Ликвидация региональных центров мчс. Ведомство избавляется от наследия прежнего руководства

Официально было объявлено о реформе в структуре МЧС России в 2018 году. В связи с этим принимаются разные законы. Большой резонанс вызвал закон о сокращении числа сотрудников ведомства. Речь идет о том, что максимальное число сотрудников МЧС должно быть не больше 288 тысяч человек. Только 820 человек на руководящих должностях и 30 тысяч гражданских. Предполагается, что некоторым повезет и их вместо того, чтобы уволить, переведут на другие должности. Но при этом льготы для них не сохраняться.

Ликвидация МЧС России в 2018 году: что ждет работников МЧС в 2018 году

Никаких громких заявлений пока не было, но есть информация, что структуру со временем упразднят, а их функции возложат на полицию и армию. В том смысле, что на пожар будет приезжать бригада МВД, а на чрезвычайные ситуации будут реагировать представители обороны. Предположение пока бездоказательно, но слухи просто так не возникают. Есть вероятность, что информация просочилась из кулуаров власти.

Еще в 2015 году начались серьезные сокращения в разных структурах, но спасателей эта проблема тог7да не коснулась. Реструктуризация ведомств продолжается все это время. Даже сейчас внедряются реформы и объединения подразделений. Главной целью происходящего считается изменение модели наложения штрафных санкций на правонарушителей. Теперь главной целью станет профилактика по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а не борьба с последствиями.

Для этого все силы будут направлены на разъяснительные работы среди населения, что должно сократить число нарушений и ЧС. Административные наказания должны стать последним аргументом, а не способом взыскать деньги с людей. Все нацелено на профилактику - это основной приоритет на сегодняшний день

Ликвидация МЧС России в 2018 году: перемены будут, но на сколько кардинальные

Интересно, что работу сотрудников МЧС, как и каждого отдельного подразделения, будет оценивать инспектор. Главным критерием станет уменьшение пожаров на конкретном участке. Потому что именно это станет подтверждением качественной работы сотрудников и будет свидетельствовать о проведении работы с населением.

По-большому счету, сокращение ведомства не повод говорить о его реорганизации. Даже уменьшение кадровых сотрудников не является свидетельством глобальных перемен. Но версия о том, что скоро будет официальное заявление, подтверждающее перемены в МЧС регулярно озвучивается СМИ.

Несмотря на неутешительные версии для пожарников, есть и более радостная. Запланировано финансирование сотрудников ведомства для покупки недвижимости. Кроме этого, будут выделяться деньги для погашения потеки. Правда, это только для тех, кто больше всего нуждается в финансовой помощи.

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.

Уж давно минул 2014 год, а последствия этого устрашающего для множества стран времени до сих пор продолжают портить жизнь огромному количеству людей. Дело в том, что именно в тот период Россия лицом к лицу столкнулась с очередным экономическим кризисом, ставший причиной огромных проблем и усугубившихся финансовых возможностей обычных граждан.

Большинство государственных ведомств в связи с новыми реалиями провели вынужденную реорганизацию, уволив немалую часть сотрудников ради блага других. Не стали исключениями и некоторых силовые ведомства РФ. Несмотря на то что последствия кризиса в России практически ликвидированы, глобальная реорганизация военизированные и силовых структур только в разгаре. Рассказать подробно о каждом из существующих в этой сфере ведомств будет проблематично и долго, поэтому нынешняя речь пойдёт о ситуации с МЧС в 2018 году.

Основные сведения

Большинство людей, имеющих прямое или косвенное отношение к отмеченной организации, говорят о возможности проведения реформы МЧС. Ранее модель отмеченного ведомства была признана наиболее успешной из-за внедрения риска-ориентированного направления труда. Главный подход представителей МЧС кроется в предупреждении чрезвычайной ситуации, а не ликвидации уже случившихся последствий.

Важная информация – в 2018 году МЧС планируют отказаться от репрессивной модели поведения. Иными словами, ведомство хочет сделать штрафы не основной, а лишь вынужденной мерой наказания. Приоритетом станут предупреждения, разъяснительные работы и прочие моменты, направленные на ознакомления людей с последствиями различных действий.

Признаки реформы

Понятно, что на пустом месте разговоры о модернизации министерства не возникли бы, а значит им предшествовали какие-нибудь доказательства. Основным признаком переменен стало упразднение ФСКН и передача прав ведомства полиции. В то время эксперты увидели неэффективность работы Федеральной службы. Напомним, что перед этим сотрудники ФСКН упоминались в довольно громких скандалах. По аналогичному сценарию «процветания» последовало и ФМС. Деятельность упомянутого учреждения оказалась малозаметной.

