Какие депутаты могут получать надбавки за секретность. Приложение

Регистрационный N 25227

Установлены размеры ежемесячной надбавки военнослужащим внутренних войск МВД России, работающим с гостайной.

Так, лицам, имеющим доступ к сведениям "особой важности" доплачивают 25% оклада. Тем, кто работает с совершенно секретными сведениями, - 20%.

Военнослужащие, имеющие доступ к секретным данным, дополнительно получают 10% оклада.

За работу со сведениями "особой важности" некоторым военнослужащим установлены повышенные размеры надбавки. Они составляют 65%, 60% и 50%.

Например, 65% оклада получают заместитель Министра внутренних дел - главнокомандующий внутренними войсками МВД России, его заместители, главный инспектор-координатор Главного командования внутренних войск МВД России. Надбавка в размере 60% оклада выплачивается начальникам управлений, штабов авиации, вооружения, тыла ГКВВ МВД России. Заместителям начальников управления ГКВВ МВД России, военнослужащим, занимающим штатные воинские должности мобилизационной готовности, в шифровальных подразделениях, подразделениях делопроизводства и режима, и некоторым другим доплачивают 50% оклада.

Знает, наверное, каждый. Допуск к ней строго ограничен, конфиденциальность сохраняется по высшему разряду. Есть, впрочем, ряд должностей и трудовых мест, которые подразумевают работу с документами повышенной секретности. Это налагает свои обязательства на человека, зато он получает и приятный бонус - надбавки за секретность. Подробнее об этом - далее.

Что такое государственная тайна

Начать, наверное, стоит с того, что вообще кроется за понятием государственной тайны. В соответствии с законодательством нашей страны, так называют определенные сведения из некоторых областей (внешняя политика, экономика, военная сфера, разведка и контрразведка, оперативно-розыскные мероприятия), разглашение которых может повлечь за собой серьезный ущерб для страны. Именно поэтому существует также такое понятие, как защита государственной тайны. Этот процесс проходит в несколько этапов. Сначала, основываясь на законе о гостайне, специальная комиссия составляет целый перечень данных, которые не должны подлежать огласке для широкой аудитории. Сначала ограничения на эти данные налагает государство. Затем - отдельно в каждом органе государственной власти, к которому относятся те или иные засекреченные сведения, на них налагают особые степени секретности (пометка о том, насколько важен документ; их всего три, к ним мы вернемся несколько позже) и проводят мероприятия по ограничению распространения информации. По некоторым данным, сейчас в перечне засекреченных данных более ста пунктов.

Что никогда не будет являться государственной тайной

Не всякую информацию из вышеуказанных даже областей можно засекретить. В законе о гостайне специально прописаны те данные, которые никогда не будут и не должны подлежать конфиденциальности. Среди них сведения о всевозможных катастрофах, стихийных бедствиях, чрезвычайных происшествиях различного характера (и даже информация об их прогнозах!), поскольку они несут собой угрозу не только здоровью, но и жизни населения, и люди должны быть заранее предупреждены о надвигающихся катаклизмах, чтобы иметь возможность заблаговременно позаботиться о себе и своих близких.

Также к информации, которую никогда нельзя держать в секрете, относятся сведения, касающиеся экологии государства и санитарии. Конфиденциальными документами никогда не станут данные о состоянии здравоохранения, образования и сельского хозяйства - то есть областей, играющих важную, можно даже сказать, жизненно важную роль в судьбах населения. Нельзя утаивать от народа и информацию о том, как обстоит дело с преступностью в стране, поскольку незнание этих данных косвенно, но может повлиять на жизнь и здоровье граждан. В том случае, если были нарушены права и свободы человека, это также не может не стать достоянием общественности, так же как и в ситуации, когда произошло преступление закона представителями органов, наделенных высшей государственной властью. Кстати, о власти: о состоянии здоровья высшего руководства население страны должно информироваться в обязательном порядке, эти сведения тоже ни в коем случае нельзя скрывать. Кроме того, в перечень данных сведений входят данные о размерах денежных резервов и золотого запаса, а также информация обо всех возможных привилегиях и компенсациях, которые предоставляет государство - неважно кому, будь то отдельный гражданин или целая организация. Вот и все сведения, которые никогда не могут утаивать, прикрываясь словами о защите государственной тайны, поскольку они этой самой тайной не являются.

