Учетная политика бюджетное музея на год. Формирование учетной политики бюджетного учреждения

Все организации должны иметь утвержденную Учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, с учетом актуальных требований законодательства. В 2017 году это является особенно важным и ответственным в связи с многочисленными изменениями в законодательство, которые происходили на протяжении 2016 года. Поэтому даже те организации, которые уже имеют действующую учетную политику, утвержденную сразу на несколько лет, должны внести в нее необходимые изменения. Сделать это можно с помощью системы КонсультантПлюс.

Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности), а также совокупность способов ведения налогового учета по всем видам налогов, используемых в организации. Правильно выбранная учетная политика оказывает серьезное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, НДС, налога на имущество, а также основных показателей финансового состояния организации. В связи с этим, учетная политика организации - это очень важное средство формирования величины основных показателей деятельности организации, ее ценовой политики и налогового планирования.

Даже если учетная политика утверждается сразу на несколько лет, например, на трехлетний или пятилетний период, в нее крайне желательно вносить поправки каждый год, ведь изменения в законодательстве происходят ежегодно. Учетная политика организации на 2017 год должна быть сформирована главным бухгалтером или другим лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета в организации.

Особенности учетной политики на 2017 год

Порядок формирования учетной политики организации утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету", соответствующее положение "Учетная политика организации" ()" содержит требования к тому, что должно быть учтено, при составлении учетной политики, в частности, это:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Эти данные являются неизменными, однако требования законодательства меняются и в документ приходится постоянно обновлять. Сделать это надо один раз в год, но не позднее 31 декабря, потому что на 1 января в организации уже должна быть действующая учетная политика на текущий год. Внести поправки можно, как самостоятельно, так и с помощь специального "Конструктора учетной политики" системы КонсультантПлюс, в который уже добавлены учетные политики на 2017 год.

Переход в "Конструктор учетной политики" доступен со стартовой страницы в . Сервис позволяет создать учетную политику организации с нуля, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения с учетом особенностей общей или упрощенной систем налогообложения. (ОСН или УСН). Кроме того, конструктор поможет сформировать новую редакцию учетной политики на основе предыдущей, с учетом всех изменений законодательства. При этом, надо отметить, что сами законодательные нормы переписывать в учетную политику совсем не обязательно.

В этом документе должны быть указаны только те правила, при которых возможен выбор способа учета по той или иной операции. При этом, отмечается, какой именно способ из возможных будет использовать организация. Например, как способ начисления амортизации основных средств или метод учета расходов на товары. Для целей налогообложения можно указать, будет ли фирма использовать резервы долгов и амортизационную премию, а так же применять раздельный учет НДС, при условии, что у нее есть облагаемые и не облагаемые этим налогом операции.

В числе изменений, которые стоит внести в документ редакции 2017 года, должны быть не только изменения в действующем законодательстве, но и изменения в работе самой организации. Например, если малое предприятие решает начать применять упрощенный способ бухучета или переходит на другую систему налогообложения.

Что нужно обязательно отразить в учетной политике-2017

Страховые взносы

В 2017 году самым важным для налогового учета изменением в законодательстве является передача администрирования страховых фондов ФНС России и их переход под юрисдикцию Налогового кодекса РФ. В связи с этим, в учетной политике обязательно нужно утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. В 2016 году все организации-страхователи применяли форму карточки, приведенную в письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 N N АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380 . ФНС России не собирается утверждать новую форму карточки на 2017 год. Налоговики оставляют право за организацией самостоятельно выбрать, как вести данный налоговый регистр. В этом случае можно использовать аналогию с НДФЛ, но отразить выбранный метод в учетной политике необходимо обязательно. Ведь, вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, работодателей обязывает п. 4 . Чтобы дополнить учетную политику по этому поводу, необходимо издать приказ по организации, а за основу можно взять карточку, которая использовалась в 2016 году. Ведь проверяющие из ФНС обязательно попросят эти карточки при проведении проверки, а за их отсутствие назначат штраф в размере 200 руб. за каждую карточку, как это предписано .

