Профилирование работодателей в службе занятости. Об утверждении технологии (порядка) работы специалистов по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

2.4. Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

В целях повышения эффективности работы органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве безработные граждане распределяются по профильным группам. При распределении по профильным группам учитывается востребованность на рынке труда имеющихся у безработного профессии и квалификации, степень мотивации к трудовой деятельности, социально-демографические и прочие характеристики.

Профилирование безработных проводится в соответствии с разработанными методическими рекомендациями по его организации и проведению. Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработного и работников органов службы занятости населения на повышении его конкурентоспособности на рынке труда.

Как правило, распределение осуществляется по четырем профильным группам (в ряде субъектов Российской Федерации – по 3 - 9 группам). В группу «А» включаются безработные граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, востребованные на рынке труда и готовые приступить к работе в кратчайшие сроки.

Группа «Б» включает безработных граждан, имеющих высокую мотивацию к труду, готовых приступить к работе в кратчайшие сроки, но слабо востребованных на рынке труда, т.к. они имеют низкую квалификацию или невостребованную профессию.

Безработные граждане, включенные в группу «В», имеют высокий потенциал трудоустройства (востребованные на рынке труда) и низкую мотивацию к труду. Как правило, граждане данной группы не готовы приступить к работе в кратчайшие сроки.
Группы профилирования безработных граждан


Группа

Мотивация к труду

Готовность приступить к работе

Востребован ность на рынке труда

А

+

+

+

Б

+

+

-

В

-

-

+

Г

-

-

-

К группе «Г» относят граждан с низкой мотивацией к труду и невостребованных на рынке труда. В большинстве случаев безработные граждане группы «Г» не хотят работать, а заинтересованы в долгосрочном пребывании в статусе безработного с целью получения социальных выплат.

Распределение граждан по профильным группам, анализ состава этих групп позволяет выявить причины их безработицы и спланировать комплекс мероприятий по содействию трудоустройства для каждой категории безработных, особенно для тех из них, кто оказался в наиболее уязвимом положении на рынке труда, применить индивидуальный подход к получателям государственных услуг в сфере занятости населения.

В целях повышения эффективности работы по оказанию содействия в трудоустройстве безработным, включенным в группу «А», как правило, предлагаются следующие государственные услуги: подбор подходящей работы, участие в ярмарках вакансий, информирование о возможности организации собственного дела, услуги по содействию самозанятости, и др.

Учитывая, как правило, низкую квалификацию безработных граждан, включенных в группу «Б», в дополнение к выше перечисленным услугам им предлагаются услуги по профобучению и повышению квалификации.

Безработным гражданам, включенным в группу «В», предлагаются в первую очередь услуги по социальной адаптации, мероприятия по психологической поддержке с целью коррекции мотивации к труду, групповое профконсультирование, участие в программах активной политики занятости, разрабатывается индивидуальный план поиска работы и др.

Безработным гражданам, включенным в группу «Г», предлагаются информационные консультации по вопросу правовой защиты, выбору сферы профессиональной деятельности, разработке стратегии трудоустройства, предлагается участие в оплачиваемых общественных работах, психологическая поддержка и др.

Следует отметить, что данная работа ведется в большинстве субъектов Российской Федерации достаточно активно.

Так, например анализ мероприятий по профилированию безработных граждан показал, что в I полугодии 2010 года в Томской области прошли процедуру профилирования все граждане, признанные в установленном порядке безработными. Наибольшее значение показателя охвата процедурой профилирования безработных граждан по субъектам Российской Федерации отмечено в Республиках Карелия , Марий-Эл , Удмуртия , Архангельской , Брянской , Калининградской , Орловской , Челябинской областях .

Республика Мордовия, Курганская, Московская, Нижегородская, Пензенская, Смоленская области и др.) деятельность по проведению профилирования безработных граждан, стала организационно более упорядоченной при внедрении единой для всех центров занятости населения Технологии (Положения, Временного порядка, методических рекомендаций и т.д.).

В субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия , Ставропольский край , Иркутская , Омская области ,и др.) профилирование безработных граждан проводится в два этапа. При этом, если на первом этапе (первичное профилирование) осуществляется процедура оценки риска длительной безработицы на основании определения потенциала трудоустройства, мотивации к трудоустройству и определение наиболее подходящей для данного безработного гражданина профильной группы, то на втором этапе (вторичное профилирование) происходит уточнение профильной группы безработного гражданина, разработка индивидуальной стратегии содействия его занятости, формирование индивидуального плана мероприятий. Так, например, в Омской области вторичное профилирование осуществляется не реже одного раза в три месяца.

