Деление власти по вертикали и региональная горизонталь власти. Разделение властей в РФ

Деление власти по вертикали и региональная горизонталь власти

Деление власти по вертикали, иными словами, - между Федерацией и субъектами Федерации стало реальным достижением российской демократии, нашим наибольшим демократическим прорывом. В соответствии с Федеративным договором, торжественно подписанным в Москве 31 марта 1992 года и ставшим частью Конституции, усилился процесс на взаимной самокритичной основе делегирования власти в республики, другие автономные образования, края, области России.

Самый существенный вопрос: объем властной самостоятельности основных субъектов современной демократии и рыночной экономики - предприятий, физических и юридических лиц и т.д. Это тот самый объем власти, который позволяет кардинально улучшить жизнь непосредственным производителям материальных благ - населению, каждому человеку, создает условия индивидуальности, самобытности.

На пути таких размышлений плодотворным кажется взгляд на каждый субъект Федерации, снизу, с позиций избирателей. Взгляд от тех, кто делегирует властные полномочия своим депутатам. С таких позиций лучше видны объем и критерий властной самостоятельности каждого региона. Взгляд с колокольни избирателя, гражданина, позволяет лучше видеть характер населения, народа, проживающего здесь: материальную культуру, трудовые традиции, культурные предметы, языки общения, уровень образования, национальную ноосферу, мироощущение и миропонимание, связь старшего поколения с младшим... Словом, все то, что неототалитарный, антидемократический режим просто игнорировал. Ведь перед нами стоит задача яснее понять самостоятельность субъекта Федерации и своеобразие его проявления по Федеративному договору.

Проблема формирования самой Федерации сверху вниз и снизу вверх исторически в разных государствах мира дала неоднозначный результат для живущих поколений. Миротворческая функция парламента в том и состоит, чтобы, используя гуманное содержание Федеративного договора, обеспечить разграничение полномочий делегированием власти субъектами Федерации. Наша Федерация формировалась сверху вниз, и это наложило на нее свой отпечаток. В США федерация формировалась снизу вверх: и своеобразие штатов ярче проявляется через их законы. Распад Союза и создание в Российской Федерации республик с новым статусом, новые отношения с автономными краями и областями означают косвенное изменение России как федеративного государства. Осознаем ли мы это?

Федеративная модель государственности имеет в мире самую устойчивую тенденцию развития. Из 160 современных государств в 58 приняты юридические структуры, основанные на федеративных принципах. Федеративные формы правления просматриваются сегодня в процессах создания Европейского сообщества. Ученым видятся четкие цели нового федерализма:

Примирение единства и разнообразия;

Защита республик, краев, областей от центристских тенденций;

Демократическое участие населения в политической жизни на местном, областном, краевом, республиканском и федеральном уровнях власти;

Усиление контрольных функций представительной власти над деятельностью административного аппарата;

Повышение эффективности власти через региональную конкуренцию;

Стимулирование новаторских идей в региональных органах власти;

Предотвращение формирования местных “вождистских” режимов.

Федерализм базируется на принципах демократического плюрализма, и это обстоятельство сближает на общей основе центральные и региональные органы власти через национальные и региональные формы политической жизни, где принятый Федеративный договор четко определяет функции федеральных органов государственной власти Российской Федерации, те аспекты, которые относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти и региональных органов государственной власти и, наконец, четко определяется власть регионов, территорий. Здесь, в фокусе такого разграничения власти, начинаются процессы принятия новых для Российской Федерации законодательных норм. Особо важно подчеркнуть в этих условиях права граждан, производственных и общественных коллективов.

В Российской Федерации с марта 1992 года началось законодательное формирование федеративной системы - модели конституционнно-демократического государства. Встает вопрос пересмотра критериев по линиям: неототалитаризм - национализм; сепаратизм - регионализм. При этом во главу угла ставится новый порядок критериев, условия демократической жизни народа.

Разделение властей по горизонтали для уровня федерации и регионов представлено законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, а также “четвертой властью” - прессой. Разделение властей по вертикали представлено уровнями власти: село, город, район, край, республика, федерация.

Человек, избирательные права которого позволяют делегировать права власти, передает ее голосами на уровень местной власти на селе, в городе, в районе, в области, крае, республике, наконец, - федерации. На уровнях власти она разделена на законодательную, исполнительную, судебную и прессу.

