О государственных закупках товаров работ услуг. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится в 2018-2019 годах

  • Единая регистрация и реестр участников закупок,
  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
  • Полный единый каталог товаров, работ и услуг,
  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. С 1 июля 2018 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика, кроме этих случаев:

  • если изменения вносят после того, как закупка не состоялась,
  • закупку планируют провести у единственного поставщика,
  • планируют запрос котировок для устранения ЧС.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать:

  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

В этом материале вы найдете обзор самых важных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу в 2016 году. Смотрите видеосоветы с комментариями экспертов в области госзаказа.

Дистанционный онлайн-курс «Электронный аукцион по 44-ФЗ »

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р . Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года).

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта.
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

ФЗ № 44 регламентирует отношения, ориентированные на обеспечение муниципальных и госнужд для повышения эффективности осуществления закупок, соблюдения прозрачности и гласности, предупреждения коррупции и прочих злоупотреблений. Нормативным актом регулируется деятельность, касающаяся планирования сделок, определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей, заключения договоров и реализации их условий. при организации аукционов и конкурсов регламентирует статья 44 ФЗ-44. С комментариями к норме можно ознакомиться ниже.

Разъяснения о дополнениях и корректировках нормы

В действующей (актуальной на 2016 год) редакции закона статья 44 содержит изменения, внесенные в нее в 2013-2014 гг. В 2015-2016 гг. дополнения в рассматриваемую норму не включались, и она не подвергалась корректировкам. Статья 44 44-ФЗ с изменениями от 2013-2014 гг. является актуальной и присутствует в откорректированном виде в последней редакции от 03.07.2016 г. Между тем в других положениях нормативного акта присутствуют дополнения, введенные в 2015-2016 гг.

Особенности обеспечения

В процессе проведения аукционов/конкурсов статья 44 ФЗ-44 предписывает заказчику устанавливать требование для обеспечения заявок. В документации должны указываться его размер и условия гарантии банка (если такой способ применяется в соответствии с рассматриваемым нормативным актом). Обеспечение заявки в закрытом аукционе либо в конкурсе может предоставляться посредством внесения участником денег или банковской гарантией. Способ выбирает сам субъект. Обеспечение заявок участников электронных аукционов предоставляется исключительно внесением денежных средств. не должна противоречить требованиям ст. 45 ФЗ № 44. Срок ее действия устанавливается не меньше 2 мес. с даты завершения периода для подачи заявок. Требования об обеспечении участия в определении исполнителя, подрядчика, поставщика в равной степени распространяются на всех участников закупки.

Важный момент

Если участник в составе заявки представил подтверждение внесения средств в и до дня рассмотрения и проверки заявок они не поступили на счет, указанный заказчиком, на котором учитываются операции с финансами, он считается не представившим гарантии. Данное правило не распространяется при организации электронного аукциона.

Возврат обеспечения

Статья 44 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых средства, предоставленные участником в передаются ему обратно, или с них снимается блокировка (при проведении аукционов на электронных площадках). В норме определены также сроки возврата обеспечения. В соответствии со ст. 44 ФЗ-44 "О в сфере закупок" обратная передача средств или снятие блокировки осуществляются:

  1. При подписании протокола рассмотрения и проверки заявок, вторых их частей на участие в закрытом/электронном аукционе. Возврат либо прекращение блокировки выполняется в отношении средств всех участников, кроме победителя процедуры определения исполнителя/поставщика/подрядчика. Ему обратное перечисление осуществляется после подписания контракта. Этот пункт был введен в действие в редакции от 01.01.2014 г.
  2. Отмене определения исполнителя, поставщика или подрядчика.
  3. Отклонении заявки участника.
  4. Отстранении субъекта от определения поставщика, исполнителя или подрядчика либо отказе от подписания контракта с победителем согласно положениям ч. 9 и 10 ст. 44 44-ФЗ "О контрактной системе".
  5. Отзыве заявки до окончания срока, определенного для ее подачи, или получении ее после его завершения.

