Договор со звукорежиссером аудиовизуального произведения. Договор на создание аудиовизуального произведения

Как оформить взаимоотношения продюссерского центра в лице ИСПОЛНИТЕЛЯ с певцом (заказчик) по созданию для него аудиовизуального произведения (видеоклипа)?

Ответ

Можно заключить договор на создание аудиовизуального произведения (договор подряда или договор оказания услуг) и отчуждение исключительных прав. По договору авторского заказа Исполнителем не может быть юрлицо.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное ( ГК РФ).

После выполнения работ по договору, то есть после создания фильма, составляется авторский договор, по которому компания передает заказчику имущественные (исключительные) авторские права. Заключается либо лицензионный договор (четко прописываются отдельные передаваемые права и срок действия, о нем в , ГК РФ) или договор об отчуждении исключительных прав (передаются все права и навсегда, ГК РФ).

Квалифицирующим признаком договора об отчуждении исключительного права на произведение является его предмет - по такому договору отчуждается весь комплекс исключительных прав на весь срок их действия.

К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические произведения, в том числе теле- и видеофильмы, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации ( ст. 1263 ГК РФ).

Аудиовизуальное произведение считается сложным объектом авторских прав, поскольку включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности ( ст. 1240 ГК РФ).

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария;
  • композитор, создавший музыкальное произведение специально для аудиовизуального произведения
  • Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения,

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам, либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Лицо, организовавшее создание сложного объекта (продюсер), включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Можно заключить договор на создание видеоклипа с отчуждением исключительных прав.

Такую обязанность важно конкретизировать в договоре, а именно:

Момент передачи исключительного права

Обычно стороны вправе самостоятельно установить, когда правообладатель должен передать приобретателю исключительное право:

  • либо непосредственно в момент заключения договора;
  • либо через определенный срок со дня оформления отношений.

Исключение составляет случай, когда . В такой ситуации правообладатель может исполнить свою обязанность только спустя некоторое время после того, как стороны заключат договор. А именно в момент регистрации перехода исключительного права (). Если стороны предусмотрят иной момент передачи права (например, в день заключения договора), в случае спора суд не примет это условие во внимание ( «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее - постановление № 5/29).

При согласовании условия о моменте передачи исключительного права имеет смысл правильно сформулировать действие, которое должен будет совершить правообладатель. Дело в том, что закон разрешает употребить в договоре любую из следующих формулировок: «передает», «обязуется передать» (). Однако на практике формулировку стоит выбрать в зависимости от срока исполнения обязанности правообладателя.

Если приобретатель намерен получить исключительное право непосредственно в момент заключения договора, то формулировка условия может быть любой («передает» или «обязуется передать»).

Примеры формулировок условия о передаче исключительного права в момент заключения договора

Вариант 1.

передает

2.1. Правообладатель передает исключительное право на Программу в момент заключения настоящего договора».

Вариант 2.

«1.1. Правообладатель обязуется передать Приобретателю исключительное право на программу для ЭВМ «Альфа» (далее по тексту - Программа) в предусмотренном договором порядке, а Приобретатель обязуется уплатить Правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

2.1. Приобретатель получает исключительное право на Программу в момент заключения настоящего договора».

Если же приобретатель намерен () получить исключительное право через тот или иной промежуток времени (например, через 10 дней с момента заключения договора либо в момент регистрации перехода исключительного права), то лучше выбрать только одну формулировку - «обязуется передать». В противном случае (т. е. если договор будет содержать фразу «правообладатель передает») между сторонами могут возникнуть недопонимание и споры.

Обоснование

По мнению многих специалистов в области права и некоторых судов, возможность использовать формулировки «передает» и «обязуется передать» свидетельствует о том, что договор об отчуждении исключительного права можно заключить по двум разным моделям:

  • при формулировке «обязуется передать» договор будет считаться консенсуальным, то есть заключенным в момент получения лицом, направившим , ее ();
  • при формулировке «передает» договор будет считаться реальным, то есть заключенным с момента фактической передачи исключительного права ().

