Кого считать автором аудиовизуального произведения. Договор на создание аудиовизуального произведения

Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, права на фильм, права на телепрограмму, права на видеоролик, права на сложный объект, права продюсера, авторское право, интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, исключительное право

Который складывается в результате создания аудиовизуальных произведений, и - один из наиболее актуальных и сложных вопросов в сфере охраны интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст. 1263 ГК РФ [ "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) ] , аудиовизуальное произведение - это произведение, «…состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств» . Самый «типичная» категория аудиовизуальных произведений - это кинофильмы, а также «все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим» (телепрограммы, видеоклипы и др.)

На любое аудиовизуальное произведение существует в некотором смысле «двухуровневое авторство». В соответствии с положениями вышеуказанной статьи 1263 ГК РФ, авторами любого аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого произведения. Режиссер - это лицо, которое руководит постановкой аудиовизуального произведения и игрой актеров; сценарист - лицо, создавшее литературное произведение (сценарий), которое было положено в основу аудиовизуального произведения; композитор - автор музыки и/или текста, использованных в произведении. Авторы обладают правом авторства и иными личными (неимущественными) правами в отношении произведения.

Однако, у аудиовизуального произведения есть и второй «уровень» авторства: в соответствии с п. 5 указанной статьи, «…каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом» .

Таким образом, поскольку в аудиовизуальное произведение могут входить (и обычно входят) не только режиссура, сценарий и музыка, но и иные многочисленные объекты, то у такого произведения может быть достаточно большое количество авторов, чьи права и интересы необходимо учитывать в отношении каждого конкретного аудиовизуального произведения.

Гражданский кодекс содержит особые положения о правах композитора: п. 3 ст. 1263 ГК устанавливает, что композитор сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении произведения или сообщении его в эфир или по кабелю. Надо отметить, что данное положение действует, даже если исключительное право на вошедшее в аудиовизуальное произведение музыкальное произведение принадлежит другому лицу. Публичное исполнение - это «…представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения» ; сообщение произведения в эфир - это «…сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой…»; сообщение по кабелю - это «сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств…» (ст.1270. ГК «Исключительное право на произведение» ).

Такое отдельное закрепление прав композитора представляется необычным и может привести к выводу о некотором неравенстве между композиторами и иными авторами. Так, гражданином Российской Федерации П.Г. Любимовым была подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, в которой он просил признать противоречащим положениям Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 1263 ГК РФ. Решением суда общей юрисдикции П.Г. Любимову было отказано в удовлетворении иска к ОАО "ТВ Центр" о защите личных неимущественных прав и о выплате вознаграждения, соразмерного вознаграждению, выплаченному композитору, в связи с телевизионным показом кинофильма, одним из авторов которого (режиссером-постановщиком) он являлся. При этом суд первой инстанции признал несостоятельными ссылки на право композиторов на получение вознаграждения за использование музыки в фильмах, и отклонил требования заявителя, который, соответственно, просил признать за ним, как за режиссером-постановщиком, право на получение вознаграждения на условиях, аналогичным условиям, действующим для композиторов. Конституционный суд не рассматривал конституционность данного положения статьи и, в целом, отказал в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку «…решение вопроса о закреплении в действующем гражданском законодательстве такого подхода для режиссера-постановщика как автора произведения составляет прерогативу федерального законодателя и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу статей 10 и 125 Конституции Российской Федерации.» [ Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 690-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Любимова Павла Григорьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации" ]

Помимо авторов, в «список» лиц, обладающих определенными правами в отношении аудиовизуального произведения, входит так называемый «изготовитель». «Изготовитель аудиовизуального произведения» - это лицо, организовавшее создание этого произведения, и его права определяются так же, как права создателя любого сложного объекта авторского права.

В соответствии с п. 19.1. Постановления Пленумов Верховного Суда и ВАС РФ [ Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" ] , «Под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.).»

Изготовитель - это, как правило, и есть продюсер. А продюсер - это, в соответствии с законом о кинематографии, «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма» [ Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" ] . Однако, «изготовителем» аудиовизуального произведения может быть не только продюсер, но и, например, работодатель соответствующих авторов, Российская Федерация, субъекты федерации в отношении соответствующих произведений и др.

