Непосредственное управление мкд договор с рсо. Переход на прямые договоры: когда его ожидать

Прямой договор между собственниками и РСО был вопросом разных министерств, которые взвешивали его плюсы и минусы. В 2017 постановление уже используется для регулирования отношений между ресурсниками и потребителями. В чем достоинства и недостатки такой системы и стоит кому точно нужно заключать такой договор?

Государство стремится исключить посредников между поставщиком ресурса и его потребителем.В этом есть смысл, поскольку ситуация с должниками достигла критической отметки. Причем в четверти случаев деньги теряются на пути от УК (как того, кто собирает платежи с населения) до РСО, которые ждут оплаты. А страдают в итоге и обычные граждане. Об этом говорил Андрей Чибис, заместитель министра по ЖКХ.

Новая концепция - за ресурсы платим ресурсникам, за управление и содержание дома - управляющим компаниям, товариществу и кооперативу.

У людей возникает ряд вопросов, в, казалось бы, прозрачном решении. Мы постараемся ответить на самые частые из них.

Заключать прямой договор с РСО придется каждому?

В текущем проекте сказано, что все договоры на такие услуги:

  • горячего водоснабжения,
  • холодного водоснабжения,
  • электроснабжения,
  • газоснабжения,
  • отопления (в т.ч. поставка топлива для печей),
  • вывоз ТБО

заключаются с каждым собственником от его имени. Но прямой договор между собственником и ресурсоснабжающей организацией не придется заключать в офисе и в сопровождении юриста. Ему не требуется письменная форма. Сроки договора - с момента подключения к сети и на неопредленный срок. Добросовестная оплата счетов и исполнение всех требований продлевают действие соглашения.

Договор на поставку общедомовых услуг будет заключаться между РСО и управляющей организацией.

Теперь УК не участвует в формировании счетов?


Это не совсем так. Кое-какие обязанности у управляющей компании или ТСЖ остались. Во-первых, на них ложится обязанность собирать данные для формирования платежек. Во-вторых, следят за тем, чтобы РСО поставляли качественные, бесперебойные услуги и не нарушали договор. В-третьих, принимают претензии по качеству услуг от жильцов. Также УК, ТСЖ станут посредниками в спорных ситуациях с ресурсниками. Перерасчет услуг в любом случае будет, определяется только тот, из чьего бюджета он осуществится: нарушения внутри дома оплачивает управляющая организация, на границе дома и во внешних сетях - РСО.

Что прямые договоры дают коммунальным организациям?

Для организаций этот процесс несет как положительные, так и отрицательные моменты.

  1. повышение платежной дисциплины населения, доказанное на практике в регионах, перешедших на такую систему ранее;
  2. РСО сразу получают деньги за свой товар, то есть применяются стандартные рыночные отношения без лишних переводов;
  3. сокращение возможности применять мошеннические схемы, как, например, регистрация нового юрлица после банкротства предыдущего; сокращение числа бесполезных УК;
  4. потребность в новых рабочих местах - вакансии по работе с потребителями, так как РСО становятся сильнее вовлечены в рынок, чем раньше.

25 января 2018 года комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ единогласно поддержал поправки ко второму чтению законопроекта о переходе собственников на прямые договоры. Напомним, что в настоящий момент даже, если собственники приняли решение на общем собрании о переходе на прямые платежи по оплате за коммунальные услуги, ресурсоснабжающая организация может наложить вето на решение собственников о таком переходе.

А всё дело в том, что ресурсоснабжающая организация вместо тысяч управляющих компаний – плательщиков услуг теперь получит миллионы собственников плательщиков. Для этого необходимо создавать крупные расчетные центры и привлекать дополнительные ресурсы. И хотя гиганты компании только и жалуются на УК, которые не перечисляют им деньги, переход на прямые договоры дается им тяжело. Именно поэтому этот законопроект уже долгие годы не двигался с места. Теперь это право вето будет отменено. Таким образом, при желании собственников многоквартирного дома перейти на прямые договоры минуя управляющую компанию, ресурсоснабжающая организация должна обеспечить реализацию таких расчетов в срок 3 месяца.

