Альтернативная служба в армии. Конституционный суд снял запрет на госслужбу для не служивших в армии

Правообладатель иллюстрации Anton vergun/tass Image caption Служить в армию признаннных уклонистами чиновников не отправят

Российским чиновникам, уклонившимся от обязательной службы в армии, запретят занимать государственные посты в течение десяти лет, говорится в поправках к закону о воинской обязанности, подписанных Владимиром Путиным.

В случае если военкомат, проверив того или иного чиновника, выяснит, что тот без законных на то причин не прошел военную службу по призыву, начальник организации, где работает уклонист, должен будет его уволить, говорится теперь в законе.

Кого считать уклонистом?

Подписанный Путиным документ вводит дополнительные пункты в несколько статей федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", который регулирует воинский учет, призыв на военную службу и другие аспекты взаимоотношений граждан России с обязательной службой в армии.

Уклонистом в соответствии с нынешним законом считается любой мужчина, не прошедший службу в армии либо альтернативную службу до достижения 27 лет без законных на то причин.

Законными причинами освобождения считаются, в частности, случаи, когда человек признан негодным или ограниченно годным к прохождению службы. Также от службы освобождаются люди с ученой степенью и родственники военнослужащих, погибших при исполнении обязанности.

Кто и как будет проверять чиновников?

Первый пункт поправок в закон возлагает ответственность за проверку чиновников на военкоматы. В ближайшее время в государственные и муниципальные ведомств из военкоматов начнут приходить повестки с требованием проверить сотрудников, которых военные считают уклонившимися от военной службы.

При получении такой повестки глава ведомства теперь обязан уведомить военкомат об увольнении сотрудника с должности либо предоставить военным информацию о том, на каком основании сотрудник не служил, в том числе дату и номер заседания призывной комиссии, на котором призывник был освобожден от службы.

Если таких доказательств ведомство предоставить не может и чиновник признается уклонистом на специальном заседании комиссии военкомата, то он теряет работу и право занимать государственные посты в течение следующих 10 лет.

При этом чиновникам, рискующим потерять работу, разрешено присутствовать на заседаниях комиссий и на основе имеющихся у них официальных документов доказывать, что уклонистами они не являются. Также уже признанный уклонистом чиновник может подать жалобу на решение комиссии.

Подписанные Путиным поправки полностью доступны на портале правовой информации .

Со второй попытки

Правообладатель иллюстрации Anna isakova\tass Image caption Среди авторов законопроекта указан сенатор Франц Клинцевич

Изначально законопроект был внесен в Госдуму в 2015 году. Среди его инициаторов помимо прочих указаны сенатор Франц Клинцевич, в 2015-м работавший заместителем председателя думского комитета по обороне, нынешний председатель комитета Виктор Заварзин, заместитель председателя комитета Андрей Красов.

Похожие поправки в закон о воинской обязанности уже пытались внести в 2014 году. Тогда они вводили пожизненный запрет на госслужбу для чиновников-уклонистов. Поправки были приняты, но затем отменены решением Конституционного суда после того, как на нее пожаловались члены чеченского парламента.

В 2016 году в комитете Думы по обороне отчитались о сокращениии числа уклонившихся от службы в армии россиян. Андрей Красов в беседе с агентством ТАСС тогда заявил, что их количество сократилось с 235 тысяч до 104 тысяч человек за 2014-2015 годы.

Государственная служба — не худший вариант трудоустройства, особенно в кризис. Зарплата у чиновников (на младших должностях) отнюдь не так высока, как кажется народу, но стабильность, неплохие возможности для карьерного роста и высокий статус государственных служащих делают это направление карьеры весьма привлекательным.

Итак, как можно попасть на государственную службу?

Согласно федеральному закону, для замещения каждой должности государственной гражданской службы, должен проводиться конкурс.

Согласно тому же федеральному закону (О государственной гражданской службе Российской Федерации 79-ФЗ от 27 2004) на государственную службу может поступить («устроиться» в официальной практике не употребляется) любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям.