Возможность реализации концепции разделения властей стала реальностью и для России. Приходится отдавать себе отчет в том, что происходит процесс переосмысливания статусов федеральной законодательной, исполнительной и судебной власти, не менее сложные вопросы переосмысливания процессов законодательной, исполнительной и судебной власти в регионах. Однако самые сложные и конфликтные вопросы возникают на стыках властей. Там, где Федеративный договор обозначил разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также автономных областей и автономных округов в составе Российской Федерации. Это по вертикали. Конфликтные ситуации возникают и при решении вопросов на всех уровнях по горизонтали.

Царский режим и его правопреемник - большевистский режим, и не только они, убедили народы мира, что многонациональные структуры государств всегда ведут к унификации, к уравниловке, где малочисленные народы ассимилируются более многочисленными. Наступает гибель культуры малочисленных народов и их самих. Унифицированная жизнь в империи - путь к застою, от него следующий шаг - к деградации и развалу. Этот путь нами “успешно” пройден. Важно, однако, познать его механизмы.

Все это необходимые исходные мысли о власти и ее структурах. Демократический прорыв вертикального разделения власти сводится сегодня к сохранению условий всех традиционных связей: экономических, политических, культурных, других отношений, исключающих курс на изоляцию, но при этом ведущих к сохранению национально-государственной и территориальной самостоятельности субъектов федерации (официальное название земли Бавария, кстати, “свободное государство Бавария”, но никаких призывов “выйти из состава Германии здесь не услышать).

Нужна иная, новая ступень равноправия народов. Мы больше должны уделять внимания подлинным думам и чаяниям народов.

К сожалению, компас нашей политики показывает лишь на Запад и Америку. Нам не надо придерживаться только такой ориентации. Она психологически носит иждивенческий характер. Нужны иные источники - внутренние, глубинные, российские. Власть и политика - всегда явления смежные. Самое трудное на поворотах истории - уметь предвидеть варианты развития событий и влиять на них принимаемыми решениями.

Чрезмерная надежда на помощь извне всегда чревата тяжелыми последствиями для России. Плюрализм в политике и культуре в своей высшей форме формирует национально-независимое государство с национально-колоритным обществом, где народ выступает самим собой, не приспосабливаясь абсолютно к условиям других наций. На развал Союзной империи, на возможный, увы, развал России Америка и Запад смотрят разными глазами: здесь и страх, и желание обогащения, и сострадание, и слабое желание оказать помощь. Вот почему древний восточный способ перехода горной реки группой людей, когда каждый человек, “ввинчиваясь”, двигается по отношению к другому чуть-чуть против течения, и эта группа людей представляет собой волнолом, где все по-разному помогают, участвуют, но все работают и никто не бездействует, все же более надежен, чем маниловские мечтания, как бы построить мост, а в пруду развести лебедей.

Каждому народу России нужен исторически оправданный индивидуальный подход. Нам, политикам, пора научиться использовать лучшие стороны всех народов в их великой дифференциации. Можно перечислить десятки загубленных народов и территорий в Северной и Южной Америке за пять веков их освоения, вспомнить судьбу аборигенов Австралии, Тибет в Китае и поставить в ряд малые народы на севере России. Искать такие условия, которые опорой имели бы активизацию жизненных сил самих народов. Именно для этого разрабатывался и принимался Федеративный договор.

Федерализм - это система отношений внутри единого государства, в котором субъекты федерации имеют правовые условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

Власть как право и возможность активизировать силы в общенациональной и региональной политической жизни берет сегодня на себя функцию выправить бывшие перекосы, иными словами, вернуть людям веру и создать условия для полного самовыражения. И здесь политика как деятельность органов государственной власти и управления начинает искать реальное воплощение Федеративного договора: четко определять функции федерального правительства и регионального “правительства”, администрации в процессе принятия законодательных норм или исполнительных решений. Конституции российских республик, Уставы российских территориальных образований на базе подписанного Федеративного договора дают возможность добиться четкости во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными властями.

России и ее субъектам федерации предстоит процесс постепенного превращения в процветающее федеративное государство. И такого процветания можно достигнуть лишь снизу, из провинции. Не ждать манны небесной в виде западной помощи. Налаживать провинциальную жизнь, добиваться регионального процветания. Для этого от правительства надо требовать поворота на 180 градусов: от “лицом к Европе” к “лицом к провинции”. Федеративный договор нацелен на то, чтобы в субъектах федерации формировалась сильная юридическая, экономическая, финансовая, банковская, административная власть. Россия будет богаче, сильней и уверенней, когда в республиках и краях, областях и открытых зонах будут самостоятельно решаться крупные региональные программы. Федеративный договор призван изменить взгляд на провинцию. Сам документ рожден из позиции: “Возрождение провинции - возрождение России”.

