Выдача гражданина рф иностранному государству допускается. Выдача граждан рф иностранному государству

Текущая редакция ст. 13 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 13 УК РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросу возможности выдачи лиц, совершивших преступление за пределами территории РФ.

В международном праве такая выдача лиц называется экстрадицией (от лат. extraditio, образованное от ex - из, вне и tradition - передача).

Экстрадиция - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

Комментируемая статья предусматривает две категории лиц, которые могут (не могут) быть выданы иностранному государству:
- граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства;
- иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ.

В ч.1 комментируемой статьи фактически зафиксировано положение ч.1 ст. 61 Конституции РФ, согласно которой "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст. 12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность выдачи иностранному государству лишь иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории РФ для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Такая выдача может быть осуществлена лишь на основании соответствующего международного договора РФ. Подобные договоры имеются у РФ с различными иностранными государствами (Албанией, Венгрией, Ираком, Киргизией, Латвией и многими другими). Также следует отметить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93, которую подписали государства - участники СНГ и согласно которой обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В международных договорах, как правило, устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Также в договорах могут устанавливаться и другие ограничения, как например отказ в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. Не допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым РФ предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

О применении комментируемой статьи см. также определение ВС РФ от 13.03.2012 N 18-О12-5 и определение ВС РФ от 02.08.2011 N 53-011-45.

Консультации и комментарии юристов по ст 13 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 13 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления вне пределов РФ, другому (запрашивающему) государству не имеют непосредственного отношения к уголовному праву. Вместе с тем в современных условиях проблема выдачи (экстрадиции) преступников является весьма актуальной, что и обусловило ее нормативное урегулирование в уголовном (ст. 13 УК) и уголовно-процессуальном (гл. 54 УПК) законодательстве.

В соответствии с нормами международного права выдача лиц, совершивших преступление, одним государством другому осуществляется в целях: а) привлечения к уголовной ответственности, б) отбывания наказания. Именно с учетом этого в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ установлено, что «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора». Это положение нашло отражение в ч. 2 ст. 13 УК, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».

Международные договоры четко устанавливают, при совершении каких именно преступлений возможна выдача. Общепринято, что таковыми являются деяния, которые рассматриваются как преступление по закону обоих (запрашивающего и запрашиваемого) государств, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или иное, более тяжкое наказание. Если преступление носит так называемый политический характер, было совершено на территории запрашиваемого государства или по закону запрашиваемого государства истекли сроки давности для него, то в выдаче лица, совершившего преступление, запрашиваемое государство вправе отказать. Имеется также ряд иных (процессуальных) оснований для отказа в выдаче лиц, совершивших преступление, иностранному государству (ст. 464 УПК).

Отказ в выдаче лица, совершившего преступление за пределами России, не освобождает ее от обязанности обеспечить уголовное преследование в соответствии с национальным законодательством с учетом принципов гражданства и универсального. Выдача лица для исполнения наказания имеет те же международно-правовые основания, что и для обеспечения уголовного преследования. При этом юридическим основанием служит обвинительный приговор, вынесенный судом иностранного (запрашиваемого) государства в отношении лица, яачяющегося гражданином запрашивающего государства. Выдача для исполнения приговора возможна только при условии, что в обоих государствах совершенное лицом деяние признается преступлением, а виновное лицо осуждено за него к наказанию в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ «гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству». Поэтому в ч. 1 ст. 13 УК установлено, что российские граждане, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству для привлечения их к уголовной ответственности или отбывания наказания. Однако это правило не распространяется на случаи передачи Международному уголовному суду для уголовного преследования в соответствии с Римским статутом (ст. 89) лиц, виновных в совершении преступлений против мира и человечества (геноцид, агрессия, преступления против человечности, военные преступления), поскольку в этом случае подозреваемое лицо передается не иностранному государству, а международному судебному органу.

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 УК РФ

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи . Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

3. В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 — 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора.
———————————
БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 — 20; 2005. N 2. С. 13 — 14.

4. Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права . Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012), определено, что Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5) . Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству.
———————————
См. также: Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Под выдачей преступников (экстрадицией) понимается передача ли­ца, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому на основании международ­ного договора или принципа взаимности для привлечения лица к уго­ловной ответственности или для исполнения в отношении него обви­нительного приговора.

Выдача преступников - древнейшая форма взаимной помощи го­сударств в борьбе с преступностью. Положение о вьщаче беглых лиц содержалось уже в договоре между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттусили III (1296 г. до н.э.) 1 . Именно институт выда­чи преступников положил начало международному уголовному праву.

Институт экстрадиции является комплексным и регулируется нор­мами международного, конституционного, уголовного и уголовно-про­цессуального права. В России подробные положения о вьщаче, вклю­чая основания выдачи и отказа в ней, содержатся в гл. 54 УПК, что дает основание многим юристам относить выдачу к институтам уголовно-процессуального права 2 . Однако без обращения к нормам уголовного права выдача невозможна по определению 3 .

В российском уголовном законодательстве институт выдачи был впервые закреплен только в ст. 13 УК 1996 г. При этом лаконичное со­держание этой статьи во многом обедняет уголовно-правовое значе­ние экстрадиции.

В соответствии с международным и российским правом следует выде­лить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение.

1. Выдача осуществляется на основании международного договора или принципа взаимности. Как правило, условием для выдачи является нали­чие международного договора между Россией и запрашивающим госу­дарством. Это могут быть: 1) многосторонние договоры о вьщаче и пра­вовой помощи, к которым относятся: Европейская конвенция о вьщаче 1957 г. (далее - Европейская конвенция) 4 , ставшая базовой для инсти­тута экстрадиции, Конвенция о правовой помощи и правовых отноше-

См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Указ. соч. С. 210.

См.: Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002. С. 17.

Как справедливо отмечает А.И. Бойцов, «при всей комплексности института экстра­диции, являющегося смежным для международного, уголовного и уголовно-процессуаль­ного права, важно видеть его уголовно-правовую составляющую, обеспечивающую функ­ционирование механизма взаимодействия различных правовых систем (см.: Бойцов А.И. Уголовный закон // Уголовное право России: Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кро-пачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. С. 310). 4 СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.


Глава V. Уголовный закон

ниях по гражданским, семейным и уголовным делам СНГ 1993 г. и др.; 2) договоры о борьбе с отдельными видами международных преступ­лений и преступлений международного характера, содержащие поло­жения о выдаче (например, Конвенция ООН против транснациональ­ной организованной преступности); 3) двусторонние договоры о выда­че и правовой помощи, к настоящему времени Россия заключила такие договоры более чем с 50 государствами 1 . Подчеркнем, что в Европей­ской конвенции закреплен приоритет данной Конвенции по отноше­нию к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (ст. 28). В отсутствие договора о выдаче она может быть осуществлена на ос­новании принципа взаимности с учетом ст. 462 УПК. Данный принцип означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной си­туации по запросу России будет произведена выдача.



2. Преступление, указанное в запросе о выдаче, должно быть наказуе­мо по уголовному закону как запрашиваемого, так и запрашивающего госу­дарства (принцип «двойной криминальности»). Это правило предусмо­трено в ст. 2 Европейской конвенции и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. Ли­цо также не может быть выдано и по иным основаниям, препятствующим уголовному преследованию в России: в силу истечения сроков давности, принципа пе bis in idem или по иному законному основанию.

3. Преступление, по которому запрашивается выдача, должно быть достаточно серьезным. В соответствии с УПК направление запроса о вы­даче осуществляется, если деяние, в связи с которым направляется за­прос, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматри­вается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание - в случае выдачи для уголовного пресле­дования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее ше­сти месяцев -jb случав выдачи для исполнения приговора.

