Что является объектами охраны окружающей среды. Объекты охраны окружающей природной среды

Предмет, методы и система экологического права.

Предмет – общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Две группы отношений:

1.Отраслевые - отношения по охране и использованию земель недр, лесов, вод, животного мира и атмосферного воздуха;

2.Комплексные – по охране и использованию природных комплексов в совокупности (заповедники, заказники, ценные и особо охраняемые природные территории, санитарные зоны, рекреационные зоны (отдыз)).

Метод – способ воздействия на общественные экологические отношения. Методы:

1.Административно-правовой – основан на отношении власти и подчинения и исходит из неравного положения сторон (любое производственное предприятие в процессе своей деятельности выбрасывает в атмосферный воздух вредные вещества, но это право не является естественным, а осуществляется на основе разрешения, выдаваемого уполномоченным гос. органом, в котором указывается объем выбросов, период, размер платы и др);

2.Гражданско- правовой – основан на равенстве сторон и на экономических инструментах регулирования (между специально уполномоченным гос. органом и хозяйствующим субъектом может быть заключен договор пользования определенным природным ресурсом (договор аренды лесного участка) в котором стороны имеют примерно одинаковые права и обязанности и регулируются такие отношения ГК РФ);

3.Экологизация – все иные отрасли законодательства должны соответствовать сложившимся в настоящее время экологическим правилам, нормам, регламентам и т.п.

Система – совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности, в соответствии с экологическими закономерностями.

Экологическое право в трех качествах: 1)как отрасль права; 2)как науку; 3)как учебную дисциплину.

Как наука и учебная дисциплина ЭП состоит из общей, особенной и специальных частей.

Общая – понятие, предмет, метод, источники, объекты охраны, право собственности на природные ресурсы, гос. управление, экологическая экспертиза, аудит, сертификация, надзор, контроль, ответственность и др.;



Особенная – использование и охрана отдельных ресурсов или комплексов;

Специальная – ЭП в зарубежных странах и международное ЭП.

Как отрасль – ЭП состоит из подсистем: природоохранное и природоресурсное право.

Первая изучает: общие положения, цели и задачи охраны, основные принципы охраны, экологические права граждан, экономический механизм охраны окружающей среды, нормирование в этой сфере, разрешение споров, ответственность, международное сотрудничество и др.;

Вторая состоит из: земельного, водного, лесного, горного, фаунистического и воздухоохранного права.

Каждая из ресурсных отраслей имеет общую и особенную части.

Объекты охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1.Классические объекты: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2.В первоочередном порядке: естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3.Особой охране подлежат: объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Меры охраны природных объектов подлежащих особой охране:

Создаются особо охраняемые природные территории для объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Земли таких объектов не подлежат приватизации.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд, изъятие земель которого запрещается.

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и уничтожению таких природных объектов.

В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красные книги РФ. Объекты в них занесенные, подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.

Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Его охрана предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На его территории запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на него и препятствующая осуществлению им функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и субъектов РФ.

Под объектами охраны окружающей природной среды понимаются природные объекты, то есть составные части окружающей природной среды, находящиеся в экологической взаимосвязи с природой и выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции.

Закон выделяет три группы объектов охраны :

К первой относятся естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы . Эти объекты имеют глобальное значение. Основное предназначение озонового слоя атмосферы состоит в охране живой природы и человека от губительного воздействия ультрафиолетового излучения.

Ко второй группе относятся отдельные природные объекты. Так, земля в законодательстве - это поверхности земли на глубину ее почвенного слоя. Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В то же время недрами земли являются и те участки поверхности земли, которые содержат полезные ископаемые.

К водам закон относит как поверхностные, так и подземные воды, а также снега, ледники. Не включаются в водный фонд почвенная влага, водоемы, пруды, расположенные в парках, на дачных участках, на сельхозугодьях. Такое разграничение имеет значение при применении водного законодательства в борьбе с загрязнением, засорением, истощением вод.

Лесами называют такие совокупности древесно-кустарниковой растительности, которые произрастают на землях лесного фонда, отведенных для этой цели в установленном законом порядке. При подобных критериях легко разграничивать лес от иной совокупности растительности, которая может быть, например, парком и подчиняться иным экологическим режимам. Под иной растительностью понимают дикую и культурную растительность, не вошедшую в категорию лесов и выполняющую полезащитные, озеленительные, декоративные функции. В указанную категорию не входят посевы сельскохозяйственных культур, плодово-ягодные насаждения, фруктовые деревья и тому подобная искусственная растительность, которая выполняет не экологические, а экономические, культурные функции.

