Система государственных органов экологического управления схема. Система органов экологического управления рф

Государственное экологическое управление осуществляют различныегосударственные органы, наделенные разной компетенцией ифункционирующиена различных уровнях. Их можно подразделить наорганы общей и специальной компетенции.

К органам государственнойвласти общей компетенции на федеральном уровне относиться

Правительство Российской Федерации. Правительство РФ обеспечиваетпроведение единой государственной политики в области охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организуетдеятельность по охране и рациональному использованию природныхресурсов, регулированию природопользования (ст. 14,18).

Деятельность органов общей компетенции сопряжена с проблемой разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и природопользование отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 5-10 устанавливает общие критерии такого разграничения. Решение данного вопроса осуществляется в рамках заключаемых договоров и соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Государственные органы специальной компетенции в законодательстве определяются как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Структура указанных органов определена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Функциями по управлению природопользованием, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладают следующие министерства, службы и агентства:

· Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 17.01.2015) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"



Министерство является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке государственной политикии нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования,воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водныеобъекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в областилесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежныхс ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе, в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потреблении, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ей Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользование (Росприроднадзор). Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370"

Росприроднадзорявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничение негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами «за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных о ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

· Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов"

Росводресурсыявляетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции пооказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом всфере водных ресурсов. Росводресурсы организует: территориальноеперераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсовподземных водных объектов; осуществление мер по предотвращениюнегативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношенииводных объектов, находящихся в федеральной собственности ирасположенных на территориях двух и более субъектов РоссийскойФедерации; осуществление мероприятий по охране водоемов, которыеполностью расположены на территориях соответствующих субъектовРоссийской Федерации и использование водных ресурсов которыхосуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, всоответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством

Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей,предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществлениемер по ликвидации последствий указанных явлений.

· Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства"

Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Рослесхоз осуществляет установление возрастов рубок; рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других категорий; отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и др.

· Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию"

Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Роснедра организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами и др.

· На уровне субъектов существуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, чаще всего это управления вышеперечисленных органов. Систему государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды составляют министерства, комитеты, департаменты в составе правительства субъекта.

Традиционно федеральные органы исполнительной власти в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по объему и характеру полномочий подразделяются на три группы:

ü Комплексные;

ü Отраслевые;

ü Функциональные.

Комплексные выполняют все задачи или блок природоохранных задач:

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 17.01.2015) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации";

2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 20.01.2015) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

3. Государственная противопожарная служба в структуре МЧС России. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (ред. от 24.12.2014) "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы";

4. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране отдельных природных объектов:

1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Министерства сельского хозяйства. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору";

2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства экономического развития. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии";

3. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) Министерства сельского хозяйства. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральном агентстве по рыболовству";

4. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Министерства транспорта.Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта".

Функциональные органы выполняют одну или несколько функций в отношении всех природных ресурсов:

1. Министерство Внутренних дел РФ (МВД России). Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 20.01.2015) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации";

2. Пограничная служба Российской Федерации ФСБ РФ. Приказ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455 "Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации";

3. Министерство энергетики РФ (Минэнерго России). Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 (ред. от 27.12.2014) "О Министерстве энергетики Российской Федерации";

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";

Структура органов управления:

Общей компетенции – наряду с управлением природопользованием и охраной о.с. реализуют другие задачи: социальная сфера, оборона, образование и пр.

Специальной компетенции – специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей компетенции они подразделяются на три вида:

Комплексные – весь блок природоохранных задач.

Отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов.

Функциональные – выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

Органы общей компетенции:

Президент России : определение основных направлений внешней и внутренней экологической политики государства, нормотворчество, организация системы центральных органов исполнительной власти, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны о.с. Управление осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации.

Правительство РФ и правительства субъектов РФ : обеспечение в РФ единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; организует деятельность по охране и рациональному использованию пр.р., регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий.

Разграничение полномочий Правительства РФ и субъектов РФ – по 2-м признакам: пространственному (по свей территории РФ, в границах территории субъекта) и ресурсовому (в рамках одного территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения).

Органы специальной компетенции .

Комплексные .

Министерство природных ресурсов (МПР России) , утверждено Пост. Прав. 22.07.04. № 370 – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны о.с. и обеспечения экологической безопасности. Вопросы:

  • Геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
  • Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
  • Использование и охрана водных объектов;
  • Охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ);
  • Охрана о.с. и обеспечение экологической безопасности;
  • Охрана атмосферного воздуха;
  • Обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
  • Совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны о.с.

