Какие основы конституционного строя рф. Основы конституционного строя, государственная власть и государственное устройство Российской Федерации

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.


- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции


1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления


2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией


3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы


4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов


5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.


6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.


7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.


8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.


9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3-5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.


10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной


11. Светский характер государства

Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой


| |

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство будет политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, ϲʙᴏбоды, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, кᴏᴛᴏᴩый занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в данных нормах, будет основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некᴏᴛᴏᴩых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека; как светское государство, в кᴏᴛᴏᴩом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и ϲʙᴏбоды как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая ϲʙᴏбода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и ϲʙᴏбоды в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип будет основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

На основании ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России будет ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и ϲʙᴏбодных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или приϲʙᴏение властных полномочий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Стоит сказать - полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание ϶ᴛᴏго принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она будет целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Стоит отметить, что основой равноправия субъектов РФ будет конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем ϶ᴛᴏ положение будет программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - ϶ᴛᴏ особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и ϲʙᴏбод человека. Гражданство будет основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и ϲʙᴏбодами на территории государства пользуются исключительно его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться исключительно в условиях экономической ϲʙᴏбоды и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, ϲʙᴏбодном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, ϲʙᴏбоде экономической деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в т.ч. на землю. При ϶ᴛᴏм земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — будет избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, ɥᴛᴏбы они ϲʙᴏей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, ϲʙᴏбод и исполнения обязанностей. Провозглашение ϶ᴛᴏго принципа в ст. 10 Конституции также будет программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. На основании ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места ϶ᴛᴏго органа в системе разделения властей.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Не стоит забывать, что важным принципом формирования правового государства будет установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах ϲʙᴏих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность.
Стоит отметить, что особенностью реализации данных принципов будет конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия кᴏᴛᴏᴩых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции.
Стоит отметить, что основным в проявлении принципа приоритета закона будет конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15) Содержание ϶ᴛᴏго принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и будет законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15)

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых данными организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все данные нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации будут частью ее правовой системы. Гарантией реализации ϶ᴛᴏго принципа будет конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание ϶ᴛᴏго принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституционный суд РФ.

Самостоятельно (см. Правоохранительные органы).

Основы конституционного строя РФ

Понятие «основы» оценивают по-разному. Основы это кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. Так под основой можно понимать конституцию в целом, но вынесение этой категории невозможно без толкования понятия «конституционный строй». «Конституционный строй это такой порядок организации власти в государстве, при котором на основе конституции происходит соблюдение прав и свобод человека, разделение властей, равноправие форм собственности, а так же судебная защита прав и свобод индивида.» определение Румянцева, из книги «основы конституционного строя». Государственный строй, там где элементов правового государства не существует, общественный строй урегулирован законом соотношения сил в стране. В науке существует точка зрения, что правовое государство - это такая организация власти, которая имеет правовой характер. Здесь заметна идеологическая нагрузка, упор на права и свободы - это качественная характеристика. По структурной характеристике, государственный строй - это форма государственности реально существующая в стране. Соотношение государственного строя и конституционного. Государственный строй это фактическая конституция общества.
Конституционный строй это государственный строй в условиях реальной конституции. Если конституция фиктивна, то
конституционного строя не будет. Даже конституция тоталитарного строя создает конституционный строй, т.к. для юридической науки не важно содержание, важна сама форма. Если государственный строй укладывается в реалии конституции, он конституционный. По содержанию конституционный строй делится на демократический (правовой, справедливый) и антидемократический.

Принцип демократизма, федерализма, правовой государственности, республиканской формы правления. Это основные четыре принципа нашей конституции. При разработке конституции, исчез пятый принцип - социальной государственности. Возможно, это попытались исправить в ст. 2 конституции права и свободы индивида объявлены высшей ценностью. Другая категория ученых считает,
что принципов больше пяти:

принцип приоритетного статуса человека;

принцип народовластия;

принцип суверенной государственности;

принцип разделения властей;

принцип федерализма;

принцип социальной государственности;

принцип идеологического многообразия;

принцип многообразия;

принцип светской государственности;

принцип конституционности и государственности;

принцип самостоятельность местного самоуправления.



