Как консерваторы относятся к революциям и реформам. Политическая идеология консерватизма

Консерватизм – идейно-политическое учение и течение, ори­ентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности, ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности. Идейная основа консерватизма исторически формировалась как антипод идеи Просвещения и основывалась на идее Э. Берка о противоестественности сознательного переустройства общества. Такой подход отдавал предпочтение идеям преемственности, традиционности, аристократизма перед ценностями свободы, демократии и прогресса.

Основные принципы консерватизма: общество – это система норм, обычаев, традиций институтов, уходящих корнями в историю; существующий реально институт предпочтительнее любой теоретической схемы; ориентация на государственный авторитет; пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума; частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка; неверие в возможность социального равенства между людьми.

Основные политические взгляды консерватизма: идея традиции, определяющей общественное бытие индивида; идея национального величия; идея социального неравенства и политической конкуренции; идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь; пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерва­тизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, ра­венство и братство, то его не считают самостоятельной, «чистой» идеологией. Консерватизм трактуется как явление, сопутствующее либерализму. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела зна­чительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729 – 1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754 –1821 гг.). Л. де Бональдом (1754 – 1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. «Отцы-основатели» политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной «природе» человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие «свобода». Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как историческое наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности лич­ности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать «греховную» природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию «предрассудков». Именно в «обычных предрассудках», в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей «старого общественного здания», вместо изобретения абстрактных конструкций.

Неоконсерватизм. Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идео­логии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личную инициативу, личную заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливая заработная плата», «справедливая налоговая политика» и другие; принцип субсидиарности - помощь и содействие частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».

Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции – демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Поли­тикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязать их с традиционными ценностями, такими, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы , в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как историческое наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм , признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм . Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом . Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства , являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии , в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное – достойным, – таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

Консервативная идеология негативно относится к тенденции политизации людей , которая особенно отчетливо проявилась в XX веке. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Политика – это сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности . Общество не рассыпано на отдельные песчинки индивидуумов, а ориентировано на общее, целое, на "мы". Оно сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, общине, приходе, ремесленной корпорации, местных институтах власти. Социальное "мы" на местном уровне есть естественный источник стабильности, воспитания, сохранения традиций, формирования патриотизма.

Консерватизм в XIX веке постепенно превращается в модификацию идеологии, которая принимает некоторые ценности либерализма, в первую очередь – политические. Буржуазная, переболев революциями и завоевав политическую власть, также искала опору в новых социально-политических идеях. Особое внимание в консерватизме привлекали стремление к единству общества, к средствам укрепления авторитета власти, к иерархии, к подчеркиванию связующей роли духовных ценностей.

В XX веке консервативные теории развивались под значительным влиянием классического либерализма. В США возник так называемый рыночный консерватизм, который рассматривал тенденции к государственному регулированию экономики как опасный разрыв с либеральными традициями западной цивилизации, как "дорогу к рабству" и тоталитаризму.

До 70-х годов XX века консерватизм занимал периферийные позиции, находился в обороне по отношению к либеральному реформизму и социал-демократическим теориям. Подъем консерватизма начинается со второй половины 70-х годов и особенно с начала 80-х, когда во многих странах Запада к власти пришли политические силы, принявшие на вооружение идеологию консерватизма.

Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется, прежде всего, через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность – вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала, принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие, принцип субсидиарности – помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость, и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

Социальное рыночное хозяйство – вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции – демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

Возникновение консерватизма как течения политической мысли относится к XVIII в. Консерватизм появился как реакция на распространение революционно-демократических идей эпохи Просвещения и особенно на практику Великой Французской революции. Отличительные черты консерватизма - традиционализм и реформизм, негативное отношение к революционному движению. С самого начала аксиомой консервативной идеологии и политики было признание необходимости сохранения неравенства людей. Основатели консерватизма считали, что неравенство общественного положения верхов и низов служит сильным стимулом для развития общества, побуждая первых сохранять свое положение, а вторых стремиться пробиться наверх, в ряды первых. Со временем консервативная идеология и политика многое заимствовали из теоретического арсенала либерализма.

