Потенциально опасные объекты. Виды потенциально опасных объектов и характер опасных производств

Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки. В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:

  • 1. Радиационно опасные объекты
  • 2. Химически опасные объекты
  • 3. Взрыво- и пожароопасные объекты
  • 4. Опасные транспортные средства
  • 5. Опасные технические сооружения.

Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.

Система критериев

категорирования потенциально опасных объектов по уровню угроз техногенного, природного и террористического характера и степени их защищенности от этих угроз , а также оценки эффективности мероприятий физической защиты и охраны опасных объектов

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого - социальные и террористические) (ГОСТ Р 22.0.02-94);

потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологическ ие вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Собрание законодательства Российской Федерации», 23.09.1996, № 39, ст. 4563) определены параметры, характеризующие масштаб чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденными приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 («Российская газета» № 71, 12.04.2003 г.) (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2003 г., регистрационный № 4291), введены классы опасности потенциально опасного объекта, устанавливаемые по результатам прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций:

  • 1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
  • 2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
  • 3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
  • 4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
  • 5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Согласно указанным критериям, категорирование потенциально опасных объектов проводится по четырем параметрам (i,j,k,l).

I - техногенного характера;

II - природного характера;

III - террористического характера.

A - ядерно и/или радиационно опасные;

B - пожаровзрывоопасные;

C - химически опасные;

D - биологически опасные;

Е - гидродинамически опасные.

Категорирование по масштабам угроз (k) осуществляется в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения по пяти классам опасности потенциально опасного объекта.

Категорирование по степени защищенности от угроз техногенного, природного и террористического характера (l) осуществляется по результатам оценки готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий, проводимой в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.

При этом используются три категории:

  • 1 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Пример: показатель О(IA33) - характеризует защищенность потенциально опасного объекта к воздействию угроз техногенного характера, объект является ядерно и/или радиационно опасным, в результате аварии на нем возможно возникновение территориальной чрезвычайной ситуации, защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Предложенные критерии категорирования потенциально опасных объектов являются «рамочными», их дальнейшую детализацию с учетом специфики объекта и конкретизации угроз необходимо осуществлять ведомственными нормативными актами.

II. Эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов определяется:

наличием и состоянием технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций;

видом охраны (войсковая, вневедомственная, ведомственная);

наличием и состоянием инженерно-технических средств охраны;

эшелонированием всех видов охраны и технических средств обеспечения безопасности.

Наиболее общим критерием, характеризующим эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов от угроз террористического характера, является вероятность непроникновения террористов на данный объект. Определение количественных показателей данного критерия требует использования типовых моделей воздействия, моделей охраны, обороны и функционирования, как самого объекта, так и его технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций.

В большинстве случаев эта задача трудноразрешима, поэтому в качестве критерия предлагается использовать показатель степени оборудования объекта средствами физической защиты и охраны. При этом используются три категории состояния оборудования объекта указанными средствами:

  • 1 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

При определении предъявляемых требований необходимо учитывать:

рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

обеспечение надежной защиты персонала объекта;

повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта;

исключение или ограничение поражения вторичными факторами;

обеспечение надежности и оперативности управления производством;

организацию надежных производственных связей и повышение надежности системы электроснабжения;

подготовку объекта к переводу на аварийный режим работы;

подготовку к восстановлению нарушенного производства.

Порядок проведения анализа уязвимости систем физической защиты и охраны потенциально опасного объекта и требования к ним должен определяться в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера» утвержденными приказом Минпромнауки России от 29 мая 2002 г. № 145 На объектах Минобороны России требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. №448/12/1789 «Руководство по оснащению объектов Министерства обороны Российской Федерации техническими средствами охраны и их эксплуатации». Разработан и находится в стадии согласования с заинтересованными органами военного управления проект «Единого порядка проведения анализа уязвимости ядерно-опасных объектов Минобороны России и оценки эффективности действующих и проектируемых средств физической защиты этих объектов».

На объектах Федерального агентства по атомной энергии требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 № 264 «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» и Положением об общих требованиях к системам физической защиты ядерно-опасных объектов Минатома России..