Квалификационные требования обычно заключаются в образовании определенной направленности и опыте работы по специальности (например, если устраиваитесь в учреждение, занимающееся финансами, то таким опытом может быть признана работа в банке или бухгалтерии).
На определенные должности нет требований к стажу, то есть на них может поступить (устроиться) даже вчерашний студент.

Итак, вы прочитали подшивку официальных газет и просмотрели соответствующий раздел сайта (конкурс длится 30 дней с момента опубликования, поэтому можно смотреть и не самые свежие номера), нашли объявление, в котором указываются: сроки проведения конкурса, место, куда необходимо предоставить документы, требования к кандидату.

В общем, информация о конкретной вакансии у вас есть, что делать дальше?

Этапы поступления на госслужбу

1 этап — подготовка документов . Вам необходимо собрать неслабую пачку документов. В объявлении они также указываются, обычно это медицинская справка о возможности поступления на государственную службу, справка из УВД об отсутствии судимости, справка о предоставлении доходов в налоговую, копия паспорта и документа, подтверждающего профессиональное образование (подлинники предъявляются лично), а также фотографии размером 3 на 4.

Когда пакет документов будет готов — обращайтесь в учреждение, которое объявило конкурс. Вам нужно будет написать заявление о поступлении и заполнить анкету (возможно, ее придется взять домой и прийти еще раз — некоторые пункты довольно заковыристые. Приготовьтесь записывать номер ИНН и пенсионного свидетельства).

2 этап — подготовка к открытому (очному) конкурсу . Практически всегда в требованях к кандидатам есть строчка «Знание Конституции РФ, законов, регламентирующих госслужбу и законов о специфике деятельности, а также областного Устава или Конституции республики»). Залезаете на официальный сайт правительства и того органа, куда устраиваетесь и скачиваете эти законы. Найти их несложно. На заучивание законов уходит недели две. Лучше всего прочитать их и зазубрить основные моменты «Что такое госслужба?», «Кто имеет право на поступление на госслужбу?», «Какие права человека устанавливает Конституция».

3 этап — очный конкурс . Может проводиться тест на знание этих же законов + собеседование — кто вы и откуда, чем занимались, почему решили устроиться именно сюда и так далее. После этого вам в течение месяца (обычно раньше) сообщат результаты.

Что насчет коррупции и кумовства?

Многих заботит вопрос — а можно ли вообще устроиться на госслужбу? реально ли это простому человеку без блата?

Ответ: да, реально. Конечно, на руководящие должности без опыта вас не пустят — но и до них реально дорасти.

Да, ходят слухи, что конкурсы проводятся под определенного человека, несмотря на открытую процедуру. Даже если это и так (что далеко не факт) то, человек, «под которого» делался конкурс, может банально провалиться на вопросе независимого эксперта из другого органа власти (они обязательно входят в конкурсную комиссию), заболеть, отказаться и т.п. И вы без проблем получите место.

Добавим также, что коррупция в данном случае почти наверняка сильно преувеличена: места специалистов (1-3 разряда, ведущего, главного) и консультантов — отнюдь не синекура, вкалывать придется немало. И руководители заинтересованы в надежных ответственных людях, которые будут нормально работать. Поэтому шансы есть — и неплохие.

Государственная служба не так уж проста, как кажется, но и таит в себе неплохие перспективы. Скорее всего, после поступления на нее вопрос «Как устроиться на работу?» больше не будет вас волновать никогда.

Удачи вам!

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», вступивший в силу с 1 января 2014 года граждане Российской Федерации, получившие законное освобождение от призыва на военную службу будет иметь равный доступ к государственной службе на общих основаниях со всеми отслужившими. Уважительной причиной, дающей освобождение. может являться состояние здоровья. У граждан, признанных ограниченно годными бывают проблемы только при поступлении на службу в правоохранительные органы. Кадры данных органов и учреждений культурно указывают на дверь, говоря, что требования к состоянию здоровья военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов одинаковые. Соответственно если вы не годны к службе в армии, то уж тем более не годны к службе в правоохранительных органах.