После Второй мировой войны западноевропейскому консерватизму пришлось приспосабливаться к новым историческим условиям, и одной из форм такого приспособления стало появление христианско- демократических партий. В политическом курсе христианской демократии в самых разнообразных сочетаниях существовали либеральные и консервативные тенденции. Это во многом определялось широкой социальной базой христианско-демократического движения. В годы «холодной войны» христианская демократия в значительной степени сместилась вправо, а ее идеология сблизилась с классическими консервативными традициями.

Сегодня консервативные тенденции наиболее явно прослеживаются в политическом курсе Республиканской партии США. Ее теоретиками были сформулированы основные положения неоконсерватизма, воспринятые и в западноевропейских странах. В основе системы идейных ценностей современного консерватизма лежат следующие убеждения: в безнадежном несовершенстве природы человека, под маской цивилизованного поведения которого скрываются неразумие и греховность; в ограниченности человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит традициям, институтам, символам, ритуалам и даже предрассудкам; в ненадежности прогресса ввиду ограниченности поступательного движения, на которое способно общество; в естественном - физическом и умственном - неравенстве людей; в необходимости общественных классов и групп, а значит, и в безрассудности попыток социального уравнительства с помощью силы закона; в несовершенстве правления большинства, подверженного ошибкам и склонного к потенциальной тирании, и в связи с этим - в желательности рассредоточения и сбалансирования политической власти; в важнейшей роли частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.

На принципах неоконсерватизма базируется в последнее десятилетие идеологическая платформа Республиканской партии США и других консервативных политических партий Запада. Неоконсерватизм окончательно сформировался в 70-х гг. XX в., но процесс его становления был длительным.

Один из предшественников современного неоконсерватизма - либертаризм. Данное направление появилось в консерватизме еще на рубеже XX-XXI вв. и его отличал ярко выраженный интерес к экономическим вопросам. Сторонники либертаристских взглядов в полной мере признали и усвоили идеи экономического либерализма в духе А. Смита. Либертаризм, с одной стороны, стремился отстоять ценности индивидуальных свобод, а с другой стороны - предотвратить дальнейшее распространение и рост популярности социалистических идей. Появление либертаристского течения символизировало, что главным антиподом консерватизма как политической идеологии в XX столетии стал не либерализм, как раньше, а социализм. Либертаризм отрицал любые формы государственного вмешательства в экономику, провозглашая, что так же, как не может быть ограничена свобода в политической, правовой или духовной сфере, она не может быть ограничена и в экономической сфере, где должны существовать естественные законы рынка.

Одним из наиболее известных идеологов либертаризма середины XX в. стал Ф. Хайек. В работе «Дорога к рабству» он поставил перед собой цель доказать несостоятельность теории и практики социализма. С точки зрения Хайека, реализация принципов планирования на практике неизбежно приводит к тоталитаризму, поскольку это невозможно сделать без использования насилия и без проникновения государственного контроля во все сферы общественной жизни. Рыночная же экономика - одновременно основа и гарант политического плюрализма и открытости общества. При этом демократия обеспечивает свободу и, прежде всего, свободу экономической деятельности.

Усвоив либеральную концепцию прав и свобод человека, сторонники либертаризма интерпретировали ее по-своему. В первую очередь они отстаивали такие естественные, с их точки зрения, права человека, как право на жизнь, право на индивидуальную свободу и неприкосновенность личности, право на владение частной собственностью. Этим правам противопоставлялись искусственно сформулированные социалистами и сторонниками социального либерализма так называемые «позитивные» права - право на труд, право на жилище и т. д. Сама идея полного социального равенства лишена, по мнению либертари- стов, реального гуманистического содержания, поскольку означает равенство условий, неминуемо посягающее на право частной собственности, а не равенство возможностей.