  • 1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт 5а).
  • 2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
  • 3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;

оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;

оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.

  • 4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
  • 5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

  • 6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
  • 7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

  • 9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.
  • 10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:

зона последствий возможных ЧС - зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;

индивидуальный риск - частота возникновения поражающих воздействий, определенного вида в определенной точке пространства;

потенциальный (территориальный) риск - распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10*10 -7 год - 1 .

  • 11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
  • 12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

  • 13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.
  • 14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.
  • 15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.
  • 16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;

  • 17. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).
  • 18. К проверке соответствия разработанных паспортов безопасности опасных объектов установленным требованиям, целесообразно привлекать специализированные организации, участвующие в установленном порядке в экспертизе деклараций промышленной безопасности в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения"

Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

На потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

На установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

Техногенная опасность - состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации , происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило, техногенные ЧС возникают вследствие аварий, сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или) энергии.

Базовая классификация ЧС техногенного характера строится по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС:

· транспортные аварии (катастрофы);

· пожары, взрывы, угроза взрывов;

· аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

· аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ;

· аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

· внезапное обрушение зданий, сооружений;

· аварии на электроэнергетических системах;

· аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

· аварии на очистных сооружениях;

· гидродинамические аварии.

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др.

Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть механическими, физическими, химическими, психофизиологическими и т.д.

Под механическими опасностями понимаются такие нежелательные воздействия на человека, происхождение которых обусловлено вилами гравитации и кинетической энергии тел.

Действие электрического тока на человека носит многообразный характер. Проходя через организм человека, электрический ток вызывает термическое, электролитическое, а также биологическое действия.

Лазерное излучение представляет опасность для человека, наиболее опасно оно для органов зрения. Практически на всех длинах волн лазерное излучение проникает свободно внутрь глаза. Лучи света, прежде чем достигнуть сетчатки глаза, проходят через несколько преломляющих сред: роговую оболочку, хрусталик, стекловидное тело. Энергия лазерного излучения, поглощенная внутри глаза, преобразуется в тепловую энергию. Нагревание может вызвать различные

Опасными и источниками вибрации являются технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины, тяжелый автотранспорт.

Источниками электромагнитных полей радиочастот являются радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цехи.

Значительными источниками теплового загрязнения среды обитания являются тепловые и атомные электростанции (ТЭС и АЭС).

Источниками ионизирующего облучения человека в окружающей среде являются космические облучения, облучение от природных источников, медицинские обследования, ТЭС и АЭС, радиоактивные осадки и т.п.

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки.
В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:

1. Радиационно опасные объекты
2. Химически опасные объекты
3. Взрыво- и пожароопасные объекты
4. Опасные транспортные средства
5. Опасные технические сооружения.

Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.

По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;

2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;

3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;

4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;

5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.

Анализ чрезвычайных ситуаций техногенного характера показывает, что значительная доля их, особенно таких, которые приводят к поражению людей и большим материальным потерям, возника-ет в результате аварий и катастроф на промышленных объектах.

Для облегчения работы по определению и осуществлению мер по предупреждению возникно-вения чрезвычайных ситуаций, уменьшению тяжести их последствий и создания условий для их лик-видации важно систематизировать объекты по признаку, наиболее влияющему на возникновение ЧС на этих объектах. Этим признаком является опасность, которая в случае производственной аварии на данном объекте: выброса в окружающую среду вредных веществ (РВ, СДЯВ, БОВ), взрыва, пожара, катастрофического затопления.

Объект экономики или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель лю-лек, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб народному хозяйству и окружающей природной среде называется потенциально опасным объектом.

По своей потенциальной опасности объекты экономики подразделяются на четыре группы:

Первая - химически опасные объекты (ХОО);

Вторая - радиационно-опасные объекты (РОО);

Третья - пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВО);

Четвертая - гидродинамически опасные объекты (ГДОО).

