Федеральный государственный энергетический надзор. Государственный энергетический надзор в современных условиях

Действия (бездействие) должностных лиц решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента, обжалуются в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

86. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, при которых ответ на жалобу не дается

Gри получении письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в письменном обращении (жалобе) не указана фамилия заявителя, направившего обращение (жалобу), или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение (жалобу) не дается.

В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение (жалобу), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если в обращении (жалобе) заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение (жалобу).

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Ростехнадзор или в его территориальный орган.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме. Жалобы на решения, принятые руководителем, рассматриваются непосредственно руководителем.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"/

Жалоба должна содержать:

а) наименование должностного лица, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях, его должностного лица либо федерального государственного служащего;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, его должностного лица либо федерального государственного служащего.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

При рассмотрении обращения (жалобы) заявители имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пунктах 87-92 Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

В порядке досудебного обжалования заявитель вправе обратиться для обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществленных (принятых) в ходе исполнения государственной функции, письменно почтовым или факсимильным отправлением, а также в устной форме при личном приеме.

Действия должностных лиц и руководителя, принятые в рамках исполнения государственной функции в соответствии с Регламентом, могут быть обжалованы руководителю.

Сроки рассмотрения жалобы

Письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях руководитель органа, в который поступило обращение, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре обжалования

По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) должностных лиц, осуществляющих предусмотренную настоящим Регламентом государственную функцию:

признает правомерными действия указанных лиц и отказывает в удовлетворении жалобы;

признает действия (бездействие) указанных лиц неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений в ходе осуществления административных процедур, предусмотренных настоящим Административным регламентом.

Результат досудебного обжалования сообщается заинтересованному лицу в виде ответа, подписанного руководителем или его заместителем, руководителем территориального органа или его заместителем, или уполномоченным должностным лицом.

Ответ на обращение (жалобу) направляется по почтовому и (или) электронному адресу, указанному в обращении.

"О методических указаниях по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок"

Министерство Энергетики Российской Федерации
Департамент Государственного Энергетического Надзора,
Лицензирования И Энергоэффективности
(ГОСЭНЕРГОНАДЗОР)

О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ДОПУСКУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, НОВЫХ И РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК

И.П. от 05.04.2002 № 32 01-05/105

Руководителям региональных

управлений госэнергонадзора

Начальникам управлений

госэнергонадзора в субъектах

Российской Федерации

Госэнергонадзор Минэнерго России сообщает, что Инструкция о порядке допуска в эксплуатацию новых, и реконструированных энергоустановок, утвержденная заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации Корсуном Ю.Н. 30.06.99 г., отменена 28.12.2001 г.

3 апреля. 2002 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации В.В. Кудрявым утверждены Методические указания по допуску, в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок.

При организации допуска в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых, энергоустановок прошу руководствоваться названными Методическими указаниями.

Заместитель руководителя


УТВЕРЖДЕНЫ:

Заместителем Министра энергетики

Российской Федерации

В.В. Кудрявым

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок

1. Общие положения

1.1. Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок (далее – Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.98 г. № 938 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации”.

1.2. Методические указания определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей организаций (далее - энергоустановок) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и граждан.

2. Осмотр энергоустановок. Составление акта-допуска в эксплуатацию энергоустановок

2.1. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, в которых в результате проведения работ с заменой основного оборудования, по заранее выполненному проекту, изменяются основные технические характеристики (мощность, производительность, класс напряжения), схемы соединений осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Допуск включает проверку соответствия проекта энергоустановки требованиям нормативно-технических документов, качества монтажа и наладки, возможности последующей эксплуатации энергоустановки с соблюдением требований по ее безопасному обслуживанию.

2.2. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок оформляется актом-допуском энергоустановки в эксплуатацию (далее - акт-допуск), приложения 1, 2 и 3 Методических указаний.

Акт-допуск является документом, удостоверяющим возможность выработки, передачи, приема электрической и/или тепловой энергии, и служит основанием для ее включения или присоединения к сетям (энергоустановкам) организации-владельца этих сетей (энергоустановок);

2.3. Акт-допуск энергоустановки в эксплуатацию на электростанции мощностью 1,0 МВт и выше, трансформаторные подстанции с трансформаторами мощностью более 1000 кВА и напряжением 35 кВ и выше, линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше, котельные мощностью 10 Гкал/ч и выше, тепловые сети организаций, производящих энергию может не составляться при условии участия представителя госэнергонадзора в приемочной комиссии.

Акт комиссии, подписанный представителем госэнергонадзора, является основанием для допуска энергоустановки в эксплуатацию.

