Различные подходы к определению понятия семейное право. Кратко о Семейном праве: источник и принципы

Законодательство РФ в сфере труда и миграционное законодательство предусматривают ряд особенностей при трудоустройстве иностранцев. В свою очередь, и налоговое законодательство устанавливает исключения из общих правил при налогообложении иностранных работников в 2017 году.

Уплата иностранными работниками налогов

Общий порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц и размер ставок такого налога предусмотрены в ст. 224 Налогового кодекса РФ .

Пунктом 3 названной статьи прямо определено, что нерезиденты РФ уплачивают налог в размере 30% от всех доходов, полученных в РФ. Важно помнить, что ставка налога в названном размере применяется только к случаям, когда плательщик налога находится в России меньше 183 дней в календарном году (пункт 2 ст. 207 НК РФ).

Если иностранный работник пребывает на территории РФ больше 183 дней в году, то такой работник уплачивает налог в таком же размере, что и его российские коллеги, а именно - в размере 13%.

Рассчитывая сумму налога, которую иностранный работник должен уплатить в бюджет, важно помнить, что налоговое законодательство РФ содержит существенное исключение из общего правила.

На федеральном уровне на 2017 год Минэкономразвития России приказом от 03.11.2016 N 698 установило коэффициент-дефлятор для фиксированного авансового платежа равный 1,623.

Субъекты РФ тоже вправе вводить коэффициенты для индексации размера фиксированного авансового платежа на соответствующем уровне. С размерами региональных коэффициентов можно ознакомиться в налоговых органах соответствующих регионов.

Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

Возможно, в качестве предпринимателя вы уже могли столкнуться со сложностями в официальном оформлении на работу иностранца. Могли даже окрестить про себя этот процесс головной болью, однако поиск путей "попроще" в этом отношении вроде найма нелегалов – это не выход из ситуации, поскольку подобные шаги могут обернуться для вашей компании большими штрафами, а для бизнеса – уроном.

В этой статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников и правила их приема на работу в 2018 году.

Статус иностранного гражданина

Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
  • постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).

Прием на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан

Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638 . Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан. При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать. Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% - в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Направление экономической деятельности организации 2017 год 2018 год
Выращивание овощей (исключение составляют некоторые регионы страны) 50 (за исключением некоторых регионов)
Розничная торговля в нестационарных объектах и на территории рынка 0 0
Розничная реализация лекарств через специализированную сеть – аптеки 0 0
Торговля в розницу любыми товарами без привязки к конкретной стационарной точке 0 0
Прочий сухопутный пассажирский транспорт 30 28
Розничная торговля табачными изделиями через специализированные торговые объекты 15 15
Розничная реализация алкогольных напитков в стационарных объектах 15 15
Автомобильный грузовой транспорт 30 28
Прочая деятельность в сфере спорта 25 25

По-прежнему не допускается трудоустройство иностранных граждан в таких отраслях экономики страны, как

  • розничная реализация медикаментов через аптечную сеть;
  • торговля в розницу на рынках и через нестационарные торговые павильоны, точки;
  • любая розничная торговая деятельность без привязки к конкретному адресу места на рынке, магазина или палатки.

Штрафы

Если работодатель пренебрег правилами приема на работу иностранцев, то в отношении его могут быть применены санкции в виде административного штрафа, размер которого будет зависеть от правового статуса нарушителя.

Если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф в размере

  • от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
  • от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.

Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от 14 до 90 суток. Как вы понимаете, не в ваших интересах игнорировать установленные государством правила.


Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между людьми в процессе создания, существования, а также прекращения брака.
Семейное право наиболее тесно взаимодействует с нормами гражданского права (регистрация актов гражданского состояния рождение, имущественные отношения, договора и др.), с конституционным правом, т.к. цели и принципы правового регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основные права и свободы граждан (ст. 17, 19, 23, 27 и др.).
Требование государственной регистрации юридических фактов возникновения или прекращения семейных правоотношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что обуславливает взаимосвязь с административным правом. В алиментных обязательствах применяются понятия трудового права: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда. Перечисление алиментных платежей производиться через учреждения банковской системы, деятельность которой регламентируется нормами финансового права. Семейное право взаимодействует и с уголовным правом.
Предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью, т.е. вступление в брак, прекращение брака и признание его недействительным; личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными и другими родственниками; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Субъектами семейных отношений могут быть только граждане.
Источники семейного права по юридической силе подразделяются на две группы:
законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;
подзаконные нормативные акты- указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные и нормативные акты субъектов РФ.
В системе источников семейного права на первом плане, стоит Конституция РФ. В ст. 38 провозглашается, что: а) материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства; б) забота о детях, их воспитание является «равным правом и обязанностью родителей» и в) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, «должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Согласно ст.72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Это позволяет обеспечить наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учет национальных особенностей, местных условий и традиций.
Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения является Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г.
Он состоит из 8 разделов, включающих 21 главу и 170 статей, разделы 7 и 8 деления на главы не имеют:
Раздел 1 «Общие положения»
Глава 1. Семейное законодательство.
Глава 2 Осуществление и защита семейных прав.
Раздел 2 «Заключение и прекращение брака»
Глава 3 Условия и порядок заключения брака
Глава 4 Прекращение брака
Глава 5 Недействительность брака
Раздел 3 «Права и обязанности супругов»
Глава 6 Личные права и обязанности супругов
Глава 7 Законный режим имущества
Глава 8 Договорной режим имущества
Глава 9 Ответственность супругов по обязательствам
Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»
Глава 10. Установление происхождения детей.
Глава 11. Права несовершеннолетних детей.
Глава 12. Права и обязанности родителей.
Раздел 5 «Алиментные обязательства членов семьи»
Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей.
Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи.
Глава 16. Соглашение об уплате алиментов.
Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 19. Усыновление (удочерение).
Глава 20. Опека и попечительство над детьми
Глава 21. Приемная семья
Раздел 7 «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства».
Раздел 8 «Заключительные положения»
Среди других источников семейного права следует назвать Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», принятый Государственной Думой 22 октября 1997 г., Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), ряд постановлений Правительства РФ и другие принятые на федеральном уровне нормативные акты.
В системе источников семейного права определенное место занимают также законы субъектов Федерации, т.к. в соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации». Семейный кодекс РФ в связи с этим устанавливает, что: а) законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации и по вопросам, которые в СК РФ не урегулированы; б) нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать СК РФ, в противном случае, они не будут иметь юридической силы.
Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение в соответствии с законами РФ и ее субъектов. Например, Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. №841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание алиментов на несовершеннолетних детей», «О приемной семье» от 17 июля 1996г. №829 и др., Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (4 сентября 1995 г).
Отдельную группу источников в соответствии со ст. 15 Конституции РФ составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948, в Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г. (ратифицирована ФЗ от 4 августа 1994г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966г. В судебной практике при рассмотрении споров, вытекающих из семейных отношений, применяются двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Россия является участницей двусторонних международных договоров с Албанией, Болгарией, Вьетнамом, Ираком, Йеменом, Италией, Китаем, Швейцарией, Финляндией, Монголией и др.
При применении международно-правовых норм действует следующее правило: если международно-правовых норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.
Регулирование общественных отношений, составляющих предмет семейного права, осуществляется как на основе следующих принципов (ст. 1. СК РФ):
принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации со стороны государства;
принцип последовательного укрепления семьи;
построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения;
принцип взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
принцип недопустимости произвольного вмешательства кого бы то ни было в дела семьи;
принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, а также равенства супругов в семье;
принцип разрешения семейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;
обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
принцип обеспечения беспрепятственного осуществления всеми членами семьи своих прав, а также возможности судебной защиты этих прав.

Одним из важнейших социальных институтов является семья. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. В юридическом смысле семья - это круг лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением) или иной формой принятия на воспитание.

Семейное право регулирует личные неимущественные отношения. Например, все вопросы жизни решаются супругами совместно, исходя из принципа их равенства (п. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ- далее СК РФ). Свобода заключения брака, выбор фамилии супругов также представляет собой неимущественные отношения.

Основное содержание личных неимущественных отношений не может вообще регулироваться правовыми нормами. Это отношения любви, дружбы, верности, взаимного уважения и т.п. Они могут регулироваться нормами морали и нравственности. Иногда правовые нормы закрепляют морально-этические правила. Так, например, п. 3 ст. 31 СК РФустановлено, что супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии детей.

Значительное количество норм семейного права регулирует имущественные отношения: обязанности членов семьи по обоюдному материальному обеспечению, алиментарные обязанности, правовой режим собственности и т.п.

Семейное право - это отрасль частного права, совокупность норм, регулирующих личные (неимущественные) и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из родства, брака, усыновления (удочерения) и иных форм принятия детей в семью на воспитание, а также установление опеки (попечительства).