Во второй половине XX в. ведущим представителем либертаризма становится глава так называемой Чикагской школы в области экономической теории М. Фридман. Он и его сторонники утверждали, что экономические проблемы в странах Запада возникли вследствие эрозии принципов свободного предпринимательства и индивидуальной ответственности из-за чрезмерного вмешательства государства в социально- экономические отношения. Экономические концепции, разработанные учеными Чикагской школы, обосновывавшие необходимость очистить рыночную экономику от всех несвойственных ее природе искажений, и получили обобщенное наименование «неолиберализм». Эти концепции были использованы при формулировании политической программы современного неоконсерватизма. Можно констатировать, что экономическим фундаментом неоконсерватизма как политической идеологии является неолиберализм в духе Чикагской школы. Данное обстоятельство часто становится причиной того, что различить между собой современных либералов и консерваторов бывает сложно.

Представители неоконсерватизма считают, что основой всякого общества является предприниматель, выполняющий важнейшие экономические функции, прежде всего инвестирующий в производство большую часть своих доходов. Разумная экономическая политика должна защищать предпринимателя от сверхвысоких налогов. Способствуя образованию свободных капиталов, такая система стимулирует предложение капитала, а значит, содействует экономическому росту. Положение основной массы населения экономическая концепция неоконсерватизма рассматривает лишь как функцию от развития капитала. Если возрастут капиталовложения, увеличится объем продукции, то население окажется вовлеченным в производственный процесс и получит непосредственный материальный выигрыш. Этот выигрыш перекроет те потери, которые понесут трудящиеся в результате жесткой экономии, сокращения общественных расходов и социальных субсидий. А забота о беднейших и нетрудоспособных слоях населения должна возлагаться не на государственную систему обеспечения, а на частную благотворительность.

Неоднозначно отношение неоконсерваторов и к проблемам демократии. С одной стороны, они декларируют свою приверженность политической демократии. Некоторые идеи неоконсерватизма и практические действия их сторонников имели антибюрократическую направленность и тем самым способствовали расширению демократических инициатив гражданского общества. С другой стороны, для неоконсерваторов характерен узкий подход к проблемам демократии, которую они стремятся ограничить лишь сферой чистой политики. Для неоконсервативной идеологии свойственны элитаристские и патерналистские подходы к проблеме непосредственного участия масс в политике, что находится в противоречии с процессами повышения уровня образования, гражданской политической культуры, формирования личного достоинства значительной части населения западных стран.

Чрезмерный акцент на экономическую эффективность не позволяет консерваторам дать адекватные ответы на многие вопросы, которые ставит действительность перед западными странами в последние десятилетия. Хотя практический курс неоконсерваторов в некоторых странах принес несомненные экономические успехи. Однако реальная политика консервативных правительств далеко не полностью соответствует рекомендациям неоконсервативных идеологов, так как демонтаж в полном объеме системы социальных гарантий был бы чреват серьезными социально-политическими потрясениями. В целом консерваторы всегда стремились к разрешению общественных конфликтов на основе существующих традиций, в рамках закона, отдавая предпочтение социально-политической стабильности и порядку.

В области международных отношений консерваторы исходят из необходимости противостоять угрозам национальной безопасности и готовы для этого использовать военную силу. В полной мере это было продемонстрировано в начале XXI в. во время пребывания у власти в США республиканской администрации Дж. Буша-младшего. За этот период Соединенные Штаты предприняли две крупнейшие военные акции за пределами своей территории - сначала в Афганистане, а затем в Ираке. Эти акции оправдывались как ссылками на угрозы для национальной безопасности, так и аргументами из традиционного набора не консерваторов, а либералов. В этом также проявилась присущая неоконсерватизму черта - усваивать и по-своему интерпретировать идеи политических оппонентов. Опасность терроризма на Ближнем и Среднем Востоке объяснялась отсутствием там демократии. Следовательно, для того чтобы победить терроризм и обеспечить национальную безопасность США, необходимо помочь народам ближневосточного региона перейти к демократии, устранив существующие там диктаторские режимы. Вся эта аргументация весьма похожа на старую либеральную идею, высказанную еще Дж. Бентамом, о том, что «демократии между собой не воюют». Современные неоконсерваторы воспользовались этой идеей, а также неолиберальной концепцией «демократического мира» для оправдания экспорта демократии американского образца, в том числе и военными средствами. События в Афганистане и Ираке показали, что представления неоконсерваторов о внешнем мире не всегда совпадают с действительностью.

