Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (

Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:

Разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации;

Обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;

Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

Прогнозирование и оценка последствий ЧС;

Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

Ликвидация последствий ЧС;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

Международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий.

РСЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) .

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).

Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.

Координирующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

на местном уровне - комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.

Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.

ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с региональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовленными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.

РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.

Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль состояния среды в районе ЧС и обстановки на аварийных объектах.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » функционирует единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

1) признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности;

2) снижение вероятности возникновения ЧС;

3) приоритет профилактической работы;

4) комплексный подход при формировании системы;

5) построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

1) федеральный;

2) региональный (несколько субъектов РФ);

3) территориальный (территория субъекта РФ);

4) местный (район, город);

5) объектовый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подконтрольной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий . Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Силы и средства системы РСЧС подразделяют на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

1) органы;

2) службы;

3) учреждения, осуществляющие государственный надзор;

4) инспекцию.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.

Система РСЧС функционирует в трех режимах :

1) режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;

2) режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны;

3) чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » (1994 г.) :

1) в главе I «Общие положения» Закона разъясняются его основные положения, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС;

2) глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ;

3) глава III – принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;

4) глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС;

5) глава V связана с подготовкой населения к ЧС;

6) глава VI – с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

7) глава VII – с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области;

8) глава VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.

Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Она включает в себя 10 групп стандартов.

Стандарты группы О устанавливают:

1) основные положения комплекса стандартов БЧС;

2) основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

3) классификацию ЧС;

4) классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

5) номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

6) основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.

Государственное управление в ЧС определено «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)», объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций.

Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

1) обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

2) обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

3) ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

4) подготовка учащихся образовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций.

Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей,экономики и права>> в г. Калининграде.

Контрольная работа

по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>

Студента 2 курса

Юридического факультета

Группы 58 - Ю

Прусакова Максима

Владимировича.

Преподаватель:

к.ю.н.,доц.Тимошевская А.Д.

Калининград

Введение.

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Важную роль в системе предупреждения и ликвидации ЧСиграет региональная подсистема.

1 . Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.

Центральная задача РСЧС – проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы – все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.

Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.

Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.

Важная задача – подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

И последняя задача: используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

1. федеральный;

2. региональный;

3. территориальный;

4. местный;

5. объектовый.

2. Региональная подсистема и пути ее развития.

Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

Региональный уровень РСЧС имеет:

координирующие органы;

постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

органы повседневного управления;

силы и средства;

системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).

Органы повседневного управления:

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО и ЧС);

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Основу сил и средств РСЧС данного уровня составляют:

силы и средства федеральных органов исполнительной власти:

силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;

силы и средства органов местного самоуправления;

силы и средства организаций.

Все эти силы подразделяются на:

силы наблюдения и лабораторного контроля;

силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций защиты растений и животных, геофизических служб и т.д.).

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

формирований ГО территориальных уровней;

специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;

служб поисково и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;

аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Заключение.

В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:

    заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

    созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;

    обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,

    заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.

Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Список литературы:

    Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.

    Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.

    Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.

Необходимость образования РСЧС и в России, и за рубежом диктовалась стремительным увеличением нависших военных угроз, разработкой и постоянным совершенствованием всевозможных средств поражения.

К примеру, в военное и послевоенное время силами местной противовоздушной обороны (современное МЧС России) не только были спасены многочисленные граждане в момент артиллерийских и авиационных ударов противника, ликвидированы завалы, проведены мероприятия по первичному жизнеобеспечению населения, обезврежены неразорвавшиеся снаряды и авиабомбы, разминированы сооружения и здания, но и восстановлены канализация и водопровод, линии электроснабжения и связи, командные пункты и многое другое.

Законодательный аспект касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС

Впервые в нашей стране, согласно Постановлению РФ № 261 от 18.04.1992 года: «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», была сформирована соответствующая система, предназначенная для предупреждения всевозможных ЧС и в военное, и в мирное время, их ликвидации в случае возникновения, а также для обеспечения полной безопасности населения, всесторонней защиты окружающей среды и сокращения масштабов нанесенного ущерба экономики страны.

Позже организационно-правовые нормы РФ, которыми регламентируется защита населения в чрезвычайных ситуациях, а также воздушное, водное и земельное пространство, окружающая среда и объекты социального, производственного назначения, стали регулироваться Федеральным законом: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.