Переход на прямые договоры состоится в этом году

Законопроект, поддержанный Минстроем России, предлагает новый формат договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. С принятием законопроекта договор будет возможно заключить между ними напрямую, минуя управляющую компанию. При этом договор по типовой форме, утвержденной Правительством РФ будет заключаться автоматически, без необходимости подписывать какие-либо документы. А «единым окном» по всем вопросам потребителя остается УК.

Переход на прямые договоры может быть осуществлен решением или в принудительном порядке, в случае если судом зафиксирована двукратная задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, законопроект сохраняет действие прямых договоров, заключенных потребителями с ресурсоснабжающими организациями ранее.

Исключение «права вето» ресурсоснабжающей компании на решение собственников о переходе на прямые договоры – это принципиальное условие обеспечения прав потребителя. В том числе, это поможет сделать рынок управления жильем экономически неинтересным для недобросовестных УК. Которые ранее боролись за этот рынок лишь с целью обогащения на деньгах за коммунальные услуги. Теперь в случае принятие собственниками решения о переходы на прямые платежи, управляющие компания будут получать на свои счета денежные средства только за содержание и ремонт жилья. Эти средства являются малой частью всех собираемых средств в настоящий момент. Те, кто не заинтересован заниматься только содержанием общего имущества дома могут уйти с рынка.

Данный законопроект направлен на создание прозрачной системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Исключение возможности утаивать на счетах управляющих компаний часть средств, причитающихся ресурсоснабжающим организациям, и общее укрепление платежной дисциплины.

Переход на прямые договорные отношения между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в МКД, который активно обсуждался осенью 2017 года, вероятно произойдёт в первые месяцы наступившего года. Проект ФЗ № 207460-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» был принят Госдумой РФ в первом чтении 6 декабря 2017 года. Поправки ко второму чтению готовили до 4 января 2018 года.

Когда можно будет заключать прямые договоры между потребителями и РСО и какие права и обязанности будут у сторон таких договоров, рассказали на онлайн-семинаре исполнительный директор Ассоциации «ЖКХ и Городская среда» Алексей Макрушин и директор департамента ЖКХ Минстроя России Елена Солнцева.

Когда можно будет заключать прямые договоры

Законопроект об устранении посредников из цепочки платежей за ЖКХ предполагает, что переход на прямые договорные отношения между собственниками помещений в МКД и поставщиками коммунальных ресурсов возможен в двух случаях:

Следует различать прямые договоры и прямые расчёты с РСО. Возможность вносить денежные средства за коммунальные ресурсы напрямую на счета РСО предусмотрена пунктом 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса РФ . Норма о прямых расчётах была утверждена Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ . Исключение из этого положения - плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества, которая обязательно вносится через управляющую организацию.

Отличие прямых расчётов от прямых договоров в том, что, хотя потребители совершают платежи напрямую на счёт поставщика ресурсов, стороной договора ресурсоснабжения является управляющая организация, соответственно, долги остаются за ней и РСО не имеют возможности работать с должниками. Переход на прямые договорные отношения должен решить эту проблему.

Рассмотрим порядок перехода на прямые договоры с РСО по решению общего собрания собственников помещений в доме. В законопроекте указано, что вопрос о таком переходе может быть включён в повестку дня на ОСС в том случае, если ресурсоснабжающая организация дала предварительное согласие на прямые договорные отношения с собственниками. В Госдуме обсуждается вопрос, должна ли РСО обладать правом вето на решение о переходе на прямые договоры.

Ко второму чтению в текст законопроекта требуется внести уточнения. Планируется добавить поправку в ст. 44 ЖК РФ . Согласно ей, собственники смогут принимать на общем собрании и обратные решения - о переходе от прямых договорных отношений к заключению единого договора управления через управляющую организацию. Это будет актуально для новых домов, которые вводятся в эксплуатацию, и для домов, сменивших способ управления.

Принимать решения о переходе на прямые договоры или наоборот собственники смогут не чаще 1 раза в год. При этом поставщика ресурсов уведомят не менее чем за 30 дней до перехода.