В частности, при рассмотрении одного из споров Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу: «...по своей юридической природе договор об отчуждении исключительного права может быть как реальным, так и консенсуальным, что прямо следует из ст. 1234 ГК РФ, одна сторона, правообладатель, передает (признак реального договора) или обязуется передать (консенсуальный договор)» ( , оставлено без изменения, отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Если следовать такой логике, то получится, что стороны не заключат договор, если одновременно:

  • выберут формулировку «передает»;
  • предусмотрят обязанность правообладателя передать исключительное право в будущем (т. е. в течение определенного срока с момента заключения договора или в момент регистрации перехода исключительного права).

Другими словами, условие о реальном характере договора («правообладатель передает») будет противоречить условию об исполнении обязательства в будущем. Ведь по реальному договору именно момент передачи права считается моментом совершения сделки.

В итоге между сторонами могут возникнуть разногласия. Например, если приобретатель выплатит правообладателю аванс, то фактически это будет означать, что правообладатель получил деньги по несуществующему обязательству, то есть неосновательно обогатился.

Впрочем, на практике суды крайне редко обращают внимание на формулировки «передает» и «обязуется передать». Более того, есть мнение, что договор об отчуждении исключительного права вообще не может быть реальным, поскольку передача некоего абстрактного права нельзя отождествлять с передачей вещи (материального объекта).

Однако, чтобы полностью обезопасить себя от споров, связанных с заключенностью договора при передаче исключительного права в будущем, нужно прямо указать на консенсуальный характер соглашения, то есть выбрать формулировку «обязуется передать».

Пример формулировки условия о передаче исключительного права по истечении определенного срока с момента заключения договора

«1.1. По настоящему договору Правообладатель обязуется передать Приобретателю исключительное право на литературное произведение «Альфа» (далее по тексту - Произведение) в предусмотренном договором порядке, а Приобретатель обязуется уплатить Правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

2.1. Правообладатель должен передать исключительное право на Произведение через 10 (десять) дней с момента заключения настоящего договора».

Пример формулировки условия о передаче исключительного права с момента государственной регистрации перехода этого права

«1.1. По настоящему договору Правообладатель обязуется передать Приобретателю исключительное право на товарный знак «Альфа» (далее по тексту - Товарный знак) в предусмотренном договором порядке, а Приобретатель обязуется уплатить Правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

2.1. Обязанность Правообладателя по передаче исключительного права на Товарный знак считается исполненной в момент государственной регистрации перехода этого права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Как приобретателю сформулировать условие о передаче исключительного права правообладателем, если стороны решили не предусматривать момент перехода такого права к приобретателю

Если регистрация не нужна, будет считаться, что исключительное право переходит к приобретателю в момент заключения договора. В таком случае в тексте договора : «правообладатель передает исключительное право» либо «правообладатель обязуется передать исключительное право».

Если переход исключительного права необходимо зарегистрировать, это право перейдет к приобретателю в момент регистрации, то есть уже после заключения договора. В такой ситуации - «правообладатель обязуется передать исключительное право».

Вместе с тем, оптимальный вариант - . Это в максимальной степени снизит риск недопонимания и споров между сторонами.

Перечень передаваемых документов (материальных объектов)

В договоре имеет смысл указать, какие именно документы и (или) иные материальные объекты правообладатель должен передать приобретателю.

Обоснование

Считается, что сама по себе передача исключительного права не требует от правообладателя совершать какие-либо дополнительные действия (в отличие, например, от договора купли-продажи, где продавец чаще всего должен передать конкретную вещь). Другими словами, наступление , в который правообладатель должен передать исключительное право, - это и есть свидетельство того, что приобретатель соответствующее право получил.

Однако иногда факт отчуждения исключительного права предполагает передачу приобретателю каких-либо материальных объектов (документов, оптических дисков и т. д.). Если правообладатель не передаст такие объекты, приобретатель не сможет использовать результат интеллектуальной деятельности должным образом. Например, если предмет договора - , то правообладателю недостаточно сослаться на передачу исключительного права на ноу-хау в определенный срок; необходимо предоставить конкретные сведения, составляющие секрет производства.