В понятие «животный мир» входит вся фауна на территории государства, находящаяся в диком состоянии. Это наземные животные, птицы, рыбные запасы, насекомые, различные микроорганизмы.

Следует заметить, что Закон не имеет статьи, определяющей право собственности на природные объекты. Во-первых, потому, что собственность на них - условная категория. Они создавались самой природой в результате ее эволюционного развития и, следовательно, являются общечеловеческим достоянием. Во-вторых, не все природные объекты, охраняемые законом, могут быть объектами собственности. Такой природный объект, как атмосферный воздух, не может состоять в чьей-либо собственности по объективным причинам, как не имеющий материальной субстанции. В-третьих, собственность на природные объекты, существующая в цивилизованном мире, носит, как и вся собственность, не экологический, а экономический характер. Государство устанавливает ее не для охраны природы, а для ведения хозяйства.

Природные и социальные ценности образуют ту среду, в которой живет человек.

От социальных объектов, входящих в материальный мир, окружающий человека, природные объекты отличаются следующими признаками: а) естественность происхождения. В отличие от объектов социального мира, объекты природы появились в процессе эволюционного развития биосферы. Они не имеют стоимости в смысле затрат человеческого труда, обладают в ряде случаев свойствами невосстановимости, необратимости произведенных изменений. Разумеется, подобный признак не исключает возможности восстановления и воспроизводства отдельных элементов естественного мира, улучшения их природных качеств. Но такая деятельность направлена не на создание естественной среды, а на возвращение ей того количества природного вещества, которое было изъято и потреблено человеком в процессе его трудовой и рекреационной деятельности. Естественный характер происхождения объектов природы и обусловленное им отсутствие стоимости не препятствует экономической и денежной оценке природных ресурсов. Она важна для обеспечения рационального использования природных ресурсов в экономике, для подсчета ущерба, причиненного природной среде, восстановления и воспроизводства природных богатств.

  • б) экологическая взаимосвязь и взаимозависимость между собой, позволяющая им функционировать в составе естественных экосистем и, следовательно, обеспечивать качество среды обитания. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить объекты природы от тех компонентов природной среды, которые по воле человека были из нее изъяты и перешли из мира естественного, подчиненного законам развития природы, в мир социальный, где действуют другие закономерности развития.
  • в) социально-экологическая ценность. Этот обязательный признак проявляется в способностях объекта природы осуществлять экологические, экономические и иные социальные функции (культурно-оздоровительную, эстетическую, научную, воспитательную и т.п.). Экологическая функция обеспечивает качество ОС, биологический режим жизни. Она является главной для природного объекта и человека. Ее потеря, вызванная разрывом связи объекта природы с природной средой, переводит его в разряд имущества, переключает его из системы экологической в систему иных социальных связей общества. Экономическая функция природных объектов подчеркивает природноресурсовое значение объекта природы как источника материального потребления.

Следовательно, в научном контексте природный объект является составной частью ОС, охраняемой действующим законодательством, обладающий признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем и способный выполнять экологическую, экономическую и иные социально-значимые функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Заслуживает внимания и мнение Осипова Г.И., он полагает, что объектами экологических правоотношений, могут быть природные явления, процессы, территории, состоящие из взаимосвязанных естественных элементов. В таком понимании в окружающую природную среду включаются природные среды, отражающие ее состав, структурные взаимодействия, процессы, характеризующие природную среду как единую систему. Представляется, указанная точка зрения в настоящее время не противоречит позиции законодателя, ибо согласно закону «Об охране ОС»(ст.1) природный объект - это экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Статья 4 Закона «Об охране окружающей среды» 2001 г. закрепляет перечень объектов подлежащих охране от загрязнения, порчи, истощения и других видов вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. При этом в первоочередном порядке охране подлежат естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, а особой охране -- объекты, имеющие специальный статус, например включенные в Список всемирно культурного наследия, национальные парки и т.п. Иными словами, в законодательстве объектами охраны выступают отдельные компоненты (элементы) окружающей среды, биосферы, либо взятые в отдельности, либо образующие специфические структуры, например экосистемы, Мировой океан и др., окружающая среда в целом, либо их части.