Оптимизации временных затрат на проведение профилирования, способствовала автоматизация данного процесса. Так, например, в Астраханской и Волгоградской областях внедрена компьютерная система профилирования безработных граждан. В Курганской и Томской областях используется компьютерный вариант анкетирования для определения профильной группы. В Ростовской области в компьютер заносятся результаты анкетирования.

Представляет интерес автоматизация части процедур профилирования в Воронежской области .Результат каждого этапа профилирования отмечается в электронной карточке учета гражданина. Программно- технический комплекс позволяет контролировать работу специалистов центров занятости по профилированию безработных граждан.

В ряде субъектов Российской Федерации (Пермский край и г. Москва) проводятся работы по внедрению автоматизированного варианта профилирования.

Работа по профилированию безработных граждан положительно влияет на увеличение эффективности работы службы занятости – растет уровень трудоустройства, мероприятия активной политики занятости и программ по снижению напряженности на рынке труда подбираются с учетом индивидуальных особенностей безработного гражданина и, соответственно, более эффективно решаются проблемы занятости. Так, например, в I полугодии 2010 года среди прошедших профилирование доля граждан нашедших работу увеличилась и составила в Новосибирской области -84,7 %, в Республике Марий-Эл – 51,0 %.

Профилирование безработных и своевременное принятие мер для скорейшего их трудоустройства уменьшает риск долгосрочной безработицы, позволяет оптимизировать расходы и повысить эффективность работы органов службы занятости населения.

В целях оказания наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве Центром занятости населения Новочебоксарска проводится профилирование безработных граждан.

Профилирование — это распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик. Главными критериями при определении группы являются уровень мотивации безработного гражданина к трудоустройству и его востребованность на рынке труда исходя из уровня его квалификации и профессии. В зависимости от сочетания уровней мотивации и востребованности определяется профильная группа каждого конкретного безработного.
Распределение безработных граждан осуществляется на следующие профильные группы: “А” — наиболее активные в поиске работы граждане, имеющие высокий уровень профессиональной востребованности и мотивации к труду; “Б” — граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, но низкую профессиональную востребованность; “В” — граждане, имеющие низкую мотивацию к труду и низкую профессиональную востребованность; “Г” — граждане с низкой мотивацией к труду и высокой профессиональной востребованностью.
В целях определения профильной группы проводится анкетирование безработных граждан для оценки мотивации к трудоустройству и определения потенциала трудоустройства. 7,5 проц. граждан, состоящих на учете в Центре занятости населения, относятся к группе “А” (активные), 43 проц. — к группе “Б” (ищущие), 30 проц. — к группе “В” (пассивные), 19,5 проц. — к группе “Г” (манипуляторы).
В зависимости от результата профилирования составляется индивидуальный план действий для каждого конкретного гражданина. Если у безработного низкая востребованность, но высокая мотивация, предлагаются одни меры, а если низкая мотивация и низкая востребованность — другие.
В арсенале Центра занятости населения имеется целый ряд направлений работы, нацеленных на ускоренную психологическую, социальную, профессиональную и трудовую реабилитацию безработных, а именно: психологическая поддержка и социальная адаптация, профориентация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, организация оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, содей-ствие самозанятости.
Особое внимание уделяется гражданам, имеющим профильные группы “В” (пассивные) и “Г” (манипуляторы), психологиче-ски настроенным на получение статуса долгосрочных безработных и малоперспективных с точки зрения трудоустройства. Их характеризует отсутствие стремления к поиску работы, трудоустройство если и предполагается, но в отдаленном будущем. Находят различные причины для отказа от вакансий, фиксируются на своих негативных состояниях. Обращаются в Центр занятости населения будто бы в поисках работы, а на самом деле стремятся осуществить другие жизненные планы в соответствии с соб-ственной стратегией: воспитание детей, внуков, лечение, ожидание наступления пенсионного возраста, уход за больными членами семьи, оплата алиментов, оформление субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Участие представителей групп “пассивные” и “манипуляторы” в тренингах психологической поддержки и социальной адаптации позволяет выявить причину задержки в трудоустройстве и найти способы ее -устранения. На занятиях безработные учатся преодолевать негативные последствия длительной безработицы, осваивают методы активного поиска работы, поднимают свою самооценку.
Все проводимые мероприятия направлены на минимизацию периода безработицы.

В целях оказания наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с начала года службой занятости населения Омутинского района для безработных граждан осуществляется так называемое профилирование.

Профилирование - это распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик.

Суть технологии состоит в том, чтобы минимизировать время поиска работы с момента регистрации гражданина в качестве безработного.

Главные критерии при определении группы - это уровень мотивации безработного человека к трудоустройству и его востребованность на рынке труда, исходя из уровня его квалификации и профессии. В зависимости от сочетания уровней мотивации и востребованности определяется профильная группа каждого конкретного безработного.