Классификация основных средств

С 1 января 2017 года вступает в силу новая редакция . Из этого документа удалена норма о том, что классификацию основных средств можно применять для целей бухгалтерского учета. В 2016 году можно было посмотреть объект основных средств по Классификации, назначить линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования для всех подобных объектов. При этом между бухгалтерским и налоговым учетом не возникало разницы. Теперь также можно использовать этот метод, но вот само постановление N 1 больше не является документом, прямо регулирующим бухгалтерский учет. Поэтому, если в учетной политике нет ссылки на этот нормативный акт, то можно его там прописать и продолжать использовать прежний метод. Если такого желания нет, то можно определять срок службы основных средств, как предусмотрено , исходя из рекомендаций производителя и технической документации. Кстати, в шаблоне Конструктора КонсультантПлюс добавлена возможность закрепить в учетной политики положения НК РФ, определяющие лимит стоимости амортизируемого имущества.

Малые предприятия

Малые предприятий имеют право на множество послаблений в части бухгалтерского учета и отчетности. Например, такие организации могут ввести бухучет и составлять отчеты по упрощенной форме. Однако, чтобы воспользоваться всеми преференциями, каждую из них они должны прописать в своей учетной политике. В 2017 году для МП также были приняты новые принципы, которые позволяют упростить учет. В частности, такие организации, начиная с 1 января 2017 года могут не формировать резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в своей учетной политике, в соответствии с пунктом 25 . Также, изменения были внесены . В соответствие с ними, малые предприятия имеют право учитывать сырье и материалы по цене поставщика, без включения в нее транспортных расходов, платы посредникам и тому подобных затрат. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, однако это обязательно должно быть отражено в учетной политике.

В заключение нужно отметить, что учетная политика является обязательным внутренним документом организации и ее не нужно направлять после утверждения, в орган ФНС. Однако налоговики могут потребовать этот документ в рамках проверки, и тогда за ее отсутствие организацию оштрафуют. Кроме того, хотя сама по себе учетная политика организации не дает гарантий в том, что в спорных вопросах проверяющие согласятся с позицией организации, но этот документ позволяет лучше аргументировать свою позицию при отстаивании интересов в суде, в случае споров с налоговой службой. И чем грамотнее будет составлена учетная политика, те выше шансы, что судья окажется на стороне налогоплательщика.

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются учетной политики предприятий бюджетного типа. Каким образом составляется документ, для чего он предназначен и каковы его цели – об этом далее.

Учетная политика важна для ведения бухгалтерской отчетности на предприятиях. Любое бюджетное учреждение обязано уделять этому особое внимание, так как от правильно сформированной политики учета зависит эффективность деятельности организации.

Не все предприятия знают, как правильно составлять отчетность, какие пункты она должна содержать.

Цель статьи – изучить основные вопросы, касающиеся составления учетной политики, на какие законы стоит ссылаться при ее составлении и как правильно ее вести и оформлять.

Основные моменты

Учреждения бюджетного типа, в отличие от других, имеют ряд преимуществ. Одно из них – право самостоятельно распоряжаться доходами.

Но это не означает, что они освобождаются от ведения учета бухгалтерии и налогов. А это влечет за собой необходимость утверждения учетной политики.

Это обязательный документ нормативного типа. Если предприятие существует давно, то в политике учета стоит отображать лишь новые способы учета (если имеются). Политика учета не должна быть перегружена.

Составляется и утверждается такими способами:

Также в политику учетного характера можно вносить поправки. Но не во всех случаях, а в некоторых:

  1. При изменении Законодательства Российской Федерации.
  2. Внесении поправок в нормативные акты по ведению бухгалтерской отчетности.
  3. При разработке организацией новых методов ведения бухучета.
  4. Компания поменяла условия своей деятельности.

Политика учета делится на несколько типов:

  • предназначенная для обложения налогами;
  • для ведения бухгалтерии.

Определения

В соответствии с 1 пунктом 30 статьи Закона 402-Ф3, формированием учетной политик имеет право заниматься как главный бухгалтер предприятия, так и другие специалисты.

После того, как такая политика будет утверждена, руководствоваться ее правилами должны все подразделения организации.

Самостоятельно вносить поправки в политику учета не разрешается как Законом, так и нормативными актами .

Как формируется учетная политика казенного учреждения на 2017 год с приложениями

Учетная политика в своем формировании проходит несколько этапов:

Вариантов учетной политики много, на их выбор влияют определенные факторы:

  • какой статус занимает организация в обществе;
  • какой деятельностью занимается – производственного типа, коммерческого или финансового;
  • насколько квалифицированным является персонал предприятия;
  • уровень развитости рыночной инфраструктуры.