На обозначенном этапе становится понятно, что 2018 год может оказаться периодом продолжения глобальной организации военной сферы. Под «горячую руку» правительства в любую минуту могут попасть ФСБ, МВД и МЧС. Наверное, именно по этой причине новость о создании Национальной Гвардии стала такой малозаметной. Силовики различных уровней службы получили возможность объединиться в мощную и действенную структуру. Новыми гвардейцами стали наиболее дееспособные спецподразделения, получившие более обширный список полномочий.

Стоит ли опасаться реформы?

Несмотря на полное отсутствие официальных заявлений правительства о возможной модернизации в наиболее важных ведомствах России, в СМИ постоянно появляются «достоверные источники», заявляющие о предстоящих событиях.

  1. Создание МГБ – министерства государственной безопасности (потомок некогда известного КГБ). Основой будущего ведомства станет ФСБ, получившее в подчинение СВР и ФСО. Последние, к слову, занимаются охраной представителей правительства.
  2. Реформирование МЧС. Скорее всего, глобальных изменений не будет – ожидается разделение функциональных подразделений между полицией и армией. Если более наглядно, за тушение пожаров в будущем будет отвечать МВД, тогда как министерство обороны обязуется решать вопросы о проведении спасательных операций и устранении чрезвычайного положения.

Никаких подтверждений отмеченных перемен пока нет, а потому говорить о реальности описываемого исхода ещё слишком рано.

Существуют ли реальные предпосылки?

Ранее уже упоминалось, что правительство РФ пока не давало никаких официальных заявлений о проведении реформы МЧС в 2018 году. Тем не менее некоторые реальные шаги в отмеченном направлении недвусмысленно указывают о возможном будущем.

Наиболее явным доказательством считается майский президентский указ, где говорится о необходимости сокращения общего количества сотрудников МЧС. Получается, что именно с 2018 года максимальное число работников ведомства будет ограничиваться следующим образом:

  • 288,5 тыс. человек – общее количество сотрудников ведомства;
  • 7,2 тыс. человек – подчинённые министерского управления и воинского формирования;
  • 30 тыс. человек – гражданские должности;
  • 820 человек – представители министерского аппарата РФ.

На фоне обозначенных сведений сразу же становится понятно, что министерство готовится к кардинальной модернизации своей нынешней структуры, в ходе которой, к сожалению, придётся попрощаться с немалым количеством неплохих сотрудников. Однако подобные сценарии проводились уже не единожды и необходимостью их использования уже никого не удивишь. К примеру, только в 2015 году штат многих министерств России стал в разы меньше, в том числе и численность людей, занятый в Управлении внутренних дел Президента. Хочется надеяться, что подобные деяния не навредят МЧС, сделав из пожарной службы филию некоего военного ведомства.

Ещё один фактор, указывающий на предстоящие изменения в Министерстве чрезвычайных дел – формирование 100 полка материального обеспечения. Это некое оперативное подразделение особого назначения, задача которого весьма проста – борьба со стихийными бедствиями в государстве. На данный момент созданное подразделение подчиняется Министерству обороны РФ. Не правда ли, весьма интересное доказательство того, что в ближайшем будущем МЧС может частично перейти «под крыло» военных формирований?!

Ещё одной частью проблемы, указывающей на предстоящие события в МЧС, являются перемены в работе существующих пожарных инспекторов. Ранее об этом много говорились в кулуарах чиновников, и вот, наконец, слова нашли свою реализацию. Суть предстоящих перемен весьма прозаична – отказ от системы наказания. Теперь главным критерием оценки представителя МЧС станет количество пожаров на отведённой территории, за которые он несёт прямую ответственность.

Чемпионам мира по футболу

Так как рассматриваемая здесь тематика напрямую касается различных чрезвычайных происшествий в стране и людей, отвечающих за их ликвидацию, не стоит забывать о приближении грандиозного события – ЧМ-2018. Не стоит недооценивать работу сотрудников ведомства на мероприятии подобной важности. Именно потому долгожданный спортивный праздник может стать основной причиной отсрочки внедрения реформы МЧС до более благоприятного для этого периода. Более того, представители власти недавно рассказали о том, что на время проведения чемпионата оперативные противопожарные бригады станут больше за счёт представителей управления. Для усиления постов и существующих подразделений, придётся продлить срок службы тем работникам ведомства, кто в 2018 году планировал выйти на пенсию.