Распределение безработных граждан осуществляется на следующие профильные группы:

Профильная группа №1 (с высокой мотивацией к труду и высокой профессиональной востребованностью на рынке труда);

Профильная группа № 2 (с высокой мотивацией к труду и низкой профессиональной востребованностью на рынке труда);

Профильная группа № 3 (со средней мотивацией к труду с тенденцией к заниженному уровню и достаточно высокой профессиональной востребованностью на рынке труда);

Профильная группа № 4 (с низкой мотивацией к труду и низкой профессиональной востребованностью на рынке труда).

При проведении профилирования используются следующие методы:

Анкетирование с целью получения объективных статистических данных;

Собеседование, наблюдение с фиксацией наблюдаемых характеристик в личном деле, профконсультация с применением диагностических методик.

В зависимости от полученного результата профилирования составляется индивидуальный план действий для этого гражданина. Если у безработного гражданина низкая востребованность, но высокая мотивация, предлагаются одни меры, а если низкая мотивация и низкая востребованность - другие.

Профилирования безработных граждан проводится в несколько этапов:

Первичное профилирование, целью которого является определение профильных групп;

Повторное профилирование, целью которого является уточнение профильных групп безработных граждан по истечении 3 и 6 месяцев с даты регистрации граждан в качестве безработных.

Результатом профилирования безработных граждан является разработка профильных карт безработных граждан. Профильная карта разрабатывается индивидуально для каждого безработного гражданина и содержит оценочный лист, в котором фиксируются результаты профилирования на первичном и последующих этапах, планируемые мероприятия по содействию в трудоустройстве с отметкой об их исполнении. Профильная карта приобщается к личному делу безработного гражданина.

С введением данной технологии мы убедились в том, что данный подход обязательно будет способствовать сокращению времени поиска работы особенно тем, кто длительное время состоит на учете. Методика позволяет и специалистам и, что очень важно, безработным точнее понять, где скрыт корень проблемы задержки в трудоустройстве, а значит, точно и целенаправленно двигаться к устранению существующей причины.

Главная > Публичный отчет

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания и наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан.

    Анализ практики распределения безработных граждан по профильным группам. Виды профильных групп.

Профилирование граждан, в основе которого осуществлялось условное деление клиентов на социально-психологические или профильные группы, в течение отчетного периода проводилось во всех ЦЗН при обращении граждан за предоставлением государственных услуг. Это позволило классифицировать клиентов, как субъектов деятельности по поиску работы с учетом пола, возраста и образования, способностей и возможностей, а также мотива обращения в службу занятости населения. В 2011 году были изданы новые методические рекомендации по профилированию, которые разработаны Агентством с целью совершенствования работы городских и районных центров занятости населения с безработными гражданами, а также проведен учебный семинар для специалистов по трудоустройству, профориентации и переобучению ЦЗН на тему: «Методика профилирования безработных граждан», на котором были освещены вопросы по организации и порядку работы в соответствии с новыми методическими рекомендациями по профилированию. Настоящая технология предусматривает распределение безработных граждан на три профильные группы, исходя из предполагаемой продолжительности периода безработицы, определяемого по величине потенциала трудоустройства и степени мотивации к трудоустройству каждого обратившегося в поиске работы гражданина. Группа 1 - граждане, с высокой мотивацией к труду, высокой профессиональной востребованностью на рынке труда и готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. (Длительность безработицы до двух месяцев). Группа 2 - граждане, со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда (неадекватно завышенными требованиями к желаемой работе или неадекватной личностной и профессиональной самооценкой, имеют недостаточную квалификацию, но готовые повысить ее или приобрести новую профессию, отсутствует или незначительный опыт работы и др.), лица, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы. (Средняя продолжительность безработицы до шести месяцев). Группа 3 граждане, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель (инвалиды, граждане предпенсионного возраста и т.д.), не готовые приступить к работе в ближайшее время. Продолжительность безработицы свыше шести месяцев. Результаты профилирования фиксируются в карточке персонального учета и используются при дальнейшей работе с клиентами. Для каждой из профильных групп предусматриваются конкретные виды помощи со стороны специалистов ЦЗН. Для проведения групповых консультаций, занятий в «Клубе ищущих работу», семинаров и тренингов группы формировались с учетом уровня образования, возраста и наличия (отсутствия) профессиональных навыков, а также периода поиска работы.

      Доля охваченных профилированием безработных граждан.

За 2011 год доля охваченных безработных граждан специальными мероприятиями по профилированию составила 17985 человек или 84,0 % от общего количества зарегистрированных безработных граждан.

      Примеры положительного опыта. Влияние профилирования на увеличение эффективности работы службы занятости.

Профилирование позволило привлечь безработных граждан к участию в определенных мероприятиях, связанных с решением проблем занятости населения.