Изготовитель обладает исключительным (имущественным) правом на аудиовизуальное произведение в целом, если только иное не вытекает из его договоров с авторами произведения. Изготовитель также вправе указывать свое имя (или наименование - для юридических лиц) в произведении.

Статья 1240 ГК («Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта» ) конкретизирует права изготовителя, как лица, организовавшего создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности: изготовитель «…приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.» Причем, если вошедший в состав произведения объект был создан именно в этих целях, то такой договор, если соглашением сторон не предусмотрено иное, считается договором отчуждения исключительного права. В соответствии с п. 1 статьи 1234 ГК РФ, «по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).» Лицензионный же договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Необходимо отметить, что такое регулирование комплекса прав различных лиц в отношении аудиовизуальных произведений применимо только к тем произведениям, которые были созданы после введения в действия соответствующих положений Гражданского Кодекса. Так, в соответствии со ст. 486 утратившего силу Гражданского кодекса РСФСР («Авторское право на кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи» ), «Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку…Автору сценария, композитору, режиссеру - постановщику, главному оператору, художнику - постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациями, а на произведения, включенные в эти передачи, - их авторам.» (под «авторским правом» подразумевалось право «на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения; на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами» ). Данные положения действуют для аудиовизуальных произведений, созданных в период их действия.

После анализа основ правового регулирования института аудиовизуального произведения необходимо перейти к рассмотрению судебной практики, которая существенно расширяет круг вопросов, которые могут возникнуть при урегулировании споров между различными субъектами в отношении таких произведений.

Так, актуальным представляется вопрос о правах на персонажей как часть произведения. Так, обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ, устанавливает, что « Истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности.». Это основано, в частности, на п. 7 ст. 1259 Г КРФ («Объекты авторских прав»): «…Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи» . Пункт 3, в свою очередь, устанавливает, что «авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме». Следовательно, для самостоятельной правовой охраны персонажа аудиовизуального произведения необходимо, чтобы этот персонаж был самостоятельным результатом творческого труда автора и был выражен в объективной форме. Обзор практики содержит следующее разъяснение: «…персонажем аудиовизуального произведения как самостоятельным результатом творческого труда автора могут являться созданные и зафиксированные в аудиовизуальном ряде мультфильмов динамические рисованные (кукольные) образы главных героев, в отличие от других действующих героев обладающие такой совокупностью признаков, которые делают их оригинальными, узнаваемыми и отличительными от других героев в силу их внешнего вида, движений, голоса, мимики и иных других признаков, предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия... При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что … таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.» Следовательно, при отсутствии обоснования, что какой-либо персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, не имеется возможности определить объекты авторских прав, характер нарушения третьим лицом таких прав, а также подлежащий взысканию размер компенсации за нарушение [ "Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) ]

Следующий пункт Обзора практики подчеркивает целостность и единство аудиовизуального произведения и устанавливает следующее: «Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны.»; «совместное использование нескольких частей и (или) персонажей одного произведения образует один факт использования». Так, незаконное использование персонажа произведения является нарушением исключительного права на само произведение и, например, реализация товара, на котором размещены изображения персонажей одного произведения, следует рассматривать как одно правонарушение.

Однако, эта целостность и единство аудиовизуального произведения - применимы не во всех случаях. Так, множество споров вызывает возможность использовать аудиовизуальное произведение для создания пародии. В соответствии с пунктом 4 ст. 1274 ГК РФ («Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях» ), «Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.» Следовательно, автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений данной статьи. И только в том случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном в части первой ГК РФ.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19 ноября 2013 г. N 5861/13 установил, что при переработке аудиовизуального произведения, в том числе для создания пародии на него, требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось. В данном деле Президиум ВАС рассмотрел заявление ООО "Первое музыкальное Издательство", которое требовало взыскать компенсацию за нарушение исключительных авторских прав на песни под названием "Лондон", "Сан-Франциско", "Чао, бамбино" (группы «Кармен»), выразившееся в их использовании в телевизионной передаче "Стиляги". По мнению заявителя, эта передача не является пародийной, поэтому они могли быть использованы только с разрешения правообладателя. Однако, телевизионная передача «Стиляги» была признана пародийной: в ее рамках известные люди (артисты, спортсмены, актеры и т.д.) готовят оригинальные пародийные номера на клипы, фрагменты музыкальных кинофильмов, мюзиклов и спектаклей.

