Содержание и виды правовых систем. Виды правовых систем

В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы , обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и элементов правовой системы, основных видов правовых систем современности и особенностей правовой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:

1. дать определение понятию «правовая система», сущности и элементов правовой системы,

2. рассмотреть критерии классификации и основные классификации правовых систем,

3. проанализировать особенности правовой системы России.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном правововедении было обосновано и утвердилось понятие "правовая система".

Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики. Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативное, организационное, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Вопрос об элементном, структурном понимании правовой системы в литературе дискуссионен. Так, С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан ] . По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют :

1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;

2) законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);

3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;

4) судебная и иная юридическая практика;

5) механизм правового регулирования;

6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);

7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле); 8) правоотношения;

9) законность и правопорядок;

10) правовая идеология;

11) субъекты права;

12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;

13) иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.).

Ю. А. Тихомиров считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство и иные источники права цели и принципы регулирования, системообразующие связи . Существуют и другие отличные точки зрения. ]


В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Близкая к этой характеристика элементов правовой системы у американского исследователя Л.Фридмена: выделены правовые явления, объединенные также в три группы . Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - "сущность" объединяет нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы, которые принимаются; третья группа - "правовая культура" включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы ) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические "национально-культурные" особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» , а также другими аналогичными им обстоятельствами.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт .


Классификация правовых систем (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким общественно-социальным и политическим контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые системы:

1) национальные правовые системы;

2) правовые семьи;

3) группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное или публичное право, другие юридические качества.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия…

В общем определении правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования . В соответствии с этими критериями можно выделить следующие семьи:

общего права; романо-германскую;

обычно-традиционную; мусульманскую; индусскую (индусское право);

славянскую.

Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических. Какой-то из этих признаков может преобладать в разграничении тех или иных правовых семей.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят такие страны, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и - группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-санксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую, систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н.э.-VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т. е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право . Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности- почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Славянская правовая семья . Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе . В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х- начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств - новой России, объединенной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других - свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос - какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно - законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1) построение такого государственн о-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы . В настоящее время это - лишь идеал, цель российского политико-правового развития.

Не менее важный элемент правовой системы - правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от п роизвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

Общественное сознание станов ится правовым лиш ь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные-византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту . Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство - абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко из вестна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровн ях. В правовую идеологию он проникал через марксиз м-ленинизм - «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредс твенно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Разумеется, что российская правовая система будет развиваться своим путем, но при этом не следует избегать ориентира на передовые международные и зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи. Это направление дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 1. М., 1999, с. 87-88, 111.

2. Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 32-38

3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.

5. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2002, с. 43-44.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

7. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998, с. 25.

8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства – М., Мир, 2001

9. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4

10. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005

11. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.

12. Саидов Л. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

13. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма - Советское государство и право, 1981, №7, с. 33.



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Правовая система включает в себя все правовые явления: собственно право данного государства, правосознание, правовую культуру, правовую идеологию, правовые обычаи, правовой менталитет, правоохранительные и иные связанные с правом государственные органы и негосударственные организации, урегулированный правом порядок их деятельности и другие социально-правовые явления.

Правовая система - это совокупрость взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов характеризующих уровень правового развития

той или иной страны

Правовые системы каждого государства имеют свои особенности, которые отражают ее историческое развитие, национальные, религиозные и иные характеристики.

Одновременно, наряду с особенностями, правовые системы разных стран имеют и общие черты, которые позволяют объединить их в определенные группы или правовые системы международного масштаба.

В настоящее время выделяются следующие правовые системы: романо-германскую; англосаксонскую или англо-американскую; социалистическую; семью религиозных и традиционных правовых систем; систему обычного права.

30. Что такое романо-германская правовая система?

Романо-германская правовая система или система семьи европейского континентального права в настоящее время существует в Германии, Франции, Италии, Испании и других странах европейского континента.