Примеры положительного опыта.

В ЦЗН г. Черняховска: - Гражданка С. имела ограничения к труду, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости ей были оказаны государственные услуги по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке, в результате которых она была направлена на профессиональное обучение на оператора складского учета (1С: склад) с последующим трудоустройством на постоянное место работы к индивидуальному предпринимателю; - Гражданка Б. признана безработной 8 декабря 2010 г., сирота, без профессии и стажа работы, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена в третью профильную группу (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель). Профконсультантом центра занятости ей были оказаны государственные услуги по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке, в результате данных мероприятий она была отнесена к первой профильной группе (с высокой мотивацией к труду) и направлена на профессиональное обучение по профессии маникюрша; - Гражданка С. признана безработной 05 июля 2010 г., повторно обратившаяся в службу занятости населения, работала продавцом непродовольственных товаров, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена в третью профильную группу (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель). Состояла на учете в ЦЗН, затем была приглашена на семинар по организации собственного дела, написала заявление об участии в Программе-2011, прошла собеседование, тестирование, подготовила бизнес-план и 06 июня 2011 г. зарегистрировала индивидуальное предприятие. В данном ЦЗН доля охваченных профилированием граждан составила 100 %. В ЦЗН Зеленоградского района: - Гражданин Е. признан безработным 17 мая 2011 г., стаж работы в должности водителя грузовых автомобилей 29 лет, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию был распределен во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости населения ему была оказана государственная услуга по профессиональной ориентации с целью коррекции индивидуальных профессиональных планов и согласования уровня профессиональных притязаний с возможностями клиента, в результате данных мероприятий, он был отнесен к первой профильной группе (с высокой мотивацией к труду, высокой профессиональной востребованностью на рынке труда) и в короткий промежуток времени трудоустроился на постоянное место работы водителем большегрузных автомашин; - Гражданин М. признан безработным 19 января 2011г., при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию был распределен во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости населения ему была оказана государственная услуга по профессиональной ориентации, в результате проведенных мероприятий он был отнесен к первой профильной группе, затем был приглашен на семинар по организации собственного дела, написал заявление об участии в Программе-2011, прошел собеседование, тестирование, подготовил бизнес-план и 26 июня 2011 г. зарегистрировал индивидуальное предприятие.

На этих примерах можно проследить важное влияние профилирования на увеличение трудовой активности граждан и, в целом, определить эффективность работы службы занятости населения.

Профилирование безработных граждан способствует повышению эффективности работы специалистов службы занятости населения с безработными гражданами, т.к.: а) дифференцирование безработных граждан по профильным группам дает возможность каждому специалисту службы занятости населения знать, какой индивидуальной стратегии работы надо придерживаться с каждым клиентом; б) оказание комплексной помощи безработному гражданину в течение раннего периода безработицы повышает мотивацию к трудоустройству у безработных всех профильных групп.

В целях повышения профессионального уровня специалистов службы занятости населения, занимающихся профилированием, предлагаем организовывать повышение квалификации данных специалистов на федеральном уровне, с участием специалистов из других субъектов Российской Федерации, в том числе в целях обмена опыта работы по данному направлению деятельности.

    Осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

    1. Организационные меры по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения Агентство руководствовалось следующими нормативными правовыми актами: 1. Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения); 2. Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости, из них, по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2006 г. № 819 (далее – Административный регламент № 819), по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 03 июля 2006 г. № 513 (далее – Административный регламент № 513) и по предоставлению государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 16 июня 2008 г. № 281н; 3. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 4. Порядком проведения отдельных проверок (ревизий) Агентством, утвержденным приказом Агентства от 25 декабря 2009 г. № 910 (далее – Приказ № 910).

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

При осуществлении контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения применялись следующие формы контроля: текущий и последующий в виде документарных внеплановых, выездных плановых проверок выборочным или сплошным способом.

      Количество проверок обеспечения госгарантий в области занятости населения, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 5, файл tabl.xls, лист – Таблица 5).

Таблица № 5 прилагается.

      Анализ выявленных нарушений.