Место семейного права в системе права предопределяется особенностями его предмета правового регулирования и субъектами отношений. Во-первых, семейно-брачные отношения возникают из особых юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство и некоторые другие. Во-вторых, субъекты этих отношений выступают в специфических ролях: родители, дети, опекуны, супруги и т.п. В-третьих, семейные отношения носят личнодоверительный характер. В-четвертых, равенство сторон носит декларативный характер, так как одна сторона фактически неравна другой стороне, например, в целом ряде правоотношений участвуют недееспособные, малолетние и другие субъекты.

Источниками семейного права в Российской Федерации являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные правоотношения.

Международные конвенции, участником которых является Россия, а также заключенные Российской Федерацией договоры о правовой помощи по гражданским и семейным делам также входят в систему семейного законодательства, если в них содержатся нормы, направленные на урегулирование семейных отношений. Так, в настоящее время Россия является участником Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, Соглашения государств-участников СНГ от 9 сентября 1994 года «О гарантиях прав граждан в области социальных пособий, компенсационных вы-плат семьям с детьми и алиментов» и многочисленных договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием Российской Федерации, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами, изданными органами государственной власти Российской Федерации.

Статьей 38 Конституции России провозглашена государственная защита семьи.

Наибольшее значение в системе семейного законодательства имеет Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года. Действует Семейный кодекс в редакции с изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Федеральным законом № 32-ФЗ от 02.01.2000. Семейный кодекс Российской Федерации состоит из 8 разделов, 21 главы, 170 статей. Назовем некоторые из них: глава 2 «Осуществление и защита семейных прав», глава 6 «Личные права и обязанности супругов», глава 7 «Законный режим имущества супругов», глава 12 «Права и обязанности родителей».

Наряду с Семейным кодексом Российской Федерации в систему семейного законодательства входят принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, содержащие нормы семейного права (п. 2 ст. 3 СК РФ).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, относящиеся к семейному законодательству. Эти законы должны регулировать семейные отношения только по тем вопросам, которые либо прямо отнесены к ведению субъектов Российской Федерации Семейным кодексом, либо этим актом не урегулированы. Такая система семейного законодательства позволяет, с одной стороны, обеспечить единообразие семейного законодательства на всей территории Российской Федерации, а с другой - учесть особенности семейных отношений в отдельных субъектах Федерации. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 58 СК РФ, субъектами Российской Федерации может быть принят закон, устанавливающий особый порядок присвоения ребенку отчества.

К числу подзаконных нормативных правовых актов семейного законодательства относятся, прежде всего, указы Президента Российской Федерации, которые должны соответствовать законодательным актам.

Нормы семейного права могут содержаться и в постановлениях Правительства Российской Федерации, которые могут приниматься в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 82 СК РФ, виды заработка и (или) иного дохода, который получают родители в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

Некоторые семейные отношения затрагиваются Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом: РФ, Жилищным кодексом РФ.

Перечислим основные принципы регулирования семейных правоотношений:

    недопустимость произвольного вмешательства коголибо в дела семьи;

    добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной;

    равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни;

    всемерная охрана интересов матери и ребенка;

    обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Рассмотрим некоторые из них. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи означает приоритет интересов членов семьи. Органы государственной власти или местного самоуправления, также как и все лица, не вправе вмешиваться в дела семьи, если члены семьи ведут себя правомерно. Никто не вправе указывать родителям на методы воспитания их детей, не должен определять материальной и бытовой организации семьи.

Однако пределы невмешательства существуют. В частности, по иску прокурора родители могут быть лишены родительских прав, если они жестоко обращаются с детьми (ст. 67, 70 СК РФ).

Статья 23 Конституции Российской Федерации предусматривает право на семейную тайну. Семейный кодекс РФ устанавливает гарантии охраны тайны усыновления ребенка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государ ственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. За разглашение тайны усыновления установлена юридическая ответственность. Так, например, в соответствии со ст. 137 Уголовного кодексаРФ, за распространение сведений, составляющих семейную тайну, установлена ответственность в диапазоне от штрафа (в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда) до ареста на шесть месяцев.

Принцип равенства прав супругов в семье основывается на статье 19 Конституции России, провозгласившей равенство мужчины и женщины в их правах и свободах. Не допускается прямое или косвенное ограничение прав одного из супругов, установление каких-либо преимуществ одного супруга перед другим как при вступлении в брак, так и в последующих семейных отношениях.