Но можно принципы обобщить под одним каким-либо общим названием, например, принцип демократической государственности включает в себя: народовластие, государственный суверенитет, многообразие экономических основ народовластия, принцип политического и идеологического многообразия, светской государственности. Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо
принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.

Охрана и защита прав и свобод - дело государства, оно должно создавать такие условия, при которых права и свободы могут быть
реализованы в полном объеме.

Правовой статус индивида - юридическая категория, которая характеризует место индивида в иерархии участников правоотношений.

Правовой статус человека - это категория международного права, которая обозначила идеальный набор прав и свобод индивида, который должен стать эталоном для каждого государства.

Во внутреннем праве государства нет людей, есть гражданин, иностранец и лицо без гражданства, это характеризуется политико-юридическими отношениями с государством. Человек по научному определению, это млекопитающее животное обладающее возможностью высшей нервной деятельности, и если исходить из этого, то он имеет право на жизнь, охрану своей популяции В продолжение популяции. Иностранные граждане это те, кто находясь на территории РФ не является гражданином России и является гражданином другого государства. Лицо без гражданства (апотрид) человек, который не имеет доказательства принадлежности ни к одному государству. Гражданин это лицо, которое находится в гражданстве конкретного государства.

Что такое гражданство:
это правоотношение;
это принадлежность лица к государству.

Понятие принадлежности обычно относится к вещам, а если так, то государство может нас заложить за долги, продать и т.д. Это
противоречит основным международным принципам. Нельзя гражданство считать правоотношением, т.к. для этого надо обладать правоспособностью и дееспособностью. Следовательно недееспособные не являются гражданами данного государства, например, младенцы, они не являются участниками правоотношений. Есть третья точка зрения на гражданство, ее представляют Воеводин и Златопольский, по их мнению это особая политико-юридическая связь лица с государством, которая является предпосылкой для возникновения правового статуса индивида в государстве.

Признаки гражданства (исходя из точки зрения, что это связь):

взаимность

а) взаимность прав у государства и индивида;

б) взаимные обязанности государства и индивида;

в) взаимная их ответственность.

правовой характер государства, правовая урегулированность гражданства. Отношения гражданства регулируются федеральным законом.

Политический характер гражданства проявляется в том, что:

а) наличие собственного гражданства является суверенными признаком любого государства;

б) совокупность граждан формируется из народа государства, который является источником политической власти.

Протяженность во времени и пространстве. Гражданство это связь не одномоментная. Гражданство связано с территорией

государства, а в ряде случаев имеет выход за пределы государственной территории. Во времени гражданство начинается с момента его приобретения и заканчивается моментом прекращения гражданства. Специфическим признаком РФ является его федеральных характер. Это значит, что у нас есть единое федеральное гражданство, т.е. в нашем случае (Альтер-нативная федерация), что гражданин РФ является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Если федерация союзная - гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином федерации в целом.

Принципы

Неотъемлемость гражданства, человек сам выбирает к гражданству какого государства он хочет принадлежать. И в нашем государстве нельзя лишать помимо воли самого гражданина его гражданства. Хотя лишение гражданства индивида можно было бы ввести в качестве дополнительного наказания в суде, за особо опасные преступления, которые умаляют авторитет государства, гражданином которого он является. Но необходимо подчеркнуть, что лишение гражданства может осуществляться только судебным органом.

Принцип равного гражданства означает, что независимо от способа получения гражданства, граждане имеют равные возможности в реализации своих прав и свобод. Но даже в США права гражданина зависят от способа получения гражданства. Если приобрели гражданство натуральным способом (т.е. не по рождению) индивиды не могут, например, баллотироваться на
пост президента США.

Принцип исключительной допустимости, двойного гражданства. Это может быть осуществлено только в исключительных случаях, предусмотренных международными договором и федеральным законом (на данный момент 2000 г. такого закона нет).