Дополнительно ФЗ № 140 от 4.06.2014 был введен пункт, указывающий еще одно основание для возврата средств. Оно осуществляется при получении заказчиком решения от контрольного органа об отказе согласовать заключение контракта с единственным исполнителем, подрядчиком или поставщиком. Статья 44 ФЗ-44 определяет, что средства должны быть перечислены не позднее пяти дней. Снятие блокировки осуществляется в течение 1 рабочего дня. В случае отстранения участника от определения поставщика, исполнителя или подрядчика, а также отказа от подписания контракта с победителем возврат гарантии банка не производится, взыскание с нее не удерживается.

Специфика перечисления

Статья устанавливает, что средства, которые вносятся в форме обеспечения заявки, при организации и проведении электронного аукциона направляются на счет оператора площадки в банке. Прибыль, полученная последним от размещения финансов, подлежит выплате. Доходы от средств, принятых в качестве обеспечения при проведении электронных торгов, перечисляются с момента блокировки до ее снятия на основании договора, подписанного оператором с каждым участником при прохождении аккредитации.

Требования к банкам

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает, что для учета выполнения операций, связанных с обеспечением участия в электронном аукционе, на счете оператора площадки открываются л/с участников. Статья 44 44-ФЗ с изменениями, введенными нормативным актом № 396, предъявляет требования к финансовой устойчивости банковских организаций. Они устанавливаются в том числе относительно величины капитала, доходности, активов, ликвидности, а также структуры собственности. Требования распространяются на банки, в которых оператор площадки открывает счета для учета средств, предоставленных участниками в качестве обеспечения. Список таких финансовых структур, правила заключения и условия договоров обслуживания устанавливаются правительством. Банк и оператор, открывший в нем счета для учета денег в качестве обеспечения, солидарно отвечают за соблюдение сроков возврата денег, указанных выше.

Особенности блокирования

Рассматривая ст. с изменениями, необходимо отметить, что замораживание средств, которые внесены участником электронного аукциона для обеспечения заявки, прекращается оператором в тех же случаях, что и возврат финансов при закрытом мероприятии. При этом должны соблюдаться единые требования к функционированию электронных площадок. Они определены в соответствии с ч. 4 59-й статьи федеральным исполнительным институтом власти.

Исключения

В ст. 44 ФЗ-44 с изменениями 2013-2014 гг. определены случаи, при которых возврат средств, внесенных участником в качестве обеспечения, не производится. К ним относят:

  1. Отказ либо уклонение субъекта от заключения контракта.
  2. Непредставление обеспечения либо предоставление его с нарушениями условий, которые устанавливает статья 44 Федерального закона 44-ФЗ, до подписания договора.
  3. Отзыв либо изменение участником заявки в определении исполнителя, поставщика, подрядчика после завершения периода, отведенного на ее подачу.

В случае организации и проведения электронного аукциона средства, внесенные в форме обеспечения, перечисляются на счет, указанный заказчиком, на котором осуществляется учет операций с деньгами, поступающими к нему, либо выполняется выплата сумм по банковской гарантии при возникновении приведенных выше обстоятельств.

Величина взноса

Статья 44 44-ФЗ определяет, что размер обеспечения должен составлять от 0,5 до 5 % от начальной (максимальной) стоимости контракта. Если она не больше 3 млн р., то величина взноса - 1 % от цены. Если закупка производится по положениям статей 28-30 рассматриваемого нормативного акта, а участником выступает предприятие либо учреждение УИС (уголовно-исполнительной системы), субъект малого бизнеса, организация инвалидов или социально ориентированное некоммерческое общество, размер обеспечения не должен быть больше 2 % максимальной (начальной) стоимости контракта.