Анализ структуры и содержания экологического и природоресурсовых отраслей законодательства, регулируемых ими правоотношений, позволяет выделить наряду с окружающей средой: землю, недра, леса, животный мир, воды, атмосферный воздух, континентальный шельф, морскую среду, особо охраняемые природные территории и объекты, растительный мир вне лесов. Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природными ресурсами, т.е. совокупностью физического бытия какого-либо из элементов окружающей среды, рамки которого могут ограничиваться территориальными, естественно-географическими, правовыми и иными признаками. Важно, что эта группа объектов не характеризуется индивидуально-определенными признаками.

Следует различать понятия «природный ресурс» и «природный объект», где последний выступает как индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды. И в доктрине, и в законодательстве, говоря о природных ресурсах подчеркивается их потребительский характер: они используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения его потребностей, отмечают Трунцевский Ю.В. и Ежов Ю.А.

Трунцевский Ю.В., Ежов Ю.А. Теоретические проблемы формирования законодательства об охране ОС. Жур. «Экологическое право». №1. 2001. С. 25 С точки зрения права, имеет значение подразделение природных ресурсов на две группы - неисчерпаемые и исчерпаемые, последние, в свою очередь, могут быть возобновляемыми и не возобновляемыми. К неисчерпаемым (неиссякаемым) ресурсам относятся солнечные, климатические, энергетические и т.п.. К исчерпаемым следует относить ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды - лесные, земельные, фаунистические и др. Подразделение ресурсов на возобновляемые и нет, имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. К возобновляемым ресурсам через воспроизводство относятся лесные, животного мира, обитающего в состоянии естественной свободы, рыбные запасы. Существует категория относительно возобновляемых природных ресурсов, так запасы пресной воды можно получить путем опреснения морской воды. Теоретически восстановима и почва, однако если она загрязнена радиоактивными отходами, процессы ее рекультивации могут растянуться на миллионы лет. Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Колбасов О.С. Экологическое право: от идей к практике. М. РАН. 1997. Существуют и иные классификации природных ресурсов.

Часть 1 ст.4 Закона определяет дифференцированные природные объекты. Логично, что первым в ряду отдельных природных объектов законодателем выделяются Земли. Ввиду отсутствия законодательного закрепления термина «земля», рассмотрим несколько его значений: «Экология». Юридический энциклопедический словарь. Норма. М. 2000. а) планета солнечной системы (в данном понимании слово «Земля» пишется с заглавной буквы); б) суша - в отличие от водных объектов; в) природный объект, часть природной среды - поверхность земной коры, в т.ч. покрытая водами.

Земля - место жизнедеятельности человечества, основа существования растительного и животного мира, место залегания полезных ископаемых и расположения водных объектов. Непосредственно связана со всеми природными объектами и составляет основу их существования и взаимодействия.

Земля вовлечена в общественные отношения, выполняя различные функции в деятельности людей. Часть отношений по поводу земли, имеющая правовой характер, урегулирована нормами земельного права.

Земля является объектом правовых отношений в зависимости от той роли, которую она играет в жизни человека и окружающей среды: а) земля, будучи сама объектом природы, является одновременно основой расположения иных природных объектов. Выполняя данную функцию, земля является, прежде всего, объектом отношений, регулируемых законодательством об охране окружающей среды. Кроме того, земельные отношения при выполнении землей данной функции пересекаются с отношениями по поводу использования животного, растительного мира, водных объектов и недр. Поэтому часть земельных отношений урегулирована соответствующими отраслями природоресурсного законодательства РФ; б) в пределах установленных границ земля является территорией, на которой государство осуществляет свой суверенитет. На основании Конституции РФ земля в качестве территории оказывается местом взаимодействия интересов Федерации в целом, субъектов РФ и административно-территориальных единиц. Основные отношения по поводу земли в данном случае регулируются конституционным законодательством; в) земля выступает в качестве особого вида имущества, которое может находиться во владении, пользовании и распоряжении государства, муниципальных образований, граждан или юридических лиц. В данном случае недвижимым имуществом является не земля в целом, а земельный участок - объект гражданско-правовых отношений.