Перед столь ответственным событием чиновники обещали порадовать людей, задействованных в пожарной безопасности, новой формой – ещё одно косвенное доказательство сохранения нынешней структуры министерства как минимум до 2019 года. Логично же, никто не будет обновлять гардероб немалого количества людей накануне их приближающегося увольнения.

Что ждёт МЧС в 2018 году? Непростой вопрос, на который сейчас, к сожалению, просто не существует реального ответа. Предпосылки будущей реформы в рядах пожарных инспекторов есть, но заметно и немало факторов, указывающий на обратный сценарий. Как сложится ситуация с министерством в действительности станет известно лишь с наступлением 2018 года. Пока же следует оценить улучшение и качество работы МЧС, и если верить, такое направление труда будет продолжаться «чрезвычайниками» и дальше.

Уже второй год МЧС России работает над внедрением новой системы управления. Сокращается управленческое звено, и одновременно усиливаются реагирующие подразделения с расширением их возможностей. В целом же масштабное совершенствование структуры ведомства продолжится до 2020 года. Как ожидается, в выигрыше останутся все - безопасность граждан повысится, спасатели получат большую соцподдержку, а уменьшение затрат на содержание управленческого аппарата поможет освободившиеся средства перераспределить на насущные цели.

В состав Центрального регионального центра войдут приволжские регионы.

Меньше управленцев - больше пожарных

Масштабная работа, направленная на совершенствование системы управления, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, улучшение качества подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля и всестороннего обеспечения подразделений МЧС России, проводится в МЧС России в соответствии с поручениями Президента РФ по реализации Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016–2020 годы, а также с учетом современных социально-экономических условий.

Напомним, 1 января вступил в силу указ президента, согласно которому предельная штатная численность МЧС России определена в 288 565 единиц. Как отмечают в МЧС России, все грядущие изменения будут проходить в пределах установленной штатной численности и выделенных бюджетных средств, а также за счет сокращения текущих расходов.

Первый этап стартует 1 марта 2017 года. Будут укрупнены региональные центры: вместо 8 их останется 6: в состав Центрального регионального центра войдут приволжские регионы, а в состав Сибирского - регионы Урала. Кроме того, главные управления по Севастополю и Крыму присоединят к Южному региональному центру. В результате численность управленцев будет сокращена, а пожарных и спасателей реагирующих подразделений станет пропорционально больше. При этом все оперативные и реагирующие подразделения останутся на своих местах.

Главное на этом этапе, как отмечают в ведомстве, - неукоснительно выполнять все социальные обязательства перед личным составом присоединяемых региональных центров. Будет усилена и поддержка семей сотрудников. В прошлом году, например, министерство оказало материальную помощь 1200 многодетных семей сотрудников, выплатив каждой по 100 тысяч рублей. Продолжится в 2017 году и работа по обеспечению жильем нуждающихся сотрудников и военнослужащих МЧС России.

Что еще ожидает МЧС в 2017 году?

На базе Сибирского авиационно-спасательного центра завершится создание комплексного авиационно-спасательного центра в Красноярске. Его дооснастят самолетами Ил-76 (с водосливным авиационным прибором), БЕ-200ЧС и усиленной авиаэскадрильей Ми-26, Ми-8 с водосливными устройствами. Это необходимо для защиты населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры от природных пожаров.

Сибирский центр также присоединится к программе ООН «Глобальный радиус», его задача - прикрытие Азиатско-Тихоокеанского региона силами Сибирского регионального поисково-спасательного отряда, который в сентябре 2016 года был аттестован по международной методике INSARAG. По результатам функционирования этого авиационно-спасательного центра в 2018 году будут подготовлены предложения по созданию таких же подразделений и в других федеральных округах.

В первом полугодии завершится и начатая в прошлом году реорганизация 65 региональных специализированных пожарно-спасательных подразделений Федеральной противопожарной службы в аэромобильные группировки в составе пожарно-спасательных гарнизонов. Это нужно для того, чтобы оперативно перебрасывать мобильные подразделения в другие регионы страны для ликвидации крупномасштабных ЧС природного характера, в том числе для их защиты от крупных природных пожаров. Личный состав этих подразделений будет проходить специальную подготовку для работы в сложных условиях, в том числе в ночное время.