2.4. Все вновь смонтированные и реконструированные энергоустановки должны быть выполнены по проекту, проверенному органами госэнергонадзора на соответствие Правилам устройства электроустановок и другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Эксплуатирующие организации должны иметь проектную, приемо-сдаточную и эксплуатационную документацию; подготовленный электротехнический и/или теплотехнический персонал (договор на обслуживание энергоустановок другой организацией); испытанные средства защиты, инструмент, запасные части, средства связи и сигнализации, пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.

В организациях-потребителях электрической и/или тепловой энергии должны быть назначены приказом ответственные за электро- и/или теплохозяйство.

2.5. По просьбе владельца (заказчика) энергоустановки инспектор госэнергонадзора может осуществлять проверку правильности выполнения монтажных и наладочных работ в ходе строительства (монтажа, наладки и испытаний энергоустановок) и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и отступлений от существующих норм до предъявления энергоустановки к допуску.

2.6. Если смонтированные энергоустановки потребителя энергии передаются в собственность и/или обслуживание другой организации, техническую приемку их от монтажной и наладочной организаций потребитель проводит совместно с представителями этой организации.

2.7. После приемки энергоустановки рабочей комиссией ее собственник подает в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации письменное заявление о готовности энергоустановки к допуску в эксплуатацию (форма заявки приведена в приложение 4 Методических указаний). При этом для электроустановок представляется документация согласно приложению 5, а для теплоустановок - согласно приложению 6;

2.8. Представленная документация рассматривается в органах госэнергонадзора в случае предварительного рассмотрения и проверки проекта в течение 5 рабочих дней, без предварительного рассмотрения проекта - 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения заявителю сообщаются мотивированные замечания по качеству и объему представленной документации, обоснованные конкретными требованиями к составлению соответствующей документации, предусмотренными действующими нормативно-техническими документами, а также согласовывается дата технического осмотра энергоустановки.

2.9. На электрооборудование установок, располагаемых во взрывоопасных зонах, должна иметься документация о его взрывозащищенности, оформленная в установленном порядке.

2.10. Технический осмотр энергоустановки проводится инспектором госэнергонадзора с участием представителя ее собственника (ответственного за электро- и/или теплохозяйство) с привлечением при необходимости персонала монтажных и наладочных организаций.

Электроустановки напряжением выше 1000 В осматриваются в полном объеме, электроустановки напряжением до 1000 В могут осматриваться выборочно.

Теплопотребляющие установки с проектной тепловой нагрузкой выше 0,1 Гкал/ч осматриваются в полном объеме, теплопотребляющие установки с проектной тепловой нагрузкой до 0,1 Гкал/ч могут осматриваться выборочно.

2.11. После рассмотрения представленной документации и технического осмотра энергоустановки инспектором госэнергонадзора составляется акт-допуск ее в эксплуатацию. Акт-допуск оформляется в двух экземплярах, один из которых после утверждения передается владельцу энергоустановки.

Акт-допуск утверждается руководителем или по его письменному распоряжению другими должностными лицами управления госэнергонадзора в течение 5 рабочих дней после технического осмотра энергоустановки.

2.12. В случае обнаружения отступлений от проектной документации, нарушений при монтаже и наладке действующих нормативно-технических документов согласно приложению 7, инспектор госэнергонадзора составляет акт-предписание с исчерпывающим перечнем недостатков и дефектов на момент проверки.

После устранения недостатков и дефектов энергоустановка предъявляется к повторному осмотру, который должен быть проведен в течение 5 рабочих дней после повторного обращения.

Указания на соответствующие недостатки и дефекты должны содержать ссылки на конкретные положения нормативно-технических документов которые нарушены.

2.13. В случае приостановления работы энергоустановки на 6 месяцев и более (отключение за неудовлетворительное техническое состояние, за неуплату энергии, сезонный характер работы и т.д.) перед включением производится допуск ее в эксплуатацию как вновь вводимой или реконструированной.

2.14. В случае смены собственника энергоустановки новый собственник обращается в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации для получения акта-допуска.

2.15. Срок действия акта-допуска устанавливается равным 3 месяцам. Если в течение указанного срока энергоустановка не будет подключена к сети, ее допуск в эксплуатацию должен осуществляться повторно.

По обоюдной договоренности потребителя и теплоснабжающей организации допускается переносить сроки подачи теплоносителя на согласованный срок. Повторного допуска при этом не требуется.

3. Включение энергоустановки в работу

3.1. Если допускаемая в эксплуатацию энергоустановка подключается к внутренним сетям потребителя и ее включение не требует изменения схемы внешнего энергоснабжения (увеличения нагрузки, изменения уставок и т.п.), то потребитель после получения акта-допуска может включить ее самостоятельно.