Особенность регулирования отношений по поводу земли заключается в том, что при использовании каждого земельного участка пересекаются практически все основные функции земли и земельный участок является одновременно и объектом недвижимости, и объектом природы, и территорией государства.

Когда земля выполняет одну из перечисленных функций в деятельности человека, каждый раз общественные отношения обращаются к определенным качествам земли. Для земли как объекта природы важны такие качества, как плодородие верхнего слоя - почвы, а также невозможность замены земли на иной объект для выполнения перечисленных функций. Эти качества делают землю объектом пристального внимания со стороны природоохранной политики государства и общества.

Помимо перечисленных функций, земля, как территория государства и объект недвижимости, обладает такими качествами, как пространственная ограниченность и постоянство местонахождения. Данные качества свидетельствуют, прежде всего, о том, что границы государства и границы любого земельного участка имеют географические координаты, принадлежащие только этим и никаким другим территориям. Эти свойства отличают землю и как территорию государства, и как недвижимое имущество, важны они и тогда, когда необходимо установить границы земель с определенным правовым режимом (земли сельскохозяйственного назначения, земли транспорта и т.п.).

Пространственная ограниченность земли понимается и в глобальном масштабе, поскольку количество земли определяется характеристиками планеты и не может быть изменено по воле человека.

В Земельном кодексе РФ Земельный кодекс РФ. СЗ РФ. 2001. № 44 указывается, что земля -- основа жизни и деятельности народов, являющаяся одновременно природным объектом и ресурсом, недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав, компонентом окружающей среды. Смежным понятием является «почва», а подчиненными -- «земельный участок», «земли сельскохозяйственного назначения», «земли водного фонда» и т.п. Обратим внимание на то, что помимо земли названы и почвы. Есть ли правовой смысл в их выделении в качестве самостоятельного объекта?. И «да», и «нет». Все зависит от юридического понимания земли как объекта права. Так, Колбасов О.С. пишет, что земля - это условная категория, имеющая только одно измерение - площадь, исчисляемую квадратными метрами, километрами, гектарами. В отличие от почвы, которая представляет собой поверхностный слой, а также в отличие от грунта земля не имеет толщины, не может быть измерена единицами объема и веса, самое главное - она не может быть отделена от поверхности земного шара. Колбасов О.С. Итоги науки и техники. Охрана и воспроизводство природных ресурсов. М. 1978. Т.5. с.70 Исходя из указанного, предполагается возможность отделения почвенного слоя от земли. В то же время Петров В.В. считает, что в юридическом смысле земля - это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Петров В.В. Экологическое право России. Уч. М. БЕК. 1995. С.106. По мнению Бринчука М.М. Бринчук М.М. О проекте ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «Об охране ОПС». Жур. Экологическое право. 2001. №3. С. 24. в законодательстве следует использовать в качестве самостоятельного объекта экологических отношений почвы. Отношения же по поводу земли будут регулироваться как пространство, операционный базис.

Недра Закон РФ «О недрах» (в ред. От 3 марта 1995 г.) СЗ РФ. 1995. № 10-- часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения человеком. Смежными понятиями являются: «запасы полезных ископаемых», «полезные ископаемые», «гидроминеральные ресурсы», «минеральные ресурсы». Обратим внимание, что закон «Об охране ОПС» (1991 г.) к объектам охраны землю и ее недра. Получалось, что недра не являлись самостоятельным объектом экологических отношений и охранялись как часть земли, что противоречило и законодательству, и доктрине экологического права. В настоящее время указанное противоречие устранено, что свидетельствует о постепенном совершенствовании экологического законодательства России.

Под объектами правовой охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный, демографический, эстетический интерес. Объекты правовой охраны окружающей среды можно классифицировать по группам.

Земля, недра, воды

Первая группа объектов правовой охраны состоит из основных отдельных природных объектов, которых шесть: земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух (анализу их охраны посвящаются отдельные темы особенной части учебника).

Под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Самыми ценными являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для земледелия (пахотные угодья) и животноводства.

Они ничем не могут быть заменены, подвергаются ветровой и водной эрозии, засорению и загрязнению и поэтому заслуживают повышенной охраны. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 37% всех земель страны, но их площадь постоянно убывает вследствие роста городов, строительства дорог, водохранилищ, прокладки линий электропередачи и связи.

Несельскохозяйственные земли служат пространственным операционным базисом ведения и размещения других отраслей народного хозяйства.