Подведомственные органы исполнительной власти:



Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу о.с. (Росгидромет): обеспечение государства, физических и юридических лиц гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, информацией о загрязнении о.с.; организация мониторинга о.с. и её загрязнения; оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

Руководство и координация работ в области предупреждения и ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами.

Отраслевые.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России : управление земельными ресурсами; ведение гос. земельного кадастра; землеустройство; кадастровая оценка земель; мониторинг земель; гос. контроль за соблюдением зем. законодательства, использованием и охраной земель.

Федеральное агентство геодезии и картографии РФ (Роскартография): исполнительные, контрольные разрешительные, регулирующие и др. функции в области геодезической и картографической деятельности; охрана о.с. в пределах своей компетенции.

Министерство с/х РФ (Минсельхоз России): мелиорация земель; обеспечение плодородия с/х земель; безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; защите участков лесного фонда, находящихся во владении с/х организаций; контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Федеральное агентство по рыболовству : гос. регулирование и координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Функциональные .

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав России): разработка основ государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-гигиеническое нормирование; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России): надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; расследование экологических преступлений; охрана природных объектов; участие в ликвидации природных и техногенных аварий и катастроф; борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору : контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная таможенная служба : соблюдение порядка перемещения экологически опасных товаров через таможенную границу; соблюдение порядка ввоза и вывоза животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Федеральное агентство по атомной энергии: использование атомной энергии, ядерная и радиационная безопасность при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, выполнение обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России): охрана биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

В настоящее время система органов государ­ства, осуществляющих функции в сфере приро­допользования и охраны окружающей природ­ной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы ор­ганов государственного экологического управле­ния -органы общей и специальной компетенции.

К числу первых относятся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), которые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

Органыспециальной компетенции - это государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющиенадведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государствен­ный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, являются установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами.

Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:

ВОПРОС43

Экологическое законодательство считает, что объектом правовой охраны выступает природная среда, которая суще­ствует вне воли человека и независимо от его сознания как объективно данная реальность. Источниками экологического права являются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор­мы, регулирующие экономические отношения. В их числе законы, указы, постановления и распоряжения правительст­венных органов, а также нормативные документы отдельных министерств и ведомств. Большое значение придается меж­дународно-правовым актам в области охраны природной среды и регулирующим началам рационального природо­пользования при безусловном примате международного пра­ва. В связи с суверенизацией России, распадом СССР имела место ревизия основ законодательства РФ, в том числе экологической направленности, разработан и принят Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Зе­мельный кодекс» (1991 г.), Закон РФ «О недрах» (1992 г.), «Основы лесного законодательства» (1993 г.) и других зако­нотворческих актов. Новое экологическое законодательство устраняло не­достатки прежней системы правового регулирования, осо­бенно в части сокращения числа порученческих норм, кото­рыми были наполнены основы законодательства СССР и со­юзных республик о земле, недрах, воде, лесах, животном мире, атмосферном воздухе и пр. Значительному сокраще­нию подверглась декларативная часть принимаемых законов.

Система экологического законодательства базируется на трех основополагающих нормативных актах: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.), Дек­ларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.) и Конституция Российской Федерации, что явилось выраже­нием свободного волеизъявления народов, населяющих дан­ную территорию (1993 г.).

ВОПРОС 45.

Экономический механизм природопользования представляет собой систему методов, способов и инструментов взимания государством платы с хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности природные ресурсы, и распределения всей совокупности полученных средств на природовосстановительные и природоохранные мероприятия.

Существует шесть основных принципов экономического регулирования природопользования.

1. Принцип платности. В соответствии с этим принципом использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности возможно только за плату.

2. Принцип научной обоснованности охраны окружающей среды. Этот принцип означает разумное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Научная обоснованность охраны окружающей среды необходима при разработке и использовании экономических методов регулирования природопользования.

3. Принцип экономической ответственности. Принцип обосновывает обязанность природопользователей возмещать ущерб, нанесенный природной среде, здоровью людей и их имуществу в результате совершения экологических правонарушений.

4. Принцип комплексности. Основан на стремлении к многоцелевому использованию природных ресурсов, развитию малоотходных и безотходных технологий, глубокой переработке сырья.

5. Принцип хозяйственного расчета. В соответствии с этим принципом требуется увязка экологизации производства на каждом предприятии с его эффективностью и прибыльностью.

6. Принцип соблюдения баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями – это принцип соблюдения баланса между позитивными и негативными мерами воздействия на природопользователей.[Фомичева Е. В.]

Среди методов экономического регулирования природопользования различают метод экономического стимулирования производства экологически чистой продукции, выпускаемой с помощью применения экологически чистых технологий, и метод экономического сдерживания развития экологически грязного производства.