Агентством по результатам проверок обеспечения госгарантий в области занятости населения выявлено несоблюдение ЦЗН следующих требований законодательства о занятости населения:

П. 5 ст. 25 Закона о занятости населения: в отдельных направлениях, выданных ЦЗН, отсутствовали отметки работодателей о результатах собеседования с безработными;

П. 6 ст. 31 Закона о занятости населения: гражданам назначалась перерегистрация 3 раза в месяц;

П. 2 ст. 35 Закона о занятости населения: граждане, которым была назначена пенсия на льготных условиях, досрочно, ежемесячно проходили перерегистрацию в центре занятости населения;

П. 3 ст. 35 Закона о занятости населения: не издавались приказы о приостановке выплаты пособия по безработице за два отказа от подходящей работы;

П. 6 статьи 35 Закона о занятости населения: гражданам не снижался размер пособия по безработице за неявку без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней с момента выдачи направления на работу, в приказах о снятии с учета отсутствовали подписи граждан об ознакомлении с приказом или даты направлений письменных уведомлений о снятии их с учета;

П. 21.3 Административного регламента № 819: в отдельных личных делах получателей государственных услуг (далее – ЛДПГУ) отсутствовали выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, необходимые для увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице;

П.п. 58, 59, 149 Административного регламента № 819: в отдельных ЛДПГУ отсутствовали личные карточки граждан, признанных в установленном порядке безработными;

П.п. 59, 63, 149 Административного регламента № 819: пособие по безработице получателям государственных услуг начислялось не за фактическое количество дней безработицы;

П.п. 84-90 Административного регламента № 819: несвоевременно издавались приказы об увеличении продолжительности предоставления государственной услуги в первом периоде выплаты пособия по безработице;

П.п. 277-280 Административного регламента № 819: не соблюдалась последовательность административных действий при назначении гражданам социальных выплат в части превышения максимального срока предоставления государственной услуги по выплате пособия гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

П. 81 Административного регламента № 281н: документы, подтверждающие расходы на подготовку документов, предоставляемые при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или крестьянских (фермерских) хозяйств, оплату государственной пошлины, нотариальных действий и услуг правового и технического характера, изготовление печатей и штампов, представлены отдельными гражданами в ЦЗН с нарушением сроков; - п.п. 90 – 92 Административного регламента № 281н: несвоевременно издавались приказы об оказании финансовой помощи из средств субвенции получателю государственных услуг; - п.п. 21, 25 и 69 Административного регламента № 513: в делах работодателей отсутствовали заявления – анкеты, копии свидетельств о государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в сведениях о вакансиях, предоставляемых работодателями, отсутствовала печать, не заполнялись графы, и т.д.;

П. 52 Административного регламента № 513: при наличии вакансий безработным гражданам не выдавались направления на работу;

П. 54 Административного регламента № 513: выданные направления безработным гражданам на собеседование к работодателю не согласовывались по телефону с работодателем.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных актов, протоколов об административных правонарушениях, предписаний, приказов (распоряжений) об устранении нарушений, о применении дисциплинарных взысканий.

По результатам проведенных проверок в ЦЗН составлено 46 актов, выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выявленные нарушения устранены в полном объеме, в сроки, указанные в предписаниях. Агентством осуществлялся постоянный контроль за их устранением. Протоколы об административной ответственности в отношении ЦЗН в 2011 году не составлялись, дисциплинарные взыскания не применялись.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

В целях совершенствования форм и методов контроля предлагаем проводить совещания по вопросам осуществления контрольно – надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации. Кроме того, при проведении Рострудом в субъектах Российской Федерации выездных проверок осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения предлагаем включать в состав рабочей группы специалистов органов службы занятости из иных субъектов Российской Федерации.

    Осуществление контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

    1. Организационные меры по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты Агентство руководствовалось нормативными правовыми актами: 1. Законом о занятости населения; 2. Законом Калининградской области от 11 июня 1999 г. № 131 «О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Калининградской области для инвалидов»; 3. Постановлением Правительства Калининградской области от 10 декабря 2010 г. № 916 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Калининградской области на 2011 год»; 4. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 5. Порядком проведения проверок, оформления их результатов при реализации отдельных полномочий Агентства, утвержденным приказом Агентства от 22 июня 2009 г. № 128; 6. Приказом Агентства от 31 марта 2010 г. № 54 «О внесении изменений и дополнений в приказ Агентства от 22 июня 2009 г. № 128 и в Порядок проведения проверок, оформления их результатов при реализации отдельных полномочий Агентства, утвержденный указанным приказом».

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществлялся путем выездных (плановых и внеплановых), проверок сплошным или выборочным способом.

      Количество проверок по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 6, файл tabl.xls, лист – Таблица 6).

Таблица № 6 прилагается.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных актов, протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов.

В 2011 году Агентством организовано и проведено 12 проверок работодателей по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также по вопросу предоставления в органы службы занятости ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе 5 – совместно с Государственной инспекцией труда в Калининградской области. По результатам проведенных проверок составлено 12 актов, выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выявленные нарушения устранены в полном объеме. Составлено 2 протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Автомастер» и ОАО «Янтарьэнерго». Сумма наложенных штрафов составила 3,0 тыс. рублей.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

Принять на федеральном уровне нормативный правовой акт об ответственности работодателей за несоблюдение квоты, а также за ее неустановление.