Таким образом, обязанность передать исключительное право порой тесно связана с обязанностью передать приобретателю материальные объекты.

Чтобы снизить вероятность недопонимания и споров между сторонами, передаваемые объекты имеет смысл перечислить в договоре.

Пример формулировки условия об обязанности правообладателя передать приобретателю материальные объекты

«Правообладатель обязан передать Приобретателю:

Имеет смысл предусмотреть срок передачи материальных объектов. Такой срок может превышать . Например, стороны могут установить, что правообладатель передает исключительное право в момент заключения договора, а необходимые документы - через три дня после этого.

В то же время приобретателю нужно проследить, чтобы такой срок не был слишком большим. В противном случае (например, если срок передачи документов будет равен одному году) приобретатель не сможет использовать объект интеллектуальной собственности в течение длительного промежутка времени (либо сможет использовать, но не в полной мере).

Пример формулировки условия о сроке передачи приобретателю материальных объектов

«В течение 5 (пяти) дней с момента заключения настоящего договора Правообладатель должен передать Приобретателю документы, перечисленные в пункте 2.3 договора».

Нужно ли приобретателю предусматривать в договоре обязанность сторон подписать акт приема-передачи исключительного права

Это делать необязательно.

Закон не устанавливает обязанности составлять акт приема-передачи исключительного права. На это не раз указывали суды. К примеру, при рассмотрении одного из споров Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу: «Мнение истца о невозможности передачи исключительного права на исполнение без акта приема-передачи противоречит физической картине мира....по акту приема-передачи физически вручать нечего. Поскольку акт приема-передачи не предусмотрен с целью фиксации юридической процедуры перехода исключительного права в качестве договорного условия, отсутствие такого акта, не обязательного в силу закона для договоров данного вида, является юридически безразличным обстоятельством» ( , оставлено без изменения , отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Не требуется оформлять акт приема-передачи и для целей налогообложения ().

В то же время в договоре не запрещено установить, что стороны все-таки должны подписать акт приема-передачи исключительного права. Такую обязанность можно предусмотреть, например, для того, чтобы в случае судебного спора обеспечить себе наличие еще одного письменного доказательства (в качестве которого будет выступать акт) наряду с доказательством в виде договора об отчуждении исключительного права (см., например, постановления Суда по интеллектуальным правам , ).

Если стороны решат указать в договоре на необходимость подписания акта приема-передачи, нужно проследить за тем, чтобы такой акт имел именно доказательственное значение, то есть подтверждал факт передачи исключительного права приобретателю.

Пример формулировки условия об обязанности сторон подписать акт приема-передачи исключительного права

«Факт передачи Приобретателю исключительного права на Произведение стороны обязаны подтвердить путем составления и подписания акта приема-передачи».

Вместе с тем, закон не запрещает придать документу правопорождающее значение, то есть установить, что приобретатель получает исключительное право с момента подписания акта приема-передачи. Однако предусматривать в договоре такое условие, как правило, не стоит. Удобнее и проще связать факт передачи исключительного права с . Даже если в этот день стороны не подпишут акт, приобретатель все равно получит исключительные права.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Закон.Ру - официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Является ли телепередача или телепрограмма аудиовизуальным произведением / сложным объектом интеллектуальной собственности? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 6 января. URL:

Судебная практика свидетельствует о том, что суды нередко рассматривают телепрограммы и телепередачи как разновидность аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ).