В настоящее время только крупных предприятий, представляющих опасность регионального или даже глобального характера, на территории России насчитывается более 2 тысяч. В основном это химически опасные объекты.

c) топливовоздушные смеси (вещества, способные образовывать в ЧС взрывоопасные облака -ожиженные нефтяные или природные газы).

В качестве меры опасности объекта с пожаро-взрывоопасными производствами принимается количество несчастных случаев со смертельным исходом в результате инцидента, вызванного чрез-вычайным событием.

Пороговый уровень смертности - 10 погибших при инциденте - принимается в качестве крите-рия опасности ОПХ. (Данный критерий опасности является общепринятым за рубежом и введен В. Маршалом " основные опасности химического производства". М. Мир, 1989 г.)

Под потенциально опасным объектом понимается такой объект, ЧС на котором приведет к ги-бели не менее 10 человек (из числа персонала объекта или населения) или границы зон действия по-ражающих факторов при ЧС выходя] за территорию объекта или территорию его санитарно-защитной зоны.

В качестве основных поражающих факторов на объектах с пожаро-взрывоопасными производ-ствами рассматриваются:

Воздушная ударная волна (ВУВ) взрывов ВВ;

Воздушная ударная волна взрывов ТВС;

Токсическое действие СДЯВ, находящихся на объекте или образующихся в ходе неконтроли-руемых химических реакций в процессе инцидента.

В качестве нормированных показателей поражающей опасности объекта приняты:

Удельная смертность (число погибших в результате инцидента, отнесенное к количеству опас-ного вещества, т/чел.);

Радиус поражения (радиус круга с центром в точке реализации инцидента).

Для ВУВ взрывов ВВ, облаков ТВС в качестве границы радиуса смертельного поражения при-нимается избыточное давление, приводящее к гибели человека.

Для токсического действия СДЯВ в качестве границы радиуса смертельного поражения приня-та глубина зоны летательной концентрации СДЯВ.

Расчет радиуса поражения при инциденте проводится из предположения, что все направления реализации опасности равновероятны.

При одновременной реализации на ОНХ нескольких инциден-тов, ожидаемое количество погибших определяется:

В случае наложения зон действия поражающих факторов - по фактору наиболее опасному для человека;

В случае раздельного положения зон действия поражающих факторов - как сумма погибших от каждого фактора.

Основные расчетные соотношения:

1. Взрыв конденсированных ВВ:

a) число погибших при взрыве n bb = Р * q bb 0,666

b) радиус смертельного поражения R BB = 18,4 * q bb 0,333

n bb - среднее число погибших, чел.

r bb - радиус смертельного поражения при взрыве ВВ, м.

Р - плотность населения, тыс. чел./км 2

q bb - масса заряда ВВ, т.

Определение nbb и rbb можно осуществить также с помощью таблиц.

2. Взрыв облака топливовоздушной смеси:

a) число погибших n tbc = 3PQ tbc 0,666

b) радиус смертельного поражения r tbc = 30 q tbc 0,333

q tbc - масса прореагировавшей части облака ТВС, г.

Для оценочных расчетов принимают:

Для облака образовавшегося при полном разрушении резервуара хранения (мгновенное разруше-ние qtbc = q (полная масса).

Для облака, образовавшегося в результате испарения разлития (при наличии в резервуаре пробоин, трещин и т.д.)

q tbc = 50 % Q разлития

n tbc и r tbc можно определять также и по таблицам Методики.

3. Выброс сильнодействующих ядовитых веществ.

Число погибших при выбросе СДЯВ Nсдяв = М* Qсдяв, где:

М - средняя удельная смертность при воздействии данного СДЯВ,ч/т Qсдяв - масса выброса СДЯВ, т.

Численные значения М для промышленных опасных веществ берут в таблице Методики результаты анализа последствий ряда аварий и по Маршалу "Основные опасности химического производства", М. Мир, 1989 г.).

В основу определения глубины определения опасной зоны при мгновенном или продолжительном выбросах СДЯВ положены результаты работ применительно к хлору.

При определении глубин зон для других СДЯВ используются коэффициенты перерасчета Кл и Кп:

L Л = К Л * L Л ХЛ

L П = К П * L П ХЛ

значения Кл и Кп для промышленных опасных веществ даны в таблицах (Приложение к Мето-дике).