Ответы на вопросы о прямых договорах между потребителями и РСО смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Вторая ситуация, когда дом может перейти на прямые договоры с РСО, это задолженность управляющей организации перед поставщиком ресурсов в размере 2 среднемесячных платежей за коммунальный ресурс. В таком случае ресурсоснабжающая организация может в одностороннем порядке отказаться от заключённого договора ресурсоснабжения.

Как будет определяться размер задолженности, определит Правительство РФ. Размер задолженности будет высчитываться исходя из норматива потребления коммунального ресурса, так как если определять его по показаниям приборов учёта, могут возникнуть споры сторон и судебные разбирательства. Задолженность будет обязательно подтверждаться решением суда или актом сверки сторон.

В такой ситуации РСО уведомит об отказе от договора:

  • УК или ТСЖ, с которой(ым) заключён договор,
  • орган ГЖН,
  • собственников помещений МКД.

Сообщение для собственников помещений размещается в общедоступных местах, предусмотренных стандартом раскрытия информации: на информационном стенде, доске объявлений в подъезде, сайте РСО, в ГИС ЖКХ.

Через 30 дней после направления ресурсоснабжающей организацией уведомления договор считается расторгнутым и у собственников возникают прямые договорные отношения с РСО по типовой форме. Форма типового договора утверждается правительством РФ. Заключать договор в письменной форме не требуется.

Форма типового договора находится в разработке. Она будет содержать краткие правила предоставления коммунального ресурса, права и обязанности сторон.

Обязанности УО при прямых договорах

Если собственники перешли на прямые договоры с РСО, управляющая организация продолжает нести ответственность за постоянную готовность внутридомовых инженерных систем к бесперебойному предоставлению коммунальных услуг. Кроме того она принимает от собственников обращения, связанные с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества. Потребители обращаются в УО, а та должна обеспечить взаимодействие с РСО по рассмотрению таких обращений.

Ответственность за качество коммунальных услуг разделена между РСО и УО по границе дома. Если нарушения качества коммунальных услуг зафиксировано до ввода в дом, то перерасчёт будет производиться за счёт поставщика ресурса. Если же нарушение внутри дома и связано с работой внутридомовых инженерных систем, компенсации потребителю выплатит УО.

Управляющая организация взаимодействует с потребителем для передачи показаний индивидуальных приборов учёта и передаёт показания ОДПУ, оплачивает коммунальный ресурс на содержание общего имущества в доме.

Переходные положения

Законопроект № 207460-7 , если он будет принят, легализует ранее заключённые прямые договоры. В действующей редакции ЖК РФ отсутствует прямая норма, позволяющая заключать прямые договоры между потребителями и РСО, если домом управляет УО. Такие договоры, если они были ранее заключены, подлежат прекращению. Новое положение ст. 157 ЖК РФ о прямых договорах будет распространяться на договоры, заключённые до его вступления в силу.

После внесения изменений ранее заключённые договоры управления не придётся перезаключать на новых условиях.

Правительство РФ предложило ко второму чтению законопроекта установить ответственность за выставление двойных квитанций. Если договор между РСО и управляющей организацией прекращён, но УО выставила потребителю квитанцию за коммунальные услуги и он её оплатил, то потребитель будет считаться надлежащим плательщиком и санкции к нему не будут применяться

А со стороны управляющей организации выставление платёжных документов после прекращения договорных отношений будет рассматриваться как безосновательное обогащение. Такая УО выплатит долг РСО и штраф потребителю, оплатившему квитанцию.

Законопроект, предполагающий заключение договоров электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а также договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирных домах, . По мнению разработчиков, данная мера позволит существенно снизить задолженность по коммунальным услугам, возникающую в том числе в связи с тем, что недобросовестные управляющие организации и ТСЖ не перечисляют в ресурсоснабжающие организации полученные от жильцов средства на оплату коммунальных услуг, а пытаются на них заработать (путем получения процентов по счетам). По данным министерства, на данный момент такая задолженность управляющих компаний составляет около 250 млрд руб.