4. Не допускается выдача лица, преследуемого за политическую деятельность или преступления политического характера. В соответст­вии с Европейской конвенцией «выдача не осуществляется, если пре­ступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением» (п. 1 ст. 3). В данной норме отражено общепризнанное правило невыда­чи политических преступников. В этой же Конвенции указывается, что Убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступления.

См.: Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // За­конность. 2005. № 1.


Россия подписала Европейскую конвенцию с оговоркой, указав, что российская правовая система не знает понятия политического пре­ступления. В то же время УК предусматривает ответственность за пре­ступления против основ конституционного строя и безопасности госу­дарства (гл. 29), которые вполне могут быть отнесены к преступлениям политического характера 1 . В прим. 2 к ст. 282 1 УК прямо говорится, что преступления экстремистской направленности совершаются, в част­ности, по мотивам политической ненависти и вражды. В соответствии с оговоркой к Конвенции Россия не рассматривает в качестве полити­ческих преступления: против мира и безопасности человечества, тер­рористической направленности, предусмотренные в международных конвенциях (всего 7 категорий преступлений).

Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ недопустима выдача лиц, пре­следуемых за политические убеждения. В соответствии с п. 1 ст. 464 УПК невозможна выдача лица, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, если ему предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследования в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, при­надлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Положение о порядке предоставления в России политиче­ского убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 2 , предусматривает правило предоставления политического убе­жища лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реаль­ной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за об­щественно-политическую деятельность и убеждения, не противореча­щие демократическим принципам, признанным мировым сообщест­вом, и нормам международного права.

5. Выданное лицо не может быть привлечено к ответственности за пре­ступление, не указанное в запросе о выдаче (правило специализации). Статья 461 УПК содержит правила о пределах ответственности лица, выданного России: «Лицо, выданное иностранным государством, не мо­жет быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему госу­дарству за преступление, не указанное в запросе о выдаче» (ч. 1). Дан­ная норма УПК имеет уголовно-правовое значение, поскольку огра­ничивает применение уголовного закона к выданным лицам. Соответ­ствующее правило следует закрепить в уголовном законе.

О концепции политических преступлений в международном уголовном праве см.: Зелинская НА. Политические преступления в структуре международной преступно­сти. Одесса, 2003.

2 С3 РФ. 1997. №30. Ст. 3601.


Глава V. Уголовный закон

6. Запрет на выдачу граждан РФ. В соответствии с Конституцией РФ выдача может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, так как согласно ч. 1 ст. 61 «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это правило закреплено в ч. 1 ст. 13 УК: «Граждане Российской Федерации, совершившие пре­ступление на территории иностранного государства, не подлежат вы­даче этому государству». Отметим, что УК неправомерно ограничива­ет правило невыдачи только случаями совершения гражданином РФ преступления на территории иностранного государства. В соответст­вии с Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу, гра­ждане РФ не подлежат выдаче другому государству независимо от ме­ста совершения ими преступления, по которому запрашивается выдача 1 .

Правило о невыдаче граждан распространяется на лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов). В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кон­ституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации граждан­ства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не осво­бождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, ес­ли иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

По мнению Ю.М. Ткачевского, «расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 12 УК, в котором правовой статус лиц без гражданства, по­стоянно проживающих в России, приравнен к статусу граждан РФ» 2 . Данное соображение представляется справедливым. Однако эта точка зрения прямо не вытекает из действующего законодательства РФ. Го­сударство вправе гарантировать своим гражданам более высокий уро­вень правовой защиты, чем апатридам. Отметим, что в соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федера­ции» Россия «поощряет приооретение гражданства Российской Феде­рации лицами без гражданства, проживающими на территории Рос­сийской Федерации».

Международно-правовые акты и российское законодательство устанавливают и другие основания для отказа в выдаче, главным об­разом вытекающие из международно-правовых норм о защите ос­новных прав и свобод человека 3 . Так, ст. 11 Европейской конвенции

1 С3 РФ. 1997. №30. Ст. 3601. Ткачевский Ю.М. Указ. соч. С. 98.