Федеративный договор нацелен на широкое разделение полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации по всем линиям власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он предусматривает возможность договоров между субъектами Федерации, что не менее важно, ибо формирует крепкие связи между ними, а в целом ряде случаев - соглашений во внешнеэкономической области.

Порой складывается впечатление, что труд парламентариев, политиков и юристов не дошел еще до сознания многих людей, местных властей. А ведь он, Договор, пожалуй, первый документ, позволяющий снизу просмотреть законодательную, исполнительную и судебную власть в регионе и заявить о своих полномочиях. Российская Федерация может восстановить свое многоцветье в процессе этой работы, постепенно скидывая с себя панцирь “черемушек” Москвы. Договор призывает к широкому возрождению провинции.

Парламент твердо знает, что в этом процессе столь же важен сильный контроль федеральных властей над местными органами. Процветающая Россия может быть сформирована лишь дружной работой властей всех уровней: по вертикали и по горизонтали.

Важен еще один аспект проблемы. Идея патриотизма. В провинции она чище и сильнее. Здесь в провинции надо за нее бороться. Эту идею нельзя отбрасывать, как это попытались сделать некоторые политические силы, и они теперь терпят поражение. Эта идея сегодня все надежнее овладевает людьми на “малой родине”, в селе, в районе, городе, - там, где человек живет и работает, где его семья.

- это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной . Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной . Так в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В различных странах функции законодательной власти не одинаковы и по объему и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы Носителем этой ветви власти выступает парламент (2 или 1 палатный).

Исполнительная власть : в США ее главой является президент, одновременно сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства - монарх, а глава исполнительной власти - премьер министр. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.

Судебная власть - стоит на страже законности и порядка. Представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.

Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.

Эффективность и легитимность власти,

(объяснить структуру местного самоуправления в РФ)

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

ПАРАМЕТР (в технике) , величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы, машины, прибора (напр., электрическое сопротивление, теплоемкость, быстродействие, масса, коэффициент трения и др.). Параметры могут быть сосредоточенными (напр., емкость электрического конденсатора, масса подвешенного к балке груза) и распределенными в пространстве (напр., индуктивность линии электропередачи).

УБИХИНОН (кофермент Q) , производное бензохинона. В живых клетках участвует в окислительно-восстановительных реакциях тканевого дыхания.

АБРИС (нем. Abrib), 1) очертание предмета. 2) В геодезии - схематический план, сделанный от руки, с обозначением данных полевых измерений, необходимых для построения точного плана или профиля.

Правовая подготовка

Билет № 1

В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?

1) явно несовершеннолетних;

2) женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

3) молодых женщин;

4) лиц в наркотическом или алкогольном опьянении;

5) иностранцев и лиц без гражданства.

3. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции по предъявлении:

1) предписания;

2) служебного удостоверения;

3) предписания и служебного удостоверения.

4. Задержанные лица подвергаются осмотру:

1)Перед водворением в специально отведенные помещения;

2) После окончания срока задержания;

3) Перед водворением в специально отведенные помещения и после окончания срока задержания.

5. Сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:

1) право на юридическую помощь, на услуги переводчика;

2)право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

3) право на отказ от дачи объяснения;

4)все выше перечисленное.

6. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:



3) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В каком случае сотрудник полиции имеет право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения?

1) если водитель совершил дорожно-транспортное происшествие и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

2) если управляющее лицо грубо нарушило правила дорожного движения, создает опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;

3) если водитель отказывается выполнить требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

4) если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.

8. Согласно статье 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел это:

1) гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава;

2) государственный гражданский служащий, назначенный на должность в органах внутренних дел, пользующийся правами и выполняющий обязанности сотрудника органов внутренних дел;

3) гражданин, которому в установленном порядке присвоено специальное звание полиции, юстиции или внутренней службы.

Какие виды ответственности применяются к сотрудникам органов внутренних дел?

1)уголовная, административная (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), дисциплинарная, материальная;

2) исключительно дисциплинарная, поскольку законом в отношении сотрудника органов внутренних дел установлен особый правовой статус;

3) уголовная, административная (в случаях, предусмотренных действующим законодательством) и дисциплинарная.

10. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

11. Перечислите виды судебного производства:

2) конституционное, гражданское, административное, уголовное;

12. В каких случаях допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц:

13. Органы местного самоуправления:

2) не входят в систему органов государственной власти.