Так, признавая телевизионную передачу объектом авторского права, суд указал следующее: «…по мнению суда, творческий труд, безусловно, присутствует в программах телеканала: в первую очередь имеется в виду труд операторов, снимающих программу, авторов сценария, создающих сценарий программы, режиссеров, выстраивающих съемочный процесс и определяющих очередность снимаемых сцен, режиссеров монтажа, осуществляющих последующий монтаж отснятого материала и наложение музыки» . Оценив доводы участника процесса, указавшего, что телепередачи относятся к объектам смежных прав и законодатель выделил их в отдельную категорию именно потому, что телепередачи не являются аудиовизуальными произведениями, суд подчеркнул: «…согласно ст. 1304 и ст. 1330 ГК РФ, объектом смежных прав является не сама телепередача, а право организации эфирного или кабельного вещания на сообщение в эфир или по кабелю телепередачи... При этом сама телепередача является аудиовизуальным произведением и объектом авторского права. В данном случае исключительное право телеканала на сообщение в эфир телепередачи, является дополнительным/смежным правом организации вещания по отношению к авторским правам на телепередачу, т.е. правам создавших ее лиц» .

Изложенная позиция вовсе не бесспорна.

Обратившись к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), можно увидеть, что в ней не упоминаются аудиовизуальные произведения, но прямо названы «кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии » (ст. 2(1)). По смыслу ст. 14 Бернской конвенции кинематографические произведения (Cinematographic Works ) представляют собой созданные на основе литературных и художественных произведений кинематографические постановки. При этом в соответствии со ст. 14bis Бернской конвенции кинематографическое произведение подлежит охране в качестве оригинального произведения.

Далее нельзя не вспомнить Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений, или иначе - Договор о реестре фильмов (Treaty on the International Registration of Audiovisual Works (Film Register Treaty) ) . Его ст. 2 ("Audiovisual Work" ) устанавливала: «Для целей настоящего Договора «аудиовизуальное произведение» означает любое произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия». Следует специально подчеркнуть, что целью данного договора было создание международного реестра фильмов и выражение «аудиовизуальное произведение» использовалось как синоним слова «фильм».

Россия в Договоре о реестре фильмов не участвовала. Вместе с тем понятие аудиовизуального произведения, содержащееся в ст. 2 этого международного договора, а также положение ст. 2(1) Бернской конвенции, были воспроизведены в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Затем определение, содержащееся в ст. 2 Договора о реестре фильмов, дополненное положением ст. 2(1) Бернской конвенции, было воспроизведено в п. 1 ст. 1263 ГК РФ: «Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Изложенное позволяет заключить, что под аудиовизуальными произведениями следует понимать именно фильмы (кинофильм, телефильм, видеофильм), но не телепередачи и телепрограммы.

Развивая сказанное, необходимо указать следующее.

Отечественный законодатель относит аудиовизуальные произведения к сложным объектам интеллектуальной собственности, под которыми в силу п. 1 ст. 1240 ГК РФ понимается объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Следует обратить внимание на то, что список сложных объектов интеллектуальной собственности носит закрытый характер и в него включено лишь 4 разновидности: (1) кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения; (2) театрально-зрелищные представления; (3) мультимедийные продукты; (4) базы данных.

Аналогичным образом телепередачи и телепрограммы, признаваемые в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» продукцией средства массовой информацией могут включать в свой состав как охраняемые объекты интеллектуальной собственности (фонограммы, короткометражные фильмы, литературные и музыкальные произведения и т.д.), так и объекты, которые не охраняются в качестве объектов интеллектуальной собственности (идеи, информация, методы и т.п.). Это не позволяет относить телепередачи и телепрограммы к сложным объектам интеллектуальной собственности. Подтверждает этот вывод и то, что все чаще звучат предложения о введении в ГК РФ нового объекта интеллектуальной собственности - формата телепередач притом, что во всем мире он к таковым не относится .

Исходя из сказанного можно заключить, что на сегодняшний день действующее отечественное законодательство не позволяет относить телевизионные программы и телевизионные передачи к аудиовизуальным произведениям, являющимся сложными объектами интеллектуальной собственности.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1263 ГК РФ

Статья 1263 ГК РФ. Аудиовизуальное произведение (действующая редакция)

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1263 ГК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение аудиовизуального произведения. Впервые этот термин в отечественном законодательстве появился 3 августа 1992 г., когда на территории России стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., где термин "аудиовизуальное произведение" был употреблен в ст. 134. Гражданский кодекс РФ воспринял основные нормы, касающиеся правового регулирования аудиовизуальных произведений, содержавшиеся в ст. 4 и 13 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".