Кто занимается составлением

Составлением политики учета занимается главный бухгалтер организации. Кроме него разрешено заниматься этим и другому должностному лицу, который имеет доступ к бухгалтерской отчетности.

В любом случае отвечает за деятельность предприятии начальник, поэтому без его приказа оформление политики учета невозможно. это создается в произвольной форме.

Требования к основным разделам

При формировании политик учета необходимо следовать таким требованиям:

Полнота То есть выбранные способы ведения учета должны охватывать все аспекты деятельности. При этом все это нужно отображать в документах соответствующего типа
Своевременное отображение В учете бухгалтерии фактов ведения деятельности
Осмотрительность Способы ведения учета должны наилучшим образом отображать все потери и доходы
Ориентир не только на правовое содержание методов ведения бухгалтерской отчетности Но и на экономические аспекты
Непротиворечивость Выбранные способы не должны перечить данным
Рациональность и экономичность

Для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для этих целей отображается в Федеральном Законе № 402-Ф3 и .

Нормативные документы не содержат фиксированного перечня моментов, которые следует отображать. Предприятие выбирает их самостоятельно.

Как правило, это:

  • какие формы бухучета применяются;
  • график оборота документов и осуществляемые операции;
  • различные приложения к приказам;
  • в какие сроки проводится инвентаризация.

Главные требования – в политике учета нужно отобразить, кто будет вести бухгалтерию, какие документы используются и счета по операциям.

Для целей налогообложения

Для целей налогового учета существуют требования, которые необходимо соблюдать при формировании политики учета. Этот раздел нужно начинать с методов, на которых строится налоговый учет. В политике это необходимо раскрыть.

Если у предприятия имеются особенности, которые влияют на осуществление деятельности, то это также необходимо отобразить в политике учета.

В случае наличия у организации отделений, перечисляющих налоги самостоятельно, нужно определить следующее:

  • сроки, в которые необходимо предоставить информацию и данные для учета бухгалтерии;
  • список налогов;
  • орган, производящий расчет этих налогов – бухгалтерия организации или филиал;
  • кто занимается платой налогов.

Чтобы налоги своевременно исчислялись, отделениям нужно предоставлять в главный отдел следующие данные:

  • каким образом рассчитывается НДС – до 15 числа следующего месяца;
  • информацию о налогах на доходы;
  • сумму начисляемого налога

Бюджетные учреждения формируют политику учета, ссылаясь на Налоговый Кодекс.

Какие коррективы вносятся в рабочий план счетов

Учетная политика разрабатывается согласно требованиям Законодательства. Вносить изменения можно лишь в трех случаях:

  1. Законодательство изменило положения и требования к составлению политики.
  2. Разрабатываются новые методы осуществления бухгалтерской деятельности.
  3. Субъект экономик изменил условия деятельности.

Эти условия отображены в 6 пункте 8 статьи Закона «О бухгалтерском учете». Учетную политику бюджетного учреждения на 2017 год с приложениями можно найти на любом сайте в интернете. Там же посмотреть и правила ее составления.

Какие же счета изменились? Рассмотрим в таблице:

Актуальные вопросы формирования документа

При составлении политику учета муниципального учреждения у бухгалтеров возникает множество вопросов. Ответы на них важно знать, ведь это является залогом успешного ее составления.

Как проводится ревизия документа (проверка)

Контрольные мероприятия по проверке политики учета имеют несколько этапов:

  1. Оценка контроля самого предприятия. Здесь лучше всего использовать тесты, бланки приложить к результатам проверки.
  2. Анализ полученных данных.

Прежде чем начать ревизию, проверяющий должен ознакомиться с документами:

  • отчетная документация;
  • счета из бухгалтерии;
  • правила оборота документации;
  • изменения в политике учета (если имелись).

Нюансы при казенном дорожном учреждении

Казенное предприятие также обязано вести бухгалтерскую деятельность. Деятельность, которая приносит прибыль, можно вести при условии, что это отображается в учредительных документах.

Но использовать прибыль и распоряжаться ею предприятия не имеют права. Все доходы поступают в бюджет Российской Федерации. Также предприятия казенного типа не вправе брать или выдавать .

Эти не будут иметь законных оснований и не войдут в силу. Казенные организации должны вести политику учета. Все документы составляются согласно Законодательству.

