Основные задачи рсчс. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Что такое РСЧС? В каждом государстве существуют службы, которые призваны в случае любых чрезвычайных ситуаций (ЧС) заниматься вопросами:

В России в апреле 1992 году в соответствии с Постановлением правительства РФ за номером 261 была сформирована Российская система предупреждения и действий в ЧС (аббревиатура РСЧС), которая позднее, в 1995 году, была переименована в Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными принципами работы системы являются не только территориально-производственный и плановый характер; универсализм созданных подразделений, их мобильность и готовность в любой момент приступить к работе в условиях ЧС; но также и централизация управления. Нельзя сбрасывать со счетов и приоритетный характер службы.

Структура организации

Органы РСЧС - это прежде всего государственная структура, выстраивающая свою работу на основе права. Ее общее руководство осуществляет правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на МЧС РФ. Что входит в структуру этой системы? В состав РСЧС входят:

  • органы исполнительной власти федерального значения;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления и подразделения, в ведении которых находятся вопросы защиты населения и территорий в случае введения режима ЧС.

Все составляющие РСЧС обладают необходимыми средствами для решения поставленных задач, а также силами.

Классификация задействованных сил

Все задействованные силы подразделяют на следующие:

  • Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
  • Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
  • Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.

На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.

Цели РСЧС

Основные цели организации определены уже самим ее названием:

  • Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, - для защиты населения и территорий.
  • Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.

  • Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
  • Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.

Факторы, влияющие на функционирование РСЧС

Что составляет нормативно-правовую и законодательную основу построения и функционирования системы? В своей работе организация (как расшифровывается аббревиатура РСЧС, вы уже знаете) руководствуется прежде всего такими документами, как Конституция России; а также федеральными законами (их около 60) и постановлениями правительства (их более чем 120). Помимо этого внутри самого ведомства издано свыше 300 приказов, распоряжений, инструкций и положений. Только на основе всех этих документов деятельность такой организационно-правовой структуры и осуществляется.

Задачи системы

Основные задачи РСЧС:

  • Самая главная - ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
  • Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
  • Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
  • Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
  • Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.

  • Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
  • Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
  • Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
  • Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
  • Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
  • Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
  • В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).

Предупреждающие действия РСЧС

Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.

Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:

  • постоянное прогнозирование ситуации;
  • оценку имеющихся рисков;
  • отслеживание состояние природной среды;
  • наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
  • меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
  • их лицензирование;
  • надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
  • создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
  • создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
  • меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.

Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС

Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:

  • Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
  • Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.

  • Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
  • Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
  • Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
  • Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
  • Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
  • Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.

Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС

Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:

  • Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
  • Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
  • Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
  • Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
  • Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
  • Организация мер по снижению размера материальных потерь.

Классификация ЧС

Чрезвычайные ситуации, которые уже повлекли или могут в будущем повлечь человеческие жертвы; нанести ущерб здоровью или природе, окружающей нас; нарушить обычные и привычный уклад жизни людей; принести материальные потери и экономический ущерб, подразделяют на несколько групп. Среди них:

  • природного и естественного характера;
  • технологические и искусственные;
  • специфические;
  • социально-биологические.

Катастрофы природного и естественного характера

Эта группа включает в себя следующее:

  • Снежные заносы, оползни, наводнения и сели.
  • Ураганы, смерчи и бураны.
  • Пожары.
  • Засухи и морозы.
  • Повышенная сейсмическая активность и извержения вулканов.
  • Падение метеоритов и другие космические «сюрпризы».

Катастрофы технологического и искусственного характера

Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:

  • Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
  • Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.

Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.

Специфические

В мире все время где-то происходят военные конфликты, в которые порой втягивается все большее и большее количество стран. Нет в мире спокойствия и стабильности. А жаль. Так вот, именно войны и вооруженные конфликты и относятся к этой категории.

Социально-биологические

По сравнению с вышеописанными группами эта категория связана непосредственно с человеческим фактором:

  • Отсутствие каких-либо продуктов питания.
  • Тяжелая эпидемиологическая обстановка.

  • Беспорядки в обществе.
  • Бытовой алкоголизм.
  • Действия террористов.
  • Зависимость от наркотиков (наркомания).
  • Токсикомания.

В заключение

Надеемся, что теперь вы знаете, что такое РСЧС, каковы ее основные функции, цели и задачи. Какую важную и нужную работу выполняют сотрудники этой системы. И как она нужна всем нам. Также надеемся, что вы четко уяснили, как правильно расшифровывается аббревиатура РСЧС.