2. Тремя основными видами произведений, входящих в понятие "аудиовизуальные произведения", являются кинофильмы, телефильмы и телепрограммы.

Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью соответствующих технических устройств создают иллюзию движения.

Основное предназначение аудиовизуального произведения - зрительное восприятие. Но в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений сопровождаются звуком, имеют звуковое сопровождение. Отсюда и название: аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Аудиовизуальные произведения не являются составными (сборными) произведениями. Это единые произведения, хотя и сложные, вобравшие в себя большое число первоначальных произведений.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не является переделкой, переработкой отдельных произведений. Поэтому нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения, строго говоря, выходит за рамки, указанные в ст. 1270 ГК РФ.

Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения (сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д.), "поглощаются" аудиовизуальным произведением, "растворяются" в нем. Аудиовизуальное произведение - это новое, единое и самостоятельное произведение; это "сплав", "сгусток", вобравший в себя ранее существовавшие произведения.

3. В пункте 2 комментируемой статьи названы лица, которые считаются авторами аудиовизуального произведения. Это режиссер-постановщик (именуемый также "режиссер"), автор сценария (сценарист) и композитор, создавший музыкальное произведение специально для этого аудиовизуального произведения (композитор оригинальной музыки).

Они считаются соавторами аудиовизуального произведения (ст. 1258 ГК РФ). Если сценарист не принимает участия в работе по созданию аудиовизуального произведения, он становится соавтором в силу закона. В процессе создания аудиовизуального произведения результаты творческого труда (произведения) вносят различные лица: как те три лица, которые указаны в п. 2 комментируемой статьи, так и иные лица - оператор-постановщик, художник-постановщик, лица, занимающиеся монтажом, авторы "вставных" песен. Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Но авторами аудиовизуального произведения в целом признаются только три лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи. Объясняется это тем, что именно эти три лица внесли наибольшие вклады в создание аудиовизуального произведения.

Поэтому очевидно, что указанные три лица не "являются авторами аудиовизуального произведения", как об этом сказано в ГК РФ, а признаются (считаются) авторами аудиовизуального произведения. Иными словами, здесь есть доля условности.

4. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет за композитором - автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, право на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Указанное право не является исключительным, это лишь право на получение вознаграждения. Оно может реализовываться посредством организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1242 - 1244 ГК РФ), в том числе посредством одной такой организации, получившей государственную аккредитацию (подп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

В комментируемой норме установлено, что автор музыкального произведения в указанных случаях "сохраняет" право на вознаграждение. Это свидетельствует о том, что данная норма является исключительной, а потому, как и любая исключительная норма, должна толковаться ограничительно. Это, в частности, означает, что данная норма не может применяться при других случаях использования аудиовизуального произведения, а именно при воспроизведении, распространении, импорте, прокате экземпляров, при доведении произведения до всеобщего сведения (подп. 1, 2, 4, 5 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Более того, эта норма не должна применяться и в том случае, если показ аудиовизуального произведения осуществляется без сопровождения звука, как упоминается в подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

5. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен правам изготовителя аудиовизуального произведения.

При этом абз. 1 этого пункта относится к имущественным, а абз. 2 - к личным неимущественным правам изготовителя.

Абзац 1 п. 4 содержит определение изготовителя аудиовизуального произведения: это лицо, организовавшее создание такого произведения.

Судебная практика по статье 1263 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-17708, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями части 3 статьи 64, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1229, 1242, 1243, 1244, 1259, 1263 , 1300, 1304, 1310, 1329, 1330 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия надлежащих доказательств использования ответчиком спорных музыкальных произведений...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11018/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор

    Также судом учтен пункт 10.4 постановления от 26.03.2009 № 5/29, в котором разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 1263 Кодекса композитор являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения...