    Осуществление контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

    1. Организационные меры по контролю за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения Агентство руководствовалось нормативными правовыми актами: 1. Законом о занятости населения; 2. Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости №№ 513 и 819; 3. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 4. Приказом № 910.

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля.

При регистрации инвалидов в качестве безработных граждан нарушений действующего законодательства о занятости населения не установлено, необоснованных отказов в регистрации инвалидов в качестве безработных в ЦЗН не выявлено. Последующий контроль за регистрацией инвалидов в качестве безработных осуществлялся в виде выездных, документарных проверок выборочным или сплошным способом.

      Количество проверок по контролю за регистрацией инвалидов в качестве безработных, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 7, файл tabl.xls, лист – Таблица 7) .

Таблица № 7 прилагается.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных по результатам проверок документов, их виды.

По результатам организованных и проведенных 12 проверок, составлено 12 актов.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

В практике работы возникают вопросы, связанные с трудоустройством инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных, прежде всего по рекомендациям по трудоустройству, изложенным в индивидуальных программах реабилитации инвалидов. Предлагаем разработать рекомендации по заполнению графы (раздела) «трудоустройство» в индивидуальных программах реабилитации инвалидов, исключающих такие формулировки, как «Может работать в специально созданных условиях», «Противопоказан труд в обычных производственных условиях», «Может клеить конверты» и других.

(утверждена приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 18.03.2009 г. № 39)

(в редакции от 26.05.2010)
Настоящий порядок работы по профилированию безработных граждан разработан в соответствии с законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 25.12.2008 г.) и определяет основные положения работы центров занятости населения по организации и проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан.

  1. Общие положения.

1.1. Профилирование безработных граждан, обращающихся в службу занятости населения, - это распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, а также в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик граждан, отражающих потенциал трудоустройства.

1.2. Цель профилирования - оказание безработным гражданам наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве путем организации мероприятий и активных программ с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

1.3. Методы, определяющие принадлежность безработного гражданина к той или иной профильной группе:

1.3.1.анкетирование с целью получения объективных статистических данных;


1.3.2.наблюдение и беседа с целью экспертной оценки работника службы занятости.

1.3.3.при необходимости проведение углубленного диагностического обследования для уточнения принадлежности к профильной группе, ограничений в трудовой деятельности и т.п.

1.4. Профилирование проводится в момент регистрации гражданина в качестве безработного.

1.5. Изменение и уточнение профильной группы клиента может осуществляться ежеквартально с момента регистрации гражданина в качестве безработного, а также после выполнения индивидуального плана мероприятий.


  1. Процедура профилирования
2.1.Работник центра занятости при регистрации гражданина в качестве безработного работник проводит профилирование клиента. Клиент отвечает на вопросы анкеты 1.

С целью определения уровня профессиональной востребованности работник службы занятости переносит значения вопросов 10-11, 13-14 в ПК «Катарсис», отвечает на вопросы 3.1 и 3.2 анкеты № 1 (Приложение 1), а ответы на вопросы 1-9, 12 будут автоматически заполнены из КПУ клиента (при правильном заполнении всех полей КПУ).

Для определения уровня мотивации к трудоустройству клиенту предлагается ответить на ряд вопросов анкеты № 2 (Приложение 2). Работник центра занятости населения переносит ответы в ПК «Катарсис», отвечает на вопрос 3.1 анкеты №2 (Приложение 2). На основании проведенного анкетирования гражданину автоматически присваивается профильная группа, отражающая востребованность на рынке труда и мотивацию к трудоустройству.

По результатам присвоения профильной группы в ПК «Катарсис» автоматически формируется индивидуальный план рекомендуемых мероприятий в области содействия занятости.

Работник центра занятости населения анализирует результаты профилирования. В случае низкого уровня мотивации к трудоустройству направляет клиента на консультацию к работнику, осуществляющему функцию по предоставлению государственной услуги по организации профессиональной ориентации и психологической поддержке.

Анкеты и план мероприятий подшиваются в личное дело получателя государственной услуги.*

Основной задачей следующего этапа является подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.

Работник центра занятости населения организует дальнейшую работу по содействию занятости безработного гражданина согласно перечню услуг (см. Приложение 4), оказываемых в соответствии с его профильной группой.

Контролирует выполнение гражданином сформированного плана рекомендованных мероприятий. Гражданину предлагаются государственные услуги в соответствии с перечнем данной профильной группы.

*Данная процедура является обязательной в период внедрения технологии.


3.Профилирование клиента в ПК «Катарсис».

3.1. Основная панель профилирования клиента. В панели отображаются:

Информация о текущей профильной группе клиента (наименование и срок действия)

Список проведенных операций профилирования клиента.

Для каждой под списком отображается примечание.