Сочетание принципов почвы и крови при приобретении гражданства. Принцип почвы - лицо приобретает гражданство того
государства, на территории которого оно родилось. Принцип крови - лицо наследует гражданство своих родителей. В реальности
принцип почвы и крови в чистом виде не существуют. Бывают коллизии принципов почвы и крови. Международное гражданство
всегда считало двойное гражданство явлением аномальным, т.к. лицо оказывается под юрисдикцией 2-х государств, и поэтому могут возникнуть разные проблемы. Например, во время Второй мировой, Гитлер призвал этнических немцев (проживающих на территории СССР) подняться против своего государства. И были поставлены в тяжелое положение: если они не будут помогать Гитлеру он их убьет, а если будут помогать, СССР их как предателей тоже казнит. Может быть коллизия обязанностей, например, иммигрантов из СССР в Израиль, обязывали идти служить в армию, хотя они эту обязанность уже исполнили в СССР. Множественное гражданство может иметь свои плюсы, например, позволяет сделать более обширной защиту гражданина. Повышенная защита и расширение гарантий прав для граждан данного государства выражается в конституции и законе о гражданстве, в которых идет речь о защите прав граждан защита за границей посредством консульств. Только граждане РФ обладают правом иметь в собственности землю и природные ресурсы. НЕ граждане не могут обладать избирательным правом в высшие органы государственной власти и субъектов РФ и могут (в исключительных случаях) обладать только активным избирательным правом в органы местного самоуправления.

Решение вопроса о достаточности этих прав. Гарантия права на землю полностью не осознана. Например, забота Франции о
гражданах проявляется в том, что ее граждане на территории Франции пользуются повышенной защитой прав и свобод, так например, если придут устраиваться на работу гражданин и иностранец с совершенно одинаковыми профессиональными данными, предпочтение должно быть отдано гражданину этой страны.

Возможность почетного гражданства как поощрительная мера государства. Почетное гражданство не дает гражданских прав, но
оно создает льготы для приобретения гражданства натуральных способом.

Способы приобретения гражданства:

Признание гражданства. В конституции этого способа нет. Признание происходит через наделение гражданством путем

принятия нового закона. Желание лица на признание его гражданином, как правило, не требуется. И в других случаях, когда
речь идет о лицах проживающих на территории, ранее являющейся территорией данного государства.

По рождению, приобретение в соответствии с принципами почвы и крови.

По ходатайству, т.е. путем натурализации, сущность которой заключается в подаче лицом заявления на приобретение
гражданства на имя главы государства.

Путем регистрации. Подается заявление и решение принимается уже на главой государства, а органами МВД или
дипломатическим представительством.

Восстановление в гражданстве имеет место быть тогда, когда лицо было лишено гражданства принудительно, а затем вновь его
приобрело. Но оно не является самостоятельной процедурой осуществляющейся по ходатайству, по регистрации, путем
отмены решения о лишении лица гражданства.

Государство существует, охраняемое личным

участием каждого.

Ликург Лакедемонский

Вопросы к теме

  • 1. Понятия «конституционный строй», «основы конституционного сгроя».
  • 2. Принципы конституционного строя Российской Федерации.
  • 3. Республиканская форма правления Российской Федерации.
  • 4. Россия - федеративное государство как основа конституционного строя.
  • 5. Демократический режим Российской Федерации.
  • 6. Народовластие как основа конституционного строя.
  • 7. Российская Федерация - правовое государство.
  • 8. Российская Федерация - социальное государство.
  • 9. Российская Федерация - светское государство.

Правовая основа

Конституция Российской Федерации (гл. 1).

Основные термины: конституционный строй, основы конституционного сгроя, республика, принцип разделения властей, федерация, демократия, плюрализм, народовластие, выборы, референдум, правовое государство, социальное государство, светское государство.

Задание 1

На основе анализа учебной и научной литературы приведите и проанализируйте различные подходы к пониманию термина «конституционный строй». Сформулируйте свою точку зрения.

Задание 2

Изучите юридическую литературу и соотнесите термины «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй».

Задание 3

На основе анализа учебной и научной литературы сформулируйте основные подходы к пониманию термина «основы конституционного строя». Классифицируйте основы конституционного строя, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Задание 4

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию государством с республиканской формой правления, не указывая, к какой разновидности республик относится наше государство. Изучите признаки президентской и парламентской республик и постарайтесь ответить на вопрос о том, к какой именно республике может быть отнесена Российская Федерация. Какие мнения высказываются в юридической литературе?

Задание 5

Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию как федеративное государство. Проанализировав положения гл. 1 Конституции Российской Федерации, постарайтесь определить, каковы основные особенности российского федерализма.

Задание 6

Раскройте понятие, признаки и принципы правового государства на основе изучения юридической литературы и положений гл. 1 Конституции Российской Федерации. Разграничьте понятия «правовое государство» и «демократическое государство».