  • Решение Верховного суда: Определение N 303-ЭС17-9736, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из доказанности факта нарушения ответчиком исключительных прав истца, руководствуясь статьями 1229, 1240, 1252, 1263 , 1270, 1301, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 № 28-П удовлетворил иск частично...

+Еще...

Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объектам авторского права. Существует несколько определений аудиовизуальных произведений. Рассмотрим одно из них.

Аудиовизуальные произведения - это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

К аудиовизуальным произведениям относят кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы), независимо от способа их первоначальной или последующей записи. Важность аудиовизуальных произведений состоит в том, что они являются одним из сильнейших средств воздействия на мысли и поступки человека.

Первым видом аудиовизуальных произведений были кинематографические произведения (кинофильмы), которые появились ещё в конце XIX в. Впоследствии к кинофильмам добавились мультипликационные и анимационные фильмы, а в послевоенные годы, в связи с широким распространением телевидения, - телефильмы, видеофильмы и т.д.

В настоящее время при создании кинофильмов, видеофильмов и телефильмов все шире используется компьютерная анимация. Технологии виртуальной реальности оказывают радикальное влияние на производство аудиовизуальных произведений. Вполне возможно, что аудиовизуальные произведения в перспективе сольются с мультимедийными произведениями.

Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений с 1948 г. Однако их охрана отличается от охраны других произведений. Статья 7(2) Бернской конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Однако именно такой принцип охраны используется для объектов смежных прав. Это дает основание полагать, что в действительности аудиовизуальные произведения являются объектами смежных прав.

На международном уровне вместо термина "аудиовизуальное произведение" используют "аудиовизуальное исполнение", т.е. негласно признается, что аудиовизуальные произведения - это объекты смежных прав. Более того, в декабре 2000 г. проведена Дипломатическая конференция ВОИС, посвященная охране аудиовизуальных исполнений. В результате противоречий между США, Европейским союзом и рядом развивающихся стран не удалось принять Договор ВОИС по аудиовизуальным исполнениям, хотя ᴇᴦο текст был подготовлен. В этом проекте договора вообще нет термина "аудиовизуальное произведение" (см. § 11.5), а используется только термин "аудиовизуальное исполнение".

Таким образом, в настоящее время на международном уровне аудиовизуальные произведения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т.е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения уже отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизуальные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.

Аудиовизуальные произведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аудиовизуальные произведения" 2015, 2017-2018.

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение рассчитано, прежде всего, на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука. Поэтому, как отмечается в науке, главным признаком таких произведений является возможность зрительного восприятия. Однако в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеют звуковое сопровождение, что и предопределило их название: аудио произведения – произведения воспринимаемые на слух, и визуальные произведения – произведения, воспринимаемые зрительно.

Рассматриваемое произведение является сложным объектом, поскольку состоит из нескольких произведений, как одного автора, так и нескольких авторов. Произведения, включенные в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него. Как отмечает Н.П. Корчагина, «в отдельных случаях произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе непосредственного создания аудиовизуального произведения, в связи с чем существуют неотделимо от аудиовизуального произведения». По мнению автора «данные особенности позволяют отнести аудиовизуальное произведение к неделимым объектам».

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра – на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.



Поскольку аудиовизуальное произведение состоит из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, оно имеет трех авторов, каждый из которых обладает своей творческой функцией и затрачивает свои творческие усилия. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами рассматриваемых произведений являются:

3) композитор, специально создавший музыкальное произведение для аудиовизуального произведения.

Режиссер-постановщик является центральной фигурой, организующей и возглавляющей творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

Остальные авторы, результаты творческой деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, независимо от того, когда они были созданы – до или в процессе работы над таким произведением. При этом они сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).

Как отмечает И.А. Близнец, «такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав – изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера)».

В соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Формулировка «композитор сохраняет право на вознаграждение» предполагает непередаваемость данного правомочия, т.е. даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение.

Отдельно законодатель регулирует права продюсера – лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.