44-ФЗ, статья 44: комментарии к ч. 15

Предприятиям и учреждениям УИС, выступающим в качестве участников, предоставляются преимущества. Они определяются 28-й статьей рассматриваемого закона. В п. 2, в частности, установлено следующее. При определении исполнителей, подрядчиков, поставщиков заказчик должен предоставлять предприятиям/учреждениям УИС преимущества по отношению к предлагаемой ими стоимости контракта величиной до 15 %. Это осуществляется по правилам, установленным правительством в соответствии с утвержденными перечнями работ, товаров и услуг. Исключение составляют случаи, когда сделки заключаются с единственным подрядчиком, поставщиком, исполнителем. Сведения об этом должны указываться заказчиком в уведомлениях о выполнении закупок и документации в отношении услуг, работ и продукции, включенных в соответствующие перечни. Если победителем будет признано предприятие/учреждение УИС, по его требованию контракт может заключаться по предложенной им стоимости с учетом преимуществ. Однако при этом цена не должна быть выше максимальной (начальной), приведенной в извещении.

Заявка

Ее поступление на участие в аукционе расценивается как поручение субъекта оператору площадки блокировать операции по его л/с. В течение часа после получения заявки должно быть совершено замораживание счета, открытого для осуществления операций по ее обеспечению. Исключение составляет случай, предусмотренный п. 5 ч. 11 66-й статьи.

Возврат заявки

Он осуществляется в случае отсутствия на счете участника, открытого для проведения операций, касающихся обеспечения, необходимой суммы, в отношении которой блокирование не было произведено. Возврат заявки осуществляется оператором площадки. Он должен осуществить это в течение часа с момента получения. В течение 1 дня с даты возврата участнику заявки в случаях, установленных п. 1-4 ч. 11 66-й статьи, оператор обязан прекратить блокирование операций, произведенное в соответствии с ч. 18 ст. 44, в отношении средств, предоставленных в качестве обеспечения. При отзыве заявки на участие в электронном аукционе по правилам, установленным ч. 14 ст. 66 и ч. 9 ст. 69, обслуживающий субъект размораживает л/с. Данная процедура осуществляется также в течение 1 дня (рабочего), идущего за днем поступления уведомления.

Размораживание средств

В течение 1 рабочего дня, который следует за датой поступления оператору площадки протокола, указанного в ч. 6 67-й статьи, блокирование счета, открытого для осуществления операций, связанных с обеспечением заявки участника, не допущенного к аукциону, снимается. Аналогичное правило действует в отношении л/с субъекта, не принявшего участия в мероприятии по не зависящим от него причинам. Размораживание осуществляется в течение дня, следующего за датой размещения протокола проведения аукциона на электронной площадке. Такой же срок установлен для снятия блокировки счета, открытого для осуществления операций, связанных с обеспечением участника, подавшего заявку, которая была признана несоответствующей требованиям, установленным в организационной документации. Исключение составляет случай, который определяет статья 44 Федерального закона 44-ФЗ в части 27.

В конце 2017 года законодатели одобрили ряд федеральных законов, содержащих массу поправок в Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Все последние изменения в 44-ФЗ агрегируются следующими статьями:

Обзор изменений позволяет постатейно сравнивать редакции 44-ФЗ

В данной статье мы рассматриваем следующие новшества 44-ФЗ:

Изменения в торговых процедурах

Изменения в торговых процедурах

Открытый конкурс

Статьи 49-53 44-ФЗ содержат следующие изменения:

  • Изменен состав извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации;
  • Изменен состав и порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе;
  • Изменены основания для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.
  • Исключена возможность подачи заявок на участие в открытом конкурсе в форме электронных документов.

Важно отметить, что с 1 июля 2018 года открытый конкурс больше не является основным способом закупки (исключены слова «заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса») (п. 2 ст. 48 44-ФЗ).

Открытый конкурс в электронной форме: заявка в 3х частях и переторжка

Закон № 44-ФЗ дополнен статьями 54.1-54.7, регламентирующими проведение открытого конкурса в электронной форме. Устанавливаются:

  • Состав извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
  • Состав конкурсной документации;
  • Порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  • Порядок рассмотрения (оценки) первых и вторых частей заявок;
  • Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме фактически состоит из трех частей: техническое предложение, сведения об участнике и предложение участника о цене контракта (п. 2 ст. 54.4 44-ФЗ).

При проведении открытого конкурса в электронной форме возможна переторжка в виде подачи окончательных предложений о цене контракта. Участник вправе подать только одно окончательное предложение (п. 1 ст. 54.6 44-ФЗ).