Экономическое стимулирование природопользования рассматривается как привлечение государством природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов. Существуют следующие основные направления экологического стимулирования:

1) стимулирование природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов, а также к охране окружающей природной среды;

2) стимулирование к активной деятельности работников, занятых в природоохранных, природовосстановительных, ресурсосберегающих и энергосберегающих мероприятиях;

3) стимулирование создания безопасных условий труда работников предприятия.

Метод экономического сдерживания предполагает воспрепятствование появлению и развитию экологически грязных технологий и способов производства продукции. Экономическое сдерживание экологически грязного производства основывается на двух принципах: принцип экологического приоритета и принцип соответствия.

ВОПРОС 46

Для финансирования неотложных природоохранных мероприятий создаются республиканские, областные, городские внебюджетные фонды охраны природы. Внебюджетные фонды охраны природы образуются за счет:
* средств, поступающих от юридических и физических лиц;
* платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
* платы за размещение отходов;
* штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов;
* добровольных взносов юридических лиц;
* пожертвований граждан и других поступлений;
* долевого участия природопользователей в финансировании природоохранных работ;
* доходов от проведения денежно-вещевых лотерей.
Средства указанных фондов расходуются на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды.
Лимиты на пользование природными ресурсами представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного типа пользования природных ресурсов, загрязняющих веществ, размещения отходов.
Оплата природных ресурсов включает два вида платежей:
1) платежи за пользование природными ресурсами;
2) платежи за выбросы загрязняющих веществ и плату за размещениие отходов.
Большое значение имеют следующие методы негативной мотивации:платежи за потребление природных ресурсов (нормативное и сверхнормативное);
1 платежи за загрязнение окружающей среды (нормативное и сверхнормативное);
2штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования;
3 возмещение нанесенного ущерба государству и другим природонользователям;
4 прямое воздействие на фонды экономического стимулирования предприятий (установлением специальных фондообразующих или фондокорректирующих показателей, отражающих качество природоохранной работы).
Экономические санкции могут, в лучшем случае, обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов. Они сокращают финансовые возможности предприятий. Осуществление многих природоохранных мероприятий не является экономически выгодным для предприятий. Поэтому для производства и природоохранной деятельности предприятий предпочтительны позитивные методы экономического стимулирования.

В целом в развитых странах мира находят применение более 150 различных методов экономического стимулирования, из которых свыше 50% составляют различные платежи, около 30% - субсидии, 20% приходится на другие виды экономических стимулов.
В 70-80 гг. XX в. сформировался особый рынок разрешений на загрязнение. Рынком разрешений на выбросы называют конкурентную систему распределения нрав на выбросы посредством купли-продажи лицензий после их распределения между участниками рынка.

ВОПРОС 47.

Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности
В ведущих странах Запада в настоящее время используются следующие основные инструменты ценового экологического регулирования:
1.Платежи за загрязнение окружающей среды . Представляют собой выплату предприятиями-природопользователями определенных сумм в бюджет государства за “услуги” разбавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоемы, выбросов в атмосферу, складирование твердых отходов. Система экологических платежей наталкивается на сопротивление в странах с развитым рыночным хозяйством еще и по той причине, что в ней усматривают как бы оправдание самого факта загрязнения (“загрязняй, но плати”). Следовательно, постоянные платежи за выбросы могут способствовать ухудшению качества окружающей среды.
2.Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями . Являются по существу платой за услуги местных органов власти. Применяются единые, а также индивидуальные тарифы платежей в зависимости от объемов и состава загрязнений (стоки, твердые отходы и др.), переданных на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы. Во многих странах этот вид платежей учитывается в тарифах за муниципальные услуги.
3. Ресурсные платежи . Вносятся за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяются следующие виды:
а) налог на объем продаж, который способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс;
б) налог на прибыли, иначе называемый рентным, также способствует снижению темпов извлечения ресурса природы;
в) ройялти - выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса; является по сути налогом на валовой доход от продажи.
4. Экологический налог в ценах на продукцию - надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически “грязных” продуктов и технологий. 5. Дифференциация налогов на прибыль представляет собой систему применения льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и, наоборот, завышенных нормативов налога для предприятий, которые выпускают “грязную” продукцию.
6. Субсидии представляют собой государственную помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Существуют следующие их виды:
а) гранты (стипендии) - безвозмездная финансовая помощь государства предприятию для реализации крупномасштабного проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды;
б) мягкие ссуды или низкопроцентные кредиты предприятиям на осуществление экологизации производства (совершенствование технологий);
в) налоговые льготы (например, по подоходным налогам, налоговые скидки на ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, снижение налога на механические транспортные средства, использующие “незагрязняющие” виды топлива и т. п.).
7. Экологическое страхование - страхование экономической ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды.
Во многих развитых странах распространено добровольное страхование ответственности за возмещение ущерба от аварийного загрязнения окружающей среды в рамках общего страхования гражданской ответственности предприятий.
Механизм торговли правами на выбросы в США, где он получил наибольшее распространение, уже показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану окружающей среды за счет разницы в себестоимости борьбы с загрязнениями на различных предприятиях.
1. Баббл-принцип (принцип “пузыря”, или “облака”), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива. Теперь не каждая “дымящая труба”, а территория региона в целом, отдельные источники эмиссии загрязнений которой как бы формируют “облако”, становится объектом установления экологических нормативов. Цель “баббл-принципа” - развязать предприятиям руки для достижения наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и несколько мелких котелен, то оказывается выгоднее улавливать оксиды серы и азота на крупном источнике, чем пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого загрязнителя. Принцип “пузыря” создает условия для торговли правами на загрязнение на уровне региона.