3.2. Организация, подключившая новую или реконструированную энергоустановку, письменно, в трехдневный срок, сообщает в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации о включении энергоустановки.

3.3. Включение энергоустановок в работу по проектной схеме для наладочных работ и опробования проводится после их временного допуска органами госэнергонадзора. Срок действия временного допуска определяют руководители управления госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации, а режимы эксплуатации энергоустановок в период наладки, опробования и приемки регламентируются заказчиком (пользователем энергоустановки) по согласованию с органом госэнергонадзора.

3.4. Временное электроснабжение механизации неотложных аварийно-восстановительных работ на период до 3 суток осуществляется самостоятельно организацией-владельцем электроустановки с соблюдением норм и правил и письменным уведомлением о их проведении в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации.


Приложение 1

АКТ № _____________ от ___ ____________ _______г.

допуска в эксплуатацию электроустановки

(Примерный)

Наименование электроустановки, адрес

Акт составлен государственным инспектором _______________________________________

в присутствии руководителя (собственника) или ответственного за электрохозяйство

_______________________________________________________________________________

Ф.И.О. должность, телефон

_______________________________________________________________________________

Наименование электроустановки, номер ввода от источника электроснабжения

для допуска в эксплуатацию.

1. Результат проверки и осмотра:

1.1. Состав и характеристика электроустановки:

_______________________________________________________________________________

Тип, мощность, напряжение

_______________________________________________________________________________

1.2.1. Проект (исполнительная схема), разработанный

_______________________________________________________________________________

Наименование проектной организации (организация-разработчик исполнительной схемы),

_______________________________________________________________________________

кем согласован, дата согласования проекта (схемы)

1.2.2. Разрешение на присоединение выдано _________________________________________

Наименование организации

На мощность ___________ кВА (кВт),

№ ______________от ___ _______________ _____г. Срок действия _____________________

1.2.3. Акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком от ___ __________ ______ г. № ________

1.2.4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

1.2.5 Электромонтажные и пусконаладочные работы и испытания выполнены

_______________________________________________________________________________

1.2.6 Свидетельство (акт) регистрации электролаборатории № ____ от____ ______ ___г.

выдано ________________________________________________________________________

Кем, когда

1.2.7. Разрешение на применение электроэнергии для обогрева от ___ ____________ _____г., № _________

2. Организация эксплуатации электроустановок:

2.1. Эксплуатация электроустановок осуществляется __________________________________

_______________________________________________________________________________

2.2. Ответственный за электрохозяйство _____________________________________________

Ф.И.О., должность

назначен приказом_____________________________ от ____ _________ _____ г. № _______

Проверку знаний норм и правил прошел ___ _______________ г. с присвоением _____гр. по электробезопасности в электроустановках ____________ В.

2.3. Достаточность по количеству и квалификации электротехнического персонала или договор на обслуживание электроустановки ____________________________________________

2.4. Состояние электрозащитных средств, их достаточность ____________________________

утвержденной принципиальной (однолинейной) электрической схемы ____;

должностных инструкций ____;

инструкций по эксплуатации _____;

бланков нарядов ____;

списков лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др.

_____________________________;

оперативного ______;

проверки знаний ___________;

инструктажа электротехнического персонала _____;

2.7. Техническое состояние (соответствие правилам и нормам) __________________________

2.8. Учет электрической энергии ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Электроустановка отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.

Государственный инспектор _____________________________/__________________1

Подпись, штамп Ф.И.О.

Руководитель (собственник) или ответственный за электрохозяйство: _________________

__________________________________________________________/_______________/

М.П. организации (владельца)

энергоустановки


Приложение 2

допуска в эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей

(Примерный)

_______________________________________________________________________________

Наименование тепловой установки, адрес

Акт составлен государственным инспектором________________________________________

В присутствии руководителя (собственника) или ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ___________________________

_______________________________________________________________________________

Ф И.О., должность, телефон

в том, что произведена проверка документации и технический осмотр ___________________

_______________________________________________________________________________

Наименование тепловой установки, тепловых сетей

для допуска в эксплуатацию.