К разговору о степенях

Самое время вновь вспомнить о пресловутых степенях секретности, которые устанавливаются отдельно для каждого нового документа. Какую из степеней выбрать, напрямую зависит от того, насколько данные сведения важны и, соответственно, насколько большим будет масштаб трагедии, если они просочатся в массы. У каждой степени есть свой особый гриф секретности: "секретно", "совершенно секретно" и "особой важности". Можно проследить градацию по названиям данных грифов. Но как определить, к какой из трех вышеуказанных категорий относится тот или иной конфиденциальный документ? И кто должен это определять? На самом деле все уже давно определено - постановлением правительства, принятым еще двадцать с лишним лет назад. В нем четко прописано, куда какие сведения отнести. Так, например, к информации под грифом "особой важности" будут относиться все материалы из всех вышеупомянутых сфер (экономика, внешняя политика и иже с ними), если их утечка нанесет урон в данных областях всей стране. Это самый важный (если можно так выразиться) режим секретности.

Гриф "совершенно секретно" ставится на тех документах, разглашение информации о содержимом которых повредит интересам министерств нашей страны в одной или нескольких отраслях. И наконец, к просто "секретным" относится любая остальная информация, разглашение которой причинит немалый вред интересам предприятия или организации в той или иной области. Работа с секретными документами предполагает и их обязательную маркировку, которая наносится на каждый документ после того, как стало ясно, к какой категории секретности он относится. Среди прочей информации, указывающейся на документе, ставится на нем и отметка о дате возможного рассекречивания - либо об условиях, необходимых для того, чтобы это произошло. В любом случае максимально засекретить информацию можно не более чем на тридцать лет. Впрочем, иногда случается такое, что срок продлевают, а иногда, наоборот, сокращают. Так, пять лет назад государственной тайной перестали быть данные о запасах нефти в недрах нашей страны.

Кто допущен к государственной тайне

Режим секретности, налагаемой на сведения, составляющие государственную тайну в нашей стране, предполагает и довольно ограниченный круг лиц, допущенных к данной информации. Итак, всегда имеют к ней доступ люди, занимающие следующие должности: председатель правительства, генпрокурор, федеральный министр, председатель центрального избиркома, председатель Счетной палаты, руководитель администрации президента, уполномоченный по правам человека и так далее - всего двадцать различных должностей, двадцать человек. Однако есть ситуации, когда данный круг может быть расширен (например, когда по долгу службы человеку необходимо получить ту или иную информацию, находящуюся "под замком", в том числе если он трудится на секретных объектах). В обмен на это, правда, человек приобретет еще и некоторые ограничения (о них чуть ниже). Тогда можно вести речь о форме допуска к государственной тайне.

Как получить доступ

Как и категорий, вышеуказанных форм тоже три. Те, кому необходимы документы из категории "особой важности", получают первую форму; нуждающиеся в материалах с грифом "совершенно секретно" - вторую; ну а те, кому нужны "секретные" документы, обзаводятся третьей. Без формы допуска к государственной тайне получить доступ к ней невозможно.

Что представляет собой вышеозначенная форма? Если говорить вкратце, то это письменное согласие на определенные ограничения своих прав в разнообразных жизненных сферах (уточним этот вопрос далее), а также на проверку органами; ознакомление с нормами законодательства; определение социальных гарантий; разрешение руководителя и так далее. Проверка органов коснется, кроме того, не только претендента на обладание государственными секретами, но и всех его ближайших родственников (а к ним законодательство относит мать, отца, мужа/жену, детей, братьев, сестер (в том числе неполнокровных), усыновленных либо усыновителей). Кстати, те, кто получает доступ по третьей форме, от всех проверок освобождены - за исключением тех случаев, когда это считается необходимым.