3.2. Операция профилирования заключается в указании для клиента определенной группы. Дополнительно могут быть занесены количество баллов по мотивации и востребованности, набранных клиентом в процессе тестирования, дата проведения следующего профилирования, а также произвольный комментарий, в том числе внешние признаки поведения.


4. Отчетность по профилированию безработных граждан:

Отчет по профилированию безработных граждан необходимо представлять ежеквартально до 5-го числа, следующего за отчетным периодом, в Агентство по занятости населения Камчатского края.

Приложение 1

безработных граждан в

Камчатском крае


АНКЕТА 1
Здравствуйте!

В нашем центре занятости населения проводится социологический опрос по изучению социальной сферы. Для оказания помощи в трудоустройстве просим Вас ответить на предложенные вопросы. При заполнении анкеты выберете один из вариантов ответа в каждом вопросе. Просим заполнить анкету полностью, не пропуская вопросы.

Мы просим Вас ответить на ряд вопросов. Заполнять ее очень легко. Просто читайте вопросы и ставь­те «галочку» или «крестик» в квадратике напротив вариантов ответов, которые подходят именно Вам. В конце неко­торых вопросов есть графа «Другое». Мы будем благодарны Вам за указание в этой графе своего варианта ответа на вопрос в случае, если таковой вариант не учтен составителями. Пожалуйста, обратите вни­мание, что некоторые вопросы имеют отдельную инструкцию. Тогда отвечать следует в соответствии с ней. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут.

Спасибо за сотрудничество!

Дата заполнения______________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Пол

 женский

 мужской


2.2. Укажите Ваш возраст


 от 14 до 18 лет

 от 18 до 20 лет

 от 20 до 29лет

 от 30 лет до 39 лет

 от 40 до 47 лет

 от 48 до 50 лет

 от 51 года до 55 лет

 старше 56 лет



2.3. Образование

 начальное

 основное

 общее среднее

 начальное профессиональное

 среднее профессиональное

 высшее профессиональное



2.4. Место жительства

 город

 село


 поселок

2.5. Общий стаж работы

 стаж отсутствует

 от 0 до 2 лет

 от 2 до 5 лет

 от 5 до 10 лет

 от 10 до 15лет

 свыше 15 лет



2.6. Наличие детей, иждивенцев

 дети до 3 лет

 дети от 3 до 16 лет

 ребенок-инвалид

 родственники на иждивении

 не имею


2.7. Имеются ли ограничения по здоровью

 да

2.8. Назовите причину увольнения с последнего места работы

 сокращение численности штата или ликвидация предприятия

 по не зависящим от сторон обстоятельствам

 по собственному желанию

 по истечению сроков трудового договора

 по соглашению сторон

 другое


2.9. Длительность перерыва в работе

 нет перерыва

 до 1 месяца

 от 1 месяца до 6 месяцев

 от полугода до 1 года

 от 1 года до 3 лет

 свыше 3 лет



2.10. Имеете ли Вы повышение квалификации

 в последние 2 года

 в последние 5 лет

 не имею


2.11. Подтверждено ли повышение квалификации документами (сертификатами свидетельствами дипломами)?

 да

2.12. Наличие нескольких специальностей, дополнительных навыков (владение ПК, вождение автомобиля и т.п.)

 да

2.13. Осуществляли ли Вы поиск работы самостоятельно?

 да

2.14. Как Вы оцениваете перспективу своего трудоустройства

 в течение 1 месяца

 в течение полугода

 по окончанию обучения

 затрудняюсь


3. - - .

Спасибо!

Пункты 3.1-3.2 заполняются специалистом ЦЗН

3.1Уровень востребованности профессии на рынке труда

 высокий

 средний

 низкий


3.2Уровень индивидуальной активности

 высокий

 средний

 низкий

Приложение 2

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
Анкета 2
Здравствуйте!

С целью эффективного взаимодействия со службой занятости просим Вас ответить на предложенные вопросы. Выберете наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Время заполнения анкеты составляет не более 5 минут

Дата заполнения_________________________

1 .Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________


Вопрос

Ответ

Служебное поле

2.1. Ваши ожидания от службы занятости

 получение помощи в трудоустройстве

 получение пособия по безработице

 получение бесплатного профессионального обучения

 получение направления на досрочную пенсию

 получение материальной помощи

 для участия в оплачиваемых общественных и временных работах

 сохранение трудового стажа

 другое


2.2. Какие варианты поиска работы Вы использовали?

