Разрешение на осуществление определенных видов деятельности. Что такое лицензия


Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Если деятельность вашей компании в той или иной степени может нарушить обозначенные требования, то получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса.

Статья 5 гласит, что «ни при каких обстоятельствах не разрешается пожертвовать или передать бесплатно, каким-либо образом, недвижимое имущество учреждений, упомянутых в настоящем Законе». Нам кажется, что эта статья способна подтвердить идею, уже приведенную в начале статьи, в словах знаменитого лектора Хели Лопеса Мейреллеса, что все общественные блага, независимо от их природы, могут быть использованы частными лицами при условии, что использование, санкционированное Администрацией, не приведет к их уничтожению или уничтожению.

Необходимость предварительной процедуры торгов

Запрещая свободную передачу товаров, являющихся предметом этого закона, в статье описывается существование такого института и раскрывается его возможность в контексте общественных благ. Преодолевая изложенные соображения, возникает волнение в отношении вопроса о необходимости установления предварительной процедуры торгов с целью разрешить использование публичной собственности. Похоже, что ввиду того, что это дискреционный и неустойчивый административный акт, разрешение на использование государственной собственности не требует предварительной процедуры торгов, за исключением случаев, когда это требует конкретное законодательство.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование - это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее - № 99-ФЗ).

Работы, услуги, в том числе гласность, покупки, продажи, концессии, разрешения и лизинг государственной администрации при заключении контрактов с третьими лицами обязательно будут предшествовать процедуре торгов, за исключением гипотез, изложенных в этом Законе. Для целей настоящего Закона договор считается любой корректировкой между органами государственного управления или юридическими лицами и физическими лицами, в которых существует соглашение о завещании о создании облигации и оговоре взаимных обязательств независимо от используемого наименования.

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность и качество услуг или работ, их соответствие всем установленным законодательством иными правовыми актами нормативам.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов грузоперевозочных услуг выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В этом смысле, удобнее вновь выявить разъяснения прославленной доктрины Марии Сильвии Занеллы Ди Пьетро. Однако нужно понимать норму в установленные сроки. Во-вторых, следует также учитывать, что это положение, при упоминании различных типов корректировок, в которых обязательство является обязательным, добавляет выражение при заключении контракта с третьими лицами, что предполагает наличие контракта.

Это связано с тем, что торги - это не самоцель, а скорее средство, с помощью которого оно достигает своего объекта, то есть установление обязательных и двусторонних правовых отношений между Администрацией и третьими сторонами, по преимуществу с контрактом. Если нет контракта или эквивалентного инструмента, нет необходимости выступать в торгах, за исключением случаев, когда оно выражается в прямом законодательном положении.

В их ведении находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование и приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании - они помогают собрать пакет документов и пройти все бюрократические препоны.

Подтверждая это понимание, Федеральный областной суд 1-го региона уже был помещен в недавнее судебное дело. Разрешение на использование публичной собственности, даже если оно выплачивается и обусловлено, согласно унисонному доктрине административистов, представляет собой дискреционный и ненадежный административный акт, что в принципе снимает спрос на торгах, институт, применимый в основном к договорам управления. больше, когда предоставление исполнения административного административного акта осуществляется в чрезвычайном режиме.

Это связано с тем, что разрешение на использование общественного блага для личных целей вытекает из одностороннего акта государственной администрации и действует на дискреционной, ненадежной, переходной основе, а также на освобождение от публичных торгов и законодательного разрешения.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности - это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

Также суд Сан-Паулу. Суждение о недопустимости сохраняется. Обращение в прокуратуру было отклонено. Доказательством этого является трудность, исходя из этого, подготовить тендерное уведомление о разрешении, будь то использование или даже обслуживание, которое является минимально техническим. Бразильское муниципальное право - Сан-Паулу: Издательский дом Малхейрос. 14-е изд. Общая теория концессий государственной службы - Сан-Паулу, Редактор Диалетика, Курс административного права. Оговорка необходима термину «общий», который используется в Гражданском кодексе.