Можно ли получить отказ в допуске

Не нужно думать, что любой претендент на обладание ценной для России информацией при первом же запросе получит на это разрешение. После доскональных проверок, после длительной волокиты человеку могут отказать в праве доступа. Причины, по которым подобное возможно, следующие: во-первых, это наличие судимости за тяжкие преступления. По какому конкретно вопросу судили - в данном случае неважно, а вот то, что судимость имеется, важно, да еще как. Во-вторых, могут отказать в допуске к секретным материалам, если человек претендует на получение доступа по первой или второй форме (где обязательно наличие проверок), но уклоняется от проверочных мероприятий. Кроме того, основанием для отказа служит проживание за границей близких родственников или самого претендента (либо же оформление кем-то из них документов для выезда), признание его недееспособным и/или наличие противопоказаний к подобного рода деятельности по состоянию здоровья.

Таких противопоказаний немного, но тем не менее не стоит сбрасывать их со счетов. К ним относятся болезни нервной системы (в частности, подверженность эпилептическим припадкам), а также такие недуги, как шизофрения, аффективные расстройства, умственная отсталость, отклонения в норме поведения и так далее. Чтобы доказать отсутствие у себя подобного рода заболеваний, претенденту на обладание ценными государственными сведениями необходимо пройти медицинское обследование, включающее обязательное посещение таких врачей, как психиатр, нарколог и невролог. Свое заключение они напишут в справке, которая будет действительна ровно год - так что, если через год человек будет продлевать договор на работу с конфиденциальной государственной информацией, обследование ему придется проходить заново.

Ограничения

Самым, пожалуй, распространенным ограничением, коим подвергаются "счастливые" обладатели сведений, составляющих государственную тайну, является запрет покидать территорию нашей страны. Конечно, налагается он не на всю жизнь, но на время допуска к государственной тайне человек становится невыездным. Другие "бонусы", которые можно получить в обмен на владение информацией, - это ограничения в неприкосновенности частной жизни, распространении информации, а также в использовании открытий и изобретений.

Что еще следует знать о государственной тайне

Если ты допущен к государственной тайне, ты берешь на себя огромную ответственность - обязуешься перед государством сохранить в секрете все то, что оно, государство то есть, тебе доверило. И если ты с этой грандиозной задачей справляешься, ты молодец. А если вдруг нет? Причем - умышленно нет? Если случилось так, что сведения, подлежащие строжайшему секрету, вдруг утекли, стали достоянием общественности, мало того: общественности иностранной - что тогда? Тогда в первую очередь будут искать виновных. А когда найдут, речь будет идти еще об одном определении, которое называется государственной изменой.

Под этим термином понимается выдача сведений, являющихся государственной тайной России, другим государствам. Виновного неизбежно будут судить по российским законам, а наказание за подобное преступление довольно строгие - согласно соответствующей статье Уголовного кодекса, с проштрафившегося не только потребуют возмещение ущерба в материальном плане, но и посадят - причем совсем не на маленький срок. Период лишения свободы предусматривает промежуток от двенадцати до двадцати лет - в зависимости от степени серьезности урона, нанесенного государству раскрытием его секретов. Что же касается штрафа, то его размер варьируется: это либо пятьсот тысяч рублей, либо заработная плата виновного за трехлетний период. Кажется, что по данной статье совершается мало арестов, но это отнюдь не так. Статистика гласит, что в период с 2009 по 2013 гг. - то есть всего за четырехлетний промежуток - в нашей стране были осуждены за государственную измену двадцать пять человек. Однако закон предусматривает и иной вариант развития событий: если добровольно и вовремя уведомить органы и тем самым помочь предотвратить дальнейший ущерб, арест человека не коснется.

Нужно понимать еще и разницу между двумя определениями - государственной изменой и Первое совершается всегда осознанно: человек понимает, на что он идет, осознает, что своими действиями нанесет вред собственной стране, представляет возможные последствия. Тот же, кто разглашает государственную тайну, делает это неумышленно, не понимая, к чему может привести его болтливость. Как правило, последнее относится к людям, желающим выставить себя лучше других, похвастаться, произвести впечатление и все в таком духе.

Как квалифицируется, кстати, не только передача конфиденциальной информации зарубежным представителям, но и оказание им консультативной помощи. Так, был случай, когда ученого из Нижнего Новгорода, прочитавшего в командировке за рубежом доклад о разработках взрывчатки, обвинили в измене. А несколько лет назад на пятнадцатилетний срок осудили другого ученого, занимавшегося контролем над вооружениями.