Другим видом кольцевой бури является смерч. Он отличается от урагана прежде всего своими масштабами, поскольку никогда не превышает в диаметре 2,5 км. Обычно смерчи начинаются на территории, где уже идет гроза, а тучи темные и воронкообразные. Смерч может пройти по площади всего в несколько километров длиной и несколько сотен метров шириной. Но зато он разрушает на своем пути практически все подряд.

Какова основная цель создания РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Постановлением Правительства РФ “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях” (РСЧС) устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. Соответственно этому были определены ее главные задачи основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято Постановление “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.В соответствии с положением об РСЧС, утвержденным указанным Постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сбор и обработка информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмен информацией;

· подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резервы финансовых и материальных ресурсов);

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

· Федеральный закон “О защите населения…” вводит основные определения терминов, применяемых в РСЧС.

· Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

· Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

· Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

· Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

· Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

· Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

ПРИМЕЧАНИЕ

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных и отраслях экономики.Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.Каждый уровень РСЧС (рис. 1.1) имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов Координирующие органы РСЧС:

 на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

Необходимость образования РСЧС и в России, и за рубежом диктовалась стремительным увеличением нависших военных угроз, разработкой и постоянным совершенствованием всевозможных средств поражения.

К примеру, в военное и послевоенное время силами местной противовоздушной обороны (современное МЧС России) не только были спасены многочисленные граждане в момент артиллерийских и авиационных ударов противника, ликвидированы завалы, проведены мероприятия по первичному жизнеобеспечению населения, обезврежены неразорвавшиеся снаряды и авиабомбы, разминированы сооружения и здания, но и восстановлены канализация и водопровод, линии электроснабжения и связи, командные пункты и многое другое.

Законодательный аспект касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС

Впервые в нашей стране, согласно Постановлению РФ № 261 от 18.04.1992 года: «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», была сформирована соответствующая система, предназначенная для предупреждения всевозможных ЧС и в военное, и в мирное время, их ликвидации в случае возникновения, а также для обеспечения полной безопасности населения, всесторонней защиты окружающей среды и сокращения масштабов нанесенного ущерба экономики страны.

Позже организационно-правовые нормы РФ, которыми регламентируется защита населения в чрезвычайных ситуациях, а также воздушное, водное и земельное пространство, окружающая среда и объекты социального, производственного назначения, стали регулироваться Федеральным законом: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.

Последующее исполнение данного закона вылилось в принятие Постановления Правительства РФ № 1113 от 05.11.1995 года «О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором утверждалось Положение в отношении РСЧС. Оно определило, какие задачи решает РСЧС, принципы построения данной единой системы, состав средств и сил, порядок взаимодействия основных структурных элементов. В общем, Положение регулирует то, как единая система функционирует.

Основные термины в РСЧС

Чрезвычайная ситуация - определенная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине аварии, катастрофы, опасного события природного происхождения, стихийного либо иного бедствия, последствием которого стал (станет) ущерб человеческому здоровью или окружающей среде, человеческие жертвы, разного рода нарушения касаемо условий приемлемой жизнедеятельности людей, существенные материальные потери.

Предупреждение ЧС - обширный комплекс предварительно проводимых мероприятий, направленных на минимизацию рисков их возникновения, сохранение человеческого здоровья, сокращение масштабов нанесенного ущерба природной среде, существенных материальных потерь.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - виды неотложных работ аварийно-спасательного характера, которые проводятся в случае возникновения ЧС. Они ориентированы на сохранение человеческого здоровья, спасение жизни, сокращение материальных потерь и масштабов нанесенного ущерба природной среде, а также на локализацию участков (зон) ЧС.

Зона ЧС - пространство, на котором развернулась чрезвычайная ситуация и которое в связи с этим находится под постоянным контролем.

Цели и задачи РСЧС

Первые представлены тремя направлениями:

  • предупреждение возникновения и последующего развития ЧС;
  • сокращение масштабов ущерба от них;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и надлежащее исполнение экономических и правовых норм, которые связаны с обеспечением полноценной защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

2. Внедрение научно-технических и целевых программ, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций, укрепление функционирования учреждений, предприятий и организаций (без привязки к их организационно-правовым формам), им подведомственных объектов социального, производственного назначения в ЧС.