    Приложение. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105
"Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения"

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст.3585) приказываю:

Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).

С.К. Шойгу

Требованиями предусматривается осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения).

Потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.

Анализ чрезвычайных ситуаций техногенного характера показывает, что значительная доля их, особенно таких, которые приводят к поражению людей и большим материальным потерям, возника­ет в результате аварий и катастроф на промышленных объектах.

Для облегчения работы по определению и осуществлению мер по предупреждению возникно­вения чрезвычайных ситуаций, уменьшению тяжести их последствий и создания условий для их лик­видации важно систематизировать объекты по признаку, наиболее влияющему на возникновение ЧС на этих объектах. Этим признаком является опасность, которая в случае производственной аварии на данном объекте: выброса в окружающую среду вредных веществ (РВ, СДЯВ, БОВ), взрыва, пожара, катастрофического затопления.

Объект экономики или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель лю­лек, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб народному хозяйству и окружающей природной среде называется потенциально опасным объектом.

По своей потенциальной опасности объекты экономики подразделяются на четыре группы:

первая - химически опасные объекты (ХОО);

вторая - радиационно-опасные объекты (РОО);

третья - пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВО);

четвертая - гидродинамически опасные объекты (ГДОО).

В настоящее время только крупных предприятий, представляющих опасность регионального или даже глобального характера, на территории России насчитывается более 2 тысяч. В основном это химически опасные объекты.

Химически опасные объекты (ХОО) - это объект, при аварии на котором или разрушении кото­рого может произойти поражение людей, с/х животных и растений, либо химическое заражение ок­ружающей природной среды опасными химическими веществами в концентрациях или количествах, превышающий естественный уровень их содержания в среде.

Главный поражающий фактор при аварии на ХОО - химическое заражение приземного слоя ат­мосферы; вместе с тем возможно заражение водных источников, почвы, растительности. Эти аварии нередко сопровождаются пожарами и взрывами.

Если в городе, районе, области имеются ХОО, то данная административно-территориальная единица (ATE) также может быть отнесена к химически опасной. Критерии характеризующие сте­пень такой опасности, определены в следующих нормативных документах.

Для объектов - это количество, для ATE - доля (%) населения, которое может оказаться в зоне возможного заражения.

По масштабу распространения поражающих факторов аварии на ХОО подразделяют на:

* локальные (частные) - если она не выходит за границу его санитарно-защитной зоны;

* местные - охватывает также отдельные участки близлежащей жилой застройки;

* региональные - когда в нее попадают обширные территории города, района, области с высо­кой плотностью населения;

* глобальные - полное разрушение крупного химического объекта.

Типовые ХОО, использующие наиболее распространенные СДЯВ - хлор и аммиак:

* станции водоочистки;

* холодильные установки;

* предприятия химической, нефтехимической оборонной промышленности;

* железнодорожные цистерны со СДЯВ, продуктопроводы, газопроводы.

Радиационно-опасные объекты (РОО) - любой объект, в т.ч. ядерный реактор, завод, исполь­зующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место хранения ядер­ного материала и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на которых или разрушении которых может произойти облу­чение или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных и растений, а также окружающей при­родной среды.

К типовым РОО относятся:

* атомные станции;

*предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и захоронению р/а отходов;

* предприятия по изготовлению ядерного топлива;

* научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные установки и стенды;

* транспортные ядерные энергетические установки;

* военные объекты.

Потенциальная опасность РОО определяется количеством р/а веществ, которое может посту­пить в окружающую среду в результате аварии на РОО. А это в свою очередь зависит от мощности ядерной установки. Наибольшую опасность представляют АС и НИИ с ядерными установками и стендами. Аварии на них классифицируются как по возможным масштабам последствий: локальная, местная, общая, региональная, глобальная, так и по нормам эксплуатации (проектные, проектные с наибольшими последствиями, запроектные).