В этой системе основным источником права является закон, то

есть письменное правило поведения. Главными законами признаются письменные конституции, нормы которых имеют наибольшую юридическую силу. Это означает, что все другие законы должны соответствовать конституции.

В романо-германской правовой системе существуют три вида законов: кодексы, сводные тексты нормативных правовых актов (сборники) и текущее законодательство - отдельные законы. Кодифицированными обычно бывают уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и другие законодательные акты.

Сводные тексты (сборники), как правило, имеет налоговое законодательство.

Текущие законы принимаются по различным вопросам и отраслям права. Большое значение имеют и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые различными государственными органами.

В этой системе учитывается и международное право. Так, в Германии закреплен принцип превалирования международного права по отношению к национальному.

К числу вспомогательных источников права относятся обычай и судебная практика. Обычай может применяться самостоятельно, даже если он не санкционирован государством.

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли права, законодательство, правовую доктрину, юридическую технику, традиции, правосознание, правовую культуру и т.д. Именно в широком смысле данный термин использует большинство авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и политических факторов.

Итак, правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества и используемый им для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

Правовую систему следует отличать от системы права. Как уже отмечалось, система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. Следует согласиться с мнением Бабаева В.К., считающего, что элементами правовой системы является все, что имеет юридическую окраску и необходимо для правового регулирования. Анализ одних только правовых норм не дает полной характеристики права, ибо важно и то, как оно формируется, систематизируется, реализуется, идеологически обосновывается.

Важнейшим элементом правовой системы является юридическая техника . Она представляет собой совокупность правил, приемов, способов, используемых при разработке и реализации правовых предписаний. Различают законодательную и правоприменительную технику.

Законодательная юридическая техника включает в себя правила, приемы и способы подготовки, оформления, систематизации и учета нормативных актов. Правоприменительная техника – различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

Целью юридической техники является рационализирование юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости определенной стандартизации, единообразия юридических документов и их реализации.

Юридическая техника – ключевое основание для определения общностей национальных правовых систем.

2. Правовые системы мира.

Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. На сегодняшний момент в мире существует около 200 национальных правовых систем, изучением которых занимается компаративистика, или сравнительное правоведение.

Несмотря на существенные различия национальных правовых систем, компаративистика классифицирует правовые системы по принадлежности к той или иной правовой семье. Правовая семья (межнациональная правовая система)- это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевая структура; юридическая техника; единый понятийный аппарат; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Общепринятой классификацией правовых систем является классификация, предложенная французским компаративистом Р. Давидом. По мнению Р. Давида, существуют следующие правовые семьи: романо-германская (семья континентального права); англосаксонская (семья общего права); религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права); социалистическая.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Финляндии, Германии, Аргентины, России и др. Романо-германская правовая семья сложилась в континентальной Европе в результате замены местных обычаев законами, созданными на основе рецепции римского права. Во всех странах континентальной системы права существует единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты. Главная роль в формировании права в таких странах отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения. Кроме того, среди отличительных признаков романо-германской правовой семьи обычно называют наличие писаных конституций, деление права на публичное и частное.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады и др. Эта правовая семья окончательно сформировалась в Англии, вследствие замены местных обычаев решениями королевских судов, а затем распространилась в указанных выше странах. Для англосаксонской правовой семьи характерно отсутствие кодифицированных отраслей права, деления права на частное и публичное. Основным источником права в англосаксонской правовой семье выступает юридический прецедент.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких стран, как Израиль, Иран, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Малайзия и др. В религиозной правовой семье так же, как и в семье англосаксонского права, отсутствует деление на частное и публичное право. Основным источником права в этой семье являются религиозно-нравственные нормы, зафиксированные в Коране, Сунне, Талмуде, Ведах и иных религиозных писаниях. Важную роль в системе источников права играют труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. В странах с религиозной системой права нормативно-правовые акты, как правило, имеют вторичное значение.