См. подробнее: Сафаров Н.А. Экстрадиция и права человека: поиск оптимального баланса // Современное право. 2007. № 3.


Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

предусматривает, что «если преступление, в связи с которым запра­шивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с за­коном запрашивающей Стороны и если в отношении такого пре­ступления смертная казнь не предусматривается законом запраши­ваемой Стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая Сторона не предоста­вит таких гарантий, которые запрашиваемая Сторона считает доста­точными, о том, что смертный приговор не будет приведен в испол­нение». В связи с подписанием Россией Протокола № 6 об отмене смертной казни в мирное время к Конвенции о защите прав челове­ка и основных свобод представляется, что выдача лиц, в случае ко­гда им в запрашивающем государстве угрожает смертная казнь, про­тиворечит международно-правовым обязательствам России и, сле­довательно, невозможна при непредоставлении таким государством гарантий неприменения смертной казни 1 .

В соответствии с оговоркой к Европейской конвенции о выдаче Рос­сия оставила за собой право не вьщавать лиц, вьщача которых способна нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Это так называемая ого­ворка о публичном порядке (ordrepublic), которая подтверждает то об­стоятельство, что вьщача во всех случаях является суверенным правом государства, но не его обязанностью 2 .

Отказ в выдаче лица не означает его безнаказанности за совершен­ные преступления. При наличии оснований лицо подлежит уголовной ответственности по положениям ст. 11 и 12 УК.

Вьщача преступника может быть запрошена не одним, а двумя или более государствами за одно и то же преступление либо за различные преступления (так называемая коллизия запросов о выдаче). В этих слу­чаях запрашиваемая сторона принимает решение с учетом всех обстоя­тельств и в особенности сравнительной тяжести совершенного право­нарушения и места его совершения, а также времени подачи запросов запрашиваемыми сторонами, гражданства требуемого лица и возмож­ности его последующей выдачи другому государству.

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Су­да Российской Федерации от 2"февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конститу­ционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федера­ции от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уго­ловно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»» // С3 РФ. 2009. № 48. Ст. 5867.

См.: Коняхин В. Указ. соч.


Глава V. Уголовный закон

Текст Ст. 63 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека ООН предусматривается, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право, однако, не может быть использовано в случае преследования, действительно основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации объединенных Наций.

В развитие ст. 14 Всеобщей декларации в рамках ООН были приняты специальные международно-правовые документы, посвященные правам беженцев. Так, согласно Конвенции ООН по правам беженцев 1951 г., временное убежище предоставляется людям, которые покидают территории, где идет война. Декларация ООН о территориальном убежище, принятая единогласно 14 декабря 1967 г., предусматривает, что «убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений» (ст. 1, ч. 1 и 2).

Декларация ООН о территориальном убежище устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1, ч. 3).

По российскому законодательству беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ «О беженцах»).

Из данного определения следует, что к беженцам относятся не только лица, преследуемые по политическим убеждениям. Основанием получения статуса беженца может быть преследование по расовым, религиозным, национальным, социальным причинам. Конституция РФ непосредственно регулирует лишь возможность получения политического убежища. В соответствии с ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации урегулирован Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (с изм. от 2003 г.), которым было утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища*(286).

2. Конституционными положениями определяются условия и порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству. Основанием является федеральный закон и международный договор. Речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как запрет выдачи российских граждан установлен Конституцией РФ.

Уголовный кодекс РФ от 13 июля 1996 г. в ст. 13 закрепляет, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Следовательно, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах производится на основе процедуры, предусмотренной нормами уголовного закона России и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с международным правом выдача не разрешается, если правонарушение, по причине которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что такому лицу может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма.

Выдача лиц, совершивших преступление

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Под выдачей преступников (или экстрадицией) понимается передача лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.

Международные договоры о выдаче преступников могут носить многосторонний (или двусторонний (характер.