(возможно, несколько вариантов)



 поиск через службу занятости

 поиск работы через объявления о вакансиях в средствах массовой информации

публикация объявления о поиске работы в газете

 личное обращение к работодателю

 поиск работы через знакомых

 не искал



2.3. Для чего Вам важна работа (несколько вариантов)

 источник материальных средств

 наличие определенного социального статуса

 придает уверенность в себе, психологическая комфортность

 способ самореализации

 способ профессионального развития

 Свой вариант_______
 затрудняюсь ответить


2.4.Можете ли Вы себе позволить не заниматься трудовой деятельностью

 да
 затрудняюсь ответить

2.5. Имеете ли конкретное представление о своей будущей работе

 да
 другое

2.6. Если у Вас возникли трудности с трудоустройством, и нет предложений о работе. Ваш выбор

 приму предложение, даже если оно не привлекательно

 выйду на временную работу

 буду ждать новых вариантов

 задумаюсь о переобучении

 надеюсь на помощь службы

 Свой вариант_______


 затрудняюсь ответить

2.7. Готовы ли Вы пройти профессиональную подготовку переподготовку или повышение квалификации?

 да
 затрудняюсь ответить

2.8. Каковы Ваши планы на ближайший месяц?

 ознакомиться с вакансиями

 готов приступить к работе

 мне необходимо время для восстановления сил, здоровья

 Свой вариант_______

 затрудняюсь ответить


2.9. Готовы ли Вы приступить к работе в течение двух дней, если появится подходящее предложение?

 да
 затрудняюсь ответить

3. . Насколько полно и искренне Вам удалось ответить на вопросы анкеты? (Выразите свой ответ в баллах от 1 до 10 на шкале, где 0 - «ни на один вопрос мне не удалось ответить полно и искренне», а 10 - «на все вопросы мне удалось ответить полно и искренне») .

0___1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

Спасибо!


Пункт 3.1 заполняется специалистом ЦЗН

3.1. Активно ли используются предлагаемые варианты содействия службы занятости

 использует все предложенные варианты и ищет самостоятельно

 использует только предложенные варианты

 уклоняется от предложенных вариантов


Заключение _____________________________________________________
Специалист______________________________________________________

Приложение3

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае
ПРОФИЛЬНЫЕ КАРТЫ
Профильная группа 1 (M В )

Условное название:* Готовые приступить к работе

Параметры:

Уровень мотивации к трудоустройству: высокий (М )

Профессиональная востребованность: высокая (В )

Трудовые показания: без ограничений



Направления работы

1.



2.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости ; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ

5.



6.



7.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан

8.


Перечень мероприятий для безработных граждан 2 и 3 профильной группы



Направления работы

1.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

2.



3.

граждан*


4.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, включая работу временного характера и общественные работы

5.



6.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

7.

профессионального обучения



8.

безработных граждан



9.


10.

безработных граждан



11.



12.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

13.

Предложение о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в переселении для работы в сельскую местность

Перечень мероприятий для безработных граждан 4 и 5 профильной группы



Направления работы

1.

Выяснение причин обращения в центр занятости населения

2.

Регистрация граждан в целях содействия поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан

3.

Консультация о правах и обязанностях граждан, обратившихся в центр занятости, ознакомление с перечнем государственных услуг в области содействия занятости; предоставление информации об участии в специальных программах по содействию занятости населения

4.

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных

граждан*


5.

Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы

6.

Предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ (по заявлению-анкете)

7.

Предоставление государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

8.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации временного

трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые



9.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ

10.

Предложение о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,

профессионального обучения



11.

Предложение о предоставлении государственных услуг по содействию самозанятости

безработных граждан



12.

Предложение о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации

безработных граждан на рынке труда



13.

Предложение о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке

безработных граждан



14.

Предложение о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению

15.

Информирование о проведении мероприятий, проводимых центром занятости населения (ярмарки вакансий учебных и рабочих мест)

*Государственная услуга по профилированию безработных граждан может осуществляться при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации (по групповой форме)


Приложение 5

к технологии по профилированию

безработных граждан в

Камчатском крае


Перечень мероприятий (услуг) для безработных граждан с учетом профильных групп



Рекомендуемые программы

Профильные группы безработных

Длительные безработные


Высвобожденные работники

Многодетные и одинокие родители

Женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей


Молодежь

Выпускники профессиональных образовательных учреждений

Граждане, уволенные с военной службы (без права на пенсию)



Инвалиды

Лица с ограниченной трудоспособностью

Лица,освобожденные из учреждений исполнения

наказаний


Временное трудоустройство граждан, испытывающие трудности в поиске работы

V

V

V

V

V

V

Временное трудоустройство безработных несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы

V

V

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

V

V

V

Организация проведения оплачиваемых общественных работ

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Организация самозанятости

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Профессиональная ориентация граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Социальная адаптация безработных

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Психологическая поддержка безработных граждан

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки вакансий

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Ярмарки учебных мест

V

V

Мини-ярмарки

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Досрочная пенсия

V