Имущественная ответственность за экологические правонарушения заключается в. Экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность – санкция, которая распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять, исходя из занимаемой должности. Статьей 192 Тр.К РФ установлены следующие меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Возможно лишение премий и других материальных поощрений.

Дисциплинарная ответственность наступает только за экологические правонарушения, совершенные сотрудником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность не требует применения сложных процессуальных мер и налагается администрацией предприятия.

В ряде случаев возможна замена дисциплинарной ответственности на административную, однако такая процедура должна быть прямо предусмотрена в нормативных актах.

Материальная ответственность за экологические правонарушения имущественная ответственность в соответствии с трудовым, а не гражданским законодательством работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Этот вид ответственности предусмотрен Тр.К РФ.

При наложении на работника материальных санкций соблюдаются следующие условия:

– материальная ответственность ограничивается лишь частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

– материальная ответственность работника согласно трудовому законодательству возможна лишь при наличии его вины;

– учитывается только прямой ущерб, причиненный работником, неполученные доходы не принимаются в расчет;

– работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответственности;

– для привлечения к материальной ответственности законодательством предусмотрены сокращенные сроки (она налагается не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба);

при согласии виновного лица ущерб взыскивается администрацией, в противном случае – в судебном порядке;

– ущерб должен быть возмещен независимо от привлечения работника к другим видам ответственности.

Подгражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность граждан и юридических лиц за экологические правонарушения, устанавливаемая в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства.

Имущественная ответственность за противоправное причинение вреда состоит в полном возмещении ущерба. Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» вред рассматривается как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных ландшафтов и истощение природных ресурсов.

Ст. 77 Закона расширяет понятие вреда окружающей среде: это загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Данная статья (пункт 3), а также ст. 1064 ГК РФ называет вредом не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. В случае отсутствия таковых – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Возмещение ущерба производится добровольно, в противном случае – по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. На основании их решения вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Учитывая длительность многих природных процессов, иски о компенсации экологического вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Главная особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она предусматривает восстановительную функцию, а административно- или уголовно-правовая ответственность – функции карательные.

Административная ответственность за экологические правонарушения – ответственность, наступающая только за конкретные экологические правонарушения, указанные в Законе как административные, и применяемая судами, органами, должностными лицами, комиссиями, лицами, специально уполно­моченными рассматривать дела об административных нарушениях (ст. 23.1-23.6 КоАП РФ).

К видам административных наказаний относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (например, управления транспортным средством, права охоты); 7) административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. За административ­ные правонарушения в экологической области согласно КоАП РФ применяются санкции пунктов 1-6.

Принятие 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях принесло в область экологического законодательства глубокие изменения. В новом Кодексе перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включен в восьмую главу. Компетенция экологических органов существенно ограничена: в нее входит рассмотрение таких составов, как порча земель, нарушение правил обращения с отходами, правил охраны атмосферного воздуха, среды обитания и правил пользования объектами животного мира, правил охоты и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Исключены из компетенции экологических органов составы правонарушений в сфере рационального использования земель, охраны и использования недр, охраны и использования водных объектов, правил лесопользования, правил охраны рыбных запасов и мониторинга загрязнения окружающей среды.

Ст. 27.4. КоАП РФ сузила правовую базу участия общественности в охране окружающей среды и свела почти к нулю общественный экологический контроль, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира.

Страница 1 из 5

10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений
10.2. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
10.3. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.4. Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений

Впервые легитимное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», согласно ст. 81 которого экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.
В литературе по экологическому праву употребляются несколько определений данного термина.
По мнению М.М. Бринчука, экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
А.П. Анисимов предлагает следующее определение экологического правонарушения - это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.
Экологическому правонарушению присущи следующие признаки: - вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается - ст. 1079 Гражданского кодекса РФ);
- противоправность (нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов России и субъектов Федерации);
- наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами (лицами));
- общественная опасность (вредоносность) - причинение либо создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;
- деяние (действие либо бездействие);
- деликтоспособность правонарушителя. Экологическое правонарушение (его состав), как и любое другое правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Предмет экологического правонарушения - это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра и др.). Необходимо отметить, что объекты экологического правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экологические функции. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
1) противоправность поведения - деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);
2) причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
Субъектный состав находится в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с законодательством РФ, административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая ответственность - с 18 лет, ограниченная гражданско- правовая ответственность - с 14 до 18 лет.
Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст. 258 Уголовного кодекса РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст. 261 Уголовного кодекса РФ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. В то же время, в природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещение которого регламентируется ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
Первые - это менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.
За совершение экологических правонарушений предусмотрены различные меры юридической ответственности.
Под юридической ответственностью в теории права понимают применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий четыре основные функции:
1) стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний, к созданию мало- и безотходных технологий;
2) компенсационную (восстанавливающую), направленную на возмещение ущерба окружающей среде и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
3) превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
4) карательную, заключающуюся в применении наказания к нарушителю, совершившему экологическое правонарушение. В соответствии с видами экологических правонарушений, наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает 4 вида ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную.