3. Прогнозирование и анализ социально-экономического аспекта последствий ЧС.

4. Обеспечение полной готовности осуществления определенных действий в чрезвычайных ситуациях органами управления, средствами и силами, предназначенными для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

5. Международное сотрудничество касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

6. Осуществление такого комплекса действий, как сбор, оперативная обработка, обмен и последующая выдача информации о том, как реализуется защита населения в чрезвычайных ситуациях.

7. Подготовка граждан к определенным действиям в рамках ЧС.

8. Создание необходимых резервов различных ресурсов, которыми будет обеспечиваться ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

9. Проведение госнадзора, контроля и экспертизы в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

11. Проведение комплекса мероприятий (гуманитарных акций) касаемо социальной защиты граждан, пострадавших от ЧС.

12. Реализация гражданских прав и обязанностей в рамках защиты населения страны и ее территорий от последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями.

Задачи, решаемые РСЧС, являются приоритетными во всех областях. От их тщательной проработки и своевременного исполнения зависят многие жизни, а также территории, повреждение которых может быть необратимо.

Цели и задачи РСЧС должны постоянно корректироваться в соответствии с существующей техногенной и антропогенной ситуацией в стране. Предупреждение ЧС - главное направление работы служб.

РСЧС: структура, задачи и функции

Ее структура представлена территориальными и функциональными подсистемами, выраженными пятью уровнями: объектовым, местным, территориальным, региональным и федеральным.

Территориальные подсистемы формируются в пределах территории субъектов РФ в целях предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Они состоят из определенных звеньев, которые соответствуют административному делению данных территорий.

Что касается функциональных подсистем, то их формируют федеральные органы исполнительной власти в порученных им отраслях экономики в целях организации мероприятий в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

Каждый уровень рассматриваемой системы имеет следующие органы (подразделения РСЧС):

  • координирующие;
  • повседневного управления;
  • управления по делам гражданской обороны и ЧС;

Также в каждый из них входят: необходимые средства и силы, резервы различных ресурсов, связи и информационного обеспечения.

Безопасность в ЧС

Для начала следует дать определение данному понятию.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - это создание достаточной защищенности всех граждан, экономических объектов, природной среды от всевозможных опасностей в ЧС. Она бывает нескольких разновидностей.

Виды безопасности в ЧС

Она бывает:

  • пожарной;
  • радиационной;
  • экологической;
  • сейсмической;
  • промышленной;
  • биологической;
  • химической.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях также можно классифицировать по объектам:

  • население;
  • окружающая среда;
  • экономические объекты.

Достижение данного рода безопасности осуществляется посредством предупреждения, предотвращения либо максимального уменьшения негативных последствий ЧС.

История МЧС России

Она тесно сопряжена с (04.10.2010 - 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) - это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата - день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии - День спасателя РФ).

10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

Средства и силы РСЧС

Основные задачи РСЧС, которые были перечислены ранее, включают пункт касаемо обеспечения полной готовности осуществить ряд действий в ЧС органов управления, средств и сил, предназначенных для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

Выделяют два вида вышеуказанных средств и сил:

1. Наблюдения и контроля:

  • органы надзора (в отношении состояния котлов, АЭС, электрических и газовых сетей, мостов и т. д.);
  • контрольно-инспекционная служба (Минэкологии);
  • учреждения и службы ведомств, которые отслеживают состояние природной среды;
  • ветеринарная служба;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
  • лабораторный мониторинг качества продуктов питания, пищевого сырья;
  • служба предупреждения о стихийных бедствиях.

2. Ликвидации ЧС:

    • Министерство по чрезвычайным ситуациям, МВД и МО (их подразделения, части и соединения);
    • невоенизированные формирования гражданской обороны;
    • средства и силы, относящиеся к другим ведомствам и министерствам, государственным органам (находящимся на территории РФ).

Профилирующие направления деятельности рассматриваемой системы

Продолжаем рассматривать РСЧС. Структура, задачи и функции ее есть важнейший элемент системы нац. безопасности РФ.

Основными направлениями ее деятельности выступают:

1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство РФ создало коллегиальный орган управления - Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по ЧС.

3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от ЧС федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов РФ, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС РФ.

