Источниками правового регулирования семейного права. Брачно‑семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Которые делают волю законодателя обязательной для исполнителя. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ .

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.

Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи , материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права , имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН , Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом. Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;

б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);

в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;

г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае - не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территорииРоссийской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд ос‑. нований, при наличии которыхбрак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий егозаключения;

б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ‑инфекции;

в) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дола о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса - со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;

б) в случае расторжения брака в судебном порядке - в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Одним из важнейших социальных институтов является семья. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. В юридическом смысле семья - это круг лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением) или иной формой принятия на воспитание.

Семейное право регулирует личные неимущественные отношения. Например, все вопросы жизни решаются супругами совместно, исходя из принципа их равенства (п. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ- далее СК РФ). Свобода заключения брака, выбор фамилии супругов также представляет собой неимущественные отношения.

Основное содержание личных неимущественных отношений не может вообще регулироваться правовыми нормами. Это отношения любви, дружбы, верности, взаимного уважения и т.п. Они могут регулироваться нормами морали и нравственности. Иногда правовые нормы закрепляют морально-этические правила. Так, например, п. 3 ст. 31 СК РФустановлено, что супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии детей.

Значительное количество норм семейного права регулирует имущественные отношения: обязанности членов семьи по обоюдному материальному обеспечению, алиментарные обязанности, правовой режим собственности и т.п.

Семейное право - это отрасль частного права, совокупность норм, регулирующих личные (неимущественные) и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из родства, брака, усыновления (удочерения) и иных форм принятия детей в семью на воспитание, а также установление опеки (попечительства).

Место семейного права в системе права предопределяется особенностями его предмета правового регулирования и субъектами отношений. Во-первых, семейно-брачные отношения возникают из особых юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство и некоторые другие. Во-вторых, субъекты этих отношений выступают в специфических ролях: родители, дети, опекуны, супруги и т.п. В-третьих, семейные отношения носят личнодоверительный характер. В-четвертых, равенство сторон носит декларативный характер, так как одна сторона фактически неравна другой стороне, например, в целом ряде правоотношений участвуют недееспособные, малолетние и другие субъекты.

Источниками семейного права в Российской Федерации являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные правоотношения.

Международные конвенции, участником которых является Россия, а также заключенные Российской Федерацией договоры о правовой помощи по гражданским и семейным делам также входят в систему семейного законодательства, если в них содержатся нормы, направленные на урегулирование семейных отношений. Так, в настоящее время Россия является участником Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, Соглашения государств-участников СНГ от 9 сентября 1994 года «О гарантиях прав граждан в области социальных пособий, компенсационных вы-плат семьям с детьми и алиментов» и многочисленных договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием Российской Федерации, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами, изданными органами государственной власти Российской Федерации.

Статьей 38 Конституции России провозглашена государственная защита семьи.

Наибольшее значение в системе семейного законодательства имеет Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года. Действует Семейный кодекс в редакции с изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Федеральным законом № 32-ФЗ от 02.01.2000. Семейный кодекс Российской Федерации состоит из 8 разделов, 21 главы, 170 статей. Назовем некоторые из них: глава 2 «Осуществление и защита семейных прав», глава 6 «Личные права и обязанности супругов», глава 7 «Законный режим имущества супругов», глава 12 «Права и обязанности родителей».

Наряду с Семейным кодексом Российской Федерации в систему семейного законодательства входят принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, содержащие нормы семейного права (п. 2 ст. 3 СК РФ).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, относящиеся к семейному законодательству. Эти законы должны регулировать семейные отношения только по тем вопросам, которые либо прямо отнесены к ведению субъектов Российской Федерации Семейным кодексом, либо этим актом не урегулированы. Такая система семейного законодательства позволяет, с одной стороны, обеспечить единообразие семейного законодательства на всей территории Российской Федерации, а с другой - учесть особенности семейных отношений в отдельных субъектах Федерации. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 58 СК РФ, субъектами Российской Федерации может быть принят закон, устанавливающий особый порядок присвоения ребенку отчества.

К числу подзаконных нормативных правовых актов семейного законодательства относятся, прежде всего, указы Президента Российской Федерации, которые должны соответствовать законодательным актам.

Нормы семейного права могут содержаться и в постановлениях Правительства Российской Федерации, которые могут приниматься в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 82 СК РФ, виды заработка и (или) иного дохода, который получают родители в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

Некоторые семейные отношения затрагиваются Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом: РФ, Жилищным кодексом РФ.

Перечислим основные принципы регулирования семейных правоотношений:

    недопустимость произвольного вмешательства коголибо в дела семьи;

    добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной;

    равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни;

    всемерная охрана интересов матери и ребенка;

    обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Рассмотрим некоторые из них. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи означает приоритет интересов членов семьи. Органы государственной власти или местного самоуправления, также как и все лица, не вправе вмешиваться в дела семьи, если члены семьи ведут себя правомерно. Никто не вправе указывать родителям на методы воспитания их детей, не должен определять материальной и бытовой организации семьи.

Однако пределы невмешательства существуют. В частности, по иску прокурора родители могут быть лишены родительских прав, если они жестоко обращаются с детьми (ст. 67, 70 СК РФ).

Статья 23 Конституции Российской Федерации предусматривает право на семейную тайну. Семейный кодекс РФ устанавливает гарантии охраны тайны усыновления ребенка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государ ственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. За разглашение тайны усыновления установлена юридическая ответственность. Так, например, в соответствии со ст. 137 Уголовного кодексаРФ, за распространение сведений, составляющих семейную тайну, установлена ответственность в диапазоне от штрафа (в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда) до ареста на шесть месяцев.

Принцип равенства прав супругов в семье основывается на статье 19 Конституции России, провозгласившей равенство мужчины и женщины в их правах и свободах. Не допускается прямое или косвенное ограничение прав одного из супругов, установление каких-либо преимуществ одного супруга перед другим как при вступлении в брак, так и в последующих семейных отношениях.