Национально государственные формы в рф. Национально-государственное устройство российской федерации

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также с центральными органами власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых Унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Конфедерация это временный союз "суверенных государств, образованный на основе международных договоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада к др. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения "границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного язы­ка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Анализируя конституционные основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Феде­рации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от. 31 марта 1992 г.

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются:

  • 1. Добровольность объединения наций и народностей.
  • 2. Суверенность и равноправие наций.
  • 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
  • 4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.
  • 5. Государственная целостность Российской Федерации.
  • 6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.
  • 7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

    Распространение суверенитета на всю ее территорию.

    Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

    Установление субъектного состава.

    Государственная целостность – единство системы гос. власти.

    Равноправие и самоопределение народов.

    Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

    Единство и равенство федерального гражданства.

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

    Перечислен состав субъектов.

    Основы статуса каждого из видов субъектов.

    Порядок изменения статуса субъектов.

    Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

    Государственный язык и право на установление родного языка.

    Гарантии прав коренных малочисленных народов.

    Государственная символика.

    Предметы ведения РФ и субъектов.

    Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

    Основы формирования системы ОГВ субъектов.

    Право РФ на участие в международных объединениях.

Принципы НГУ:

    Добровольность объединения.

    Суверенность и равноправие.

    Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

    Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

    Государственная целоствность.

    Разграничение предметов ведения и полномочий.

    Равноправие субъектов.

28. Формы нгу.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства .

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Способы возникновения федерации:

    Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).

    Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)

По признаку объединения:

    Национальные федерации.

    Национально-территориальные .

    Территориальные.

По устройству:

    симметричные – по статусу все составные части равны;

    На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М. - С.127. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств Чиркин. В.Е. Государствоведение. - С. 159.

    Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

    1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

    В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

    В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

    • 2.Федеративное государство . В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - С.18.. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2007. - С.7.. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
      • · Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
      • · Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
      • · В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
      • · В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
      • · Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

    Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

    Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:

    • 1 вариант . Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.
    • 2 вариант . Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

    При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.

    Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

    Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

    Территориальная:

    • 1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
    • 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
    • 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
    • 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

    Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

    Национальная:

    • 1. Субъекты - национально-государственные образования;
    • 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
    • 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
    • 4. Утверждения права на самоопределение. Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 2000. С. 27.

    В настоящее время национальной федерацией является Индия.

    Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации.

    3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

    Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

    4. Ассоциативная форма государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

    Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения.

    государственный устройство федеративный унитарный

    Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

    Различаются две основные формы государственного устройства:унитарная и федеративная .

    Унитарное государство - это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

    Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

    Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства - конфедерацию , которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

    Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

    Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

    Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления ("горизонтальное разделение власти"), для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

    Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

    Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

    Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп.

    Унитарное государство - централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

    Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс).

    Конституционные основы национально-государствен-ного устройства России включают:

    Закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;

    Верховенство федеральной Конституции и федераль-ных законов на всей территории РФ;

    Целостность и неприкосновенность территории РФ;

    Установление субъектного состава России;

    Закрепление в качестве основы федеративного устрой-ства России ее государственной целостности, единства си-стемы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;

    Равноправие народов;

    Равноправие субъектов во взаимоотношениях с феде-ральными органами государственной власти;

    Единство и равенство федерального гражданства.

    Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

    Добровольность объединения наций и народностей;

    Равноправие наций;

    Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией;

    Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ;

    Государственная целостность РФ;

    Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов;

    Равноправие субъектов РФ.

    В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

    Общее понятие государственного устройства

    В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

    Унитарное государство

    Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

    Признаки унитарного устройства

    Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

    • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
    • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
    • Единое гражданство.
    • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

    Региональная форма

    Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

    Федеративное государство

    В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

    • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
    • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
    • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

    Признаки федеративного государства

    Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

    Конфедерация

    Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

    Признаки конфедерации

    В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

    • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
    • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
    • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
    • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
    • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

    Что такое устройство?

    Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

    Политический режим

    Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

    Формы правления

    Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

    Заключение

    Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.