4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия ЧС материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

МЧС России: задачи и направления деятельности

Основные задачи РСЧС, возлагаемые на данное министерство, можно сгруппировать в два направления:

  1. Разработка предложений в отношении государственной политики в рамках ГО, а также предупреждения и последующей ликвидации ЧС.
  2. Курирование и обеспечение нормального функционирования рассматриваемой системы (РСЧС) в ЧС не только в военное время, но и в мирное.

Будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что основные задачи и структура РСЧС четко прописаны в ранее указанном Федеральном законе касаемо защиты граждан РФ и ее территорий от воздействия ЧС.

Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

Режимы работы рассматриваемой единой системы

В зависимости от существующей обстановки выделяют три режима:

1. Постоянной деятельности (при условии, когда все имеющиеся органы управления и существующие силы РСЧС функционируют в обычном темпе):

  • исследование текущего состояния природной среды и всестороннее прогнозирование ЧС;
  • планирование, организация и обеспечение комплекса действий сил РСЧС и органов управления в случае возникновения ЧС;
  • сбор, обработка и последующий обмен информацией касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, обеспечение полноценной пожарной безопасности;
  • пропаганда знаний касаемо защиты всего населения страны и ее территорий в случае ЧС;
  • организация формирования, размещения, хранения, своевременного восполнения существующих резервов, необходимых для проведения ликвидации последствий, нанесенных ЧС.

2. Повышенной готовности (существующая угроза возникновения ЧС):

  • усиление контроля за изменением состояния прогнозирование наступления и степень нанесения ущерба от ЧС;
  • непрерывный процесс сбора, обработки и передачи силам РСЧС и органам управления сведений о прогнозируемых ЧС, информирование граждан о способах и приемах защиты в этих случаях;
  • быстрое реагирование (предупреждение наступления и развития ЧС);
  • уточнение планов и других документов в отношении предупреждения и ликвидации последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями;
  • проведение (если это посчитается необходимым) эвакуационных мероприятий.

3. Чрезвычайной ситуации (наступление ЧС и ее оперативная ликвидация):

  • непрерывный мониторинг текущего состояния природной среды, осуществление прогнозирования степени угрозы;
  • оповещение граждан и руководителей о наступивших чрезвычайных ситуациях;
  • непрерывный сбор, обработка (анализ) и обмен данными касаемо сложившейся обстановки в зоне ЧС и способов ликвидации ее последствий;
  • проведение комплекса защитных мер в отношении всего населения страны и ее территорий от ЧС;
  • организация и непрерывное обеспечение взаимодействия всех имеющихся органов исполнительной власти в отношении определенных мер по ликвидации последствий воздействия ЧС;
  • проведение необходимых мероприятий касаемо полноценного жизнеобеспечения населения в рамках сложившейся чрезвычайной ситуации.

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

История создания РСЧС. Задачи РСЧС. Структура РСЧС. Уровни организации РСЧС. Управление РСЧС. Структура координирующих органов. Структура постоянно действующих органов Органы повседневного управления. Основные задачи органов управления РСЧС. Структура сил и средств РСЧС. Режимы функционирования РСЧС

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В целях совершенствования данной системы Постановлением Правительства от 30.12.2003 года №794 утверждено новое положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.

В настоящее время Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (единая система РСЧС)- это совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, необходимых сил и средств, обеспечивающих выполнение мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Основные задачи РСЧС (в соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС»)

  • 1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
  • 2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального значения в ЧС.
  • 3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
  • 4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 5. Подготовка населения к действиям в ЧС.
  • 6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
  • 7. Создание резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
  • 8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 9. Ликвидация ЧС.
  • 10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
  • 11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 12. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

Единая система строится по территориально производственному принципу, имеет 5 уровней управления:

федеральный;

региональный;

территориальный;

объектовый.

Гражданская оборона, ее предназначение

Принятый в 1998 году Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону, как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи ГО

  • 1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в военное время.
  • 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих в военное время.
  • 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  • 6. Проведение аварийно-спасательных работ.
  • 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей военного времени.
  • 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • 9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий.
  • 10. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших в военное время.
  • 11. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  • 12. Срочное захоронение трупов в военное время.
  • 13. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 14. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура гражданской обороны

Полиция в Российской Федерации

В соответствии с законом «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основные направления деятельности полиции

  • 1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
  • 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • 4) розыск лиц;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
  • 2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Служба скорой медицинской помощи

Скорая медицинская помощь -- система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Скорая медицинская помощь призвана:

  • - оказывать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при переломах, ранениях, вывихах, ожогах, обморожениях, ушибах, сотрясении мозга, утоплениях, отравлениях и т.п.; угрожающих жизни состояниях, таких как, например, потери сознания, нарушение мозгового кровообращения, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, кровотечениях всех видов и т. п.; роженицам и гинекологическим больным с признаками угрожающих жизни состояний;
  • - выезжать беспрепятственно к людям, заболевшим или получившим различные травмы на улице, в учреждениях, на предприятиях, в иных общественных местах;
  • - осуществлять перевозку инфекционных, «острых» хирургических и хронических больных;
  • - проводить научно-практическую, методическую и санитарно-просветительскую работу, разрабатывать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и травматизма;
  • - оповещать местные органы правопорядка о, так называемых, криминальных травмах (например, ножевых и огнестрельных ранениях) и местные органы самоуправления и службы экстренного реагирования обо всех чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, автомобильные и техногенные катастрофы и т.п.).

В конце XX - начале XXI века угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла.

Поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны: РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 г. был принят Федеральный закон «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.

На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. В ноябре 1995 года была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Назовем основные задачи РСЧС:

  • -разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций любого характера;
  • -осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • -обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • -сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

  • -прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • -создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • -осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • -ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • -осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • -реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • -международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления по делам ГОЧС, силы и средства страны для защиты от ЧС.

РСЧС состоит

из территориальных (создаются в субъектах РФ)

и функциональных подсистем (создаются федеральными министерствами и ведомствами);

она имеет пять уровней:

федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.

В свою очередь, каждый уровень РСЧС имеет

координирующие органы,

постоянно действующие органы управления РСЧС,

силы и средства РСЧС,

системы связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.

Органы управления системы РСЧС:

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.

Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.

В режиме повседневной деятельности:

  • - осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • - планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
  • - совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • - создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • - осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности:

  • - принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
  • - усиление дежурно-диспетчерской службы;
  • - усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
  • - принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
  • - приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС,

В режиме чрезвычайной ситуации:

  • - организация защиты населения;
  • - выдвижение оперативных групп в район ЧС;
  • - организация ликвидации ЧС;
  • - определение границ зоны ЧС;
  • - организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
  • - осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Итак, на этом уроке Вы рассмотрели основные задачи, структуру и режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Опасности, признаки, источники формирования опасностей. Классификация опасностей. Детерминизм. Детерминизм опасностей

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму - в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно - следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека):

опасности, связанные с климатическими и погодными изменениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явлениях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем безопасности; недостаточная подготовка руководителей производства по вопросам обеспечения безопасности проведения работ.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Источниками (носителями) опасностей являются:

естественные процессы и явления,

техногенная среда,

действия людей.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров , но и от способности объекта защиты воспринимать тот или иной поток вещества , энергии или информации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

Классификация опасностей.

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, Антропогенные, Техногенные.

По видам потоков

Энергетические, Информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон воздействия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные,Глобальные

По степени завершенности процесса воздействия опа

Потенциальные, Реальные, Реализованные

Естественные опасности - обусловлены климатическими и природными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, неправильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вредных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибрации; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

Все явления и процессы в мире связаны между собой, философский принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь. Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Слово "детерминизм" происходит от латинского determinare - "определять", "отделять". Первые представления о связи между явлениями и событиями основывались на повседневной жизни людей, они нашли выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Классическая философия и наука XVII и XVIII вв. исходили из того, что мир состоит из изолированных объектов и вещей, Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким траекториям движутся массы вещества. Материя состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой, а время и пространство абсолютны. Вселенная существует как хорошо отлаженная машина, в ней действует строгая необходимость, а явления и вещи связаны между собой в цепочку причин и следствий. В таком мире нет случайностей, случайно только то, причин чего человек пока не знает. Но поскольку мир рационален, а человек наделен разумом, то в конце концов он может получить полное и исчерпывающее знание о бытии. Такая картина мира сложилась на основе физики Исаака Ньютона и философии Рене Декарта. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Эта форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает, что случайность объективно существует. Один из сторонников такого взгляда на мир философ Бенедикт Спиноза считал, что случайными люди называют явления только по причине недостатка знаний о них. Другой ученый XVII в. Пьер Симон Лаплас утверждал, что если бы человек был осведомлен обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то мог бы однозначно предсказать будущее и абсолютно точно реконструировать пошлое. Такой эффект был назван "демоном Лапласа".