Консервативная традиция в России имеет столь же длительную историю, что и либеральная. Основоположником российского консерватизма считается выдающийся русский историк и писатель Н. М. Карамзин. Независимо от Э. Берка и Ж. де Местра, но также под впечатлением от Великой Французской революции, он пришел ко взглядам, схожим со взглядами западноевропейских консерваторов. Так же как и они, русский писатель и историк придавал особое значение сохранению традиций, без чего любые изменения приводят к хаосу и анархии. Изучение русской истории позволило Н. Карамзину прийти к выводу, что каждому народу присущ свой, особый путь развития и поэтому очень важно заботиться о сохранении «народного духа», вбирающего в себя исторический опыт нации. Н. Карамзин негативно оценивал реформаторские планы М. Сперанского, полагая, что они способны подорвать основы русской жизни, поскольку явятся лишь «пустыми прожектами», оторванными от реальностей и исторического прошлого России.

Консервативную ориентацию имели и идеи славянофилов, считавших, что реформы Петра Великого сломали традиционные устои российского общества и впоследствии стали причиной множества проблем. Славянофилы не призывали к сохранению существующих в России порядков, но считали, что реформирование российского общества должно осуществляться на основе собственных национальных традиций, а не слепо копировать западноевропейских опыт.

Русские консерваторы XIX в., в отличие от русских либералов, настороженно относились к Западу, его политическим и социальным институтам, а также его политике в отношении России. Известный российский мыслитель консервативной ориентации Н. Я. Данилевский обратил внимание на несправедливую оценку России и целей ее внешней политики со стороны многих представителей Западной Европы. Эти оценки, по его мнению, были особенно обидными для России, поскольку она не раз в своих внешнеполитических действиях исходила не из собственных интересов, а из интересов западноевропейских государств - Германии, Франции, Австрии, или из общеевропейских интересов в целом. Н. Данилевский считал ложными западноевропейские стереотипы восприятия России как агрессивного по своей природе государства, стремящегося к постоянной экспансии и являющегося препятствием на пути общественного прогресса. Он отмечал, что процесс формирования территории российского государства шел преимущественно естественным образом, при незначительной роли того фактора, который в западноевропейских странах принято считать насильственными завоеваниями. Подражание Европе, «европей- ничение» Данилевский называл главной болезнью русского общества. Россия должна основывать свою внешнюю политику на собственных интересах, исходить из иной, чем у Европы, цивилизационной принадлежности. Западная романо-германская цивилизация вступила в эпоху своего упадка, и, по мнению Данилевского, наступило время для новой цивилизации, которую образуют славянские народы.

Несколько иную позицию занимал другой русский консервативный мыслитель - К. Н. Леонтьев. Подлинное призвание России он видел в создании особой русско-азиатской цивилизации, поскольку Россия уже не является ни чисто славянской, ни европейской страной. Так же как и многие другие русские консерваторы, К. Леонтьев с недоверием относился к Западу и идущим оттуда влияниям, считая, что России нужно устоять от этого влияния и сохранить свою самобытность. Своим политическим идеалом Леонтьев называл «византизм» как нечто противоположное «европеизму», связанному с эгалитарным прогрессом.

В дореволюционном русском консерватизме была довольно сильная охранительная тенденция, стремление сохранить самодержавную монархию и не допустить сколько-нибудь существенного реформирования олицетворяющих ее политических институтов.

Сходство русских консерваторов с консерваторами других стран проявлялось в признании важнейшей роли религии и религиозных традиций. Они призывали сохранять и усиливать роль официального православия в духовной и общественной жизни России.