1 Пожаро-взрывоопасный объект (П BOO ) - это объект, на котором производятся, хранятся, ис­пользуются или транспортируются продукты и вещества, приобретающие при определенных услови­ях (авариях, инициировании) способность к возгоранию (взрыву).

По своей потенциальной опасности эти объекты подразделяются на 5 категорий:

А - объекты нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, склады нефтепродуктов;

Б - производства угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, синт. каучука;

В - лесопильные, деревообрабатывающие, столярные и т.п. цеха, склады масла;

Г - металлургические производства, термические цеха, котельные;

Д - объекты переработки и хранения несгораемых материалов в холодном виде.

Особенно опасные объекты категорий А, Б и В.

Пожары и взрывы приводят к разрушению зданий и сооружений вследствие сгорания или де­формации их элементов, оборудования, возникновении воздушной ударной волны (при взрыве), об­разованию облаков ТВС и ГВС, токсических веществ, взрыву трубопроводов и сосудов с перегретой жидкостью.

Гидродинамический опасный объект (ГДОО) - это гидротехническое сооружение или естест­венное образование, создающее разницу уровней воды до и после этого объекта.

К гидротехническиопасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

Типовые ГДОО:

Плотины; - напорные бассейны ГЭС и ТЭС;

Подпорные стены; - водоприемники. Критерии потенциальной опасности ГДОО:

1. Сооружения ГЭС и ТЭС (по электрической мощности):

* 1 класс - мощность 1,5 млн. квт. и более;

* 2-4 класс -/- до 1,5 млн. квт.

2. Сооружения мелиоративных систем при площади орошения или осушения (тысяч Га): 1 класс - > 300; 2 класс -100-300; 3 класс - 50-100; 4 класс - < 50.

Идентификация, т.е. установление степени опасности объектов включает:

*первичное (начальное) определение степени опасности объекта экономики, основанное на анализе возможных видов ущерба, наносимого человеку и окружающей среде;

*выделение приоритетных для последующего анализа объектов.

При проведении идентификации учитывается две категории опасностей

*опасности, возникающие в процессе нормальной эксплуатации объекта;

*опасности аварийной природы, в т.ч. нештатные ситуации, при которых имеет место значи­тельное повышение уровня риска.

Процедура начального определения степени опасности объекта реализуется с помощью состав­ляемой таблицы, характеризующей возможный ущерб от функционирования объекта, а также ин­формации о количестве вредных веществ и материалов, которые производятся, перерабатываются, хранятся на объекте или транспортируются.

Качественная оценка возможных видов ущерба от функционирования опасных объектов экономики

Таблица заполняется с привлечением экспертов. В графе соответств. Ущербов (видов его) запи­сываются утверждения (ответы): "Да", "Нет", "Возможно" в зависимости от оценки экспертов. Виды возможного ущерба,. Приведенные в таблице, могут быть изменены и дополнены. Опасность объекта оценивается по трем категориям:

1) количеству утверждений "Да" и "Возможно" относящимся к тем или иным видам возможно­го техногенного воздействия (индексам опасности);

2) количеству производимых, перерабатываемых, транспортируемых или хранимых вредных материалов и веществ;

3) безопасному радиусу, характеризующему зону безопасности.

В качестве критериальных (пороговых) значений количеств вредных веществ, при повышении которых объект считается потенциально-опасным, могут быть приняты данные из Директивы Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС) по основным опасным веществам. Эти данные, а также размеры безопасных зон для объектов с опасными веществами даны в Зтоме "Руководства по анали­зу и управлению риском в промышленном регионе", Москва, ГКЧС РФ год.

Если количество вредных веществ равно или больше указанного, то применяется утверждение

Если количество веществ менее табличного, проводится дополнительный анализ опасности объекта по рассматриваемому признаку с целью у становления возможности принятия утверждения "возможно".

При этом используется упрощенная оценка опасности объектов, основанная на данных по поро­говым количествам трех классов веществ: горючих, взрывчатых и высокотоксичных.