Человек в "часовом механизме Вселенной" был просто одним из винтиков хорошо отлаженной машины, он понимался как природное тело в ряду других тел. Ни наука, ни философия нс могли объяснить его "невещные", духовные проявления и потому просто игнорировали их. По большому счету наука этого времени и не стремилась постичь человека, а в философии появились идеи о том, что наряду с миром природы существует мир свободы, морали и красоты, которым должна "заниматься" религия. В какой-то момент такой тотально объективистский, бесстрастный взгляд философии перестал замечать человека, устранил его из картины мира и заменил "субъектом познания". Следствием механистического детерминизма стал фатализм - учение о всеобщей предопределенности явлений и событий.

а) прогнозирование ЧС на территории Российской Федерации и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединение усилий органов центральной и исполнительной вла­сти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств для предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

40. РСЧС состоит из:

а) республиканских и областных подсистем;

б) региональных и местных подсистем;

в) краевых и областных подсистем;

г) территориальных и функциональных подсистем;

41. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента (Выберите все правильные ответы):

а) оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий и развертывания силами гражданской обороны вооружения, военной техники и средств защиты населения;

б) объявления состояния войны, фактического начала военных действий;

в) отдания приказа Министром МЧС России войскам гражданской обороны о выдвижении в зоны ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

г) введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

42. Какие ЧС не являются техногенными?

а) лесные пожары;

б) аварии на химически опасных объектах;

в) аварии на радиационно-опасных объектах;

г) аварии в коммунально-энергетических сетях;

д) аварии на транспорте.

43. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __ человек, при условии, что зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района:

а) 20, но не более 90 человек;

б) 15, но не более 70 человек;

в) 30, но не более 100 человек;

г) 10, но не более 50 человек.

44. Укажите стадии чрезвычайной ситуации в порядке их возникновения?

а) зарождения, инициирование ЧС, кульминация, затухания, ликвидация последствий;

б) зарождения, кульминация, инициирование ЧС, затухания, ликвидация последствий;

в) зарождения, кульминация, затухания, инициирование ЧС, ликвидация последствий.

45. Зона заражения АХОВ называют:

а) территорию, в пределах которой в результате аварии на химически опасном объекте произошли массовые поражения людей;

б) территорию, на которой могут быть массовые поражения людей;

в) территорию, подвергшуюся заражению АХОВ.

г) территория, на которой концентрация АХОВ достигает значений, опасных для жизни людей.

46. По характеру токсического воздействия аммиак относится к группе веществ:

а) преимущественно удушающего действия;

б) преимущественно общеядовитого действия;

в) нейротропных ядов;

г) метаболических ядов.

47. При наличии в атмосфере паров аммиака необходимо перемещаться:

а) в верхние этажи зданий;

б) на улицу;

в) в нижние этажи и подвалы.

48. При наличии в атмосфере паров хлора необходимо перемещаться:

а) в верхние этажи зданий;

б) на улицу;

в) в нижние этажи и подвалы.

49. Сколько экземпляров акта формы Н-1 составляется, если несчастный случай произошел с работником, направленным сторонней организацией?

а) один экземпляр;

б) два экземпляра;

в) три экземпляра;

г) четыре экземпляра;

д) столько, сколько запросит другая организация.

50. Кровоостанавливающий жгут накладывается:

а) при артериальных кровотечениях;

б) при капиллярных кровотечениях;

в) при венозных кровотечениях;

г) при паренхиматозных кровотечениях.

51. В холодное время года кровоостанавливающий жгут накладывается:

а) на 15 минут;

б) на 30 минут;

в) на 1 час;

г) на 2 часа.

52. Выберите и впишите в таблицу напротив каждого знака пожарной безопасности его смысловое значение (название).

Знак пожарной безопасности Смысловое значение знака
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Смысловое значение знаков пожарной безопасности:

Пожарный сухотрубный стояк. Кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики. Пожарный гидрант. Пожарный кран. Пожарный водоисточник. Пожароопасно. Окислитель. Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества. Запрещается пользоваться открытым огнем и курить. Запрещается тушить водой. Звуковой оповещатель пожарной тревоги.

53. Задачи гражданской обороны объекта решаются путем проведения комплекса мероприятий. Соотнесите стрелками мероприятия с их содержанием.