1. Результат осмотра:

1.1. Состав и характеристика тепловых установок и тепловых сетей:

1.1.1. Проектные тепловые нагрузки

Наименование Вид нагрузки,

потребление

Количество Единица

измерения

1 Отопление Макс Гкал/ч
2 Вентиляция Макс Гкал/ч
3 Кондиционирование Макс Гкал/ч
4 Технологические нужды Макс Гкал/ч
5 Горячее водоснабжение Ср. суточн. Гкал/ч
6 Горячее водоснабжение Макс Гкал/ч
7 Расход теплоносителя Макс т/ч
8 Возврат конденсата Макс т/ч
9 Величина утечки Нормир. т/ч, Гкал/год
10 Тепловые потери Ориентиров. Гкал/год
11 Годовое потребление тепловой энергии Ориентиров. Гкал/год

1.1.2. Характеристика теплоносителя источника тепловой энергии

Наименование теплоносителя Располагаемый напор, атм Температурный режим, °С Статическое давление, атм
(вода, пар) Р1 Р2 Т1 Т2 h

1.2. Техническая документация:

_______________________________________________________________________________

1.2.2. Технические условия на присоединение выданы _________________________________

Наименование энергоснабжающей организации

1.2.3. Справка о выполнении технических условий от ___ _______ ____ г. № ______

1.2.4. Акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией от ___ ______ ____ г. №______

или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком

_______________________________________________________________________________

Наименование организаций, даты и номера актов

1.2.5. Акт гидравлических испытаний оборудования от ____ ________________ г.

1.2.6. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Наименование организаций, даты и номера актов

1.2.7. Монтажные, пуско-наладочные работы и испытания выполнены ___________________

_______________________________________________________________________________

Наименование организации, № лицензии, кем выдана, срок действия

1.2.8. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок от ____ __________________ г., утвержденный управлением госэнергонадзора.

1.2.9. Акт комплексного опробования оборудования от ____ ____________________ г.

2. Организация эксплуатации:

2.1. Эксплуатация теплоустановок осуществляется _______________________________

Наименование организации

2.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ___________________________________________________________________

Ф.И.О., должность

назначен приказом _____________________________ от ___ ___________ г. № _________

Проверку знаний Правил эксплуатации прошел ___ _____ ____ г., запись в журнале №____

2.3. Достаточность по количеству и квалификации теплотехнического персонала или договор на обслуживание ___________________________________________________________________

2.4. Состояние защитных средств, их достаточность ___________________________________

2.5. Наличие технической документации (да, нет):

утвержденной принципиальной тепловой схемы ______________________________________

должностных инструкций _________________________________________________________

инструкций по эксплуатации ______________________________________________________

списки лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др.____________

_______________________________________________________________________________

2.6. Наличие журналов (да, нет):

оперативного _________________________________;

инструктажей персонала ________________________;

проверки знаний _______________________________;

учета защитных средств _________________________;

учета выдачи нарядов-допусков __________________;

технических освидетельствований ________________;

тепловые сети _____________________________________________________________

тепловые пункты___________________________________________________________

системы отопления ________________________________________________________

системы вентиляции, кондиционирования _____________________________________

системы горячего водоснабжения ____________________________________________

системы сбора и возврата конденсата _________________________________________

2.8. Учет тепловой энергии __________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Заключение о допуске в эксплуатацию:

Тепловая установка (тепловая сеть, ЦТП, ИТП) отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.

Акт-допуск действителен до ____ ________________ г.

/ ___________________/

Подпись, штамп Ф.И.О.

Руководитель (собственник) или ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей

__________________________________________________________/___________________/

Должность, телефон подпись Ф.И.О.

М.П. организации (владельца)

энергоустановки


Приложение 3

АКТ № _____________ от ___ _________ _______г.

допуска в эксплуатацию котельной

(Примерный)

_______________________________________________________________________________

Наименование, адрес

Акт составлен Государственным инспектором________________________________________

в присутствии руководителя (собственника) или ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования ____________________________

._______________________________________________________________________________

Ф И.О., должность, телефон

в том, что произведена проверка документации и технический осмотр котельной___________

_______________________________________________________________________________

Наименование котельной, категорийность

для допуска в эксплуатацию.

1. При проверке и осмотре установлено:

1.1. Состав и характеристика основного оборудования:

1.1.1. Общая установленная мощность котельной ______________________Гкал/ч

1.1.2 Количество, тип котлов _________________________________________________

1.1.3 Вид топлива ___________________________________________________________

1.1.4 Проектная тепловая производительность

1.2. Техническая документация:

1.2.1. Проект разработан __________________________________________________________

Наименование проектной организации, кем согласован, дата согласования

_______________________________________________________________________________

1.2.2. Акт приемки рабочей комиссией или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком от ____ _________________г. № _____________

1.2.3. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ____________________________________________________________________________

Наименование организаций, даты и номера актов

_______________________________________________________________________________

1.2.4. Монтажные и пусконаладочные работы выполнены ______________________________

_______________________________________________________________________________

Наименование организации, № лицензии, кем выдана, срок действия

1.2.5. Акт Госгортехнадзора России о допуске в эксплуатацию поднадзорного оборудования от ____ _________________ г. № _________

1.2.6. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок от ____ _______________ г., утвержденный управлением _____________________ госэнергонадзор.