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

Величина снижения НМЦК / шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% НМЦК, но не менее 100 рублей (п. 6 ст. 68 44-ФЗ).

Запрос котировок

Статьи 73, 78, 79 44-ФЗ содержат следующие изменения:

  • Изменены требования, предъявляемые к порядку проведения запроса котировок;
  • Изменен порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок;
  • Изменены последствия признания запроса котировок несостоявшимся.

Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронных документов.

Запрос котировок в электронной форме

Закон 44-ФЗ дополнен статьями 82.1-82.6, регламентирующими проведение запроса котировок в электронной форме. Устанавливаются:

  • Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок на участие;
  • Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.

Условия использования заказчиком запроса котировок в электронной форме: НМЦК не должна превышать 500 000 рублей, годовой объем закупок не более 10 % СГОЗ (или не более 100 млн. руб.).

Запрос предложений

Статьи 83 44-ФЗ содержит следующие изменения:

  • Изменены требования к составу извещения о проведении запроса предложений;
  • Изменен порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений;
  • Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе предложений в форме электронных документов.

Признание электронного аукциона несостоявшимся больше не является основанием для проведения запроса предложений.

Запрос предложений в электронной форме

Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.1, регламентирующей проведение запроса предложений в электронной форме. Устанавливаются:

  • Состав извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения окончательных предложений;
  • Последствия признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.2, регламентирующей заключение контракта по результатам электронной процедуры:

  • Устанавливается порядок заключения контракта, а также сроки размещения и подписания проекта контракта;
  • Заказчик размещает и подписывает проект контракта в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС;
  • Победитель закупки осуществляет подписание контракта на электронной площадке;
  • Контракт заключается не ранее чем через: 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола (конкурсы в электронной форме, электронный аукцион); 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола (запрос котировок и запрос предложений в электронной форме);
  • Допускается формирование победителем закупки протокола разногласий, но к каждому проекту контракта можно направить только один протокол разногласий;
  • В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер.

44-ФЗ 2018: Изменения для поставщиков

С 1 июля 2018 года - только усиленные квалифицированные электронные подписи!

После указанной даты использование неквалифицированных электронных подписей для участия в электронных закупках станет невозможным (ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Смена ЭЦП возможна в любом аккредитованном Минкомсвязи удостоверяющем центре.

Выпуск усиленных квалифицированных ЭЦП / КЭП в Северо-Западном Удостоверяющем Центре осуществляется в течение 30 минут с момента обращения.

Регистрация в ЕИС до конца 2018 года. Автоматическая аккредитация на ЭТП в 2019

Регистрация участников закупок в Единой информационной системе станет обязательной с 1 января 2019 года . До этого момента, т.е. в течение всего 2018 года поставщики могут зарегистрироваться в ЕИС в добровольном порядке в любое удобное время. Регистрация в ЕИС означает внесение поставщика в реестр участников закупок и позволит ему подавать заявки на участие в торгах.

Если законодателями не будет уточнено дополнительно, то порядок регистрации будет выглядеть следующим образом:

  • поставщик отправляет бесплатную заявку и получает бесплатную регистрацию в реестре участников в ЕИС на три года,
  • в течение одного рабочего дня после регистрации в ЕИС поставщика аккредитуют на своих площадках операторы ЭТП. Аккредитация также бесплатна и будет действовать три года. Вся информация об участнике закупки будет получена оператором ЭТП из ЕИС и открытых гос. источников. Дополнительных документов и сведений оператор ЭТП не вправе запрашивать у участника.

Регистрация в ЕИС оффшорных компаний в качестве участников закупки не допускается.

Вся информация о регистрации участников закупок в ЕИС будет изложена в ст. 24.2 44-ФЗ (введена п. 11 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ) и вступает в силу с 1 января 2019 года . В свою очередь утрачивают силу ст. 61 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок аккредитации на ЭТП (с 01.01.2019) и ст. 62 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок ведения реестра участников электронного аукциона (с 01.01.2020).

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС (п. 47 ст. 112 44-ФЗ).