Задание 7

В ст. 7 Конституции Российской Федерации наше государство провозглашается в качестве социального. При характеристике социального государства становится неизбежным обращение к количественным показателям. Отечественный конституционалист В.Е. Чиркин предлагает ориентироваться на следующую систему положений (индикаторов) концепции социального государства: закрепление в конституциях в том или ином виде концепции социальной функции частной собственности; закрепление в конституциях положений о социальном партнерстве; социально-экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и различных общностей; закрепление принципа социальной справедливости (проявляется через установление минимального размера оплаты труда, потребительской корзины, регулирование вопросов труда, пенсий, социальной инфраструктуры - образования, медицинского обслуживания, жилья и др.); положение о социально ориентированной экономике; социальная ответственность (проявляется в системе обязанностей граждан трудиться, служить обществу, самосовершенствоваться и др.).

Источник : Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. - 2008, - № 12.

Проанализируйте приведенную точку зрения.

Задание 8

Изучите правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в постановлениях от 11.06.2003 № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона “О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”» и от 21.03.2007 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” в связи с жалобой фаждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа». Ответьте на вопросы:

  • 1) каким образом Конституционный Суд Российской Федерации характеризует референдум и выборы в качестве форм прямой демократии;
  • 2) рассматривает ли Конституционный Суд Российской Федерации референдум как приоритетную форму прямой демократии?

Задание 9

Характеризуя форму государственного правления в России, обычно говорят о том, что Конституция Российской Федерации изначально заложила модель президентско-парламентской республики с «неклассическим» разделением властей. Опираясь на статьи Конституции Российской Федерации, поясните, что означает «неклассическое» разделение властей.

Задание 10

Часть 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации закрепляет политическое многообразие, многопартийность. Законодательно устанавливаются определенные ограничения реализации конституционных прав. Проанализируйте приводимые ниже правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и дайте им оценку.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона “О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации “Балтийская республиканская партия”» обосновывается невозможность создания региональных партий, указывается, что «в современных условиях, когда российское общество еще не приобрело прочный опыт демократического существования, при том что имеют место серьезные вызовы со стороны сепаратистских, националистических, террористических сил, создание региональных политических партий - поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов - могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России. Кроме того, создание региональных и местных политических партий в каждом субъекте Российской Федерации могло бы привести - принимая во внимание сложносоставной характер Российской Федерации - к образованию множества региональных партийных систем, что чревато превращением формирующейся партийной системы как части политической системы в фактор ослабления развивающейся российской демократии, народовластия, федерализма, единства страны и тем самым - ослабления конституционных гарантий прав и свобод, в том числе самого права на свободу объединения в политические партии, равенства прав граждан на создание и участие в деятельности политических партий на всей территории Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона “О политических партиях” в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации “Православная партия России” и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» признан конституционным запрет на создание национальных (религиозных) партий. Приводится следующая аргументация. «В многонациональной и многоконфессиональной России - вследствие особенностей функционирования ведущих вероучений (с одной стороны, православия как господствующего направления христианства, а с другой - мусульманства), их влияния на социальную жизнь, в том числе использования в политической идеологии, исторически в значительной степени тесно связанного с национально-этническим фактором, - такие понятия, как “христианский”, “православный”, “мусульманский”, “русский”, “татарский” и т.п., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с общей системой ценностей российского народа в целом.

Кроме того, на современном этапе российское общество, в том числе политические партии и религиозные объединения, еще не приобрели прочный опыт демократического существования. В этих условиях партии, созданные по национальному или религиозному признаку, неизбежно ориентировались бы на преимущественное отстаивание прав соответствующих национальных (этнических) или религиозных групп. Конкуренция партий, образованных по национальному или религиозному признаку, которая особенно остро проявляется в предвыборной борьбе за голоса избирателей, способна привести вместо консолидации общества к расслоению многонационального народа России, противопоставлению этнических и религиозных ценностей, возвеличению одних и принижению других и, в конечном счете, - к приданию доминирующего значения не общенациональным ценностям, а какой-либо этнической идеологии или религии, что противоречило бы Конституции Российской Федерации, ее ст. 13 и 14.