Ответственность за экологические правонарушения


Ответственность за экологические правонарушения - это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы в целях сохранения экологических и экономических интересов. В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение. Экологическими нарушениями следует считать несогласованное с интересами народа применение законов по охране окружающей среды, в рамках которой совершается процесс взаимодействия общества и природы, причиняющий вред природной среде и здоровью человека. Ответственность за экологические правонарушения понимается как экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и отношения по возмещению вреда природной среде. Его сущность состоит в сохранении устойчивого баланса экономических и экологических интересов в процессе хозяйственной деятельности человека. Ответственность за экологические правонарушения имеет две формы - экономическую и юридическую, которые регулируются административно-правовыми методами. Единство цели и общность интересов позволяют рассматривать экономико-правовой комплекс как единый блок ответственности человека перед природой. Эколого-экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда и состоит из следующих функций: - стимулирующая (проявляется в наличии экономических и правовых стимулов); - компенсационная (восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации); - превентивная (предупреждение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба); - карательная (наказание лица в совершении экологического правонарушения). Действие экологической ответственности проявляется через эколого-экономический механизм путем обязательных платежей предприятий за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы, захоронение вредных отходов, а также за возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель, например под строительство. Существует и взимание платы за использование вод в промышленности. Таким образом, во всех случаях присутствуют два момента: плата за пользование природными ресурсами (воздуха, воды и т.д.) и материальный интерес. Компенсация за нанесенный ущерб является инструментом стимулирования природоохранной деятельности. Жизнь убедительно доказывает это различными примерами. Например, бесконтрольное использование Аральского бассейна привело к истощению вод огромного водоема, с одной стороны, и к перенасыщению грунтовыми водами районов поливного земледелия, с другой. Объектами экологического правонарушения являются природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения, разрушения, здоровье человека и материальные ценности. Этим экологическое правонарушение отличается от нарушений права собственности на природные объекты и ресурсы, где объектом выступают полномочия собственника, его права владения и пользования соответствующим объектом природы. Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения, организации - государственные, общественные, частные, а также должностные лица и граждане, совершившие правонарушения в отношении охраны окружающей среды и природопользования. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие: причинения вреда или реальной его угрозы, либо нарушение интересов субъектов экологического права; противоправности поведения; причинной связи между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой. Субъективной стороной состава экологического правонарушения является вина того, кто причинил вред. Под виной понимается отношение правонарушителя к своему поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Отдельные виды экологических правонарушений могут быть совершены только умышленно: незаконная охота, незаконная добыча рыбы, самовольная порубка леса, умышленное уничтожение или существенное повреждение памятников природы. Другие - только по неосторожности или небрежности, например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Наконец, правонарушение предполагает обе формы виновного поведения - умышленное и неосторожное. Например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т. е. не в установленном для этого месте. Это может быть незаконный сброс, выброс вредных веществ сверх установленных нормативов, несоблюдение порядка рекультивации земель после завершения хозяйственных работ, уничтожение лесов или перевод лесов первой группы в хозяйственный оборот для других целей. Экологическое правонарушение определяется Законом РФ «Об охране окружающей среды». Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов граждан на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Итак, экологические правонарушения - это виновные противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную (имущественную) ответственность. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания за невыполнение работником обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды. Субъективной стороной дисциплинарного экологического взыскания является, как правило, неосторожность. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований - административной, уголовной, гражданской. Административная ответственность - это взыскание за совершение экологического правонарушения, регулируется КоАП РФ (Кодексом об административных правонарушениях) и экологическим законодательством. Перечень административных правонарушений довольно большой. Но одной из основных мер ответственности является наложение штрафа. Его конкретный размер зависит от вида совершенного правонарушения, вины правонарушителя и причиненного вреда. Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в народном или арбитражном суде, однако виновное лицо не освобождается от обязанности возмещения причиненного вреда. За нарушение экологического законодательства должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, привлекаются к уголовной ответственности, предусмотренной в Уголовном кодексе РФ. Их вина заключается в общественно опасных деяниях, посягающих на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде. Однако практика применения уголовной ответственности за экологические преступления имеет весьма низкую эффективность, хотя они относятся к категории наиболее распространенных. Так, по данным НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления. При расчете числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового регулирования». Гражданско-правовая ответственность, которая накладывается за нанесенный экологический вред в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на нарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный (материальный ущерб) и моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. В будущем это может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065). Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т. е. совокупно. Материальная {имущественная) ответственность заключается в возмещении имущественного ущерба в установленном порядке и в определенных размерах. Материальную ответственность несут должностные лица и другие работники или лица, по вине которых предприятие или лицо понесло расходы по возмещению причиненного вреда. Все составы преступлений, относящиеся к охране окружающей среды и природопользования подразделяются на три категории: специальные, смежные и дополнительные. Специальные экологические составы преступлений - это преступления против общественной безопасности и порядка. Например: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве строительных работ; нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами; загрязнение атмосферы; нарушение правил охраны и использования недр; незаконная охота; уничтожение или повреждение лесов; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей; экоцид и др. Смежными составами преступлений считаются те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка. Например, отказ в предоставлении информации, нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ и прочие составы нарушений, которые причиняют вред окружающей среде. К дополнительным составам преступлений относятся преступления против государственной власти, интересов отдельных служб в органах местного самоуправления (злоупотребления должностными полномочиями, служебный подлог, халатность). Коротко остановимся на экологическом понятии вреда и его видах. В законодательстве различают термины «вред», «ущерб», «упущенная выгода», «убытки». Так, в ст. 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды» говорится о возмещении вреда, в ст. 42 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, в ст. 15 ГК РФ определено понятие «убытки» как реальные расходы на восстановление нарушенного права. Это реальный ущерб, а не полученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Таким образом, по гражданскому праву, экологический вред - понятие наиболее широкое и под ним понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним возмещение ущерба здоровью человека и имуществу граждан и юридических лиц. Раскроем ст. 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде путем загрязнения, нерационального использования природных ресурсов, ведущий к деградации и разрушению естественных экосистем, природных комплексов и природных ландшафтов, обязаны возместить его в полном объеме. Подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной деятельности причиненный вред от проекта, по которому построено то или иное сооружение, причем нанесенный вред возмещается в соответствии с утвержденными таксами, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, в том числе упущенной выгоды. Принцип возмещения вреда устанавливается в ст. 1064 и 1082 ГК РФ. Суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, причинившее вред, возместить вред в натуральном виде (например, предоставить вещь того же рода и качества или исправить поврежденную вещь и т.п.) либо возместить причиненные убытки. Субъектами и лицами, причиняющими экологический вред, могут быть граждане, предприниматели, общественные организации, предприятия и государственные органы. Возмещение (компенсация) вреда природной среде в результате ее загрязнения, повреждения, разрушения ее естественных экосистем, нерационального использования природных ресурсов регулируется ст. 78 Закона РФ «Об охране окружающей среды». В этом случае потерпевшей стороной выступает природная среда не как субъект, а как объект права, и вред возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользователю. Возмещение вреда, причиненного природной среде, рассматривается по искам прокурора или других государственных органов управления, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятными экологическими воздействиями и правонарушениями в результате хозяйственной деятельности, рассматривается как конституционное право по ст. 42 Конституции РФ. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован, причем разными способами, включая оформление больничного листа по временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, оформление инвалидности, страхование риска, социально-экономическую защиту, льготы, компенсации по решению суда и т.д. Механизм компенсации вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, регулируется Законом РФ «Об охране окружающей среды», ст. 79, Гражданским кодексом РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ «О социальной защите граждан...», Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию...», Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и рядом других законов. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающих, регулируется ст. 1079 ГК РФ. К объектам повышенной опасности относятся: механизмы, электрическая энергия высокого напряжения, атомная энергия, сильнодействующие яды, взрывчатые вещества и т.п. Ответственность и возмещение вреда характеризуются существенной спецификой и возлагается на юридическое лицо или гражданина, которое владеет источником этой опасности. В мировой практике такая ответственность называется «строгой» или «абсолютной».