Несмотря на богатую идеями и самобытную историю, в предреволюционные годы российский консерватизм не сумел стать самостоятельной и влиятельной политической силой. Однако отдельные политические деятели и мыслители консервативного направления верно оценивали реальные угрозы для российской государственности в тот непростой период. Так, известный в прошлом государственный деятель П. Дурново незадолго до начала Первой мировой войны предупреждал власти об опасности вовлечения России в европейский вооруженный конфликт. С большой точностью он предсказал возможные последствия участия Российской империи в войне, включая и неизбежную в этом случае революцию.

В послереволюционное время консервативная традиция была представлена в политической мысли русской эмиграции. Такие мыслители, как И. Ильин и Г. Федотов, пытались переосмыслить и понять причины революционных событий в нашей стране, а также наметить задачи, которые, по их мнению, следует решить в будущей посткоммунистической России. Когда советская система разрушилась, интерес к творчеству политических мыслителей русской эмиграции и идейному наследию дореволюционного русского консерватизма возник у представителей разных политических сил - от крайне правых до тех, кто считает себя последователями левых идей, например современных российских коммунистов и их лидеров. В последнее время у ведущей политической партии «Единая Россия» также появилось стремление формировать свою идейно-политическую платформу на основе консервативной политической идеологии.

Зарождение консерватизма в конце XVIII–начале XIX вв. было обусловлено клерикально-феодальной реакцией на Французскую революцию, поэтому данная идеология вначале имела антибуржуазный характер и выступала оппонентом либеральной идеологии. Теоретические основы консерватизма были заложены английским мыслителем, политическим деятелем Эдмундом Бёрком (1729–1797) и французским философом Жозефом де Местром (1753–1821). Они были направлены на сохранение незыблемости установленных Богом порядков.

Идеологические ценности консерватизма:

Традиции и традиционализм, направленность на сохранение, консервирование в условиях перемен того, что необходимо сберечь;

Общество – продукт органического социально-исторического развития; ему противопоказаны волюнтаристские эксперименты;

Идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии связана с идеей врожденного неравенства людей;

Несовершенство, греховность человеческой природы;

Ограниченные возможности разума;

Сдержанное отношение к идее свобод для «неразумных» масс;

Установка на сохранение традиционных консервативных ценностей, связанных с семьей, религией и сословными разграничениями.

Консерватизм отстаивает преемственность в общественном развитии, негативно относится к необходимости каких-либо преобразований, нововведений, реформ. Если все-таки возникает необходимость перемен, они должны быть приспособлены к обычаям, традициям и уже существующим общественно-экономическим и политическим институтам.

Иерархическое устройство общества, деление на бедных и богатых, управляющих и управляемых, установлено Богом и не может быть произвольно изменено человеком. Равенство противоречит природе человека и не может быть положено в основу общественного устройства, как того хотят, например, социалисты.

В конце XIX в. в США, а позднее в Европе возникла разновидность консерватизма, называющаяся либертатизмом. Его идеологами являются австро-британский экономист, политолог Фридрих Хайек (1899–1992) и американский экономист Людвиг фон Мизес (1881–1973).

Либертатизм защищает классические либеральные идеалы свободного рынка и конкуренции в условиях государственно-монополистического капитализма. Внешней форме классического либерализма было придано консервативное содержание. Индивидуальная свобода, прежде всего свобода личного выбора, – главный жизненный принцип. Для этого необходимо, во-первых, сократить масштабы государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Отсюда вытекают требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д. Во-вторых, государство должно отказаться от стремления к социальной справедливости и равенству. Необходимо сокращать государственные социальные программы. Государство должно создавать равенство возможностей, а не равенство результатов. Оно не должно превращаться в «дойную корову». Индивид может рассчитывать прежде всего на собственные силы, затем на помощь близких родственников и сограждан.