Последующее исполнение данного закона вылилось в принятие Постановления Правительства РФ № 1113 от 05.11.1995 года «О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором утверждалось Положение в отношении РСЧС. Оно определило, какие задачи решает РСЧС, принципы построения данной единой системы, состав средств и сил, порядок взаимодействия основных структурных элементов. В общем, Положение регулирует то, как единая система функционирует.

Основные термины в РСЧС

Чрезвычайная ситуация - определенная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине аварии, катастрофы, опасного события природного происхождения, стихийного либо иного бедствия, последствием которого стал (станет) ущерб человеческому здоровью или окружающей среде, человеческие жертвы, разного рода нарушения касаемо условий приемлемой жизнедеятельности людей, существенные материальные потери.

Предупреждение ЧС - обширный комплекс предварительно проводимых мероприятий, направленных на минимизацию рисков их возникновения, сохранение человеческого здоровья, сокращение масштабов нанесенного ущерба природной среде, существенных материальных потерь.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - виды неотложных работ аварийно-спасательного характера, которые проводятся в случае возникновения ЧС. Они ориентированы на сохранение человеческого здоровья, спасение жизни, сокращение материальных потерь и масштабов нанесенного ущерба природной среде, а также на локализацию участков (зон) ЧС.

Зона ЧС - пространство, на котором развернулась чрезвычайная ситуация и которое в связи с этим находится под постоянным контролем.

Цели и задачи РСЧС

Первые представлены тремя направлениями:

  • предупреждение возникновения и последующего развития ЧС;
  • сокращение масштабов ущерба от них;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и надлежащее исполнение экономических и правовых норм, которые связаны с обеспечением полноценной защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

2. Внедрение научно-технических и целевых программ, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций, укрепление функционирования учреждений, предприятий и организаций (без привязки к их организационно-правовым формам), им подведомственных объектов социального, производственного назначения в ЧС.

3. Прогнозирование и анализ социально-экономического аспекта последствий ЧС.

4. Обеспечение полной готовности осуществления определенных действий в чрезвычайных ситуациях органами управления, средствами и силами, предназначенными для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

5. Международное сотрудничество касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

6. Осуществление такого комплекса действий, как сбор, оперативная обработка, обмен и последующая выдача информации о том, как реализуется защита населения в чрезвычайных ситуациях.

7. Подготовка граждан к определенным действиям в рамках ЧС.

8. Создание необходимых резервов различных ресурсов, которыми будет обеспечиваться ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

9. Проведение госнадзора, контроля и экспертизы в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

11. Проведение комплекса мероприятий (гуманитарных акций) касаемо социальной защиты граждан, пострадавших от ЧС.

12. Реализация гражданских прав и обязанностей в рамках защиты населения страны и ее территорий от последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями.

Задачи, решаемые РСЧС, являются приоритетными во всех областях. От их тщательной проработки и своевременного исполнения зависят многие жизни, а также территории, повреждение которых может быть необратимо.

Цели и задачи РСЧС должны постоянно корректироваться в соответствии с существующей техногенной и антропогенной ситуацией в стране. Предупреждение ЧС - главное направление работы служб.

РСЧС: структура, задачи и функции

Ее структура представлена территориальными и функциональными подсистемами, выраженными пятью уровнями: объектовым, местным, территориальным, региональным и федеральным.

Территориальные подсистемы формируются в пределах территории субъектов РФ в целях предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Они состоят из определенных звеньев, которые соответствуют административному делению данных территорий.

Что касается функциональных подсистем, то их формируют федеральные органы исполнительной власти в порученных им отраслях экономики в целях организации мероприятий в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

Каждый уровень рассматриваемой системы имеет следующие органы (подразделения РСЧС):

  • координирующие;
  • повседневного управления;
  • управления по делам гражданской обороны и ЧС;

Также в каждый из них входят: необходимые средства и силы, резервы различных ресурсов, связи и информационного обеспечения.

Безопасность в ЧС

Для начала следует дать определение данному понятию.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - это создание достаточной защищенности всех граждан, экономических объектов, природной среды от всевозможных опасностей в ЧС. Она бывает нескольких разновидностей.

Виды безопасности в ЧС

Она бывает:

  • пожарной;
  • радиационной;
  • экологической;
  • сейсмической;
  • промышленной;
  • биологической;
  • химической.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях также можно классифицировать по объектам:

  • население;
  • окружающая среда;
  • экономические объекты.