Продажа алкоголя, как известно, является высоко регулируемым сектором, регулируемым Кодексом общественного здравоохранения.

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и др.

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Таким образом, продажа алкогольных напитков в баре или ресторане не может осуществляться без разрешения или предварительного объявления. Для этого существуют разные лицензии. Лицензии на пищу и ресторан регулируются Кодексом здравоохранения. Открытие ресторана, бара, бистро, не может быть сделано без лицензии. Две лицензии также являются обязательными: лицензия на осуществление деятельности и лицензия, соответствующая деятельности, объявленной руководителем учреждения.

В случае с рестораном будущему оператору придется выбирать либо «лицензию на небольшой ресторан», либо «лицензию на большой ресторан». Они дифференцируются по категориям напитков, разрешенных к продаже в учреждении. «Маленький» позволяет продавать только напитки 1-й и 2-й групп. Преимущество «большого» заключается в том, что он позволяет продавать все алкогольные напитки, потребление которых является законным. Но предоставление этой лицензии впредь заключается лишь в простой административной формальности, которая должна быть внесена в ратушу, поскольку налоговая декларация, которая должна быть сделана до таможни, больше не требуется с 1 января.

Важно!
Весь перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Хотеть - не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно непростая задача и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно быть в собственности и иметь соответствующую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

Лицензия ресторана: без алкоголя вне еды

Таким образом, на вопрос можно ли продавать ликер в бар ресторана за пределами еды - регулярно поднимается на разных форумах - ответ - нет. Поэтому больше не нужно продавать безалкогольные напитки для потребления на местном или победа. Эти лицензии на потребление на месте классифицируются в 3 категории. Они предлагают больше свободы, чем лицензии на ресторан, потому что они позволяют потреблять на месте, убирать и во время еды. Больше свободы с одной стороны, но многие ограничения с другой, регулируются кодом общественного здравоохранения.

На заметку
Согласно статье 333.33 НК РФ для большинства типов деятельности размер госпошлины за получение лицензии составляет 7,5 тысяч рублей. Но из этого правила есть исключения. Например, для получения лицензии на совершение банковских операций придется заплатить 0,1% уставного капитала, но не более 500 тысяч рублей. Лицензия на производство спиртосодержащих продуктов стоит от 800 тысяч рублей, а на розничную продажу алкоголя - 65 тысяч рублей за год.

Питьевая вода: охраняемые районы

Таким образом, дебеты 2-й, 3-й и 4-й категорий в отличие от лицензий на ресторан подвергаются квотам. Другое ограничение добавляется, чтобы установить поток напитка, который должен потребляться на месте: соблюдение защитных зон. Во время проверки полиция обнаружила, что терраса заведения расположена менее чем в 100 метрах от заднего входа в собор. Думая о регулировании, Питер Мертс начал подавать супы клиентам, употреблявшим алкоголь. Потому что рестораны не обеспокоены уважением зон защиты.

Настоящая манна для тех, кто ее владеет, потому что лицензия часто снимается или продается очень дорого. Это закон спроса и предложения. И поскольку остров Реюньон - очень туристическая область с большим спросом, цены, как правило, раздуваются. Но остерегайтесь тех, кто отпускает ее, потому что, если последний не эксплуатируется в течение трех лет, он исчезает. И новые замены не будут заменены. Запретив новые открытия 4-й категории, код общественного здравоохранения привел к значительному сокращению количества мест для питья за последние 30 лет.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако, вне зависимости от рода деятельности, для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Только решение: «перевод» или «передача»

Одно из ограничений, используемых для борьбы с алкоголизмом. В случае бизнеса без лицензии будущий оператор не будет иметь другого выбора, кроме как получить его из своих собственных ресурсов. Поэтому, чтобы получить этот знаменитый кунжут, необходимо начать исследования либо с агентствами недвижимости, специализированными фирмами, либо частными лицами. Затем запрос на «передачу» или «перевод» лицензии на ее создание должен быть отправлен в префектуру или в суб-префектуру, от которой зависит муниципалитет.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые нужны для получения лицензии, и здесь нужно быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием в получении лицензии.