Следует отметить, что закон не ограничивает электронные торговые площадки в праве устанавливать плату за участие в электронных процедурах и их проведение. Однако не допускается взимание платы за предоставление доступа к информации о закупке.

Типовая форма заявки на участие, типовая документация о закупке

Скажем сразу, типовая форма заявки в 44-ФЗ на данный момент не утверждена. Однако Правительство РФ планирует определить типовую форму заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика (п. 5 ст. 24.1 44-ФЗ). Также, Правительство планирует разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке, что позволит представлять информацию для участников закупки в понятном и единообразном виде.

Такие типовая заявка и типовая документация после разработки и утверждения Правительством будут обязательны для применения всеми заказчиками и поставщиками.

Что касается форм заявок на участие, то унификация не станет грандиозным новшеством, поскольку уже сейчас в конкурсах и котировках на бумаге используются типовые формы, обязательные для применения.

Малые закупки до 5 млн освобождаются от обеспечения

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает пять миллионов рублей (п. 1 ст. 44 44-ФЗ). Данное условие вступает в силу с 1 июля 2018 г .

Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта (п. 16 ст. 44 44-ФЗ).

Если НМЦК более 20 млн. руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

Отказ от обеспечения при организации малых закупок дает возможность заказчику привлечь к участию в закупке больше поставщиков и тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

Обеспечение заявки деньгами на спец. счет или банковской гарантией

С 1 июля 2019 год а участник закупки вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения заявки (п. 2 ст. 44 44-ФЗ): денежными средствами, внесенными на специальный счет в банке, или в виде банковской гарантии.

Использование спец. счетов для размещения денежных средств обеспечения станет функционировать уже с 1 июля 2018 года , когда заработают новые электронные процедуры. уже определен Правительством РФ. Операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками, а банки, в свою очередь, по запросу операторов ЭТП будут блокировать денежные средства участника закупки в размере обеспечения заявки или перечислять их на счет заказчика или в бюджет РФ (п. 11 ст. 44 44-ФЗ).

Банковская гарантия

С 1 июля 2018 года приостанавливается размещение информации о банковских гарантиях на сайте ЕИС (п. 8.1 ст. 45 44-ФЗ).

Новое требование к участникам закупки

Перечень требований к участникам закупки (ст. 31 44-ФЗ) дополнен пунктом 11 с требованием отсутствия у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Реестр недобросовестных поставщиков

С 11 января 2018 года в ситуации уклонения победителя закупки от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию о недобросовестном поставщике, а также документы, подтверждающие уклонение от заключения контракта (п. 4 ст. 104 44-ФЗ). Такую процедуру заказчик обязан выполнить независимо от заключения контракта со следующим участником закупки.

С 1 июля 2018 года такое же правило будет работать при осуществлении закупок у единственного поставщика.

С 11 января 2018 года в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц.

Электронные площадки

Проведение электронных процедур осуществляется на отобранных ЭТП, а проведение закрытых электронных процедур будет обеспечиваться специализированными ЭТП.

Правительство РФ устанавливает единые и дополнительные требования к ЭТП (специализированным ЭТП), а также утверждает перечень операторов ЭТП, соответствующих требованиям (ст. 24.1 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры

Определен порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки (обоснования цены), при проведении электронного конкурса (п. 5,10 ст. 37 44-ФЗ).

Отмена закупки

С 1 июля 2018 года при проведении электронных процедур оператор ЭТП возвращает заявки участникам закупки в течение 1 часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением участников об отмене такой процедуры.

44-ФЗ 2018: Изменения для заказчиков

Новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года заказчики / организаторы торгов по желанию смогут проводить в электронной форме следующие виды открытых закупочных процедур (п. 43 ст. 112 44-ФЗ):

  • открытый конкурс в электронной форме (ст. 54.1 - 54.7 , 55.1 44-ФЗ);
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме (ст. 56.1 44-ФЗ);
  • двухэтапный конкурс в электронной форме (ст. 57.1 44-ФЗ);
  • запрос предложений в электронной форме (ст. 83.1 44-ФЗ);
  • запроса котировок в электронной форме (параграф 3.1 44-ФЗ).