14. Президент Российской Федерации является:

1) главой государства;

3) высшим должностным лицом;

15. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:

2) 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

16. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:

17. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:

1. Совет Федерации;

2)Государственная Дума;

18. Президент Российской Федерации отрешается от должности:

4)Советом Федерации.

19. Сколько представителей от каждого субъекта Российской Федерации входит в состав Совета Федерации:

2) два;

20. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:


Правовая подготовка

Билет № 2

1. В каких случаях допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц:

1) в случаях, установленных федеральным законом;

2) на основании постановления прокурора;

3) для пресечения административного правонарушения.

2. Перечислите виды судебного производства:

1) конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное;

2) конституционное, гражданское, административное, уголовное;

3) конституционное, гражданское, административное, уголовное, надзорное.

3. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, за исключением случаев совершения ими преступлений и административных правонарушений;

2) выполнять служебные обязанности исходя из уровня профессиональной подготовки;

3) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности.

4. Органы местного самоуправления:

1) являются низовым уровнем в вертикали органов государственной власти;

2) не входят в систему органов государственной власти.

5. Президент Российской Федерации является:

1) главой государства;

2) главой государства и высшим должностным лицом;

3) высшим должностным лицом;

4) высшим должностным лицом и Председателем Правительства Российской Федерации

6. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:

1) 2 раздела, 7 глав, 135 статей;

3) 3 раздела, 9 глав, 140 статей.

7. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:

8. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:

1. Совет Федерации;

2) Государственная Дума;

3) Президент Российской Федерации.

9. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:

1) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы;

2) законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

3) исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы;

4) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.

10. Сколько представителей от каждого субъекта Российской Федерации входит в состав Совета Федерации:

2) два;

11. Президент Российской Федерации отрешается от должности:

1) Верховным Судом Российской Федерации;

2) Государственной Думой Российской Федерации;

3) Федеральным Собранием Российской Федерации;

4) Советом Федерации.

12. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено:

1) не позднее одного года с момента, когда начальник узнал о нарушении сотрудником служебной дисциплины;

2) в период службы сотрудника в органах внутренних дел;

3) не позднее 10 дней со дня, когда прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка;

4) не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

13. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются:

1) правительством Российской Федерации;

2) Президентом Российской Федерации;

3) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

14. Контракт о службе в органах внутренних дел – это:

1) соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;

2) соглашение между Российской Федерацией и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;

3) договор общества с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел.

15. Согласно ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», полиция на место происшествия обязана прибывать:

1) по возможности в короткий срок, в случае отсутствия обстоятельств непреодолимой силы;

2) не позднее 15 минут после полученного сообщения о происшествии;

3) незамедлительно.

16. Согласно ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана:

1) участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

3) выявлять условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

5) все перечисленное.

17. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности:

1) по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего;

2) по решению главы администрации;

3) по решению прокурора.

18. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций:

1) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника;

2) не допускается перемещение сотрудников из мест постоянной дислокации;

3) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений только с согласия сотрудника.

Каким нормативным правовым актом установлены принципы деятельности, права и обязанности полиции, особенности правового положения сотрудника полиции, порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?

3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 941 «Об особенностях службы в полиции»;

4) все вышеуказанные варианты верны.

20. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат:

1) хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей;

3) данный вопрос законом не регламентируется.


Правовая подготовка

Билет № 3

1. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:

2. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются:

1) Руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2) Правительством Российской Федерации.

3) Президентом Российской Федерации.

3. Сколько разделов, глав и статей содержит Конституция Российской Федерации:

1) 2 раздела, 7 глав, 135 статей;

2) 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

3) 3 раздела, 9 глав, 140 статей.

4. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:

1) для защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений и административных правонарушений.

2) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

3) Для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

5. Недоверие Правительству Российской Федерации может выразить:

1. Совет Федерации;

2) Государственная Дума;

3) Президент Российской Федерации.

6. В систему органов государственной власти по горизонтали входят:

1) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы;

2) законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

3) исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы;

4) административные органы, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, надзорные органы.

7. Полиция является:

1) единой централизованной системой представительного органа государственной власти в сфере органов внутренних дел;

2) составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

3) основной частью системы органа власти и осуществляет работу служб и подразделений органов внутренних дел.

8. Сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных:

1) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

2) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

3) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

4) все вышеперечисленное.

Вертикальное разделение власти

Комментарии

Судебная власть в США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций. Суды, как нам уже известно, учреждаются Конгрессом, на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.

Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного Суда.

Такова структура горизонтального разделения власти в США (см. схему 7.6.1).