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2012 г. № 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» допускается подача электронных документов.

Для «передачи» это изменение адреса и муниципалитета потока напитка, следовательно, лицензии. В случае «перевода» это изменение адреса без изменения коммуны. Муниципалитет Сен-Поль или префектура Сен-Дени сказал нам, что они мало переносят. Наиболее распространенными являются мутации и переводы.

Например, коммуны, такие как Сен-Дени или Силаос, больше не могут принимать переводы, потому что они достигли своей квоты. Тогда самым простым остается мутация, поскольку поток напитков не меняет адрес, а просто как владелец или менеджер. Таким образом, в этом случае - единственное решение для будущего оператора дебетования напитков: покупайте или арендуйте эти знаменитые лицензии.

По закону в течение пяти рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане - он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это дается 30 дней.

«Ищите лицензию на продажу или аренду», читает много форумов. И по уважительной причине лицензии на напитки являются неосязаемыми товарами, которые, как и материальные товары, могут быть проданы или предоставлены. На острове Реюньон достаточно посещать сайты объявлений, чтобы найти, что лицензии продаются или регулярно сдаются в отдел. Акты просто устанавливаются под частной печатью.

Знание правил

Это может быть агентство недвижимости, специализированная фирма, юрист, но вы должны получить свой кошелек. Потому что есть некоторые административные ловушки. Первоначально они думают, что они экономят деньги. И, наконец, Даниэль Дудвил продолжает, они сталкиваются с множеством проблем, которые могут дорого обойтись, особенно если открытие близко.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после подписания приказа его выдают на руки представителю компании.

Цены на аренду или продажу, которые могут удивить

В ведомстве такого ведомства нет. Директор этой фирмы, основанной в метрополии, проскальзывает, что он получает около пятнадцати запросов в месяц от Ла Реюньона, из которых два или три завершены. Мы по существу осуществляем выбытие бизнеса или арендуемых активов, - говорит агент Сен-Пьер. Он планирует купить его у своего владельца.

Лизинг, очевидно, является обычным делом, больше, чем в заметках в метрополии Даниэле Дудрейле и агенте по недвижимости Сен-Пьер. Для аренды требуется от 500 до 700 евро. Кроме того, это оскорбительно, - предупредил Даниэль Дудвил. Если продажа и аренда лицензии осуществляются под частной подписью, ее эксплуатация, с другой стороны, не является бесплатной. И по уважительной причине будущий оператор обязан объявить об открытии или возобновлении дебетования напитков и получить разрешение на префектуру или суб-префектуру.

Лицензия на деятельность - это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае если бизнесмен продолжает игнорировать требования и по истечению этого срока, лицензия аннулируется.

Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и пр.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании или смене фактического либо юридического адреса осуществления деятельности. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше - от 600 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться непростым, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, орудий производства и сырья, а в ряде случаев - приостановлением деятельности.


Подготовка к получению лицензии - дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако ничего невозможного в этом нет. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.

Помощь в лицензировании

«Лицензирование деятельности - одна из самых сложных процедур, особенно для тех, кто не является специалистом в этом вопросе, - говорит эксперт юридической компании «Клифф». - Начинающие предприниматели, которым требуется получить лицензию, очень часто совершают типовые ошибки при подготовке документации, в результате чего получают отказ в выдаче лицензии. Это не лучшее начало для бизнеса! Поскольку процедура лицензирования деятельности требует строгого соблюдения лицензиатом всех требований и условий, имеет смысл обратиться за помощью к тому, кто знаком с нюансами лицензирования в разных областях.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