Президиум ВАС постановил, что музыкальные произведения могут существовать самостоятельно или как часть сложного аудиовизуального произведения и охраняться независимо от других его частей; что требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось, и в рассматриваемом споре имеются основания для признания факта использования без разрешения правообладателя в телепередаче спорных музыкальных произведений как самостоятельных объектов охраны. Президиум ВАС отменил решения судов нижестоящих инстанций и удовлетворил исковые требования ООО «Первое музыкальное Издательство», постановив взыскать с нарушителя компенсацию, обязать его опубликовать данное постановление и запретить использовать песни в передаче "Стиляги" [ Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 5861/13 по делу N А40-38278/2012-12-166 ].

Подводя итог, можно отметить, что аудиовизуальные произведения занимают особое место среди объектов авторского права. Особенности предоставления правовой охраны таким произведениям, в целом, и их отдельным элементам закрепляются в российском законодательстве, в законодательстве иностранных государств, а также в большинстве международных соглашений.

Аудиовизуальное произведение - это сложный объект, который включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Причем такое объединение нескольких произведений в одном - не механическое, и этим аудиовизуальное произведение отличается от составного произведения (то есть произведения, которые представляет собой результат творческого труда только по подбору или расположению материалов).

В результате объединения разных элементов в фильме, клипе, передаче и т.п. возникает единый объект, которое «растворяет» в себе вошедшие в него иные произведения, которое представляет собой результат творческого вклада многих лиц - авторов, однако не сводится к простой совокупности таких вкладов, а выводит общий творческий результат на совершенно новый уровень. При этом аудиовизуальные произведения, как правило, обладают большой ценностью с экономической точки зрения.

Однако в части установления прав различных лиц в отношении различных частей произведения, а также , как самостоятельных объектов, независимо от других элементов, представляется достаточно противоречивым, и должно дополняться последовательной и согласованной судебной практикой.

Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1263 ГК РФ

Статья 1263 ГК РФ. Аудиовизуальное произведение (действующая редакция)

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1263 ГК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение аудиовизуального произведения. Впервые этот термин в отечественном законодательстве появился 3 августа 1992 г., когда на территории России стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., где термин "аудиовизуальное произведение" был употреблен в ст. 134. Гражданский кодекс РФ воспринял основные нормы, касающиеся правового регулирования аудиовизуальных произведений, содержавшиеся в ст. 4 и 13 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".

2. Тремя основными видами произведений, входящих в понятие "аудиовизуальные произведения", являются кинофильмы, телефильмы и телепрограммы.

Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью соответствующих технических устройств создают иллюзию движения.

Основное предназначение аудиовизуального произведения - зрительное восприятие. Но в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений сопровождаются звуком, имеют звуковое сопровождение. Отсюда и название: аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Аудиовизуальные произведения не являются составными (сборными) произведениями. Это единые произведения, хотя и сложные, вобравшие в себя большое число первоначальных произведений.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не является переделкой, переработкой отдельных произведений. Поэтому нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения, строго говоря, выходит за рамки, указанные в ст. 1270 ГК РФ.

Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения (сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д.), "поглощаются" аудиовизуальным произведением, "растворяются" в нем. Аудиовизуальное произведение - это новое, единое и самостоятельное произведение; это "сплав", "сгусток", вобравший в себя ранее существовавшие произведения.

3. В пункте 2 комментируемой статьи названы лица, которые считаются авторами аудиовизуального произведения. Это режиссер-постановщик (именуемый также "режиссер"), автор сценария (сценарист) и композитор, создавший музыкальное произведение специально для этого аудиовизуального произведения (композитор оригинальной музыки).

