вмешательст­ва в их реализацию и от ограничений, нарушающих свободу личности. Свобода слова или свобода совести — это запрет вмешательства государственной власти в данные вопросы. Под позитивными правами, наоборот, понимаются права, требующие обязательств и гарантий государства по обеспе­чению выполнения этих нрав.

Второй уровень определяет собой сферы реализации прав человека. В соответствии с ним происходит подразделение прав на гражданские, коллективные, экономические, соци­альные, политические и культурные. Причем под граждан­скими понимаются личные или индивидуальные права.

В Уставе ООН и Международном билле о правах, вклю­чающем Всеобщую Декларацию прав человека, Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к нему, выделяются пять основных групп прав: гражданские, политические, экономические, соци­альные и культурные. Остановимся кратко на их характеристи­ке.

Гражданские права — это мрака естественного характера, т.e. такие, которыми человек наделен от рождения. Они призва­ны гарантировать индивидуальную свободу человека, защищать личность от произвола со стороны государства и его органов. К ним относятся: право на жизнь, свободу и лич­ную неприкосновенность, право на защиту чести, достоинства, деловой репутации, на справедливый, независимый публичный суд и ряд других.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Важнейшие из них: право избирать и быть избранным в paзличные органы власти, свобода союзов и ассоциаций, партий, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, печати, со­вести.

Экономические права призваны обеспечить экономиче­скую свободу и достойный жизненный уровень человека. Они включают: право на труд, на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на частную собственность, запрет на принудительный труд за некоторыми исключе­ниями, право на социальное вознаграждение в случае безрабо­тицы, болезни, инвалидности, наступления старости и т.

Социальные права обеспечивают человеку минимум эко­номической безопасности, без которого было бы трудно предъ­являть свои права достойным образом. Они содержат: право на труд, отдых, досуг, социальное обеспечение, т.е. происходит дублирование некоторых экономических прав. Поэтому зачас­тую их объединяют в социально-экономические права.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека: право на свободу убеждений и свободное их выражение, право на образование, право на участие в культур­ной жизни общества, право на защиту моральных и материаль­ных интересов.

Американская традиция, идущая от Билля о правах (пер­вых десяти поправках к Конституции 1787 г.), под правами че­ловека имеет в виду своеобразно понимаемые права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Ме­ждународного билля о правах. США в силу разных причин не признают существование социально-экономических, социаль­ных и культурных прав.

В Европе — родине теории естественного права и естест­венных прав человека — сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, соци­альные и права в области культуры. Они закреплены в Европей­ской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в дополнительных протоколах к ней, в Европейской Социальной Хартии и других документах.

Поколения прав. Права человека, если исходить из их класси­фикации, относятся к различным сферам жизнедеятельности. Но это не единственное различие между ними, поскольку они раз­личаются и по времени возникновения. Развитие знаний о пра­вах человека привело к выводу о складывании исторически-последовательных больших групп прав, которые получили на­звание «поколения прав человека». Начиная с 80-х годов, утвер­дилось разделение прав на три поколения.

Первое поколение прав включает традиционные ценно­сти, в частности, гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед за­коном, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и справедливое рассмотрение дела независи­мым и беспристрастным судом и ряд других.

Второе поколение включает социальные, экономические и культурные права. Их признание явилось результатом идеоло­гического, правового компромисса между бывшими социали­стическими и капиталистическими государствами. Так, в Кон­ституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав вто­рого поколения. И, хотя социальная защищенность советских граждан практически оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала определенное воздействие на миро­вое общественное сознание, на идею формирования прав второ­го поколения.

В Европе на признание таких прав, по всей вероятности, повлияла также и. растущая социальная ориентация стран, которые имели возможности не только для провозглашения этих прав, но и для обеспечения гарантий их реализации. В послево­енные годы конституции ФРГ, Франции, Италии и других стран характеризовали свои государства как социальные, закрепляя различные социальные, экономические и культурные права. Это привело к оформлению таких международных документов, как Европейская Социальная Хартия, принятая в 1961 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Третье поколение включает, в отличие от первых двух, коллективные права, права меньшинств, права народов. В этом заключается их своеобразие. Они ocуществляются целым кол­лективом, общностью людей. Естественно, отдельная личность принимает участие в реализации этих прав, но только как член какой-либо общности, т.е. реализация этих прав связана напря­мую не с его личным, а с коллективным статусом. В 80-е годы ООН разработала документы о правах меньшинств, правах на­родов, а затем были приняты региональные международные нормы.

Между поколениями прав существуют различия. В част­ности, различия между первым и вторым поколениями прав свя­заны с позицией государства по отношению к ним. Права перво­го поколения нуждаются в защите от какого-либо вмешатель­ства , индивидуального или государственного, в их осуществле­ние. Для осуществления прав второго поколения, наоборот, не­обходимы гарантии и обязательства государства по их претво­рению в жизнь.

Различия между двумя первыми и третьим поколениями прав сводятся к следующему:

Права первого и второго поколения являются правами индивидуальными, а права третьего поколения — коллективными. Они неразрывно связаны между собой. Их взаимоотношения строятся на принципе, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида.

Они различны также и по своей природе. Права личности — это естественное право, присущее человеку от рождения. Права коллектива не являются естественными, поскольку формируются по мере становления интересов той или иной общности. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Это качественно иные права, определяемые целями и интересами коллективного образования. Они не должны игнорировать права человека, противоречить им или подавлять их (исклю­чением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии.

Такой подход является единственно правильным, однако его реализация весьма затруднительна. Поэтому постоянно воз­никающие противоречия между правами человека, правами го­сударства, народа, национальных меньшинств, малых народов являются одной из причин участившихся межнациональных конфликтов. В этих конфликтах каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаи­вает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ. При этом игнорируются права любого другого челове­ка, не принадлежащего к этой общности. Следовательно, на пе­редний план выдвигаются коллективные права нации, народа, которые они стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов, а также в ущерб правам индивидуальным. Таким образом, в самом общем виде выше были рассмот­рены основные понятия концепции прав и свобод человека, от­раженные в международно-правовых нормах, политико-правовых и философских доктринах. Конечно, они не представ­ляют собой нечто абсолютное, застывшее, а будут постоянно развиваться и совершенствоваться вместе с развитием мирового сообщества.

94. Какая разница между правом человека и его свободой?

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество — это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей - общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Статья написана по материалам сайтов: namvd.ru, studfiles.net, uchebnikfree.com.

Права человека -

Права гражданина,

граждан и правам трудящихся.



обязанности человека обязанности гражданина позитивные моральные

7. Конституционное формулирование прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах, понятия привилегии и дискриминации, включая “позитивную дискриминацию”

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных со­циалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режи­мов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование за­щиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными дви­жениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избира­тельных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья за­креплялись только за трудящимися).

Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей - общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Еще по теме 94. Какая разница между правом человека и его свободой?:

  1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
  2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Л.С. Соловьёва