РАЗРЕШЕНИЕ И ЛИЦЕНЗИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
Е. СПЕКТОР
В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение безопасности граждан от неблагоприятных последствий по недостаточной цивилизованности рынка. Собственно, для этих целей была введена система лицензирования.
Лицензия представляет собой своего рода паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности. Кроме того, она позволяет государству осуществлять контрольные функции посредством косвенного государственного "рычага", опирающегося в первую очередь на установление правовых основ единого рынка.
Аналог института лицензирования - разрешительная система, существовавшая в Советском Союзе уже с 20-х годов, которая нашла отражение в Обязательных Постановлениях Президиума Моссовета Р.К. и К.Д. "О регистрации патентов" от 9 мая 1923 г. Основным предметом регулирования этого документа была промысловая деятельность: торговля с рук, лотков, корзин, открытие различного рода промысловых предприятий (существовало деление на оседлую и передвижную деятельность). На ее осуществление владелец обязан был получить промысловое свидетельство патент в Мосфинотделе, с обязательной его регистрацией в течение семи дней со дня его получения в отделениях милиции. Понятие промысловой деятельности использовалось в самом широком смысле, охватывая как производственную, торговую, ремесленную, так и другие виды деятельности, на осуществление которых требовалась регистрация, а также прохождение экспертизы в специальных и уполномоченных на то органах. Таким образом, государство устанавливало со своей стороны особый контроль за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией наиболее публичных интересов.
Впервые на законодательном уровне понятие "лицензирование хозяйственной деятельности" появилось в Законе РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. Несколько позже основополагающим документом, регулирующим вопросы взаимодействия государства с предприятиями, являлся Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который предоставил обширную свободу предпринимателям, закрепив за государством лишь исключительное монопольное право на осуществление некоторых видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами и пр., а также производство ликероводочных и табачных изделий (п. 1 ст. 21). Но несмотря на провозглашение свободы предпринимательской инициативы, в Законе существовала норма (п. 4 ст. 21), согласно которой отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).
При смене экономической формации появился целый пласт новых общественных отношений, что поспособствовало возникновению новых видов хозяйственной деятельности, требующих детальной регламентации со стороны государства. Но законотворческая деятельность не успевала адекватно и последовательно на них реагировать. Таким образом, по мере появления новых видов предпринимательской деятельности государство "задним числом" издавало соответствующий нормативный акт. Тем самым правовое регулирование складывалось ситуативным образом. Наличие огромного множества субъектов принятия нормативных актов (на разных уровнях) создавало сложности в определении порядка, условий, критериев лицензирования. Большое количество актов, принятых на территориальном уровне, также далеко не всегда соответствовало федеральным. Поэтому наличие противоречивого правового регулирования хозяйственной деятельности и отсутствие жесткого единого правового остова, который являлся бы отправной точкой для определения критериев и условий лицензирования, порождали необходимость в едином законе о лицензировании.
На сегодняшний день центральное место в системе российского законодательства о лицензировании занимает Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Имеющееся в нем определение лицензирования составляет базу для всего правового режима лицензирования. Более того, закрепленный единый перечень лицензируемых видов деятельности (ст. 17), который включает в себя практически все виды деятельности, которые и ранее лицензировались, позволяет четко определить те сферы, которые нуждаются в особом контроле государства для обеспечения защиты публичных интересов. Таким образом, исключается та правовая неопределенность, которая существовала до принятия данного Закона, когда лицензирование появлялось по мере появления и развития отдельных видов деятельности. Но приведенный в Законе перечень не является исчерпывающим. Последним абзацем данной статьи установлено, что лицензированию подлежат также и другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено действовавшими до момента вступления в силу данного Федерального закона, иными федеральными законами (например, ФЗ "О связи" от 16 февраля 1995 г., ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г., ФЗ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. с изменениями 1997 г., ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г., ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. и др.). Таких не охваченных принятым Законом лицензируемых направлений предпринимательства можно насчитать еще с десяток.