Достижение данного рода безопасности осуществляется посредством предупреждения, предотвращения либо максимального уменьшения негативных последствий ЧС.

История МЧС России

Она тесно сопряжена с (04.10.2010 - 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) - это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата - день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии - День спасателя РФ).

10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

Средства и силы РСЧС

Основные задачи РСЧС, которые были перечислены ранее, включают пункт касаемо обеспечения полной готовности осуществить ряд действий в ЧС органов управления, средств и сил, предназначенных для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

Выделяют два вида вышеуказанных средств и сил:

1. Наблюдения и контроля:

  • органы надзора (в отношении состояния котлов, АЭС, электрических и газовых сетей, мостов и т. д.);
  • контрольно-инспекционная служба (Минэкологии);
  • учреждения и службы ведомств, которые отслеживают состояние природной среды;
  • ветеринарная служба;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
  • лабораторный мониторинг качества продуктов питания, пищевого сырья;
  • служба предупреждения о стихийных бедствиях.

2. Ликвидации ЧС:

    • Министерство по чрезвычайным ситуациям, МВД и МО (их подразделения, части и соединения);
    • невоенизированные формирования гражданской обороны;
    • средства и силы, относящиеся к другим ведомствам и министерствам, государственным органам (находящимся на территории РФ).

Профилирующие направления деятельности рассматриваемой системы

Продолжаем рассматривать РСЧС. Структура, задачи и функции ее есть важнейший элемент системы нац. безопасности РФ.

Основными направлениями ее деятельности выступают:

1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство РФ создало коллегиальный орган управления - Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по ЧС.

3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от ЧС федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов РФ, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС РФ.

4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия ЧС материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

МЧС России: задачи и направления деятельности

Основные задачи РСЧС, возлагаемые на данное министерство, можно сгруппировать в два направления:

  1. Разработка предложений в отношении государственной политики в рамках ГО, а также предупреждения и последующей ликвидации ЧС.
  2. Курирование и обеспечение нормального функционирования рассматриваемой системы (РСЧС) в ЧС не только в военное время, но и в мирное.

Будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что основные задачи и структура РСЧС четко прописаны в ранее указанном Федеральном законе касаемо защиты граждан РФ и ее территорий от воздействия ЧС.

Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

Режимы работы рассматриваемой единой системы

В зависимости от существующей обстановки выделяют три режима:

1. Постоянной деятельности (при условии, когда все имеющиеся органы управления и существующие силы РСЧС функционируют в обычном темпе):

  • исследование текущего состояния природной среды и всестороннее прогнозирование ЧС;
  • планирование, организация и обеспечение комплекса действий сил РСЧС и органов управления в случае возникновения ЧС;
  • сбор, обработка и последующий обмен информацией касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, обеспечение полноценной пожарной безопасности;
  • пропаганда знаний касаемо защиты всего населения страны и ее территорий в случае ЧС;
  • организация формирования, размещения, хранения, своевременного восполнения существующих резервов, необходимых для проведения ликвидации последствий, нанесенных ЧС.

2. Повышенной готовности (существующая угроза возникновения ЧС):

  • усиление контроля за изменением состояния прогнозирование наступления и степень нанесения ущерба от ЧС;
  • непрерывный процесс сбора, обработки и передачи силам РСЧС и органам управления сведений о прогнозируемых ЧС, информирование граждан о способах и приемах защиты в этих случаях;
  • быстрое реагирование (предупреждение наступления и развития ЧС);
  • уточнение планов и других документов в отношении предупреждения и ликвидации последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями;
  • проведение (если это посчитается необходимым) эвакуационных мероприятий.

3. Чрезвычайной ситуации (наступление ЧС и ее оперативная ликвидация):

  • непрерывный мониторинг текущего состояния природной среды, осуществление прогнозирования степени угрозы;
  • оповещение граждан и руководителей о наступивших чрезвычайных ситуациях;
  • непрерывный сбор, обработка (анализ) и обмен данными касаемо сложившейся обстановки в зоне ЧС и способов ликвидации ее последствий;
  • проведение комплекса защитных мер в отношении всего населения страны и ее территорий от ЧС;
  • организация и непрерывное обеспечение взаимодействия всех имеющихся органов исполнительной власти в отношении определенных мер по ликвидации последствий воздействия ЧС;
  • проведение необходимых мероприятий касаемо полноценного жизнеобеспечения населения в рамках сложившейся чрезвычайной ситуации.

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.