В международных договорах о выдаче применяется термин «преступление, влекущее выдачу». К таким обычно относятся деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон (в двусторонних договорах) или всех участников (в многосторонних договорах) являются преступлениями и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание.

Выдача не производится, если:

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;

б) лицо в запрашиваемом государстве получило право убежища;

в) уголовное дело в отношении лица не может быть возбуждено или лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности или по другим законным основаниям;

г) если преступление по законодательству договаривающихся государств преследуется в порядке частного обвинения.

В соответствии с ч.2 ст.63 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Вопрос 11 Толкование уголовного закона и его виды

Толкование уголовного закона - это уяснение содержания закона в целях его точного и одинакового применения на всей территории России.

По субъекту толкования последнее может быть:

а) легальным (аутентичным) - осуществляется Государственной Думой ФС РФ. Такое толкование имеет обязательную силу и по существу является таким же законом как и УК РФ ;

б) судебным (казуальным) - осуществляется любым судом по конкретному уголовному делу или категориям преступлений; обязательной силой для судов нижестоящей юрисдикции обладает толкование, данное в решениях Верховного Суда РФ;

в) научным или доктринальным - осуществляется учеными и не имеет обязательной силы.

По приемам толкование может быть:

а) грамматическим или филологическим - разъяснение правовых терминов с помощью правил грамматики, синтаксиса (например, толкование терминов «хранение», «сбыт», «приобретение» наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в диспозиции ст. 228 УК РФ );

б) систематическим - уяснение содержания закона посредством его сопоставления с другими статьями УК РФ или другими законами (например, признак причинения тяжкого вреда при совершении особо квалифицированного разбоя отсылает к ст. 111 УК РФ);

в) историческим - уяснение исторических причин принятия или отмены законов (например, введения в УК РФ ст. 2151 «Прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения».)

По объему толкование может быть:

а) буквальным - производится в точном соответствии с текстом закона;

б) ограничительным - означает применение текста Уголовного кодекса к более узкому кругу случаев;

в) расширительным - предполагает применение УК РФ к большему числу случаев, чем это вытекает из его текста.

CGI script error

Ошибка исполнения CGI приложения

Русское описание

Пользователь превысил лимит на количество одновременно исполняемых CGI. В данный момент исполнение невозможно. Попробуйте позже.

English description

Site has exceeded maximum processes limit Execution of CGI is impossible, try again later.

В случае, если вы не можете решить проблему самостоятельно - напишите о ней на (Unix хостинг) или (Windows хостинг)

Хостинг предоставлен компанией AGAVA. Другие проекты компании:

Интернет-услуги и сервисы
Хостинг, Colocation, аренда серверов, Раскрутка, Бесплатный хостинг файлов, Владельцам сайтов, Почта,

Бизнес и экономика
Банки, Инвестиции, Недвижимость, Страхование, Торговля,

Комментарии к законам

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Комментарий к статье 13
1. Выдача преступников - это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно - процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.
2. В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.
3. Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 Конституции говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в УК.
4. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным мотивам.
Лица, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится.
Следует отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве многих развитых государств.
5. Статья 63 Конституции РФ устанавливает принцип предоставления убежища иностранным гражданам. В ней говорится:
«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».
6. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, которое вступило в силу с 1 августа 1995 г. . В этом Положении декларируется, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно - политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2).
Указ Президента РФ от 26.07.1995 N 763 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.07.1997 N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». -----------
СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 3095.
7. В ст. 5 этого Положения указывается, что «политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».
8. Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента РФ (ст. 3 Положения).
9. УК в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ.
При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль, хотя в этот период между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений.
10. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:
преступление совершено на его территории;
преступник является гражданином этого государства;
преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
11. В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период Второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.
12. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
Первое - преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
Второе - если по законам страны, требующей выдачи, за это преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.
13. Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
14. Выдача преступника может преследовать цель и применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.
15. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.
16. В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Вернутся в раздел Комментарии к законам