Характерным моментом, присущим практически всем ранее регулирующим хозяйственную деятельность федеральным законам, является неоднозначное и хаотичное использование понятий "разрешение" и "лицензия". Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение. На практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. Административное законодательство, в свою очередь, не дает четкого легального определения понятия "разрешение", попытки регламентации удались лишь с понятием "лицензия". Необходимо уяснить суть, этимологию данных понятий, выяснить, есть ли различия между ними или они тождественны по содержанию.
Сначала, как представляется, необходимо отделить основное, матричное понятие - разрешение. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (М., 1998) определяет это понятие как право на совершение чего-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое право. Понятие же лицензии идет под ремаркой специального термина и рассматривается как разрешение на ведение какой-либо деятельности (лицензия на ввоз, вывоз какого-либо товара). Таким образом, как мы видим, два этих понятия являются схожими и представляют собой специальное разрешение государства, предоставляющее право на осуществление какой-либо деятельности при соблюдении определенных требований, предусмотренных законодательством. Оба понятия являются компонентами одного разрешительного режима: лицо, как юридическое, так и физическое, подав в соответствующий орган заявление о разрешении совершить определенные действия, получает на это разрешение от государства (например, приобретение оружия, осуществление фармацевтической, риэлторской деятельности, обработка и рекуперация драгоценных камней и т.д.).
Само определение "разрешение" представляет собой более широкое понятие, включающее в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. И посредством разных по своей сути разрешительных методов государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Более того, без регистрации как основного требования к предпринимателям не может осуществляться законное вхождение в хозяйственный оборот, не будет признана компетенция субъектов, возможность заключения договоров ими, не будет выдана лицензия на занятие определенными видами деятельности.
Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать "те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению".
Но в настоящей работе понятие "разрешение" рассматривается исключительно вкупе с "лицензией", именно через призму специального разрешения как воли государства, компетентного органа совершить какую-либо хозяйственную, предпринимательскую деятельность. В законах чаще всего понятия лицензии и разрешения идут синхронно, употребляется понятие "разрешение" с пояснением в скобках "лицензия" и наоборот. Основания и требования, предъявляемые к обоим понятиям в законах, механизм выдачи и прекращения их идентичны. Таким образом законодатель дает понять, что эти понятия тождественны по сути и содержанию. Однако почему за осуществление одних действий государство требует получения разрешения, других, лицензии, третьих - и разрешения - и лицензии.
Обратимся к законам. В Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ ст. 2 гласит, что лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В данном случае "лицензия" раскрывается через понятие разрешения, где разрешение является легальным определением лицензии.
Федеральный закон "О животном мире" от 25 апреля 1995 г. N 52-ФЗ в ч. 4 ст. 24 говорит, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" от 19 февраля 1996 года N 156 в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О животном мире" в п. 2 говорится, что право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.
Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ в ст. 10 указывает, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Подобных нормативных актов очень много, и нет необходимости их все перечислять. Но только из этого явствует, что разрешение и лицензия являются официальными документами, которые означают признание государством компетенции лица в определенных вопросах, видах деятельности и которые предоставляют право на выполнение данных видов деятельности, указанных в разрешении и лицензии, а также устанавливают условия и сроки действия этих документов. Другой вопрос, являются ли данные документы идентичными, одинаковыми.
В Федеральном законе "О рекламе" от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ применяется термин "разрешение". Согласно ст. 14 Закона распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств и допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением государственной автомобильной автоинспекции, федерального исполнительного органа внутренних дел в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог за пределами территории городских и сельских поселений. То есть органы госавтоинспекции (ГИБДД) и другие соответствующие органы, исходя из правил, предусмотренных в указании МВД "О реализации закона РФ "О рекламе" от 14 сентября 1995 г. N 1/4377 (приложение "Требования к размещению рекламы на дорогах, улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"), выносят решение о даче разрешения на размещение рекламы. Так как дорожное движение является источником повышенной опасности, то разрешительный порядок размещения наружной рекламы нацелен на обеспечение безопасности движения.