Считается, что опасность объекта следует оценить меткой "возможно" если количество веществ на OIIX превышает:

a) горючих -10 кг.

b) взрывчатых - 1 кг.

c) для высокотоксичных веществ (ОВ и СДЯВ) дополнительная оценка порогового количества может быть произведена с помощью такой токсической характеристики вещества, как кон­центрация, при которой наблюдается поражения у 50 % реципиентов (ЛК 50).

Данные по пороговым количествам данного класса веществ, при которых возможно формиро­вание облака зараженного воздуха ЛК 50, приведены в Руководстве. При наличии на объекте высокотоксичных веществ в количествах, равных или превышающих эти данные, для объекта принимается метка "возможно".

При оценке опасности транспортных объектов меткой "Да" обозначаются все транспортные средства, перевозящие или передающие материалы специфических категорий: канцерогенные, мутагенные, тератогенные.

Оценка опасности объектов по критерию "Зона безопасности" производится с учетом их местоположения, характера окружающей среды, близости населенных пунктов и т.д.

По всем рассмотренным выше признакам, ОНХ получают соответствующие метки (да, возможно

нет). При наличии меток "да" или "возможно" по одному из признаков объект считается, в принципе, опасным и его необходимо принимать во внимание при проведении анализа. При большом количестве опасных объектов возникает необходимость выделения наиболее опасных из них. Для него выполняются следующие расчеты и оценки:

* вычисляется и анализируется дополнительный критерий (потенциальный индекс опасности смер­тельных поражений людей в ближайшем от объекта населенном пункте при аварийных ситуациях - ПИО);

* оценивается максимальное количество людей, подвергающихся поражающему воздействию, мас­штабы возможных разрушений и ухудшение качества окружающей среды при наиболее тяжелом варианте аварии;

* для условий нормальной регламентной работы объекта производится сравнительная оценка кон­центраций вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых в другие среды, с пре­дельно допустимыми уровнями загрязнений.

Для вычисления потенциального индекса опасности (ПИО) рекомендуются формулы:

а) для объектов с горючими материалами

ПИO = 10 * Q r/d

Q r - количество горючего материала (вещества) на объекте,кг.

d - расстояние до ближайшего населенного пункта, гл.

б) для объектов со взрывчатыми веществами

ПИО = 100 * Q ВВ / d

q BB - количество ВВ на ОНХ, кг,

d - в прежнем состоянии, м,

в) для объектов с высокотоксичными веществами

ПИО = 1000 * Q T /Q T П d

Q т - количество высокотоксичного вещества объекте, кг.

Q тп - пороговое количество этого вещества, которое формирует облако зараженного воздуха с концентрациями ЛК 50, кг.

d - в прежнем обозначении, м.

В число самых опасных ОНХ включаются объекты, для которых ПИО > 1.

Как видим, анализ потенциальной опасности объектов при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях (т.е. в чрезвычайных ситуациях) предполагает проведение процедуры оценки риска, кото­рая включает в себя определение численных значений вероятности реализации этих событий, по­строение сценариев развития ЧС и оценку на этой основе возможных последствий.

Процедура оценки риска затруднена необходимостью проведения большого количества слож­ных расчетов и отсутствием в настоящее время достоверных исходных данных.

В этой связи возникает потребность иметь простые расчетные соотношения, позволяющие опе­ративно проводить оценку потенциальной опасности объектов экономики при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.

Такая методика определения потенциальной опасности объектов была разработана сотрудни­ками штаба ГО СССР, научно-техническим комитетом ГО СССР но результатам научно-исследовательских работ и предназначена для органов гражданской обороны.

Методика предназначена для оперативной оценки потенциальной опасности объектов экономи­ки при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, на основе учета образующихся в этих случаях полей поражающих факторов и последствий их воздействия на людей,

Опасность объекта характеризуется максимальной потенциальной угрозой, создаваемой мас­сой находящихся на объекте опасных веществ.

Под опасным веществом понимается такое вещество, определенное количество которого способно инициировать явления или процессы, поражающие людей, наносящие ущерб основным произ­водственным фондам или окружающей среде.

В качестве опасных веществ в Методике рассматриваются:

a) взрывчатые вещества (ВВ);

b) сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ);

c) топливовоздушные смеси (вещества, способные образовывать в ЧС взрывоопасные облака -ожиженные нефтяные или природные газы).