Дисциплинарная ответственность за экологические преступления является разновидностью наказания, налагаемого руководством предприятия на трудящегося, виновного в нарушении правил в данной сфере. Вина работника может выражаться как в действиях, так и преступном бездействии. Характерным отличием данного вида ответственности является то, что нарушение законодательства было допущено вследствие ненадлежащего выполнения сотрудником своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.

Привлечение служащих к дисциплинарной ответственности за нарушение норм экологического законодательства предусмотрено ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок и основания её применения, субъекты и меры наказания закреплены в Трудовом кодексе РФ. Согласно действующему законодательству к экологическим правонарушениям, влекущим за собой наложение дисциплинарного взыскания, относятся:

  • Нарушение установленного на предприятии трудового распорядка;
  • Невыполнение распоряжения работодателя относительно природоохранной деятельности;
  • Нарушение правил техники безопасности в экологической сфере и т.д.

В роли определяющего фактора в данном случае выступает характер правонарушения. Виновное действие или бездействие должно повлечь за собой негативные последствия в сфере обеспечения экологической безопасности и природопользования.

Данный вид ответственности носит диспозитивный характер, то есть применяется по усмотрению работодателя. В случае выявления оснований для наложения взыскания, в отношении служащего могут быть применены следующие меры воздействия:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Расторжение трудовых отношений при наличии соответствующих оснований.

Необходимо учитывать, что степень тяжести проступка должна быть соизмерима со строгостью наложенного взыскания. В случае превышения полномочий и применения такой меры воздействия, как увольнение, за незначительное нарушение, сотрудник может быть восстановлен в должности в судебном порядке, а работодатель должен будет выплатить ему соответствующую компенсацию.

Работник может быть привлечен к ответственности в течение месяца со дня выявления обстоятельств дающих на это право. Однако необходимое решение должно быть принято не позднее 6-ти месяцев со дня совершения правонарушения. Не допускается применение в отношении сотрудника нескольких мер воздействия за один и тот же проступок.

Если работник не согласен с примененным к нему дисциплинарным взысканием, он имеет право обжаловать данное решение. Для этого трудящийся может обратиться:

  • В вышестоящую организацию, если таковая имеется;
  • Госинспекцию по труду;
  • Орган урегулирования индивидуальных трудовых споров;
  • В суд.

При этом оспариваться может как само наложение взыскания, так и его величина. Это касается и ситуаций, когда работник несет материальную ответственность за допущенный проступок, если такой порядок прописан в локальных актах предприятия или трудовом договоре. При этом обязанность возмещения причиненного ущерба может возникать как самостоятельно, так и налагаться вместе с дисциплинарным взысканием.

Законодательная база

Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в первую очередь в ст.75 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с данной нормой за нарушение законодательства в данной сфере, в зависимости от тяжести совершенного проступка, предусмотрены такие виды ответственности:

  • Дисциплинарная;
  • Материальная;
  • Административная;
  • Уголовная.

Работодатель со своей стороны может привлечь трудящегося к дисциплинарной и материальной ответственности. При этом вина работника должна выражаться в виде невыполнения или ненадлежащего исполнения приказов руководства и своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.

Возможные виды дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены в отношении служащего, закреплены в ст.135 ТК РФ. Как уже было отмечено выше, среди них замечание, выговор и расторжение трудового договора.