В 2017 году уделят особое внимание внедрению современного формата контрольно-надзорной деятельности. Акцент по-прежнему на профилактическую работу. К ней теперь будут привлекаться руководители структурных подразделений территориальных, объектовых и специальных подразделений ФПС.

Центры управления в кризисных ситуациях в Хабаровске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе также ожидают сокращения численности. Часть их функций передадут межрегиональным центрам управления в кризисных ситуациях.

Систему образования МЧС в наступившем году также ждет реорганизация. В частности, для повышения качества подготовки специалистов в области пожарной безопасности предстоит развивать Ивановскую пожарно-спасательную академию ГПС МЧС России, которой будет передано выполнение государственного задания Воронежского института ГПС МЧС России.

Кроме того, сократится численность учебных центров Федеральной противопожарной службы и производственно-технологических центров МЧС России, они будут реорганизованы в автономные учреждения с возложением на них обязанностей собственного материально-технического обеспечения и расширением рамок их внебюджетной деятельности.

Новое руководство МЧС России запустило масштабный внутриведомственный аудит. О его результатах, говорят источники “Ъ”, будет доложено в Кремль и Белый дом. По их словам, на реформу внутри министерства «получен карт-бланш на самом верху». В ведомстве уже отменен целый ряд приказов и распоряжений бывшего руководителя Владимира Пучкова. Параллельно во все территориальные органы МЧС ушла разнарядка - до 31 мая подготовить и представить список проблемных вопросов «повседневной деятельности», включая кадры и материально-техническое обеспечение.


О создании рабочей группы по проведению комплексной проверки положения дел в системе МЧС было объявлено на селекторном совещании, которое прошло 25 мая. По его итогам и. о. первого заместителя главы ведомства Александр Чуприян подписал протокол с соответствующими поручениями (документ есть в распоряжении “Ъ”). В нем руководителям всех структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений предписано представить в рабочую группу «все необходимые документы и материалы». Руководству главков также поручено в срок до 31 мая подготовить и представить в департамент оперативного управления и структурные подразделения центрального аппарата МЧС «проблемные вопросы организации повседневной деятельности, в том числе по комплектованию, материально-техническому обеспечению и другие вопросы, требующие решения». Обобщенный комплекс внутриведомственных проблем планируется обсудить с начальниками территориальных органов МЧС в рамках международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2018», который пройдет в Ногинске 6–8 июня.

Высокопоставленный собеседник “Ъ” в руководстве МЧС назвал анализ работы ведомства «естественным явлением».

«Когда меняется руководство, следует провести анализ деятельности, чтобы понять, какой бюджет, каков штат, что с оснащением. Это нужно, чтобы подготовить программу-минимум и программу-максимум работы министерства»,- сказал сотрудник министерства.

Рабочую группу, которая займется анализом, возглавил начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС генерал-лейтенант Виктор Яцуценко. Результаты ее работы будут доложены в Белый дом и администрацию президента, утверждает высокопоставленный источник “Ъ” в аппарате правительства: «Посмотрим, что там найдут, но указание копать максимально глубоко уже дано».

Селекторное совещание по поручению нового главы МЧС Евгения Зиничева проводил ветеран службы Александр Чуприян (тушил пожары с 1979 года). Один из правительственных собеседников “Ъ” считает это подтверждением грядущего разделения полномочий в ведомстве. По его словам, генерал Чуприян возьмет на себя все оперативное руководство деятельностью МЧС, а господин Зиничев, по крайней мере на первых порах, сосредоточится на решении кадровых и организационных вопросов.

Источник “Ъ”, близкий к администрации президента, утверждает, что назначение Евгения Зиничева, чья карьера была преимущественно связана со службой в органах госбезопасности, было инициировано Владимиром Путиным, сотрудником службы безопасности которого являлся господин Зиничев. Знакомые характеризуют его как весьма закрытого человека, который старательно избегает публичности (по данным “Ъ”, именно из-за этого Евгений Зиничев попросил освободить его от исполнения обязанностей губернатора Калининградской области), но называют «беспрекословно исполнительным и крайне надежным».