В качестве меры опасности объекта с пожаро-взрывоопасными производствами принимается количество несчастных случаев со смертельным исходом в результате инцидента, вызванного чрез­вычайным событием.

Пороговый уровень смертности - 10 погибших при инциденте - принимается в качестве крите­рия опасности ОПХ. (Данный критерий опасности является общепринятым за рубежом и введен В. Маршалом " основные опасности химического производства". М. Мир, 1989 г.)

Под потенциально опасным объектом понимается такой объект, ЧС на котором приведет к ги­бели не менее 10 человек (из числа персонала объекта или населения) или границы зон действия по­ражающих факторов при ЧС выходя] за территорию объекта или территорию его санитарно-защитной зоны.

В качестве основных поражающих факторов на объектах с пожаро-взрывоопасными производ­ствами рассматриваются:

*воздушная ударная волна (ВУВ) взрывов ВВ;

*воздушная ударная волна взрывов ТВС;

*токсическое действие СДЯВ, находящихся на объекте или образующихся в ходе неконтроли­руемых химических реакций в процессе инцидента.

В качестве нормированных показателей поражающей опасности объекта приняты:

*удельная смертность (число погибших в результате инцидента, отнесенное к количеству опас­ного вещества, т/чел.);

*радиус поражения (радиус круга с центром в точке реализации инцидента).

Для ВУВ взрывов ВВ, облаков ТВС в качестве границы радиуса смертельного поражения при­нимается избыточное давление, приводящее к гибели человека.

Для токсического действия СДЯВ в качестве границы радиуса смертельного поражения приня­та глубина зоны летательной концентрации СДЯВ.

Расчет радиуса поражения при инциденте проводится из предположения, что все направления реализации опасности равновероятны. При одновременной реализации на ОНХ нескольких инциден­тов, ожидаемое количество погибших определяется:

*в случае наложения зон действия поражающих факторов - по фактору наиболее опасному для человека;

*в случае раздельного положения зон действия поражающих факторов - как сумма погибших от каждого фактора.

Основные расчетные соотношения:

1. Взрыв конденсированных ВВ

a) число погибших при взрыве n bb = Р * q bb 0,666

b) радиус смертельного поражения R BB = 18,4 * q bb 0,333

n bb - среднее число погибших, чел.

r bb - радиус смертельного поражения при взрыве ВВ, м.

Р - плотность населения, тыс. чел./км 2

q bb - масса заряда ВВ, т.

Определение nbb и rbb можно осуществить также с помощью таблиц.

2. Взрыв облака топливовоздушной смеси

a) число погибших n tbc = 3PQ tbc 0,666

b) радиус смертельного поражения r tbc = 30 q tbc 0,333

q tbc - масса прореагировавшей части облака ТВС, г. Для оценочных расчетов принимают:

Для облака образовавшегося при полном разрушении резервуара хранения (мгновенное разруше­ние qtbc = q (полная масса).

Для облака, образовавшегося в результате испарения разлития (при наличии в резервуаре пробоин, трещин и т.д.)

q tbc = 50 % Q разлития

n tbc и r tbc можно определять также и по таблицам Методики. 3. Выброс сильнодействующих ядовитых веществ.

Число погибших при выбросе СДЯВ Nсдяв = М* Qсдяв, где:

М - средняя удельная смертность при воздействии данного СДЯВ,ч/т Qсдяв - масса выброса СДЯВ, т.

Численные значения М для промышленных опасных веществ берут в таблице Методики результаты анализа последствий ряда аварий и по Маршалу "Основные опасности химического производства", М. Мир, 1989 г.).

В основу определения глубины определения опасной зоны при мгновенном или продолжительном выбросах СДЯВ положены результаты работ применительно к хлору.

При определении глубин зон для других СДЯВ используются коэффициенты перерасчета Кл и Кп:

L Л = К Л * L Л ХЛ

L П = К П * L П ХЛ

значения Кл и Кп для промышленных опасных веществ даны в таблицах (Приложение к Мето­дике).