1.2.7. Акт допуска в эксплуатацию приборов учета теплоэнергии и теплоносителя от ___ ____________ _____ г.

1.2.8. Акт комплексного испытания оборудования и выхода объекта на режим от ____ ___________ _____ г.

2. Организация эксплуатации:

2.1. Эксплуатация котельной осуществляется ________________________________________

Наименование организации

2.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования ___________________________________________________

Должность, Ф.И.О.

назначен приказом ____________________________ от ___ ____________ г. № ________

Проверку знаний правил прошел “____”___________ ____ г., запись в журнале № _________

2.3. Достаточность по количеству и квалификации теплотехнического персонала или договор на обслуживание ________________________________________________________

2.4. Состояние защитных средств, их достаточность _____________________________

2.5. Наличие технической документации (да, нет):

утвержденной принципиальной тепловой схемы _______________________________

должностных инструкций __________________________________________________

инструкций по эксплуатации теплогенерирующих энергоустановок_______________

списков лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др._____

2.6. Наличие журналов (да, нет):

оперативного; распоряжений _____________;

инструктажей персонала _________________;

проверки знаний ________________________;

учета защитных средств __________________;

учета выдачи нарядов-допусков ___________;

технических освидетельствований _________;

2.7. Техническое состояние (соответствие правилам и нормам):

котельное оборудование ___________________________________________________

котельно-вспомогательное оборудование _____________________________________

системы сбора и возврата конденсата ________________________________________

3. Заключение о допуске в эксплуатацию:

Котельная отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.

Акт-допуска действителен до ____ ________________ г.

Государственный инспектор ______________________________/ ___________________/

Подпись, штамп Ф.И.О.

Руководитель (собственник) или ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования

_________________________________________________/___________________/

Должность, телефон, подпись Ф.И.О.

М.П. организации (владельца)

энергоустановки


Приложение 4

Письмо

для вызова инспектора госэнергонадзора на проведение

технического осмотра и допуска энергоустановок в эксплуатацию

(Примерное)

Начальнику управления

"____________госэнергонадзор"

_______________________________________________________________________________

Наименование заявителя и юридический адрес

просит произвести технический осмотр и осуществить допуск в эксплуатацию

_______________________________________________________________________________

Наименование электро(тепло)установки, адрес

выполненной по проекту __________________________________________________________

Номер проекта, дата

согласованному с управлением “________ госэнергонадзор” ___________________________

Дата согласования

Электро(тепло)монтажные работы выполнялись______________________________________

Пуско-наладочные работы выполнялись _____________________________________________

Электро(тепло)установка принята от монтажной организации рабочей комиссией

_______________________________________________________________________________

Наименование комиссии, дата приемки

Ответственным за электро(тепло)энергохозяйства назначен ____________________________

_______________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, дата и номер приказа заявителя

Приложения: 1. Исполнительная документация на _____ листах;

2. Протоколы приемо-сдаточных испытаний на _____ листах.

Руководитель (владелец) организации ___________________ ____________________

Подпись Ф. И. О.

Приложение 5

ПЕРЕЧЕНЬ

в процессе допуска в эксплуатацию электроустановок

1. Разрешение энергоснабжающей организации на присоединение электроустановки.

2. Проект электроустановки, согласованный в установленном порядке или чертеж-проект (схема) электроустановки (Р<10 кВт).

3. Однолинейная схема электроснабжения объекта, подписанная ответственным за электрохозяйство потребителя.

4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Представляется в течение срока действия акта-допуска.

5. Акт приемки рабочей комиссии или акт технической готовности электромонтажных работ.

6. Сертификат соответствия на электроустановки жилых зданий (при проведении сертификации).

7. Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство.

8. Список оперативного (оперативно-ремонтного) персонала (Ф.И.О., должность, квалификационная группа, номера телефонов) или договор на обслуживание.

9. Перечень имеющихся в наличии защитных средств, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности.

10. Протоколы приемо-сдаточных испытаний.

Приложение 6

ПЕРЕЧЕНЬ

документов, представляемых в управление госэнергонадзора

в процессе допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей (Рекомендуемый)

1. Технические условия на присоединение тепловых энергоустановок.

2. Проект, согласованный в установленном порядке.

3. Исполнительная схема трубопроводов и запорной арматуры с её нумерацией и спецификацией оборудования.

4. Акты на промывку котлов, системы отопления, горячего водоснабжения и тепловых сетей; испытаний на прочность и плотность узла управления, теплового ввода, систем теплопотребления и теплогенерирующих энергоустановок.

5. Акты об установке регулирующих устройств (сопел, ограничивающих шайб) в системе теплоснабжения.

6. Акт приемки рабочей комиссии или приемо-сдаточный акт между монтажными организациями и заказчиком.

7. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

8. Акты Госгортехнадзора России о допуске в эксплуатацию оборудования, на которое распространяются требования Госгортехнадзора России.

9. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок, обеспечивающих работу тепловой энергоустановки, утвержденный управлением госэнергонадзора.

10. Акт комплексного опробования тепловой энергоустановки.

11. Приказ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

12. Список оперативного (оперативно-ремонтного) персонала (Ф.И.О., должность, эксплуатационных групп персонала по категориям тепловых энергоустановок, номера телефонов) или договор на обслуживание.

13. Перечень имеющихся в наличии защитных средств, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности.

14. Программа прогрева и пуска в эксплуатацию новых тепловых энергоустановок и тепловых сетей, утвержденная руководителем организации-потребителя и согласованная с энергоснабжающей организацией.

Приложение 7

Перечень нормативно-технических документов, применяемых при

допуске в эксплуатацию энергоустановок

Шифр (сокращенное наименование) Наименование Организация-разработчик
СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. Главпроект

Главгосэкспертиза

Главценообразования

СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. ЦНИИОМТП
СН 541-82 Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов
СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства ВНИИпроектэлектромонтаж
СНиП II–58-75 Электростанции тепловые Теплоэлектропроект
ВСН 59–88

Госкомархитектуры

Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования ЦНИИЭП инженерного оборудования
СНиП III–41-76 Контактные сети электрифицированного транспорта ЦНИИС
СНиП 3.05.03-85 Тепловые сети Оргэнергострой
СНиП 2.04.07-86 Тепловые сети ВНИПИэнергопром
СНиП II-35-76 Котельные установки СантехНИИпроект
СП 41-101-95 Проектирование тепловых пунктов (к СНиП 2.04.07-86) АВОК

ВНИПИэнергопром

ПУЭ Правила устройства электроустановок 6 издание,1986 г., 7 издание, 1999 г. ВНИИЭ и др.
ВНТП-80 Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций. С корректировкой 1996 г. Теплоэлектропроект и др.
ВНТП–41-94 Нормы проектирования технологической части гидроэлектрических и гидроаккумулирующих станций. Гидропроект и др.
ОНТП-ПС (1991 г.) Нормы технологического проектирования электрических сетей и подстанций. Энергосетьпроект и др.

// Электрика. – 2007. – № 2.– С.3-6.

Государственный энергетический надзор в современных условиях

В. И. Поливанов

Управление Государственного энергетического надзора

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Вопросам энергетики со стороны государственных органов всегда уделялось и уделяется огромное внимание. Работа над Энергетической стратегией России показывает первостепенную важность определения пути развития отрасли в условиях ограничений, накладываемых использованием углеводородного сырья. Не случайно и на саммите большой восьмёрки одним из трёх основных вопросов был вопрос обеспечения энергетической безопасности, которая должна пониматься максимально широко, но, в нем, без сомнения, имеются и задачи, стоящие перед энергетическим надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 функции по контролю и надзору упразднённого Министерства энергетики РФ были переданы в Федеральный горный и промышленный надзор России. В результате проведения административной реформы в том же году создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор ), одним из подразделений которого стало Управление по надзору в электроэнергетике.

В настоящее время Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет К. Б. Пуликовский . Структура службы включает 15 управлений (см. 2 стор . обложки), в том числе Управление государственного энергетического надзора (организовано в апреле 2006 г.), в составе которого имеются отделы: по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей; по надзору за электрическими станциями, тепловыми установками и сетями; по надзору за гидросооружениями; котлонадзора.

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением:

· требований безопасности в энергетике, в том числе надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, электрических и тепловых установок потребителей, при вводе в эксплуатацию энергетических объектов, за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

· норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики собственниками и эксплуатирующими организациями (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

· правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических станций и тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил охраны электрических сетей, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением (паровых котлов, трубопроводов пара и сосудов, работающих под давлением более 0,07 МПа, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 ºС);

· требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, на которых имеется оборудование, работающее под давлением, а также при изготовлении, монтаже, наладке, ремонте, реконструкции, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации такого оборудования.

Ростехнадзор (через Управление государственного энергетического надзора и территориальные органы) осуществляет надзор более чем за 3 миллионами объектов, в числе которых: 705 электростанций и блок-станций ; 26 тыс. малых (технологических) электростанций; около 1500 гидротехнических сооружений предприятий энергетики и промышленности; 800 тыс. потребителей тепловой энергии; 2 млн потребителей электрической энергии; 300 тыс. единиц оборудования, работающего под давлением на 32,5 тыс. предприятий; о коло 400 организаций-изготовителей такого оборудования и свыше 1000 организаций, осуществляющих его монтаж и наладку.