Они считаются соавторами аудиовизуального произведения (ст. 1258 ГК РФ). Если сценарист не принимает участия в работе по созданию аудиовизуального произведения, он становится соавтором в силу закона. В процессе создания аудиовизуального произведения результаты творческого труда (произведения) вносят различные лица: как те три лица, которые указаны в п. 2 комментируемой статьи, так и иные лица - оператор-постановщик, художник-постановщик, лица, занимающиеся монтажом, авторы "вставных" песен. Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Но авторами аудиовизуального произведения в целом признаются только три лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи. Объясняется это тем, что именно эти три лица внесли наибольшие вклады в создание аудиовизуального произведения.

Поэтому очевидно, что указанные три лица не "являются авторами аудиовизуального произведения", как об этом сказано в ГК РФ, а признаются (считаются) авторами аудиовизуального произведения. Иными словами, здесь есть доля условности.

4. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет за композитором - автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, право на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Указанное право не является исключительным, это лишь право на получение вознаграждения. Оно может реализовываться посредством организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1242 - 1244 ГК РФ), в том числе посредством одной такой организации, получившей государственную аккредитацию (подп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

В комментируемой норме установлено, что автор музыкального произведения в указанных случаях "сохраняет" право на вознаграждение. Это свидетельствует о том, что данная норма является исключительной, а потому, как и любая исключительная норма, должна толковаться ограничительно. Это, в частности, означает, что данная норма не может применяться при других случаях использования аудиовизуального произведения, а именно при воспроизведении, распространении, импорте, прокате экземпляров, при доведении произведения до всеобщего сведения (подп. 1, 2, 4, 5 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Более того, эта норма не должна применяться и в том случае, если показ аудиовизуального произведения осуществляется без сопровождения звука, как упоминается в подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

5. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен правам изготовителя аудиовизуального произведения.

При этом абз. 1 этого пункта относится к имущественным, а абз. 2 - к личным неимущественным правам изготовителя.

Абзац 1 п. 4 содержит определение изготовителя аудиовизуального произведения: это лицо, организовавшее создание такого произведения.

Судебная практика по статье 1263 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-17708, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями части 3 статьи 64, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1229, 1242, 1243, 1244, 1259, 1263 , 1300, 1304, 1310, 1329, 1330 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия надлежащих доказательств использования ответчиком спорных музыкальных произведений...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11018/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор

    Также судом учтен пункт 10.4 постановления от 26.03.2009 № 5/29, в котором разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 1263 Кодекса композитор являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения...

  • Решение Верховного суда: Определение N 303-ЭС17-9736, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из доказанности факта нарушения ответчиком исключительных прав истца, руководствуясь статьями 1229, 1240, 1252, 1263 , 1270, 1301, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 № 28-П удовлетворил иск частично...

+Еще...

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение рассчитано, прежде всего, на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука. Поэтому, как отмечается в науке, главным признаком таких произведений является возможность зрительного восприятия. Однако в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеют звуковое сопровождение, что и предопределило их название: аудио произведения – произведения воспринимаемые на слух, и визуальные произведения – произведения, воспринимаемые зрительно.

Рассматриваемое произведение является сложным объектом, поскольку состоит из нескольких произведений, как одного автора, так и нескольких авторов. Произведения, включенные в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него. Как отмечает Н.П. Корчагина, «в отдельных случаях произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе непосредственного создания аудиовизуального произведения, в связи с чем существуют неотделимо от аудиовизуального произведения». По мнению автора «данные особенности позволяют отнести аудиовизуальное произведение к неделимым объектам».

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра – на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.



Поскольку аудиовизуальное произведение состоит из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, оно имеет трех авторов, каждый из которых обладает своей творческой функцией и затрачивает свои творческие усилия. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами рассматриваемых произведений являются:

3) композитор, специально создавший музыкальное произведение для аудиовизуального произведения.