Надбавки за секретность

Как уже упоминалось выше, работа с конфиденциальной информацией, помимо очевидных сложностей и неудобств, приносит и несомненный плюс - дополнительные деньги (вряд ли найдется кто-то, кто будет этому не рад). Порядок этого дохода зафиксирован в специальных правилах, регулирующих выплаты специалистам, работающим с конфиденциальными сведениями. При этом хоть сама сумма выплат и разнится в зависимости от той категории секретности, с которой взаимодействует человек, получают ее все ежемесячно. Сумма этой ежемесячной надбавки за секретность определяется процентами от основного оклада. Для категории "особой важности" дополнительная выплата составляет от пятидесяти до семидесяти пяти процентов оклада, для "совершенносекретников" - от тридцати до пятидесяти, и, наконец, товарищи, имеющие доступ к "просто секретным" сведениям, могут претендовать на дополнительные десять - пятнадцать или пять - десять процентов (зависит от того, проводилась проверка или нет).

Это не единственный фактор, влияющий на размер надбавок за гостайну. Так, при определении конечной суммы, которую дополнительно будет получать человек, учитывают еще два следующих момента: во-первых, каков объем доступной для данного сотрудника информации, а во-вторых, насколько и как долго будут сохраняться актуальными засекреченные материалы.

Отдельная категория граждан - сотрудники специализированных подразделений, которые занимаются защитой государственной тайны, - также получают надбавки, мало того - им начисляют еще и дополнительную сумму за стаж работы в подобных организациях. Она тоже растет в зависимости от количества лет службы. За период от года до пяти лет доплачивают десять процентов от оклада, от пяти до десяти - пятнадцать. Максимум - двадцать процентов, и получить их можно, если трудишься в данной сфере более десяти лет.

Все выплаты, кстати, ведутся из утвержденного фонда оплаты труда. Впрочем, все вышесказанное является лишь общим порядком выплаты надбавок за гостайну; одна же из статей закона о государственной тайне гласит, что федеральные органы могут сами устанавливать размер ежемесячных надбавок на предприятиях и организациях, входящих в их ведомство. Так, например, гражданский персонал получает выплаты согласно постановлению министра обороны. Вот уже шестнадцатый год размер надбавок за секретность гражданскому персоналу, о чем и указано в постановлении, составляет сумму, напрямую зависящую от степени важности материала. Она колеблется от десяти процентов за самые "незначительные" сведения до двадцати пяти - за "особую важность". Не отличаются огромными процентами нынче и работники муниципалитета. Надбавка за секретность муниципальным служащим абсолютно такая же, как и указанная выше.

Интересная ситуация сложилась в Министерстве внутренних дел. Обычные, рядовые служащие, по долгу службы сталкивающиеся с документами, составляющими государственную тайну, получают дополнительно десять, двадцать или двадцать пять процентов - в зависимости от категории секретности, разумеется. Что же касается начальства, руководства в МВД, надбавка за секретность у них выше - так, начальники управлений и штабов, взаимодействующие с материалами под грифом "особой важности", дополнительно имеют шестьдесят процентов от своего воинского оклада.

Кому не платят

Есть отдельно оговоренные и прописанные в специальных постановлениях/приказах/указах моменты, когда человеку не платят дополнительных денег, несмотря на полученный им допуск к государственной тайне. Одним из таких моментов является, например, отпуск по уходу за ребенком. Если сотрудник (хоть мама, хоть папа) уходит в декрет, выплата надбавок автоматически прекращается.

Кроме того, не получают надбавки сотрудники, переставшие работать с конфиденциальными документами по одной из следующих причин: они либо не занимают больше прежнюю должность, либо постоянного доступа к информации, являющейся государственной тайной, у них по тому или иному поводу больше нет (например, освобождены приказом от данного вида деятельности). Кроме того, не получают дополнительных денег и сотрудники, ушедшие в отпуск без сохранения заработной платы - даже если до этого момента данные работники такое пособие имели. Сразу нужно оговорить: при уходе в обычный отпуск по графику, а также при нахождении на больничном или в командировке, получение дополнительных денежных средств за сотрудником сохраняется и выплачивается. В это время человек получает среднюю заработную плату, следовательно, по ней и высчитывается процент для начисления дополнительного довольствия.