Кроме указанных взысканий, в отношении виновных лиц могут быть применены иные меры воздействия, если таковые установлены внутренними локальными актами организации. К примеру, временный или постоянный перевод на иную должность, снятие денежных премий на определенный срок и т.п.

Действующее законодательство закрепляет не только виды взысканий, наложение которых допустимо в отношении виновных лиц, но и определяет порядок рассмотрения совершенных правонарушений, привлечения к дисциплинарной ответственности и обжалования принятых решений.

Какие правонарушения относятся к экологическим?

К экологическим относятся правонарушения, которые привели к негативным последствиям в сфере охраны окружающей среды, нанесли вред природным объектам. Такого рода проступки могут быть совершены:

  1. Лицами, являющимися законными владельцами таких объектов;
  2. Теми, кто имеет право на их использование;
  3. Иными лицами, не входящими в первые две группы.

При определении степени тяжести совершенного экологического правонарушения определяется, какой вред был причинен природному объекту: нанесение ущерба, порча, уничтожение. При этом наказание должно быть соизмеримо с причиненным ущербом, поэтому увольнение, как вид дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения, не бывает применен за незначительные правонарушения.

Наиболее распространенными видами правонарушений данной сфере являются:

  • Нанесение ущерба – вырубка деревьев, загрязнение водных объектов, порча сельскохозяйственных полей и прочее;
  • Передача прав собственности на природные объекты, ресурсы в нарушении действующего законодательства;
  • Совершение действий, нарушающих правила пользования объектами, введенными для их сохранения;
  • Использование природных ресурсов в корыстных целях – к примеру, сбор растений, отнесенных к редким видам, и т.п.

При этом для наказания виновного лица, его действия должны идти не только в разрез с действующим законодательством, но и противоречить возложенным на него трудовым обязанностям. В противном случае привлечение к дисциплинарной ответственности невозможно, однако это не освобождает лицо от возможного административного или уголовного преследования.

Субъекты дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения

Субъектами экологических правонарушений выступают физические и юридические лица, допустившие нарушение норм действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, правил пользования природными объектами и ресурсами, которые повлекли за собой негативные последствия для них. При этом данные действия должны быть совершены на территории РФ или на иной полномочной ей.

При этом субъектами дисциплинарной ответственности за правонарушения в данной сфере могут выступать сотрудники и руководители предприятий и организаций, чьё невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей повлекло за собой причинение вреда природным объектам.

Привлечение к дисциплинарной ответственности

Согласно норам Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» наложение дисциплинарной ответственности на работников производится вне зависимости от формы собственности фирмы, в которой они работают, если трудящимися было совершено экологическое правонарушение. Основанием для наложения взысканиями может послужить:

  • Нерациональное использование природных ресурсов;
  • Нарушение природоохранных норм и правил;
  • Невыполнение установленных государством требований в сфере обеспечения безопасности природных объектов;
  • Нарушение иных требований, связанных с охраной окружающей среды.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности закреплен трудовым законодательством, отраслевыми и локальными актами, в том числе учредительными документами предприятия. В последних, помимо прочего, может быть установлена и материальная ответственность за экологические правонарушения.

Меры дисциплинарного взыскания применяются исключительно в случае, если проступок в данной сфере был совершен гражданином в процессе его работы. Также к ответственности может быть привлечено лицо, не исполнившее свои должностные обязанности, в которые входило выполнение действий по обеспечению экологической безопасности и т.п. К примеру, если в выхлопах служебного автомобиля содержание вредных веществ превышает установленные законодательством нормы, то ответственность за это будет нести не водитель данного транспортного средства, а техник, который допустил его к эксплуатации.

Меры дисциплинарной ответственности и порядок их применения

Трудовым законодательством предусмотрено только три вида дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на виновного сотрудника: замечание, выговор и прекращение трудовых отношений. Работодатель также имеет право установить в своих учредительных документах дополнительные меры воздействия.