Режиссер-постановщик является центральной фигурой, организующей и возглавляющей творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

Остальные авторы, результаты творческой деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, независимо от того, когда они были созданы – до или в процессе работы над таким произведением. При этом они сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).

Как отмечает И.А. Близнец, «такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав – изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера)».

В соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Формулировка «композитор сохраняет право на вознаграждение» предполагает непередаваемость данного правомочия, т.е. даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение.

Отдельно законодатель регулирует права продюсера – лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Как это делается: продюсирование в креативных индустриях Коллектив авторов

Авторы аудиовизуального произведения и соглашения с ними

Подпунктом «а» п. 1 ст. 14-bis Бернской конвенции установлено, что «определение лиц – владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана». При этом в соответствии с п. 3 ст. 14-bis Бернской конвенции из числа авторов кинематографического произведения не могут быть исключены авторы сценариев, диалогов и музыкальных произведений, которые созданы для постановки кинематографического произведения, а также его режиссер-постановщик. Во многих странах круг лиц увеличен. Как отмечено Р. Ш. Рахматулиной, во Франции к авторам АУП относятся оператор-постановщик, художник-постановщик, автор диалогов, автор переработки180.

В Российской Федерации круг лиц, которые являются авторами АУП, ограничен минимальным составом, установленным Бернской конвенцией:

К взаимоотношениям между указанными выше авторами применяются нормы о неделимом соавторстве. Отсюда проистекает правило относительно запрета отзыва произведения (ст.1269 ГК РФ), вошедшего в состав АУП. Законом установлено, что соавторами признаются граждане, которые создали произведение совместным творческим трудом независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение181. Таким образом, АУП, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено в соглашении между ними.

Эта правовая норма является отличной гарантией для субъектов медиабизнеса. Она помогает использовать аудиовизуальный контент даже в случае разногласий с его авторами и/или правообладателями результатов интеллектуальной деятельности, вошедших в состав АУП. Особый случай соавторства – осложненное иностранным элементом. К примеру, соавторство с участием иностранных и российских соавторов.

Продюсером с каждым из авторов АУП могут быть заключены договоры авторского заказа с условием об отчуждении исключительных прав (что делается чаще всего), либо с условием о передаче прав по лицензии. Лишь в случае наличия условия об отчуждении исключительных прав со всеми авторами АУП исключительные права на АУП полностью переходят к продюсеру. Как правило, продюсер всегда стремится получить от авторов АУП максимальный объем прав для того, чтобы иметь свободу действий в отношении конечного продукта (например, снять продолжение фильма). В некоторых случаях на подготовительном этапе продюсером может быть заключен опционный договор (фактически договор о намерениях) с кем-либо из авторов АУП, либо с заказчиком АУП.

В соответствии с российским законодательством, для которого этот тип договора – новелла, по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных этим договором действий. При этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается182. Особенно важным является то, что данный договор позволяет установить условие о конфиденциальности и о том, что то или иное произведение, предназначенное для производства АУП, не будет передано конкуренту. Однако при этом такой договор не обязывает продюсера воплощать коммерчески невыгодные проекты и выплачивать стоимость произведений в убыток себе.

Примером может служить договор со сценаристом с условием о том, что автор обязуется никому не передавать свое произведение в течение определенного срока. Такое соглашение будет удобно для производящей компании в случае неопределенности относительно финансового успеха АУП. В случае успешного использования сценария со сценаристом заключается договор о передаче прав на сценарий.

Опционные договоры , в случае заключения их между производящей компанией/продюсером и заказчиком АУП (к примеру, телеканалом), являются своеобразным гарантом для продюсера от возникновения ситуации, при которой телеканал отказывается от заказа, ознакомившись с идеей проекта, сам воспроизводит эту идею без затрат на аутсорсинг. Наличие опционного договора может стать подтверждением в суде того факта, что со стороны телеканала были определённые намерения приобрести права на медиапродукт и для этих целей ему была предоставлена необходимая документация. При такой ситуации суд может расценить производство телеканалом подобного продукта как недобросовестные действия. По крайней мере, так эта схема работает на западных медиарынках, и применяется в основном при продаже прав на телеформаты.