Недрами считается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для изучения и освоения. К недрам относится и поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Главные проблемы – комплексное использование минеральных ресурсов ввиду их невозобновляемости и захоронение в недра отходов, особенно токсичных. Правовое регулирование охраны недр земли предусмотрено Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах".

Воды – вся вода, находящаяся в водных объектах, т.е. в окружающей среде. Основная задача в использовании вод – обеспечение надлежащего питьевого водоснабжения, предупреждение загрязнения и истощения вод от промышленных и бытовых сбросов. Основным нормативным правовым актом в этой области является ВК.

Растительный и животный мир, атмосферный воздух

Объектами охраны являются леса и иная растительность. Их главная функция – удовлетворение потребностей в древесине, выработка кислорода ("легкие планеты"), рекреация, т.е. восстановление здоровья путем отдыха вне жилища. Проблемы – переруб, захламление, пожары, воспроизводство лесов и иных зеленых насаждений. Основное правовое регулирование охраны, рационального использования и защиты лесов осуществляют нормы Л К.

Животный мир, животные, другие организмы, находящиеся в свободном состоянии, их генетический фонд также являются объектами правовой охраны окружающей среды. Их охрана осуществляется Федеральным законом "О животном мире".

Микроорганизмы, или микрофлора, – это микробы, преимущественно простейшие существа – бактерии, дрожжи, грибы, водоросли, различимые только под микроскопом, находящиеся в почве, воде, пищевых продуктах, организме человека. Наука перестает делить их на полезные и болезнетворные – в экологической взаимосвязи они являются частью среды обитания и поэтому подлежат изучению.

Под генетическим фондом понимается совокупность видов живых организмов с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками. Деградация природной среды может привести к необратимым изменениям растений и животных, к появлению мутантов, т.е. особей с несвойственными генетическими признаками.

Своеобразным объектом охраны является атмосферный воздух, в котором воплощается естественная среда, окружающая человека. Современными актуальными проблемами считаются предупреждение вредных загрязнений, шумов и радиации – специфических воздействий на человека, передаваемых преимущественно через атмосферный воздух. Его охрана осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

К этому объекту охраны окружающей среды примыкают озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, которые могут загрязняться летательными аппаратами, сбросами с них вредных веществ. Научно-технический прогресс позволяет в настоящее время контролировать их состояние и качество, определять государства-загрязнители, влиять на них правовыми средствами.

ñ Объекты охраны

ñ Объекты охраны в первоочередном порядке (нетронутые человеком природные ландшафты и природные комплексы)

ñ Объекты охраны в исключительном порядке (ООПТ - списки всемирного природного и всемирного культурного наследия), животные, занесенные в Красные Книги, традиционное природопользование коренных малочисленных народов.

Не являются объектами экологических отношений объекты, изъятые из окружающей среды (тк они утратили связь с природой)

6. Понятие и система источников экологического права.

Источники - объективные носители норм.

Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

По юридической силе:

подзаконные акты

По предмету регулирования:

Специальные

По направленности правового регулирования:

Материальные

Процессуальные

По характеру:

Кодифицированные

Некодифицированные

7. Природоохранительное законодательство как источник экологического права.

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Для того чтобы получить самое общее представление о системе российского природоохранного законодательства, обратимся к перечню федеральных (и приравненных к ним) законов. Как указывалось выше, в их числе можно выделять общие и специальные экологические законы, а также обеспечивающие их реализацию акты. В качестве общих выступает Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

Охрану атмосферного воздуха, климата - Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" и "О гидрометеорологической службе";

Охрану животного мира и заповедных территорий - Федеральные законы "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране озера Байкал", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

Охрану морской среды - Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

Охрану земель (почв) - Федеральные законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О государственном земельном кадастре";

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ…, а также, хотя и носящий название закона, но аналогичный Водному или Лесному кодексу РФ по кругу регулируемых вопросов и использованных приемов юридической техники Закон РФ "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.).