ВОПРОС 49
Охрана окружающей среды – одна из актуальнейших проблем современности. Именно этот фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего большинства международных организаций. Их количество постоянно возрастает главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, другие – выполняют, наряду с другими функциями, отдельные функции по ее охране.

Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций. Согласно ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

С точки зрения правового статуса международные экологические организации можно разделить на межправительственные и неправительственные (МНПО).

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

В контексте решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) Генеральная Ассамблея ООН одобрила в декабре 1972г. резолюцию № 2997 «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Этой резолюцией был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН – Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme – ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН. Через Экономический и Социальный Совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

В результате изучения главы бакалавр должен:

  • знать название законов и подзаконных актов, определяющих полномочия органов государственной власти общей и специальной компетенции; содержание экологических полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • уметь правильно определять орган публичной власти, наделенный полномочиями в области решения конкретных вопросов охраны окружающей среды; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие экологические полномочия органов публичной власти;
  • владеть навыками составления обращений в различные органы экологического управления.

Понятие и система органов экологического управления

Государственное управление является достаточно исследованной категорией в юридической литературе. При этом оно формулируется в широком и узком смыслах.

В широком смысле государственное управление определяется Д. П. Зеркиным и В. Г. Игнатовым как деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и в различных формах . Представителем науки административного права Ю. А. Тихомировым в более узком смысле под государственным управлением понимается вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть . В связи с появлением института местного самоуправления, в науке стало упоминаться муниципальное управление.

Следовательно, общепризнанным является (в том числе применительно к вопросам охраны окружающей среды) существование двух видов управления – государственного и муниципального.

Вместе с тем в юридической литературе последних лет все чаще упоминаются и иные его виды – "общественное", "производственное" и "отраслевое (ведомственное)" управление.

На наш взгляд, общественное управление в рассматриваемом контексте не имеет правового характера по причине отсутствия у общественных объединений возможности реализации внешних властных функций. Общественные объединения могут осуществлять только "экологически значимую деятельность" либо "участвовать в обеспечении экологического правопорядка" (например, посредством сообщения соответствующим государственным органам о совершении экологических правонарушений, осуществления общественной экологической экспертизы). Применительно к производственному экологическому управлению следует отметить, что речь тут может идти не о реализации функции управления, а лишь об обязанности соблюдения определенных законодательных предписаний по охране окружающей среды.

Под управлением в области охраны окружающей среды (экологическим управлением) следует понимать исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленную на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человека и природы для обеспечения благоприятного качества окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и интересов физических и юридических лиц.

В силу особых субъектов его реализации, специфических форм и методов осуществления, экологическое управление является понятием более узким по сравнению с понятием природоохранная деятельность (охрана окружающей среды). Последняя осуществляется не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и иными субъектами (общественными и иными некоммерческими объединениями, юридическими и физическими лицами).

Управленческая деятельность в области охраны окружающей среды осуществляется исключительно органами государственной власти и местного самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера со всеми вытекающими отсюда последствиями (подчинение своей воле от лица государства, вплоть до применения мер государственного принуждения).

Природоохранные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления – это нормативно закрепленный комплекс прав и обязанностей этих органов по реализации экологической функции государства.