Главной особенностью становления религиозно-правовых систем было то, что они не упразднили обычаи, как это было, например, в романо-германской правовой семье, а гармонично дополнили их религиозными, философскими и моральными постулатами.

К семье традиционного права относятся правовые системы таких стран, как Мадагаскар, Бенин, Восточный Тимор и др. К традиционной семье права относились Япония до 1868 г., Китай до 1949 г.

Традиционная правовая семья имеет все основания рассматриваться как переходная на пути движения правовых систем к другим правовым семьям. Основным признаком данной правовой семьи является то, что в ней одно из ведущих мест в системе источников права занимают архаичные обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Эти обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

Социалистическая правовая семья выделялась Р. Давидом в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистическую правовую семью, в значительной степени сходны с романо-германскими (единство юридической терминологии, деление на частное и публичное право, большое значение нормативного акта как источника права и т.д.). Однако эти правовые семьи обладают и рядом отличий. Социалистическая правовая система, как правило, устанавливается не эволюционным, а революционным путем. Кроме того, в социалистических странах важную роль играют акты идеологического характера, издаваемые не законодательными, а партийными органами.

Долгое время в социалистическую правовую семью входили правовые системы стран Восточной Европы. Сейчас – Китай, КНДР, Куба.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей есть свои особенности. Общее во всех правовых семьях то, что в них право выступает в качестве регулятора общественной жизни, средства управления обществом, выполняет охранительную и защитную роль, стоит на страже прав человека и гражданина.


Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С.176-177.

Цит. по: Протасов В.Н. Ук. соч. С.251.

См.: Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. М.,2001. С.27.

В некоторых учебниках отмечается наличие еще и специальной техники систематизации и учета нормативных актов. См., например: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 366.

Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 166.

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

См.: Гусак С.Н. История государства и права зарубежных стран. Якутск, 2002. С.87.

Не все разделяют аналогичное мнение. Например, коллектив авторов во главе с А.Я. Сухаревым определяет правовую систему Израиля как «смешанную, с элементами романо-германской, англосаксонской, религиозной», Сингапура и Индии – как англосаксонскую. См.: Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. Сухарев А.Я. М., 2003.

В социалистических странах абсолютный приоритет имеет публичное право.

Учёные давно доказали тот факт, что человек является прежде всего социальным существом. Это означает - все люди могут существовать исключительно в среде, где присутствуют им подобные. В данном случае большую роль играет общение и психологический контакт. Представленная особенность существует из-за одного ключевого фактора, которым люди обладают в силу своего физиологического отличия. Этим фактором является сознание. Благодаря ему каждый из нас может думать и принимать решения, решать сложные задачи и т. п. Но постоянный социальный диалог в человеческой среде вызывает потребность в регулировании возникающих общественных отношений.

На протяжении многих столетий люди пытались найти максимально эффективный способ их регулирования. В процессе этих поисков было найдено множество решений, начиная от насилия и заканчивая народными собраниями. Проблема заключалась в том, что все подобные решения не были достаточно эффективными. Однако ответ все же был найден. На сегодняшний день нет лучшего отношений, чем право. Развитость этого социального явления настолько велика, что право стало основой целых структур, одной из которых является правовая система. В бытует множество мнений и теоретических наработок по этой теме. В статье мы попытаемся проанализировать, а также предоставить понятие правовых систем, дать характеристику их структурам.

Что такое правовая система?

Нужно заметить, что понятие правовых систем варьируется в зависимости от научного подхода и принципов конкретной юридической школы. Вдобавок к этому большое значение имеют правовые особенности конкретного государства. Но в данной статье мы будем основываться на информации отечественной школы теории государства и права. На сегодняшний день общее понятие правовой системы гласит, что это структура, присущая каждому конкретному государству и состоящая из трёх элементов: системы права, права реализации, правовой культуры. Представленное понятие является наиболее «классическим», если можно так утверждать. В иных государствах понимание этой структуры может видоизменяться из-за правовых особенностей самой страны. В данной статье мы для примера охарактеризуем структуру и понятие российской правовой системы.