В нынешних экономических условиях, когда преобладает частная собственность, государственные надзорные структуры и экспертные организации должны обеспечить понимание собственниками необходимости проведения работ по обеспечению безопасности. Подобная проблема стоит и перед надзором в электроэнергетике. К. Б. Пуликовский на VII Всероссийском форуме по организации систем оценки соответствия отметил: «Для собственников на первом месте стоит экономическая эффективность, а перед Ростехнадзором – энергобезопасность . Задача – найти разумный баланс, чтобы собственник, думая об извлечении прибыли, не забывал об энергобезопасности».

К сожалению, общая государственная политика по сокращению числа лицензируемых видов деятельности привела к тому, что перестали лицензироваться: деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей; проектирование и строительство опасных производственных объектов; изготовление, ремонт и монтаж оборудования для этих объектов. Как следствие, исключен контроль за предаттестационной подготовкой руководителей и специалистов. В результате снизилось качество проектных, строительных и монтажных работ, упал уровень подготовки персонала.

Задача, поставленная Правительством РФ перед Ростехнадзором – наладить контроль за организацией подготовки персонала во всех отраслях, и Управление должно возглавить эту работу по направлению госэнергонадзора . Мы организуем проведение аттестации и проверки знаний руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области энергетики, промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов центральных аттестационных комиссий подконтрольных организаций.

Управление осуществляет учёт и анализ аварий, случаев производственного травматизма на поднадзорных объектах, участвует в техническом расследовании их обстоятельств и причин, осуществляет контроль правильности расследования и достаточности принимаемых профилактических мер, разрабатывает предложения по предупреждению аварий. Большое внимание уделяется вопросам технического диагностирования оборудования, отработавшего расчётный срок службы, разработке новых нормативных документов, методов и способов контроля состояния, оценки остаточного ресурса и продления срока службы оборудования.

Проведение оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору , предусмотрено несколькими федеральными законами: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике». Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательную сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Отметим, что к моменту создания в ходе административной реформы Ростехнадзора под эгидой Минэнерго уже сформировалась и успешно работала Система подтверждения соответствия в области электроэнергетики (например, в ней регистрировали и аккредитовывали электроизмерительные лаборатории и органы по сертификации). Необходимо возобновлять утраченные системы подтверждения соответствия.

В настоящее время Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору закреплена функция контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), поэтому Управление государственного энергетического надзора возобновляет работу по регистрации и аккредитации испытательных и измерительных электролабораторий . Система аккредитации охватывает и деятельность в области подготовки персонала по промышленной безопасности, а с выходом постановления Правительства РФ от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» получила правовую поддержку деятельность по оценке соответствия в области неразрушающего контроля, определённая Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля и Правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля. Это позволит упорядочить деятельность организаций, отвечающих за подтверждение соответствияв электроэнергетике и повысить качество их работ.

Основным и самым эффективныминструментом в системе является процедура добровольной аккредитации, которая широко используется во всем мире. В Ростехнадзоре имеются органы оценки соответствия, которые могут осуществлять процедуры добровольной аккредитации (по линии Управления – НТЦ «Промбезопасность », ФГУ «Энергобезопасность » и др.). Для постановки работы по оценке соответствия на самый высокий научно-технический уровень, Ростехнадзор организовывает взаимодействие и сотрудничество с Российской академией наук, Московским энергетическим институтом (техническим университетом) и со многими другими ведущими организациями страны.

Управление в установленном порядке, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», участвует в лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, по проведению экспертизы промышленной безопасности. Будут повышены требования к соискателям лицензий в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 389 «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности». Основное изменение, вошедшее в новое Положение, – ужесточение лицензионных требований к персоналу и экспертам, к самой экспертной организации (работа эксперта в организации должна быть основной; в штате должен быть, как минимум, один работник, удовлетворяющий квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, и др.).

В области лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам Ростехнадзор по поручениюПравительства РФ подготовил и направил в Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу изменения в действующее Положение, прописав в нем, как одно из лицензионных требований, проведение сертификации качества поставляемой электрической энергии, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». В первую очередь это нужно для того, чтобы потребитель, обращаясь в любую структуру, подведомственную Ростехнадзору , аттестованную или аккредитованную им, получал квалифицированное, основанное на единых требованиях, решение вопроса.