Что касается оценки состояния российского природоохранного законодательства в целом, то надо сказать, что отдельные пробелы до сих пор все еще не устранены. Так, не приняты федеральные законы о растительном мире, питьевой воде, опасных веществах. Некоторые акты слишком декларативны (например, Федеральный закон "Об охране озера Байкал") либо регулируют чересчур узкие вопросы, которые в принципе должны быть решены в крупном законе. Во многих актах воспроизводятся не только отдельные нормы, но и целые институты. Требуется, как минимум, систематизация природоохранного законодательства, как максимум - его кодификация. Еще более остро стоит вопрос о системе государственного экологического управления в стране, не сводящийся к воссозданию независимого надведомственного органа, а подразумевающий продуманное совершенствование информационного обеспечения, контроля и других функций. И, конечно, актуальна разработка нормативных требований к процессам принятия экологически значимых решений, особенно тех, последствия которых будут сказываться на будущих поколениях, к расчетам экологических рисков, к гарантиям экологических прав граждан.

8. Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

Принят ГД РФ 20.12.2001, одобрен ФС РФ 26.12.2001

Структура Федерального закона включает:

Глава I. Общие положения;

Глава П. Основы управления в области охраны окружающей среды;

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

Глава XI. Государственный экологический надзор окружающей среды. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды;

Глава XII. Научные исследования в области охраны ОС;

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

Глава XIV.; Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окр среды.

Глава XVI . Заключительные положения

ОН действует в 20 редакции. В этом законе дается ряд основных понятий для экологического права, такие как: окружающая среда, вред причиненный окружающей среде. Перечислены основные принципы: например принцип устойчивого развития, сохранение био разнообразия и т.п.

9. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Следовательно, в контексте экологического законодательства характер высшей ценности носит именно право на благоприятную окружающую среду. Впервые вопрос о праве человека на благоприятные условия жизни был затронут на Стокгольмской конференции ООН в 1972г.

В Законе (ст. 1) благоприятная окружающая среда определяется, как "окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов". Таким образом, право на благоприятную окружающую среду имеет довольно широкое содержание: оно не сводится к праву человека на экологическое благополучие в местах, где протекает его повседневная жизнедеятельность. Каждый вправе требовать соблюдения экологического равновесия не только в районе своего непосредственного проживания, но и в других, даже удаленных от него точках планеты. Право на благоприятную окружающую среду как субъективное юридическое правомочие обеспечивается судебной защитой. Нарушения данного принципа могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

10. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Источники экологической информации.

Согласно ст.3 ФЗ об охране, каждый имеет право на информацию ос состоянии окружающей среды. В РФ понятие экологической информации отсутствует. Данное понятие четко раскрыт в Орхусской Конвенции о праве на экологическую информацию и доступе к правосудию по экологическим делам. Данная конвенция была обсуждена и принята в Дании в 1998. РФ принимала активное участие в разработке этой конвенции. РФ отказалась ее ратифицировать. Понятие экологической информации очень широкое - окружающая среда, состояние природных объектах, о производственных процессах, что практически не остается для информации скрытой, тайны. Ратификация планируется в 2013г.Планируется создать орхусский центр, который будет работать в течении 4 лет и этот цнт разработает изменения в законодательство о тайне.

Родовое понятие "информация" - 27.07.06 "об информации"

"...1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;..."

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Общедоступная

Ограниченного доступа (тайна)

Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.

"...государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;..."

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1
(ред. от 08.11.2011)
"О государственной тайне"

"...1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;..."

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 11.07.2011)
"О коммерческой тайне"

Не может быть коммерческой тайной информация о состоянии окружающей среды, состоянии санэпид обстановки

Критерии

1. Полнота

2. Достоверность

Основная роль по информации возложена на Росгидромет (Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе").

а) Глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды

б) Единство и сопоставимость наблюдения

в) Безопасность проведения работ по наблюдению

г) Интеграция с государственными и межгосударственными структурами

д) Обеспечение достоверности информации

е) Деятельность гидрометеорологической службы должна соответствовать принципам охраны окружающей среды

Сведения, полученные в результате мониторинга

· информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

· специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств;

Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (Статья 15.) - ПП от 14.02.2000 - регулирует порядок

Сбор информации для ФЛ и ЮЛ\

Своевременное выявление и прогнозирование загрязнение окружающей среды

Ведение единого госфонда данных (ПП 21.12.1999 №1410) - упорядоченная совокупность информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения, полученный в результате деятельности Росгидромета, госорганов, ОМС, ФЛ и ЮЛ и области метеорологии и смежных с ней областях. Приоритет у бумажных носителей.