Путаница терминов

Очень часто понятия "правовая система" и "система права" путают. В этом случае нужно быть предельно внимательным. Невзирая на то, что термины идентичны, с логической точки зрения их смысл в юридической области знаний абсолютно противоположный. Чтобы дифференцировать их, нужно понимать: является лишь одним из элементов правовой системы. Путаница также возникает, когда анализируется понятие правовой системы и правовой семьи. Об особенностях данных структур будет рассказано далее в статье. Но следует оговориться, что правовые семьи - это структуры, элементами которых являются национальные правовые системы тех или иных государств. Таким образом, для преодоления непонимания того или иного термина нужно знать, какой смысл он несёт в науке.

Понятие правовой системы общества - три подхода теоретического осмысления

Правовая система, понятие, характеристика которой будут представлены в этой статье далее, совершенно по-разному осмысливается различными учеными в отечественной школе теории государства и права. Существует всего три основных подхода, а именно:

1. Приверженцы первого подхода утверждают, что правовая система общества, понятие и структура которой представлены в данной статье, является совокупностью всех без исключения актов государственного нормотворчества. Иными словами, рассматривается исключительно форма выражения и закрепления норм. Тут большое значение играет иерархичность нормативных актов и их юридическая сила.

2. Второй подход характеризует правовую систему не только через призму позитивного права, но также и через некоторые сопутствующие элементы юридической действительности. Как правило, к числу сопутствующих элементов относится правовая идеология и судебная практика. На просторах Российской Федерации этот подход не нашёл большой поддержки.

3. Третий можно назвать наиболее стандартным. Согласно ему, все правовое поле государства входит в понятие правовой системы. Основные правовые системы при этом являются, по сути, ключевыми признаками государства. Таким образом, любые юридические элементы прямо относятся к правовой системе.

Из чего следует вывод. Наличие стольких теорий свидетельствует о том, что учёные все еще пытаются разработать наиболее стандартное понятие правовых систем.

Элементы

Понятие и систем полностью зависят от их структурных элементов. Существует множество научных подходов к пониманию структуры той или иной юридической структуры. Однако, как правило, выделяют три основных элемента, которые присутствуют абсолютно во всех системах. К ним относятся: система права, правовая культура и реализация права. Каждый из представленных элементов несёт собственный эффект на общественные отношения, другими словами, они по-своему регулируют все социальные процессы. Помимо этого, следует отметить, что все элементы, в свою очередь, также являются структурированными.

Понятие системы права

Ранее мы указали, что правовая система общества, понятие и структура которой представляется в этой статье, сильно зависит и даже в некоторых случаях путается с понятием «система права». Следует помнить, что последняя - это один из структурных элементов национальной юридической системы. Помимо этого, данный элемент отображает внутреннее строение права вообще. Другими словами, система права - это юридическая иерархия существующих норм. Но не следует путать эту иерархию с системой нормативных актов. Потому что НПА - это позитивное право, а для системы права имеют значение все нормы и обычаи, санкционированные государственной властью. Таким образом, правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, характеризуется внутренним строением элементов правореализации, а именно - системой права.

Структура системы права

Следует отметить, что система права является структурой из взаимодополняющих друг друга элементов. То есть её анализ идёт «сверху», от наиболее значимых или же больших структур, до самых маленьких элементов. Анализ системы легко проводить потому, что практически в любом государстве она одинакова. Таким образом, выделяют следующие элементы: отрасль права, институт и норма права.

1. Если брать во внимание систему права Российской Федерации, то тут отрасли права представляют собой совокупность правовых норм и институтов, которые объединены общим предметом регулирования. Иными словами, отраслями регулируются однородные общественные отношения. Примером отрасли права являются гражданское, уголовное, жилищное, семейное право и т. п.