Пункты "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции относят охрану окружающей среды, особо охраняемые природные территории, а также законодательство об охране окружающей среды к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Смысл совместного ведения сводится к невозможности решения в одностороннем порядке только федеральным центром или только субъектами РФ вопросов, составляющих сто предмет. В ч. 2 ст. 76 Конституции указывается, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. На основе этих конституционных положений развивается законодательство РФ и ее субъектов, регулирующее вопросы природоохранной деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Законы субъектов РФ принимаются либо после принятия соответствующего федерального закона, либо в опережающем порядке. Признание за субъектами РФ права принимать законы по предметам совместного ведения и собственным предметам ведения направлено на совершенствование правового регулирования экологических отношений в субъектах РФ, что выражается в возможности учитывать их интересы и особенности природно-климатического (географического), экономического, этнографического, исторического и иного характера. Однако, в любом случае, в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции законы (и иные нормативные правовые акты) субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

Говоря о разграничении полномочий федерального уровня и уровня субъектов РФ, следует иметь в виду и такую реальность сегодняшнего дня, как формирование субфедерального управленческого уровня в результате создания федеральных округов, представленного территориальными подразделениями ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных определенными полномочиями по охране окружающей среды.

Наряду с этим сохраняется субрегиональный принцип управления использованием и охраной водных объектов и водных биоресурсов (бассейновый принцип), а также управления особо охраняемыми природными территориями, расположенными на территории двух и более субъектов РФ (например, это курортный регион Кавказских Минеральных Вод, расположенный на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики).

Под муниципальным экологическим управлением следует понимать деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий в границах соответствующего муниципального образования.

Реализуя экологическую функцию, органы местного самоуправления продолжают общее государственное дело охраны окружающей среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям, что позволяет существенно повысить эффективность природоохранной деятельности. Поэтому можно говорить о реализации органами местного самоуправления собственных природоохранных полномочий, а также о реализации ими переданных государственных экологических функций (при наделении таковыми в установленном порядке).

  • См.: Зеркин Д. П. Основы теории государственного управления. Ростов н/Д, 2000. С. 48.
  • См.: Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 45.

Структура органов управления:

Общей компетенции – наряду с управлением природопользованием и охраной о.с. реализуют другие задачи: социальная сфера, оборона, образование и пр.

Специальной компетенции – специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей компетенции они подразделяются на три вида:

Комплексные – весь блок природоохранных задач.

Отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов.

Функциональные – выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

Органы общей компетенции:

Президент России : определение основных направлений внешней и внутренней экологической политики государства, нормотворчество, организация системы центральных органов исполнительной власти, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны о.с. Управление осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации.

Правительство РФ и правительства субъектов РФ : обеспечение в РФ единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; организует деятельность по охране и рациональному использованию пр.р., регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий.

Разграничение полномочий Правительства РФ и субъектов РФ – по 2-м признакам: пространственному (по свей территории РФ, в границах территории субъекта) и ресурсовому (в рамках одного территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения).

Органы специальной компетенции .

Комплексные .

Министерство природных ресурсов (МПР России) , утверждено Пост. Прав. 22.07.04. № 370 – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны о.с. и обеспечения экологической безопасности. Вопросы:

  • Геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
  • Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
  • Использование и охрана водных объектов;
  • Охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ);
  • Охрана о.с. и обеспечение экологической безопасности;
  • Охрана атмосферного воздуха;
  • Обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
  • Совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны о.с.

Подведомственные органы исполнительной власти:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу о.с. (Росгидромет): обеспечение государства, физических и юридических лиц гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, информацией о загрязнении о.с.; организация мониторинга о.с. и её загрязнения; оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

Руководство и координация работ в области предупреждения и ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами.

Отраслевые.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России : управление земельными ресурсами; ведение гос. земельного кадастра; землеустройство; кадастровая оценка земель; мониторинг земель; гос. контроль за соблюдением зем. законодательства, использованием и охраной земель.

Федеральное агентство геодезии и картографии РФ (Роскартография): исполнительные, контрольные разрешительные, регулирующие и др. функции в области геодезической и картографической деятельности; охрана о.с. в пределах своей компетенции.

Министерство с/х РФ (Минсельхоз России): мелиорация земель; обеспечение плодородия с/х земель; безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; защите участков лесного фонда, находящихся во владении с/х организаций; контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Федеральное агентство по рыболовству : гос. регулирование и координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Функциональные .

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав России): разработка основ государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-гигиеническое нормирование; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России): надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; расследование экологических преступлений; охрана природных объектов; участие в ликвидации природных и техногенных аварий и катастроф; борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору : контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная таможенная служба : соблюдение порядка перемещения экологически опасных товаров через таможенную границу; соблюдение порядка ввоза и вывоза животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Федеральное агентство по атомной энергии: использование атомной энергии, ядерная и радиационная безопасность при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, выполнение обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России): охрана биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.