1. Источники информации

2. Нормативные акты

3. Кадастры природных ресурсов

4. Данные мониторинга окружающей среды

6. Материалы государственного статистического учета

8. Системы учетов опасных объектов

9. Государственный каталог агрохимикатов и пестицидов

10. Результаты экологической экспертизы

11. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды»)

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

12. Меры обеспечения экологической безопасности.

В 50-е годы 20 века появилось понятие экологической опасности, в часности сформулировал понятие эколог Ремерс. Раз возникла опасность, то второй шаг необходимость в разработке мер по обеспечению безопасности. Начиная с 60-70х годов стало разрабатываться понятие экологической безопасности. Первый шаг принятие закона «О безопасности» от 1992г. В научной литературе стал вопрос определить дифеницию ЭБ. К середине 90х годов слодилось 3 точки зрения. Все сводились к тому что это состояние защищенности. А дальше специалисты расходились во мнении.

1 тз (Петров, МГУ) ЭБ - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества, личности и гоударства.

2 тз (Жевлаков) ЭБ – состояние защищенности биологических основ жизни здоровья и развития человека.

3 тз (Винокуров) ЭБ – состояние защищенности населения, животного и растительного мира, окружающей природной среды в целом от последствий антропогенного характера, а так же от стихийных бедствий и катастроф.

В 1995 году был разработан проект ФЗ об экологической безопасности. Разработчики определили что ЭБ – это состояние защищенности жизненно важных интересов личночти, общества, природной среды от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее. Данный законопроект был принят лишь в первом чтении, на этом его судьба закончилась.

Принятие закона об охране окруж среды. Действующая дифениция понятия содержится в статье первой закона и определяется как ЭБ – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности чрезвычайных ситуаций природного и техногогенного характера, их последствий.

складывается на нескольких уровнях:

Международный (м\ународнвые договоры)

Федеарльный уровень (К РФ(анализ 2х статей 41 и 42 ст), ФЗ о безопасности; ФЗ об охране окружающей среды; нормы регулирующие обеспечение безопасности в различных сферах (см вопросы со 2-6); подзаконные акты)

Межрегиональный (регулирование вопроса в рамках федеральных округов)

Региональный

Уровень субъектов (глава исполнительной власти в субъекте – ответственный за документы)

Муниципальный уровень (глава муниц образования)

Локальный уровень (производственные субъекты).

Меры по обеспечению экологической безопасности

действия, снижающие уровень экологической опасности или направленные на снижение потенциальной возможности возникновения экологической опасности. М по о. .э.б. включают в себя комплекс экологических, экономических, юридических и социальных законов и нормативов, обеспечивающих снижение экологической опасности, а также деятельность по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями.

13. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности.

ФЗ «о радиационной безопасности» 09.01.1996 N 3-ФЗ

радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

Так же в данной сфере предусмотрены: государственное планирование, нормирование, лизензирование и контроль/надзор.

14. Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

1. Общие экологические требования к хозяйственной деятельности

Все законодательство на сегодняшний день направлено на использование наилучших существующих технологий

Гл 7 ФЗ об охране ОС - требования к разработке, консервации, размещению, проектированию, вводу в эксплуатацию, вывода из эксплуатации

1. Все эти мероприятия подлежат ОВОС

2. Обязательно проведение ЭЭ

3. Все объекты, функционирующие с нарушением требований тех регламентов и эк. стандартов - деятельность д.б. приостановлена. невыполнение требований привести в соответствие - прекращение - ТОЛЬКО СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК.

4. при размещении зданий, строений, сооружений обязательно должны быть учтены требования по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов должны быть соблюдены правила по экологической безопасности, биоразнообразия.

1. При проектировании хоз. объектов обязательно учитываются:

Нормативы антропогенной нагрузки

Способы размещения отходов производства и потребления

Максимально должны учитываться наилучшие технологии

Существует прямой правовой запрет снижения стоимости за счет сокращения объема мероприятий по охране ОС.

При размещении полигонов ТГО, в обязательном порядке утверждаются проекты культивации земли

= технический этап - разрабатывается проект рекультивации, проводятся почвенные, гидрологические, почвенные и иные изыскания, обязательно проект рекультивации подлежит ГЭЭ

= биологический этап - осуществление самих рекультивационных мероприятий - снятие, нанесение почвенного слоя, нанесение откосов - результат - акт передачи-приема некультивированных земель