Например, реклама не должна ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения, вызывать ослепление участников движения светом, располагаться таким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы были вынуждены выходить на проезжую часть улиц и дорог, не допускается распространение рекламы на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции до края проезжей части составляет менее 2,5 метров, и т.д. Следовательно, при соблюдении данных требований соответствующий орган выдает разрешение официальный документ на распространение рекламы.
Разрешение является государственным, легальным признанием органов исполнительной власти на право размещения рекламы. Без данного разрешения такие действия юридически не основательны. Конечно же, в этом случае разрешение может являться по своей сути лицензией, которая представляет собой письменное выражение разрешения. Ведь требования, предписанные к разрешению, вполне реальны и для лицензии. Схожим моментом с лицензией, помимо оснований выдачи, требований, предъявляемых к разрешению, является и организационный момент, за выдачу разрешения на распространение рекламы взимается плата в порядке и размерах, установленных соответствующим органом. При этом размер не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешения на распространение рекламы. Но, как мне кажется, помимо имеющихся общих признаков документов, использование понятия "разрешение" в данном случае вполне оправдано. И это вызвано характером выдачи документа, который является временным, разовым. Выполнил требования размещения рекламы, получил разрешение соответствующего органа власти, далее никаких правовых последствий не следует. То есть, как представляется, можно выделить следующий отличительный признак лицензии от разрешения: разрешение выдается на совершение какой-либо деятельности, а лицензия - на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных критериев, требований.
Существуют также ситуации, когда государство требует для осуществления конкретного вида деятельности как разрешения, так и лицензии, тем самым предъявляя повышенные требования к обеспечению жизнедеятельности человека и общества. Например, Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ, помимо лицензии на архитектурную деятельность для архитекторов (юридических и физических лиц), требует иметь еще и разрешение на строительство, т.е. реализацию архитектурного проекта.
Таким образом, в данном случае используются два совершенно разных требования, два разных официальных документа, диапазон деятельности которых направлен, по сути, на один объект - обеспечение жизнедеятельности граждан. То есть в данном Законе понятия разрешения и лицензии никоим образом не пересекаются по содержанию, это два совершенно разных официальных документа, которые взаимно дополняют друг друга и получение которых уменьшает риск причинения вреда гражданам.
Рассмотрев вышеперечисленные примеры применения терминов "разрешение" и "лицензия", можно сказать следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и т.д.
Как уже говорилось, на сегодняшний день центральное место в системе лицензионного законодательства занимает ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который, во-первых, содержит в себе легальное определение термина "лицензия" и тем самым составляет единую, унифицированную базу для всего правового режима лицензирования, а во-вторых, включает перечень лицензируемых видов деятельности. Следовательно, применительно к включенным в него видам деятельности правовой режим имеет идентичное для всех правовое содержание применения лицензии. Те виды деятельности, которые не оказались в перечне лицензируемых видов, но были предусмотрены до вступления данного Закона другими федеральными законами, также подпадают под использование термина "лицензия". Загвоздка заключается лишь в том, что до появления унифицированного законодательства законодатель использовал два термина - лицензия и разрешение. Но так как в данном случае действует правило, позже изданный акт одного уровня отменяет предыдущий во всем том, в чем он расходится, то, соответственно, на осуществление видов деятельности, подпадаемых под лицензируемую, в любом случае должен распространяться термин "лицензия".
Другая ситуация обстоит с теми видами деятельности, которые не подпадают под лицензируемые, но на осуществление которых при соблюдении различных требований, как - то: эпидемиологических, санитарных, экологических, противопожарных, правил движения, безопасности и т.д., требуется получение соответствующего разрешения.