Таким образом, открытых электронных процедур станет 6, включая действующий в настоящее время электронный аукцион.

В электронной форме будут проводится и закрытые процедуры:

  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый аукцион.

Закрытые электронные процедуры будут проводиться на специализированных электронных площадках.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика , за исключением случаев осуществления закупок, указанных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 44-ФЗ.

Разделение закупки на лоты отменяется

С 1 июля 2018 года выделение лотов исключается для следующих конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур (п. 6 ст. 24 44-ФЗ).

Из бумажных процедур делить на лоты можно будет только в конкурсах - и только до 2019 года.

Новые правила описания объекта закупки

С 11 января 2018 года из правил описания объекта закупки исключено требование объективного характера описания объекта закупки и расширена возможность использования товарных знаков в отношении объекта закупки.

Отказ от заключения контракта

С 11 января 2018 года в случае отказа от заключения контракта с победителем по п. 9-10 ст. 31 44-ФЗ :

  • победитель признается уклонившимся от заключения контракта (при отказе согласно пп. 2 п. 10 ст. 31 44-ФЗ),
  • заказчик вправе заключить контракт со «вторым» местом (п. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Порядок процедуры отказа от заключения контракта не изменился.

Извещение о проведении закупки

С 1 июля 2018 года вносятся изменения в ст. 42 44-ФЗ , регламентирующую состав извещения о проведении закупки: скорректированы п. 3-4, добавлены п. 9-11.

Реестр контрактов

С 1 июля 2018 года документы и информация, формируемые по результатам осуществления закрытых закупок, не будут доступны в реестре контрактов (п. 5 ст. 103 44-ФЗ).

С этой же даты сроки размещения информации в реестре контрактов увеличиваются до 5 рабочих дней.

Контроль в сфере закупок

С 11 января 2018 года физическое лицо, не являющееся участником закупки, вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) при осуществлении закупок, положения документации (извещения) даже если его права и законные интересы не нарушены. Такие обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Рассмотрение жалоб участников закупок, осуществляющих общественный контроль общественных объединений или объединений юридических лиц происходит согласно положениям гл. 6 44-ФЗ .

С 1 июля 2018 года в число объектов для проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок добавлены операторы специализированных электронных площадок.

Изменения плана-графика

Общее правило: изменения в план-график по каждому объекту закупки могут вноситься не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в закупке закрытым способом.

Введенное с 1 июля 2018 года исключение: для конкурса (электронного конкурса), электронного аукциона, запроса котировок (электронного запроса котировок), запроса предложений (электронного запроса предложений) и закупок у единственного поставщика, признанных несостоявшимися - изменения в план-график могут вноситься не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки / приглашения к участию в закупке закрытым способом (п. 14 ст. 21 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика

С 1 июля 2018 года вступают в силу новые основания для закупки у единственного поставщика (п. 25.1-25.3 ст. 93 44-ФЗ). Контракт с единственным поставщиком заключается по результатам несостоявшихся процедур в электронной форме. При этом получение согласования заключения такого контракта не требуется.

Такие закупки у единственного поставщика, осуществленные по результатам несостоявшихся электронных процедур с учетом ограничений для СМП/СОНКО, учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.

Закупки у СМП / СОНКО

С 1 января 2019 года при определении объема закупок у СМП / СОНКО в расчет СГОЗ не включаются закупки у единственного поставщика, за исключением закупок, которые осуществлены по результатам несостоявшихся процедур с учетом ограничения для СМП/СОНКО или субподряда из числа СМП/СОНКО (п. 12 ст. 1 504-ФЗ).

Уточнены действия заказчика в случае, когда закупка признана несостоявшейся (не было подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены) (пп. В п. 12 ст. 1 504-ФЗ):

  • заказчик вправе отменить ограничение и осуществить закупки на общих основаниях,
  • такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.

1. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:

1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

2) контроль за соответствием:

а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

б) информации, включенной в планы-графики закупок (далее также — планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок;

в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;

3) использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;