Может ли управляющая организация отвечать за предоставление не всех, а отдельных коммунальных услуг? Ответ – в Энциклопедиисудебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В процессе обсуждения данной инициативы в Правительстве РФ было принято решение закрепить в законодательстве более компромиссный вариант, сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции. Предполагается, что договоры на поставку ресурсов будут заключаться непосредственно с владельцами квартир в случае принятия такого решения – об этом необходимо будет уведомить управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию, а также соответствующую жилищную инспекцию. При отсутствии такого решения договоры по-прежнему будут заключаться с управляющей компанией или ТСЖ (). Однако если управляющая компания больше двух месяцев не перечисляет плату за коммунальные услуги, переход на прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и владельцами квартир будет обязательным. Таким образом, для МКД, управление которыми осуществляется без нарушений, ничего не изменится, а недобросовестные управляющие организации вынуждены будут уйти с рынка, подчеркнул министр. Напомним, о необходимости "отрезать эти управляющие компании от денежного потока" в ходе прошедшей 14 декабря говорил и Владимир Путин . Тем не менее конкретный срок принятия соответствующего законопроекта пока не определен.

Также во исполнение поручения президента (подп. "б" п. 1 перечня поручений от 5 ноября 2017 г. № Пр-2261) разработана дорожная карта поэтапного к проектному банковскому финансированию застройщиков, сообщил Михаил Мень. По словам министра, документ, который в настоящее время находится на согласовании в Правительстве РФ, предполагает не полный отказ от долевого строительства, а предоставление определенных преференций застройщикам, получающим целевые кредиты на строительство МКД и пользующимся счетами эскроу (кстати, в (далее – закон об участии в долевом строительстве) уже закреплена возможность привлечения застройщиком денежных средств, размещенных на счетах эскроу). Скорее всего, к таким застройщикам не будут применяться обновленные требования, которые начнут действовать с 1 июля следующего года, в частности – о размере собственных средств застройщика, который должен составлять не менее 10% от планируемой стоимости строительства МКД ( в редакции ).

Прежде чем процесс перехода к проектному финансированию будет запущен, предполагается оценить, во-первых, сможет ли банковское сообщество в полном объеме финансировать жилищное строительство (речь идет о немалых суммах, ведь объем инвестиций граждан в жилищное строительство составляет, по экспертным оценкам, около 3,5 трлн руб.), а во-вторых, сколько это будет стоить для застройщиков. "Когда эскроу-счета заработают, банки будут получать средства от граждан под 0%, а основные риски будут концентрироваться в [создан для защиты прав участников долевого строительства в случае банкротства застройщиков – средства фонда будут расходоваться, в частности, на выплату компенсаций пострадавшим дольщикам и завершение строительства проблемных объектов. По данным Минстроя России, по состоянию на 18 декабря на счет фонда поступило более 42 млн руб. от 266 застройщиков, заключено 1159 договоров долевого участия, предусматривающих такие компенсационные гарантии. – ГАРАНТ.РУ ]. Нужно понять, не будут ли банки выдавать кредиты застройщикам по ставкам коммерческих кредитов и не станут ли они осознанно их банкротить, находя причины для отказа в финансировании", – подчеркнул Михаил Мень. В связи с этим министерство обсуждает с Банком России возможность закрепления предельной ставки кредитования застройщиков за счет размещенных на счетах эскроу средств граждан. Окончательные решения о завершении реформирования сферы долевого строительства планируется принять в течение трех лет.