РАО "ЕЭС России" и Минпромэнерго РФ внесли в Правительство РФ технический регламент "О безопасности при нарушениях электроснабжения", основные положениякоторого будут реализованы в качестве методических указаний уже этой зимой. В регламенте введено понятие "режима с высокими рисками значительных нарушений электроснабжения" и определён механизм введения ограничений потребителей в энергодефицитных регионах. Решение об их объявлении или прекращении принимается системным оператором. При невыполнении распоряжений о введении ограничений потребитель может быть ограничен (или отключен) сетевой организацией до величины аварийной брони (минимальной мощности) по команде системного оператора. В каждом регионе, где объявлен такой режим, создают специальные штабы по контролю за электроснабжением . Руководителям территориальных органов Службы в регионах поставлена задача принимать самое активное участие в работе создаваемых штабов.

Отметим также, что к полномочиям Управления отнесена и организация согласования Службой схем развития системы энергоснабжения регионов, городов и населённых пунктов, а также проверка соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок потребителей установленным категориям надёжности. Эти вопросы приобретают особую актуальность в условиях функционирования рынков электроэнергии.

Давно наступило время качественного перевооружения существующих мощностей. Суммарный дефицит энергетических мощностей в России (по прогнозу Минэкономразвития) составит к 2010 г. 14 ГВт. Продолжает снижаться доля удовлетворяемых заявок на подключение к энергетическим системам, стоимость подключения растет. Согласно разработанной по поручению Президента РФ программе мер по привлечению инвестиций в электроэнергетику, утвержденной на заседании Правительства РФ, в 2006–2010 гг. объёмы инвестиций в отрасль должны составить 2,1 трлн руб. (в том числе в Москве предусмотрено пятилетнее финансирование в размере 439 млрд руб., в Санкт-Петербурге – 239 млрд руб.). Для реализации комплекса мер, связанных с вводом энергомощностей , необходимо обеспечение своевременной выдачи разрешений на вводимые и существующие объекты.

В этих условиях перед персоналом Службы стоит задача работать на опережение и уже на стадии технико-экономического обоснования проекта (в крайнем случае – настадии проектирования) подключаться к работе, чтобы при проектировании, подборе оборудования, его проверке, монтаже, наладке, испытаниях, вводе в эксплуатацию было обеспечено надлежащее надзорное сопровождение. Как намерена Служба реализовывать столь масштабную задачу? Это возможно только с участием самого широкого круга специализированных организаций, прошедших оценку соответствия в системе, которая создана в Ростехнадзоре . Более того, на базе действующей системы необходимо ее развитие для создания системы аудита качества.

Правительство РФ утвердило очередную программу разработки технических регламентов. Ростехнадзор участвует в разработке 111 технических регламентов, из них Управление госэнергонадзора – в восемнадцати. В течение 2007 г. Управление обязано совместно с другими управлениями центрального аппарата Ростехнадзора рассмотреть и представить в Минпромэнерго России замечания и предложения по 14 техническим регламентам,два регламента должны быть рассмотрены в январе-феврале 2008 г.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 15 мая 2006 г.Служба вышла с инициативой озаконодательном определении Ростехнадзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за эффективным использованием ТЭР. Это положение включено в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении". Министерство природных ресурсов по поручению Правительства РФ в настоящее время прорабатывает предложение по созданию единого надзорного органа за гидротехническими сооружениями, идея которого поддержана Ростехнадзором .

В вопросах законотворческой деятельности Служба надеется на тесное сотрудничество с потребителями электрической и тепловой энергии, заинтересованными министерствами и ведомствами, с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Позиции и видение путей решения существующих и возникающих проблем безопасности в энергетике могут быть различными, но Ростехнадзор во всех случаях руководствуется и будет руководствоваться стратегическими интересами развития электроэнергетики, обеспечивая в своей сфере деятельности энергетическую безопасность России.

Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемые:

Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора;

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 29.07.2013, N 30, ст. 4119.

Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее - государственный надзор).

2. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:

А) руководители органов государственного надзора;
б) заместители руководителей органов государственного надзора;
в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;
д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;
е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;
з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.

4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проверки).

5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:

А) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

Б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и надежности объектов электроэнергетики, а также предотвращению таких нарушений;

В) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;

Г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

Д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Государственный надзор осуществляется при:

А) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики;
б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, не являющихся объектами капитального строительства.

9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики обязательных требований, в том числе:

А) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;

В) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

Г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт;

Д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;

Е) выполнение субъектами электроэнергетики иных обязательных требований.

10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В пункте 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525), слова "федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,".

2. Пункт 4-1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774; 2009, N 11, ст. 1304; 2011, N 18, ст. 2645; 2012, N 7, ст. 864), после слов "требованиям промышленной безопасности," дополнить словами "требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,".

Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.

До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ.

Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право:

1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей;
3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
- давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;
- проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону.

На деятельность по государственному энергетическому надзору требования Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями.

В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности.

В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.

Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд.

Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.

Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца.

В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.

Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами.

В частности, они могут:

Непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору;
- знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам;
- обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.

Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности.

В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.