Если же человек потерял постоянный доступ к конфиденциальным документам, не занимает больше свое место или ушел в отпуск без сохранения содержания, дополнительная выплата ему приостанавливается со следующего за той датой дня. Кстати, следует пояснить, что значит "постоянный доступ". Имеется в виду работа с секретной информацией, полученной в любом виде (электронном, распечатанном, на носителе - не суть важно) в течение года подряд. Как правило, именно на такое время заключаются контракты, которые позднее либо продлеваются, либо нет. Стоит помнить, что работа с конфиденциальными документами и, соответственно, допуск к государственной тайне является добровольным делом. Обязать работать с такими материалами нельзя. Следовательно, человек может сам решать данный вопрос и отказываться от подобного предложения. Но, конечно, никаких надбавок тогда тоже не будет.

Надбавки за секретность, таким образом, - дело хорошее, но следует трижды подумать, стоит ли овчинка выделки.

Одним из важных аспектов деятельности многих бюджетных учреждений является обеспечение режима государственной тайны. Для того чтобы создать условия сохранности такой информации, законодательством предусмотрен ряд специальных мер, включающих определенные требования, ограничения и социальные гарантии. К числу последних относится установление надбавок за работу с секретными сведениями. Давайте разберемся, кому и в каком размере положены такие доплаты.

Перечень секретной информации

Прежде чем рассмотреть вопрос о том, какие гарантии полагаются физическим лицам, чья работа связана с государственной тайной, необходимо понять, какие именно сведения подлежат засекречиванию.

Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, установлен статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон). Этот список весьма обширен и включает в себя прежде всего информацию, связанную с обеспечением безопасности страны. Например, в него входят сведения в области обороноспособности государства, внешней политики и экономики, экономическая, научная и техническая информация, имеющая военную направленность и т. д. Кроме этого перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, содержится в указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее - Указ). Этот документ конкретизирует список секретной информации, приведенной в статье 5 Закона. Также в нем определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению такими данными. Заметим, что вышеназванный документ постоянно обновляется. Существует и еще один документ, который так или иначе влияет на вопрос о том, будет или нет информация признана секретной. Речь идет о распоряжении Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (далее - Распоряжение). В нем приведен список должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В частности, это руководители значительной части федеральных органов исполнительной власти, практически все российские министры, а также председатель Банка России и генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Какую информацию засекречивать не нужно

Закон установил и перечень сведений, которые не относятся к государственной тайне. Закона установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Что такое государственная тайна

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (). А под носителями сведений, составляющих государственную тайну, понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Доступ к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне подразумевает ограничение доступа к такой информации. То есть пользоваться ею могут лица, получившие на это соответствующие разрешения (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены в Закона. При этом в Законе сказано, что такой допуск осуществляется в добровольном порядке.

Если работники согласились на получение допуска к секретной информации, то они должны знать, что после этого на них будут наложены определенные ограничения. Так, они будут обязаны:

  • принять на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • согласиться на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом (например, на выезд за границу);
  • дать письменное согласие на проведение в их отношении полномочными органами проверочных мероприятий.

В свою очередь бюджетные учреждения обязаны определить вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий работникам, чей труд связан с режимом государственной тайны.

Должностные лица организаций должны ознакомить своих сотрудников с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Только после выполнения этих процедур руководитель органа госвласти, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Три степени секретности

Объем проверочных мероприятий лица, получающего допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, зависит от степени их секретности.

Существует три степени секретности и соответствующие им грифы: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» ().

В настоящее время действует , утвержденная . В ней конкретизированы различные процедурные моменты оформления допуска к государственной тайне. В частности, установлены три формы допуска (первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям, и третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям).

Надбавка за секретность

Предоставления и выплаты такой надбавки утвержден (далее - постановление № 573). Можно выделить четыре основных момента выплаты ежемесячных процентных надбавок.

1. Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер надбавки составляет от 50 до 75 процентов, за гриф «совершенно секретно» - от 30 до 50 процентов.

Размер надбавки за степень секретности «секретно» будет зависеть от того, будут или нет проводиться проверочные мероприятия. При наличии таких процедур надбавка составит от 10 до 15 процентов должностного оклада, без проверки - от 5 до 10 процентов.

2. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

Также имеет значение и продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания информации.

3. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

4. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачиваются еще и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях. Размер надбавки при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов. При этом в стаж работы сотрудников, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

С какой даты платить

В утвержденных правилах назначения доплат работникам, использующим секретную информацию, ничего не сказано о дате, с которой они выплачиваются. На практике момент начала выплат прописывается в нормативных актах, выпущенных федеральными органами государственной власти.

Например, в сказано, что доплата производится на основании приказов соответствующих учреждений с момента оформления решения руководителя о допуске специалистов к работе с секретными сведениями на постоянной основе. Так что своеобразной отправной точкой начала выплат следует считать дату приказа, которым оформляется допуск.

Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах, например в , оговорено, что выплата надбавки производится со дня начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

По нашему мнению, началом осуществления доплат следует считать дату получения работником соответствующего допуска.

В любом случае момент, с которого необходимо осуществлять доплату за секретность, должен быть зафиксирован в приказе руководителя бюджетного учреждения. При этом надо руководствоваться актами о порядке назначения доплат соответствующих органов исполнительной власти, к чьей подведомственности относится бюджетное учреждение.

Министерские доплаты

Правила, установленные , содержат общий порядок выплаты надбавок за секретность. Закона разрешает федеральным органам государственной власти в подведомственных им учреждениях и организациях устанавливать свои ежемесячные надбавки.

Так, например, в настоящее время действует «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне». Им уточнен порядок начала и прекращения выплаты надбавок работникам Минюста России.

Кроме этого определен перечень лиц, которым процентная надбавка не выплачивается. К примеру, ее лишаются работники учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичные документы приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

    Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573
"О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"

С изменениями и дополнениями от:

2. Федеральным органам государственной власти устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - надбавки) в соответствии с Правилами

Финансирование расходов на указанные цели осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на соответствующий год.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных Правилами , утвержденными настоящим постановлением.

4. Установить, что гражданам, работающим в организациях, не имеющих ведомственной принадлежности и осуществляющих в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну , надбавки выплачиваются за счет средств, получаемых от основной деятельности этих организаций, в порядке, предусмотренном настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2718);

пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 1486);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 416 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2371);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 209 "О признании утратившим силу абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1309).

Утверждены Правила выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

По сравнению с ранее действовавшим порядком осуществления указанных выплат размер ежемесячной надбавки зависит не только от степени секретности сведений, но также от объема сведений, к которым граждане имеют доступ, и продолжительности времени, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания соответствующих сведений.

Значительно повышен размер ежемесячной надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" - с 25 % до 50-75 %, и за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - с 20 % до 30-50 %. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий выплачивается надбавка в размере 10-15 %, без проведения проверочных мероприятий - в размере 5-10 %. Ранее размер надбавки для всех случаев работы со сведениями, имеющими степень "секретно", составлял 10 %.

Если размер надбавки оказывается ниже установленного первоначально, ранее применявшаяся надбавка сохраняется до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к указанной надбавке выплачивается процентная надбавка к окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

Порядок выплаты заработной платы стажёрам регламентирован пунктом 72 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65, в соответствии с которым стажёрам устанавливаются должностные оклады в соответствии со штатным расписанием и производятся выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для гражданского персонала учреждений и подразделений системы МВД России. Оплата труда стажёра производится за счёт и в пределах средств, предусмотренных на денежное довольствие по соответствующей должности сотрудника.

В соответствии с приказом МВД России от 13 июня 2007 года № 519 «Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне», работникам выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтверждённый доступ на законных основаниях.

Допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются работники, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Приказом МВД России от 27 августа 2008 года № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» устанавливается, что гражданскому персоналу, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Абзац 4 пункта 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажёров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утверждённого приказом МВД России от 15 августа 2011 года № 942, запрещавший знакомить стажёра с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, признан утратившим силу.

На основании изложенного полагаем, что правовые основания для установления стажёрам надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, имеются. Установление стажёрам надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, требует дифференцированного подхода. В каждом конкретном случае следует проводить анализ фактических объёмов сведений, к которым стажёр имеет доступ.

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА,

юрисконсульт 3-го отдела ПУ ГУ МВД России по г. Москве