Работа в госслужбе без службы в армии

Если же установлена категория «В», то служить придётся только в случае войны, при соответствующем приказе главнокомандующего. Категория «В» — ограниченно годен к военной строевой службе, говорит о том, что заболевание достаточно серьёзное и мешает службе в армии.

Также хочу напомнить о том, что категорию годности устанавливает врач, который проводит обследование в стационарном режиме определенной больницы вашего города. Что касается дальнейшей судьбы гражданина, получившего категорию годности «Б» или «В», то тут есть свои особенности.

Рассмотрим возможные варианты развития событий. Начнём с категории «В», тут все просто. Если в вашем военном билете указана именно она, то можете забыть про службу в любых силовых структурах РФ.

Дорога будет закрыта в систему МВД, ФСКН, ФСБ, ФСО, ФСИН, СВР и МЧС, а также в ФССП на должности уполномоченных сотрудников.

Правда ли что без службы в армии не устроиться?

В Положении появился раздел «Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Порядок такой: когда перед призывной комиссией встает вопрос о зачислении в запас человека, который до 27 лет не служил, комиссия проверяет основания, по которым он не служил, и дает соответствующее заключение, если основания будут незаконные.


Законными основаниями могут быть, например, такие: состояние здоровья, отсрочка из-за обучения в вузе. При этом гражданин обязан был состоять на воинском учете и подлежать призыву на военную службу.
Надо отметить, что определенные категории граждан не подлежат призыву в армию: в их числе, например, кандидаты и доктора наук.

Берут ли на госслужбу без службы в армии

Смею предположить, что львиная доля государственных служащих не служила в армии. Существует законопроект, согласно которому люди, успешно укрывавшиеся от призыва на военную службу, по достижении 27 лет будут получать не военный билет а справку.
Вот для обладателей подобной справки путь на государственную службу будет закрыт. Но, боюсь, этому законопроекту не суждено стать законом, поскольку слишком велика его коррупционная составляющая.

Достаточно зыбкая грань пролегает между злостными уклонистами и теми, кто в силу объективных обстоятельств не прошёл срочную военную службу. Наконец, если сейчас перед зданиями военкоматов можно наблюдать автостоянки с последними новинками мирового автопрома, то, с принятием этого законопроекта, придётся срочно строить вертолётные площадки.

Не берут на работу «без армии», можно ли в 28 лет отслужить?

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов В СМИ появились новости о том, что Государственная Дума рассматривает несколько законопроектов, по которым мужчины, не прошедшие срочную службу в армии, не могут стать судьями, прокурорами или министрами. Как известно, в 2013 году Дума уже попыталась запретить уклонистам поступать на госслужбу.

Внимание

Посмотрим, что из этого вышло и что может получиться с новыми депутатскими инициативами. Что говорит закон? С 1 января прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву».

Обязательно ли государевым людям служить в армии?

Он предусматривал, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Проще говоря, уклонистам не место на госслужбе – таков был замысел законодателя.

Для выявления таковых в закон о госслужбе также внесли норму о том, что при поступлении на работу граждане, пребывающие в запасе (а не только военнообязанные), обязаны представить военный билет. «Не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований» — кто они? Закон не говорит о том, как сделать так, чтобы он заработал. Поэтому потребовалось внести изменения в Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ " "(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

Данное положение вызвало неоднозначную реакцию чиновников – вплоть до требования признать его неконституционным. Однако оно не было удовлетворено – в Постановлении КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П " "(далее – Постановление) разъясняется, почему.

Фабула дела

НАША СПРАВКА

Реквизиты решения: .

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим , так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " ", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод ( и ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

Позиция суда

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах ( , ). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы ( , ).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ " "; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит ().

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит , поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ ().

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету () или уклонение от призыва на военную службу (). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном . Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, ). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит , считает КС РФ.