2. Институты права - это составляющие элементы отраслей. Но они, в свою очередь, состоят из похожих правовых норм. Потребность в институтах возникает в тех случаях, когда какое-либо общественное явление регулируется большим количеством норм. Отличным примером института можно назвать брачный договор в семейном праве.

3. Норма права является самым «маленьким» элементом системы права. Однако данный факт не умаляет его значение. В нормах права прописан сам предмет правового регулирования.

Правовая культура общества

Понятие правовых систем, а точнее, структура этой категории, включает в себя такой элемент, как правовая культура общества. Следует отметить, что это одна из главных структурных составляющих любой страны и, в частности, Российской Федерации. Правовая культура прежде всего свидетельствует о развитости населения и его отношения к праву в целом. Это проявляется в степени правопорядка и законности. Ведь правовая культура проявляется в конкретных поведенческих признаках. В вере людей в эффективность юридических норм. Таким образом, правовая культура общества - это определённого рода система ценностей, идей правового характера, навыков, традиций и поведенческих стереотипов, которые являются приемлемыми в отдельных социальных группах. Как правило, перечисленные факторы используются в указанных группах для внутреннего регулирования отношений между её членами.

Проявление правовой культуры общества

Чтобы общественные отношения подчинялись тенденциям определённых были выработаны конкретные виды их непосредственного проявления. Ведь правовая культура, по сути, ничего не значит, если не несет реальный эффект. Выделяют четыре основных вида её проявления, а именно:

Правовые институты, нормы;

Правовые идеи;

Правовые учреждения;

Правовые проступки.

Следует отметить тот факт, что общественная правовая культура также зависит от развитости правовой инфраструктуры государства, эффективной юридической деятельности и законодательства, которое прежде всего должно отвечать конституционным нормам.

Реализация права

Правовая система общества, понятие и структура которой представлены в статье, содержит в своём составе такой важный элемент, как правореализация. По сути, эта часть системы отвечает за фактическую реализацию конституции, законов и иных нормативных актов в Российской Федерации. В теоретическом смысле реализация права - это фактическое возложение норм правовых актов государства на его граждан, для исполнения положений этих актов в реальной жизни. С целью повышения эффективности действия правовых норм той или иной отрасли в теории права разработаны специальные формы правореализации.

Формы реализации национального права

В классическом варианте учёные выделяют три основные формы реализации права, а именно:

1. Использование, то есть реализация субъектами права своих возможностей. Иными словами, использование личных правомочий.

2. Исполнение - это деятельность по реализации обязывающих норм, когда субъект права действуют по строгим предписаниям закона.

3. Соблюдение является пассивной категорией. Оно проявляется в сохранении действующего в государстве и воздержании от совершения правонарушений.

Таким образом, посредством представленных норм граждане России могут своими активными или же пассивными действиями поддерживать правовую систему государства.

Правовые семьи

Следует отметить тот факт, что правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, является уникальной. Поэтому в мире не существует абсолютно идентичных структур подобного типа. Тем не менее, если сравнить эти категории, то можно увидеть некоторые неизменные особенности. Таким образом, учёные выяснили, что в нескольких правовых системах можно найти общие закономерности. Дабы как-то охарактеризовать ряд однотипных систем, были придуманы такие категории, как правовые семьи. Таким образом, правовая семья - это ключевое понятие сравнительного правоведения, которое представляет собой совокупность похожих национальных правовых систем, на определённой территории. Как правило, в единую семью входят системы, которые объединяют общие источники, история формирования, структура, функции и т. п. На сегодняшний день выделяют следующие виды правовых семей, а именно:

Англосаксонская;

Романо-германская;

Религиозная правовая семья;

Семья традиционного права.

Заключение

Итак, в статье мы раскрыли понятие системы правового регулирования в Российской Федерации. На сегодняшний день данная проблематика является одной из ключевых в теории государства и права. Потому что наработки в этом направлении помогут повысить эффективность права как основного регулятора правоотношений в нашем государстве.