Создание партий по религиозному признаку открыло бы путь к политизации религии и религиозных объединений, политическому фундаментализму и клерикализации партий, что в свою очередь повлекло бы отторжение религии как формы социальной идентичности и вытеснение ее из системы факторов, консолидирующих общество. Создание партий по национальному признаку могло бы привести к преобладанию в выборных органах власти представителей партий, отражающих интересы больших этнических групп в ущерб интересам малых этнических групп, и тем самым - к нарушению установленного Конституцией Российской Федерации принципа правового равенства независимо от национальной принадлежности (ч. 2 ст. 6; ч. 4 ст. 13;

ч. 2 ст. 19)».

Задание 11

Часть 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации закрепляет, что частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом. Дайте краткую характеристику каждой из форм собственности и поясните, что понимается под «иными формами собственности».

Задача 1

По статистическим данным большое количество хищений совершается в сфере государственного сектора. Один из депутатов Государственной Думы предложил разграничить уголовную ответственность за хищение частной, государственной и муниципальной собственности. Было предложено за хищения государственного и муниципального имущества ввести более строгие санкции ответственности. Разгорелся спор и большинство депутатов поддержали идею ужесточить ответственность за хищение государственного и муниципального имущества.

Если разграничение ответственности будет принято, нс будет ли нарушена Конституция Российской Федерации? Если да, то какие ее положения?

Задача 2

В муниципальной общеобразовательной школе на педагогическом совете было принято решение, что со следующего учебного года необходимо ввести обязательный предмет «Изучение заповедей христианства». Родители учащихся поддержали данную инициативу. По мнению педагогов и родителей, это будет способствовать приобщению детей к соблюдению таких правил поведения, как дисциплинированность, уважение старших, почитание родителей.

Как данное нововведение будет соотноситься с положениями Конституции Российской Федерации?

Задача 3

Георгиевский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Георгиевска, МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиевска об обязании принятия мер безопасности в виде установки систем видеонаблюдения в здании МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиевска в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Правомерны ли требования прокурора? Допущены ли нарушения норм Конституции Российской Федерации Администрацией г. Георгиевска, МДОУ «Детский сад № 28 «Красная Шапочка» г. Георгиев-ска?

Задача 4

Гражданин Кравцов обратился в суд с иском к Председателю Правительства Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности по совершению определенных действий. В принятии искового заявления было отказано по следующим причинам. Суд указал, что требования Кравцова не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку из содержания искового заявления невозможно сделать вывод о том, какие именно материальные права истца или законные интересы нарушены, а также каким именно способом гражданин просит суд восстановить его права. Кроме того, суд обратил внимание на то, что обжалование в судебном порядке действий Правительства Российской Федерации и его Председателя означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную деятельность Президента Российской Федерации как главы государства, обладающего неприкосновенностью и осуществляющего верховную государственную власть в Российской Федерации, что недопустимо и нарушает основы конституционного строя Российской Федерации и принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Дайте оценку принятого судебного решения.

Задача 5

Сальский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Миронову об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание, указав, что вход в здание магазина «Хозтовары», находящегося в селе Бор Муксулинского района и принадлежащего на праве собственности индивидуальному предпринимателю Миронову, не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов использующих кресла-коляски.

Какое решение должен принять суд? Нарушены ли нормы Конституции Российской Федерации?

Задача 6

В целях обеспечения ремонта автомобильной дороги, соединяющей две области, губернатор своим постановлением предусмотрел взимание платы за пересечение границы между данными субъектами с транспортных средств, масса которых превышает 8 т. Обосновывалось принятие данного постановления тем, что автомобильная дорога существенно изнашивается от движения больших потоков грузовых автомобилей, а соответствующие сборы позволят использовать денежные средства для ремонта дорожного покрытия.

Дайте оценку постановлению губернатора с точки зрения положений Конституции Российской Федерации.

Вопросы для размышления

  • 1. Правовое государство - это миф или реальность?
  • 2. Является ли Российская Федерация правовым государством?
  • 3. Можно ли рассматривать наше государство в качестве социального государства?
  • 4. Чем обусловлена дискуссионность в характеристике формы государственного правления современной России?
  • 5. Некоторые зарубежные конституции содержат девиз, лозунг, отражают национальную идею государства. Имеются ли соответствующие положения в Конституции Российской Федерации и как их наличие или отсутствие можно оценить?
  • 6. Изучите ст. 16 Конституции Российской Федерации. Подумайте, в чем заключается ее назначение; позволяет ли она говорить о наивысшей юридической силе гл. 1 в сравнении с другими главами Конституции Российской Федерации?

Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3‑5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.