Для применения дисциплинарного взыскания работодатель должен соблюсти процедуру, установленную действующим законодательством. Вне зависимости от избранной меры, её наложению должно предшествовать истребование письменного объяснения от сотрудника, допустившего нарушение экологического законодательства. Данный документ необходим для того, чтобы при рассмотрении было учтено мнение всех сторон. В случае если работник отказывается от дачи пояснений, должен быть оформлен соответствующий акт за подписями не менее двух свидетелей.

Отсутствие объяснительной служащего не является основанием для отказа от наложения дисциплинарного взыскания. Работодатель при этом получает возможность трактовать все обстоятельства согласно своей точки зрения.

Решение о наложении взыскания на сотрудника должно быть принято не позднее месяца со дня выявления правонарушения. При этом в учет не берется время нахождения работника в отпуске или на больничном. Если для принятия решения необходимо учесть мнение профсоюзного органа трудящихся, то время ожидания его ответа также не учитывается при исчислении срока наложения взыскания.

После принятия решения о мере дисциплинарной ответственности работодатель должен издать соответствующий приказ и ознакомить с ним трудящегося под роспись в течение 3-х дней. Данный документ может быть обжалован служащим в Трудовой инспекции.

Если на сотрудника наложено взыскание, то срок его действия – 1 год. После истечения указанного периода оно снимается автоматически. В ряде случаев возможно и досрочное снятие по инициативе работодателя. В качестве инициатора также может выступать профсоюзная организация или сам сотрудник, но решение будет приниматься руководителем предприятия. Необходимо учитывать, что получение второго взыскания, до снятия первого, является основанием для прекращения трудовых отношений.

Примеры наложения дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарное взыскание за экологические правонарушения может быть наложено только на сотрудников ответственных за обеспечение охраны окружающей среды или правильное использование природных объектов и ресурсов. Примером нарушения норм законодательства в данной сфере может выступать несоблюдение ведущим инженером организации правил эксплуатации промышленного оборудования. Если в результате данных действий произошел выброс опасных веществ в окружающую среду – это станет правонарушением инженера, за которое он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В качестве примера нарушения экологического законодательства также можно привести действия начальника отдела утилизации отходов, который пренебрег своими обязанностями и не организовал учет движения отходов, а также место для их хранения. Вследствие чего было допущено захламление территории свалки металлоломом и иными отходами производства.

После выявления нарушений, в отношении виновных лиц проводится служебная проверка, итогом которой становится наложение дисциплинарного взыскания.

Экологические правонарушения влекут за собой привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за экологические правонарушения, совершенные в связи с исполнением трудовых, служебных обязанностей.

Она регламентируется Трудовым кодексом РФ. В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы в случае систематического неисполнения требований экологического законодательства.

Трудовые отношения лиц, работающих на предприятиях транспорта, атомной промышленности и иных организациях, деятельность которых представляет повышенную опасность, регламентируются Уставами о дисциплине и другими актами. За совершенные экологические правонарушения работники таких предприятий привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности. Так, в соответствии с п.10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасными производствами в области использования атомной энергии, утвержденного постановление Правительства РФ от 10 июля 1998г. № 744 применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев; перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года; освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности); увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа правонарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

Если в результате совершения экологического правонарушения был причинен вред предприятию (организации) работник может привлекаться также к материальной ответственности в порядке, предусмотренном статьями 232, 233, 238-248 Трудового кодекса РФ.

Административная ответственность наступает в случае совершения экологического проступка и регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Предусмотрена административная ответственность за:

Правонарушения в области охраны собственности на природные ресурсы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требоывавний утверждения в установленном порядке технических условий (ст. 7.3. КоАП РФ); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4. КоАП РФ), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5. КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользованием им с нарушением установленных условий (ст. 7.6. КоАП РФ); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9. КоАП РФ); самовольная уступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда; участком леса не входящим в лесной фонд или водным объектом (ст. 7.10. КоАП РФ); пользование объектами животного мира без разрешения (ст. 7.11. КоАП РФ); повреждения гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7. КоАП РФ); уничтожение специальных знаков – межевых и иных информационных знаков, наблюдательных режимных скважин, объектов наблюдательной сети и т.д. (ст. 7.2. КоАП РФ);