ЛЕКЦИЯ 9. ПРАВОВЫЕ И СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Понятие и виды правовых систем.
  2. Судебная власть и ее органы.
  3. Судебные системы зарубежных стран.
  4. Силовые структуры в зарубежных странах.

1. Понятие и виды правовых систем

Правовая система - комплекс связей, взаимоотношений между человеком, его объединениями, государством, обществом, порождающих определенные правила, нормы, стандарты этих отношений в конкретном обществе и государстве. Правовая система включает в себя следующие элементы: Система права, ее характеристика. Источники права. Процедура правотворчества. Особенности систематизации, интеграции действующего законодательства. Механизм правового регулирования. Правореализующий и правоприменительный процессы. Система государственного механизма (система отношений между органами государства). Форма и тип государства. Менталитет общества, и др.

В целом разновидности правовых систем исходят из субъективных и объективных причин.

Выделяются основных четыре правовые семьи:

  1. Континентальная (роман-германская правовая система).
  2. Англосаксонская.
  3. Религиозная.
  4. Социалистическая.

Другие специалисты выделяют восемь правовых систем:

  1. Романская (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
  2. Германская (Германия, Австрия, Польша, Швейцария и др.)
  3. Скандинавская (относятся страны Скандинавского полуострова - Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания)
  4. Англоамериканская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)
  5. Мусульманская (Иран, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и др.)
  6. Индусская (Индия, Пакистан, Малайзия, Бангладеш)
  7. Дальневосточная (Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур)
  8. Социалистическая, если принимать во внимание экономико-правовой критерий, как отношение к частной собственности, а именно запрет или существенное ограничение частной собственности, то к странам этого блока можно отнести - Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, Ливию.

Существуют некоторые политические аспекты выделения правовых систем. Ученый Самюэль Хантингтон выделил восемь политико-правовых систем. При таком делении не используется критерий территориального характера, а используется политический и исторический критерий.

  1. Европейская или западная. (Вся Европа, США, Канада, Латинская Америка)
  2. Славянская (Польша, Чехия, Словакия, Сербия и Черногория, частично Хорватия, Белоруссия, Украина)
  3. Египетская
  4. Индусская
  5. Мусульманская
  6. Синская (Китай, Япония, Сингапур)
  7. Система стран Океании и Австралии
  8. Система африканского типа.

2. Судебная власть и ее органы.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решения, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц и т.д. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений - неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовном процессе, где важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

  1. Осуществление правосудия только судом. Ни какой другой орган государства или должностные лица не вправе присваивать себе функции правосудия.
  2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело; судьи решают дела на основе закона и личного убеждения.
  3. Свобода доступа к суду. Суд обязан принять к рассмотрению иск (он может отклонить рассмотрение только по причине не подведомственности или неподсудности).
  4. Коллективное отправление правосудия. Единолично мировой, полицейский, иной судья может рассматривать лишь мелкие правонарушения.
  5. Язык судопроизводства. Ведение судебного процесса должно осуществляться на языке понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика.
  6. Гласность, т.е. открытый, публичный суд.
  7. Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии.
  8. Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

3. Судебные системы зарубежных стран.

Системы судебных органов могут быть неодинаковыми в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (яркий пример тому судебная система в США). При данной системе федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы своего штата.

В судах первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.) рассматриваются впервые все дела. Следующая инстанция - кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей, но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дела только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе.

В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды, когда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Здесь весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств.

Данная схема системы общих судов в ряде стран имеет свои особенности. Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел отнесенных к их компетенции. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. И во-первых это прокуратура. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокурора не участвует),осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью.

4. Силовые структуры в зарубежных странах.

Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.

Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.

Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:

  1. полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;
  2. полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;
  3. уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;
  4. административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;
  5. политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;
  6. военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.

Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.