Но при оформлении политики учета казенные предприятия высвечивают только те методы, которые разработали сами.
Если формируется в медицинском учреждении

Учет предприятий медицинского типа является самым сложным. Бухгалтер часто не может определить срок использования средств. При этом нужно помнить, что данным вопросом занимается инженер, а не бухгалтер.

За все приказы отвечает руководитель предприятия. Все нововведения должны отображаться в политике учета лишь с начала нового финансового года. При этом создается пояснительная записка.

Таким образом, все предприятия бюджетного типа обязаны вести политику учета. Чтобы правильно ее составить и оформить, необходимо ссылаться на положения Закона № 402-Ф3.

При изменениях в Законе поправки стоит вносить и в политику учета. Составляет политику бухгалтер, утверждает – руководитель компании.

Вносить изменения в политику учета можно лишь в случаях, предусмотренных Законодательством. Методы ведения бухгалтерской деятельность организация выбирает самостоятельно.

Правильно составленный документ гарантирует правильное осуществление деятельности предприятия. Любая учетная политика подлежит проверке.

Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного документа трудно переоценить в период реформы бюджетных учреждений. Каким образом должна формироваться учетная политика бюджетного учреждения, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов.

Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.

Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных бюджетных учреждений. Учетная политика предназначена, в том числе, для реализации тех решений руководителя учреждения, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу. Кроме того, нередко отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бюджетного (налогового) учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции бюджетных учреждений.

Таким образом, учетная политика бюджетного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Учетная политика для целей бюджетного учета

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ " " (далее - Закон № 129-ФЗ) данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной (далее - Инструкция № 148н) поскольку Инструкция 148н не содержит требования о наличии дополнительно в учреждении утвержденной учетной политики, принятие дополнительного нормативного акта об утверждении учетной политики является необязательным. При этом, обратите внимание, что Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное , и устанавливающее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, на бюджетные учреждения не распространяется.

Однако, если учреждение осуществляет операции, требующие при их оформлении в бюджетном учете особенные учетные процедуры, оно может отдельным правовым актом (актами) устанавливать необходимые положения, регламентирующие его учетную политику.

В то же время бюджетный учет осуществляется, в том числе, и в соответствии с (п. 1 Инструкции № 148н).

Пунктом 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ определены положения, которые должны быть утверждены приказом руководителя в составе учетной политики учреждения:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). В соответствии с вышеуказанной нормой изменение учетной политики может производиться (изменения вводятся с начала финансового года):

  • в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Таким образом, несмотря на то, что Инструкция № 148н устанавливает единую учетную политику, остается ряд вопросов, которые должны быть урегулированы именно учетной политикой, принятой бюджетным учреждением (органом местного самоуправления). Например, конкретный перечень счетов аналитического учета, порядок учета на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации" и т. п. Кроме того, только в учреждении может быть разработан график документооборота, который является важной составной частью учетной политики - позволяет оперативно формировать в бюджетном учете полную и достоверную информацию о деятельности бюджетного учреждения.

При формировании учетной политики для целей бюджетного учета необходимо руководствоваться:

  • Законом № 129-ФЗ;
  • Инструкцией № 148н;

иными документами, регулирующими вопросы бюджетного учета и отчетности.

Учетная политика для целей налогового учета

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Разработка учетной политики для целей налогообложения в соответствии с требованиями глав 21, 25, 26, 26.4, 30 Налогового кодекса обязательна.

Из положений налогового законодательства следует, что в учетной политике для целей налогообложения отражаются вопросы, порядок решения которых прямо не предусмотрен Налоговым кодексом. Так, при раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых Налоговым кодексом методов. Иногда учреждение может столкнуться с необходимостью самостоятельно разработать элемент учетной политики в силу того, что законодательно вопрос не регламентирован. В этом случае целесообразно придерживаться правил бюджетного учета, поскольку на основе учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов и сборов.

При формировании учетной политики для целей налогообложения бюджетные учреждения руководствуются:

  • Налоговым кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы";

иными нормативными документами по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса принятая бюджетным учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом или объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения, приказ должен быть датирован годом, предшествующим году, на который распространяется ее действие.

В отличие от Закона № 129-ФЗ, не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.

Обратите внимание! Учетная политика может быть представлена как одним приказом руководителя организации (с соответствующими приложениями), так и представлять из себя систему приказов (распоряжений, инструкций). Главное, чтобы все существенные вопросы, связанные с ведением как бухгалтерского, так и налогового учета в бюджетном учреждении были урегулированы.