Кроме того, к концу 2018 года Минстрой России намерен разработать постоянно действующий механизм переселения граждан из аварийного жилья. Напомним, еще на год () – для завершения проекта по расселению жилых домов, признанных аварийными на 1 января 2012 года. По данным министерства, по нескольку таких объектов осталось в восьми субъектах РФ. При этом регионы, наиболее успешно реализовавшие этот проект, планируется поощрить за счет неиспользованных резервов Фонда содействия реформированию ЖКХ – средства в этом случае будут расходоваться, например, на расселение выявленных уже после 1 января 2012 года аварийных объектов. Если предложение министерства о необходимости проведения работы по переселению граждан из аварийного жилья на постоянной основе, а не по краткосрочным программам будет поддержано, срок деятельности указанного фонда снова может быть продлен, тем более что министерство будет настаивать на сохранении федерального финансирования этой работы хотя бы в части, что подразумевает наличие оператора. Как писал ранее портал ГАРАНТ.РУ, сам Фонд содействия реформированию ЖКХ уже направил в Минстрой России свои предложения по на постоянной основе.

Другим видом договоров является договор, который сейчас ресурсоснабжающие организации имеют право заключать с собственниками напрямую, причем собственник сам по себе не может обратиться в ресурсоснабжающую организацию.

Если собственник квартиры определенного многоквартирного дома захотел заключить договор исключительно с ресурсоснабжающей организацией, он этого сделать не сможет. Вы должны иметь ввиду, что в многоквартирных домах этот вопрос решается исключительно решением общего собрания.

Если в доме есть ТСЖ или ЖСК, то решение вопроса об оплате коммунальных ресурсов (либо всех, либо одной конкретной услуги) напрямую ресурсоснабжающей организации решается на решении общего собрания членов ТСЖ или ЖСК. На этом собрании принимается решение о том, что собственники имеют право оплачивать конкретный коммунальный ресурс или все коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающей организации. Вопрос на собрании решается в отношении всех собственников (как жилых, так и нежилых помещений).

В отношении тех многоквартирных домов, в которых нет ТСЖ, ЖСК и которые управляются управляющими компаниями, также на общем собрании собственников можно принять решение о том, что собственники помещений в многоквартирном доме имеют право оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации.

Эти условия не касаются тех коммунальных услуг, которые идут на общие нужды дома. Таким образом, оплата коммунальных услуг, которые идут на общие нужды дома, не производится напрямую ресурсоснабжающей организации, а производится через исполнителя, управляющую компанию, ТСЖ и ЖСК.

Что касается тех многоквартирных домов, в которых не создано ТСЖ и ЖСК: они управляются управляющей компанией. Вопрос, поставленный на решение общего собрания о том, что собственники как жилых, так и нежилых помещений помещений (согласно Жилищному Кодексу) оплачивают напрямую ресурсоснабжающей организации.

Если собственники выбирают на общем собрании возможность оплаты коммунальных услуг (одной, нескольких или всех) напрямую ресурсоснабжающей организации, то делают они это все вместе. Эти условия установлены в Жилищном Кодексе в статье 155. Пункт 18 354 Постановления Правительства говорит о том, что собственник нежилого помещения может обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора на оплату коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации.

На собственника нежилых помещений возлагается дополнительная ответственность за предоставление определенных сведений исполнителю в лице управляющей компании, ТСЖ, ЖСК. При этом в пункте прямо не указано, что собственник нежилых помещений должен спрашивать согласие или подчиняться решению общего собрания.

Иногда возникают ситуации, когда все собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги через исполнителя в ресурсоснабжающую организацию, а собственник нежилых помещений заключает договор напрямую с ресурсоснабжающей организации, минуя исполнителей. Это возникает из-за того, что некоторые нормативные акты в каких-то частях противоречат друг другу либо написаны так, что позволяют толковать данные статьи несколько по-разному. В данном случае, с одной стороны Жилищный Кодекс , который говорит о том, что общее собрание устанавливает возможность оплаты для собственников, не разделяя их, и с другой стороны Постановление Правительства 354 .

Жилищный Кодекс выше по своей юридической силе и должен применяться в случае противоречий. Поэтому мы можем настаивать в данном случае на том, что при заключении прямых договоров собственники нежилых помещений должны подчиняться решению общего собрания собственников либо решению общего собрания членов ТСЖ, ЖСК.