Следует отметить, что, называя договоры с авторами АУП договорами авторского заказа, мы подразумеваем, что такие договоры все же носят смешанный характер. Договор авторского заказа по своей природе уже смешанный. Он имеет элементы договора подряда, а также элементы договора об отчуждении прав, либо лицензионного договора. Создание в рамках этого же процесса объектов смежных прав еще более осложняет природу такого соглашения. Нередко композиторы являются и исполнителями, а режиссеры-постановщики, например, создают актерскую постановку, которая является исполнением. Следует отметить, что существует позиция, согласно которой процесс подготовки к созданию объекта смежных прав осуществляется в рамках договора оказания услуг183.

Из книги Домострой автора Сильвестр

60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться А которые слуги в лавках торгуют и покупают для домашнего хозяйства все нужное и разные припасы, по вечерам и на покое во всякое воскресенье должен сам хозяин с ними рассчитываться, в приходе и в расходе, в купле и

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

Из книги Метафизика пата автора Гиренок Фёдор Иванович

Введение, или Разговор о трех метафизических нитях, на которых висела Европа и Россия, а вместе с ними и весь мир Когда я говорю, что Европа висит, то не потому, что она висит (хотя она, может быть, и висит), а потому, что я вижу ее подвешенной. Она подвешена к необходимости

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Юридические соглашения Заключение брачного контракта - удобная и современная форма юридического оформления взаимоотношений между будущими супругами. Вопрос, этично ли предложить партнеру подобную «сделку» и не испортит ли брачный контракт развивающиеся отношения,

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Крыша, стены, что под ними Для меня вот уже семь лет самой большой загадкой в Гоа является то, как местные почтальоны ухитряются найти нужный им адрес, чтобы доставить корреспонденцию. Дома здесь располагаются без какого-либо видимого порядка. Если углубиться во дворы, в

Из книги Как победить китайцев автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

А.Г. Аганбегян - Заработная плата и социальные реформы - туда ли мы с ними идем? «Экономические стратегии», № 05-06-2007, стр. 24–27 Очередная беседа академика РАН Абела Гезевича Аганбегяна с главным редактором «ЭС» Александром Агеевым посвящена положению дел со стоимостью

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

Авторы Борис Кагарлицкий – директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО)Ирина Глущенко – доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии факультета философии НИУ ВШЭЕвгений Добренко – профессор Шеффилдского университета (Великобритания),

Из книги Время, вперед! Культурная политика в СССР автора Коллектив авторов

Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Глава IV ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОРЫ Одна из важнейших характеристик читательской публики – ее литературные предпочтения. Ведь отношение к чтению, духовный мир читателя, его вкусы и интересы проявляются прежде всего в том, какие книги каких авторов он

Из книги Мода и искусство автора Коллектив авторов

Авторы Джоанн Б. Айхер (Joanne B. Eicher), почетный профессор и член руководства Университета Миннесоты, специалист по антропологии костюма. Является главным редактором «Энциклопедии мировой моды» издательства Berg, а также серии Berg «Одежда. Тело. Культура». Автор книг «Платье,

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Глава 4. Как защитить свои права и не нарушить чужих в сфере аудиовизуального

Из книги автора

4.3 Таисия Дёмина. Особенности договорных отношений при производстве аудиовизуального контента Таисия Дёмина – выпускница факультета Права НИУ ВШЭ, выпускница магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» НИУ ВШЭСегодня аудитория потребляет

Из книги автора

Правовая природа аудиовизуального произведения Аудиовизуальные произведения (далее – «АУП») – это особый тип контента, направленный как на зрительное, так и на слуховое восприятие. Он оказывает ощутимое воздействие на сознание зрителя. Из этих основных признаков

Из книги автора

Композитор как автор аудиовизуального произведения Для каждого из авторов АУП договор авторского заказа приобретает свои особенности. Рассмотрим в качестве примера заказ композитору на создание музыки специально для включения в состав АУП.Композитор, который

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

    К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20 th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них. Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам. Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.