«Он не связан исторически с МЧС, поэтому ему будет проще увидеть проблемы, которые есть в министерстве. Кроме того, он равноудален от остальных силовиков - от того же министра обороны Сергея Шойгу, до сих пор внимательно следящего за судьбой родного ведомства»,- говорит источник “Ъ” в руководстве одного из силовых ведомств. Он отмечает, что неверно говорить о неподготовленности Евгения Зиничева к самостоятельной работе в МЧС: на посту замдиректора ФСБ он был хорошо информирован о проблемах ведомства, поэтому «масштаб сложностей он представляет весьма хорошо», а карт-бланш на проведение любых необходимых преобразований кадрового или организационного характера был ему выдан на этапе согласования. По данным “Ъ”, приступить к работе он сможет в звании генерал-полковника: повышение потребуется ему для соблюдения субординации, поскольку по званию тот же Александр Чуприян сейчас находится выше.

Между тем в МЧС уже начались реформы. Пока они состоят в отмене ряда решений экс-министра Владимира Пучкова. Так, заместителю министра Павлу Барышеву поручено организовать работу «по внесению изменений в правила ношения форменной одежды сотрудниками МЧС России, в части ношения головных уборов». Речь идет о возвращении к форменным фуражкам вместо оранжевых беретов, введенных при господине Пучкове. «Береты были для нас как красная тряпка для быка. Их восприняли как полную сдачу позиций: победу наводнивших руководство МЧС военных над пожарной охраной,- сказал “Ъ” пожарный, просивший не упоминать его имени.- Офицеры не носили береты, получая за это взыскания от начальства. Их отмена имеет символическое значение: это сигнал о том, что политика полностью меняется. Поэтому Чуприян и начал с беретов».

Еще одно распоряжение Александра Чуприяна, зафиксированное в протоколе селекторного совещания, касается комплектования штата пожарной охраны. При прежнем министре присвоение новых званий и пополнение штата было замкнуто на Центральную аттестационную комиссию (ЦАК), которую возглавлял лично глава ведомства. Теперь с этой практикой решено покончить. «Приказ о том, что ЦАК больше не должна решать вопросы назначения бойцов, уже разослан. Она должна аттестовать начальников главков, их замов, центрального аппарата. Остальные вопросы, касающиеся штата, теперь будут решаться на местах»,- рассказал собеседник “Ъ”.

Экс-глава кафедры пожарной тактики в Академии государственной противопожарной службы МЧС Александр Подгрушный сказал “Ъ”, что последние пять лет в системе МЧС почти не присваивали новые звания. Были запрещены перемещения по должностям и из региона в регион. «У нас по стране прапорщики в половине пожарных караулов, а начальник караула - это офицерская должность, на которой до капитана можно дослужиться. Пучков все на себя замыкал. Теперь же звания до подполковника будут присваивать на местах. Кроме того, министерство уже кинуло клич, что те, кто был уволен в последние годы, могут вернуться на службу»,- отметил господин Подгрушный.

Как ранее писал “Ъ” , последние несколько лет в МЧС проводилась оптимизация. На деле это означало сокращение сотрудников: с 2015 года было уволено 59,8 тыс. человек. На вакантные должности никого не принимали, а тех, кому исполнилось 45 лет, увольняли. Господин Чуприян распорядился в кратчайший срок представить предложения по комплектованию подразделений системы МЧС «с учетом текущего некомплекта». На совещании он отметил, что ознакомился с ситуацией по резерву сотрудников и некомплектом, подчеркнув, что «шокирован числом вакансий и некомплектом по штату».

Еще одно важное нововведение касается экономии топлива. Новое руководство МЧС распорядилось провести аудит расходования ГСМ начиная с 2013 года. При этом Александр Чуприян отметил, что с практикой экономии, начавшейся в 2015 году, будет покончено.

Ранее пожарные говорили “Ъ”, что из-за экономии в частях перестали заниматься выездными практическими занятиями на объектах. Отсутствие практики затрудняло работу подразделений в чрезвычайных ситуациях. Как выяснилось после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», большинство пожарных, задействованных в тушении ТЦ, видели этот объект только на бумаге. По словам источника “Ъ”, знающего о содержании селекторного совещания, Александр Чуприян подчеркнул, что экономия ГСМ нарушает тренировочный и учебный процессы и ведет к профессиональной деградации, и призвал положить этому конец. «По сути, Чуприян объявил о том, что с оптимизацией покончено»,- прокомментировал “Ъ” итоги совещания начальник караула одной из московских пожарных частей.

Александр Подгрушный назвал решения господина Чуприяна «очень правильными и своевременными», но признает, что «лет пять еще будем выбираться из нынешней ситуации».

Владимир Соловьев, Иван Сафронов