Правонарушения в области регулирования экологических отношений: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4. КоАП РФ); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5. КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12. КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4. КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановление, представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) (ст. 19.5. КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ), непредоставление сведений (информации), в т.ч. экологической (ст. 19.7. КоАП РФ), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9. КоАП РФ); нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14. КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, в т.ч. в отношении природных ресурсов (ст. 19.21. КоАП РФ);

Правонарушения в области охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов; несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1. КоАП РФ); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами (ст. 8.2. КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3. КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7. КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 11.21. КоАП РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9. КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств (ст. 8.15. КоАП РФ); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19. КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21. КоАП РФ), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22. КоАП РФ), эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23. КоАП РФ), незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28. КоАП РФ); уничтожение лесной инфрастуктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30. КоАП РФ); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31. КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32. КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33. КоАП РФ), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.

8.34. КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35. КоАП РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38. КоАП РФ), нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39. КоАП РФ), невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6. КоАП РФ);

Нарушения в области природопользования: использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10. КоАП РФ), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11. КоАП РФ), нарушение правил водопользование (ст. 8.14. КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17. КоАП РФ), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18. КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25. КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26. КоАП РФ), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37. КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40. КоАП РФ); нарушение правил пользования воздушного пространства (ст. 11.4. КоАП РФ); нарушение правил плавания (ст. 11.7. КоАП РФ);

Нарушения в области преобразования, мелиорации природных ресурсов: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10. КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27. КоАП РФ).

Меры административного наказания применяют должностные лица органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и органов, осуществляющих контроль в сфере использования и охраны отдельных природных ресурсов: государственного земельного контроля, геологического контроля, лесной охраны, государственного охотничьего надзора и других.

К правонарушителям применяются следующие меры административного наказания:

· предупреждение;

· конфискация орудий охоты, рыболовства и других орудий совершения экологического правонарушения, в том числе транспортных средств, используемых при совершении правонарушения;

· конфискация незаконно добытой продукции;

· лишение права на охоту;

· приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление лицензируемых видов экологической деятельности, лицензий на пользование природными ресурсами;

· приостановка, прекращение работ, деятельности предприятий (организаций), отдельных цехов, агрегатов и иных объектов;

· прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

Субъектами административной ответственности являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, должностные лица предприятий (организаций), органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом РФ 1996г. В УК РФ имеется глава 26 Экологические преступления, в которой содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность:

· Статья 246 за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

· Статья 247 – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

· Статья 248 – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо иными биологическими агентами или токсинами;

· Статья 249 – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

· Статья 250 – загрязнение воды;

· Статья 251 – загрязнение атмосферы;

· Статья 252 – загрязнение морской среды;

· Статья 253 – нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне РФ;

· Статья 254 – порча земли;

· Статья 255 – нарушение правил охраны и использования недр;

· Статья 256 – незаконная добыча (вылов) водных экологических ресурсов;

· Статья 257 – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

· Статья 258 – незаконная охота;

· Статья 259 - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

· Статья 260 – незаконная рубка лесных насаждений;

· Статья 261 – уничтожение или повреждение лесных насаждений;

· Статья 262 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Кроме того, статьей 358 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Предусмотрена уголовная ответственность за нарушение экологических прав граждан, общественных объединений. Так, по статье 140 УК РФ наступает уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданам экологической информации, за предоставление неполной или заведомо ложной экологической информации, по статье 149 УК РФ – за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них, по статье 141 УК РФ - за воспрепятствование осуществлению права участвовать в референдумах по экологическим вопросам и статье 142 УК РФ - за фальсификацию документов таких референдумов, заведомо неправильное установление их результатов, нарушение тайны голосования.

Экологическое значение имеют преступления, не относящиеся напрямую к экологическим, квалифицируемые по ст. 215 УК РФ - за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь радиоактивное загрязнение окружающей среды, ст. 220 УК РФ – незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными отходами, ст. 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ст. 237 УК РФ – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для окружающей среды, ст. 243 – уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства.

К уголовной ответственности за экологические преступления могут привлекаться граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и работники предприятий (организаций) всех форм собственности и подчиненности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экологические преступления влекут за собой применение различных мер уголовного наказания:

· исправительные работы,

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

· лишение свободы.