В данном случае мы сталкиваемся с разновидностью легального признания определенных видов деятельности - выдачей разрешений органами исполнительной власти и должностными лицами. Эти разрешения служат основанием для осуществления соответствующей деятельности. Например, выдача разрешений на торговлю префектурами района по месту нахождения торговой точки. Или во исполнение требований Федерального закона "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 Федеральный горный и промышленный надзор РФ издает Постановление "Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых" от 30 ноября 1995 г N 60, которое направлено на предупреждение самовольной и необоснованной застройки залегания полезных ископаемых, сохранение условий для наиболее полного извлечения ископаемых и обеспечения охраны объектов строительства от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, а также обеспечение охраны окружающей среды. Данное положение устанавливает порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также на размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей ископаемых. То есть, помимо предусмотренной в ФЗ "О недрах" системы лицензирования пользования недрами, Госгортехнадзор параллельно устанавливает единый порядок выдачи разрешений. Таким образом, во исполнение соблюдения и обеспечения законов органы исполнительной власти издают соответствующие нормы императивного характера.
Постановление Госгортехнадзора РФ от 30.11.1995 N 60 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых" утратило силу в связи с изданием Постановления Госгортехнадзора РФ от 30.08.1999 N 64 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых". Но опять на уровне законодательной терминологии прослеживаются явные неувязки. Принятый недавно ФЗ "О внесении дополнений в статью 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 22 декабря 1999 г. N 215-ФЗ предусматривает введение лицензирования на производство табачных изделий и оптовую торговлю табачными изделиями. На сегодняшний день на разного рода виды осуществления торговли (независимо от характера предмета торговли) выдаются разрешения, а не лицензии, тогда как данный Закон оптовую торговлю табачными изделиями связывает с получением лицензии, ставя данный вид торговли в преимущественное положение по отношению к другим.
Представляется целесообразным более детально и продуманно зафиксировать на уровне закона условия и основания предъявляемых требований и критериев как для лицензии, так и для разрешения. Непонятно, по какому критерию законодатели в данном случае сочли необходимым отнести данный вид торговли к лицензируемой. Что это - государственные нужды или же забота о правах потребителя и здоровье гражданина?
В заключение хочется отметить, что требуется более четкое законодательное разграничение сфер применения разрешительных документов - разрешения и лицензии.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1
"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ЗАКОН РСФСР от 25.12.1990 N 445-1
"О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1
"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1
"О НЕДРАХ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.02.1995 N 15-ФЗ
"О СВЯЗИ"
(принят ГД ФС РФ 20.01.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.01.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.1995 N 52-ФЗ
"О ЖИВОТНОМ МИРЕ"
(принят ГД ФС РФ 22.03.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.1995 N 108-ФЗ
"О РЕКЛАМЕ"
(принят ГД ФС РФ 14.06.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.11.1995 N 169-ФЗ
"ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.01.1996 N 3-ФЗ
"О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
(принят ГД ФС РФ 05.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 N 132-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 04.10.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.03.1998 N 41-ФЗ
"О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ"
(принят ГД ФС РФ 04.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.02.1996 N 156
"О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ (РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ) НА ОБОРОТ
ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗАНИЕ МВД РФ от 14.09.1995 N 1/4377
"О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕКЛАМЕ"
(вместе с "ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К РАЗМЕЩЕНИЮ РЕКЛАМЫ НА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И УЛИЦАХ ПО УСЛОВИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ", "ВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К
РАЗМЕЩЕНИЮ РЕКЛАМЫ НА АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ ПО УСЛОВИЯМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ", утв. ГУГАИ МВД РФ
06.09.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 30.11.1995 N 60
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА
ЗАСТРОЙКУ ПЛОЩАДЕЙ ЗАЛЕГАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ...",
утв. Госгортехнадзором РФ 03.11.1995, Роскомнедра 10.11.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 30.08.1999 N 64
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ЗАСТРОЙКУ
ПЛОЩАДЕЙ ЗАЛЕГАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ"
Законодательство и экономика, N 8, 2000