При этом наличие прямой оплаты ресурсоснабжающим организациям от собственников жилых и нежилых помещений не означает, что договор ресурсоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией не будет заключен. Договор между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем должен быть подписан в любом случае, так как оплата за общие нужды дома идет через исполнителя. В договоре ресурсоснабжения, который заключается между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, в рамках 124 Постановления Правительства , должны быть предусмотрены следующие основные моменты:

1. Когда, каким образом и в какие сроки ресурсоснабжающая организация будет информировать исполнителя о задолженности, Отдельно должна быть сформирована задолженность, которая есть у потребителей ресурсоснабжающей организации, и та задолженность, которая есть за оплату коммунальных ресурсов, которые идут на общие нужды дома.

2. Условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются все начисления, которые идут при использовании общего имущества и которые идут для каждого исполнителя.

3. Порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя в лице управляющей компании, ТСЖ, ЖСК по приостановлению или ограничению коммунальных услуг для должников. Ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению в предоставлении коммунальных услуг.

Порядок приостановления или ограничения коммунальной услуги расписан в 354 Постановлении , и применение его для должников исполнителя вызывает очень большие сложности.

Во-первых, потому что это достаточно трудоемкая процедура, во-вторых, не всегда есть техническая возможность для отключения, в-третьих, можно спрогнозировать при отключении коммунальной услуги, даже если должник очень злостный. Он обращается в суд с соответствующими требованиями, и это стопроцентно возникающая судебная процедура, которая даже при наличии долга, даже при указании законодательства о том, что исполнитель имеет право отключать должников, не всегда прогнозируется в пользу исполнителей в плане вынесения решения.

И в данном случае мы можем сделать вывод, что в принципе ресурсоснабжающая организация сама не отключает должников. Она в договоре ресурсоснабжения данную обязанность перекладывает на управляющую организацию, ТСЖ и ЖСК, при этом строго описывая процедуру действий: как и в какие сроки должен отреагировать исполнитель, если ему поступило требование от ресурсоснабжающей организации произвести отключение должника.

В данном случае нужно для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК перед подписанием договора с таким пунктом нужно обратить внимание на возможность отключения. Если у вас возможности отключения должника нет, то подписывать договор с таким пунктом просто бессмысленно, особенно если предусмотрены штрафные санкции за невыполнение требований ресурсоснабжающей организации.

Для ресурсоснабжающей организации, так же как и для управляющей компании, ТСЖ, ЖСК при заключении договора мы предусматриваем очень много обязательств сторон. Но любые обязательства можно нарушить, и для незаконопослушных сторон они часто не имеют смысла, если не предусмотрена ответственность за нарушение. Поэтому очень четко прописывайте обязательства сторон в договоре, смотрите внимательно на раздел "Ответственность", и предусматривайте за каждое нарушение обязательства какую-либо ответственность (штраф, пени, вопрос расторжения договора). В этом случае эффективность исполнения обязательств у сторон будет повышаться.

В данном случае ресурсоснабжающая организация может установить штрафные санкции для исполнителей в случае невыполнения условий по приостановлению или ограничению в предоставлении коммунальных услуг для должников. И также в данном договоре (в случае если потребители напрямую вносят оплату за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации) нужно прописать обязанность исполнителя о том, чтобы они предусматривали порядок внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации в договорах, которые заключаются с потребителями. В договоре между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией должен быть прописан определенный порядок платежей. Такой же порядок внесения платежей устанавливается в договорах между исполнителем и конечным потребителем. Они не должны быть различными.

Прямых договоров, подписанных на бумаге, у ресурсоснабжающей организации и конечного потребителя может и не быть. Для того чтобы ресурсоснабжающей организации принимать напрямую денежные средства от потребителей за коммунальные услуги, необходимо решение общего собрания, обращение представителя с предоставлением данного протокола общего собрания. В дальнейшем механизм принятия денежных средств и выставления счетов будет отработан. А самого договора может и не быть. Договор будет между потребителем и исполнителем, в котором этот момент оплаты предусмотрен.

Мы рассмотрели основные моменты, которые нужно предусматривать в договоре ресурсоснабжения, заключающемся между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, как в случае оплаты за коммунальные ресурсы через исполнителя, так и в случае оплаты за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.