Эволюционируя, консерватизм сумел соединить старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, привилегии отдельных социальных групп) с ценностями буржуазных общественных отношений (индивидуализм, свобода рыночных отношений, конкуренция и т.п.). У либерализма и консерватизма в современных условиях есть общие (взаимопересекающиеся) идеологические ценности и принципы – частная собственность, приоритет (авторитет) закона и другие.

Социальная база консерватизма непостоянна. Этой идеологии придерживаются те социальные слои, положению которых начинают угрожать объективные тенденции социально-экономического развития (прежде всего это мелкие предприниматели и жители сельской местности). В условиях общественных перемен разные идеологии могут брать на себя консервативную функцию. Поэтому идеология консерватизма будет воспроизводиться и эволюционировать и в будущем. На современном этапе консервативная идеология выражает прежде всего интересы крупного капитала.

Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, вытекающего из культа разума и свободы.

Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:

Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность - показатель этой ценности;


Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

Общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;

Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума. Нет смысла полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода. Такая мудрость содержится в наследии прошлого;

Неверие в возможность социального равенства между людьми; - частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка;

Ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;

Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

Незыблемость устоявшегося социального порядка, неприкосновенность привилегий высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);

Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка - семьи, религии и частной собственности;

Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.

Основные политические идеи консерватизма:

Цель политики - защита статус-кво от любых поползновений революционеров;

Цель политики - выработка реформаторского типа социальных изменений;

Цель политики - поиск в прошлом таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда;

Идея защиты семьи, религии и национального величия;

Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм.

В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриального общества - творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения в управлении, предлагается дополнить электоральный выбор выдвижением наиболее достойных (уважаемых) граждан.

Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к участию в управлении предприятиями как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.

Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т. д.

Основными политическими идеями неоконсерватизма являются:

Только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;

Свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

Классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

Главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Несмотря на новации в содержании, неоконсервативная идеология сохранила твердую приверженность следующим принципам:

1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;

2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;

3) Признавая формально – юридическое равенство, он однозначно выступает против экономического и социального равенства людей;"

4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствованию свободной конкуренции;

5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1. Национал-консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.

2. Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

а) против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

6) за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;

г) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.

3. Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:

4. Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества

Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.

Социальную базу неоконсерватизма составляет "новый средний класс", заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого "молодого капитала", сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).

Несмотря на очевидную прогрессивность, неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму - углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).

Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

Социал-демократическая идеология

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Социалистическая идеология сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.

Марксизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство - распад мировой системы социализма.

Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.

К началу 90-х годов ХХ в. в мире существовало более 80 социал-демократических партий, около 30 из них - правящие (часто в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.

Сегодня социал-демократы пристально изучают уроки поражения в практическом воплощении своей идеологии. Они считают, что в ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими и индивидуальными началами общественной жизни. В целом, лидеры современной международной социал-демократии уверены в том, что социализм станет заметной силой XXI в., если сможет осилить свою идеологию и политику, которая завела социализм в ряде стран в тупик. По мере демократизации различных общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем классовой поляризации населения спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.

Базовыми ценностями социал-демократии признаются свобода, справедливость, солидарность. Они не осуществимы без механизма демократии - политической, экономической, социальной, международной. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает «возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа», с «гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства». Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся людям. Международная демократия обеспечивает преодоление неравенства в международном масштабе, устранение тоталитарных режимов и дисбаланса в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.

Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.

Основными принципами социал-демократизма являются:

1) отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу,

который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;

2} осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;

3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;

4) стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.

Характерные черты социал-демократизма:

Материалистическая трактовка общественной жизни;

Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;

Гуманистический характер текущих и конечных целей, социальный коллективизм;

Исторический оптимизм.

Основные политические идеи.

Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;

Приверженность принципу демократического парламентаризма;

Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;

Приоритет мирных, демократических средств достижения поставлен­ных целей;

Государственное регулирование экономики и развитие рыночных меха­низмов;

Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их до­статочную безопасность.

Другие политические идеологии современности.

К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.

Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.

Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.

Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.

Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении различных целей.