Вертикальное распределение властных полномочий. Государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны (см. схему 7.6.2).

Говоря о разделении властей, в первую очередь подразумевают деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, так называемое «горизонтальное» разделение властей. Это деление является основным, но не безусловным.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет «горизонтальное» разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Для федеративных государств, таких, как Россия, помимо горизонтального разделения властей, свойственно и вертикальное деление власти, т.е. деление на двухуровневую систему, в которую входят федеральная власть и власть в субъектах Федерации.

Разделение властей по вертикали - это разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также разделение властей в самих субъектах федерацииЛазарева Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Проспект. 2010. С. 77..

Это положение закреплено в 11 статье Конституции Российской Федерации, которая непосредственно примыкает к 10 статье, частично конкретизируя ее положения о горизонтальном делении властей и определяя основы вертикального разделения властей в Российской Федерации.

Она гласит, что:

« 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий»Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Законодательную власть на федеральном уровне представляет Федеральное Собрание России - парламент Российской Федерации. Ему посвящена 5 глава Конституции Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В соответствии со статьей 95 Конституции России, в Федеральное Собрание входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума, в свою очередь, состоит из 450 депутатов.

Совет Федерации и Государственная Дума имеют разную компетенции.

К ведению Совета Федерации Конституция относит:

· изменения границ между Субъектами Российской Федерации;

· утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;

· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального Прокурора Российской Федерации и заместителя Председателя Счетной палаты и освобождение последних от должностиКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Государственная Дума, в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

· дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

· заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации;

· назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации, Председателя Счетной Палаты и половину ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;

· объявляет амнистию;

· выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Главной функцией Государственной Думы является принятие федеральных законов и передача их на рассмотрение Совету Федерации.

Установление различной для палат компетенции служит своеобразной системой сдержек и противовесов внутри Федерального Собрания. Это необходимо для того, чтобы большинство, в лице Государственной Думы, не смогло сосредоточить всю законодательную власть в своих руках. В этом ее сдерживает Совет Федерации.

На уровне субъектов Федерации законодательные функции исполняют представительные органы государственной власти такие, как Дума Чукотского автономного округа, Государственное Собрание Республики Башкортостан, Парламент Кабардино-Балкарской Республики и другие.

Исполнительную власть в России на федеральном уровне осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об этом и о результатах своей деятельности;

· обеспечивает проведение единой политике в финансовой сфере, сфере культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения, а также в сфере безопасности и внешней политики;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностьюКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

На уровне субъектов Федерации также существуют органы исполнительной власти. Они представлены Высшим должностным лицом субъекта Федерации, Правительством субъекта Федерации и территориальными органами исполнительной власти.

· Высшее должностное лицо субъекта Федерации (Мэр, Губернатор, Президент, Глава администрации) выполняет следующие функции:

· формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;

· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации;

· участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

· формирует другие органы государственной власти в пределах своих полномочий (министерства, комитеты);

· осуществляет меры по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;

Правительство субъекта Российской Федерации осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления и других областях и сферах жизнедеятельности общества.

Структурными элементами системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выступают также отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, комитеты и иные органы исполнительной власти) Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и возглавляемому им Правительству субъекта Российской Федерации, которые их формируют и устанавливают их компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органахЗиновьев А.В. Конституционное право России. Учебник/ Юридический центр Пресс. 2010 г..

Судебная власть в России представлена федеральными судами, конституционными (уставными судами) и мировыми судьями субъектов Российской Федерации.

К Федеральным судам относятся: Конституционный суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судовКозлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г..

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов ФедерацииТам же, С.530..

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции России Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативно - правовых актов. Схожей деятельностью в субъектах Федерации занимаются конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, решающие дела о соответствии законов или иных нормативно - правовых актов субъекта Федерации его конституции или уставу.

Суды общей юрисдикции ведают гражданскими, уголовными, административными и иными делами в пределах своей компетенции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Федерации являются судебными органами по разрешению экономических споров и иных вопросов, относящихся к юрисдикции системы федеральных арбитражных судов.

Непосредственными носителями судебной власти в Российской Федерации выступают судьи.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти летКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009..

Важнейшим условием для осуществления судьями правосудия является их независимость. Согласно Конституции Российской Федерации, судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная власть, делясь на три ветви, которые, в свою очередь, делятся на два уровня, представляет собой сложную и многообразную систему государственных органов, каждый из которых выполняет определенные функции и взаимодействует с другими государственными органами, одновременно, сдерживая и ограничивая друг друга.