МНЕНИЕ

Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред. ]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует , постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Его текст в среду был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки касаются тех жителей России, кто, несмотря на пригодность к военной службе и отсутствие уважительных причин, в армию все же не пошел. Для них с 1 января 2014 года будет заказан вход на государственную и муниципальную службу. Отслуживших в армии, наоборот, ждут некоторые привилегии при поступлении в вузы по ряду образовательным программ.

«В закон «О муниципальной службе в РФ» вносятся изменения, в соответствии с которыми в отношении граждан мужского пола, признанных призывными комиссиями субъектов РФ не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, установлено ограничение на замещение должностей государственной и муниципальной службы, — уточняется на сайте президента. — Кроме того, статья 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статья 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дополнены нормами, в соответствии с которыми гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых президентом РФ и правительством РФ».

Главный редактор журнала «Национальная оборона», член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко считает, что поправка — знаковая вещь и дает возможность сделать срочную службу трамплином, социальным лифтом для молодых людей, которые достойно отслужили.

Кроме того, военный эксперт считает, что в законодательство следовало бы добавить положения о системе грантов для наиболее отличившихся за время службы в армии — предоставить квоту на обучение в престижных вузах России или возможность поступить в престижные зарубежные вузы, чтобы, вернувшись в страну, они могли приносить пользу государству.

Причем тех, кто после школы уехал учиться за границу, а вернулся после 27 лет, Коротченко приравнял к уклонистам: «Таким должна быть закрыта возможность поступления на госслужбу.

Пусть сначала отдаст долг родине, а потом едет учиться в Кембридж или Оксфорд».

«Для тех, кому состояние здоровья не позволяет служить, должны быть открыты равные возможности», — добавил он.

Представители комитетов солдатских матерей восприняли поправки не столь позитивно. Председатель российского комитета Валентина Мельникова с недоверием отнеслась к самой формулировке «отсутствие законных оснований для непрохождения военной службы».

«Тут вопрос, что является доказательством того, что парень сознательно не пошел на военку. Справка, которую выдает призывная комиссия, — это ерунда. Нелегитимный орган не может ограничивать в правах, а призывная комиссия существует три месяца, а потом распускается», — сообщила Мельникова «Газете.Ru».

По словам главной солдатской матери России, любой, кто захочет обжаловать справку призывной комиссии в суде, без труда выиграет дело.

Кроме того, Мельникова считает, что в любом случае желающих служить в государственных или муниципальных ведомствах не так много.

Председатель московского отделения комитета солдатских матерей России Дмитрий Пысларь охарактеризовал постановление как непродуманное. Он уверен, что это часть курса по изменению условий призыва.

Пысларь рассказал «Газете.Ru», что готовится постановление правительства, в соответствии с которым условия для призыва по состоянию здоровья становятся более широкими: так, если раньше мужчина с плоскостопием второй степени не призывался в армию, то после принятия постановления непризывными будут считаться лишь те, у кого плоскостопие как минимум третьей степени.

«Это очередной маразм, ни в какой стране этого нет. Путин ни одного дня не служил в армии. Медведев тоже не служил в армии, но они оба занимают государственные посты. Я категорически против того, что раз в армии не служил, то ты не можешь считаться военным человеком», — отметил бывший военный Дмитрий Пысларь.

Председатель ярославского отделения Комитета солдатских матерей России Андрей Курочкин также опасается, что поправки в Федеральный закон вкупе с готовящимся постановлением могут поставить под удар юношей, имеющих проблемы со здоровьем.

«Эта норма закона попытается обязать служить больных ребят. Ведь теперь, чтобы иметь законные основания по ограничению здоровья, надо быть практически инвалидом. Ребята будут запуганы и будут стараться скрыться или уклониться», — считает Курочкин. Впрочем, невозможность занимать посты в госструктурах — это, по его выражению, не смертельно: помимо госслужбы есть много работы в частном бизнесе.